С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной психологии нгпу. Н. Ю. Стоюхина - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 22страница 23страница 24страница 25страница 26страница 27
Похожие работы
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной психологии нгпу. - страница №25/27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Социометрическая методика


Социометрическую методику можно использовать для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в соответствующей системе взаимоотношений. Описываемый вариант методики специально приспособлен для изучения межличностных отношений в учебной группе, хотя сама методика вполне годится и для исследования взаимоотношений в любой другой более или менее стабильной социальной группе с числом участников от 10 до 30 человек.

Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-нибудь помещении, получают инструкцию примерно следующего содержания:

Ваша группа существует уже давно. За это время вы смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные взаимоотношения типа симпатий и антипатий. Не все, конечно, гладко в вашей жизни, да и сейчас ваши отношения далеки от идеальных. С кем-то вам хорошо быть в одной группе, с кем-то не очень. Иначе, как правило, не бывает. Но, представьте себе, что все начинается сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав вашей группы.

Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги, которые предварительно необходимо подписать вверху справа (указать свою фамилию и имя):



  1. Кого из членов вашей группы вы включили бы в состав вновь создаваемой группы? Перечислите в порядке предпочтения несколько человек.

  2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в составе вновь создаваемой группы? Перечислите несколько человек в порядке отклонения.

Обработка, представление и анализ результатов

Полученные от членов группы листки с ответами на предложенные вопросы обрабатываются и имеющиеся в них данные сначала переносятся в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Она устроена следующим образом.

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке (можно алфавитном). В строках, где указаны фамилии членов группы, порядковыми цифрами от 1 и далее каким-либо цветом, например, синим, отмечаются выборы, сделанные данным участником группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.

В приведенном фрагменте матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: 1 выбор приходится на Егорова, 2 – на Сидорова, 3 – на Петрова. Точно также, но цифрами другого цвета, например красного, отмечаются сделанные отклонения. Если выборы взаимные, то соответствующий факт отмечается заключением цифр в кружки синего цвета, а если отклонения взаимные, то же самое делается с помощью кружочков красного цвета.

Крайние правые столбцы и нижние строки матрицы итоговые. В них вносятся суммарные данные о числе выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчитав число синих цифр в строке каждого члена группы, устанавливают число сделанных им выборов и соответствующие данные записывают в первый правый столбец матрицы. Сведения о сделанных отклонениях получаются тем же путем, но за счет определения числа красных цифр в строке соответствующего испытуемого. Они заносятся во второй правый столбец матрицы. Для того, чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо подсчитать число синих цифр в столбце с фамилией этого члена группы и результат записать в первой нижней строке. Аналогичным образом устанавливается и фиксируется в матрице, во второй ее нижней строке, число полученных отклонений. В заключение определяется общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных участниками данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу.

Просматривая нижние строки заполненной матрицы, можно определить лидера в группе. Им будет тот ее член, который получил от остальных наибольшее число выборов. По отклонениям можно установить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. Это тот, кто получил больше всего отклонений.

Более детальную и наглядную картину отношений в группе можно получить, построив социограммы. Это специальные графические рисунки, на которых с помощью соответствующих условных обозначений изображены все выявленные в исследованной группе взаимоотношения. Чаще всего стоятся групповые социограммы-мишени (рис. 1) и индивидуальные социограммы лидера и отвергаемого – того члена группы, который получил меньше всего выборов и больше всего отклонений со стороны остальных участников данной группы (рис. 2).


Рис. 1. Социограмма-мишень группы, состоящей из 20 человек: треугольник – мальчики, круг – девочки, стрелка сплошная – выборы, стрелка пунктирная – отклонения.
Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма-мишень, обычно соответствует максимальному числу выборов, полученных кем-либо из членов группы. На социограмме, представленной на рисунке 3, одиннадцать таких окружностей. Следовательно, максимальное число выборов, полученных в этой группе, равно 11 и относится к лидеру. Он показан в центре социограммы-мишени. Остальные участники группы располагаются в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. Это число уменьшается от центра к периферии. За пределами всех окружностей и социограммы в целом располагаются те, кого никто из членов группы не выбрал. Выборы и отклонения на социограмме отмечаются соответственно стрелками синего и красного цвета, направляемыми от того, кто выбирает, к тому, кого он выбирает.

На индивидуальной социограмме в ее центре располагается тот член группы, чьи отношения данная социограмма представляет, а вокруг него кружками обозначаются остальные участники группы, с которыми у данного ее члена существуют определенные отношения (кого он выбирал или отклонял или кто его выбирал или отклонял), причем те, у кого с данным индивидом более тесные отношения (первые выборы или отклонения), изображаются при помощи кружков большей величины, а те, с кем отношения более отдаленные (последующие выборы или отклонения), - кружком меньшей величины.

