Похожие работы
|
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной психологии нгпу. - страница №25/27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1Социометрическая методикаСоциометрическую методику можно использовать для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в соответствующей системе взаимоотношений. Описываемый вариант методики специально приспособлен для изучения межличностных отношений в учебной группе, хотя сама методика вполне годится и для исследования взаимоотношений в любой другой более или менее стабильной социальной группе с числом участников от 10 до 30 человек. Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-нибудь помещении, получают инструкцию примерно следующего содержания: Ваша группа существует уже давно. За это время вы смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные взаимоотношения типа симпатий и антипатий. Не все, конечно, гладко в вашей жизни, да и сейчас ваши отношения далеки от идеальных. С кем-то вам хорошо быть в одной группе, с кем-то не очень. Иначе, как правило, не бывает. Но, представьте себе, что все начинается сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав вашей группы. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги, которые предварительно необходимо подписать вверху справа (указать свою фамилию и имя):
Обработка, представление и анализ результатов Полученные от членов группы листки с ответами на предложенные вопросы обрабатываются и имеющиеся в них данные сначала переносятся в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Она устроена следующим образом. Слева по вертикали и сверху по горизонтали в матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке (можно алфавитном). В строках, где указаны фамилии членов группы, порядковыми цифрами от 1 и далее каким-либо цветом, например, синим, отмечаются выборы, сделанные данным участником группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека. В приведенном фрагменте матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: 1 выбор приходится на Егорова, 2 – на Сидорова, 3 – на Петрова. Точно также, но цифрами другого цвета, например красного, отмечаются сделанные отклонения. Если выборы взаимные, то соответствующий факт отмечается заключением цифр в кружки синего цвета, а если отклонения взаимные, то же самое делается с помощью кружочков красного цвета. Крайние правые столбцы и нижние строки матрицы итоговые. В них вносятся суммарные данные о числе выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчитав число синих цифр в строке каждого члена группы, устанавливают число сделанных им выборов и соответствующие данные записывают в первый правый столбец матрицы. Сведения о сделанных отклонениях получаются тем же путем, но за счет определения числа красных цифр в строке соответствующего испытуемого. Они заносятся во второй правый столбец матрицы. Для того, чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо подсчитать число синих цифр в столбце с фамилией этого члена группы и результат записать в первой нижней строке. Аналогичным образом устанавливается и фиксируется в матрице, во второй ее нижней строке, число полученных отклонений. В заключение определяется общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных участниками данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу. Просматривая нижние строки заполненной матрицы, можно определить лидера в группе. Им будет тот ее член, который получил от остальных наибольшее число выборов. По отклонениям можно установить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. Это тот, кто получил больше всего отклонений. Более детальную и наглядную картину отношений в группе можно получить, построив социограммы. Это специальные графические рисунки, на которых с помощью соответствующих условных обозначений изображены все выявленные в исследованной группе взаимоотношения. Чаще всего стоятся групповые социограммы-мишени (рис. 1) и индивидуальные социограммы лидера и отвергаемого – того члена группы, который получил меньше всего выборов и больше всего отклонений со стороны остальных участников данной группы (рис. 2). На индивидуальной социограмме в ее центре располагается тот член группы, чьи отношения данная социограмма представляет, а вокруг него кружками обозначаются остальные участники группы, с которыми у данного ее члена существуют определенные отношения (кого он выбирал или отклонял или кто его выбирал или отклонял), причем те, у кого с данным индивидом более тесные отношения (первые выборы или отклонения), изображаются при помощи кружков большей величины, а те, с кем отношения