Практикум Для студентов педагогических вузов воронеж 2007 Трофимова Н. М., Трофимова Н. Б., Поленякина Е. В - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 14страница 15
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практикум для студ высш и сред спец заведений / Н. М. Трофимова, Т. 1 94.55kb.
Трофимова Елена Владимировна, учитель Баскаковской мсош гагаринского... 1 318.74kb.
Учебное пособие для студентов педагогических вузов 12 2925.5kb.
Пособие для воспитателей детского сада и студентов педагогических... 2 854.52kb.
Интервью брала Мария Трофимова редактор журнала «за партой». 1 54.15kb.
Агентство путешествий 1 65.71kb.
Практикум учебно-методическое пособие для студентов факультетов 15 3464.04kb.
Практикум по немецкому языку Сборник текстов, контрольно-тренировочных... 8 644.41kb.
С. В. Ткаченко римское право в россии. Самара 2007 7 2386.61kb.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей... 17 7231.75kb.
Книга предназначена для логопедов, воспитателей детских садов, учителей... 18 8786.46kb.
Урок Кратко рассказать о предмете «Физическая культура» 37 7146.41kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Практикум Для студентов педагогических вузов воронеж 2007 Трофимова Н. М., Трофимова - страница №1/15



Н.М. Трофимова, Н.Б. ТРОФИМОВА, Е.В. ПОЛЕНЯКИНА.


«Психология человека»
Практикум

Для студентов педагогических вузов

ВОРОНЕЖ 2007

Трофимова Н.М., Трофимова Н.Б., Поленякина Е.В.
Практикум по психологии Человека: Учебное пособие для вузов / Под ред. д-ра.пед.наук, профессора Н.М. Трофимовой. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – с.
Данное пособие содержит материал для проведения семинарских и практических занятий по курсу «Психология человека»: задачи и вопросы, направленные на углубленное освоение знаний по данной дисциплине, на развитие навыков свободного владения психологическим материалом, психодиагностические методики для изучения особенностей психического развития человека, темы для рефератов, список рекомендуемой литературы по каждому занятию.

Учебное пособие ориентировано на студентов педагогических вузов.



ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Психология человека» включает в себя общие основы психологических знаний, а так же знания из области психологической антропологии, общей психологии, психологии личности, экспериментальной психологии, психофизиологии.

Теоретический раздел курса включает в себя сведения по проблеме человека в психологии и преследует цель изложения современных представлений о природе человеческой психологии, о её специфике, динамике, развитии, а также представления системы категорий и понятий, с помощью которых психологическая наука пытается выразить все многообразие проявлений человеческой реальности. Предметом изучения выступает внутренний, субъективный мир человека, проявляющийся в своих индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных и универсальных свойствах.

Программа практической подготовки студентов включает в себя закрепления усвоенного на лекциях материала, апробирование методик, упражнений и задач по данному курсу.

Учебный курс «Психология человека» нацеливает студентов на углубленное усвоение системы основ психологических знаний, а также самостоятельные экспериментальные исследования.



Задачи учебного курса:

  • системно представить студентам сложность душевной и духовной жизни человека;

  • создать целостный образ человеческой психологии;

  • сформировать у будущего педагога интерес к познанию другого человека и самопознанию.

После изучения данной дисциплины студент должен знать:

современные основы психологии человека;

условия развития индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных и универсальных свойств человека;

Студент должен уметь:


  • оперировать основными категориями психологических знаний;

  • анализировать различные направления психологических теорий;

  • применять теоретические знания в прикладных психологических исследованиях.

Объем учебного материала, и специфика курса предполагает лекционную форму изложения материала и использование активных форм обучения, таких как лекция, беседа, групповые дискуссии.

Курс рассчитан на 72 аудиторных часа. Из них 36 часов лекционных 36 – семинарских занятий (для студентов очной формы обучения). Для студентов заочной формы обучения курс составляет 34 аудиторных часа, из них 24 часа – лекционные, 10 часов семинарские занятия.




РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ – НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ

Тема 1: Человек и его познание. Предмет, задачи и методы современной психологии



План


  1. Человек как природное явление.

  2. Человек как душевная и духовная реальность.

  3. Антропология как учение о человеке.

  4. Определение психологии как науки, её место в системе наук.

