Возрасная и педагогическая психология программа и - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Педагогическая психология 10 3669.56kb.
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 246.21kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая... 1 133.23kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.52kb.
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 1 41.58kb.
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.36kb.
Ббк в92 Научное издание Л. С. Выготский Педагогическая психология 19 10896.14kb.
Ориентировочные темы курсовых работ 2006 2007 г 1 68.04kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Возрасная и педагогическая психология программа и - страница №2/4

Раздел 1. Теоретические основы возрастной психологии.


Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии. История возрастной психологии.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Крат­кий исторический очерк ее возникновения. Закономерности формирования и развития взглядов на психику человека на основе анализа различных подходов к пониманию генезиса психики.

Теоретические и практические задачи возрастной психо­логии. Основные разделы возрастной психологии: детская психо­логия, психология подростка, психология ранней юности, психо­логия взрослого человека, геронтопсихология. Место возрастной психологии в системе психологических наук. Связь возрастной психологии с другими науками (возрастной физиологией, общей психологией, педагогической психологией, социальной психоло­гией, педагогикой, философией).
Тема 2. Возрастная психология как самостоятельная научная дисциплина. Стратегии и методы возрастной психологии
Социально-историческая природа детства: объективный и субъективный аспекты. Взгляды на «детство» в различные исторические эпохи (исследования Ф.Ариеса). Детство с точки зрения изменений в стратегии воспитания (Л. Демоз). Детство — это социокультурный феномен. Развитие детства в истории общества. Структура детства (Д.Б.Эльконин, А. Л. Венгер, В. И. Слободчиков).

Предпосылки возникновения возрастной психологии как самостоятельной

научной дисциплины.

Методы возрастной психологии. Метод наблюдения и его разновидности. Особенности использования метода наблюдения в возрастной психологии. Эксперимент в возрастной психологии. Его виды. Констатирующий и формирующий эксперименты. Ос­новные формы констатирующего, эксперимента: «продольные» и «поперечные» срезы, сравнительный эксперимент. Психодиагно­стические методы: тестовые методы изучения интеллектуального развития. Социометрия. Беседа. «Близнецовый» метод. Методы изучения особенности личности, коллектива учащихся и межличностных отношений в группе.

Обусловленность выбора метода задачами исследования и условиями его проведения, возрастными и индивидуальными особенностями испытуемых. Требования к организации пси­хологического исследования. Взаимосвязь методологических принципов, методов и методик исследования в возрастной психо­логии.

Тема 3. Психическое развитие: сущность, движущие силы, факторы и закономерности.

Сущность психического развития. Движущие силы психического развития. Биологические предпо­сылки как условие развития (биологическое, наследственное). За­датки. Социальные факторы психического развития человека. Среда природная и социальная. Социальный опыт. Обучение и воспитание как сознательный и целенаправленный процесс воз­действия старшего на подрастающее поколение.

Биогенетическая концепция, био­генетический закон и социогенетическая концепции в развитии возрастной психологии. Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна. Взаимодей­ствие биологических и социальных факторов развития. Фактор активности. Теории нативизма: преформизм, теория рекапитуляции, теории созревания. Теории эмпиризма (Дж.Локк).

Закономерности психического развития (по Л.С. Выготскому).


Тема 4. Проблемы возраста и возрастной периодизации психического развития.

Стадиальность развития. Неравномерность психического развития и ее причины. Понятие о сензитивных периодах разви­тия психики. Стабильные и кризисные периоды развития, их ха­рактеристика. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Возрастные ново­образования.

Проблема возраста и возрастной периодизации психиче­ского развития. Принципы и критерии возрастной периодизации. Различные подходы к проблеме периодизации психического раз­вития человека. Периодизация по внешнему критерию (Р.Заззо). Периодизация по одному признаку возрастного развития (П.П.Блонский, З.Фрейд). Периодизация на основе выделения су­щественных особенностей психического развития ребенка (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

Периодизация развития личности по Э.Эриксону. Разви­тие морального сознания по Л.Колбергу. Периодизация развития А.В.Петровского. Периодизация интеллектуального развития ребенка по Дж.Брунеру.


Особенности психического развития человека на разных этапах онтогенеза.

Тема 5. Психологические особенности детей в младенчестве и раннем детстве.