более отдаленные (последующие выборы или отклонения), - кружком меньшей величины. Данные обследования группы, представленные на социограммах, нередко дополняются вычислением числовых показателей, которые также характеризуют изучаемую группу количественно и качественно. Из этих показателей наиболее часто используется индекс групповой сплоченности, который выглядит следующим образом: (формула) Рис. 2. Индивидуальная социограмма диагностируемого члена группы (Д), лидера группы (Л) и отвергаемого члена группы (О). Стрелками указаны выборы (→) и отклонения (--→). ПРИЛОЖЕНИЕ 2Методика социально-психологической самоаттестации малой группы как коллектива (СПСК)Эта методика позволяет исследовать всю систему отношений в малой группе, например в классе, и сказать о том, насколько данная группа психологически развита как коллектив. Кроме того, с помощью этой методики можно графически представить систему отношений, существующих в группе, выделить среди этих отношений наиболее и наименее развитые. Методика позволяет оценить отношения:
Основу методики составляет список суждений о малой группе как о высокоразвитом коллективе. Всего таких суждений 75, из них 70 – рабочие, а 5 – контрольные. При помощи рабочих суждений производится оценка уровня развития группы как коллектива, а при помощи контрольных суждений оценивается степень искренности и точности самих ответов испытуемых. В следующем ниже списке контрольные суждения отмечены справа знаком «+». При внимательном ознакомлении испытуемых с инструкцией и искренних ответах на все контрольные суждения необходимо давать только один ответ, оценивая по ним группу в 0 баллов. По всем остальным суждениям оценки группы могут и, как правило, отличаются от 0. Перед началом исследования члены группы, которые сами оценивают свои отношения, получают инструкцию такого содержания: Вам предлагается список суждений, описывающих отношения в некотором идеальном коллективе. Вам предстоит, пользуясь им, охарактеризовать свою группу как коллектив, т.е. оценить, насколько в ней развиты отношения, характерные для коллектива. Для этого необходимо ознакомиться с суждением, соотнести его со своей группой, некоторое время подумать и дать ему оценку от 0 до 6 баллов. 0 баллов означает, что данный вид отношений совсем не развит в вашей группе, а 6 баллов свидетельствуют о том, что все без исключения члены вашей группы включены и осуществляют данный вид отношений. Для дифференциации оценок предлагается следующая шкала: 0 1 2 3 4 5 6 Баллов балла Если вы не можете дать точную оценку, то вместо цифры можно ставить прочерк. Это означает, что по каким-то причинам вы не в состоянии по данному суждению оценить свою группу. Все оценки проставляются в специальном бланке, форма которого приводится. В верхней части этого бланка для напоминания еще раз приводится только что описанная оценочная шкала, а в нижней части по строчкам даны номера тех суждений, по которым вы будете оценивать всю группу как коллектив. Предлагаемые вами оценки необходимо проставлять прямо на бланке справа от номера суждения, по которому вы оцениваете свою группу. Сначала выбирается словесная оценка, а затем она переводится в баллы, которые выставляются на бланке. Список суждений
Обработка результатов и выводы Ключ к методике заложен в самом бланке испытуемого. Столбцы цифр, следующие в нем слева направо, соответствуют номерам суждений, при помощи которых оценивается развитость в группе ответственности (1), коллективизма (2), сплоченности (3), контактности (4), открытости (5), организованности (6), информированности (7). Последний справа столбец цифр соответствует контрольным суждениям. Если ответы на все контрольные суждения соответствуют стандарту (0 баллов) и если испытуемый в своем бланке для оценки отношений в своей группе использовал достаточно разнообразные цифры (не одну и не две, а больше), то делают выводы о том, что его оценкам своей группы можно доверять. В противном случае его ответы считаются не заслуживающими доверия, а заполненный им бланк при оценке уровня развития группы как коллектива в расчет не принимается. Решение вопроса о том, на каком уровне развития находится данная группа как коллектив, принимается на основании ее общей оценки, которая размещена в центре рельефа. Для вывода об этом пользуются следующей шкалой: свыше 5,0 баллов – группа очень высокоразвитая как коллектив, от 4,5 до 4,9 балла – группа высокоразвитая как коллектив, от 4,0 до 4,4 балла – группа среднеразвитая как коллектив, от 3,5 до 3,9 балла – группа слаборазвитая как коллектив, меньше 3,5 балла – группа неразвитая как коллектив. |
|