  5. Предмет, задачи и принципы психологии.

  6. Основные отрасли психологии.

  7. Представление о человеке в основных направлениях психологии.

  8. Методы психологического познания человека:

а) организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный);

б) эмпирические:



  • основные (наблюдение, эксперимент);

  • вспомогательные: опрос (анкета, беседа); тесты (тест-опросник, тест-задание, проективные тесты); социометрия; анализ продуктов деятельности; биографический;

в) обработки данных (количественный, качественный методы);

г) интерпретационные (генетический, структурный методы).


Основные психологические понятия по теме
Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленные вопросы.
Антропология – научная дисциплина, изучающая происхождение человека, изменчивость строения тела человека в филогенезе и от зависимости от географических условий проживания; содержит три раздела: антропогенез (учение о происхождении человека), морфологию человека, этническую антропологию.
Антропология педагогическая – комплекс наук, изучающих становление человека в образовании. Педагогическая антропология включает в себя совокупность знаний, обеспечивающих педагогическую деятельность (медико-биологических, психологических, философско-социологических, педагогических и др.).
Антропология психологическая – психологическое видение человеческой реальности во всей её полноте; учение о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании и культуре.
Беседа – метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам её биографии.
Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов.
Детерминизм – принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов.
Духовность – родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования.
Духовное бытие – высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие – это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех её областях.
Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
Душевность – характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность.
Единство сознания и деятельности – принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности.
Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого.
Инженерная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности.
Интроспекция – самонаблюдение.
Лабораторный эксперимент – метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов.
Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.
Наблюдение – метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях.
Обучающий, или формирующий эксперимент – метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности.
Патопсихология – отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболеваниях.
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания.
Психология изучает психику и психические явления.
Психология антропологическая (психология человека) – отрасль психологии, изучающая субъективную реальность человека, принципы и законы её существования, организации и развития.
Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Системный подход (в психологии) – принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов.
Тест – стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.
Тест проективный – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции.
Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную.
К основным направлениям в психологии относят следующие.

Бихевиоризм – направление в психологии, возникшее в США в начале XX в. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицалась. Основоположники – Д.Уотсон, Э.Торндайк.
Гештальтпсихология – направление в психологии, возникшее в Германии в XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостностных структур – гештальтов. Основоположники М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келлер.
Психоанализ (фрейдизм) – направление в психологии XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник З.Фрейд.
Психология гуманистическая – направление в психологии, возникшее в 50-е годы XX в. в Америке. Предметом изучения выступает личность как уникальная целостная система, представляющая собой не нечто заранее данное, а открытую возможность для самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять её. Возникновение этого направления связано с именем А. Маслоу.
Психология когнитивная – направление в психологии, возникшее в XX в. в США. Исходит из того, что решающую роль в поведении человека имеют знания, поэтому главной её задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследований составляют познавательные процессы.
Вопросы для обсуждения


  1. Задачей физики является построение физической картины мира, биологии – биологической и т.д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена на построение психологической картины мира. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «психологическая картина мира»? Как может быть вписан в эту картину человек?

  2. Закономерно ли, на ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологий? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления?

  3. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе?

  4. Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же общего признания и уважения, как знание о природе и обществе?

  5. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства того и другого метода для исследований в школе.

  6. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования?

  7. В чем особенность теста как психологического метода исследования?


Практический материал для семинарского занятия
Задание №1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.


  1. Психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась:

а) в V в. до нашей эры;

б) в XVII в;

в) во второй половине XIX в.;

г) в XX в.


2. Первым этапом в становлении психологии как науки было:

а) изучение и объяснение феномена «души»;

б) применение метода интроспекции в психологии;

в) исследование сферы бессознательного;

г) исследование природы психического.


  1. Предметом психологии является:

а) высшая нервная деятельность;

б) «душа»;

в) процесс активного отражения человеком объективной реальности;

г) переживание человека.




  1. Основным предметом изучения советской психологии выступает:

а) сознание;

б) психика;

в) «душа»;

г) поведение.


Задание №2. Проведите соответствие между авторами и их научными достижениями.
Становление отечественной психологии связано с именами ученых, которые были основоположниками:

а) метода естественного эксперимента;

б) экспериментальной психологии в России;

в) первого в России Психологического института;

г) культурно-исторической теории развития психики человека;

д) научных основ изучения темперамента.