Период новорожденности. Кризис новорожденности. Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Ком­плекс оживления - основное новообразование периода новорож­денности. Младенчество. Социальная ситуация психического разви­тия младенца - ситуация неразрывного единства ребенка и взрос­лого (ситуация «МЫ»). Непосредственно-эмоциональное обще­ние - ведущий вид деятельности периода младенчества. Развитие сенсорных процессов. Развитие движений и действий. Эмоциональное развитие младенца. Начальные этапы развития речи. Основные новообразования младенческого воз­раста. Кризис первого года жизни. Психологические предпосыл­ки перехода к раннему детству. Общая характеристика периода раннего детства. Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста - ситуация совместной дея­тельности со взрослым человеком. Предметно-орудийная деятельность - ведущий вид дея­тельности в раннем детстве. Основные виды игр в раннем детст­ве, предпосылки появления сюжетно-ролевой игры. Зарождение продуктивных видов деятельности. Познавательное развитие и особенности мышления. Развитие речи. Изменения в мотивационно-потребностной сфере. Зарождение самосознания. Основные но­вообразования раннего возраста. Кризис трех лет - кризис социальных отношений. Воз­никновение тенденции к самостоятельной деятельности.


Тема 6. Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Общие условия развития ребенка в дошкольном возрасте. Социальная ситуация развития ребенка-дошкольника - «ребенок - общественный взрослый». Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Структура игры. Значение игры в психическом разви­тии ребенка. Основное новообразование дошкольного возраста - потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Изобразительная деятельность, кон­струирование, элементарный труд, учение в жизни ребенка до­школьного возраста, их роль. Основные тенденции в развитии психических процессов. Сенсорное развитие: усвоение сенсорных эталонов, развитие перцептивных действий (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец). Особенно­сти внимания. Развитие памяти, формирование произвольного запоминания и припоминания. Воображение дошкольника. Раз­витие речи. Изменения в области мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное мышления, элементы логиче­ского мышления, их взаимосвязь. Основные новообразования в личностной сфере: услож­нение системы мотивов поведения, возникновение соподчинения мотивов, выделение индивидуальной мотивационной системы ребенка-дошкольника.

Формирование самосознания в дошкольном возрасте: становление самооценки, половая идентификация, осознание себя во времени. Эмоциональная сфера дошкольника. Предвосхищающая функция эмоций (А.В.Запорожец). Развитие высших чувств, слитность чувств. Кризис семи лет - период рождения социального «Я». Открытие новой социальной позиции - позиции школьника.

Психологическая готовность к школьному обучению: личностная и интеллектуальная. Проблема адаптации к условиям школы. Учебная деятельность - ведущий вид деятельности млад­шего школьника. Познавательная сфера младшего школьника. Изменения в области восприятия, внимания. Развитие памяти в младшем школьном возрасте: осознание мнемической зада­чи, формирование приемов запоминания. Воображение младшего школьника. Речевая деятельность. Изменения в области мышле­ния. Развитие теоретического, понятийного мышления: рефлек­сия, выделение всеобщего способа решения задач, внутренний план действий. Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, рассуждение, сравнение. Личность младшего школьника. Формирование потребно­стей и основных мотивов поведения и деятельности.

Основные мотивы учения. Развитие нравственных принципов поведения и самосознания ученика. Самооценка и уровень притязаний, их за­висимость от успешности учения. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школь­ника: усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмо­ций и чувств, повышение устойчивости эмоциональных состоя­ний.

Межличностные отношения младших школьников. От­ношения со сверстниками и взрослыми. Общение в семье. Младшие школьники «группы риска». Дети с синдромом дефицита внимания. Леворукий ребенок в школе. Эмоциональ­ные нарушения в младшем школьном возрасте.


Тема 7. Психологические особенности подросткового возраста.

Общая характеристика возраста. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрас­те. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Кри­зис подросткового возраста. Фазы кризиса под­росткового возраста. Основные пути его протекания: кризис не­зависимости и кризис зависимости. Ведущая деятельность подростка - интимно-личностное общение. Значение общения в подростковом возрасте. Подрост­ковая дружба. Общение со сверстниками противоположного по­ла. Противоречивость отношений подростков со взрослыми. Психологические особенности организации общественно полез­ной деятельности подростков. Личность подростка.

