Тема Организация управленческого учета на примере ООО «Фабрика мебели - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ооо фабрика вкуса было образовано 1 27.73kb.
1 Теоретические основы учета и анализа товарных операций в организации 1 43.25kb.
«Проектирование информационной системы формирования заказов на предприятии... 1 79.1kb.
1. Управленческий учет система внутренней информации Управленческий... 1 269.5kb.
Секции «информационный менеджмент» 1 15.64kb.
Исследование деятельности туристского предприятия на примере ООО 10 1282.36kb.
Инструкция по созданию книги суммарного учета (часть 1 ) Для создания... 1 23.92kb.
Методические рекомендации Рязань 2012 Раздел Особенности новых стандартов... 12 3612.73kb.
Владимир тилль, «Известия Татарстана» Не числом, но умением 1 32.23kb.
Жижина Екатерина Анатольевна Теория и практика применения международных... 1 39.98kb.
Тесты для поступления в аспирантуру по специальности общественное... 2 472.25kb.
Владимир тилль, «Известия Татарстана» Не числом, но умением 1 32.23kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тема Организация управленческого учета на примере ООО «Фабрика мебели - страница №2/5

1.3 Формирование социальных показателей в управленческом учете




Социальный управленческий учет представляет инновационную область знаний. Он ориентирован на определение затрат, которые несет общество, социум в целом, в связи с деятельностью коммерческой организации. Сопряжен с учетом трансакционных и социальных затрат, возникающих при недостаточной определенности прав собственности и проявлении внешних эффектов. В частности, трансакционные затраты в наиболее широком смысле трактуются как затраты по обслуживанию сделок, сопровождающих взаимодействие участников рыночной среды — экономических агентов. Такие затраты возникают в условиях недостаточно определенных прав собственности, недостаточно надежных контрактов и т. п. В составе трансакционных затрат возможно учитывать затраты по поиску информации (издержки времени и ресурсов на получение и обработку информации о целях деятельности хозяйствующего субъекта, интересующих товарах и услугах, имеющихся либо потенциальных поставщиках и потребителях), затраты по защите прав собственности (на ведение дел в арбитражном суде, органах государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав). Высокий риск и неопределенность рыночной среды обусловливают высокий уровень трансакционных затрат, в соответствии с чем формируется главная цель деятельности хозяйствующего субъекта — сокращение трансакционных затрат, обслуживание которых оказывается чрезвычайно дорогостоящим.

Появление социальных затрат обусловлено проблемой внешних эффектов — побочных результатов любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц . В мировой практике к социальным затратам, покрытие которых обеспечивают хозяйствующие субъекты, относятся компенсации за неудобства, причиненные, например, в связи со строительством, проведением дорог, загрязнением окружающей среды и т. п.

Одна из основных причин повышения значимости социальной составляющей в управлении проявляется в необходимости модернизации субъект-объектных отношений, бизнес ответственности за результаты управленческой деятельности. В этой связи возникает потребность в актуализации различных форм участия работников в принятии решений, развитии творческой инициативы, в нормализации отношений в трудовом коллективе, и, самое главное, в обеспечении устойчивого развития организации.

В настоящее время большой интерес представляет вопрос взаимосвязи социальной отчетности с бухгалтерским (финансовым) и управленческим видами учета и Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). На данную тему существует крайне мало публикаций, так как тема до сих пор является непроработанной и требует более тщательного исследования.

Большую актуальность на сегодняшний день представляет вопрос о связи социальной отчетности с бухгалтерским (финансовым) и управленческим видами учета и МСФО. Авторы существующих исследований единодушны в том, что социальная отчетность неотделима от перечисленных видов учета, однако различными оказываются мнения о характере этой взаимосвязи.

