страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
1. Управленческий учет система внутренней информации Управленческий учет как элемент - страница №1/1
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ по курсу УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Для студентов экономического факультета Москва Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова 2005 УТВЕРЖДЕНО кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита С о с т а в и т е л ь – канд. экон. наук, проф. Л. А. Лигачева Сборник методических материалов по курсу «Управленческий учет». – М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2005. – 20 с. Подготовлен на экономическом факультете. Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта © Лигачева Л. А., 2005 ПРОГРАММА Тема 1. Управленческий учет – система внутренней информации Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета. Понятие бухгалтерского управленческого учета, его предмет, функции. Объекты исследования, метод и задачи управленческого учета. Характеристика информации, предоставляемой управленческим учетом. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета. Принципы управленческого учета. Тема 2. Затраты и их классификация Понятие затрат. Классификация затрат по экономической роли в процессе производства. Классификация затрат по способу включения в себестоимость продукции. Классификация затрат по отношению к объему производства. Элементы производственных затрат. Методы учета полных затрат и учета переменных затрат. Организация учета производственных затрат. Формирование рабочего плана счетов. Тема 3. Поведение затрат. Анализ «затраты – объем – прибыль» Понятие «поведение затрат». Релевантный уровень. Анализ «затраты – объем – прибыль». Критическая точка в единицах продукции. Маржинальная прибыль. Определение целевого объема и целевой прибыли. Тема 4. Распределение затрат. Системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции Себестоимость продукции: ее состав, виды. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством. Принципы калькулирования, его объект и методы. Позаказный и попроцессный методы. Калькулирование полной и производственной себестоимости. Учет прямых затрат в составе себестоимости продукции (работ, услуг). Учет косвенных расходов в составе себестоимости продукции (работ, услуг). Калькулирование производственной себестоимости. Калькулирование себестоимости по переменным расходам (система «Директ-костинг»). Фактический и нормативный методы учета затрат и калькулирования. Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Система «Стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат. Особенности системы «Стандарт-кост» Анализ отклонений как средство контроля затрат. Запись отклонений в учетных регистрах. Тема 6. Планирование и контроль затрат Планирование в системе управленческого учета. Основы планирования. Прогнозирование. Программирование. Бюджетирование. Общий (главный) бюджет и его составляющие – оперативный и финансовый бюджеты. Бюджет денежных средств. Планирование объема продаж. Контроль и анализ деятельности предприятия. Гибкий бюджет. Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности. Тема 7. Принятие управленческих решений Модели принятия управленческих решений. Понятие релевантности. Планирование ассортимента продукции, подлежащей реализации. Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора. Решение о реструктуризации бизнеса. Решение о капиталовложениях. Тема 8. Организация управленческого учета Возможные варианты организации управленческого учета: автономная и интегрированная системы. Применение системы интегрированного учета на предприятии. Система записей хозяйственных операций на счетах управленческого и финансового учета. Тема 9. Сегментарная отчетность организации Сущность, значение и правила построения сегментарной отчетности. Сегментарная отчетность как основа оценки деятельности центров ответственности. Требования к внутренней отчетности. Формы внутренних отчетов. Аналитические расчеты. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Тема 1. Затраты и их классификации Вопросы для обсуждения
Задание Подготовиться к решению задач по расчету себестоимости при методе учета полных и переменных затрат. Тема 2. Поведение затрат. Анализ «затраты – объем – прибыль» Вопросы для обсуждения
Задание Подготовить доклад на тему: «Взаимосвязь “затраты – объем – прибыль”», выраженная графически и с помощью формул. Способы определения критической точки». Тема 3. Распределение затрат. Система учета затрат и калькулирование себестоимости продукции Вопросы для обсуждения
