Похожие работы
|
Возрасная и педагогическая психология программа и - страница №2/4
Раздел 1. Теоретические основы возрастной психологии.Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии. История возрастной психологии. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Краткий исторический очерк ее возникновения. Закономерности формирования и развития взглядов на психику человека на основе анализа различных подходов к пониманию генезиса психики. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Основные разделы возрастной психологии: детская психология, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, геронтопсихология. Место возрастной психологии в системе психологических наук. Связь возрастной психологии с другими науками (возрастной физиологией, общей психологией, педагогической психологией, социальной психологией, педагогикой, философией). Предпосылки возникновения возрастной психологии как самостоятельной научной дисциплины. Методы возрастной психологии. Метод наблюдения и его разновидности. Особенности использования метода наблюдения в возрастной психологии. Эксперимент в возрастной психологии. Его виды. Констатирующий и формирующий эксперименты. Основные формы констатирующего, эксперимента: «продольные» и «поперечные» срезы, сравнительный эксперимент. Психодиагностические методы: тестовые методы изучения интеллектуального развития. Социометрия. Беседа. «Близнецовый» метод. Методы изучения особенности личности, коллектива учащихся и межличностных отношений в группе. Обусловленность выбора метода задачами исследования и условиями его проведения, возрастными и индивидуальными особенностями испытуемых. Требования к организации психологического исследования. Взаимосвязь методологических принципов, методов и методик исследования в возрастной психологии. Сущность психического развития. Движущие силы психического развития. Биологические предпосылки как условие развития (биологическое, наследственное). Задатки. Социальные факторы психического развития человека. Среда природная и социальная. Социальный опыт. Обучение и воспитание как сознательный и целенаправленный процесс воздействия старшего на подрастающее поколение. Биогенетическая концепция, биогенетический закон и социогенетическая концепции в развитии возрастной психологии. Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна. Взаимодействие биологических и социальных факторов развития. Фактор активности. Теории нативизма: преформизм, теория рекапитуляции, теории созревания. Теории эмпиризма (Дж.Локк). Закономерности психического развития (по Л.С. Выготскому). Тема 4. Проблемы возраста и возрастной периодизации психического развития. Стадиальность развития. Неравномерность психического развития и ее причины. Понятие о сензитивных периодах развития психики. Стабильные и кризисные периоды развития, их характеристика. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Возрастные новообразования. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Принципы и критерии возрастной периодизации. Различные подходы к проблеме периодизации психического развития человека. Периодизация по внешнему критерию (Р.Заззо). Периодизация по одному признаку возрастного развития (П.П.Блонский, З.Фрейд). Периодизация на основе выделения существенных особенностей психического развития ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). Периодизация развития личности по Э.Эриксону. Развитие морального сознания по Л.Колбергу. Периодизация развития А.В.Петровского. Периодизация интеллектуального развития ребенка по Дж.Брунеру. Особенности психического развития человека на разных этапах онтогенеза. Тема 5. Психологические особенности детей в младенчестве и раннем детстве. Период новорожденности. Кризис новорожденности. Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Комплекс оживления - основное новообразование периода новорожденности. Младенчество. Социальная ситуация психического развития младенца - ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «МЫ»). Непосредственно-эмоциональное общение - ведущий вид деятельности периода младенчества. Развитие сенсорных процессов. Развитие движений и действий. Эмоциональное развитие младенца. Начальные этапы развития речи. Основные новообразования младенческого возраста. Кризис первого года жизни. Психологические предпосылки перехода к раннему детству. Общая характеристика периода раннего детства. Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста - ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Предметно-орудийная деятельность - ведущий вид деятельности в раннем детстве. Основные виды игр в раннем детстве, предпосылки появления сюжетно-ролевой игры. Зарождение продуктивных видов деятельности. Познавательное развитие и особенности мышления. Развитие речи. Изменения в мотивационно-потребностной сфере. Зарождение самосознания. Основные новообразования раннего возраста. Кризис трех лет - кризис социальных отношений. Возникновение тенденции к самостоятельной деятельности. Тема 6. Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общие условия развития ребенка в дошкольном возрасте. Социальная ситуация развития ребенка-дошкольника - «ребенок - общественный взрослый». Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Структура игры. Значение игры в психическом развитии ребенка. Основное новообразование дошкольного возраста - потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Изобразительная деятельность, конструирование, элементарный труд, учение в жизни ребенка дошкольного возраста, их роль. Основные тенденции в развитии психических процессов. Сенсорное развитие: усвоение сенсорных эталонов, развитие перцептивных действий (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец). Особенности внимания. Развитие памяти, формирование произвольного запоминания и припоминания. Воображение дошкольника. Развитие речи. Изменения в области мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное мышления, элементы логического мышления, их взаимосвязь. Основные новообразования в личностной сфере: усложнение системы мотивов поведения, возникновение соподчинения мотивов, выделение индивидуальной мотивационной системы ребенка-дошкольника. Формирование самосознания в дошкольном возрасте: становление самооценки, половая идентификация, осознание себя во времени. Эмоциональная сфера дошкольника. Предвосхищающая функция эмоций (А.В.Запорожец). Развитие высших чувств, слитность чувств. Кризис семи лет - период рождения социального «Я». Открытие новой социальной позиции - позиции школьника. Психологическая готовность к школьному обучению: личностная и интеллектуальная. Проблема адаптации к условиям школы. Учебная деятельность - ведущий вид деятельности младшего школьника. Познавательная сфера младшего школьника. Изменения в области восприятия, внимания. Развитие памяти в младшем школьном возрасте: осознание мнемической задачи, формирование приемов запоминания. Воображение младшего школьника. Речевая деятельность. Изменения в области мышления. Развитие теоретического, понятийного мышления: рефлексия, выделение всеобщего способа решения задач, внутренний план действий. Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, рассуждение, сравнение. Личность младшего школьника. Формирование потребностей и основных мотивов поведения и деятельности. Основные мотивы учения. Развитие нравственных принципов поведения и самосознания ученика. Самооценка и уровень притязаний, их зависимость от успешности учения. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника: усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций и чувств, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Межличностные отношения младших школьников. Отношения со сверстниками и взрослыми. Общение в семье. Младшие школьники «группы риска». Дети с синдромом дефицита внимания. Леворукий ребенок в школе. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте. Тема 7. Психологические особенности подросткового возраста. Общая характеристика возраста. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Кризис подросткового возраста. Фазы кризиса подросткового возраста. Основные пути его протекания: кризис независимости и кризис зависимости. Ведущая деятельность подростка - интимно-личностное общение. Значение общения в подростковом возрасте. Подростковая дружба. Общение со сверстниками противоположного пола. Противоречивость отношений подростков со взрослыми. Психологические особенности организации общественно полезной деятельности подростков. Личность подростка. Важнейшие новообразования личности подростка - возникновение «чувства взрослости», становление самосознания и устойчивого образа «Я». Объективные и субъективные показатели взрослости. Основные направления развития «Я» подростков: достижение большей волевой независимости; изменение целей на основе ценностных представлений; смена гедонистических мотивов более отдаленными целями; возрастание способности к действиям, принятие на себя моральной ответственности с учетом общественных целей. Самооценка и уровень притязаний подростков. Изменения в мотивационной сфере. Становление новых интересов (Л.С.Выготский). Первые признаки профессиональной направленности. Психологические вопросы профориентации. Особенности развития познавательных процессов подростков. Восприятие и внимание подростка. Интеллектуализация памяти. Теоретическое мышление. Особенности воображения и фантазии в подростковом возрасте. Подростки «группы риска». Подростки с акцентуациями характера. Алкоголизация и употребление наркотических средств. Подростки из трудных семей. Проблемы, связанные с сексуальным развитием. Предпосылки перехода в новый период развития - юность. Тема 8. Особенности психического развития в юношеском возрасте и в период молодости. Общая характеристика периода ранней юности. Социальная ситуация развития на этапе ранней юности. Обращенность в будущее - центр жизни в ранней юности. Пути развития в юношеском возрасте: прагматический и творческий (Т.Томэ). Основные новообразования ранней юности. Общение в период ранней юности. Расширение сферы и индивидуализация общения. Общение со значимыми взрослыми людьми и сверстниками. Юношеская дружба, любовь. Личность старшеклассника. Профессиональное и личностное самоопределения. Этапы самоопределения (Дж.Марша). Основные факторы выбора профессии. Осознание временной перспективы. Программа развития временной перспективы. Динамика развития самооценки старшеклассника. Формирование мировоззрения. Психосексуальное развитие в ранней юности, проблема полового просвещения и воспитания юношей и девушек. Юноши и девушки «группы риска». Особенности познавательной сферы в ранней юности. Развитие абстрактно-логического мышления, интеллектуальных интересов. Развитие общих и специальных способностей. Молодость как период социальной зрелости и профессионального самоопределения. Особенности социальной ситуации развития молодого человека в современных условиях. Трудовая деятельность и профессиональное учение как основные виды деятельности на этапе молодости. Мотивы профессиональной учебы. Социально-психологическая характеристика личности и деятельности студента. Основные противоречия, присущие