Анализ современной литературы показал, что вопросы взаимосвязи, несмотря на их актуальность, пока что раскрыты в малом количестве общедоступных публикаций. В связи с данным фактом автором предлагается выдвинуть ряд гипотез и рассмотреть каждую из них:

- взаимосвязь социальной отчетности с бухгалтерским финансовым, управленческим видами учета, а также МСФО отсутствует;

- информация бухгалтерского финансового, управленческого видов учета и МСФО оказывает влияние на сведения, раскрываемые в социальной отчетности;

- социальная отчетность влияет на перечисленные виды учета и МСФО.

В отношении первой гипотезы необходимо отметить, что она подлежит исключению из реально доказуемых предположений по следующей причине: отсутствия взаимосвязи бухгалтерского учета и социальной отчетности быть не может, так как социальные отчеты формируются отчасти на основании данных бухгалтерского учета. Очевидным доказательством этого может служить набор экономических показателей, раскрываемых организациями в своей социальной отчетности, в том числе выручка, себестоимость, прибыль.

В доказательство справедливости второй позиции - бухгалтерский финансовый и управленческий виды учета, а также МСФО оказывают влияние на социальную отчетность - приведем несколько аргументов.

Во-первых, часть показателей, раскрываемых в социальных отчетах, формируется на основании данных бухгалтерского учета, а именно:

- сведения о фактически свершившихся действиях организации в области ведения социально ответственного бизнеса, например выданные гарантии обязательств организации, связанных с планом пенсионного обеспечения;

- диапазон соотношений заработной платы начального уровня и установленной минимальной заработной платы в существенных регионах деятельности организации.

Эти и другие факты свидетельствуют о влиянии бухгалтерского учета на процесс подготовки социальной отчетности.

В случае отсутствия данных в бухгалтерском учете для отражения их в социальной отчетности организации могут раскрыть информацию, опираясь на данные управленческого учета. Примером может служить информация об исполнении бюджета предприятия за отчетный период. По мнению профессора М.А. Вахрушиной, "именно управленческий учет способен генерировать информацию о нефинансовых показателях деятельности компании, необходимую для составления корпоративной социальной отчетности. Одним из таких показателей является показатель удовлетворенности клиентов (покупателей), являющийся важнейшим нефинансовым оценочным критерием системы управленческого учета.

Кроме того, определенная роль в процессе подготовки корпоративной социальной отчетности может принадлежать информации, подготовленной в системе сбалансированных показателей, являющейся инструментарием стратегического управленческого учета" [2, с. 6]. При этом стратегический управленческий учет реализуется в организациях через формирование системы ключевых показателей эффективности. Она, в свою очередь, оказывает влияние на формирование бухгалтерского учета, на основании которого раскрываются некоторые показатели социальной отчетности. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что информация, генерируемая в системах бухгалтерского и управленческого видов учета, предопределяет наполнение социальной отчетности.

Заслуживает внимания тот факт, что стандарты социальной отчетности предполагают использование МСФО, в частности в Руководстве по отчетности в области устойчивого развития содержатся требования о подготовке экономических показателей социальной отчетности на основе соответствующих МСФО и их интерпретаций, разработанных Советом по международным стандартам финансовой отчетности.

Описания показателей содержат ссылки на конкретные стандарты, которые следует использовать. Например, показатель, раскрывающий доходы, операционные затраты, выплаты сотрудникам, пожертвования и другие инвестиции в сообщества, нераспределенную прибыль, выплаты поставщикам и государствам капитала, должен формироваться с учетом следующих стандартов: МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль", МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты", МСФО (IAS) 18 "Выручка", МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам". Это означает, что МСФО оказывают существенное влияние на формирование социальной отчетности.

Наряду с этим следует отметить, что и сама социальная отчетность предопределяет развитие бухгалтерского финансового и управленческого учета, а также МСФО. Общественность заинтересована в получении информации о деятельности организации в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и ресурсосбережения, социально-экономического развития региона. Так, представляет определенный общественный интерес следующая информация:

- о налоговых платежах корпораций в бюджеты различных уровней;

- об участии корпораций в местных, региональных и федеральных социальных программах;

- о работе с подрастающим поколением;

- о помощи ветеранам;

- о патриотическом воспитании молодежи;

- о поддержке спорта и занятий физкультурой;

- о благотворительной деятельности.