Важнейшие новообразования лично­сти подростка - возникновение «чувства взрослости», становле­ние самосознания и устойчивого образа «Я». Объективные и субъективные показатели взрослости. Основные направления развития «Я» подростков: достижение большей волевой незави­симости; изменение целей на основе ценностных представлений; смена гедонистических мотивов более отдаленными целями; воз­растание способности к действиям, принятие на себя моральной ответственности с учетом общественных целей. Самооценка и уровень притязаний подростков.

Изменения в мотивационной сфере. Становление новых интересов (Л.С.Выготский). Первые признаки профессиональной направленности. Психологические вопросы профориентации. Особенности развития познавательных процессов подро­стков. Восприятие и внимание подростка. Интеллектуализация памяти. Теоретическое мышление. Особенности воображения и фантазии в подростковом возрасте. Подростки «группы риска». Подростки с акцентуациями характера. Алкоголизация и употребление наркотических средств. Подростки из трудных семей. Проблемы, связанные с сексуальным развитием. Предпосылки перехода в новый период развития - юность.


Тема 8. Особенности психического развития в юношеском возрасте и в период молодости.

Общая характеристика периода ранней юности. Социаль­ная ситуация развития на этапе ранней юности. Обращенность в будущее - центр жизни в ранней юности. Пути развития в юно­шеском возрасте: прагматический и творческий (Т.Томэ). Основ­ные новообразования ранней юности. Общение в период ранней юности. Расширение сферы и индивидуализация общения. Общение со значимыми взрослыми людьми и сверстниками. Юношеская дружба, любовь. Личность старшеклассника.

Профессиональное и лично­стное самоопределения. Этапы самоопределения (Дж.Марша). Основные факторы выбора профессии. Осознание временной перспективы. Программа развития временной перспективы. Ди­намика развития самооценки старшеклассника. Формирование мировоззрения.

Психосексуальное развитие в ранней юности, проблема полового просвещения и воспитания юношей и девушек. Юноши и девушки «группы риска». Особенности познавательной сферы в ранней юности. Развитие абстрактно-логического мыш­ления, интеллектуальных интересов. Развитие общих и специаль­ных способностей.

Молодость как период социальной зрелости и профессио­нального самоопределения. Особенности социальной ситуации развития молодого человека в современных условиях. Трудовая деятельность и профессиональное учение как основные виды деятельности на этапе молодости. Мотивы про­фессиональной учебы. Социально-психологическая характеристика личности и деятельности студента. Основные противоречия, присущие сту­денческому возрасту. Адаптация к особенностям обучения в вузе. Психологический портрет студента. Социально-психологическая характеристика студенческой группы. Общение в молодости. Развитие познавательных процессов и их особенности в молодости. Межличностные отношения в молодости: товарищество, дружба, любовь, брак, семья.
Тема 9. Период взрослости

Социальная ситуация развития, жизненные планы, мотивы и цели деятельности на этапе взрослости. Основные противоречия периода взрослости. Генеративность как центральная характеристика взрослого человека. Вовлечение взрослого человека в многообразие общественных отношений и деятельностей.

Основной вид деятельности взрослого человека - профессиональная деятельность. Продолжение образования.

Особенности познавательной деятельности взрослого человека. Взрослость как благоприятный период в отношении высших достижений интеллекта, научного творчества.

Специфика решения задач этапа взрослости у мужчин и женщин: построение карьеры, обретение наставника, установление близких отношений, мечты.

Кризис этапа взрослости: проявление и преодоление.


Тема 10. Период зрелости

Зрелость как период максимальной реализации сущностных сил человека. Социальное значение зрелости. Представления о ведущей деятельности в зрелом возрасте.

Основные характеристики зрелой личности: зрелое интеллектуальное отношение к жизни; деятельностно - продуктивное отношение к жизни; социально-активное отношение к жизни; зрелое нравственное отношение к жизни; эстетическое отношение к жизни; осознанное отношение личности к себе. Пути достижения наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических возможностей в зрелом возрасте. Социальная активность зрелого человека. Особенности развития личности в зрелом возрасте у женщин и мужчин.

Особенности познавательной деятельности в период зрелости. Динамика интеллектуальных и творческих способностей зрелого человека. Возможности обучения в период зрелости.

Кризис зрелого возраста. Возраст «Акме» и подведение «предварительных итогов жизни».
Тема 11. Геронтопсихология

Современная периодизация периода геронтогенеза. Теории старения и старости (биологические, социально-психологические и психоаналитические теории). Специфика геронтогенеза на современном этапе развития общества. Эволюционные и инволюционные изменения в пожилом и старческом возрастах. Проблемы адаптации пожилых людей к новому социальному положению в связи с выходом на пенсию.