1. Л.С. Выготский

2. А.Ф. Лазурский

3. Н.Н. Ланге

4. Б.М. Теплов

5. Г.И. Челпанов
Задание №3. Сопоставьте научные принципы отечественной психологии с их содержанием:
а) психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий;

б) сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности человека;

в) психика может быть правильно понята, если рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности;

г) необходимость исследования всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.


1. Принцип личностного подхода.

2. Принцип единства сознания и деятельности.

3. Принцип детерминизма.

4. Принцип развития.


Задание №4. Определите, относительно каких методов справедливо данное высказывание.
И.П. Павлов писал о методе так: «Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных».
Задание № 5. Выберите правильный вариант ответа.
1. Гуманистическая психология:

а) является ветвью экзистенциализма;

б) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека;

в) сделала целью воспитания – личностный рост;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.


2. Классический психоанализ:

а) опирался на практику лечения истерических неврозов;

б) определил либидо как энергию, соответствующую потребности в самореализации личности;

в) сделал предметом бессознательные влечения человека;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.


3. Гештальтпсихология – направление в психологии, при котором:

а) предметом психологии являются образы восприятия;

б) гештальт выступает как форма, структура, целостная конфигурация;

в) интеллект трактуется как поведение;

г) гештальты выступают как элементы сознания;

д) все ответы верны.


4. Бихевиоризм – направление в психологии, при котором:

а) психология превратилась в «психологию без психики»;

б) была заложена идея программированного обучения;

в) была введена идея установки;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.


Диагностический материал по теме 1. Человек и его познание. Предмет, задачи и методы современной психологии.
На семинарском занятии со студентами предлагается рассмотреть и изучить такие элементы экспериментальной психологии как проективные методы исследования. К проективным методикам в психологии относят все рисуночные тесты. Получение информации об испытуемом основывается на принципе проекции.

Данный метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики ис­пользуется исследование состояния моторики (в частности, моторики рисующей руки). Согласно учению И. М. Сеченова, всякое представление, возникающее в психике, заканчивается движением, «всякая мысль заканчивается движением». Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в существующей группе мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения. Так, например, образы и мысли, вызываю­щие страх, вызывают в мышцах ног и рук напряжение, что оказывается необходимым в случае ответа на страх бегством либо защитой с помощью рук (заслоняться, ударить). При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует человека в пространстве, т.е. возникшую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания (так, на листе бумаги — модели пространства — левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, с неуверенностью, пассивностью, а правая часть листа и верх — с поло­жительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретно­стью действий.

На этих закономерностях построены проективные тесты: «рисунок человека», «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», тест «Миокинетика» Мира и Лопеса, «Несуществующее животное» и др. Ри­сунки выполняются карандашом: ручкой и фломастером рисовать нельзя.


    1. Методика диагностики личности «Автопортрет»


Ход выполнения задания
Данная проективная методика адаптирована на исследование личности старшего школьника.

На чистом листе бумаги нарисуйте самого себя, занятого какой-нибудь работой. Вы можете нарисовать себя одного, или с членами вашей семьи, или с коллегами по учебе, работе. Старайтесь изобра­жать людей полностью – не рисуйте карикатуры или плоский контур. Интерпретацию читайте после завершения рисунка.


Обработка результатов
Интерпретация признаков в тесте. Тест «Автопортрет» широко используется психологами. Приведем значение тех элементов, которые могут быть обнаружены в вашем рисунке.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуаль­ной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке обычно предполагают подозрительность, они также проявляют озабоченность и гиперчувствительность по отношению к общественному мнению. Глаза с длинными ресницами – кокетливость, демонстрация себя. Маленькие или зак­рытые глаза – погруженность в себя, тенденция к интроверсии.

Рот. Выделенный рот предполагает возможную затрудненность с речью или примитивные оральные тенденции. Отсутствие рта озна­чает либо депрессию, либо вялость в общении. Рот клоуна – вынуж­денная приветливость.