Подчеркивая важность перечисленных позиций, необходимо признать, что информация не находит отражения ни в бухгалтерском, ни в управленческом учете, ни в отчетности, составленной по МСФО. По мнению профессора М.А. Вахрушиной, "...Проблема учетно-аналитического обеспечения подготовки социальной отчетности требует дальнейшего изучения".

В данном случае речь идет о третьей гипотезе - социальная отчетность в определенной мере предопределяет парадигму бухгалтерского (финансового) и управленческого видов учета, а также МСФО.

Внедрение современных систем управления, предусматривающих формирование социальной отчетности, в практику отечественного бизнеса определяет необходимость научного обоснования концепции учета и отчетности в системе корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности, а также совершенствования вузовских программ подготовки бухгалтерских кадров".

На основании вышеизложенного можно утверждать, что речь идет о выделении учета нефинансовых показателей, необходимых для составления социальной отчетности, в самостоятельное научно-практическое направление - социальный бухгалтерский учет (социальный учет).

Для формирования социальной отчетности вполне достаточно методологической и методической базы бухгалтерского и управленческого учета.

С развитием экономики расширяется сфера договорного регулирования трудовых отношений. Развитие частной собственности, децентрализация нормативно-правового регулирования социально-трудовой сферы, перемещение акцентов с жесткой регламентации на принципы социального партнерства приводят к необходимости заключения документа, которым устанавливается определенный уровень социальных гарантий. Соотношение государственного и договорного регулирования устанавливается исходя из социально-экономических условий и уровня развития социальных отношений. Обеспечение работников предприятия услугами, входящими в так называемый социальный пакет, требует осуществления многих действий, в том числе использования услуг внешних организаций; подписки на специальные издания; приобретения необходимого оборудования; оплаты коммунальных услуг и тому подобного.

В зависимости от финансовых возможностей предприятия и уровня социальной ответственности его собственников социальный пакет может быть представлен следующими выплатами и льготами:

- целевые беспроцентные ссуды;

- скидки при приобретении продукции (услуг) организации;

- обеды, полностью или частично оплачиваемые организацией;

- оплата образования детей работников;

- оплата стоимости арендуемого жилья;

- обеспечение негосударственным медицинским страхованием;

- оплата телефонных переговоров;

- компенсация проезда к месту работы и назад;

- оплата спортивно-оздоровительных услуг;

- оплата стажировок и курсов повышения квалификации;

- выплата разовой помощи к юбилейным датам, отпускам;

- разовые выплаты при регистрации брака и при выходе на пенсию;

- оплата путевок для отдыха и лечения;

- другие формы выплат, призванные стимулировать работника к повышению квалификации и уровня образования, за квалификационный разряд или категорию, за ученую степень или звание, за владение иностранным языком и тому подобное, благосклонность к фирме (непрерывная и длительная работа в данной организации).

Такая вариативность условий на каждом предприятии требует соответствующих мероприятий по организации управленческого учета.

В части организации документооборота следует определить порядок документирования операций, связанных с предоставлением услуг и благ, входящих в социальный пакет предприятия, в том числе предусмотреть в личной карточке работника предприятия перечень услуг, входящих в его индивидуальный социальный пакет, в случае личного выбора им услуг; установить график движения первичных документов по однородным видам услуг, предоставляемых работникам, в том числе оплате жилищно-бытовых услуг, питания работников, транспортировки, ввиду того что при предоставлении каждой из групп услуг привлекаются различные подразделения предприятия.

В рабочем плане счетов целесообразным является введение нормативных, плановых, прогнозных показателей, в частности суммы расходов, планируемых для обеспечения предоставления услуг и благ, входящих в состав социального пакета предприятия, исходя из количественного и качественного (возрастного, полового, профессионального) состава персонала; введение в рабочий план счетов аналитических счетов для однородных объектов учета по операциям для обеспечения социального пакета работникам.

