Тема Теоретико-методологические основы политической науки. Понятийный аппарат - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к... 1 99.33kb.
1. Теоретико методологические основы изучения менеджмента в управлении... 1 377.29kb.
Отчет о деятельности в рамках выполнения исследовательского проекта 1 104.63kb.
Монография Павлодар Ж. К. Нурбекова теоретико-методологические основы... 17 2859.42kb.
Теоретико-методологические основы государственного аудита в системе... 2 614.73kb.
Тема История криптологии. 1 Об истории криптологии 3 387.64kb.
6. дистанционная форма курса тема Формально-логические и теоретико-методические... 1 178.32kb.
Управленческие механизмы построения эффективной организации. 1 26.02kb.
Важной составной частью создания теоретической основы проекта стала... 1 33.88kb.
Тема Культурно-исторческие основы развития психологического знания... 67 8996.44kb.
Литература для подготовки по курсу «Методологические основы психологии» 1 9.66kb.
Семинар «Адаптация концепции лесов высокой природоохранной ценности... 1 60.04kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тема Теоретико-методологические основы политической науки. Понятийный аппарат - страница №1/1

Тема 1. Теоретико-методологические основы политической науки.

Понятийный аппарат: политическая наука, политическая теория, методы науки, методология, институционализм, бихевиорализм, предмет, объект исследования.

    1. Политология как наука о политике.

Политическое знание существует в течение многих веков, но политическая наука, как научная и академическая дисциплина, развивается с последней четверти XIX в. За это время накоплен значительный багаж политических идей, концепций и теорий. Для мыслителей античного времени политика была одной из центральных наук. Так, Аристотель отводит ей центральное место в своей классификации наук. Для него политика является важнейшей практической наукой постольку, поскольку она решает основную общественную задачу - согласование всеобщего блага с благом отдельных людей посредством управления человеческим общежитием. Ренессанс и Эпоха Просвещения дифференцировали общественное знание, связанное с изучением политики. А в эпоху Нового времени политические трактаты все больше начинают разделяться на философско-этические (продолжение античной и средневековой традиций Платона и Августина), историко-политические (традиция Макиавелли) и политико-правовые (основоположник - Монтескье). В XIX в. К числу дисциплин, изучающих политические явления и процессы, примыкают социология, география, а к концу XIX в. политическая наука. Такая логика развития знания о политике, его приращения предопределила тот факт, что политика в качестве объекта научного знания выступает не только для политической науки, но в той или иной мере изучается философией, социологией, психологией, историей и т.д. Так, с точки зрения, философии политика - это феномен мирового развития человеческого общества. Для социологии – это, одна из сфер жизнедеятельности социума, где, прежде всего, реализуется власть. Для исторической науки политика интересна в ретроспективном прочтении: вопросы развития политических институтов, систем, идей и т.д.

Но что тогда составляет объект и предмет политологии? Это вопрос для политологов оказался актуальным в середине ХХ века, когда развернулась активная дискуссия о предмете политической науки. Что было обусловлено, прежде всего, процессами институционализации политической науки в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины. А.Дектярев отмечает, что важную роль в изучении вопроса о предмете политической науки и в интернационализации ее академического признания сыграл известный Международный коллоквиум по вопросам содержания и структуры политической науки (Париж, 1948), созванный по инициативе ЮНЕСКО. Политологи тогда договорились о едином международном стандарте в понимании объекта, предметного поля и границ политической науки, согласно которому последняя должна включать в себя следующие основные компоненты: политическую теорию; теорию публичных (государственных) институтов (государственных, центральных и региональных, местных; законодательных, исполнительных и судебных), их структуры и функционирования; теорию политического участия и давления граждан; теории международных отношений.

А. Дектярев справедливо указывает на то, что путь суммативного (интегративного) описания предметного поля политологии со временем привел к достаточно распространенной точке зрения на широкое определение ее предмета, поскольку всегда можно добавить еще один раздел к предметному полю в связи с появлением новых политических феноменов и структур. Это обеспечивает открытость познавательного процесса. Но определения предмета политической науки, как «науки о политике» или же «того, чем занимаются политологи», тавтологичны и релятивны; они затуманивают проблему, а не проясняют ее. Традиционно в любом научном анализе существует строгое различение объекта и предмета науки. Предмет всегда связан лишь с одним из многих аспектов и сторон познаваемого объекта. В интегративном подходе к определению предмета политической науки ее предмет просто заменяется ее объектом.

Возможна и другая, узкая и вместе с тем более детальная трактовка предмета политической науки. В этой традиции политология изучает политическую сферу жизни общества, рассматривает ее как многомерную, целостную систему, которой присущи закономерности властных отношений.



    1. Функции политологии.

