Возрасная и педагогическая психология программа и - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Педагогическая психология 10 3669.56kb.
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 246.21kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая... 1 133.23kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.52kb.
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 1 41.58kb.
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.36kb.
Ббк в92 Научное издание Л. С. Выготский Педагогическая психология 19 10896.14kb.
Ориентировочные темы курсовых работ 2006 2007 г 1 68.04kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Возрасная и педагогическая психология программа и - страница №3/4

Тема 14. Психология учебной деятельности и умственного развития.


Учебная деятельность как ведущая деятельность, форми­рующаяся в процессе обучения. Понятие «учебная деятельность» (Ц.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, И.И.Ильясов и др.)

Содержание и структура учебной деятельности. Основ­ные требования, предъявляемые к ней. Специфика учебной дея­тельности в младшем, среднем и старшем школьных возрастах. Взаимосвязь игровой и учебной деятельности. Компоненты учеб­ной деятельности и особенности взаимодействия между ними.

Мотивы учения и их роль в эффективности учебной дея­тельности. Структура учебных мотивов. Классификация мотивов учения. Развитие внутренней мотивации учения. Мотивация дос­тижения. Компенсаторная мотивация (А.К.Маркова, М.В.Матюхта и др.). Учебная задача. Способы разрешения учебных задач. Роль теоретического и эмпирического обобщения в понимании учебной задачи (В.В.Давыдов).

Проблемный характер учебной задачи. Этапы ее решения. Отличие учебной задачи от практической.

Учебные действия. Неоднородность учебных действий. Виды (репродуктивные, мыслительные, продуктивные, контро­лирующие). Овладение системой учебных действий как условие успешного овладения учебным предметом. Диагностика уровня сформированности учебных действий.

Контроль в учебной деятельности. Виды контроля. Функ­ции.

Прогнозирующий, текущий, итоговый контроль. Динами­ческий и статический контроль. Самоконтроль и взаимоконтроль. Аффективный и когнитивный самоконтроль.

Оценка в учебной деятельности. Психологическая сущ­ность оценки. Ее функции. Групповые и индивидуальные нормы оценок. Содержательные и парциальные оценки (Б.Г.Ананьев).

Оценка и отметка, различие между ними. Стимулирую­щая роль оценки и отметки. Отметка как мотивационный фактор. Безотметочное обучение на начальном этапе обучения (концеп­ция Ш.А.Амонашвили).

Самооценка как важный фактор саморегуляции в учебной деятельности. «Коррегирующая» функция самооценки. Роль са­мооценки в формировании самосознания и становление образа «Я». Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника. Пе­реоценка или недооценка учащимися своих возможностей и их возможные последствия.

Пути формирования целостной учебной деятельности в единстве всех компонентов.

Тема 15. Психология усвоения знаний.

Общая характеристика процесса усвоения знаний. Усвое­ние как необходимое условие обучения, обеспечивающее прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение информа­ции.

Различные подходы к пониманию проблемы усвоения в разных научных школах: «Усвоение как формирование индиви­дуального опыта через "присвоение" общественно-исторического опыта» (А.Н.Леонтьев); «Усвоение как основная цель и главный результат деятельности» (В.В.Давыдов); «Усвоение - центральная часть процесса обучения. В него включаются восприятие мате­риала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, ко­торое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя и т.д.» (С.Л.Рубинштейн).

Факторы, влияющие на процесс усвоения. Психические компоненты усвоения знаний (Н.Д.Левитов), их учет в процессе обучения. Компонентность усвоения (по И.И.Ильясову). Систем­ность знаний как главное условие эффективного усвоения. Основные психологические закономерности усвоения знаний. Этапы усвоения. Основные показатели усвоения. Овла­дение приемами мыслительной деятельности как самое важное условие усвоения. Сознательный перенос умения на решение но­вых задач как показатель высокого уровня усвоения.

Формирование учебных навыков и умений как условие успешного усвоения знаний. Факторы, влияющие на формирова­ние навыков. Закономерности развития навыков (по Л.Б.Ителъсону). Критерии сформированности навыков. Обучаемость и проблемы усвоения знаний. Обучаемость и свойства интеллекта, показатели обучаемости (исследования Н.Н.Менчинской, З.И.Калмыковой, А.К.Марковой). Обучаемость как показатель готовности к ученью (Л.С.Выготский, З.И.Калмыкова, А.К.Маркова и др.). Типология учащихся с различным уровнем обучаемости. Учет уровня обучаемости в индивидуальной работе с детьми. Ди­агностика уровня развития обучаемости. Умственное развитие и его связь с обучаемостью. Обучаемость и обученность. Индивидуальные варианты соотношения обученности и обучаемости.

Школьная неуспеваемость. Субъективные и объективные причины, порождающие неуспеваемость. Изучение школьной не­успеваемости в исследованиях Н.Н.Менчинской, Л.И.Славиной. Современные исследования причин неуспеваемости (М.К.Акимова, В.Т.Козлова и др.). Типы неуспевающих школьни­ков (Мурачкивский, Л.С.Славина).

Зависимость успеваемости от мотивации, развитии позна­вательных процессов, учета индивидуальности ученика.


Тема 16. Психология воспитания.

Цели и задачи воспитания. Психологическая сущность процесса воспитания. Воспитание и обучение. Основные пробле­мы психологических теорий воспитания. Задачи воспитания в со­временных условиях. Социально-психологические аспекты вос­питания. Роль социальных установок. Семья как фактор воспита­ния. Типы семей. Нравственная атмосфера в семье. Школа как фактор воспитания. Воспитательные возможности коллектива. Особенности воспитания в разные возрастные периоды: воспита­ние дошкольника, воспитание в младшем школьном возрасте. Воспитание подростка и юношей.

Технология воспитания. Возможности влияния воспита­тельных воздействий на формирование воли, характера, общече­ловеческих ценностей и ценных личностных качеств: гуманно­сти, целеустремленности, инициативы, творчества и пр. Классификация методов воспитания: прямые и косвен­ные, сознательные и неосознаваемые, эмоциональные и поведен­ческие. Достоинства и недостатки каждого из методов воспита­ния. Комплексность в применении средств воспитания. Воспита­тельное значение способов психотерапевтических воздействий, его виды и возможности. Социальные институты воспитания. Воспитание через средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Воспитание искусством.

Референтная социальная группа как источник воспита­тельных воздействий. Социальная адаптация и реабилитация в воспитании. Психологические проблемы перевоспитания. Трудновоспитуемые дети, дети группы «риска». Индивидуальные особен­ности личности «трудных детей», их специфика, причины «труд­ностей», диагностика и возможности коррекции. Проблема «нор­ма-патология». Особенности детей с различными формами от­клонения, их типология и учет в учебно-воспитательной работе (дети с нарушением интеллектуальной деятельности, с задержкой психического развития, педагогическая запущенность, с психопа­тическими чертами поведения, акцентуаций характера (А.Е.Личко).

Психологические проблемы измерения уровня воспитан­ности школьника: показатели и критерии воспитанности. Уровни и стадии морального развития детей (по Л.Колбергу). Единство формирования нравственного сознания и поведения личности.

Тема 17. Психология педагогической деятельности.

Структура педагогической деятельности. Обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, консультаци­онно-диагностическая деятельность педагога.