Для группирования информации о видах, размерах и назначениях услуг, входящих в социальный пакет, следует предусмотреть составление ведомостей предоставления работникам услуг, входящих в социальный пакет предприятия: по видам услуг; по работникам; по видам расходов на обеспечение функционирования объектов социально-бытовой сферы.

Для обобщения приведенной информации в отчетности следует выделить показатели, по которым предприятие получит возможность определения динамики предоставления работникам услуг, входящих в социальный пакет. Эти меры состоят в установлении системы показателей потребления материальных благ, услуг, оплаты коммунальных платежей, обеспечения профессионального обучения, предоставления профилактического питания работникам, оплаты культурно-образовательных, спортивно-развлекательных и жилищно-бытовых услуг, предоставляемых работникам предприятия, и тому подобное. Такая информация позволит руководству предприятия принимать более обоснованные решения о перспективах социальной политики предприятия, а в случае предоставления ее внешним пользователям, будет свидетельствовать об уровне социальной ответственности бизнеса, позволяющей:

- повысить мотивацию и, соответственно, производительность труда персонала, что в итоге приводит к экономии ресурсов на поощрении и удержании квалифицированных специалистов за счет лояльного отношения к работникам компании. Это позволяет не только избегать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке;

- получить налоговые льготы;

- сформировать позитивную репутацию компании через рост ценности бренда, экономию ресурсов, решение проблем с органами власти и контроля, налаживание новых партнерских отношений;

- получить большую возможность для привлечения инвестиционного капитала;

- обеспечить стабильность развития компании в долгосрочной перспективе;

- в глобальном масштабе - способствовать сохранению социальной стабильности в обществе в целом.

Если предприятие предоставляет услуги и блага работникам предприятия собственными силами, документооборот на предприятии усложняется, поскольку привлекаются разные подразделения предприятия. Схема движения информации о предоставлении социального пакета работникам собственными силами предприятия, и ее использование бухгалтерской службой представлена в приложении 2 к данной работе.

В случае, когда предприятие использует услуги внешних организаций при предоставлении социального пакета работникам, документооборот на предприятии упрощается, ввиду того что происходит обычное приобретение предприятием услуг других предприятий.
Таким образом, можно увидеть различия в управленческом учете в случае обеспечения социального пакета за счет внутренних возможностей и при привлечении внешних организаций.

Во время внедрения программ социальной ответственности компании выявляют скрытые рычаги повышения эффективности, которые иначе невозможно было бы увидеть, что в конечном итоге приводит к улучшению экономических показателей деятельности компании.

Мероприятия по организации управленческого учета необходимо осуществлять в соответствии с сущностью самой хозяйственной операции и соответствующих объектов учета, в частности:

1) в сфере документирования операций:

- определение порядка документирования операций по выполнению положений коллективных договоров и содержательного наполнения первичных документов информацией о показателях использования наемного труда для целей оперативного контроля;

- разработка специальных форм первичных документов для отображения операций, связанных с оплатой труда, предоставлением социального пакета работникам, разработка графика составления, представления, подписания и использования таких форм;

2) рабочий план счетов должен предусматривать обоснованную с точки зрения уровня детализации систему счетов синтетического и аналитического учета, содержащих не только информацию о фактических показателях выполнения руководством обязательств перед трудовым коллективом, но и плановые (прогнозные) показатели, определенные исходя из положений коллективного договора;

3) для удовлетворения информационных интересов сторон коллективного договора внутренняя отчетность по вопросам выполнения положений коллективного договора должна содержать статические и динамические показатели нормативного состояния выполнения положений коллективных договоров, а также фактические показатели такого выполнения, в частности:

- уровень задолженности по оплате труда;

- суммы вознаграждений работникам, выплаченные за отчетный период;

- размер премирования и его соотношение с результатами работы работников; предоставление работникам благ и услуг, входящих в социальный пакет предприятия;

4) наличие коллективного договора на предприятии и выполнение его положений - это один из показателей социальной ответственности бизнеса. Во время внедрения программ социальной ответственности компании выявляют скрытые рычаги повышения эффективности, которые иначе невозможно было бы увидеть, что в конечном итоге приводит к улучшению экономических показателей деятельности компании.