Зубы – агрессивность.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к кри­тике, уши маленькие – стремление не принимать никакой критики. Акцент на нос предполагает наличие сексуальных проблем. Выделен­ные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Руки. Руки символизируют контакт личности с окружающим ми­ром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкну­тую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологичес­кую слабость, потребность в опеке, зависимости. Длинные сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки или отсутствие рук – предпо­лагают чувство неадекватности. Руки за спиной или в карманах – чув­ство вины, неуверенности в себе. Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия. Пальцев на руке больше пяти – агрессивность, амбиция. Пальцы сжаты в кулак – протест, бунтарство.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Ри­сунок без ног может означать нестабильность и отсутствие опоры, ос­новы, робость.

Поза. Если нарисован человек так, что виден его затылок, – прояв­ление замкнутости. Голова в профиль, тело анфас – проявление тре­воги, вызванное социальным окружением. Если нарисован человек, си­дящий на краешке стула, – предполагают желание человека найти выход из ситуации, страх одиночества. Человек в беге – предполага­ют желание скрыться от кого-либо.
1.2. Методика диагностики личности

«Дом – Дерево – Человек».
Ход выполнения задания
Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Нарисуйте дом, дерево и человека в полный рост, постарайтесь изобразить на рисунке какое-то действие. Не рисуйте карикатуру че­ловека. Интерпретацию читайте после завершения рисунка.


Обработка результатов
При интерпретации признаков в тесте ДДЧ учитывается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить, что действительно происходит в нашей жизни.

Дерево символизирует жизненную энергию, ваше стремление к жизни определяется толщиной ствола и веток.

Если дерево занимает на рисунке значительное место, это говорит об огромной энергии и позитивном подходе к жизни.

Под порывом ветра дерево склонилось к дому. Вы стремитесь к безопасности и покою в домашней обстановке. Этот образ может означать и замкнутость на прошлом.

Ветки направлены вниз. Такой рисунок делают те, у кого много нерешенных проблем. Рисунок ивы часто означает депрессию и замкнутость на прошлом.

Ветви направлены вверх. Если дерево прочно стоит на земле, такой рисунок означает стремящуюся вперед личность, с достаточно удавшей­ся жизнью, с стремлением к власти. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения. Если ветви, ствол нарисованы одной линией, – предполагают стремление человека убежать от неприятностей реальности, отказ реально смотреть на вещи. Ветки, направленные наружу, – такой рисунок обычно делают люди, любящие оказывать помощь другим.

Изобилие веток и зелени на стороне, противоположной от дома. Такая личность стремится пустить энергию в свой собственный рост, отрицая семейные и домашние ценности.

Если пририсованы корни дерева, вам присуще любопытство, же­лание видеть спрятанное под землей.

Если нарисована ель, вы склонны к доминированию, стремитесь к власти, проявляете организаторские способности, активность.

Если на дереве нарисованы дупла – признак пережитых психо­травм, операций либо физических травм.



Городской дом, многоэтажное здание – этот рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, одинокого в своих про­блемах.

Небольшой дом с очень низкой крышей — человек чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.



Замок, дворец – такой рисунок дворца, замка раскрывает легкомыслен­ность, несерьезность человека, у которого преувеличенное воображе­ние, но который обычно не успевает справляться со своими реальны­ми обязанностями.

Просторный сельский дом – стремление иметь семью, растить детей, расширить свое жизненное пространство. Чем забор, ограда вокруг дома ниже, тем выше у этого человека потребность в общении с людьми, доверие к ним.



Дверь. Отсутствие двери на рисунке предполагает психологичес­кую недоступность, замкнутость, трудности при стремлении раскрыться перед другими. Очень маленькие двери — нежелание впускать в свое «Я». Парадные, большие двери – откровенность, общительность, зави­симость от других. Двери с замком – мнительность, скрытность, за­щитные тенденции. Дверь, расположенная сбоку, означает бегство.

Дом нарисован вдали – отвергнутость.

Дом вблизи – открытость, гостеприимство.

Если нарисована проекция дома (сверху) вместо самого дома, — признак серьезных конфликтов, проблем.



Крыша – сфера фантазии. Если нарисован толстый контур кры­ши – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией. Остроко­нечная крыша означает сильное сознание и чувство вины.

Труба – акцент на трубе предполагает озабоченность психологи­ческой атмосферой в доме, это может также означать мужественность, силу и творческое начало. Отсутствие трубы – признак нехватки пси­хологической теплоты дома.