Уровни продуктивности педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина).

Предметное содержание педагогической деятельности: мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и резуль­тат. Педагогическая деятельность в рамках личностно-развивающего подхода - педагогические цели и задачи; педаго­гические средства и способы решения поставленных задач; ана­лиз и оценка педагогической деятельности.

Психологические требования к личности учителя. Основ­ные требования, предъявляемые к интеллекту, эрудиции, культу­ре и личности педагога. Структурно-иерархическая модель лич­ности учителя. Педагогическая направленность как базовое обра­зование структуры личности учителя. Понятие о профессионально-значимых качествах его личности. Проблемы профессиональ­ной подготовки, профессионального мастерства и личностного развития учителя. Важность внедрения передового и новаторско­го опыта в развитии профессионального мастерства и личност­ном росте учителя.

Общая характеристика педагогических умений. Основные группы педагогических умений, закономерности их формирова­ния (по А. К. Марковой).

Общая характеристика психологического анализа урока. Многообъективность анализа урока, важность учета учителем всех сторон педагогического взаимодействия. Основные направления психологического анализа урока.

Уровни психологического анализа урока: предваритель­ный психологический анализ. Факторы, обусловливающие его ус­пешность. Текущий психологический анализ. Приемы учебной рабо­ты, позволяющие учителю контролировать ход урока на всех эта­пах его проведения. Ретроспективный психологический анализ, позволяющий учителю осознать результативность проведенного урока.

Основные критерии, выделяемые для психологического анализа урока. Индивидуальный стиль деятельности учителя (по А.К.Марковой). Содержательные характеристики, динамиче­ские, результативные.

Стили деятельности учителя: эмоционально-импровизированный, эмоционально-методический, рассуждаю­ще-импровизированный, рассуждающе-методический; их влия­ние на развитие личности детей.

Тип ВНД и динамические особенности личности учителя, учет их в работе с детьми. Особенности работы учителей «силь­ного» и «слабого» типов. Направленность черт характера, их влияние на успешность педагогической деятельности.

Педагогические особенности: общие и специальные, их виды, психологическая характеристика, диагностика и возможно­сти развития. Прогностические способности, их место в структу­ре личности учителя.

Психологическая структура педагогических способностей (по В.А.Крутецкому). Концепция педагогических способностей, разработанная Н.В.Кузьминой. Концепция педагогических спо­собностей в исследованиях А.К.Марковой.

Показатели педагогических способностей, определяющие успешность (по Н.А.Аминову). Структура педагогических спо­собностей в рамках личностно-развивающего подхода.

Тема 18. Психология педагогического общения.


Педагогическое общение как фактор учебного взаимодей­ствия в педагогическом процессе, направленность педагогическо­го общения. Составляющие педагогического общения: коммуни­кативные, перцептивные, интерактивные функции педагогиче­ского общения. Трудности педагогического общения, причины, их порождающие. Барьеры общения. Структуирование педагоги­ческого общения. Виды педагогического общения и его основные функции. Манипуляция в процессе общения. Структура педаго­гического общения, основанная на познавательных взаимодейст­виях.

Классификация стилей педагогического общения. Зави­симость педагогического общения: от стиля саморегуляции; от особенностей коммуникативных возможностей учителя, сложившихся отношений с классом, индивидуальности (В.А.Кан-Калик); от характера сложившихся межличностных отношений (Я.Л.Коломинский). «Оптимальное» педагогическое общение (А.Н.Леонтьев).

Виды словесных воздействий учителя на учащихся: орга­низующие, оценочные, дисциплинирующие. Прямые и косвенные педагогические воздействия. Педагогические стереотипы. Смы­словые барьеры между учителем и учеником. Основные методы педагогического воздействия: убеждение, требовательность, внушение, их психологическое значение.
Тема 19. Психологическая служба в образовании.

Цели, содержание, принципы организации деятельности психологической службы в образовании. Психологическое просвещение. Психопрофилактика. Психодиагностика. Задачи и принципы работы психологической.

Стратегии психологической работы в образовании: проектирование деятельности (психологическое обеспечение организационных решений всей системы образования и отдельных ее элементов, возрастные границы начала обучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности и обязательности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения и места жительства). Консультирование. Соотношение психологической коррекции и проектирования. Развивающая и коррекционная работа. Просветительская, экспертная работа и организационно-методическая работа.

Тематический план семинарских занятий для очной формы обучения

ТЕМА: Психическое развитие дошкольника. Психология младшего школьника.

1. Психология дошкольника:

а) игра дошкольника – ведущий вид деятельности;

б) развитие познавательной сферы;

в) кризис 6-7 лет;

г) готовность к обучению в школе.

2. Психология младшего школьника:

а) учебная деятельность младшего школьника;

б) развитие познавательных процессов младшего школьника;

в) эмоционально-волевая сфера младшего школьника.


ТЕМА: Психология подростка

  1. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковый возраст.

  2. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности подростка.

  3. Специфика учебной и трудовой деятельности в подростковом возрасте.

  4. Развитие самосознания. Чувство взрослости как основное новообразование подросткового возраста.

  5. Развитие мотивационно - потребностной сферы подростка

  6. Диагностика интеллектуального и личностного развития подростков.

Занятие проводится в форме дискуссии.
ТЕМА: Психология юности

  1. Особенности становления личности в раннем юношеском возрасте.

  2. Становление мировоззрения.

  3. Личностные новообразования ранней юности и их значение для последующих этапов онтогенеза. Личностное и профессиональное самоопределение.

  4. Общение со взрослыми и сверстниками. Дружба и любовь.

  5. Студенческий возраст как сензитивный период профессионального обучения и развития.


ТЕМА: Учебная деятельность и умственное развитие

1.Анализ взглядов на проблему соотношения обучения и развития.

2. Обучаемость и умственное развитие.

3. Проблема неуспеваемости и дезадаптации личности.



4. Индивидуализация и дифференциация обучения.
ТЕМА: Психология усвоения знаний.

  1. Теория В.В. Давыдова.

  2. Основные психические процессы, лежащие в основе усвоения.

  3. Основные компоненты усвоения.

  4. Методы и способы эффективного усвоения знаний.

  5. Неуспеваемость: причины и способы работы с неуспеваемостью.


ТЕМА: Психология педагогической деятельности.

  1. Уровни педагогических способностей (по Н.В.Кузьминой).

  2. Основные структурные компоненты педагогических способностей. Их роль в развитии творческих способностей учащихся.

  3. Педагогический такт в работе с трудными детьми.

  4. Требования системы образования к личностным и профессиональным качествам педагога.


Рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА
Основная

  1. Гуревич П.С. Психология. – М.: Юрайт, 2012.

  2. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Юрайт, 2012

  3. Исаев Е.И. Педагогическая психология. – М.: Юрайт, 2012.


Дополнительная

  1. Абрамова Г.И. Возрастная психология. – М., 2010

  2. Авдеева КН., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у исто­ков общения. М., 1991.

  3. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998.

  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

  5. Венгер Л.А., Венгер. А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.

  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Т.З, Т.4.

  7. Гамезо М.В. Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2009.

  8. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

  9. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

  10. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное разви­тие. М., 1991.

