Учебное пособие для студентов педагогических вузов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 11страница 12
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. С. Ядгарова. М.: Инфра-м... 1 66.08kb.
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 1 89.35kb.
Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности... 1 39.34kb.
Учебное пособие для вузов. М.: ЧеРо, 1997. Леонтьев А. Н. Деятельность. 1 143.54kb.
Пособие для воспитателей детского сада и студентов педагогических... 2 854.52kb.
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 1 34.54kb.
Учебное пособие по коллоидной химии для самоподготовки студентов. 3 545.03kb.
Егорова Н. Ю. С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве... 15 6550.89kb.
Гуревич П. С. Психология личности: учебное пособие для вузов / П. 1 68.52kb.
Учебное пособие для студентов введение информационный менеджмент... 6 1963.26kb.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений 4 1747.19kb.
Организационная социальная психология 7 2365kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебное пособие для студентов педагогических вузов - страница №1/12



Балашовский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

СОЦИОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ



Учебное пособие

для студентов педагогических вузов
Автор-составитель

Е. А. Цыглакова

Балашов

2009


УДК 355.58

ББК68.9я73

С69
Рецензенты:
Доктор социологических наук, профессор

Балашовского филиала Саратовского государственного

аграрного университета им. Н. В. Вавилова

Е. В. Лукьянова;

Доктор педагогических наук, профессор

Балашовского института (филиала)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»

А. В. Тимушкин.

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

Балашовского института (филиала)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского».
С69 Социология безопасности : учеб. пособие для студентов пед. вузов / авт.-сост. Е. А. Цыглакова. — Балашов : Николаев, 2009. — 196 с.

ISBN 978-5-94035-371-3

Учебное пособие «Социология безопасности» для высших учебных педагогических заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями
к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

В пособии рассмотрены десять основных тем, которые раскрывают законы и закономерности взаимодействия людей; общество, его социальная структура и культура. Автором проанализированы базовые потребности личности


и общества, в том числе и потребность в безопасности.

Пособие рассчитано на студентов, преподавателей высшей школы и всех интересующихся данной проблематикой.



УДК 355.58

ББК68.9я73
ISBN 978-5-94035-371-3 © Цыглакова Е. А., 2009

О г л а в л е н и е

Введение 8

Глава 1. Введение в социологию безопасности 9

1.1. Предмет и задачи социологии безопасности 9

1.2. Гуманитарная безопасность —


как предмет социологического изучения 13

1.3. Риск, угроза, вызов как понятия социологии 15

1.4. Современное российское общество
как «общество риска» 17

Глава 2. Современные социологические теории


конфликтов, насилия 22

2.1. Причины социального конфликта 22

2.2. Понятие социального конфликта 28

2.3. Классификация социальных конфликтов. Функции


и последствия социальных конфликтов 30

2.4. Механизмы социального конфликта и его стадии 34

2.5. Субъекты конфликтных отношений
и управление социальным конфликтом 36

Глава 3. Мировые проблемы безопасности


и процессы глобализации 40

3.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 40

3.2. Новые тенденции глобализма 45

3.3. Глобальные проблемы современности: общие черты и иерархия. Сущность процессов глобализма 48

3.4. Место России в мировом сообществе 55

Глава 4. Социальная политика как инструмент безопасности 60

4.1. Социальная политика и социальное государство 60

4.2. Социальные изменения и социальная политика 62

4.3. Семейная политика и охрана материнства и детства 66

4.4. Политика в отношении инвалидов 70

Глава 5. Факторы, влияющие на безопасность личности
и общества. Факторы асоциального поведения 73

5.1. Понятие личности и теории личности 73

5.2. Понятие «социальная роль» и ролевые
концепции личности 75

5.3. Социализация личности 79

5.4. Социальный контроль 84

5.5. Девиантное поведение 87

5.6. Концепции девиантного поведения 90

Глава 6. Социальная стратификация. Социально опасные группы и общности 95

6.1. Стратификация и ее составляющие. Стратификация в СССР и современной России 95

6.2. Депривация. Маргинальность. Причины возникновения 104

6.3. Понятие социальной общности и социальной группы 107

6.4. Динамическая характеристика социальных групп 111

Глава 7. Социальные изменения и социальные движения 118

7.1. Причины социальных изменений 118

7.2. Понятие «социальное движение» 122

7.3. Социальные движения в современном


обществе. Типы социальных движений 125

7.4. Формы массового поведения. Взаимодействие людей в неорганизованных группах 127