Данные обследования группы, представленные на социограммах, нередко дополняются вычислением числовых показателей, которые также характеризуют изучаемую группу количественно и качественно. Из этих показателей наиболее часто используется индекс групповой сплоченности, который выглядит следующим образом:

(формула)





Рис. 2. Индивидуальная социограмма диагностируемого члена группы (Д), лидера группы (Л) и отвергаемого члена группы (О). Стрелками указаны выборы (→) и отклонения (--→).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика социально-психологической самоаттестации малой группы как коллектива (СПСК)

Эта методика позволяет исследовать всю систему отношений в малой группе, например в классе, и сказать о том, насколько данная группа психологически развита как коллектив. Кроме того, с помощью этой методики можно графически представить систему отношений, существующих в группе, выделить среди этих отношений наиболее и наименее развитые.

Методика позволяет оценить отношения:


  1. Ответственности.

  2. Коллективизма.

  3. Сплоченности.

  4. Контактности.

  5. Открытости.

  6. Организованности.

  7. Информированности.

Основу методики составляет список суждений о малой группе как о высокоразвитом коллективе. Всего таких суждений 75, из них 70 – рабочие, а 5 – контрольные. При помощи рабочих суждений производится оценка уровня развития группы как коллектива, а при помощи контрольных суждений оценивается степень искренности и точности самих ответов испытуемых. В следующем ниже списке контрольные суждения отмечены справа знаком «+». При внимательном ознакомлении испытуемых с инструкцией и искренних ответах на все контрольные суждения необходимо давать только один ответ, оценивая по ним группу в 0 баллов. По всем остальным суждениям оценки группы могут и, как правило, отличаются от 0.

Перед началом исследования члены группы, которые сами оценивают свои отношения, получают инструкцию такого содержания:

Вам предлагается список суждений, описывающих отношения в некотором идеальном коллективе. Вам предстоит, пользуясь им, охарактеризовать свою группу как коллектив, т.е. оценить, насколько в ней развиты отношения, характерные для коллектива.

Для этого необходимо ознакомиться с суждением, соотнести его со своей группой, некоторое время подумать и дать ему оценку от 0 до 6 баллов. 0 баллов означает, что данный вид отношений совсем не развит в вашей группе, а 6 баллов свидетельствуют о том, что все без исключения члены вашей группы включены и осуществляют данный вид отношений. Для дифференциации оценок предлагается следующая шкала:

0 1 2 3 4 5 6

Баллов балла

Если вы не можете дать точную оценку, то вместо цифры можно ставить прочерк. Это означает, что по каким-то причинам вы не в состоянии по данному суждению оценить свою группу.

Все оценки проставляются в специальном бланке, форма которого приводится. В верхней части этого бланка для напоминания еще раз приводится только что описанная оценочная шкала, а в нижней части по строчкам даны номера тех суждений, по которым вы будете оценивать всю группу как коллектив. Предлагаемые вами оценки необходимо проставлять прямо на бланке справа от номера суждения, по которому вы оцениваете свою группу. Сначала выбирается словесная оценка, а затем она переводится в баллы, которые выставляются на бланке.



Список суждений

  1. Свои слова подтверждают делом.

  2. Осуждают проявления эгоизма.

  3. Имеют одинаковые убеждения.

  4. Радуются успехам друг друга.

  5. Оказывают помощь другим группам и новичкам в своей группе.

  6. Умело взаимодействуют друг с другом в работе.

  7. Хорошо знают задачи, стоящие перед группой.

  8. Требовательны друг к другу.

  9. Все вопросы решают сообща.

  10. Единодушны в оценке проблем, стоящих перед группой.

  11. Доверяют друг другу.

  12. Делятся опытом работы с другими группами и новичками в своей группе.

  13. Бесконфликтно распределяют обязанности между собой.

  14. Хорошо знают итоги работы группы.

  15. Никогда и ни в чем не ошибаются. +

  16. Правильно оценивают свои успехи и неудачи в работе.

  17. Личные интересы не ставят выше интересов группы.

  18. Имеют общие увлечения (хобби).

  19. Всегда защищают друг друга.

  20. Считаются с интересами других групп и новых членов в своей группе.

  21. При необходимости заменяют друг друга в групповых делах.

  22. Знают как положительные, так и отрицательные стороны в работе своей группы.

  23. Трудятся с полной отдачей сил над решением стоящих перед группой задач.

  24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы группы.

  25. Быстро добиваются согласия при распределении обязанностей внутри группы.

  26. Помогают друг другу.

  27. Справедливо относятся не только к своей, но и к другим группам, не только к старым, но и к новым участникам своей группы.

  28. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

  29. Хорошо знают правила поведения в группе.

  30. Никогда и ни в чем не сомневаются. +

  31. Не бросают начатое дело на полпути.

  32. Горячо отстаивают принятые в группе правила поведения.

  33. Одинаково правильно оценивают успехи своей группы.

  34. Искренне огорчаются при неудачах своей группы.

  35. Одинаково правильно оценивают работу как своей, так и других групп, как старых, так и новых членов группы.