Профессиональная и общая трудоспособность в период старения человека. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения в различные периоды геронтогенеза (по Н.С.Пряжникову).

Основные изменения личности и активности в период геронтогенеза. Классификации типов личности старых людей (Ф.Гизе, И.Кон). Отношение личности к старости.

Особенности познавательной сферы и работоспособность в старости. Гетерохронность изменений познавательных функций в пожилом и старческом возрастах. Опыт и мудрость пожилых людей.

Стрессоры в пожилом возрасте: отсутствие четкого жизненного пути; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда». Проблема одиночества. Достижение «успешной старости», возможности активного долголетия.

Смерть и умирание. Отношение человека к смерти. Основные этапы приспособления к мысли о смерти (Э.Кюблер-Росс). В поисках гуманной смерти: хосписы, право на смерть.

Тема 12. Задачи и методы педагогической психологии. Предмет педагогической психологии

Теоретические и практические задачи педагогической психологии, их значение и место в системе обучения и воспита­ния подрастающего поколения. Основные ее разделы: «Психоло­гия обучения и воспитания», «Психология учебной деятельно­сти», «Психология усвоения знаний», «Психология педагогиче­ской деятельности», «Психологическая служба в образовании», «Актуальные проблемы современной педагогической психоло­гии».

Краткий исторический очерк ее становления. Предпосыл­ки, способствовавшие становлению педагогической психологии как самостоятельной науки.

I этап (сер. XVII в. - кон. XIX в.). Зарождение педагоги­ческой психологии. Вклад Яна Амоса Коменского, Жан-Жака Руссо, Генриха Песталоцци, Иоганна Гербарта, Адольфа Дистерверга, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева и др. в разработку проблем - связь развития, обучения и воспитания; творческая активность ребенка; способности и их разви­тие; роль личности учителя; организация обучения и Т.П.

II этап (кон. XIX в. - нач. 50-х гг. XX в.). Зарождение психодиагностики. Психодиагностические обследования детей. Работы Ф.Гальтона, А.Бине, Т.Симона, Дж.Кеттелла и др. Воз­никновение экспериментальных психологических лабораторий, создание специальных методик и программ для решения учебных и воспитательных задач (Э.Мейман и др.). Связь психологических исследований с естественными науками. Комплексное изучение ребенка - возникновение педо­логии в России {В.М.Бехтерев, Холл, П.П.Блонский, Л. С. Выготский). Теоретическое осмысление процесса обучения. Оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль пси­хологии.

III этап (50-е - 90-е гг. XX в.). Разработка теоретических основ педагогической психологии. Создание психологических теорий обучения: бихевиористские теории обучения, их основ­ные особенности. Когнитивные теории обучения. Деятельная теория обучения (А.Н.Леонтъев). Возникновение основных концепций обучения и их пси­хологические основания: Принципы обучения в системе Л.В.Занкова. Формирование обобщенных способов умственных дейст­вий в концепции Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умст­венных действий. Теория проблемного обучения А.М.Матюшкина. Реализация идей программированного обучения в разных системах (Б.Скиннер, Н.Краудер и др.). Исследования процесса усвоения знаний (Н.А.Менчинская, Е.Н.Кабанова-Ме.плер, З.И.Калмыкова и др.).

IV этап (90-е гг. XX в. - нач. XXI в.). Решение проблем педагогической психологии с использованием информационно-вычислительной техники. Компьютеризация процесса обучения. Разработка новых типов обучения ориентированных на личност­ное развитие учащихся с учетом его индивидуальности. Основные психологические ориентированные модели школьного обучения. Развитие коллективных форм учебной работы (Г.А.Цукерман и др.). Психологические аспекты дифференциро­ванного обучения. Коррекционно-равивающая работа как вид деятельности, направленный на устранение трудностей в обуче­нии.

Пути дальнейшего совершенствования психологической службы в образовании.

Дальнейшее развитие связей педагогической психологии с возрастной физиологией, общей, возрастной, социальной, прак­тической психологией; с педагогикой и социальной педагогикой, частными методиками.