студенческому возрасту. Адаптация к особенностям обучения в вузе. Психологический портрет студента. Социально-психологическая характеристика студенческой группы. Общение в молодости. Развитие познавательных процессов и их особенности в молодости. Межличностные отношения в молодости: товарищество, дружба, любовь, брак, семья. Социальная ситуация развития, жизненные планы, мотивы и цели деятельности на этапе взрослости. Основные противоречия периода взрослости. Генеративность как центральная характеристика взрослого человека. Вовлечение взрослого человека в многообразие общественных отношений и деятельностей. Основной вид деятельности взрослого человека - профессиональная деятельность. Продолжение образования. Особенности познавательной деятельности взрослого человека. Взрослость как благоприятный период в отношении высших достижений интеллекта, научного творчества. Специфика решения задач этапа взрослости у мужчин и женщин: построение карьеры, обретение наставника, установление близких отношений, мечты. Кризис этапа взрослости: проявление и преодоление. Тема 10. Период зрелости Зрелость как период максимальной реализации сущностных сил человека. Социальное значение зрелости. Представления о ведущей деятельности в зрелом возрасте. Основные характеристики зрелой личности: зрелое интеллектуальное отношение к жизни; деятельностно - продуктивное отношение к жизни; социально-активное отношение к жизни; зрелое нравственное отношение к жизни; эстетическое отношение к жизни; осознанное отношение личности к себе. Пути достижения наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей в зрелом возрасте. Социальная активность зрелого человека. Особенности развития личности в зрелом возрасте у женщин и мужчин. Особенности познавательной деятельности в период зрелости. Динамика интеллектуальных и творческих способностей зрелого человека. Возможности обучения в период зрелости. Кризис зрелого возраста. Возраст «Акме» и подведение «предварительных итогов жизни». Современная периодизация периода геронтогенеза. Теории старения и старости (биологические, социально-психологические и психоаналитические теории). Специфика геронтогенеза на современном этапе развития общества. Эволюционные и инволюционные изменения в пожилом и старческом возрастах. Проблемы адаптации пожилых людей к новому социальному положению в связи с выходом на пенсию. Профессиональная и общая трудоспособность в период старения человека. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения в различные периоды геронтогенеза (по Н.С.Пряжникову). Основные изменения личности и активности в период геронтогенеза. Классификации типов личности старых людей (Ф.Гизе, И.Кон). Отношение личности к старости. Особенности познавательной сферы и работоспособность в старости. Гетерохронность изменений познавательных функций в пожилом и старческом возрастах. Опыт и мудрость пожилых людей. Стрессоры в пожилом возрасте: отсутствие четкого жизненного пути; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда». Проблема одиночества. Достижение «успешной старости», возможности активного долголетия. Смерть и умирание. Отношение человека к смерти. Основные этапы приспособления к мысли о смерти (Э.Кюблер-Росс). В поисках гуманной смерти: хосписы, право на смерть. Теоретические и практические задачи педагогической психологии, их значение и место в системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Основные ее разделы: «Психология обучения и воспитания», «Психология учебной деятельности», «Психология усвоения знаний», «Психология педагогической деятельности», «Психологическая служба в образовании», «Актуальные проблемы современной педагогической психологии». Краткий исторический очерк ее становления. Предпосылки, способствовавшие становлению педагогической психологии как самостоятельной науки. I этап (сер. XVII в. - кон. XIX в.). Зарождение педагогической психологии. Вклад Яна Амоса Коменского, Жан-Жака Руссо, Генриха Песталоцци, Иоганна Гербарта, Адольфа Дистерверга, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева и др. в разработку проблем - связь развития, обучения и воспитания; творческая активность ребенка; способности и их развитие; роль личности учителя; организация обучения и Т.П. II этап (кон. XIX в. - нач. 50-х гг. XX в.). Зарождение психодиагностики. Психодиагностические обследования детей. Работы Ф.Гальтона, А.Бине, Т.Симона, Дж.Кеттелла и др. Возникновение экспериментальных психологических лабораторий, создание специальных методик и программ для решения учебных и воспитательных задач (Э.Мейман и др.). Связь психологических исследований с естественными науками. Комплексное изучение ребенка - возникновение педологии в России {В.М.Бехтерев, Холл, П.П.Блонский, Л. С. Выготский). Теоретическое осмысление процесса обучения. Оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль психологии. III этап (50-е - 90-е гг. XX в.). Разработка теоретических основ педагогической психологии. Создание психологических теорий обучения: бихевиористские теории обучения, их основные особенности. Когнитивные теории обучения. Деятельная теория обучения (А.Н.Леонтъев). Возникновение основных концепций обучения и их психологические основания: Принципы обучения в системе Л.В.Занкова. Формирование обобщенных способов умственных действий в концепции Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Теория проблемного обучения А.М.Матюшкина. Реализация идей программированного обучения в разных системах (Б.Скиннер, Н.Краудер и др.). Исследования процесса усвоения знаний (Н.А.Менчинская, Е.Н.Кабанова-Ме.плер, З.И.