Задание Подготовиться к решению задач по позаказному и попроцессному методам калькулирования себестоимости продукции. Тема 4. Учет нормативных затрат и анализ отклонений Вопросы для обсуждения
Задание Подготовить доклад на тему: «Техника управления отклонениями». Тема 5. Планирование и контроль затрат Вопросы для обсуждения
Задание Подготовить доклад на тему: «Проблемы планирования объема продаж». Тема 6. Анализ и принятие управленческих решений Вопросы для обсуждения
Задание Подготовиться к решению задач по принятию управленческих решений в различных хозяйственных ситуациях. Тема 7. Организация управленческого учета Вопросы для обсуждения
Задание Подготовить доклад на тему: «Составление и учет сметы издержек центров ответственности». Тема 8. Сегментарная отчетность организации Вопросы для обсуждения
Задание Подготовиться к дискуссии на тему: «Бюджетирование и оценка фактических результатов деятельности центров ответственности». МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНАЛИЗА И ПРИНЯТИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ (ОПЕРАТИВНЫХ) УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Профессиональные умения и навыки Для принятия управленческих решений в конкретных хозяйственных ситуациях необходима подготовка и специальный анализ учетной информации. Процесс выработки управленческого решения заключается в сравнении двух или более возможных вариантов разрешения имеющейся проблемы и выбор наилучшего из них. При этом менеджер не должен погрязнуть в большом объеме информации, чтобы понять, как каждая альтернатива повлияет на весь ход бизнеса. Многие факты и данные могут не изменяться по каждой анализируемой альтернативе. Поэтому они не могут оказывать влияние на принятие данного решения. Информация, требуемая для принятия управленческого решения, получила название релевантной. Применительно к затратам и доходам – это информация об ожидаемых будущих затратах и доходах, которые различаются по альтернативным вариантам. Заметим, что в определении указаны два критерия отнесения затрат и доходов к релевантным. Релевантными могут быть только затраты, во-первых, относящиеся к будущему управленческому решению, и, во-вторых, отличающиеся по вариантам. Следовательно, фактические (исторические) данные сами по себе не являются релевантными, они не будут полезными при выработке решения и могут вообще не рассматриваться при обсуждении альтернатив. Прошлое мы изменить уже не можем. Прошлые данные о затратах тем не менее необходимы как основная база для прогнозирования величины и поведения будущих затрат. Итак, релевантный подход позволяет в процессе принятия управленческого решения сконцентрировать внимание только на релевантной информации, что при значительных объемах информации позволяет облегчить и ускорить процесс выработки наилучшего решения. Рассмотрим использование релевантного подхода к типичным ситуационным оперативным решениям: как принять специальный заказ или отказаться от него, покупать комплектующие изделия и запасные части или производить самим, выбор ассортимента продукции в условиях ограниченных ресурсов, ликвидация неприбыльного сегмента бизнеса, продавать изделия или продолжать дальнейшую переработку самим, модернизировать оборудование или оставить старое. Использование релевантной информации и маржинального подхода позволяет менеджерам облегчить анализ существующих альтернатив и обоснованно выбрать оптимальное решение.
Рассмотрим пример. Корпорация Спорт производит спортивное оборудование. Компания Старт располагает разветвленной сетью магазинов. Она предложила корпорации Спорт специальный заказ на производство 30 000 бейсбольных мячей с отгрузкой гуртом в упаковке по 500 мячей в один ящик. Старт предлагает цену 2,45 Д.Е. за один мяч. Бухгалтерия Спорт представила следующие данные: прогнозный годовой объем производства составляет 400 000 мячей, годовой объем текущего года – 410 000 мячей, максимальная производственная мощность корпорации ограничении 450 000 мячами. Дополнительные данные (в Д.Е.): Затраты на единицу продукции Прямые материалы 0,90 Прямой труд 0,60 Общепроизводственные расходы: переменные 0,50 постоянные (100 000 Д.Е. : 400 000) 0,25 Затраты на упаковку единицы 0,30 Затраты на рекламу (60 000 Д.Е.: 400 000) 0,15 Прочие постоянные коммерческие и управленческие расходы (120 000 Д.Е.: 400 000) 0,30 Суммарные оценочные затраты на упаковку гуртом (30 000 единиц по 500 на ящик) 2,50 Не следует торопиться с таким выводом. Необходимо провести сравнительный анализ возможных двух вариантов – без специального заказа и с учетом специального заказа. Такой анализ с использованием отчетного формата при маржинальном подходе представлен в табл. 1. Таблица 1 Сравнительный анализ специального заказа корпорации Спорт (в Д.Е.)