7.5. Общественное мнение 134

Глава 8. Культура безопасности как фактор


социальных изменений 138

8.1. Культура как фактор социальных изменений 138

8.2. Взаимодействие экономики, социальных отношений
и культуры в системе обеспечения общественной безопасности 141

8.3. Культура как фактор социализации 143

8.4. Разнообразие культур 146

8.5. Культурная аномия 149

Глава 9. Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям 155

9.1. Социальные и культурные изменения в России 155

9.2. Виды социальных процессов 159

9.3. Разделение общностей по признаку


принадлежности к ним индивидов 161

9.4. Личная и социальная идентификация 164

Глава 10. Социологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения
к защите от них 170

10.1. Признаки экстремальности антропоэкологических систем 170

10.2. Мониторинг окружающей среды. Цели, задачи,
объекты исследования 172

10.3. Экологическая безопасность: человеческое


измерение 175

10.4. Информационная безопасность 186

10.5. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности 191

10.6. Обеспечение безопасности в учебных учреждениях 195

Список используемой литературы 205



Введение


На сегодняшний день социология безопасности является одним из наиболее актуальных направлений в современной социологии. Создаются кафедры, исследовательские комитеты, но теоретические основы социологии безопасности в достаточной мере еще не разработаны, так как данная наука является одной из самых молодых отраслей социологического знания. Одним из условий возникновения социологии безопасности является осознание необходимости организованного противостояния множественным угрозам и рискам, опасным с точки зрения социального самосохранения и жизнеобеспечения. На сегодняшнем этапе развития общества главным становится — не политические идеи, не технологические достижения, не утопические проекты вселенского счастья, а простое выживание и безопасное существование человечества.

Необходимость издания учебного пособия «Социология безопасности» возникла в связи с тем, что в настоящее время имеется лишь единичная литература по данному научному направлению. В книге рассмотрены десять основных тем, которые раскрывают законы и закономерности взаимодействия людей, проанализированы базовые потребности личности и общества, в том числе и потребность в безопасности. Автором творчески осмыслены и использованы достижения лучших зарубежных


и отечественных учебников, научные результаты всемирных и всероссийских социологических конгрессов. Для каждой главы дана тематика рефератов, предложены вопросы и задания. Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта РФ высшего профессионального образования по предмету «Социология безопасности».

Глава 1. Введение в социологию безопасности

1.1. Предмет и задачи социологии безопасности


Безопасность определяется С. И. Ожеговым как положение, при котором не угрожает опасность кому-, чему-нибудь. Расширяя это понятие, Б. Н. Порфирьев поясняет, что безопасность означает отсутствие самого источника опасности или риска или гарантированную защиту от них. Вместе с тем безопасность может быть только относительной. Необходимо признать реальным и постоянно существующим риск возникновения угрозы и (или) риск ее последствий для человека и окружающей среды. Меру приемлемости риска люди устанавливают для себя сами, исходя из психологии принятия опасности.

В законе «О безопасности» № 2446-1, подписанном Президентом


Российской Федерации 5 марта 1992 г., дается общее определение: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

Социология безопасности — это отрасль социологического знания, интегрирующая в себя прикладные аспекты политических, социальных, военных, экономических, технических, гуманитарных наук, делающая своим предметом разнообразные факторы риска, угрожающие обществу
и личности, а также сущность, методы, формы и средства обеспечения безопасности личности и общества в условиях комплексного взаимодействия всех этих факторов.

Сложность и обширность границ предметной области социологии безопасности соответственно отражается в ее структуре, где, согласно отечественному исследователю В. Кузнецову, можно выделить три подобласти: социология гуманитарной безопасности, социология природной безопасности и социология техногенной безопасности.

Социология гуманитарной безопасности изучает проблемы обеспечения защищенности человека как личности в контексте сложившихся общественных отношений. Это емкое определение включает в себя разнообразные аспекты в соответствии с многогранностью самого понятия «личность». Безопасное существование личности невозможно вне защиты возможностей нормальной жизнедеятельности, прав и свобод, не только ее собственных, но и ее семьи, родных, этнической общности, к которой она принадлежит, без свободной реализации себя в национальной культуре, идентификации с ее ценностями, традициями, идеалами и нормами. Гуманитарная безопасность предполагает также обеспечение свободного развития интеллектуального, духовного, морально-этического потенциала человека, защиты его от разнообразных посягательств и угроз, от всякого — физического, нравственного, социального и политического — насилия.