  36. Умело разрешают возникающие конфликты во взаимоотношениях друг с другом.

  37. Хорошо знают свои обязанности.

  38. Сознательно подчиняются дисциплине.

  39. Искренне верят в свою группу.

  40. Одинаково правильно оценивают неудачи своей группы.

  41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.

  42. Никогда не подчеркивают преимуществ своей группы перед другими или привилегий старых членов группы перед новыми.

  43. Быстро находят между собой общий язык.

  44. Знают, как лучше всего взаимодействовать друг с другом в совместной работе.

  45. Всегда и во всем правы. +

  46. Личные интересы не ставят на первое место.

  47. Активно поддерживают полезные для группы начинания.

  48. Имеют одинаковые представления о нравственности.

  49. Доброжелательно относятся друг к другу.

  50. Тактично ведут себя по отношению не только к своей группе, но и по отношению к другим группам, по отношению и к старым и к новым участникам своей группы.

  51. Способны взять на себя руководство группой, если потребуется.

  52. Хорошо знают обязанности и права друг друга.

  53. По-хозяйски относятся к общегрупповому добру.

  54. Поддерживают добрые начинания своей группы.

  55. Придерживаются одинакового мнения о том, какими качествами должен обладать каждый член группы.

  56. Уважают друг друга.

  57. Активно стремятся к сотрудничеству с другими группами и с новыми членами своей группы.

  58. При необходимости готовы взять на себя обязанности товарищей по группе.

  59. Хорошо знают черты характера друг друга.

  60. Умеют делать все на свете. +

  61. Ответственно выполняют любую работу.

  62. Оказывают активное сопротивление всему тому, что разобщает группу.

  63. Одинаково оценивают правильность распределения привилегий в группе.

  64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

  65. Искренне радуются успехам других групп, новых членов в своей группе.

  66. В сложных ситуациях действуют организованно и дружно.

  67. Хорошо знают индивидуальные склонности и привычки друг друга.

  68. Активно участвуют в работе, полезной для всей группы.

  69. Заботятся об успехах группы.

  70. Одинаково правильно оценивают справедливость наказаний, которые за допущенные ошибки заслуживает группа или кто-либо из ее членов.

  71. Внимательно относятся друг к другу.

  72. Искренне огорчаются при неудачах не только своей, но и чужой группы, не только старых, но и новых членов группы.

  73. Быстро и бесконфликтно во всех ситуациях находят такое распределение обязанностей, которое вполне устраивает всех.

  74. Хорошо знают, как обстоят друг у друга дела.

  75. На любой вопрос могут дать правильный ответ. +

Обработка результатов и выводы

Ключ к методике заложен в самом бланке испытуемого. Столбцы цифр, следующие в нем слева направо, соответствуют номерам суждений, при помощи которых оценивается развитость в группе ответственности (1), коллективизма (2), сплоченности (3), контактности (4), открытости (5), организованности (6), информированности (7). Последний справа столбец цифр соответствует контрольным суждениям.

Если ответы на все контрольные суждения соответствуют стандарту (0 баллов) и если испытуемый в своем бланке для оценки отношений в своей группе использовал достаточно разнообразные цифры (не одну и не две, а больше), то делают выводы о том, что его оценкам своей группы можно доверять. В противном случае его ответы считаются не заслуживающими доверия, а заполненный им бланк при оценке уровня развития группы как коллектива в расчет не принимается.



Рис. 3. Социально-психологический рельеф группы как коллектива
Сначала подсчитываются средние оценки группы по каждому из 70 рабочих суждений, затем определяются средние оценки этой же группы по семи перечисленным выше видам отношений и, наконец, общая средняя оценка уровня развития группы как коллектива. Все они записываются в центре диаграммы (рис. 5), которая называется «Социально-психологический рельеф группы как коллектива». Каждый малый сектор этой диаграммы соответствует одному из 70 рабочих суждений в методике, а в семи больших секторах диаграммы собраны суждения, относящиеся к одному виду отношений, соответствующему названию данного сектора, написанному сверху над ним. Ломаной линией на рельефе показана степень развития в группе каждого из видов отношений, которые оцениваются при помощи 70 частных суждений. (рисунок). Для представления уровня развития этих отношений на рельефе использована та же шкала, которой пользовались испытуемые, оценивая свою группу как коллектив.

Решение вопроса о том, на каком уровне развития находится данная группа как коллектив, принимается на основании ее общей оценки, которая размещена в центре рельефа. Для вывода об этом пользуются следующей шкалой:

свыше 5,0 баллов – группа очень высокоразвитая как коллектив,

от 4,5 до 4,9 балла – группа высокоразвитая как коллектив,

от 4,0 до 4,4 балла – группа среднеразвитая как коллектив,

от 3,5 до 3,9 балла – группа слаборазвитая как коллектив,

меньше 3,5 балла – группа неразвитая как коллектив.


  следующая страница >>