  11. Кон КС. Психология ранней юности. М., 1989.

  12. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Пси­хологическая готовность к школе. М., 1987.

  13. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2008.

  14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 2009.

  15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2008.

  16. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. М., 2008.

  17. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2009.

  18. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 2004.

  19. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А.Бодалева, Р.Л.Кричевского. М., 1987.

  20. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 2000.

  21. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное само­определение. М.-Воронеж, 1996.

  22. Психология зрелости и старения. – М., 2000.

  23. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1990.

  24. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1987.

  25. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А.Реана. – М., 2007.

  26. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

  27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000.

  28. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 2000.

  29. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Про­блемы становления личности. М., 1994.

  30. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1998.

  31. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988.

  32. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. М., 1991.

  33. Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогиче­ской психологии. М., 1995.

  34. Фелъдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999.

  35. Формирование личности в переходный период от подро­сткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987.

  36. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1989.

  37. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и бо­лезненное. М., 1996.

  38. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

38.Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтоло­гия. М., 1999.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Раздел 1. Теоретические основы возрастной психологии.

Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии. История возрастной психологии.

Определите, какой отрасли психологии соответствуют нижеприведенные особенности предмета изучении и каковы ее разделы.

Отрасли психологии:

1) изучающая психологические проблемы обучения и воспитания: закономерности процесса усвоения индивидом знаний и социального опыта в процессе учебно-воспитательной деятельности, целенаправленного и активного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения с учетом индивидуальных психологических особенностей обучающихся; психологические вопросы педагогической деятельности и психологической службы в учреждениях образования;

2) изучающая закономерности развития психики на каждой стадии онтогенеза и перехода


от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей
деятельности.

Ответ а) возрастная психология с ее разделами: психология детей младенческого возраста, раннего детства, дошкольного, младшего школьного, подросткового, старшего школьного (раннего юношеского) возрастов; б) педагогическая психология с разделами: психология обучения и воспитания, психология педагогической деятельности учителя, психологическая служба в школе и других учреждениях образования. Ключ: 1-6; 2-а.
Тема 2. Возрастная психология как самостоятельная научная дисциплина. Стратегии и методы возрастной психологии
Назовите методы изучения психики ребенка.

  1. Методы сравнительного изучения психологических особенностей и развития детей с одинаковой и разной наследственностью.

  2. Метод, применяемый для опосредованного изучения психологической деятельности путем регистрации актов поведения, высказываний.

  3. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляются различные психологические закономерности.

  4. Краткое стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом.

  5. Метод, позволяющий установить отношения между детьми, сложившиеся в группе детского сада или в школьном классе.

  6. Метод, позволяющий выявить некоторые особенности детской психики, реализующиеся в результате действия (рисунки, поделки).

  7. Метод, основанный на анализе ответов, полученных на заранее продуманные вопросы, на основании которых судят о психических особенностях детей.

Ответ: а) наблюдение; б) близнецовый метод; в) тест; г) эксперимент; д) анализ продуктов деятельности; е) беседа; ж) социометрия.

Ключ: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в, 5-ж, 6-д, 7-е.


Тема 3. Психическое развитие: сущность, движущие силы, факторы и закономерности.

Укажите, каким понятиям развития соответствуют следующие определения.

  1. Формирование и совершенствование психических процессов и свойств личности,
    происходящее в результате личной активности, т.е. деятельности ребенка под решающим
    влиянием общественной среды и воспитания, как разрешение непрерывно возникающих
    внутренних противоречий между появлением новых потребностей и отсутствием
    способов их удовлетворения.

  2. Понятие, введенное Л.С.Выготским для характеристики связи обучения и
    психического развития, позволяющее охарактеризовать имеющиеся у ребенка
    возможности и перспективу развития, которые могут быть раскрыты при минимальной
    помощи или подсказке со стороны взрослых,

3. Понятие, отражающее наличные особенности психических функций ребенка, сложившийся настоящий уровень развития, определяемый уровнем трудности задач, решаемых им самостоятельно.

4. Сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по происхождению, опосредованные по психологическому строению знаковыми системами (речью и пр.) и произвольные по способу своего осуществления, первоначально существующие как форма взаимодействия между людьми, затем как внутренний процесс (интериоризации) и автоматизации.



Ответ: а) зона ближайшего развития; б) психическое развитие; в) развитие высших психических функций (по Л.С.Выготскому); г) зона актуального развития. Ключ: 1-6: 2-а: 3-г: 4-в.
Тема 4. Проблемы возраста и возрастной периодизации психического развития.

Какие из перечисленных определений относится к биологическим (отдельно - к
наследственным и врожденным) и социальным факторам и какие - к движущим
силам развития ребенка?

1. Деятельность ребенка с предметом.

2. Человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов
чувств, физические признаки, общие для всех людей (прямолинейная походка, рука как
орган познания и воздействия на окружающий мир, речедвигательньгй аппарат,
биологические потребности в пище, тепле и т.д.).


  1. Общение ребенка со взрослым.

  2. Социальная ситуация «развития» в виде «аффективного отношения» ребенка к среде.

  3. Потребности, мотивации, т.е. активность самого ребенка.

6. Анатомические и физиологические особенности нервной системы, органов чувств,
головного мозга, на основе которых формируются и развиваются человеческие свойства
и способности, в том числе интеллектуальные, интеллектуальная активность и
саморегуляция (задатки).

  1. Условия жизни и деятельности.

  2. Внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые взрослые ставят в
    обучении и воспитании.

9. Обучение и воспитание как сознательный целенаправленный процесс воздействия
старшего поколения на младшее в целях формирования социально-психологических
особенностей человека, включающий совокупность методов, содержание и организацию
обучения, уровень педагогической подготовленности учителей.

Ответ. Факторы: а) биологические наследственные; б) биологические врожденные; в) социальные; г) движущие силы развития. Ключ: 1-в; 2-а; 3-й; 4-в; 5-г; 6-6; 7-в; 8-г; 9-в.
Назовите основания, характерные для следующих периодизации возрастов, и
укажите их авторов.

Периодизация:

1. На основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом
характерных для каждого возраста психических новообразований.


  1. Характеризуется двумя взаимосвязанными сторонами единого процесса усвоения
    общественного опыта - усвоением, мотивов и задач деятельности и усвоением
    операционально-технической стороны деятельности.

  2. В центре которой находится социальное развитие личности, понимаемое как
    взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации, т.е. приобщения ребенка к
    единым социальным нормам и вместе с тем его постепенного превращения в
    своеобразную, уникальную личность.

4. Развитие личности понимается как закономерная смена этапов, на каждом из которых
происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношений и поведения
человека, в результате чего он приобретает новые качества (как положительные, так и
недостатки), характерные именно для данного этапа развития.

5. Главным источником (двигателем) человеческого поведения считается бессознательное, насыщенное сексуальной энергией; выделяются стадии, связанные со смещением эрогенных зон, - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие (поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т.д.): оральная (до 1 г., зона - слизистая рта и губ), кроме инстинктивного «Оно» развивается «Я»; анальная (1-3 г.. зона - слизистая оболочка кишечника), начинает формироваться третья инстанция -«Сверх-Я», как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть; фаллическая (3 - 5 л., зона - гениталии), дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым противоположного пола; латентная (5-12 л.) как бы временно прерывает сексуальное развитие; сексуальные переживания вытесняются интересами, направленными на общение со сверстниками и школьное обучение; генитальная (12 -18л.) соответствует собственно половому развитию; все эрогенные зоны объединяются.