Водосточные трубы – признак усиленной защиты, мнительности.

Густой дым из трубы – признак значительной внутренней напряженности; если дым тонкой струйкой, – признак недостатка эмоциональной теплоты дома.

Окна. Отсутствие окон подразумевает замкнутость, в то время как большое количество окон предполагает стремление к прочным контактам с людьми. Окна сильно открытые – признак развязности, прямолинейности. Занавески подразумевают озабоченность красо­той и стремлением сохранить дистанцию в общении. Отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства. Отсут­ствие окон на первом этаже – признак враждебности, отчужденнос­ти. Окна лишь на верхнем этаже, но их нет на первом этаже — под­разумевается «пропасть» между реальной жизнью и фантазией че­ловека. Маленькие окна предполагают стеснительность и психоло­гическую недоступность.

Ступеньки и дорожки. Хорошо нарисованные дорожки означа­ют хорошее чувство контроля за своим поведением и развитое чув­ство такта в отношениях с людьми. Длинные дорожки или ступени подразумевают чувство дистанции в общении. Дорожка, широкая вначале и сужающаяся у дома, – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающееся с поверхностным дружелюбием.

Погода — если изображена плохая погода, – восприятие среды как враждебной, тучи – признак боязливой тревоги, опасений, депрессии.

Фигура человека на ветру – предполагает потребность в люб­ви, заботе.

Если у вас на рисунке есть другой человек, – ваша жена, или ре­бенок, или родители – это значит, что именно он является движущей силой в вашей жизни.

Если вы рисуете только себя, — это значит, что вы хорошо контролируете свою жизнь.

Если вы находитесь внутри дома, то значит, вы нуждаетесь в защите.

Если на вашем рисунке дом занимает много места, это значит, что вы стремитесь к достижению материальных благ. Для лучшего понимания рисунка человека см. анализ к «Автопортрету».

Сильно выраженная штриховка рисунка свидетельствует о психологической напряженности.
1.3. Методика диагностики личности

«Несуществующее животное»
Ход выполнения задания
Для изучения личности старшего школьника можно использовать проективную методику «Несуществующее животное».

Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. Укажите, где оно живет, чем питает­ся, к чему стремится (чего хочет).



Интерпретацию читайте после завершения рисунка.
Обработка результатов
Показатели и интерпретация признаков в тесте «Несуществующее животное».

Если рисунок в правой стороне вверху листа, то изображение связано с действительным моментом или с периодом будущего, с положительными эмоциями.

Если рисунок в левой стороне и внизу, то изображение связано с прошлыми моментами, с отрицательными эмоциями и пассивностью. В норме рисунок находится посередине листа. Чем ближе рисунок к верхне­му краю листа, тем выше самооценка и недовольство своим положе­нием в обществе, недостаточностью признания со стороны окружаю­щих, тем выше претензии на самоутверждение и продвижение.

Если рисунок в нижней части листа, то это свидетельствует о проявлении неуверенно­сти в себе, низкой самооценке, подавленности, нерешительности.

Если голова фигуры животного повернута вправо, – признак того, что почти все, что планирует человек, осуществляется или начинает осуществляться.

Если голова повернута влево, то человеку, сделавшему такой рисунок, присуща тенденция к размышлениям, и лишь малая часть замыслов реализуется, порой он просто проявляет боязнь перед ак­тивными действиями.

Положение «фас», т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.

Значение деталей головы:

Уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе, человек эмоционально реагирует на оценку себя окружающими, хотя порой и не изменяет своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком — признак болтливос­ти, а в сочетании с прорисовкой губ – чувственность. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерненный, – признак опасе­ния, страхов, недоверия. Рот с зубами — признак вербальной агрессии (огрызается, грубит, задирается).

Глаза. Если сильно выделены глаза, — это символ присущего чело­веку страха. Наличие ресниц – проявление истероидно-демонстративных черт в поведении, заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

На голове животного могут быть дополнительные детали.

Рога – агрессия, в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами – определяется характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть – чувственность, подчеркивание своего пола, сексуальной роли.