Под изучением природной безопасности понимается исследование


явлений, событий и процессов, имеющих место в природе и по своему характеру, масштабности, интенсивности или длительности могущих оказывать негативное, разрушительное воздействие на человеческую жизнедеятельность, здоровье, физическое воспроизводство, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду. К таким опасным для человека и общества природным явлениям и процессам относятся наводнения, землетрясения, оползни и лавины, ураганы, сели, сильные заморозки, засухи и тому подобные стихийные бедствия. По типу воздействия на сферу человеческой жизнедеятельности такие события могут быть длительными и постепенными, чреватыми не только человеческими жертвами, сколько значительным ущербом экономике, или же внезапными и катастрофическими, уносящими за краткий срок множество жизней. Они могут быть постоянными, периодическими или эпизодическими, локальными или глобальными, управляемыми в плане возможностей минимизации причиняемого ущерба или же неуправляемыми.

Техногенная безопасность представляет собой состояние защищенности человека и общества от угроз и рисков техногенного происхождения, возникающих в результате использования или проектирования производственных технологий, при несанкционированном использовании научно-технической и технологической информации. Изучение различных аспектов техногенной безопасности включает в себя анализ факторов риска


в научно-технической деятельности человека, в процессах информационного обмена, промышленности и сельском хозяйстве, энергетике и транспортировке энергоресурсов, военной сфере, системе управления; рисков, связанных с производством, хранением и утилизацией химических, радиоактивных, биологических и взрывоопасных продуктов. Основным принципом обеспечения техногенной безопасности является тщательное выполнение всех научно обоснованных требований и предписаний к разработке и использованию технологий.

В конечном счете, предмет исследования социологии безопасности это отношения между людьми и социальными институтами по поводу проблем жизнеобеспечения в самом широком смысле этого слова. Социология безопасности изучает условия и процессы, при которых возможно сохранение и поддержание жизни индивидов, их материального и духовного благополучия, реализации их способностей и запросов, национального типа ментальности и духовности, культуры и традиций.

В предметную область социологии безопасности входит поэтому также исследование различных аспектов поддержания безопасности в рамках конкретного государства, то есть обеспечения его самосохранения. Здесь речь идет о таком понятии как национальная безопасность. Это понятие является сложным, системным, оно предполагает включение разнообразных составляющих. Это и экономическая безопасность государства, обеспечение которой требует устойчивого экономического роста, нормального воспроизводства национальной экономики, необходимой степени хозяйственной независимости и самостоятельности в сочетании с занятием
и удержанием определенных значимых позиций на мировом рынке;
и продовольственная безопасность, критерием которой является способность общества, не прибегая к помощи извне, прокормить своих граждан; и информационная безопасность, обеспечение которой означает заботу
о сохранении военной и государственной тайны, о неразглашении секретной — финансовой, технико-технологической, оборонно-стратегиче-ской информации разных уровней, утечка которой могла бы оказаться опасной. Сюда входит и социальная безопасность, связанная с поддержанием стабильности в обществе, с необходимостью исключения чрезмерного обострения социальных противоречий, сдерживания роста имущественного неравенства, поскольку на этой почве могут возникнуть массовые беспорядки и социально-политические катаклизмы. Следует указать также демографическую безопасность, под которой понимается такое состояние общества, когда уровень рождаемости в соотношении с индикаторами продолжительности жизни обеспечивает самовоспроизводство нации.

Наконец, социология безопасности исследует проблемы обеспечения безопасной жизнедеятельности личности в обществе. Существует индивидуальный уровень обеспечения безопасности, включающий в себя, прежде всего, физическую безопасность членов общества, бережное отношение к человеческой жизни как основной социальной ценности. Это предполагает сдерживание криминальных тенденций, четкую и основанную на безукоризненном следовании законности работу правоохранительных органов, соблюдении техники безопасности на производстве и в быту, устранение неуставных отношений в вооруженных силах и т. д. Индивидуальная экономическая и финансовая безопасность подразумевает


правовой и оберегаемый государством характер частного бизнеса и индивидуальной трудовой деятельности, неприкосновенность частных вкладов, соблюдение коммерческой тайны.

