Практикум Для студентов педагогических вузов воронеж 2007 Трофимова Н. М., Трофимова - страница №15/15
Литература
-
Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. – М., 1996.
-
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.4. / Л.С. Выготский. – М., 1984.
-
Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2т. – Т.1./ А.В. Запорожец. – М., 1986.
-
Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А.Н. Ждан. – М., 1988.
-
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. 1. / А.Н. Леонтьев. – М., 1998.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.1. / С.Л. Рубинштейн.– М., 1989.
-
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1989.
Тема 20: Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов
План
-
Психодинамическая теория развития личности человека З. Фрейда.
-
Бихевиоризм как наука о поведении.
-
Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений человека.
-
Гуманистический подход в понимании сущности человека.
-
Эпигенетическая теория развития человека Э. Эриксона.
-
Человек познающий в когнитивной психологии.
Основные психологические понятия по теме
Вербальное кодирование ─ внутренний репрезентативный процесс, во время которого человек молча повторяет последовательность моделируемой деятельности, чтобы выполнить ее позже.
Вытеснение ─ защитный механизм, заключающийся в том, что нежелательные мысли или импульсы не допускаются до уровня сознания.
Замещение ─ защитный механизм, суть которого состоит в переадресовании чувств кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта.
Защитные механизмы ─ неосознанные реакции, защищающие человека от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины.
Когнитивные процессы ─ мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения.
Метаценности ─ Высшие аспекты жизни, достигаемые самоактуализирующими индивидами. Включают такие ценности, как добро, истина, красота,справедливость и совершенство.
Оперантное научение ─ форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной.
Отрицание ─ защитный механизм, проявляющийся в избавлении индивидуума от угрожающих переживаний, путем отгораживания от их существования.
Проекция ─ защитный механизм, состоящий в том, что человек приписывает другим свои неприемлемые желания.
Рационализация ─ защитный механизм, позволяющий человеку находить правдоподобные объяснения своих неудач.
Регрессия ─ защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную.
Респондентное поведение ─ специфическая реакция, которая запускается известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени.
Самоактуализация ─ процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит ─ жить осмысленно и совершенно.
Становление ─ процесс развития, в котором индивид берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала.
Сублимация ─ защитный механизм, при котором импульсы ид направляются на социально приемлемую активность.
Феноменология ─ подход в персонологии, подчеркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и себя.
Экзистенцианальный образ жизни ─ образ жизни, характеризующийся существованием «здесь и сейчас» так, что каждый момент жизни нов и отличается от всего, что было ранее.
Я-идеальное ─ человек, каким, полагает индивид, он сможет или должен стать.
Я-концепция ─ всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он.
Вопросы для обсуждения
-
Какое из трех основных направлений психологии ─ психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология ─ наиболее адекватно отвечает вашей точке зрения на природу человека?
-
Одним из ключевых принципов гуманистической психологии является неуместность исследований на животных для понимания человека. Вы согласны с этой идеей или нет? Почему?
-
Чем отличается точка зрения Маслоу на природу человека от точки зрения Фрейда? Подтвердите ваш ответ иллюстрацией их позиций по основным положениям.
-
Каким образом теория Эриксона модифицирует психоаналитический подход Фрейда к личности человека?
-
Назовите некоторые главные причины того, что так мало людей достигают самоактуализации, как ее понимает Маслоу? Что, по Маслоу, является следствием неудачи человека в удовлетворении его метапотребностей?
-
Сравните концепцию полноценно функционирующего человека Роджерса с вашим представлением о том, что лежит в основе психического здоровья. Вы стремитесь стать полноценно функционирующим человеком?
-
Согласны ли вы с тем, что исходные положения теоретиков о природе человека отражают их собственный жизненный опыт?
Практический материал для семинарского занятия
Задание №1. Выберите правильные варианты ответа.
1. Бихевиоризм ...
а) изучал элементы сознания;
б) опирался на схему «S-R»;
в) превратил психологию в «психологию без психики»;
г) заложил идеи программированного обучения;
д) ввел в психологию понятие самоактуализации.
2. Классический психоанализ ...
а) сделал предметом психологии бессознательные влечения человека;
б) ввел в психологию идею инсайта;
в) определил либидо как энергию, соответствующую потребности в самореализации личности;
г) полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа, как и почему она меняется, весьма важен вопрос о том, какую ценность для человека она составляет;
д) ввел в психологию метод «свободных ассоциаций».
3. Гештальтпсихология...
а) сделала предметом психологии образы восприятия;
б) определила гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию;
в) ввела идеи установки;
г) определила гештальты как элементы сознания;
д) отвела главную роль индивидуальному опыту.
4. Гуманистическая школа психологии ...
а) предметом изучения считает поведение человека;
б) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека;
в) сделала целью воспитания личностный рост;
г) ввела понятие сублимации;
д) отводит главную роль индивидуальному опыту.
Задание №2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1. Психолог, более всего интересующийся тем, как именно человек перерабатывает информацию, является:
а) бихевиористом;
б) когнитивным психологом;
в) психоаналитиком;
г) гуманистическим психологом.