Существует ряд факторов и условий, которые оказывали и продолжают оказывать влияние на изменение предмета теории политики. Во-первых, это познающий субъект: ученый-политолог или сообщество политологов (школа). Научная школа - это сообщество ученых-единомышленников, опирающееся на определенные оценочные критерии, вытекающие из их ценностных ориентации. Такие ориентации всегда обусловлены местом, временем и традициями. Во-вторых, это собственно объект познания. Для политологии - это постоянно и относительно динамично меняющаяся политическая жизнь. В-третьих, следует иметь в виду и средства познания - методы и инструменты, которые использует субъект для изучения объекта. В последнем случае речь идет о различных методах политической науки, которые используются в процессе познания политики, и результаты процесса познания могут быть различными. Как известно, любая классическая наука имеет свои законы. Есть ли свои законы у политической науки? В учебниках по политологии, как правило, приводятся два ответа на этот вопрос. С позиций марксистки ориентированной литературы, при анализе политической жизни следует руководствоваться принципами объективности и детерминизма. Это означает, что необходимо выявлять и анализировать устойчивые и повторяющиеся связи в политических отношениях и процессах. На основе этой методологической посылки сформулированы объективные законы политического процесса и развития, например, закон классовой борьбы для всех «классово-антагонистических обществ». Второй вариант ответа на этот вопрос исходит из убеждения о том, что не существует «объективных», «железных» законов политики, а, значит, и нет возможности для построения «универсальной» общей теории политики. Вместе с тем, сторонники данной позиции полагают, что возможно формулирование «генерализаций» в виде функциональных (или корреляционных) зависимостей или же «нежестких» причинных связей. Такие объяснения в политологии получили название каузальных (causa – причина). Подобные приемы «обобщения» и универсализации выступают в виде «правил» эффективного политического поведения. Наиболее известными в таком случае являются «золотое правило успешной политики и эффективного управления Н. Макиавелли», «принципы достойного правления» (в традиции демократии), «железный закон олигархии» Михельса, «зависимость формы правления от размеров территории государства» Монтескье, взаимосвязь институциональной организации политической системы с доминирующим типом политической культуры страны Г. Алмонда или циркуляция элит у В.Парето. А.Дектярев справедливо указывает на то, что знание закономерностей политики как неких универсалий и обобщений нередко формулируется в виде высказывания, содержащего некую импликацию типа «если будут определенные условия и совместные интересы, то с потенциальным союзником необходимо сформировать коалицию».

Такой «генерализующий» характер политологии обуславливает ее особую социальную роль, статус функции в обществе:

1. познавательно-оценочная функция (процесс исследования и проникновения в механизм и закономерности политической жизни, описания, объяснения и оценки тех или иных ее событий и явлений);

2. инструментально-праксеологическая функция (использование научных выводов в политической практике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации);

3. воспитательно-социализационная функция (влияние политического знания на механизм политической социализации и ресоциализации личности, воспитание индивида как гражданина своей страны).

1.3. Методы изучения политики

Для результата любого исследования, в т.ч. и выработки теории важен инструментарий. Что такое метод? На самом деле существует множество пониманий того, что есть научный метод. В самом широком и общем смысле слова метод (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. Существует несколько различных классификаций методов: общенаучные методы, частные, специальные методы конкретных наук. Первые используются обширным классом наук или даже всеми науками. К числу общенаучных методов обычно относят наблюдение, измерение, экспериментальный метода, индуктивный метод, дедуктивный метод, моделирование, анализ, синтез, идеализация, абстрагирование, сравнение, обобщение и т.п.

В специальном смысле метод науки всегда есть совокупность подходов и принципов, правил и норм, инструментов и процедур, обеспечивающих взаимодействие познающего субъекта (то есть ученом) с познаваемым объектом для решения поставленной исследовательской задачи. Следовательно, методология политической пауки представляет собой особую научную область, учение о применении различных методов и их комбинаций в политическом познании, связанное с правильной постановкой проблем и выбором адекватных подходов, трансформацией методологических принципов и требований в совокупность конкретных операций и процедур, а также с использованием самых разных инструментов и разнообразной техники.

Основные методы в политических исследованиях складывались в ходе исторического развития политической мысли, на каждом этапе которого доминировали те или иные методологические подходы и методические приемы.


наиболее известной является следующая периодизация развития методологии политической пауки:

1) классический период (до XIX века), связанный в основном с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим подходами;

2) институциональный период (середина XIX - начало. XX в.), когда на передний план выходит историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;

3) бихевиоралистский период (1950-70-е гг.), когда стали активно применяться количественные методы;



4) в последней четверти XX в. наступил новый, постбихвиоралистский период, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов.

До сих пор продолжают сохраняться два основных течения в рамках методологии политической науки: «традиционалистское» (исповедующее качественные методы классической и институциональной политологии) и «эмпирическое» (выступающее за приоритет «точных» и количественных методов).