Таким образом, социологию безопасности следует рассматривать как молодую, находящуюся в процессе становления, отрасль социологии, сама предметная область которой еще окончательно не установилась,


не обрела законченных четких границ. Однако ее выделение в специальную социологическую дисциплину обусловлено запросами времени,
в которое мы живем. Особую актуальность социологическое исследование проблем безопасности приобретает в современном российском обществе, которое только начинает неуверенно выходить из длительного системного кризиса. Если современное общество Запада известный германский социолог У. Бек назвал «обществом риска», то российское социальное пространство буквально пронизано риском. В настоящее время мы живем в обществе, в котором ничего не гарантированно, характер повседневных взаимодействий часто с полным основанием определяется словом «беспредел», где человеческая жизнь немного стóит, бизнес и государство находятся в напряженных отношениях. На территории России осуществляется захоронение отходов экологически вредных производств, цена на труд не окупает расходов по воспроизводству рабочей силы, подавляющее большинство населения живет на границе или за чертой бедности, неуставные отношения в армии достигли чудовищных масштабов, катастрофически сокращается средняя продолжительность жизни и падает рождаемость.

Задача социологии безопасности в этих условиях заключается, на наш взгляд, в фиксации общественного внимания на конкретных угрозах


и проблемах, в сборе и анализе данных, позволяющих судить о состоянии тех или иных аспектов глобальной, национальной и индивидуальной безопасности, в разработке теоретической и методологической базы для создания стратегии безопасного существования общества и нейтрализации имеющихся рисков и угроз.

1.2. Гуманитарная безопасность —
как предмет социологического изучения


Гуманитарная безопасность общества и личности — это состояние общественных отношений, гарантирующая жизнеспособность и нормальное осуществление трансляции базовых социальных ценностей и идеалов, адекватные времени понимание и реализацию основных прав личности, таких как право на жизнь, свободу, неограниченное развитие индивидуальных качеств и способностей, достойный уровень жизни. Под гуманитарной безопасностью понимается безопасное состояние общества и личности с точки зрения жизнеобеспеченности идеалов, целей и ценностей как основы социальной интеграции. Действительно, общество, переживающее переоценку ценностей, разочарование в своих былых идеалах, обречено на нестабильность и распад, если не найдет в себе силы выйти из этого состояния. Гуманитарная безопасность требует адекватности социальных ценностей, позитивного отношения к ним большинства населения, что органически связано с доверием индивидов к обществу и государству, с готовностью идентифицировать себя с ними. Однако длительное переходное состояние современного российского общества породило кризис идентификации, чувство глубокого отчуждения населения от целей и ценностей, заявленных правящей элитой, сомнение и недоверие по отношению к ним. Вследствие этого оказался подорванным их мобилизационный потенциал. Население в своей массе уже не верит в способность институтов власти укрепить порядок в обществе, преодолеть негативные явления и тенденции, ставшие привычными для россиян за последние годы. Стабилизация российского общества, решение стоящих перед ним социальных и экономических проблем невозможны без его духовной, гуманитарной реинтеграции на основе актуализации общечеловеческих нравственных ценностей.

Большое значение для обеспечения гуманитарной безопасности, по мнению В. Кузнецова, имеет осознание обществом единой цели. Действительно, для того чтобы осуществлять социальное управление в соответствии с принципами безопасности, необходима целерациональная и ценностнорациональная организация управленческой политики. Поэтому социологическое изучение проблем гуманитарной безопасности возможно и необходимо как исследование общественного мнения, ориентированное на выяснение представлений населения о том, что именно объединяет россиян в единую нацию, на анализ основных ценностей и целей. Показательно в этом смысле, что большинство опрошенных считают первостепенным условием обеспечения безопасности в масштабах общества соблюдение законности, понимаемой как равенство всех без исключения граждан перед Законом. Соблюдение принципа всеобщего равенства перед Законом понимается респондентами и как основной фактор социальной интеграции современного российского общества.