Ноги, лапы животного. Если лапы «основательны» по отношению к размеру всей фигуры, – то основательность, обдуманность, рацио­нальность принятия решения. При отсутствии ног или хрупких но­гах – склонность к поверхностным суждениям, легкомыслию в выво­дах, импульсивности решений. Однотипность, повторяемость формы ног («многоножка») – конформность суждений, их стандартность, ба­нальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей ног, лап — проявление самостоятельности, небанальности, оригинальности, инако­мыслия, порой даже творческого начала.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Если эти части функциональные – крылья, щупальца и т. п. – проявление желания человека охватить разные области жизни, завоевать себе «место под солнцем», потеснив других, увлеченность, смелость, энергичность, уверенность в себе.

Украшающие детали: перья, бантики, кудри – проявление демонстративности, желания обратить на себя внимание, манерности.

Хвосты. Если хвост направлен вверх, – человек положительно оценивает свои действия, решения; хвост направлен вниз – недовольство собой, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние. Хвост, направленный вправо, выражает отношение человека к своим действиям или поведению, влево — к своим мыслям, решениям.

Контур фигуры. Наличие щитов, панцирей символизирует защиту от окружа­ющих; иглы, панцирь в виде острых углов – агрессию. Затемнение линии контура, удвоенные линии – проявление тревоги, страха, подо­зрительности.

Направленность такой защиты соответственно простран­ственному положению: верхний контур против вышестоящих (роди­телей, учителей, начальников); нижний контур – защита против насме­шек, боязнь осуждения, отсутствие авторитета у младших, подчинен­ных; боковые контуры – готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях.



Сильный нажим рисунка, линии, видимые даже с обратной сторо­ны листа (судорожный высокий тонус мышц рисующей руки), резкая тревожность (обратить внимание, какая деталь рисунка выполнена с сильным нажимом – т. е. к чему привязана тревога).

Общая оценка животного. Угрожающее, угрожаемое и нейтраль­ное животное – это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификации себя по значимости (с зайцем, слоном, букашкой и т. п. нарисованным жи­вотным). В данном случае рисуемое животное – представитель само­го рисующего.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, неже­ланию подвергаться тестированию.

Вмонтирование механических частей в живую ткань животного –постановка фигуры животного на танковые гусеницы, прикрепление к телу пропеллера, проводов, рукояток, антенн и т. п. – проявление шизоидности, склонности к шизофрении.

Названия. Если в названии рациональное соединение смысло­вых частей (бегекот, мухобык) — рациональность, способность к адап­тации. Названия с научным оттенком (ратолетиус, наплиолярия) –демонстративность своего интеллекта, эрудиции. Звуковые названия (лалио, шама) без всякого осмысления – проявления легкомысленнос­ти, неумения учитывать сигналы опасности. Иронические названия – проявление снисходительно-иронического отношения к окружающим. Удлиненные названия – проявление защитных тенденций, склонность к фантазированию защитного порядка.

Темы для рефератов


  1. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

  2. Научное и житейское понимание психологических явлений.

  3. Моделирование как метод психологического исследования.

  4. Проективные методы в психологии.


Литература


  1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М., 1977.

  2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – М.: Педагогика, 1982.

  3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 1984.

  4. Мир философии: Книга для чтения. / Ч.2. Раздел 5. «Человек и его место в мире». – М., 1991.

  5. Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей / В.Б. Ольшанский. – М., 1994.

  6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995.

  7. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е.Т. Соколова. – М., 1980.

  8. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т./ Б.М. Теплов. – М., 1985.

  9. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – М., 1966.

Тема 2: Развитие психики в филогенезе. Сознание как интегративный способ бытия человека.
План
1.Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

а) Стадия элементарной сенсорной психики.

б) Стадия перцептивной психики.

в) Отражение межпредметных связей (интеллектуальное поведение).

2. Сознание как философско-научная проблема. Бытие (онтология) сознания.

3. Сознание как осознанное социальное бытие.

4. Структура сознания.

5. Сознание и бессознательное.


Основные психологические понятия по теме.
Активность – всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой.
Бессознательное – совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.
Инстинкт – наследственно заложенные формы поведения.
Интеллектуальное поведение – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и, выражающийся, прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.
Навык – автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения.
Подсознательное – совокупность актуально не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания.
Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира.
Раздражимость – свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей.
Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.
Сенсорный уровень сознания – уровень сознания, связанный с работой органов чувств.
Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.
Тропизмы – изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей.
Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к биологически значимым раздражениям.
Вопросы для обсуждения


  1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

  2. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции?