Ответ: а) ведущий вид деятельности ( Д .Б. Эльконин ): б) качественные преобразования внутреннего мира, отношений и поведения человека (Э. Эриксон); в) процесс социализации и индивидуализации ( Д. И.Фельдштейн); г) на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов и новообразований (Л.С.Выготский); д) сексуальное развитие (З.Фрейд). Ключ: 1-г; 2-а ; 3-в ; 4-б ; 5-д.
Назовите, каким закономерностям и факторам психического развития
соответствуют следующие определения.

1. Различные психические особенности, психические процессы и функции у разных


детей одного возраста не находятся на одном уровне и не достигают одного и того же
уровня развития.

2. По мере развития психика ребенка вес более и более приобретает цельность, единство


как необходимые условия формирования личности.

3. Особенность нервной системы, на которой основана возможность изменения и


компенсации психических функций при систематическом воздействии на
соответствующие органы.

4. Специфические особенности, возникающие на каждом возрастном этапе и


обусловливающие главные изменения в психических процессах и свойствах личности.

  1. Ускорение физического и психического, особенно умственного развития.

  2. Расчленение ранее бывшего единым элемента.

Ответ: Закономерности и факторы: а) пластичность и возможность компенсации; б) интеграция психики; в) неравномерность психического развития; г) акселерация; д) ведущий вид деятельности и новообразования возраста; е) дифференциация. Ключ: 1-в; 2-6; 3-а; 4-д; 5-г; 6-е.
Особенности психического развития человека на разных этапах онтогенеза.

Тема 5. Психологические особенности детей в младенчестве и раннем детстве.

Определите, о каких характеристиках психического развития в младенческом возрасте идет речь в каждом утверждении.

Характеристики:

1. Переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни, сопровождаемый резкими изменениями условий жизни, беспомощностью, переживанием

первой травмы.



2. Эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и
звуками, основное новообразование, первый акт поведения, выделение взрослого.

  1. Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью (ситуация «Мы»), предметом
    деятельности является другой человек, возникновение со стороны ребенка первых форм
    воздействия на взрослого (призыв взрослого через голосовые реакции).

  2. Движения, связанные с выделением какого-то элемента из окружающей жизни и
    имеющие две части: ориентировочную и исполнительную.

Ответ: а) развитие произвольных движений; б) эмоциональное общение со взрослым; в) кризис новорожденности; г) «комплекс оживления». Ключ: 1-в; 2-г; З-б; 4-а.
Развитие каких психологических особенностей детей раннего возраста отражено в приведенных описаниях?

  1. Социальная ситуация совместной деятельности со взрослым человеком (ребенок -
    предмет - взрослый), содержанием которой является усвоение ребенком общественно
    выработанных способов употребления предметов.

  2. Слово, как орудие, и используемое чаще, чем любое другое орудие, вследствие чего
    оно дифференцируется, насыщается предметным значением и благодаря переносу в
    другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается.

3. Выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия, и
пространственных отношений между предметами. Схватывание связей между вещами в
процессе практического манипулирования ими. овладение значениями предметов
главным образом через речь.

  1. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение ребенком своего
    действия с действием взрослого, называет себя другими именами и видит себя в другом,
    появляется феномен « Я сам».

  2. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест -
    бунт, проявляющийся в частых ссорах с родителями, стремление к деспотизму.
    Ответ. Психологические особенности детей раннего возраста: а) овладение, и развитие
    речи; б) предпосылки формирования личности в раннем детстве: в) кризис трех лет; г)
    предметная деятельность, являющаяся ее ведущим видом; д) развитие восприятия,
    наглядно-действенное мышление.

Ключ: 1 - г; 2 - а; 3 - д; 4-б; 5 - в.
Тема 6. Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста.

О каких особенностях развития детей дошкольного возраста говорится в каждом утверждении?

  1. Развитие целого ряда потребностей ребенка, важнейшими из которых являются:
    потребность в общении (познавательном и личностном), с помощью которой усваивается
    социальный опыт, социальные отношения, существующие в мире взрослых; потребность
    во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных
    способностей; потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой
    разнообразных навыков и умений.

  2. Особая символико-моделирующая форма освоения действительности путем ее
    воспроизведения и моделирования, из которой рождается потребность в настоящей
    общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, в которой-знакомятся
    с операциями, видами труда, приобретают умения и навыки, развиваются
    произвольность и целенаправленность действий. все психические процессы,
    любознательность, наблюдательность и др., что является важной предпосылкой для
    перехода к учению.

  3. Совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений, усвоение
    сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение с ними соответствующих предметов, эталонов фонем родного языка и звуковысотного слуха, благодаря чему дети овладевают перцептивными действиями, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер, переходят от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике, меняется характер детского мышления (происходит переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации).

4. Формируется общественное по своему содержанию отношение к окружающей
действительности, возникают личностные образования (соподчинение мотивов, усвоение
нравственных норм, моральных представлений и оценки, произвольность поведения).

5. Возникновение поведения, протекающего сначала на основе образа, существующего в


конкретной форме (образа человека, чье поведение копирует ребенок), затем
становящегося все более обобщенным, выступающим в форме правил, норм поведения.
Ответ: а) возникновение личностного сознания; б) сенсорно-перцептивное развитие; в)
движущие силы развития, социальная ситуация развития; г) сюжетно- ролевая игра; д)
возникновение произвольного поведения.

Ключ: 1-в; 2-г; 3-б; 4-а; 5-д.
Укажите утверждения, относящиеся к кризису детей 7 лет и к определенным компонентам психологической готовности к школьному обучению.

1. Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание


того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка: манерничание: ребенок что-то из себя строит, скрывает; симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать; возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

2. Интерес к школе и положительное отношение к ней; стремление запять новое


положение - школьника, желание учиться – заниматься серьезной учебной
деятельностью.

3. Осведомленность об окружающем мире, количество накопленных ими представлений


и понятий, качество мышления, уровень мыслительных процессов - анализа, синтеза,
сравнения и умения с его помощью выделять сходные и отличительные признаки
объектов, обобщения; любознательность; уровень развития внимания, памяти и других
психических процессов.

4. Особенности, отражающие систему социальных отношений между ребенком и


взрослыми и выражающиеся через его игру (подчиняется ли он правилу, берет ли на себя
роли и т.п.), а также в его организованности (умении управлять своими действиями -
планировать, выполнять в определенной последовательности, осуществлять
самоконтроль).

Ответ: а) развитие интеллектуальной сферы ребенка; б) кризис 7 лет и возникновение внутренней психологической жизни: в) развитие произвольного поведения; г) развитие мотивационно - потребностной сферы. Ключ: 1-б; 2-г; 3-а; 4-в.
О каких изменениях и особенностях детей младшего школьного возраста говорится в приведенных суждениях?

  1. Перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью; возникает новая
    структура отношений «ребенок-взрослый» (учитель, родители), «ребенок - дети».
    Центром жизни ребенка становится система «ребенок - учитель», которая определяет его
    отношения с обществом, родителями и сверстниками.

