Похожие работы
|
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной психологии нгпу. - страница №26/27
ПРИЛОЖЕНИЕ 3Изучение направленности личности(методика В. Смекала и М. Кучера) Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером с использованием несколько измененной ориентировочной анкеты Б. Басса. методика основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или взаимодействием с другими людьми. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию. Назначение исследования – определение направленности человека: личностной (на себя), коллективистской (на взаимодействие) и деловой (на задачу). Личностная направленность (направленность на себя - НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе он видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания. Коллективистская направленность (направленность на взаимодействие - НВ) имеет место тогда, когда поступки человека определяются его потребностью в общении, стремлении поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности. Деловая направленность (направленность на задачу - НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек нацелен на сотрудничество с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а потому старается аргументировать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности. Инструкция. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами а, б, с. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. букву Вашего ответа напишите в листе ответов в строке, соответствующей номеру вопроса, в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от Вашей точки зрения, наименее ценный для Вас или менее всего соответствующий правде. соответствующую букву напишите в той же строке, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли Вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно. ТЕКСТ ОПРОСНИКА
а) оценка моей работы другими; b) сознание того, что работа выполнена хорошо; с) сознание, что находишься среди друзей.
а) тренером, который разрабатывает тактику игры; b) известным игроком; с) выбранным капитаном команды.
а) имеют индивидуальный подход; b) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; с) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
а) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны; b) вызывают у всех дух соревнования; с) производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
а) помогают другим, когда для этого предоставляется случай; b) всегда верны и надежны; с) интеллигентны и у них широкие интересы.
а) с которыми складываются взаимные отношения; b) которые могут больше, чем я; с) на которых можно надеяться.
а) добился жизненного успеха; b) может сильно любить; с) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
а) научным работником; b) начальником отдела; с) опытным летчиком.
а) игры с друзьями; b) успехи в делах; с) когда меня хвалили.
а) когда я встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи; b) когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения; с) когда меня критикует мой начальник.
а) в подготовке учеников к работе по специальности; b) в развитии индивидуальных способностей и самостоятельности; с) в воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми
а) недемократическая система; b) человек теряет индивидуальность в общей массе; с) невозможно проявление собственной инициативы.
а) для общения с друзьями; b) для любимых дел и самообразования; с) для беспечного отдыха.
а) работаю с симпатичными людьми; b) у меня работа, которая меня удовлетворяет; с) мои усилия достаточно вознаграждены.
а) когда другие ценят меня; b) чувствовать удовлетворение от выполненной работы; с) приятно проводить время с друзьями.
а) отметили дело, которое я выполнил; b) похвалили меня за мою работу; с) сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
а) имел ко мне индивидуальный подход; b) стимулировал меня на более интересный труд; с) вызывал на дискуссию по разбираемым вопросам.
а) оскорбление личного достоинства; b) неуспех при выполнении важной задачи; с) потеря друзей.
а) личный успех; b) общую работу; с) практические результаты.
а) действительно радуются выполненной работе; b) с удовольствием работают в коллективе; с) выполняют работу по-настоящему хорошо.
а) ссоры и споры; b) отрицание всего нового; с) людей, ставящих себя выше других.
а) чтобы окружающие считали меня своим другом; b) помогать другим в общем деле; с) вызывать восхищение других.
а) требовательно; b) пользуется авторитетом; с) доступно.
а) чтобы решения принимались коллективно; b) самостоятельно работать над решением проблемы; с) чтобы начальник признал мои достоинства
а) об искусстве хорошо уживаться с людьми; b) о жизни известного человека; с) типа «Сделай сам».
а) дирижером; b) солистом; с) композитором.
а) смотря детективные фильмы; b) в развлечениях с друзьями; с) занимаясь своим увлечением.
а) выдумал интересный конкурс; b) выиграл в конкурсе; с) организовал конкурс и руководил им.
а) что я хочу сделать; b) как достичь цели; с) как привлечь других к достижению моей цели.
а) другие были довольны им; b) выполнить, прежде всего, свою задачу; с) не нужно было укорять его за работу. КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
Обработка результатов. Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего» (форма 1а), то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности; если – «Меньше всего», то ему ставится знак «–». Затем подсчитывают количество плюсов, которое записывают в соответствующие столбцы итоговой таблицы (форма 1б). Так же подсчитывается количество минусов (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90. Форма 1а ЛИСТ ОТВЕТОВ
Форма 1б ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА (ПРИМЕР)
Проверка: общая сумма = 27+29+34=90 Форма 1а ЛИСТ ОТВЕТОВ
Форма 1б ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА (ПРИМЕР)
Проверка: общая сумма = 27+29+34=90 << предыдущая страница следующая страница >> |
|