Похожие работы
|
Монография Павлодар Ж. К. Нурбекова теоретико-методологические основы обучения программированию - страница №16/17
4.3 Виды учебной деятельности в информационно-коммуникационной среде электронного обучения программированиюИнформационно-коммуникационная среда наряду с традиционными видами учебной деятельности между субъектами процесса обучения (восприятие, запоминание, заучивание, воспроизведение), обеспечивает новые виды деятельности в учебном процессе. Это связано с внедрением интерактивных средств обучения, которые обеспечивают следующие виды учебной деятельности: - регистрация; - сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах (явлениях, процессах); - поиск и передача больших массивов различного рода информации; - управление моделью изучаемого объекта (явления, процесса); - интерактивный диалог между субъектами процесса обучения; -автоматизированный контроль результатов учебной деятельности; - автоматизированное управление учебным процессом, -самопроизводство информационного продукта учебного назначения. Понятие «интерактивный (interactive)» в переводе означает диалоговый. Диалоговый режим предполагает обмен командами и ответами системы обучения. Интерактивный режим работы означает диалоговый режим работы субъектов процесса обучения, направленный на активное взаимодействие с программным продуктом, ориентированным на самообучение. Рассмотрим способы организации интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам образовательного назначения. К информационным ресурсам образовательного назначения ресурсам относятся такие электронные средства обучения, как мультимедиа учебники, гиперссылочные учебники, базы данных учебно-познавательной информации, обучающие сайты, имитационно-моделирующие среды, профессиональная интерактивная информационная среда и др. Для подготовки специалистов в высшей школе имеет важное значение работа в профессиональной интерактивной информационной среде. Учебная деятельность в информационно-коммуникационной среде электронного обучения программированию реализует возможность среды разработанной на основе современных средств компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи, как ведение целенаправленного диалога, который следует понимать не просто речевой диалог и диалог общения, а диалог «различных логик, взглядов, позиций на поставленный вопрос», диалог в форме «внутренней речи» (Красильникова В.А.). Принципа активности и самостоятельности предполагает следующие действия студентов при электронном обучении:
Самостоятельная учебная деятельность студентов включает следующие виды учебной работы:
Учебная деятельность, ее смысл и содержание впрямую зависит от подхода к управлению познавательной деятельностью. При обучении деятельность преподавателя заключается, во-первых, в передаче информации в виде знаний и соответствующих им умений, во-вторых, управлении процессом овладения знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности показали этапы учебной деятельности (Беспалько В.П.; Талызина Н.Ф.): - определение цели обучения, - оценка уровня подготовленности обучаемого по данному вопросу, - осуществление различного вида контроля, - анализ и оценка полученного результата, - выработка корректирующих действий для достижения успеха обучения. Выше перечисленные виды учебной деятельности имеют последовательность и направленность. Управление процессом познавательной деятельности в информационно-коммуникационной среде требует серьезных исследований. Электронное обучение программированию не должна исключать традиционные формы обучения. Следовательно, виды учебной деятельности при электронном обучении только расширяются за счет возможностей автоматизированного обучения. Как было отмечено раньше, четырехуровневая модель обучения программированию и их уровни соответствуют четырем уровням деятельности. Поэтому соответствие уровней абстракции при обучении программированию к уровням деятельности студентов можно представить следующим образом (Таблица 5). При электронном обучении учебная деятельность осуществляется в рамках функционирования динамической системы обучения, сочетающей в себе различные траектории обучения, и направлена на развитие системы знаний до запланированного уровня. При этом в процессе обучения в соответствии с содержанием обучения программированию должны быть реализованы соответствующие модели обучения и осуществлены соответствующие формы деятельности студентов рассматриваемых специальностей. (Таблица -6)
Таблица -6 - Сравнительная характеристика обучающих моделей и деятельности студентов.
Продолжение таблицы-6.
Учитывая имеющиеся в обучении программированию педагогические ситуации, представим модель электронного обучения, реализующая спиралеобразный переход от уровня к уровню в зависимости от деятельности преподавателя и студента. (Рисунок-25) Процессуальный Содержательный Целевой Метауровень
Рисунок -25 – Модель электронного обучения программированию в локальном процессе обучения. ЗаключениеМетодологическим подходом данного исследования является проведение параллели между эволюцией программирования (парадигмами программирования), развитием методики обучения программированию и, наконец, парадигмами образования в целом. Исследование основано на фундаментальных понятиях математического и информационного моделирования. В результате данного подхода предложена новая модель обучения программированию – динамическая модель обучения программированию для усовершенствования содержания и методов обучения программированию с учетом достижения данной научной области и своевременной коррекции траектории профессионального становления специалистов. Электронное обучение и реализуемая в нем учебная деятельность осуществляется в рамках функционирования динамической системы обучения, сочетающей в себе различные траектории обучения, и направлена на развитие системы знаний до запланированного уровня. Коррекция траектории становления будущих специалистов обеспечивается введением на старших курсах бакалавриата и в магистратуре спецкурсов по изучению современных языков программирования, современных парадигм программирования, элементов программирования для всемирной информационной магистрали, и введением сквозной логически–содержательной линии фундаментализации обучения - математических основ программирования. При этом в процессе обучения в соответствии с содержанием обучения программированию должны быть осуществлены соответствующие формы деятельности студентов рассматриваемых специальностей. Сформулированные и обоснованные положения можно квалифицировать как определяющие новые научные направления в теории и методики обучения информатике: первое направление составляет фундаментализация обучения программированию, связанное с выделением теоретико-математических оснований информатики в рамках фундаментальной подготовки учителей информатики и специалистов-информатиков в университетах, созданием теоретических основ электронного обучения программированию; второе – теоретико-методологические основы обучения программированию, основанные на фундаментальной математической теории, которые являются развитием теории и методики обучения информатике будущих учителей информатики и специалистов-информатиков в университетах. Предложенные теоретико-методологические основы обучения программированию предполагают учет профессионально-педагогической направленности обучения будущих учителей информатики и специалистов-информатиков, современных достижений педагогической науки и современных парадигм программирования на основе математических оснований информатики, математического и информационного моделирования. Методическая система обучения программированию призвана обеспечить фундаментальную подготовку будущих учителей информатики и специалистов-информатиков в университетах в соответствии с требованиями современного информационного общества и актуальными задачами высшего педагогического образования. следующая страница >> |
|