Анализ данных таблицы показывает, что при принятии специального заказа изменяются только затраты прямых материалов, прямого труда, переменных общепроизводственных расходов (ОПР) и затраты на упаковку. Затраты на упаковку увеличиваются, но только на сумму упаковки гуртом (2 500 Д.Е.). Все остальные статьи затрат остаются неизменными в обоих этих вариантах. Чистый результат от принятия заказа – это увеличение маржинальной прибыли (также прибыли от продажи) на 11 000 Д.Е. Эту сумму можно проверить следующим вычислением: Чистое увеличение прибыли = (цена продажи за единицу – переменные производственные затраты на единицу) х количество единиц – затраты на упаковку спецзаказа = (2,45 Д.Е. – 2,00 Д.Е.) х 30 000 ед. – 2 500 Д.Е. = 13 500 Д.Е. – – 2 500 Д.Е. = 11 000 Д.Е. Таким образом, анализ показал, что предложение компании Старт может быть принято. При анализе решений о принятии спецзаказа используется маржинальный подход, который наглядно отражает эффект изменения переменных затрат на величину маржинальной прибыли, а также на величину прибыли от продажи. Постоянные затраты при существующем уровне производственных возможностей обычно не изменяются, если специальный заказ принимается, следовательно, они не являются релевантными и могут быть вообще исключены из анализа. С другой стороны, если требуются дополнительные постоянные затраты для выполнения необходимого объема операций, то и они становятся релевантными к данному решению. Примерами релевантных постоянных затрат являются закупка дополнительного оборудования, увеличение затрат на аренду помещений, увеличение затрат на обслуживание, страхование и контроль. Таким образом, в проблеме специального заказа все переменные затраты являются, как правило, релевантными, а постоянные производственные затраты и все коммерческие и общие и управленческие расходы нерелевантными, что мы и видели в данном примере.
Рассмотрим пример. Компания выпускает два вида продукции – Х и У. Известна следующая информация:
Показатель «Уровень маржинальной прибыли» рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к выручке от реализации (в данном случае в расчете на единицу, как отношение удельной маржинальной прибыли к цене на единицу: (6 Д.Е. : 20 Д.Е.) х 100 = 30 %; (12 Д.Е. : 30 Д.Е.) х 100 = 40 %). Из приведенных данных очевидно, что продукт У приносит большую маржинальную прибыль, и, следовательно, именно его мы должны запустить в производство. Но если известно, что производственная мощность ограничена 1 000 машино-часами и что за один час можно произвести четыре единицы продукта Х или одну единицу продукта У, необходимо продолжить анализ с учетом информации о лимитирующем факторе, в данном случае это машино-часы:
Теперь ясно, что выбор следует сделать в пользу продукта Х, так как при производстве этого продукта достигается большая маржинальная прибыль на единицу лимитирующего фактора и, следовательно, на весь объем деятельности в целом. Таким образом, критерием максимизации прибыли компании в условиях ограниченного ресурса является наибольшая маржинальная прибыль на единицу этого ресурса. Во многих случаях в реальной практике действует не один, а несколько лимитирующих факторов. Задача максимизации прибыли или минимизации затрат решается здесь с помощью линейного программирования. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Вариант 1 1. Оценка выполнения плана с помощью отклонений. Известна следующая информация за март 200Х года:
При нормальной мощности работают шесть операторов по 160 часов в месяц каждый. Фактически работали 7 операторов в среднем по 150 часов в месяц. Рассчитайте отклонение трудовых затрат и общепроизводственных расходов. 2. Используя информацию первой задачи о затратах труда операторов, их количестве, рассчитайте их почасовую зарплату и проведите факторный анализ отклонений норматива от факта затрат прямого труда.
4. Обоснуйте основные преимущества системы «Директ-костинг». 5. Почему организация управленческого учета на предприятии является не обязательной? Вариант 2 1. Отклонение материальных и трудовых затрат. На каждую единицу продукции Х требуется по нормативу 4 кг материалов стоимостью 30 Д.Е. за 1 кг. На изготовление единицы продукции Х но нормативу затрачивается 9 часов рабочего времени по нормативной ставке 15 Д.Е. за один час в первом цехе и 2,5 часа по ставке 20 Д.Е. во втором цехе. Фактически за апрель было произведено 500 единиц продукта Х. Фактические затраты прямых материалов на единицу составили 3,8 кг, приобретенных по цене 32 Д.Е. за 1 кг; затраты труда составили 9,5 часов на единицу при средней оплате 17,50 Д.Е. за один час в первом цехе и 2,7 часа по ставке 21 Д.Е. за час во втором цехе. Требуется:
2. На основе информации задачи 1 составьте схему учетных записей по российской нормативной системе и по системе «Стандарт-кост». 3. Распределите общепроизводственные расходы пропорционально прямым материалам по продукции А и В (в Д.Е.):
4. Компания предполагает продавать продукцию А, В по 27 Д.Е. за единицу, переменные расходы предполагаются равными 15 Д.Е. на единицу. Постоянные расходы составят 197 040 Д.Е. за месяц. Критическая точка в единицах продажи равна (выбрать правильный вариант): а) 16 420, б) 11 590, в) 11 950, г) 16 240. 5. Что означает понятие «управление затратами»? 1. Гибкий бюджет для услуг. Командир военного моторизированного объединения пытается оценить затраты работы парка из 20 грузовых автомобилей. Две основные составляющие этих затрат: горючее 18 Д.Е. на км, амортизация 9 000 Д.Е. в расчете на год для каждого грузовика. Подготовьте гибкий бюджет затрат на горючее и амортизацию для двадцати грузовиков для пробегов 10 000, 20 000 и 30 000 км на каждый грузовик. 2. Компания производит высококачественную детскую одежду. На 1 сентября остатки по счетам запасов были следующие: материалы 21 360 руб., незавершенное производство 15 112 руб., готовая продукция 17 120 руб. В сентябре были закуплены материалы на сумму 93 540 руб. Прямые трудовые затраты за сентябрь составили 49 640 руб. Коэффициент списания общепроизводственных расходов – 130 % от прямых трудовых затрат в рублях. Материалы, отпущенные в производство в сентябре, составили 76 200 руб. Готовая продукция с 75-процентной наценкой сверх себестоимости была продана в течение сентября на сумму 320 000 руб.