Исследование ценностных предпочтений россиян составляет один из главных аспектов социологии гуманитарной безопасности. По состоянию системы ценностей, по тому, какие из них занимают главенствующее положение в ценностной иерархии, можно судить о состоянии как духовного здоровья индивидов, так и социальных групп и общества в целом. В благополучном обществе личная безопасность близких людей, семьи и родственников закономерно является одной из ключевых ценностей. Согласно известной шкале потребностей, разработанной американским психологом А. Маслоу, потребность в безопасности является первичной, жизненно необходимой потребностью любого человека. Однако, как показывают проведенные в России исследования, в нашем обществе личная безопасность занимает лишь срединное положение в ценностной иерархии, что очень настораживает. Это говорит о том, что для 60 % опрошенных личная безопасность не входит в число превалирующих ценностей, то есть они живут в атмосфере тотального риска и сами готовы рисковать. Таким образом, есть основания рассматривать российское общество как общество всеобщего риска, в котором личная безопасность как ценность размывается и утрачивает первоначальный смысл.

«Общество риска» характеризуется, прежде всего, ускоряющейся динамикой роста разнообразных рисков и угроз, порождаемых самим функционированием социальных механизмов в обстановке аномии и хаоса. На уровне жизненного пространства индивида это состояние общества проявляется в растущей фрустрации, страхах, чувстве неуверенности, пессимистической оценке своего будущего и будущего своих детей. В этой обстановке тотальной зыбкости, нестабильности, отсутствия четких критериев поведения в обществе, как показывают опросы, в ценностной иерархии респондентов снижается значение ценностей нормативно-регулятивного ряда, таких, как чистая совесть, порядочность, патриотизм и национальная гордость, чувство необходимости другим людям. Отсюда вытекает нарастание социальной напряженности, утрата моральных ориентиров поведения в обществе, а следовательно, новый виток хаоса и аномии, расширение сферы неопределенности и риска и, соответственно, сокращение сферы безопасности. Общество с деформированной и расшатанной системой ценностей, неопределившимися целями и дискредитированными идеалами представляет собой общество повышенной степени риска.

В этом смысле для социологии безопасности первостепенное значение приобретает изучение рисков и вызовов как социального феномена.

1.3. Риск, угроза, вызов как понятия социологии


Пользуясь в обыденной речи словами «риск», «рисковать», мы, прекрасно понимая их значение, редко пытаемся строго его сформулировать. Первое, что необходимо здесь подчеркнуть, — это то, что, говоря о риске, мы вторгаемся в сферу возможного, а не действительного бытия. Риск — это то, что связано с возможностью как благоприятного, так и неблагоприятного, даже трагического исхода. В терминологии экзистенциальной философии, которая много и плодотворно занималась исследованием пограничных ситуаций, то есть ситуаций, так или иначе сопряженных
с риском, риск можно рассматривать как постановку под вопрос определенного предмета или аспекта существования, поскольку вопрос предполагает формально равную возможность как положительного, так и отрицательного ответа.

Следовательно, во-вторых, риск всегда сопряжен с утратой или снижением уровня определенности. Рискуя, человек ввергает себя в состояние повышенной неопределенности, расширяет для себя диапазон как позитивных, так и негативных возможностей. Действие в условиях повышенной неопределенности поэтому часто бывает более продуктивным, однако и сопряжено с большими потенциальными потерями, чем аналогичное действие в обычных условиях.

В-третьих, риск всегда предполагает действие. Будучи источником риска, то или иное действие несет в себе в качестве потенциального основного или побочного результата какие-либо негативные последствия. Таким образом, риск — это характеристика потенциальной стороны действия.

Итак, риск можно определить как потенциальную характеристику действия, проявляющуюся в возможности негативных последствий его результатов.

Уровень социального риска во всех его видах и формах неизбежно превышается в переходные периоды жизни общества, когда нарастает степень неопределенности, происходит болезненная смена ценностных ориентаций, социальные ожидания становятся размытыми, а привычные нормы отчасти утрачивают свой регулятивный потенциал. Однако повышение уровня риска в обществе представляет собой не чисто негативное
с точки зрения эффективности его жизнедеятельности явление: риск выполняет интегративную социальную функцию, способствуя мобилизации человеческих ресурсов с целью адаптации к усложнившимся социальным условиям. Поэтому периоды нарастания риска парадоксальным образом сопряжены с интенсификацией творческих поисков в сфере социального строительства, с ростом социальной консолидации. С другой стороны, в такие периоды формируются поколения, для которых риск является неотъемлемым и необходимым качеством социальной среды, а безопасность
не составляет фундаментальной ценности. В своей жизнедеятельности такие люди естественным образом воспроизводят риск как изначальное условие достижения успеха. Что, собственно, и означает установление культуры риска.

