страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу - страница №1/1
В помощь руководителю ОУ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ С.К. Зарецкая, директор школы N!! 1825, заслуженный учитель РФ, Москва в статье раскрываются теоретико-методологические ocновы здоровъесберегающего подхода к учебному процессу в школе. Показаны nринциnы, формы, технологии современного здоровъесберегающего образования как системы. Во второй половине ХIХ-начале ХХ века возникла идея «педагогизации среды» (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития. Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой «трагедии воспитания» особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса. Такой подход развивается современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами (Ю.П.. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.. Бабанский, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.). В психолого-педагогических исследованиях установлено, что процесс личностного становления не сводится к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных. физических и др.). Здесь задействованы другие, более тонкие механизмы, обеспечивающие целостность развития личности ребенка на основе особой организации образовате:rьной cpeды (В.С. Ильин). Исследование этих механизмов пpeдставлено в гуманистически ориентированных концепциях развития личности: концепции развития индивидуальности школьника (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребешок), концепции лечебной педагогики А-А. Дубровский) и др. При этом традиционная парадигма знаний, умений, навыков рассматривается как составная часть более широкой парадигмы личностно и индивидуально ориенnованного образования. В контексте данного подхода знания должны органично вписываться в реальную ситуацию развития индивидуальности и воспитания личности учащихся, обеспечивая полноценное индивидуалъно-личностное становление ребенка. Проблема здоровьесбережения в обучении: была представлена Л.Е. Борисовой, О.Е. Евстифеевой, В.Н. Касаткиным, И.В. Круrловой, О.Л. Трещевым, В.И. Харитоновым. В работах М.В. Антроповой, В.В. Зайцевой, ВД Сонькина осуществлен мониторинг степени здоровья. Пути повышения уровня здоровья рассматривают Е.В. Быков, С.М. Малых, В.Н. Носкин, Е.Е. Чепурных и др. Таким образом, анализ научного знания в аспекте сохранения и развития различных аспектов здоровья школьников показывает, что проблема здоровьесбережения решается в той или иной степени современными педагогами - как учеными, так и практиками. И хотя процесс становления здоровьесберегающей концепции школьных систем находится лишь в начале, уже сейчас определены их основные цели и задачи. Среди них одноиз ключевых направлений - это организация процесс а сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов. На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья и валеологизацию образования (М.М. Яловенко) понятие здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат. Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная. Здоровье человека как личное достояние - это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей. Ценность здоровья для общества - это производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населения. Здоровье ценно для государства в регуляции народонаселения, борьбе со старением общества, защите государства. Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующих уровня и профиля. Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: .целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, информационных, телекоммуникационных и Т.П. средствах); . методов сбережения здоровья (процессуально понимаем ой технологии здоровьесберегающей деятельности); . средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных норм, в которых здоровье сберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом. Система здоровье сберегающего образования на ряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья. При этом система здоровье сберегающего образования может быть основана на следующих принципах : 1. Принцип природосообразности. 2. Принцип уникальности личности, в контексте которого цель и смысл образования - развитие уникальности и неповторимости каждого ребенка. 3. Принцип дополнения. Реализация этого принципа ведет к принятию и осознанию того, что природа творит все на земле и человека в том числе как дополнение друг к другу; люди нужны друг другу, потому что для реализации своей жизненной задачи человеку необходима помощь других людей; без взаимодействия с другими людьми человек не может познать и реализовать себя; к взаимопониманию ведет умение слушать, пони мать другого, приниматьи согласовывать мнения и результаты деятельности. 4. Принцип безусловной любви. Ответственное отношение ребенка к своему здоровью можно воспитать только в том случае, если ребенок чувствует свою нужность и желанность для близких ему людей. В свою очередь отношение к себе как ценности формирует ответственное отношение у человека и к окружающей его действительности. _ 5. Принцип неопределенности. Он реализуется на основе логики развития ребенка и взрослого человека. Реализация этого принципа открывает путь к творчеству и сотворчеству, где ни дети, ни взрослые не имеют представления о том, что же они вместе получат в конечном результате. Этот принцип предполагает постепенный отказ от готовых знаний в образовании. 6. Принцип проектировочного образования. Его реализация начинается с освоения детьми способа организации своей деятельности, который предполагает сформированность у ребенка умения любое дело начинать с анализа ситуации, целеполагания, планирования деятельности, реализации деятельности и заканчивать его анализом результата деятельности. 7. Принцип резонанса. Он признает в ребенке творца от природы. При этом назначение образования - моделировать ситуации, для проявления ребенком своих возможностей. 1. Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах. 2. Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная организация урока, использование активных методов обучения, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения. 3. Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации. Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором) является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни [2]. Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационныx формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения. В своем содержательном и организационном аспектах он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности. По определению С.Г. Палий, здоровьесберегающий учебно-воспитательный процессэто «...сnециально органuзуемый u управляемый процесс, охватывающuй весъ школьный коллектuв, выnолняющий разнообразные функции в условuях разных структурных nодразделений» Здоровье сберегающее образование как результат фиксирует факт присвоения и государством, обществом, и личностью всех ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной деятельности. Здоровьесбережение в образовании как результат представлено иерархической лестницей следующих уровней: грамотность; образованность; профессиональная компетентность; менталитет Рассмотрим продвижение человека по этой «лестнице» В процессе освоения здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая грамотность возникает в процессе решения здоровьесберегающих задач с целью формирования у детей и подростков ценностного отношения к физическому и психическому здоровью, научно обоснованных представлений О здоровом образе жизни, к обучению их правилам здорового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира, способам формирования, сохранения и укрепления здоровья. Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность в здоровьесбережении предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни и здоровья человека и общества. Но вместе с тем она предполагает и достаточно определенную избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов. Именно поэтому профессионально сориентированная образованность должна строиться на широкой общеобразовательной основе. Невозможно быть образованным в той или иной области, не будучи грамотным в ней. Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребенка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребенка предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного. Здоровъесберегающая культура - присвоение на личностном уровне концепции здоровья и следование индивидуальной программе здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей культуры могут формироваться в процессе воспитательной работы в школе. Например, Палий выделяет такие составляющие воспитательной работы учеников в школе, как: 1) культура физического воспитания, включающая: - воспитание осознания целей и принципов сохранения здоровья; обучение методам и принципам диагностики личного здоровья; обучение методам сохранения и укрепления здоровья; 2) культура психологического воспитания -ознакомление с принципами поведения и общения человека; методы диагностики психологического статуса и мотивации; общественные и государственные мероприятия, изменяющие психологическую мотивацию; 3) культура обучения - совокупность следующих принципов:обучения в раннем детском возрасте (роль игр, общения и обязанностей);обучения на школьном этапе (учет роли анализаторов, их возможностей, устойчивости и толерантности); принципы и формы профессиональной ориентации в процессе обучения; теоретические и практически е навыки обучения своих детей . Как уже отмечалось, высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета личности и социума. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, ихотношение к различным сторонам жизни общества. Важна оценка результатов здоровьесберегающего образования и по отдаленным резу льта там деятельности человека, на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного социума. Ориентация человека на здоровый образ жизни - основа здоровъесберегающего .менталитета. Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью. бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей пpавилами: индивидуального и общетвенного поведения. образ жизни человека включает три категории уровень жизни; качество жизни; стиль жизни. Первые две категории образа жизни человека носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ ). Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. |
|