Похожие работы
|
Пищевая ценность и технология производства подсолнечного масла 3 - страница №4/5
2.2. Ассортимент подсолнечного масла, реализуемого в розничной торговой сети г. КоломныАссортимент реализуемого подсолнечного масла рассматривали на примере торговых предприятий «Дикси», «Spar», ООО «Смак». Самым посещаемым магазином эконом класса в городе Коломна является сеть магазинов Дикси, в которых обновляется ассортимент товаров, в том числе и ассортимент подсолнечного масла. Подсолнечное масло в этом магазине представлено следующими образцами:
Из ассортимента подсолнечных масел, по мнению сотрудников сети магазинов «Дикси», наибольшим спросом у населения города пользуются масла компаний : ООО «Бунге СНГ»- «Олейна»; ООО «Золотая семечка»- «Золотая семечка» и масло ОАО «Валуйского комбината растительных масел»- Милора. Краткая характеристика данных видов масла представлена ниже: «Золотая семечка» ООО «Золотая семечка» производит подсолнечное масло под торговой маркой «Золотая семечка», относится к группе компаний «Юг Руси»- это вертикально интегрированный холдинг, в котором объединены все технологические составляющие производства: от выращивания сырья до поставки готовой продукции потребителям. Благодаря такой организации обеспечивается реальный контроль качества продукции на всех этапах производства. Качество масла не только позволило ему занять свое место на российском рынке, но и сделало бренд конкурентоспособным в Европе, где потребитель готов переплачивать за экологически чистый продукт. «Милора» Милора - лидер рынка по темпам роста. Рост продаж масла Милора в 2006 г составил 315% по сравнению с 2003г. По итогам 2006 года марка стала лауреатом премии Товар Года и получила специальную премию как бренд, получивший быстрое признание потребителей. График роста объема потребления масла марки Милора среди потребителей в 2006 г составил 50% по сравнению с 2005г. На рисунке 1 представлена диаграмма, показывающая динамику роста спроса на масло торговой марки «Милора». Рис.1 Результаты опроса по знанию, потребление и лояльности марки масла «Милора». По данным опросов: знают марку Милора 39% опрошенных; потребляют марку Милора – 30% опрошенных. «Олейна» Вырабатывается исключительно из масла первого отжима из отборного подсолнечника. В технологии производства используется активное серебро и технология двойной фильтрации, что улучшает показатели масла, сохраняя его свойства для потребителя. Для его упаковки используется сверхпрочная бутылка, способная с легкостью перенести длительную транспортировку и хранение, а яркая этикетка не оставит покупателей равнодушными. Кроме изучения ассортимента масла на примере торгового предприятия «Дикси» мы ознакомились с видами масла реализуемого в торговых предприятиях Spar и ООО «Смак». Изучение ассортимента масла в торговом предприятии Spar охарактеризовали по торговым маркам и стране-производителе. На момент обследования в магазине реализовывалось масло 68 наименований, имеющие следующие торговые марки:
Кроме отечественных производитель в супермаркет «Spar» масло поставляют иностранные производители:
По производителям ассортимент масла в супермаркете «Spar» представлен на рисунке 2. Рис.2 Ассортимент растительного масла, реализуемого в супермаркете «Spar», по производителю Из рисунка 2 следует, что основным поставщиком растительного масла в розничную торговую сеть г. Коломны является Россия (50%). Кроме российского масла в данном торговом предприятии реализуют масло из Украины, Италии, Испании, Франции, откуда поставляют оливковое, кукурузное, горчичное, рапсовое масла. Стоимость этих видов масла высокая (более 300р. за литр); поэтому его приобретает население с высоким доходом. Ассортимент растительного масла в торговом предприятии ООО «Смак» выглядит следующим образом. Сравнивая ассортимент растительных масел, реализуемых в торговых предприятиях «Дикси», «Spar» и ООО «Смак» можно сказать, что наиболее распространённый перечень масел, реализуемых в супермаркете «Spar», который рассчитан на посещение покупателей с различными доходами. 