Следует проводить различие между риском и угрозой. Если риск — это возможностная характеристика действия с точки зрения его негативных потенциальных последствий, то под угрозой понимается наличие некого внешнего объективно-субъективного фактора, который независимо от воли и поведения реципиента может вызывать негативные и опасные последствия. Таким образом, риск создаем своими социальными действиями мы сами, тогда как угроза существует вне нас и независимо от нас. Угроза — это реальная возможность обусловленных внешними факторами деструктивных изменений в отношении значимых и ценных для общества и личности объектов, субъектов, состояний. Так, военная угроза представляет собой «объективное состояние военно-политических отношений, для которого характерна высокая вероятность возникновения войны и нанесения государству и обществу ущерба военным путем, средствами вооруженного насилия»1. Как и риск, угроза составляет фактор негативного воздействия на процессы обеспечения безопасности.

С поддержанием безопасности как стабильного, не допускающего
неконтролируемых изменений, состояния связано еще одно понятие такого же ряда — понятие вызова. В отличие от риска и угрозы вызов — это то, чему невозможно противостоять и сопротивляться. В то время как риск исходит от вашего собственного действия, а угроза таится в намерениях и действиях другого, вызов порождается объективной логикой текущих процессов и изменений, и суть его в том, что он требует ответных социальных изменений. Дестабилизирующий характер вызова определяется изменчивостью самого общества как динамической системы связей
и отношений, неравномерностью и сложностью его динамики, взаимной увязанностью всех его элементов. Назревшие в одном сегменте перемены в силу ее целесообразности с необходимостью побуждают меняться соответствующим образом и другие ее части. Знаменитый британский социальный мыслитель А. Тойнби пишет: «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние». Таким образом, вызов есть состояние некоторой напряженности, возникающее внутри общества как системы и требующее разрешения. Его можно определить как противоречие между наличным состоянием общества как социокультурной и идентификационной целостности, включающей определенные ценности, нормы, идеалы, стереотипы и возникающей потребностью в глубоких социальных изменениях, проявляющееся в повышении уровня неопределенности и нестабильности, угрожающем безопасности системы. Итак, риски, угрозы и вызовы во всем своем многообразии оказывают неоднозначное и многоплановое воздействие на безопасность общества и личности.

1.4. Современное российское общество
как «общество риска»


Естественно, что развитие социологии безопасности и социологии рисков в рамках отечественной социологической науки должно идти
в несколько ином ключе, нежели это происходит в контексте современной западной социологии. И, конечно же, оно предполагает диалог с западной социологической мыслью.

В исследованиях отечественного автора О. Н. Яницкого предпринята интересная попытка проанализировать современное российское общество в понятиях теорий «общества риска»2. Согласно его концепции, главным мировоззренческим фактором генезиса риска в сегодняшней России является отсутствие консенсуса по поводу базовых целей и ценностей, а также единого социального проекта. Выбор осуществляется между рядом конкурирующих друг с другом проектов будущего — либеральным, коммунистическим, национал-патриотическим и т. п. Нормативным идеалом общества является выживание, что свидетельствует о высоком уровне социального риска. Силовой характер организации социального пространства, доминирование силы над правом, в целом господство управляемости и принуждение, дефицит подлинно свободного выбора в сочетании с демократической фразеологией определяют цинизм общественного мировоззрения, сопутствующую ему апатию и социальный песси-мизм. Еще одной существенной чертой сформировавшегося общества является утрата трудовой этики, обусловленная разрушением связи между количеством и качеством труда и уровнем его материального и социального вознаграждения. Отсюда ориентация повседневных практик на потребление, а не на созидание, и на получение благ способами, согласующимися с доминирующими принципами массового мировоззрения:


с помощью связей, денег, принуждения в той или иной форме, даже прямого насилия. Основные надежды связаны не с производством, а с перераспределением благ.