3. Распределите общепроизводственные расходы по видам продукции пропорционально трудовым затратам (в Д.Е.):
4. Компания планирует продать 200 000 единиц продукции В. Постоянные затраты 400 000 руб. и переменные затраты – 60 % от цены продажи. Для того чтобы иметь прибыль от продажи в 100 000 руб., цена продажи единицы продукции должна быть (выбрать правильный вариант): а) 3,75 руб., б) 4.17 руб., в) 5,00 руб., г) 6,25 руб. 5. В чем сущность системы «Стандарт-кост»? 1. Анализ отклонений и отражение операций в учетных регистрах. Фирма производит ремни из кожезаменителя. Нормативные затраты на единицу продукции следующие: прямые материальные затраты – 0,4 метра по 2,00 Д.Е. за метр; прямые трудовые затраты – 0,2 часа по ставке оплаты 9,00 Д.Е. за час труда; нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов – 1,40 Д.Е. на час прямых трудовых затрат; нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов – 0,80 Д.Е. на час прямых трудовых затрат. В августе фирма произвела 60 000 единиц продукции. В течение месяца в производство было отпущено 25 200 метров материала общей стоимостью 52 920 Д.Е. Фактические общепроизводственные расходы за месяц составили 24 200 Д.Е., из которых 13 000 Д.Е. являлись переменными. За август прямые трудовые затраты составили 10 800 часов или 95 040 Д.Е. Нормальная мощность за год – 58 000 единиц продукции. Бюджетные постоянные общепроизводственные расходы – 9 280 Д.Е. Требуется:
2. На основе представленной информации в задаче 1 проведите факторный анализ отклонений фактических прямых материальных затрат от нормативных за счет таких факторов, как использование материалов и их цена. 3. Компания планирует продать 200 000 единиц продукции С. Постоянные затраты 1 200 000 руб. и переменные затраты – 60 % от цены продажи. Для того чтобы иметь прибыль от продажи в 300 000 руб., цена продажи единицы продукции должна быть (выбрать правильный вариант): а) 112,5 руб., б) 125,1 руб., в) 150,0 руб., г) 187,5 руб. 1. Отклонение прямых трудовых затрат. Компания производит оборудование для бассейнов, в том числе зонтики, которые устанавливаются над столами. Компания использует систему «Стандарт-кост». В марте использовались следующие нормативы по затратам труда: на один зонтик необходим 1 час времени, ставка оплаты труда 200 руб. за час. За месяц было произведено 20 000 зонтов, затрачено 3 500 часов и фактические затраты прямого труда составили 262 500 руб. Требуется: 1) рассчитайте отклонение прямых трудовых затрат за месяц, 2) рассчитайте отклонение по ставке прямого труда, 3) рассчитайте отклонение по производительности прямого труда. 2. Используя информацию задачи 1, проведите факторный анализ отклонения прямых трудовых затрат, в том числе за счет ставки прямого труда и за счет производительности прямого труда. 3. Президент корпорации Конвер, которая производит деки для магнитофонов, обещал рабочим компании увеличить в следующем году заработную плату (переменные трудовые затраты) на 10 %. Президент компании просит вас помочь подготовить данные для обоснования плана производства продукции на следующий год. Вы располагаете следующими данными за отчетный год: Цена продажи за единицу 240 руб. Переменные затраты на единицу: материальные 900 руб. трудовые 360 руб. общепроизводственные 180 руб. Итого переменных затрат 1 440 руб. Годовой объем реализации 5 000 единиц Постоянные затраты за год 153 000 руб. Используя анализ критической точки, подготовьте следующую информацию для президента: на сколько необходимо увеличить цену продажи, чтобы покрыть увеличение заработной платы на 10 % и сохранить уровень маржинальной прибыли в размере 40 %. 4. Что включает в себя маржинальная прибыль при рентабельной работе? 5. Дайте определение понятию «релевантность». Вариант 6 1. Анализ критической точки. Компания производит музыкальные инструменты, в том числе гитары. Модель гитары Д-14 очень перспективна и имеет большой потенциальный рынок. Ниже приведена смета затрат по данной модели на 200Х год (в руб.): Переменные затраты на единицу: прямые материальные затраты 2 300 прямые трудовые затраты 800 общепроизводственные расходы 600 затраты на реализацию 500 Суммарные постоянные затраты общепроизводственные расходы 195 000 затраты на рекламу 55 000 управленческие расходы 68 000 Цена продажи составляет – 9 500 Д.Е. Требуется:
2. На основе информации, представленной в задаче 1, рассчитайте маржинальную прибыль и прибыль от продажи. Напишите учетные записи по используемым счетам.