  2. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок -
    субъект, осуществляющий эту деятельность. В результате развития учебной
    деятельности впервые происходит осознание собственных изменений, оценки «Кем я
    был» и «Кем я стал».

  3. Изменения в области памяти проявляются в том, что: а) младший школьник начинает осознавать особую мнемическую задачу, отделяет ее от всякой другой; б) интенсивное формирование приемов запоминания материала (через анализ, сравнение, группировку его, осмысление связей разных частей материала, составление плана, усвоение основных понятий); в области восприятия переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, связанным с определенной задачей; внимание становится произвольным, возникает обобщенный характер эмоциональных переживаний, развивается воля, вся деятельность по своему характеру становится произвольной; мышление приобретает более обобщенный и абстрактный характер, формируются интеллектуальные операции, овладевает системой научных понятий, характерна интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Ответ: а) возникновение рефлексии; б) изменения в познавательной сфере; в) изменения в структуре социальных отношений. Ключ: 1-в; 2-а; 3-б.
Тема 7. Психологические особенности подросткового возраста.

Какие особенности психического развития подростков представлены в нижеприведенных определениях?

  1. Бурное физическое и половое развитие и связанные с ним особенности психического
    развития. Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции
    повышается возбудимость нервной системы. Поэтому нередко наблюдается повышенная
    раздражительность, вспыльчивость, резкость, негативизм, несдержанность, обидчивость,
    эмоциональная возбудимость, появление противоречий и конфликтов, возникновение
    трудностей в отношениях со взрослыми, пессимизм, уход в себя, замкнутость и т.п.

  2. Вовлекается в новую систему отношений со взрослыми и сверстниками, занимая среди
    них новое место, выполняя новые функции, осваиваются нормы социального поведения,
    нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. То
    место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки
    учителя.

3. Учебная деятельность для подростка отступает па задний план. Центр жизни
переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в
деятельность общения. В общении происходит усвоение моральных норм, осваивается
система моральных ценностей, возникают и оформляются нравственные убеждения,
которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности школьников.
Доминирующими потребностями подросткового возраста являются как потребность в
общении со сверстниками, так и потребность в самоутверждении.

  1. Взрослость: наличие чувства взрослости, возникновение представления о себе как «не
    о ребенке», стремление приобщиться к жизни и деятельности взрослых, яркое
    проявление самостоятельности. Бурное развитие социального сознания, перенесенного
    внутрь, т.е. самосознания; осознание своей индивидуальности, ориентировка личности на
    собственную оценку (самооценку).

  2. В учебной деятельности подростков имеются как свои трудности и противоречия, так
    и свои преимущества. Преимущества заключаются в избирательной готовности, в
    повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения,
    готовности ко всем видам учебной деятельности, но эту готовность он еще не умеет
    реализовать, так как не владеет способами выполнения новых форм учебной
    деятельности. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, происходит
    «внутренний отход от школы» главным образом по причине ее нееформированности у
    учащихся, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность в
    самоутверждении. Однако познавательная потребность (познавательные интересы)
    остается одной из доминирующих потребностей возраста.

Ответ: а) ведущий вид деятельности; б) особенности учебной деятельности; в) основные новообразования; г) период полового созревания, определяющего некоторые психические особенности подростка; д) социальная ситуация развития. Ключ: 1-г;2-д; 3-а; 4-в: 5-б.
Тема 8. Особенности психического развития в юношеском возрасте и в период молодости.

Определите, какие психологические особенности старших школьников раскрываются в приведенных описаниях.

1. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед ним


возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задачи
первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится центром
психического развития, создавая у старшеклассников своеобразную внутреннюю
позицию. Изменяется значимость учения, его задачи, цели, содержание. Учебный
процесс оценивается им с точки зрения того, что он дает для их будущего.

2. Обращенность в будущее определяет основную направленность ttx' личности,


реализуется в выборе профессии, в поиске самоопределения, смысла жизни, в усилении
общественной направленности, потребности принести пользу обществу, другим людям.
Рост самосознания. Старший школьный возраст - пора формирования мировоззрения,
выработки собственных взглядов и убеждений, оценок, мнений, суждений, отношений,
отражающих их личностную самостоятельность. Уровень самосознания определяет и
уровень требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе; они
становятся более критичными и самокритичными. Самооценка, имеющая большую
значимость, выражается в их стремлении глубже разобраться в своем характере, своих
чувствах, действиях, поступках, правильно оценить свои особенности, в стремлении к
самовоспитанию.

  1. Учебная деятельность остается основным видом деятельности. Повышается интерес к
    учению; складывается новая мотивационная структура учения: ведущими становятся
    мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни,
    широкие социальные мотивы (стать полноценным членом общества, приносить пользу
    людям), а также мотивы, лежащие в самой учебной деятельности (интерес к содержанию
    и процессу учения), или связанные с жизненными планами, профессиональными
    намерениями.

  2. По сравнению с подростками характерен более высокий уровень мышления; мыслят не
    только конкретными, но и абстрактными понятиями, указывая на видовые и родовые
    признаки, более широко пользуются мыслительными операциями, особенно сравнением
    и обобщением, умеют выделять существенное, пользоваться рациональными приемами
    запоминания (выделение главной мысли, составление плана, конспектирование и др.),
    обосновывают и доказывают утверждения, стремятся разобраться в разных точках зрения
    и составить собственное мнение, найти истину, проникнуть в сущность явлений, вскрыть
    причину, сделать выводы; способны исследовать и экспериментировать, творить и
    создавать новое, оригинальное, самостоятельно учиться и пополнять свои знания.
    Ответ: а) основные новообразования; б) особенности познавательной деятельности; в)
    социальная ситуация развития; г) ведущий вид деятельности. Ключ: 1-в; 2-а; 3-г; 4-б.


О каких психологических особенностях возраста молодости говорится в каждом утверждении?

1. Молодость (18-25-30 лет) характеризуется как «устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, человек приобретает устойчивый характер; как этап «человеческой близости»: легко заводятся знакомства, образуются дружеские связи, приходит любовь, создастся семья. Человек максимально работоспособен, способен к творческой деятельности, формулированию эвристических гипотез. Для большинства молодых людей это студенческая пора с ее большими физическими, умственными, нравственными и волевыми нагрузками, пора социальной зрелости и профессионального самоопределения как будущего специалиста, достижения значительного прогресса в общественной, производственной и личной сферах, начала осуществления своих идеалов и жизненных целей.



  1. Ведущей деятельностью является либо профессиональная учеба, либо трудовая
    деятельность, либо то и другое вместе, благодаря которым молодежь осваивает нормы
    отношений между людьми (деловых, личных и др.). а также профессионально-трудовые
    умения, овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной работы в самых
    различных областях науки, техники и трудовой деятельности. Характерны следующие
    мотивы учебной деятельности, непосредственно влияющие на качество
    профессиональной подготовки, на формирование личности профессионала:
    познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения (с включением
    дальних целей, в получении оригинальных результатов в продукте деятельности и в
    способах решения проблемы), широкие социальные мотивы - с коллективистической и
    личной направленностями (личного престижа, сохранения и повышения статуса,
    самореализации, самоутверждения, материальные мотивы); у студентов с более низкой
    успеваемостью - потребность в избегании неудач.