Духовно-мировоззренческие характеристики современного российского общества представляют собой совокупность отдельных компонентов, заимствованных из совершенно разных социокультурных контекстов, будь то вульгаризированные западные достижительно-либеральные идеи, рудиментарные представления советской эпохи о всеобщей принудительно-силовой управляемости или же элементы великодержавно-имперских амбиций. Российское общество риска в отличие от западного характеризует неспособность осмысливать перемены, замедленность социальных реакций на них. Поскольку мы уже дали определение вызова, из этого следует, что социальные изменения, имеющие место в современном российском обществе, можно рассматривать как вызовы, требующие от общества и его правящей элиты ответов. Такие ответы запаздывают или оказываются неадекватными, основанными на устаревшей логике. Для российского человека, как пишет Яницкий, «отчужденность, заброшенность маленького человека, став нормой его жизни, еще не получила адекватного культурного ответа. Даже Чернобыль, шоковая терапия, дефолт и другие мегариски последних десятилетий все еще осваиваются человеком улицы в терминах традиционной культуры как беды, несчастья и напасти. Долготерпение, эта основа устойчивости прежнего российского общества, гибельно в современных условиях». Выход из критической ситуации, таким образом, невозможен без качественно нового уровня его концептуального осмысления, без понимания неадекватности старых моделей ответов вызовам новой эпохи. Следовательно, рискогенность современного российского общества в мировоззренческом плане определяется недостаточной отрефлексированностью ситуации, недоосмыслением вызовов времени и текущих социальных изменений, концептуальной слабостью элит. Современное российское общество — это, в конечном счете, общество, которое само по себе не понимает, что, собственно, с ним происходит.

Рискогенных характер присущ и общественному производству. Вообще говоря, общественное производство всегда включает в себя две противоположные тенденции: к созиданию и накоплению богатств — с одной стороны, и к разрушению и растрате — с другой стороны. Все дело в том, какая из этих тенденций превалирует. Таким образом, возможны две теоретические модели общества, находящегося в состоянии незавершенной трансформации: та, в которой деструкция доминирует над позитивными созидательными процессами, и противоположная — та, где доминирует созидание. Хотя в любой из моделей общественного производства соседствует производство и накопление благ и производство и накопление рисков, созидательная модель характеризуется общим позитивным балансом: соответствующее ей общество обладает возможностями качественного роста производства и накопления, перехода к высокой модернизации, короче, к самопроизводству на новом уровне. В отличие от него
общество, для которого прототипом стала деструктивная модель, становится в основной тенденции все более рискогенным, тяготеет к прогрессирующему распаду и демодернизации. Оно вступает в фазу, когда основным способом его существования становится расходование и расхищение наличных ресурсов, иначе говоря, превращается в сырьевой придаток в более развитых в производственном отношении обществ, обрекая себя на периферийный статус в глобальной экономической системе или даже окончательную реинтеграцию.

Превалирует силовой тип управления, основанный на насилии («шоковая терапия»), риск становится доминирующей качественной характеристикой социальной среды, которая отличается неправовым характером отношений («право сильного»). Пространство рисковых, нерегламентируемых правом отношений и практик — «теневое» пространство — постоянно и неуклонно расширяется и, соответственно, сокращается сфера легальных отношений, строящихся на основе правовых гарантий. Как социальное пространство «общество риска» представляет собой одно целое, для которого любая инициатива является обратимой в своих последствиях: риск, который она в себе несет, обязательно возвращается к субъекту действия, затрагивая его так или иначе и становясь элементом единой жизненной среды настоящего и будущего. Следует отметить, что


в современном обществе не может быть «войны на чужой территории»: производство рисков зашло в такую фазу, а степень единства глобального общества стала столь высокой, что дистанцироваться от потенциального риска не может никто. Для российского варианта «общества риска» — это означает, прежде всего, всеобщий характер доминирующих процессов распада и деструкции в социальной динамике и сопутствующее его осмыслению нарастание атмосферы всеобщей неуверенности, беспокойства и страха. Отсутствие социальных гарантий, личной безопасности, уверенности в завтрашнем дне, защищенности жизни привело к тому, что риск стал социально приемлемым.

Рост неуверенности и страхов приводит к формированию нормативного идеала, ориентированного не на развитие, а на безопасность. Поддержание безопасности, сохранение статус-кво становится основной задачей общества риска. Чем неувереннее обыватель, тем сильнее его тоска по «сильной руке», которая снизила бы уровень риска и укрепила бы слабеющий порядок в обществе. Поэтому, подчеркивает Яницкий, в представлении как властвующей элиты, так и человека улицы социальный порядок все чаще отождествляется с принуждением и насилием. Демократические идеи все более оказываются дискредитированными, стремительно теряя популярность в массах. Зато все авторитетнее становятся силовые ведомства и структуры, прямой задачей которых является обеспечение безопасности.