Методы педагогической психологии. Общие понятия о методе. Классификация методов. Тре­бования, предъявляемые к используемым в педагогической пси­хологии методам. Методы исследования, изучения, консультиро­вания и психолого-педагогической коррекции. Эмпирические ме­тоды получения психических знаний, экспериментальные. Спо­собы организации исследования: сравнительные, лонгитюдные, комплексные. Психодиагностические методы (тесты, опросники, интервью, анализ продуктов деятельности). Проективные иссле­дования.

Организация психологического исследования. Сбор мате­риала и математическая обработка полученных данных. Требова­ния, предъявляемые к применяемым в педагогической психоло­гии методам.

Тема 13. Психология обучения

Обучение - как основное психологическое понятие. Зада­чи обучения. Учение - как действия ученика, направленные на познание, развитие навыков и умений. Научение - как процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта. Ме­ханизмы научения. Теории научения (Б.Скиннер, Э.Торндайк). Обучение как творческий процесс, как организация познаватель­ной активности учащихся и управление их мыслительной дея­тельностью. Традиционное обучение, его отличительные особен­ности. Развивающее обучение. Обучение и развитие. Взаимосвязь обучения и развития. Биологизаторские и социологизаторские подходы к изучению проблемы. Л.С.Выготский о ведущем, раз­вивающем характере обучения. Уровни развития. Понятие о зоне ближайшего развития. Реализация идей Л.С.Выготского о разви­вающей роли обучения в отечественной психологии.

Теория развивающего обучения Л.В.Занкова, ее психоло­гические особенности и принципы, направленные на эффектив­ность развития. Роль чувственного познания в процессе обучения (развитие наблюдения, использование экскурсий и т.п.). Обуче­ние по системе Л.В.Занкова в современной школе.

Концепция Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, направленная на формирование обобщенных способов умственных действий, через содержание усваеваемых знаний. Эмпирические и теорети­ческие знания. Мышление эмпирическое, основанное на конкре­тизации и теоретическое, основанное на обобщении. Принципы обучения от общего к частному. Усвоение научных понятий че­рез восхождение от абстрактного к конкретному. Анализ умст­венных действий. Внедрение системы развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова в практику школьного обучения.

Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умст­венных действий. Действия - как целостная система взаимосвязи ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной функций. Этапы формирования умственных действий. Основные формы действий: материализованные, внешнеречевые, умственные. Обобщение и свертывание умст­венных действий. Усвоение как процесс интериоризации внеш­них действий во внутренние. Ориентировочная основа действий (ООД). Типы ООД и влияние их на процесс усвоения знаний.

Использование приемов поэтапного формирования умст­венных действий в практике работы современной школы.

Реализация идей развивающего обучения в теории про­блемного обучения (А.М.Матюшкин). Учебная ситуация как про­блемная. Проблемная задача и проблемная ситуация. Типы про­блемных ситуаций в учебном процессе. Преимущества проблем­ного обучения перед традиционным. Примеры проблемных уро­ков.

Введение в учебный процесс приемов проблемного обу­чения как необходимое условие повышения активности и разви­тия познавательной активности учащихся.

Программированное обучение как управление познава­тельной деятельностью ученика. Способы программированного обучения (программированный учебник, обучающие машины, компьютеризация, ЭВМ и пр.). Принципы составления программ. Обучающие шаги, включающие информационный, контрольный и управленческий компоненты. Разнообразие программ - линей­ная и разветвленная системы программированного обучения. Возможности использования программированного обучения в современной школе. Достоинства и недостатки системы. Компьютеризация и моделирование в учебном процессе.

Управление процессом обучения.

Обучение как процесс стимуляции и управления внешней и внутренней активностью ученика.

Концепции управления учебным процессом (И.И.Ильясов, Л.М.Фридман).

Возможности управления процессом обучения в теориях развивающего обучения через: поэтапное преобразование внешних действий во внут­ренние (П.Я.Гальперин); развитие чувственного познания (Л.В.Занков); развитие теоретических обобщений (Ц.Б.Эльконин,В.В.Давыдов); включение элементов проблемности (А.М.Матюшкин); установление обратной связи в системе учитель - ученик (программированное обучение).

Самоуправление в обучении. Уровни самоуправления (постановка задач, требующих самостоятельного поиска спосо­бов решения проблемы, наличие нужной информации, потреб­ность, побуждающая к познанию нового).
<< предыдущая страница   следующая страница >>