Глава 2. Анализ организации управленческого учета на примере ООО «Фабрика мебели «Роникон»»

2.1. Характеристика и основные финансово-экономические показатели ООО «Фабрика мебели «Роникон»»


Фабрика мебели «Роникон» работает на рынке корпусной мебели с 2000 года. Сегодня «Роникон» является одним из лидеров среди производителей корпусной мебели в стране.

Компания расположена по адресу: Россия, г. Москва, Щелковское ш., д. 100

Производственная база «Роникон» находится в подмосковном городе Щелково. По уровню технологической оснащенности мебельная фабрика «Роникон» обгоняет многие лучшие мебельные фабрики России.

Площадь фабрики «Роникон» 50 000 кв.м. Достаточно места для производства самых разнообразных шкафов купе и другой мебели, суммарно - более 100 000 единиц продукции в год. Полное обновление технологического парка было завершено в 2009 году. Сейчас на производстве используются новейшие станки и оборудование ведущих мировых производителей - компаний IMA (Германия), SHELLING (Австрия), BIESSE (Италия) и SCM (Италия).

Продукция «Роникон» соответствует отечественным и европейским стандартам качества в области экологии и охраны здоровья, что подтверждено наличием соответствующих сертификатов. Компания работает только с проверенными и хорошо зарекомендовавшими себя поставщиками комплектующих и материалов. Мебельная фабрика «Роникон» предоставляет гарантию на всю произведенную мебель.

Уникальное оборудование «Роникон» позволяет изготавливать как серийную мебель, так и мебель по индивидуальным проектам.

В каталоге серийной программы самые актуальные и современные дизайнерские разработки. Московская фабрика мебели «Роникон» постоянно расширяет ассортимент, предлагая своим клиентам различные стилевые решения, богатую линейку размеров и материалов в серийной программе.

Возможности Фабрики «Роникон» позволяют изготовить корпусную мебель на заказ практически любого уровня сложности: гардеробные, детские комнаты, прихожие, спальни, а также шкафы на любой вкус. Широкая гамма цветов ЛДСП и МДФ позволит выбрать наиболее подходящий вариант для вашего интерьера, а богатый выбор внутреннего наполнения и комплектующих придаст готовому изделию индивидуальный характер и стиль.

Хорошо известна мебель фабрики и в Москве и за ее пределами. С учетом дилерской сети по всей стране у «Роникон» более 1500 магазинов, из них фирменных - более 300. Только в Москве у компании 111 фирменных торговых точек.

ООО «Фабрика мебели «Роникон»» является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

ООО «Фабрика мебели «Роникон»» вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

Общество создано для удовлетворения общественных потребностей в выполнении работ (оказании услуг) физическим и юридическим лицам и получения прибыли.

Целями деятельности предприятия являются расширение рынка корпусной мебели, а также извлечение прибыли.

Организационная структура управления ООО «Фабрика мебели «Роникон»» имеет линейную структуру, при которой от каждой руководящей должности исходят указания нижестоящей должности, которая непосредственно подчинена ей.

Руководство текущей деятельностью ООО «Фабрика мебели «Роникон»» возложено на генерального директора.

Организационная структура управления ООО «Фабрика мебели «Роникон»» представлена на рисунке 2.

Рис.2. Организационная структура управления ООО «Фабрика мебели «Роникон»»
Генеральному директору непосредственно подчиняются его заместитель, коммерческий директор, главный бухгалтер.

Генеральный директор осуществляет оперативное руководство деятельностью ООО «Фабрика мебели «Роникон»»

На Генерального директора возлагаются следующие обязанности:

1. Осуществлять общее руководство оперативно-хозяйственной деятельностью ООО «Фабрика мебели «Роникон»»

2. Координировать работу всех отделов и подразделений.