  3. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

  4. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?

  5. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?

  6. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?

  7. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему?

  8. Как соотносятся психика и сознание?

  9. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.



Практический материал для семинарского занятия
Задание №1. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

Закрепившаяся система временных нервных связей, образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условий раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения, называется:

а) акцептором результатов действия;

б) функциональной системой психики;

в) динамическим стереотипом;

г) условным рефлексом.


    1. Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от периферии к центру, называются:

а) афферентными;

б) эфферентными;

в) рефлекторными;

г) функциональными.




    1. Нервные пути, проводящие нервное возбуждение от центра к периферии, называются:

а) функциональными;

б) рефлекторными;

в) эфферентными;

г) афферентными.


Задание №2. Дайте ответы на вопросы и обоснуйте их.


  1. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а енота «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?

  1. В клетку с шимпанзе подвешивали банан, который невозможно было достать лапой; при этом в клетку клали две палки различной длины, ни одной из которых в отдельности приманку достать было невозможно. После незначительного количества проб и ошибок обезьяна составляла две палки вместе и доставала банан. Для какого уровня развития психики в животном мире характерно такое поведение?

  2. Если поднести вибрирующий камертон к паутине, то он вызовет движение паука, в то время как вибрация движения крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной непосредственно к пауку, заставит его обратиться в бегство. О каком уровне психического отражения свидетельствует данный пример?


Задание №3. Сопоставьте следующие естественно-научные теории с именами их создателей:
а) учение о высшей нервной деятельности;

б) естественно-научная теория психической регуляции;

в) теория функциональных систем психики;

г) теория системной динамической локализации.


1. П.К. Анохин

2. А.Р. Лурия

3. И.П. Павлов

4. И.М. Сеченов


Задание №4. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.


  1. Для элементарного сенсорного уровня развития психики характерны следующие признаки:

а) отражать предметы в целом;

б) отражать связи и отношения между предметами;

в) отражать отдельные свойства предметов;

г) ставить цели и достигать их.

2. Признаком психической формы элементарного отражения в животном мире является:

а) мыслительная деятельность;

б) инстинкт;

в) чувствительность;

г) рефлекс.

3. Сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие, называют:

а) рефлекторной деятельностью;

б) динамическим стереотипом;

в) акцептором результатов деятельности;

г) функциональными системами психики.


4. Важнейшим условием развития сознания в онтогенезе является:

а) развитие органов чувств;

б) формирование прямохождения;

в) общение с окружающими людьми;

г) наследственные предпосылки.


  1. Сознание как высшая форма психического отражения и высший уровень саморегуляции характеризуется:

а) активностью;

б) интенциональностью;

в) критичностью;

г) все ответы верны.



Задание №5. Имеет ли место в следующих примерах сознательная или бессознательная сторона активности?


  1. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у товарища. Он не мог выполнить это задание гипнотизера. В то время как другие указания: умыться, съесть яблоко и т.п. испытуемый выполнял.

  2. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.

  3. Семиклассник, которого дразнили одноклассники, разорвал учебник и тетрадь, ударил одного из товарищей.

  4. Выпускник школы свое поступление в педагогический вуз мотивировал тем, что любит детей.


Темы для рефератов


  1. Психологические исследования высокоразвитых инстинктивных форм поведения животных.

  2. Есть ли разум у животных?

  3. Навыки и интеллект животных.


Литература


  1. Бассин, Ф.В. Проблема «бессознательного» / Ф.В. Бассин. – М.: Медицина, 1968.

  2. Детьер, В. Поведение животных / В. Детьер, Э. Стеллар. – Л., 1967.

  3. Дембовский, Я. Психология обезьян Я. Дембовский. – М., 1963.

  4. Ладыгина-Котс, Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов / Н.И. Ладыгина-Котс. – М., 1958.

  5. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М., 1958.

  6. Линден, Ю. Обезьяны, человек и язык / Ю. Линден. – М., 1981.

  7. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. – М., 1957.

  8. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995.

  9. Фабри, К.Э. Основы зоопсихологии / К.Э. Фабри. – М., 1976.

  10. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1989.


Материал для самостоятельной работы

следующая страница >>