2.3 Товароведная экспертиза качества подсолнечного масла, реализуемого в розничной торговой сети г. КоломныРастительные масла принимают партиями. Партией на предприятии-изготовителе растительного масла, сдаваемого на склад, считают масло одного вида, одного способа обработки, одного сорта, выработанное за одну смену или сутки и оформленное одним документом о качестве. Партией растительного масла на складе считают масло одного вида, одного способа обработки, одного сорта, содержащееся в одном баке-хранилище или однородной таре. Партией растительного масла, отгружаемого с предприятия-изготовителя, считают масло одного вида, одного способа обработки, одного сорта, предназначенное к единовременной отгрузке и оформленное одним документом о качестве. При транспортировании масел в цистернах партией считают каждую цистерну. Каждая партия растительного масла должна сопровождаться документом о качестве с указанием8:
При приемо-сдаточных испытаниях растительного масла на стадии сдачи его на склад и при хранении его на складе проводится контроль качества продукции по результатам анализа объединенной пробы, отобранной от потока масла, из маслохранилища или от партии масла в однородной упаковке. При приемо-сдаточных испытаниях качества масла, отгружаемого с предприятия-изготовителя или контролируемого у потребителя, контроль осуществляется путем анализа объединенной пробы, составленной при наполнении или разгрузке цистерн и наливных судов в течение всего времени перекачки. Для проверки качества растительного масла в однородной упаковке (контейнеры, бочки, фляги, ящики с бутылями) отбирают от партии 10% упаковочных единиц, но не менее четырех упаковочных единиц. Для проверки качества масла, разлитого в бутылки, производят случайный отбор "вслепую" одной бутылки масла на 1 т масла, но не менее четырех бутылок от партии. Растительные масла, транспортируемые в цистернах (предназначенные для длительного хранения), при приемке подлежат проверке по органолептическим показателям, кислотному числу и массовой доле влаги и летучих веществ. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания:
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию Отбор проб производят от каждой партии масла. При перекачке масла по трубопроводу объединенную пробу отбирают непрерывно и равномерно в течение всего времени перекачки масла штуцерным пробоотборником. При помощи крана часть струи отводят в чистый сухой накопительный сосуд. На кран навинчивают насадку диаметром отверстия 1-5 мм с таким расчетом, чтобы в процессе перекачки отобрать в накопительный сосуд пробу растительного масла, объем которой указан в таблице 1. Таблица 1 Объем отбираемой пробы в зависимости от объема партии
После тщательного перемешивания в накопительном сосуде пробу переливают в переносный сосуд, плотно закрывают и доставляют в лабораторию. Переносный сосуд снабжают этикеткой с указанием наименования продукции, даты выработки и смены. Отбор проб из бутылей и бутылок, находящихся в ящике, проводят вслепую по ГОСТ 18321-739. Проверяют состояние первичной тары, плотность укупорки или герметичность бутылок из полимерных материалов, состояние этикетки, массу масла и после тщательного встряхивания берут из каждой бутыли или бутылки точечные пробы, равные по массе, путем смешения которых составляют объединенную пробу. При выделении пробы для проверки герметичности бутылок из полимерных материалов просматривают партию на наличие промасленных ящиков. В промасленных ящиках каждой партии проверяют количество бутылок с течью. Затем делают расчет по негерметичности к общему количеству бутылок всей партии. Отбор точечных проб из бутылей проводят металлической трубкой диаметром не более 10 мм. Металлическую трубку опускают до дна бутыли, затем верхнее отверстие закрывают пальцем и поднимают трубку из бутыли. Открывая закрытый конец трубки, пробу сливают в сосуд для составления объединенной пробы и тщательно перемешивают. Для составления объединенной пробы от партии масла, разлитого в бутылки, отливают из них одинаковые порции масла в сосуд. Содержимое бутылей и бутылок перед составлением объединенной пробы перемешивают, тщательно встряхивая. Объединенную пробу хорошо перемешивают, сокращают до объема 2000 см3 и помещают: в две чистые сухие бутылки по 500 см3 в случае отбора проб из контейнеров, бочек, фляг, ящиков с бутылями и бутылками; Бутылки плотно закрывают пробками. Горлышко бутылок покрывают поверх пробок пергаментом или плотной тканью, полиэтиленом, завязывают прочными нитками и опечатывают. Объединенные пробы снабжают этикеткой с указанием:
