Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Теоретико методологические основы изучения менеджмента в управлении... 1 377.29kb.
Монография Павлодар Ж. К. Нурбекова теоретико-методологические основы... 17 2859.42kb.
Теоретико-методологические основы государственного аудита в системе... 2 614.73kb.
Управленческие механизмы построения эффективной организации. 1 26.02kb.
Литература для подготовки по курсу «Методологические основы психологии» 1 9.66kb.
Незаслуженно забытые книги 1 46.77kb.
Тема Теоретико-методологические основы политической науки. Понятийный... 1 66.12kb.
О реализации теоретико-множественного подхода к построению школьного... 1 356.4kb.
Активизация повседневного знания аудитории в процессе преподавания... 1 260.19kb.
Дисциплина «Методологические основания психосоматических исследований» 1 20.27kb.
6. дистанционная форма курса тема Формально-логические и теоретико-методические... 1 178.32kb.
Научная и педагогическая деятельность в Императорском Казанском университете 1 100.74kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу - страница №1/1

В помощь руководителю ОУ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОДХОДА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ
С.К. Зарецкая,

директор школы N!! 1825, заслуженный учитель РФ, Москва

в статье раскрываются теоретико-методологические ocновы здоровъесберегающего подхода к учебному процессу в школе. Показаны nринциnы, формы, технологии современного здоровъесберегающего образования как системы.

Внаучной и научно-методической литературе единодушно признается продуктивная роль физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательном учеб­ном процессе.

Во второй половине ХIХ-начале ХХ века возникла идея «педагогизации среды» (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физичес­кого и умственного развития.

Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой «трагедии воспитания» особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответ­ствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Такой подход развивается современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами (Ю.П.. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.. Бабанский, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.). В психолого-педагогических исследованиях установлено, что процесс личностного становления не сводится к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных. физических и др.). Здесь задействованы другие, более тонкие механизмы, обеспечивающие целостность развития личности ребенка на основе осо­бой организации образовате:rьной cpeды (В.С. Ильин).

Исследование этих механизмов пpeдставлено в гуманистически ориентированных концепциях развития личности: концепции развития индивидуальности школьника (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребешок), концепции лечебной педагогики А-А. Дубровский) и др. При этом традиционная парадигма знаний, умений, навыков рассматривается как составная часть более широкой парадигмы личностно и индивидуально ориенnованного образования. В контексте данного подхода знания должны органично вписываться в реальную ситуацию развития индивидуальности и воспитания личности учащихся, обеспечивая полноценное индивидуалъно-личностное становление ребенка.

Проблема здоровьесбережения в обучении: была представлена Л.Е. Борисовой, О.Е. Евстифеевой, В.Н. Касаткиным, И.В. Круrловой, О.Л. Трещевым, В.И. Харитоновым. В работах М.В. Антроповой, В.В. Зайцевой, ВД Сонькина осуществлен мониторинг степени здоровья. Пути повышения уровня здоровья рассматривают Е.В. Быков, С.М. Малых, В.Н. Носкин, Е.Е. Чепурных и др.

Таким образом, анализ научного знания в аспекте сохранения и развития различных аспектов здоровья школьников показывает, что проблема здоровьесбережения решается в той или иной степени современными пе­дагогами - как учеными, так и практиками. И хотя процесс становления здоровьесберегающей концепции школьных систем нахо­дится лишь в начале, уже сейчас определены их основные цели и задачи. Среди них одноиз ключевых направлений - это организация процесс а сохранения и формирования здо­ровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья и валеологизацию образования (М.М. Яловенко) понятие здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат.

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная. Здоровье человека как личное достоя­ние - это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой спе­циальностью, полностью развить свои способ­ности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей. Ценность здоровья для общества - это производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населе­ния. Здоровье ценно для государства в регу­ляции народонаселения, борьбе со старени­ем общества, защите государства.

Здоровьесбережение как система харак­теризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведе­ния соответствующих уровня и профиля. Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов:

.целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучаю­щих программах, информационных, теле­коммуникационных и Т.П. средствах);

. методов сбережения здоровья (процессуально понимаем ой технологии здоровьесберегающей деятельности);

. средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных норм, в которых здоровье сберегающая деятель­ность реализуется с тем или иным эффектом.

Система здоровье сберегающего образо­вания на ряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного раз­вития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навы­ков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

При этом система здоровье сберегающего образования может быть основана на следу­ющих принципах :

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип уникальности личности,

в контексте которого цель и смысл образо­вания - развитие уникальности и неповто­римости каждого ребенка.

3. Принцип дополнения. Реализация это­го принципа ведет к принятию и осознанию того, что природа творит все на земле и че­ловека в том числе как дополнение друг к другу; люди нужны друг другу, потому что для реализации своей жизненной задачи человеку необходима помощь других лю­дей; без взаимодействия с другими людь­ми человек не может познать и реализовать себя; к взаимопониманию ведет умение

слушать, пони мать другого, приниматьи согласовывать мнения и результаты де­ятельности.