3. Рационально использовать финансовые, материальные и человеческие ресурсы с целью обеспечения доходности ООО «Фабрика мебели «Роникон»»

4. Обеспечить выполнение коллективного договора.

5. Способствовать развитию и совершенствованию материально-технической базы ООО «Фабрика мебели «Роникон»»

6. Определять кадровую политику, принимать на работу и увольнять работников ООО «Фабрика мебели «Роникон»»

В компетенцию коммерческого директора входит сфера вопросов, связанных с закупкой и продажей продукции. Коммерческий директор ведет переговоры на высшем уровне с поставщиками и с производителями, а также с крупными предприятиями по вопросам снабжения.

Важнейшая роль в организации коммерческой деятельности, возглавляемой коммерческим директором, принадлежит отделам закупок и продаж, а также отделу внешне-экономической деятельности. Они контролируют и отслеживают своевременность закупок и поставок материалов для обеспечения обязательств предприятия перед ее потребителями или поддержания определенного резерва товаров на складе.

Кроме того, в подчинении коммерческого директора работает отдел доставки (транспортный отдел).

Под общим руководством Заместителя генерального директора работает склад.

Главный бухгалтер курирует финансовую область деятельности компании.

Бухгалтерия осуществляет расчеты с контрагентами, ведение учета и обработку данных по всем хозяйственным операциям ООО «Фабрика мебели «Роникон»»

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности ООО «Фабрика мебели «Роникон»».


Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности ООО «Фабрика мебели «Роникон»»



Показатели

Годы

Отклонения 2011г.
к 2009г.

2009

2010

2011

+/-

%

Среднесписочная численность
работников, чел.

942

1036

1075

133

114%

Выручка

1764488

2416194

2227231

462743

126%

Себестоимость

1229130

1739974

1550303

321173

126%

Прибыль

80794

122857

139341

58547

172%

Среднегодовая стоимость
основных фондов, тыс. руб.

573210

590868

551815

-21395

96%

Фондовооруженность, тыс. руб.

609

570

513

-96

84%

Фондоотдача, руб.

3,078

4,089

4,036

0,958

131%

Фондоемкость, руб.

0,325

0,245

0,248

-0,077

76%

Годовая производительность
труда, тыс. руб.

1873

2332

2072

199

111%

Уровень рентабельности продаж, %

6,57

7,06

8,99

2,41

137%

В результате того, что рост выручки от реализации продукции происходил более быстрыми темпами по сравнению с темпом роста стоимости основных фондов фондоотдача увеличилась, а обратный данному показателю показатель фондоемкости, наоборот, уменьшился. Это является положительной тенденцией, поскольку свидетельствует о том, что для реализации единицы продукции в 2011 г. ООО «Фабрика мебели «Роникон»» требовалось меньший объем основных фондов по сравнению с 2009 г.

Фондовооруженность за анализируемый период уменьшилась, что связано с уменьшением стоимости основных производственных фондов и значительным увеличением среднегодовой численности работников.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели эффективности использования основных производственных фондов улучшились.

Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности работы организации.

За анализируемый период результатом деятельности предприятия была прибыль. Причем в абсолютном выражении наблюдался её рост.

Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдался рост по всем показателям деятельности предприятия. Отрицательным моментом является то, что наиболее быстрый темп роста был у себестоимости продукции, что вызвало относительно меньший прирост суммы прибыли.

Проведем анализ рентабельности деятельности ООО «Фабрика мебели «Роникон»» в динамике за ряд лет.

За анализируемый период рентабельность деятельности ООО «Фабрика мебели «Роникон»» снизилась. Это является положительной тенденцией и свидетельствует о том, что темп роста себестоимости продукции и капитала предприятия осуществляется более медленными темпами по сравнению с ростом выручки и прибыли от продаж. Это свидетельствует об увеличении доходности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ООО «Фабрика мебели «Роникон»» имеются как положительные, так и отрицательные тенденции в части финансовой устойчивости предприятия, но в целом финансовая устойчивость улучшается.



  следующая страница >>