2. Бихевиоризм – это направление в психологии:
а) считающее движущими силами развития личности инстинктивные влечения (сексуальные и агрессивные);
б) изучающее проблемы развития, активности, самоактуализации и самосовершенствования личности;
в) объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации;
г) отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций.
3. Направление в западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – это:
а) бихевиоризм,
б) фрейдизм;
в) гештальтпсихология;
г) гуманистическая психология.
4. Гуманистическая психология – это направление в психологии:
а) считающее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними;
б) рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения её непрерывной динамики, активности;
в) исходящее из того, что структура личности закладывается в детстве в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие;
г) исходящее из того, что основной мотив каждого человека – это стремление к самоактуализации.
Задание №3. Найдите соответствие между направлением в психологии и его основными представителями:
1. Гештальтпсихология.
2. Бихевиоризм.
3. Психоанализ.
4. Гуманистическая психология.
А. Уотсон Дж., Скиннер Б.
Б. Роджерс К., Маслоу А.
В. Фрейд З.
Г. Вертгеймер М., Келлер В.
Темы для рефератов
-
Стадии психосексуального человека развития по Фрейду.
-
Теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера.
-
Основные характеристики самоактуализирующихся людей.
-
Экзистенцианальные потребности человека.
Литература
-
Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т./ Ж. Годфруа. ─ М., 1992.
-
Ждан, А. Н. История психологии. / А. Н. Ждан. ─ М., 1990.
-
Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. ─ М., 1969.
-
Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Роджерс. ─ М., 1994.
-
Франкл, В. Воля к смыслу. / В. Франкл. ─ М., 2000.
-
Фрейд, З. Психология бессознательного. / З. Фрейд. ─ М., 1990.
-
Хьелл, Л. Теории личности. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. ─ СПб.: Питер Пресс, 1997.
Вопросы к экзамену «Психология человека»
-
Предмет, задачи и структура современной психологии.
-
Характеристика основных методов психологии.
-
Характеристика вспомогательных методов психологии.
-
Основные этапы становления психологии
-
Развитие психики в филогенезе.
-
Сознание человека. Бессознательное.
-
Общее понятие деятельности. Потребности.
-
Строение деятельности.
-
Характеристика основных видов деятельности. Освоение деятельности (умения, навыки, привычки).
-
Человек как личность, индивидуальность и универсальность бытия человека.
-
Структура личности.
-
Активность и направленность личности.
-
Понятие, функции и виды общения.
-
Структура общения.
-
Понятие, функции, виды внимания.
-
Свойства внимания и их развитие.
-
Понятие, виды ощущений.
-
Свойства и закономерности ощущений.
-
Понятие, функции и виды восприятия.
-
Свойства восприятия.
-
Восприятие пространства, движения и речи, времени.
-
Общее понятие памяти, виды памяти.
-
Процессы памяти. Условия успешного запоминания и хранения информации.
-
Индивидуальные особенности и типы памяти.
-
Понятие, виды мышления.
-
Процессы мышления.
-
Формы и способы мышления.
-
Понятие воображения, его виды.
-
Природа, функции и формы воображения.
-
Понятие, характеристика, виды эмоций.
-
Характеристика, виды чувств, их развитие.
-
Общая характеристика воли.
-
Структура волевого действия, волевые качества человека.
-
Темперамент и тип ВНД, высшей нервной деятельности.
-
Характеристика типов темперамента.
-
Природа, структура характера, его формирование.
-
Сущность, структура и виды способностей.
-
Уровни развития способностей. Диагностика и развитие.
-
Понятие о языке и речи.
-
Функции и виды речи.
-
Свойства речи. Восприятие речи.
-
Культурно-историческая теория Л. С. Выготского.
-
Теория деятельности А. Н. Леонтьева.
-
Психодинамическая теория развития личности человека З. Фрейда.
-
Бихевиоризм как наука о поведении.
-
Гуманистический подход в понимании сущности человека.
-
Эпигенетическая теория развития человека Э. Эриксона.
-
Человек, познающий в когнитивной психологии.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
3
|
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ – НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ
|
|
Тема 1: Человек и его познание. Предмет, задачи и методы современной психологии
|
4
|
Тема 2: Развитие психики в филогенезе. Сознание как интегративный способ бытия человека.
|
18
|
РАЗДЕЛ II ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ КАК СПОСОБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
|
|
Тема 3: Деятельностное бытие человека
|
26
|
Тема 4: Общение человека
|
|
РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
|
|
Тема 5: Индивидные свойства человека.
|
49
|
Тема 6: Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека
|
54
|
Тема 7: Человек как личность и индивидуальность
|
|
Тема 8: Характер человека
|
|
Тема 9: Способности человека
|
|
РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
|
|
ТЕМА 10: Ощущение
|
109
|
Тема 11: Восприятие
|
|
Тема 12: Внимание
|
|
Тема 13: Память
|
|
Тема 14: Мышление
|
|
Тема 15: Воображение
|
|
Тема 16: Речь
|
|
Тема 17: Эмоции и чувства
|
|
Тема 18: Воля
|
208
|
РАЗДЕЛ V. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ
|
|
Тема 19: Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов
|
220
|
Тема 20: Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов
|
|
|
|
|
|
<< предыдущая страница