Похожие работы
|
Пищевая ценность и технология производства подсолнечного масла 3 - страница №5/5
Глава 3. Экономическая часть ООО “СМАК”3.1 Экономическая характеристика магазина ООО “СМАК”Коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров в целях последующей их продажи. Основная задача закупочной работы - выгодное приобретение товара в целях удовлетворения потребительского спроса. Закупочная работа является одной из наиболее ответственных функций торговых предприятий. Правильно организованные оптовые закупки позволяют уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров. В коммерческой деятельности в ходе закупки организация определяет необходимость приобретения товаров и услуг, выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и поставщиков. Процесс закупки включает в себя: приобретение потребительских товаров; организацию перемещения приобретенных товаров; организацию смены собственника и места размещения; сбор, анализ и передачу информации различным подразделениям торгового предприятия (бухгалтерии, отделу сбыта, транспортному отделу). Закупка товаров — это приобретение (купля) товаров для дальнейшего целевого использования. Основные виды закупок: Государственные закупки 1.Законодательство о государственных закупках предусматривает использование процедур: - открытых конкурсов, - закрытых конкурсов, - специализированных закрытых торгов, - двухэтапных конкурсов, - запросов котировок, - закупок у единственного источника, - закупок по смете. Муниципальные закупки. По мимо собственного законодательного регулирования, муниципальные закупки имеют ряд отличительных особенностей: - относительно не большие объемы закупок муниципальных образований, объединяемые в общий муниципальный заказ, - участие в закупках преимущественно локальных (местных) поставщиков, - недостаточное число поставщиков, - высокий уровень зависимости местных поставщиков от заказчика, - большая доля услуг в закупках (косметический ремонт домов, уборка территорий, коммунальные услуги), - незначительное число сложных конкурсов, - низкая цена предлагаемых договоров, - недостаток квалифицированных специалистов по закупкам, -противоречивое правовое регулирование при реализации проектов с финансированием, совместным с региональным и федеральным бюджетом. Фирменный магазин ООО “СМАК” осуществляет реализацию пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, преимущественно, в неспециализированных магазинах. Торгово-производственная деятельность магазина осуществляется согласно ассортиментному перечню, утвержденному центром Санэпиднадзора. Магазин ООО “СМАК” имеет следующие экономические показатели, отраженные в таблице 19. Таблица 19 Экономические показатели магазина «СМАК»
Исходя из таблицы видно, что товарооборот магазина увеличился по сравнению с прошлым годом на 123, 2 %, валовый доход увеличен на 107, 1%, прибыль от реализации на 114, 7%. По ценовым уровням реализуемых товаров исследуемый магазин можно отнести к магазинам среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массовых покупателей. Продажа товаров осуществляется преимущественно методом самообслуживания. По размеру торговой площади магазин «СМАК» является средним магазином. К средним магазинам в условиях городской застройки относят обычно магазины, с торговой площадью от 251 до 1000 кв.м. Торговая площадь магазина составляет 800 кв.м. Магазин «СМАК» находится в поселке Радужный спальный район, что является преимущественным фактором. Магазин имеет зону для парковки, это создает удобство для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устроен тротуар. Продукция этого магазина всегда отличается своим качеством. Интерьер торгового зала оформлен просто и лаконично и подчиняется своему основному назначению – выделить товар и подчеркнуть его потребительские свойства для удобства покупателей. Конфигурацию торгового зала магазина можно считать рациональной, так как его форма приближена к квадрату. Основу торговой деятельности магазина «СМАК» на потребительском рынке составляет процесс продажи фирменной продукции и удовлетворения спроса покупателей. Однако есть не мало причин снижающие, качество работ по изучению покупательского спроса:
Таким образом, магазин «СМАК», имеет удобное месторасположение. Вместе с тем имеются проблемы снижающие качество работ по изучению покупательского спроса, также одним из снижающих качеств этого магазина является работа двух касс, что создает неудобства покупателям, так как в час пик, обслуживающие персонал не успевает качественно обслуживать покупателей. Рассмотрим результаты коммерческой деятельности магазина Экономическое содержание этого процесса отражают результаты коммерческой деятельности (табл.20). Таблица 20Результаты коммерческой деятельности
Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, а также обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль – это конечный показатель того, как эффективно торговое предприятие обеспечивает покупателей лучшими товарами для удовлетворения их потребностей. Прибыль является одним из источников улучшения качества торгового обслуживания. Таким образом, в отчетном году прибыль от реализации товаров возросла по сравнению с прошлым годом на 62,9 тыс.р., что составляет 14,7% и против плана на 82,9 тыс.р., или на 20,6%. Балансовая прибыль также увеличилась по сравнению с прошлым годом на 98,1 тыс.р., или на 22,4% и против плана на 96,89 тыс.р., или на 22,1%. Итог обусловлен действием следующих факторов. Рост розничного товарооборота по сравнению с прошлым на 7318 тыс.р. увеличил прибыль на 98,06 тыс.р. (7318*1,34:100), что составило 0,25 к обороту. Такая тенденция наблюдается и по сравнению с планом. Это свидетельствует об удовлетворенном потребительском спросе. На предприятии постоянно идет обновление ассортимента продукции в соответствии с опросом покупателей. В соответствии с таблицей 19, данные об объеме розничного товарооборота магазина «СМАК» говорят об увеличении. За три года розничный товарооборот магазина возрос на 14568 тыс.р. (Рт = Цд - Цс = 38916-24348=14568). Среднегодовой темп роста товарооборота магазина «СМАК» в действующих ценах за три года составил 159,8 % По сравнению с 2010 годом во всех кварталах и месяцах наблюдается рост товарооборота. Наибольший процент перевыполнения плана был достигнут в 4 квартале (128,3%), наименьший в 3 квартале (115,9%). Таким образом, реализация товаров увеличивается, а значит, удовлетворяется спрос покупателей. Товарооборот магазина «СМАК» распределялся неравномерно. Наиболее напряженный был четвертый квартал, наименее напряженным – третий квартал. Это объясняется тем, что покупательский спрос в 3 квартале снижается. А в 4 квартале наблюдается рост покупательского спроса, это связано с тем, что начинаются холода, потребители чаще покупают товары в магазинах, а так же в связи с праздничными днями. Магазин «СМАК» перевыполнил план продаж товаров на 1667,4 тыс.р. (24906,24-23238,84) Таким образом, реализация товаров увеличилась, и вместе с тем удовлетворяется спрос покупателей – один из факторов процесса обслуживания покупателей. Изучив состояние продовольственного рынка в городе и общее экономическое положение основных групп населения, можно сделать вывод, что рост деятельности магазина «СМАК» связан с реализацией конкурентоспособной продукции по доступным ценам, высокого качества, широкого ассортимента, расширение ассортимента продукции, предоставления комплекса услуг для покупателей, что в конечном итоге привлекает покупателей. Таким образом, экономические показатели свидетельствуют об удовлетворения покупательского спроса, а значит и об удовлетворительной организации торгового обслуживания в магазине «СМАК». Важнейшим элементом организации процесса обслуживания покупателей является используемый метод продажи товаров в магазине. Этот показатель не только формирует тип магазина, но и определяет содержание всех основных торгово-технологических процессов. Для покупателей он в значительной мере определяет удобства совершения покупок в магазине и объем затрат времени на обслуживание. Под методом продажи понимается совокупность приемов осуществления всех основных операций, связанных с непосредственной реализацией товаров покупателям в магазине. К числу основных операций продажи товаров в магазине относятся:
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. В магазине «СМАК» - магазин преимущественно самообслуживания, при участии продавца. В обязанность продавца, работающего в магазине «СМАК», входит выполнение следующих операций по обслуживанию покупателей:
Пришедшие в магазин «СМАК» покупатели наблюдают приветливое отношение со стороны торгового персонала, опрятный внешний вид работников магазина, т.к. все это непосредственно влияет на культуру торгового обслуживания. Анализируя технологические, социальные и экономические показатели работы магазина можно дать оценку эффективности метода продажи магазина «СМАК» К технологическим показателям относятся общая площадь магазина (So), коэффициент установочной площади (Ку), коэффициент выставочной площади (Квп), коэффициент устойчивости ассортимента (Куст.) и т.д. Коэффициент установочной площади приближен к нормативу, что также свидетельствует о рациональном размещении торгового оборудования. % = 2 (5) Основные технологические показатели, характеризующие эффективность метода продаж, представлены в таблице 21. Таблица 21 Информация о технологических показателях по магазину «СМАК» традиционного типа за 2010-2012 гг.
