С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной психологии нгпу. Н. Ю. Стоюхина - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 23страница 24страница 25страница 26страница 27
Похожие работы
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной психологии нгпу. - страница №26/27

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Изучение направленности личности


(методика В. Смекала и М. Кучера)
Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером с использованием несколько измененной ориентировочной анкеты Б. Басса. методика основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или взаимодействием с другими людьми. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.

Назначение исследования – определение направленности человека: личностной (на себя), коллективистской (на взаимодействие) и деловой (на задачу).

Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе он видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.

Коллективистская направленность (направленность на взаимодействие - НВ) имеет место тогда, когда поступки человека определяются его потребностью в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.

Деловая направленность (направленность на задачу - НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек нацелен на сотрудничество с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а потому старается аргументировать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.


Инструкция. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами а, б, с. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. букву Вашего ответа напишите в листе ответов в строке, соответствующей номеру вопроса, в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от Вашей точки зрения, наименее ценный для Вас или менее всего соответствующий правде. соответствующую букву напишите в той же строке, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли Вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА


  1. Самое большое удовлетворение в жизни дает:

а) оценка моей работы другими;

b) сознание того, что работа выполнена хорошо;

с) сознание, что находишься среди друзей.


  1. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

b) известным игроком;

с) выбранным капитаном команды.


  1. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход;

b) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

с) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.


  1. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

а) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

b) вызывают у всех дух соревнования;

с) производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.


  1. Я рад, когда мои друзья:

а) помогают другим, когда для этого предоставляется случай;

b) всегда верны и надежны;

с) интеллигентны и у них широкие интересы.


  1. Лучшими друзьями считаю тех:

а) с которыми складываются взаимные отношения;

b) которые могут больше, чем я;

с) на которых можно надеяться.


  1. Я хотел бы быть известным, как те, кто:

а) добился жизненного успеха;

b) может сильно любить;

с) отличается дружелюбием и доброжелательностью.


  1. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

а) научным работником;

b) начальником отдела;

с) опытным летчиком.


  1. Когда я был ребенком, я любил:

а) игры с друзьями;

b) успехи в делах;

с) когда меня хвалили.


  1. Больше всего мне не нравится:

а) когда я встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи;

b) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

с) когда меня критикует мой начальник.


  1. Основная роль школы должна заключаться:

а) в подготовке учеников к работе по специальности;

b) в развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

с) в воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми


  1. Мне не нравятся коллективы, в которых:

а) недемократическая система;

b) человек теряет индивидуальность в общей массе;

с) невозможно проявление собственной инициативы.


  1. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

а) для общения с друзьями;

b) для любимых дел и самообразования;

с) для беспечного отдыха.


  1. Мне кажется, что я способен на максимальное достижение, когда:

а) работаю с симпатичными людьми;

b) у меня работа, которая меня удовлетворяет;

с) мои усилия достаточно вознаграждены.


  1. Я люблю:

а) когда другие ценят меня;

b) чувствовать удовлетворение от выполненной работы;

с) приятно проводить время с друзьями.


  1. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

а) отметили дело, которое я выполнил;

b) похвалили меня за мою работу;

с) сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.


  1. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:

а) имел ко мне индивидуальный подход;

b) стимулировал меня на более интересный труд;

с) вызывал на дискуссию по разбираемым вопросам.


  1. Нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

b) неуспех при выполнении важной задачи;

с) потеря друзей.


  1. Больше всего я ценю:

а) личный успех;

b) общую работу;

с) практические результаты.


  1. Очень мало людей:

а) действительно радуются выполненной работе;

b) с удовольствием работают в коллективе;

с) выполняют работу по-настоящему хорошо.


  1. Я не переношу:

а) ссоры и споры;

b) отрицание всего нового;

с) людей, ставящих себя выше других.


  1. Я хотел бы:

а) чтобы окружающие считали меня своим другом;

b) помогать другим в общем деле;

с) вызывать восхищение других.


  1. Я люблю начальство, когда оно:

а) требовательно;

b) пользуется авторитетом;

с) доступно.


  1. На работе я хотел бы:

а) чтобы решения принимались коллективно;

b) самостоятельно работать над решением проблемы;

с) чтобы начальник признал мои достоинства


  1. Я хотел бы прочитать книгу:

а) об искусстве хорошо уживаться с людьми;

b) о жизни известного человека;

с) типа «Сделай сам».


  1. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

а) дирижером;

b) солистом;

с) композитором.


  1. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

а) смотря детективные фильмы;

b) в развлечениях с друзьями;

с) занимаясь своим увлечением.


  1. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

а) выдумал интересный конкурс;

b) выиграл в конкурсе;

с) организовал конкурс и руководил им.


  1. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

b) как достичь цели;

с) как привлечь других к достижению моей цели.


  1. Человек должен вести себя так, чтобы:

а) другие были довольны им;

b) выполнить, прежде всего, свою задачу;



с) не нужно было укорять его за работу.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ


НС

НВ

НЗ

1. a

11. b

21. c

1. c

11. c

21. a

1. b

11. a

21. b

2. b

12. b

22. c

2. c

12. a

22. a

2. a

12. c

22. b

3. a

13. c

23. b

3. c

13. a

23. c

3. b

13. b

23. a

4. a

14. c

24. c

4. b

14. a

24. a

4. c

14. b

24. b

5. b

15. a

25. b

5. a

15. c

25. a

5. c

15. b

25. c

6. c

16. b

26. b

6. a

16. c

26. a

6. b

16. a

26. c

7. a

17. a

27. a

7. c

17. c

27. b

7. b

17. b

27. c

8. c

18. a

28. b

8. b

18. c

28. c

8. a

18. b

28. a

9. c

19. a

29. a

9. a

19. b

29. c

9. b

19. c

29. b

10. c

20. c

30. c

10. b

20. b

30. a

10. a

20. a

30. b

Обработка результатов. Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего» (форма 1а), то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности; если – «Меньше всего», то ему ставится знак «–». Затем подсчитывают количество плюсов, которое записывают в соответствующие столбцы итоговой таблицы (форма 1б). Так же подсчитывается количество минусов (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.

Форма 1а


ЛИСТ ОТВЕТОВ




Больше всего

Меньше всего



Больше всего

Меньше всего



Больше всего

Меньше всего

1







11







21







2







12







22







3







13







23







4







14







24







5







15







25







6







16







26







7







17







27







8







18







28







9







19







29







10







20







30






Форма 1б


ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА


Показатель

НС

НВ

НЗ

Количество «+»










Количество «–»










Сумма










+30









ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА (ПРИМЕР)




Показатель

НС

НВ

НЗ

Количество «+»

+8

+10

+12

Количество «–»

-11

-11

-8

Сумма

-3

-1

+4

+30

+27

+29

+34

Проверка: общая сумма = 27+29+34=90

Форма 1а

ЛИСТ ОТВЕТОВ






Больше всего

Меньше всего



Больше всего

Меньше всего



Больше всего

Меньше всего

1







11







21







2







12







22







3







13







23







4







14







24







5







15







25







6







16







26







7







17







27







8







18







28







9







19







29







10







20







30







Форма 1б


ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА


Показатель

НС

НВ

НЗ

Количество «+»










Количество «–»










Сумма










+30









ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА (ПРИМЕР)




Показатель

НС

НВ

НЗ

Количество «+»

+8

+10

+12

Количество «–»

-11

-11

-8

Сумма

-3

-1

+4

+30

+27

+29

+34

Проверка: общая сумма = 27+29+34=90



<< предыдущая страница   следующая страница >>