4. Принцип безусловной любви. Ответ­ственное отношение ребенка к своему здо­ровью можно воспитать только в том слу­чае, если ребенок чувствует свою нужность и желанность для близких ему людей. В свою очередь отношение к себе как ценно­сти формирует ответственное отношение у человека и к окружающей его действи­тельности.

_


5. Принцип неопределенности. Он реа­лизуется на основе логики развития ребен­ка и взрослого человека. Реализация этого принципа открывает путь к творчеству и сотворчеству, где ни дети, ни взрослые не имеют представления о том, что же они вме­сте получат в конечном результате. Этот принцип предполагает постепенный отказ от готовых знаний в образовании.

6. Принцип проектировочного образова­ния. Его реализация начинается с освоения детьми способа организации своей деятель­ности, который предполагает сформирован­ность у ребенка умения любое дело начинать с анализа ситуации, целеполагания, плани­рования деятельности, реализации деятель­ности и заканчивать его анализом результа­та деятельности.

7. Принцип резонанса. Он признает в ре­бенке творца от природы. При этом назначе­ние образования - моделировать ситуации, для проявления ребенком своих возможно­стей.
Система здоровьесберегающего образо­вания школьников представляет собой вза­имосвязь трех подсистем, которые, взаимо­дополняя друг друга и будучи частью одного процесса, способствуют созданию необходи­мых условий для формирования личности учащихся, содействуют их естественному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благотворное влияние на здоровье ребенка в целом. Этими подсисте­мами являются:

1. Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот процесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисципли­нах.

2. Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обоснованное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и пе­дагогически рациональная организация уро­ка, использование активных методов обуче­ния, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях, создание благоприятной психологической атмосферы и оптимальное сочетание субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обучения.

3. Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся и учителей. В рамках этого направления осу­ществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реа­билитации. Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором) является индивидуальное здоровье ученика, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на само­совершенствование и здоровый стиль жизни [2].

Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационныx формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения. В своем содержательном и организационном аспектах он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образова­тельной деятельности.

По определению С.Г. Палий, здоровьесбе­регающий учебно-воспитательный процесс­это «...сnециально органuзуемый u управляемый процесс, охватывающuй весъ школьный коллектuв, выnолняющий разнообразные функции в условuях разных структурных nодразделений»

Здоровье сберегающее образование как результат фиксирует факт присвоения и государством, обществом, и личностью всех ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной деятель­ности.

Здоровьесбережение в образовании как результат представлено иерархической лестницей следующих уровней:

грамотность;

образованность;

профессиональная компетентность;
культура;

менталитет

Рассмотрим продвижение человека по этой «лестнице» В процессе освоения здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая грамотность возни­кает в процессе решения здоровьесберегаю­щих задач с целью формирования у детей и подростков ценностного отношения к фи­зическому и психическому здоровью, науч­но обоснованных представлений О здоровом образе жизни, к обучению их правилам здо­рового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира, спосо­бам формирования, сохранения и укрепле­ния здоровья.

Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность в здоровьесбережении предполагает наличие дос­таточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни и здоровья че­ловека и общества. Но вместе с тем она пред­полагает и достаточно определенную изби­рательность по глубине проникновения и по­нимания тех или иных вопросов. Именно поэтому профессионально сориентирован­ная образованность должна строиться на широкой общеобразовательной основе. Невозможно быть образованным в той или иной области, не будучи грамотным в ней.

Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих техно­логий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребенка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребенка предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного.

Здоровъесберегающая культура - присвоение на личностном уровне концепции здоровья и следование индивидуальной программе здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей культуры могут формироваться в процессе воспитательной работы в школе. Например, Палий выделяет такие составляющие воспитательной рабо­ты учеников в школе, как:

1) культура физического воспитания, включающая:

- воспитание осознания целей и принципов сохранения здоровья; обучение методам и принципам диагностики личного здоровья; обучение методам сохранения и укрепления здоровья;

2) культура психологического воспитания -ознакомление с принципами поведения и общения человека; методы диагностики психологического статуса и мотивации; общественные и государственные мероприятия, изменяющие психологическую мотивацию;

3) культура обучения - совокупность следующих принципов:обучения в раннем детском возрасте (роль игр, общения и обязанностей);обучения на школьном этапе (учет роли анализаторов, их возможностей, устойчивости и толерантности); принципы и формы профессиональной ориентации в процессе обучения; теоретические и практически е навыки обучения своих детей .

Как уже отмечалось, высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета лично­сти и социума. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, ихотношение к различным сторонам жизни общества. Важна оценка результатов здоровьесберегающего образования и по отда­ленным резу льта там деятельности человека, на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного соци­ума.



Ориентация человека на здоровый образ жизни - основа здоровъесберегающего .менталитета. Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью. бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей пpавилами: индивидуального и общетвенного поведения.

образ жизни человека включает три категории

уровень жизни;

качество жизни;

стиль жизни.
уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных духовных и культурных потребностей человeкa. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей преимущественно социальная категория. Стиль жизни харакеризует поведенческие особенности человека, т.е. определенный стандаpт, который подстраиваются психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Первые две категории образа жизни человека носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ ).



Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении фор­мирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.