Из таблицы 21 можно сделать следующие выводы: в отчетном году магазин стал рациональней использовать площадь магазина, т.е. в 2010 г. расширил торговый зал, что положительно влияет на уровень торгового обслуживания. Данный коэффициент в отчетном году выше, чем в прошлом, что свидетельствует о положительной работе руководства магазина. С расширением площади под оборудование, соответственно увеличивается выставочная площадь, занятая под выкладку продукции, что с положительной стороны характеризует деятельность магазина. При оценке эффективности организации процесса обслуживания покупателей в магазине «СМАК» необходимо проанализировать ассортимент товара. В магазине представлен большой выбор не только хлебо-булочных изделий, но и большой ассортимент мясо-молочной продукции, и продукции вино-водочных изделий. Частное значение коэффициента устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. При этом, чем ближе этот показатель к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, лучше он формируется. Коэффициент устойчивости, определяется по формуле: где, Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде; О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров); a - количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем; n - количество проверок. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже - 0,90; Далее проанализируем социальные показатели, характеризующие эффективность традиционного метода продаж в магазине «СМАК» (табл.22). Таблица 22 Информация о социальных показателях по магазину «СМАК»
Анализ данных показывает, что в отчетном году сокращается время, затрачиваемое на покупку товаров. Это свидетельствует о повышении торгового обслуживания, за счет квалифицированных торговых работников, хорошо оборудованных рабочих мест, предоставление администрацией необходимого инвентаря, а также правильное формирование ассортиментной политики и т.д. Оптимальные затраты времени покупателей на ожидание обслуживания на предприятиях розничной торговли представлены в Приложении 2. Таким образом, анализируя технологические, социальные и экономические показатели, характеризующие эффективность обслуживания покупателей, можно с уверенностью сказать, что данный метод самообслуживания продаж эффективен как для магазина, так и для покупателя. Когда покупатели оценивают дополнительные услуги в розничных торговых предприятиях, они сравнивают свое восприятие предоставленных им услуг с тем, что они ожидали увидеть. К таким услугам, оказываемым в магазине «СМАК» относятся прием предварительных заказов на товары, в частности тортов и пирогов, т.е. покупатель может сделать заказ либо по телефону, либо непосредственно в магазине на необходимый ему товар в нужное для него время, день и час. Таким образом, магазин «СМАК» использует не только эффективный метод продажи товаров, но и предоставляет комплекс дополнительных услуг. Проанализировав процесс обслуживания в магазине «СМАК» выявлено ряд проблем:
Решение этих проблем позволит улучшить экономические показатели и повысить средний валовый доход по магазину. 3.2 Анализ рентабельности продукции, точка безубыточностиКоэффициент рентабельности продаж используется при оценке эффективности хозяйственной деятельности и процессов ценообразования. Под рентабельностью продаж подразумевается такой коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждой заработанной гривне реализованной продукции. Этот коэффициент характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия. Таблица 23 Оценка рентабельности продаж продукции ООО «СМАК» за 2010 - 2012 гг.
Дадим оценку рентабельности продажи продукции ООО «СМАК» за 2010 - 2012 гг. Как свидетельствуют показатели табл. 23 за 2010 г. наблюдается уменьшение рентабельности продукции предприятия на 9,75 %,, однако за 2012 г. рентабельность продукции увеличилась на 9,25 % по отношению к 2011 г., но не увеличилась по отношению к 2010 г., так как предприятие находилось в после кризисном положении. Таблица 24 Расчет точки безубыточности.
Таким образом, из расчетов Таблицы 24 следует, что организация ООО «СМАК» в 2010 г. выходит на точку безубыточности, в 2011 г., так как, чтоб выжить на рынке ООО «СМАК» привлекала, клиентов меняя ценовую политику предприятия. Но в 2012 г. из расчетов следует, что динамика меняется и предприятие выходит на точку безубыточности. |
Тип магазина |
Затраты времени в магазинах, расположенных |
|
|
В районах массовой жилой застройки |
В местах общегородского значения |
Магазины продовольственных товаров |
||
Универсам |
60 |
110 |
Продукты |
120 |
240 |
Овощи-фрукты |
90 |
180 |
Хлебокондитерских |
90 |
180 |
Молоко |
180 |
330 |
Гастроном |
90 |
180 |
Кондитерские товары |
120 |
240 |
Мясо |
75 |
180 |
Рыба |
90 |
120 |
Диетические продукты |
90 |
180 |
Соки-воды |
120 |
210 |
Минеральные воды |
120 |
210 |
Винно-водочные изделия |
60 |
120 |
|