Тотальный характер производства и распространение рисков в современном российском обществе, обнаруживаемый во всех сферах социальной жизнедеятельности, позволяет сделать вывод о тенденции к его превращению в общество всеобщего риска. Оно находится под двойным бременем: с одной стороны, ему угрожают рискогенные тенденции демодернизации, с другой — оно несвободно от необходимости реагировать на новые глобальные вызовы, отчасти поставившие в тупик даже наиболее развитые общества современности. Для него так же, как и для всего мира, представляет опасность международный терроризм и экстремизм, исламские фундаменталистские группировки и транснациональный криминалитет. Сложность ситуации приводит к тому, что общество оказывается не в силах поддерживать системы своего жизнеобеспечения в безопасном режиме и постепенно теряет над ними контроль. Это проявляется в почти непрерывном следовании друг за другом разного рода техногенных, экологических и иных катастроф, чрезвычайных ситуаций и происшествий. В таких условиях общество и его элита становятся неспособными сколько-нибудь управлять рисками и предотвращать катастрофы: они занимаются не профилактикой рисковых ситуаций, а постоянной ликвидацией последствий уже случившихся бедствий.

Безопасность становится для общества нормативным идеалом, но


в поисках возможности стабилизации общество тяготеет к самому простому пути — к закреплению сложившейся ситуации посредством возврата к сходным с доперестроечными структурами, а это означает продолжение демодернизации, дальнейшее превращение в общество риска.
А следовательно, может наступить момент, когда производство риска вытеснит производство благ и общественного богатства как такового. Стремясь к снижению рискогенного потенциала сложившейся ситуации, российская элита обращается к наиболее традиционным мерам — к укреплению и переструкруризации силовых ведомств, не пытаясь уменьшить рискогенность за счет продуманного изменения самой модели реформ.
В этой ситуации особую актуальность приобретают исследования по социологии безопасности и социологии риска.

Вопросы и задания


1. Что изучает социология безопасности и какова структура этой науки? Каковы задачи социологии безопасности?

2. Обоснуйте необходимость выделения социологии безопасности в самостоятельную социологическую дисциплину. Дайте определение ее предмета. В каком соотношении между собой находятся социология безопасности и социология риска: совпадают ли они в своей предметной области? Занимаются противоположными предметами? Их предметные области пересекаются? Попытайтесь обосновать свой ответ.

3. Что, по вашему мнению, входит в содержание безопасности? Что характеризует состояние безопасности общества и личности в целом? Для чего обществу необходимо иметь цель, ценности и идеалы? Возможно ли в принципе общество, неблагополучное с точки зрения гуманитарной безопасности, которое бы находилось на высоком уровне в отношении социальной, экономической, экологической и иной безопасности. Аргументируйте.

4. Известно, что великие державы прошлого переживали период своего максимального расцвета, а вслед за ним — период упадка и гибели. Попытайтесь проанализировать это явление с точки зрения социологии безопасности. Чем вызваны кризис и гибель Римской Империи, Византии?

5. Какое место занимает безопасность в ценностной иерархии граждан России?

6. Дайте определение социального риска. Чем отличаются понятия «риск», «угроза», «вызов»?

7. Дайте определение «общества риска». Почему современное западное общество можно назвать «обществом риска»? Подходит ли к российскому обществу данное определение? Покажите, в чем различия между западным и российским вариантом общества риска.

8. Чем обусловлена рискогенность современного российского общества?


Темы для рефератов


1. Социология безопасности — новая отрасль социологической науки.

2. Социально-экономические особенности систем безопасности.

3. Гуманитарная безопасность общества и личности.

4. Воздействие рисков, угроз и вызовов на безопасность общества и личности.

5. Современное российское общество как «общество риска».

Список литературы


1. Бек, У. Общество риска. На пути к модерну / У. Бек. — М., 2000. — 285 с.

2. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 576 с.

3. Кузнецов, В. Н. Социология безопасности / В. Н. Кузнецов. — М., 2003. — 356 с.

4. Мозговая, А. В. Социология риска: возможности синтеза теории и эмпирического знания / А. В. Мозговая // Риск в социальном пространстве / под ред.


А. В. Мозговой. — М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2001. — 356 с.

5. Риск в социальном пространстве / под ред. А. В. Мозговой. — М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2004. — 320 с.

6. Россия: риски и опасности «переходного» общества / отв. ред. О. Н. Яниц-кий. — М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998. — 280 с.
следующая страница >>