Пробы хранят в сухом прохладном затемненном помещении в течение трех декад, а в портах в течение пяти декад или до принятия окончательных решений в случае разногласия в оценке качества продукции. Для товароведной оценки качества масла были выбраны 10 образцов торговых марок, пользующиеся наибольшим спросом у населения: 1 образец - «Слобода»; 2 образец - «Злато»; 3 образец - «Олейна»; 4 образец - «Милора»; 5 образец - «Золотая семечка»; 6 образец - «Юг Руси»; 7 образец - «Хозяюшка»; 8 образец - «Кубаночка»; 9 образец - «Затея»; 10 образец - «IDEAL». Экспертизу начинали с изучения маркировочных данных на соответствие требованиям ГОСТ 51074-03. Результаты представлены в таблице 2. Таблица 2 Результаты оценки наличия маркировочных сведений в образцах растительного масла, отобранного на экспертизу
Анализ данных таблицы 2 свидетельствует о том, что все образцы масла по нанесенной на этикетку информации соответствует требованиям ГОСТ 51074-0310. Результаты органолептической оценки качества подсолнечного масла полученные и оцененные в соответствии с ГОСТ 5472-50, представлены в приложении 2. Кроме визуальной и вкусовой оценки качества подсолнечного масла выбранных торговых марок, мы оценивали масло по пятибалльной шкале предпочтения. Полученные результаты исследований по образцам представлены в баллах. Для оценки качества масла условно принято считать масло отличного качества, если балльная оценка составляет 4,5-5 баллов, хорошего качества - 3,5-4,5 баллов, удовлетворительного качества - 2,5-3,5 баллов, неудовлетворительного качества - 2,0-2,5 баллов и не пригодное к употреблению, когда меньше 2 баллов. Таблица 3 Балльная оценка качества подсолнечного масла «Слобода»
Из обработанных данных стало известно, что подсолнечное масло «Слобода» по таким показателям как осадок, запах, и вкус можно считать отличного качества. Но по цвету и прозрачности масло получает удовлетворительную оценку. Сумма баллов составляет 20,0 балла. Таблица 4 Балльная оценка качества подсолнечного масла «Злато»
Из полученных данных стало очевидно, что подсолнечное масло «Злато» по таким показателям как осадок, запах, цвет и прозрачность можно считать отличного качества. Но по вкусу масло получает удовлетворительную оценку. Сумма баллов составляет 22,0 балла. Таблица 5 Балльная оценка качества подсолнечного масла «Олейна»
Из полученных данных следует, что подсолнечное масло «Олейна» по таким показателям как осадок и прозрачность можно считать отличного качества, по цвету - хорошего качества. По вкусу и запаху масло получает удовлетворительную оценку. Сумма баллов составляет 19,8 балла. Таблица 6 Балльная оценка качества подсолнечного масла «Милора»
Из обработанных данных стало известно, что подсолнечное масло «Милора» по таким показателям как осадок, запах, и вкус можно считать отличного качества. Но по цвету и прозрачности масло получает удовлетворительную оценку. Сумма баллов составляет 20,6 балла. Таблица 7 Балльная оценка качества подсолнечного масла «Золотая семечка»
Из полученных данных следует, что подсолнечное масло «Золотая семечка» по всем показателям можно считать отличного качества. Сумма баллов составляет 22,4 балла. Таблица 8 Балльная оценка качества подсолнечного масла «Юг Руси»
Из полученных данных стало очевидно, что подсолнечное масло «Юг Руси» по таким показателям как осадок, цвет и запах можно считать отличного качества. Но по вкусу и прозрачности масло получает удовлетворительную оценку. Сумма баллов составляет 20,7 балла. Таблица 9 Балльная оценка качества подсолнечного масла «Хозяюшка»