  2. Большое место в молодости занимает общение, в процессе которого важным,
    существенно влияющим на результаты учения, является мотив аффилиации. под которым
    понимается стремление человека к вступлению в общение с членами окружающего его
    общества, тяготение к созданию, сохранению и восстановлению положительных
    эмоциональных взаимоотношений с другими людьми.

  3. Молодость - важный этап развития умственных способностей, когда существенно
    развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения.
    Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: нестандартный
    подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие,
    родовые; развитие творческих способностей, предполагающих не просто усвоение
    информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового,
    преобладание дивергентного мышления, предполагающего множество правильных
    ответов в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное
    решение вопроса.

5. Трудности преодолеваются в процессе вес новых возможностей. В процессе
формирования личности существенную роль играют противоречия, . присущие
студенческому возрасту: а) социально-психологические - противоречия между расцветом
физических и интеллектуальных сил студента и лимитом времени, имеющихся
экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей;
противоречия между его результатами деятельности, проявившимися индивидуально-
психологическими свойствами и складывающимися в группе межличностными
отношениями; возможны противоречия в системе «преподаватель - студент»;
противоречия адаптационного процесса - между новыми для студента требованиями,
условиями и сложившимися у пего до вуза стереотипами поведения; б) противоречия
дидактического характера - между стремлением к самостоятельности в отборе знаний,
способах их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки
специалиста определенного профиля; в) противоречия между поступающим через разные
источники огромным количеством информации, расширяющей знания студентов, и
имеющимся ограниченным временем для ее осмысления, которые могут привести к
поверхностным знаниям и мышлению; г) противоречия в развитии самосознания:
физическая зрелость индивида (17 - 19 л.) не совпадает во времени с гражданской
зрелостью личности (23- 25 л.), что может привести к позднему вступлению на стезю
собственной трудовой жизни, оставаясь иждивенцами родителей, к пустому
времяпрепровождению.

6. К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное


состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют его, он обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни, личность его не совершенна, много времени и сил потрачено впустую, мало сделано по сравнению с тем, что мог бы сделать и пр. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что. в сущности, стоит перед той же задачей -поиска, самоопределения в новых обстоятельствах, с учетом реальных возможностей.

Ответ: а) общение и эмоциональные отношения; б) кризис молодости; в) социальная ситуация развития; г) ведущий вид деятельности и мотивационно-потребностная сфера; д) особенности познавательной деятельности; е) противоречия. Ключ: 1-в; 2-г: 3-а: 4-д; 5-е: 6-б.
Тема 9. Психологические особенности людей в периоды взросления и зрелости.

Назовите психологические особенности стадии взрослости, представленные в нижеприведенных oписаниях.

1. В период взрослости (25-30-40-45 лет) происходит усиление социального развития личности, максимальное вовлечение ее в различные сферы общественных отношений и деятельности, формирование характера как системы, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатков его как индивида. В то же время процесс развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности. Период взрослости - наиболее благоприятный для формирования основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности. Характеризуется экономической независимостью от родителей. Новый статус взрослого складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности. Иной характер приобретают жизненные планы: наряду с задачами, связанными с профессиональной деятельностью, повышением квалификации. образования, усиливается забота о воспитании детей, о хороших жилищных условиях. Внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые в свою очередь, складываются в результате усвоения общественных ценностей и собственной социальной активности. Одна из центральных характеристик взрослого человека - генеративность - желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. В этом возрасте человек формирует свою точку зрения о внешнем мире, о своем будущем и участии в нем. Важнейшей характеристикой личности является результативный момент ее деятельности - общественная ценность дел, достижений, социальные влияния личности, что составляет «ценность жизни».

2. Для взрослого основным видом деятельности является профессиональная деятельность. Обучение отодвигается на второй план, профессиональный опыт формируется и накапливается в сфере непосредственно практической деятельности. На разных этапах взрослости отношение к обучению меняется при сохранении зависимости этого отношения от ведущего вида деятельности. Именно профессиональная деятельность формирует потребность взрослого в знаниях, его познавательные интересы и запросы, цели и мотивы. Решение о продолжении образования - положительный мотив, оказывающий существенное влияние на жизненную позицию личности, программу его деятельности и перспективные планы, становится неотъемлемой частью сложного процесса самосовершенствования психики человека. Психологи обращают внимание на необходимость осознания им нескольких групп противоречий: а) между нужным для данной специальности и реальным уровнем знаний; б) между реальным уровнем знаний и необходимым для освоения социальных условий деятельности, социальных отношений и норм поведения: в) противоречия саморефлексивного характера, обусловленные, с одной стороны, стремлением разобраться в себе и, с другой стороны, недостаточно развитым механизмом рефлексивного контроля, недостаточным знанием самого себя; г) между уровнем знаний человека и новыми проблемными познавательными задачами, которые выдвигаются не только потребностями практики, по и им самим (задачи самовоспитания и самопрограммирования психики в целом).

3. В разные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его


психических функций. Наибольшие изменения в интеллектуальных функциях
происходят в пору 18-25 лет, что свидетельствует о подвижности и гибкости
взаимосвязей между памятью и вниманием. В 26-29 лет внимание по своему развитию
опережает память и мышление, что связано с разной перестройкой личности:
определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом
коллективе. В 30-33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных
функций (памяти, мышления, внимания). К 45 годам снижается быстрота приема
информации, ее переработки и реакции на нее, интенсивность внимания, а также
эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели.
Кульминационные моменты научного творчества относятся к 35-40 и 40-45 годам жизни:
до 30-34 лет - в математике, физике, химии: в 35-39 лет - у геологов, медиков и др.;
между 40-55 годами - у преподавателей научной, философской и политической областей
деятельности. Таким образом, период взрослости и начало зрелости является наиболее
продуктивным в отношении высших достижений интеллекта.

До 35 лет происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека; в период между 25 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; а в период между 35 и 46 годами, под влиянием усиливающейся жесткостью связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. Создастся противоречие между высокой интеллектуальной активностью и продуктивностью в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем серьезными затруднениями в овладении новыми видами деятельности, что требует постоянного повышения квалификации работников, создание системы непрерывного образования кадров, как важного условия профессионального и интеллектуального развития человека.