Калмыкова и др.). IV этап (90-е гг. XX в. - нач. XXI в.). Решение проблем педагогической психологии с использованием информационно-вычислительной техники. Компьютеризация процесса обучения. Разработка новых типов обучения ориентированных на личностное развитие учащихся с учетом его индивидуальности. Основные психологические ориентированные модели школьного обучения. Развитие коллективных форм учебной работы (Г.А.Цукерман и др.). Психологические аспекты дифференцированного обучения. Коррекционно-равивающая работа как вид деятельности, направленный на устранение трудностей в обучении. Пути дальнейшего совершенствования психологической службы в образовании. Дальнейшее развитие связей педагогической психологии с возрастной физиологией, общей, возрастной, социальной, практической психологией; с педагогикой и социальной педагогикой, частными методиками. Методы педагогической психологии. Общие понятия о методе. Классификация методов. Требования, предъявляемые к используемым в педагогической психологии методам. Методы исследования, изучения, консультирования и психолого-педагогической коррекции. Эмпирические методы получения психических знаний, экспериментальные. Способы организации исследования: сравнительные, лонгитюдные, комплексные. Психодиагностические методы (тесты, опросники, интервью, анализ продуктов деятельности). Проективные исследования. Организация психологического исследования. Сбор материала и математическая обработка полученных данных. Требования, предъявляемые к применяемым в педагогической психологии методам. Тема 13. Психология обученияОбучение - как основное психологическое понятие. Задачи обучения. Учение - как действия ученика, направленные на познание, развитие навыков и умений. Научение - как процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта. Механизмы научения. Теории научения (Б.Скиннер, Э.Торндайк). Обучение как творческий процесс, как организация познавательной активности учащихся и управление их мыслительной деятельностью. Традиционное обучение, его отличительные особенности. Развивающее обучение. Обучение и развитие. Взаимосвязь обучения и развития. Биологизаторские и социологизаторские подходы к изучению проблемы. Л.С.Выготский о ведущем, развивающем характере обучения. Уровни развития. Понятие о зоне ближайшего развития. Реализация идей Л.С.Выготского о развивающей роли обучения в отечественной психологии. Теория развивающего обучения Л.В.Занкова, ее психологические особенности и принципы, направленные на эффективность развития. Роль чувственного познания в процессе обучения (развитие наблюдения, использование экскурсий и т.п.). Обучение по системе Л.В.Занкова в современной школе. Концепция Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, направленная на формирование обобщенных способов умственных действий, через содержание усваеваемых знаний. Эмпирические и теоретические знания. Мышление эмпирическое, основанное на конкретизации и теоретическое, основанное на обобщении. Принципы обучения от общего к частному. Усвоение научных понятий через восхождение от абстрактного к конкретному. Анализ умственных действий. Внедрение системы развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова в практику школьного обучения. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Действия - как целостная система взаимосвязи ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной функций. Этапы формирования умственных действий. Основные формы действий: материализованные, внешнеречевые, умственные. Обобщение и свертывание умственных действий. Усвоение как процесс интериоризации внешних действий во внутренние. Ориентировочная основа действий (ООД). Типы ООД и влияние их на процесс усвоения знаний. Использование приемов поэтапного формирования умственных действий в практике работы современной школы. Реализация идей развивающего обучения в теории проблемного обучения (А.М.Матюшкин). Учебная ситуация как проблемная. Проблемная задача и проблемная ситуация. Типы проблемных ситуаций в учебном процессе. Преимущества проблемного обучения перед традиционным. Примеры проблемных уроков. Введение в учебный процесс приемов проблемного обучения как необходимое условие повышения активности и развития познавательной активности учащихся. Программированное обучение как управление познавательной деятельностью ученика. Способы программированного обучения (программированный учебник, обучающие машины, компьютеризация, ЭВМ и пр.). Принципы составления программ. Обучающие шаги, включающие информационный, контрольный и управленческий компоненты. Разнообразие программ - линейная и разветвленная системы программированного обучения. Возможности использования программированного обучения в современной школе. Достоинства и недостатки системы. Компьютеризация и моделирование в учебном процессе. Управление процессом обучения. Обучение как процесс стимуляции и управления внешней и внутренней активностью ученика. Концепции управления учебным процессом (И.И.Ильясов, Л.М.Фридман). Возможности управления процессом обучения в теориях развивающего обучения через: поэтапное преобразование внешних действий во внутренние (П.Я.Гальперин); развитие чувственного познания (Л.В.Занков); развитие теоретических обобщений (Ц.Б.Эльконин,В.В.Давыдов); включение элементов проблемности (А.М.Матюшкин); установление обратной связи в системе учитель - ученик (программированное обучение). Самоуправление в обучении. Уровни самоуправления (постановка задач, требующих самостоятельного поиска способов решения проблемы, наличие нужной информации, потребность, побуждающая к познанию нового). |
|