Из обработанных данных стало известно, что подсолнечное масло «Хозяюшка» по таким показателям как осадок, запах, прозрачность и цвет можно считать отличного качества. Но по вкусу масло получает удовлетворительную оценку. Сумма баллов составляет 22,3 балла. Таблица 10 Балльная оценка качества подсолнечного масла «Кубаночка»
Из полученных данных стало очевидно, что подсолнечное масло «Кубаночка» по таким показателям как осадок, цвет и прозрачность можно считать отличного качества. По вкусу – хорошего качества. Но по запаху масло получает удовлетворительную оценку. Сумма баллов составляет 21,6 балла. Таблица 11 Балльная оценка качества подсолнечного масла «IDEAL»
Из обработанных данных стало известно, что подсолнечное масло «IDEAL» по таким показателям как осадок, цвет, прозрачность можно считать отличного качества. Но по вкусу и запаху масло хорошего качества. Сумма баллов составляет 23,0 балла. Таблица 12 Балльная оценка качества подсолнечного масла «Затея»
Из полученных данных стало очевидно, что подсолнечное масло «Затея» по таким показателям как осадок, запах можно считать отличного качества. По вкусу, цвету и прозрачности – хорошего качества. Сумма баллов составляет 22,5 балла. баллы Рис. 2 Органолептическая оценка качества растительных масел по сумме баллов По данным органолептической оценки качества подсолнечного масла, реализуемого в розничной торговой сети г. Коломны, лидером является масло торговой марки «IDEAL» (23,0 балла), хорошего качества являются также масла торговых марок «Затея, «Золотая семечка», «Хозяюшка», «Злато», удовлетворительного качества по данным оценки являются «Кубаночка», «Юг Руси», «Милора», «Олейна», «Слобода», «IDEAL», «Затея». Для оценки физико-химических свойств подсолнечного масла были выбраны восемь образцов масла торговых марок «Слобода», «Олейна», «Злато», «Милора», «Золотая семечка», «Юг Руси», «Хозяюшка», «Кубаночка». В них определяли кислотное число, йодное число, перекисное число, число омыления, влагу и летучие вещества, цветное число. Результаты представлены в таблицах 13-17. Таблица 13 Кислотное число подсолнечных масел, реализуемых в розничной торговой сети г. Коломны
По данным, полученным в итоге исследования, что образцы масла по величине кислотного числа не соответствуют требованиям технического регламента. Таблица 14 Йодное число подсолнечных масел, реализуемых в розничной торговой сети г. Коломны
По данным, полученным в итоге исследования установлено, что образцы масла по йодному числу находятся в пределах нормы, согласно ГОСТ 5475-6911. Таблица 15 Перекисное число подсолнечных масел, реализуемых в розничной торговой сети г. Коломны
По данным, полученным в итоге исследования, установлено, что образцы масла по показателю перекисное число находятся в пределах нормы. Таблица 16 Число омыления подсолнечных масел, реализуемых в розничной торговой сети г. Коломны
По данным, полученным в итоге исследования, установлено, что только 2 образца масла («Слобода», «Кубаночка») по числу омыления находятся в пределах нормы. Таблица 17 Содержание влаги и летучих веществ подсолнечных масел, реализуемых в розничной торговой сети г. Коломны
По данным, полученным в итоге исследования установлено, что по содержанию влаги и летучих веществ образцы масла не соответствуют требованиям технического регламента. Таблица 18 Цветное число подсолнечных масел, реализуемых в розничной торговой сети г. Коломны
По данным, полученным в итоге исследования, установлено, что образцы масла по показателю цветное число находятся в пределах нормы. По результатам физико-химической оценки качества подсолнечного масла, реализуемого в розничной торговой сети г. Коломны, установленно, что все образцы масла по показателям йодного, перекисного и цветного числа находятся в пределах нормы, на основании ГОСТ. По таким показателям качества, как кислотное число, а также содержание влаги и летучих веществ все образцы не соответствуют норме по ГОСТ. Также по показателю число омыления только 2 образца («Слобода», «Кубаночка) соответствуют требованиям нормативного документа. |
|