4. Установлено некоторое преимущество мужчин в пространственной и временной
ориентации, в понимании механических отношений и в математических рассуждениях.
Женщины превосходят мужчин в ловкости рук. в быстроте восприятия, в счете и
беглости речи, в запоминании разного материала. Среди основных личностных черт у
мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотив достижения, эмоциональная
стабильность, а у женщин, как правило, социальная ориентация. У мужчин более
устойчивыми оказываются такие черты, как интеллектуальные интересы, изменчивость
настроений, готовность примириться с неудачей, высокий уровень притязаний, а у
женщин - настойчивость, эстетическая отзывчивость, жизнерадостность, желание дойти
до пределов возможного. Большая часть проблем у мужчин формируется в сфере их
профессиональной деятельности, а у женщин - в семейных отношениях. В женских
производственных коллективах больше ценятся хорошие межличностные отношения, в
мужских - квалификация и достижения в профессиональной деятельности

Выделяют следующие типы развития личности мужчин, сохраняющие свои особенности с 13-14 лет (И.С.Кон): а) мужчины, отличающиеся надежностью, продуктивностью в работе, честолюбием, хорошими способностями, широтой интересов, самообладанием, прямотой. дружелюбием, философским складом ума и сравнительной удовлетворенностью, высоко ценят независимость и объективность, имеют высокие показатели по интеллектуальной эффективности. чувству благополучия; б) неуравновешенные мужчины со слабым самоконтролем, с импульсивностью и непостоянством, склонностью драматизировать свои жизненные ситуации, непредсказуемостью поведения, частой сменой работы и т.д., как правило, вырастают из подростков, для которых были характерны бунтарство, болтливость, раздражительность и агрессивность, любовь к рискованным поступкам и предрасположенность к отступлениям от принятого образа мышления; в) мужчины с повышенным самоконтролем, ранимые, склонные уходить от сложных обстоятельств, испытывать жалость к себе, напряженность в общении с другими людьми. В подростковом возрасте они выделялись эмоциональной чувствительностью и самоуглубленностью, плохо чувствовали себя в неопределенных ситуациях, легко отчаивались в неудаче, были зависимы и недоверчивы; г) мужчины, сильно меняющиеся от юности к зрелости, чаще всего к ним относятся те, у которых бурная, напряженная юность сменяется спокойной, размеренной жизнью в зрелые годы.

Типологические группы личности женщин-инженеров (Н.Н. Обозов. 1995): а) доминантная, для которых характерны: интерес к техническим паукам и исследовательской деятельности, увлечение техникой, конструированием; стремление работать в научно-исследовательских и конструкторских организациях; высокие показатели творческой активности: удовлетворенность специальностью, содержанием труда и взаимоотношениями в коллективе, стремятся сохранить достигнутое; б) ситуативная, которая при выборе профессии руководствуется меркантильными соображениями: близость к месту жительства, материальные выгоды, удобный режим и т.п. При слабой творческой активности и довольно низком уровне притязаний в профессиональной деятельности весьма заметно проявляется высокая общительность, стремление к самоутверждению в отношениях с другими людьми, ориентация на семью, быт и культуру; в) конформистская, которая выбор профессиональной деятельности осуществляет под влиянием ближайшего социального окружения (друзей, родителей и др.), а не в результате самостоятельного решения; характерны также: низкая творческая активность, неудовлетворенность работой и должностью, низкий уровень профессиональной мотивации, склонность к подозрительности и конфликтам, основная ориентация - сфера взаимоотношений.

5. Относительное социально-психологическое равновесие в какой-то момент взрослости нарушается, что приводит к затруднениям, осложнениям, дискомфорту в деятельности, в общении с коллегами, друзьями. Происходит как бы «разрыв». Человек не может выполнять свои жизненные функции, пока не разрешит противоречие. При наличии развитой структуры личности, ее «Я», достаточно высокого уровня развития системы высших чувств и ценностей человека возникает жизненный кризис, при котором социально-психологическое противоречие обостряется до предела. Взрослый человек в середине своего жизненного пути мучительно пытается найти ответ на такие вопросы: как и для чего жить дальше, зачем вообще жить дальше. Ближе к 40 годам человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты, жизненные планы с ходом и результатами их осуществления, он совсем на уверен, что успеет сделать все. что хотелось бы и что некогда казалось ему вполне по силам.

Взаимоотношения полов в целом становятся более спокойными, личностные отношения более глубокими и интересными по содержанию. Вместе с тем для многих мужчин и женщин расставание с молодостью сопровождается периодом тяжелой депрессии, при котором человек испытывает мучительные переживания - Подавленность, тоску, отчаяние, общую пассивность поведения. Творческие люди с возрастом накапливают мастерство, у них возникают все более интересные замыслы, заманчивые проекты, но при этом столь же стремительно убывают силы. Кризис середины жизни имеет объективные причины и предполагает существенную перестройку личности с учетом изменения положения человека в жизни. Нужна значительная гибкость в поведении, общении, манерах с тем, чтобы они соответствовали его возрасту. Для преодоления кризиса необходимо: осознание и оценка реального положения вещей, с учетом этого наметить новые цели и скорректировать старые, активно действовать, решать проблемы в себе, вызывать чувство неуспокоенности.

Ответ: а) психологические различия и типы мужчин и женщин; б) кризис взрослости; в) ведущий вид деятельности, мотивы и основные противоречия; г) общая характеристика и социальная ситуация развития взрослого человека; д) особенности познавательной деятельности.

Ключ: 1-г; 2-в; 3-д; 4-а; 5-б.
Определите, о каких психологических характеристиках стадии зрелости идет речь в приведенных суждениях.

1. Период зрелости по возрасту (40-45-55-60 л.) и по состоянию духа человека был назван


древними греками порой «акмэ», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь,
момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе». Средняя
точка этой стадии развития находится между 45 и 50 годами. Специфические
психологические особенности развития личности на этапе зрелости: продолжение
выполнения профессиональных и социальных ролей (они могут поочередно
доминировать и ослабевать), изменение образа жизни в связи с самостоятельностью
детей, уходом их из родительской семьи (некоторые женщины возвращаются к своей
профессиональной деятельности); менопауза; изменения в физическом и
интеллектуальном развитии и пр. Обнаруживаются явления гетерохромности (неравномерности) общесоматического, полового и нервно-психического созревания: не
совпадают во времени физическая зрелость (индивида), гражданская (личности),
умственная зрелость (субъекта познания) и, ее трудоспособность

(труда).


2. Активное обучение и самообразование сохраняют психические функции у людей в
возрасте 41-46 лет на высоком уровне развития и создаю!' лучшие потенциальные
возможности для более продуктивной познавательной деятельности. Наиболее высокий
уровень развития имеет функция внимания и самый низкий уровень характерен для
функции памяти.

3. Формирование социально необходимого типа личности находится в прямой


зависимости от степени сформированности высших (зрелых) отношений человека к
жизни (Е.Б. Старовойтенко, 1992). Типы отношений, характеризующих личность как
социально зрелую: зрелое интеллектуальное (познание) отношение к жизни;
деятельностно-продуктивное отношение (преобразование); социально-активное
отношение; зрелое нравственное отношение к жизни (утверждение гуманных этических
начал), эстетическое отношение; осознанное отношение личности к себе '- субъекту
жизни (самопознание и самоизменение). Решающим признаком зрелости является
осознание человеком ответственности за все стороны жизни (духовной, материальной и
др.) и стремление к ней. Ценности зрелых людей начинают играть ведущую роль и в
жизни общества; зрелые люди утверждают свой образ жизни и стиль деятельности и т.д.
Достигая вершины профессиональной и общественной карьеры, люди зрелого возраста
сосредоточивают в своих руках функции управления в самых разнообразных сферах
общественной жизни, в управленческих структурах государства.