4. Чем обусловлена необходимость управленческого учета? 5. Что такое «добавленные затраты»? Вариант 7 1. Предприятие специализируется на выпуске одного вида продукции. За год реализуется 1 000 шт. продукции по цене 3 тыс. руб. за единицу. Совокупные переменные затраты на весь выпуск составляют 2 000 тыс. руб., постоянные расходы – 500 тыс. руб. Требуется:
2. Бюджет производства. Прогноз компании по продаже дверей для гаражей на 2005 год, штук:
Прогноз продаж на январь 2006 г. – 50 000 дверей. Начальные запасы на 1 января 2005 г. составили 15 000 дверей. Компания придерживается такой политики, что минимальный уровень запасов должен равняться 15 000 штук, а максимальный – половине количества продаж следующего месяца. Максимальная производительность составляет 65 000 дверей в месяц. Требуется: 1) подготовьте бюджет производства на 2005 г. с указанием количества дверей, которое необходимо производить ежемесячно; 2) какое количество дверей будут составлять конечные запасы готовой продукции 31 декабря 2005 г.?
4. Какие бюджеты включает финансовый план? 5. Каков механизм расчета влияния факторов при использовании способа «разниц»? Вариант 8 1. Фирма производит один вид продукции. За год производится и реализуется 1 200 штук продукции по цене 2 000 руб. за единицу. Переменные расходы на единицу продукции составляют: прямые материалы – 400 руб.; прямая зарплата – 500 руб.; переменные общепроизводственные расходы – 250 руб.; переменные коммерческие расходы – 100 руб.; переменные управленческие расходы – 200 руб. Постоянные расходы на всю продукцию – 400 000 руб. Требуется: 1) определите маржинальную прибыль на единицу продукции; 2) найдите точку безубыточности; 3) определите прибыль от продажи. 2. Предприятие ведет нормативный учет затрат. Нормативные затраты на единицу продукции составляют: по прямым материалам 20 Д.Е.; по прямой зарплате 30 Д.Е.; по общепроизводственным расходам 10 Д.Е. Фактические затраты на единицу продукции составили соответственно: 22 Д.Е., 27 Д.Е. и 10 Д.Е. Произведено 10 единиц продукции. Величина управленческих и коммерческих расходов на весь выпуск соответственно равна 80 Д.Е. и 40 Д.Е. Продажная цена всей продукции – 710 Д.Е. Требуется:
3. Имеется информация: нормативные трудовые затраты составляют 700 Д.Е., фактические – 672 Д.Е., численность персонала – соответственно 100 человек и 105 человек, производительность труда – соответственно 7 Д.Е./чел и 6,4 Д.Е./чел. Требуется: Сделайте факторный анализ способом цепных подстановок влияния численности и производительности труда на отклонение фактической величины трудовых затрат от нормы. 4. Реалистично предопределенные затраты основных материалов, прямые трудовые затраты и общепроизводственные расходы известны как (выбрать правильный вариант): а) периодические затраты; б) переменные затраты; в) нормативные коэффициенты; г) нормативные затраты. 5. Какие статьи затрат включаются в полную себестоимость и не включаются в производственную? ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
ЛИТЕРАТУРА Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. – М.: ОМЕГА-Л, 2002. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет: Учеб. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. Палий В.Ф. Организация управленческого учета. – М.: Бератор-Пресс, 2003. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000. Содержание Программа Учебные задания к семинарским занятиям Методические указания к изучению анализа и принятия краткосрочных (оперативных) управленческих решений Темы курсовых работ Контрольная работа Вопросы для подготовки к экзамену Литература |
|