4. Для человека зрелых лет наступает очень трудный, порой мучительный переход от


состояния максимальной активности, бурной деятельности, присущей периоду «акмэ», к
ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем. что подтачивается здоровье,
меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым
поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, так
как в свои 50-60 лет человек субъективно не ощущает себя «старым». В
профессиональной и социальной роли ему приходится переживать «предметную смерть»,
«кризис идентичности», уход из родительской семьи детей, уход из жизни родных и
близких. За период зрелости в организме человека происходят очень серьезные
половозрастные изменения, во многом предопределяющие стрессовые состояния. Начинают подкрадываться и развиваться различные болезни, чаще и раньше встречающиеся у мужчин (сердечно-сосудистая патология опасна у мужчин уже к 50 годам, у женщин - к 70). Страх перед возможной смертью порождает у мужчин стрессовые состояния: появляется суетливость и раздражительность, нарушение сна, а после 50 лет - расстройство функций половой системы. Отмечаются также следующие изменения: грубость в общении, замкнутость, повышенный аппетит, злоупотребление алкогольными напитками, неосознанное курение, иногда хроническая усталость, «трудоголизм» (чрезмерное увлечение работой, чтобы ощутить свою значимость), повышенная рассеянность и пр. Главные изменения, происходящие в организме женщины в период зрелости, связаны с наступлением климактерического периода, характеризующегося «общими возрастными инволюционными нарушениями в организме, на фоне которых происходят возрастные, климактерические изменения репродуктивной системы» (МЛ. Крымская. 1988) (появление морщин, увеличение отложения подкожной жировой клетчатки, поседение волос, разрушение зубов, ухудшение слуха и зрения, уменьшение мышечной системы, точности и быстроты движений, чувствительности к изменению температуры окружающей среды и т.д.). У многих женщин еще более трудное состояние и самочувствие: расстройство сна, головные боли, сердцебиение, головокружения, колебания артериального давления, обморочные состояния и др.

Предупредить и облегчить самочувствие в период кризиса зрелых людей помогут знания о характере изменений, происходящих в организме, с возрастом и наступлением переходного физиологического периода жизни. Очень важно в зрелом возрасте уметь сохранять эмоциональную стабильность в любых стрессовых ситуациях, находить возможность к осмыслению происходящих изменений (физических, физиологических, психологических), владеть саногенным мышлением, которое способствует оздоровлению психики, что поможет справляться с причинами и последствиями назревающих в организме и личности «сбоев».



Ответ: а) структура зрелой личности; б) кризис возраста зрелости: в) особенности познавательной деятельности; г) общая характеристика возраста и социальная ситуация стадии зрелости.

Ключ: 1-г; 2-в; 3-а; 4-б.
Тема 10. Психология людей пожилого и старческого возраста.

Какие психологические особенности человека пожилого и старческого возраста раскрываются в приведенных описаниях?

1. Период геронтогенеза (старения) по Международной классификации (у мужчин с 60, у женщин с 55 лет) включает три градации: пожилой, старческий и долгожители; является итогом всего жизненного пути человека, т.е. предыдущих возрастов. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что. в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека.

Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный, индивидуальный процесс, сопровождающийся возрастными изменениями в организме: ослабление деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной, дыхания, мышечной и других систем, уменьшение запаса энергии, живости тканей, изменение чувствительности органов чувств (зрения, слуха) и пр.

Наряду с инволюционными процессами, на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрастах. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, среди которых ведущими психологическими являются развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, контроля и сознательной саморегуляции биологических процессов, своего образа жизни и деятельности с помощью эмоциональной, психомоторной и особенно речемыслительных. второсигнальных функций.

2. Разнородный характер процесса старения присущ и таким познавательным функциям
человека как ощущение, восприятие, мышление, память и т.д. В возрасте 70-90 лет
особенно страдает механическое запоминание; лучше всего сохраняется логическая
память; образная память ослабевает больше, чем смысловая; ведущим видом памяти
становится логическая, основой прочности - внутренние смысловые связи. В целом
понижаются вербальные и невербальные функции и показатели интеллекта. Но имеются
многочисленные данные о сохранении в пожилом и старческом возрасте высокой
жизнеспособности, умственной и профессиональной работоспособности человека,
зависящих от множества факторов: уровня образования, рода занятий, зрелости
личности, творческой деятельности, сохраняющих те функции, которые были ведущими
в профессиональной деятельности (у ученых - общая эрудиция и запас слов, у инженеров
- многие невербальные функции, у водителей, моряков, летчиков - острота и поле
зрения).

3. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой, опасение


одиночества, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому - отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себя - эгоистичность, эгоцентричность; неуверенность в завтрашнем дне делают стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.д. При всей сложности этого периода исследования свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, людям, себе.

Имеется несколько классификаций типов личности стариков и старости. В типологии Ф. Гизс выделяется: 1) старик - негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; 2) старик - экстравертированный, оценивающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями в семье и социальной жизни; 3) интровертированный тип, для которого характерны острое переживание процесса старения, отсутствие интереса к новому, погружение в воспоминания о прошлом, малоподвижность, стремление к покою и пр. Положительные типы старости по И.С.Кону: 1) активная творческая старость, когда ветераны продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д., не испытывая какой-либо ущербности; 2) занимаются тем, на что раньше у них не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями, материальным благополучием, т.е. для них характерна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, но энергия главным образом направлена на себя; 3) находит главное приложение своих сил в семье (преимущественно женщины), но удовлетворенность жизнью у этой группы ниже, чем у первых двух; 4) люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. Отрицательные типы развития по И.С. Кону: 1) агрессивные ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, все критикующие, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями; 2) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая тем самым себя глубоко несчастными. Д.Б.Бромлей выделяет пять типов отношений личности к старости: 1) конструктивное отношение (они внутренне уравновешены, удовлетворены, в меру критичны к себе, не драматизируют окончание профессиональной деятельности, имеют интересы и постоянные планы на будущее; 2) отношение зависимости - человек подчиненный кому-либо (супруг, своему ребенку), не имеющий слишком высоких жизненных претензий, охотно уходящий с профессиональной работы; семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности и эмоциональное равновесие; 3) оборонительное отношение, для которого характерны: эмоциональная сдержанность, прямолинейность, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других, избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими проблемами. Защитный механизм против ощущения страха смерти и обездоленности - их активность «через силу». С большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу; 4) отношение враждебности к окружающим - люди агрессивны, взрывчаты, подозрительны, стремятся «переложить» на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность, замыкаются в себе, избегают контактов с другими. Они не воспринимают свою старость, у них сильный страх смерти. Всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность; 5) отношение враждебности человека к самому себе. Люди этого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, безропотно принимают то, что посылает им судьба, все претензии адресуют к себе, испытывают чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни трактуется как избавление от страданий.

  1. Разрушительные явления в пожилом и старческом возрасте: отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошение гнезда», уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и мн. др., среди которых наиболее сильным стрессором является одиночество: у человека нет родственников, сверстников, друзей. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Одна из серьезных причин этого кроется в нарушении их связей с молодым поколением, а также нередкое явление - геронтофобия. или враждебные чувства по отношению к старым людям.

Ответ: а) особенности и типологии личности; б) стрессоры и синдромы личности; в) особенности познавательной сферы и работоспособности; г) общая характеристика периода геронтогенеза и процессы старения. Ключ: 1 - г; 2 - в; 3 - а; 4 - б.
<< предыдущая страница   следующая страница >>