Учебно-методическое пособие для студентов специальности 5В073100 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3страница 4
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Компьютерная... 5 776.17kb.
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное... 4 1608.91kb.
Учебно-методическое пособие Н. Новгород 2011 ббк 74. 5 В 12 2 591.49kb.
Учебно-методическое пособие по проведению тестирования по дисциплине... 1 417.26kb.
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 07. 1 745.06kb.
Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета... 2 485.1kb.
Учебно-методическое пособие микроэкономические производственные функции 1 458.75kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Математика» предназначено... 1 194.6kb.
С. Н. Макаренко юридическая психология 4 822.35kb.
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных... 9 1243.24kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 4 1078.18kb.
Безопасность электрических контрольно-измерительных приборов и лабораторного... 14 1789.92kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методическое пособие для студентов специальности 5В073100 Безопасность жизнедеятельности - страница №1/4

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова



ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Учебно-методическое пособие для студентов специальности 5В073100 - Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

Павлодар

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Архитектурно-строительный факультет
Кафедра безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Учебно-методическое пособие для студентов специальности 5В073100 - Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды


Павлодар

Кереку

2012


УДК 331.45:504.05(075.8)

ББК 68.9я73

О-75
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом

архитектурно-строительного факультета Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова
Рецензенты:

М. К. Бейсембаев – кандидат технических наук, доцент;

Т. А. Безрукова – главный руководитель ОТ и ТБ, охраны окружающей среды «Нефтехим LTD»
Составители: К. Ш. Арынгазин, Е. Т. Кусанов, О. Г. Газизова, М. К Ибраим, А. Х. Жакиянова
О-75 Основы промышленной безопасности : учебно-методическое пособие для студентов специальности 5В073100 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды / сост. :

К. Ш. Арынгазин, Е. Т. Кусанов, О. Г. Газизова, М. К. Ибраим, А. Х. Жакиянова. – Павлодар : Кереку, 2012. – 108 с.


Учебно-методическое пособие «Основы промышленной безопасности».

Рассматриваются закон о промышленной безопасности на опасных производственных объектах, требования устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, требования промышленной безопасности к устройству и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, технологических трубопроводов, требования промышленной безопасности для подготовки стропальщиков, обслуживающих грузоподъемные краны.

После каждой темы предлагаются контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний.
УДК 331.45:504.05(075.8)

ББК 68.9я73


© Арынгазин К. Ш. и др., 2012

© ПГУ им. С. Торайгырова, 2012


За достоверность материалов, грамматические и орфографические ошибки ответственность несут авторы и составители

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

ПГУ им. С. Торайгырова

___________ Н. Э. Пфейфер

«__»__________2012 г.

Составитель: К. Ш. Арынгазин, Е.Т. Кусанов, О.Г. Газизова,

М.К Ибраим, А.Х. Жакиянова

Кафедра безопасность жизнедеятельности и защита оружающей среды
Основы промышленной безопасности: учебно-методическое пособие для студентов специальности 5В073100 - «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»
Утверждено на заседании кафедры «__»_____2011 г. Протокол № ___
Заведующий кафедрой _________________ К. Ш. Арынгазин
Одобрено учебно-методическим Советом АСФ «__»_____2011 г. Протокол № ______
Председатель УМС _________________ Ж. К. Таниева
СОГЛАСОВАНО

Декан АСФ ___________ М. К. Кудерин «___»_______2012 г.


Н/к ОСиМ ______________ Г. С. Баяхметова «___»_______2012 г.
ОДОБРЕНО

Начальник ОПиМОУП __________ А. А. Варакута «___»_____2012 г.


Введение
Промышленная безопасность – одно из ключевых понятий, когда дело касается опасных производств. Действующий сейчас в нашей стране закон, касающийся данной сферы, обязывает каждый производственный объект, попадающий в категорию опасных, пройти соответствующую экспертизу и получить разрешение на работу. Однако промышленная безопасность – это сложное комплексное понятие, которое включает в себя практически все аспекты, касающиеся деятельности предприятия.

На начальном этапе промышленная безопасность оценивается по проектной документации, относящейся к зданиям, сооружениям и техническим устройствам предприятия. Кроме того, в пакете документов, представленном на рассмотрение экспертной комиссии обязательно должна присутствовать декларация промышленной безопасности. В нее предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано внести достоверную информацию относительно возможных рисков, мероприятий по предотвращению аварий и ликвидации их последствий.

Кроме того, во время экспертизы оценивается промышленная безопасность зданий и сооружений, а также технических устройств. Еще один важный момент – подготовка персонала в области промышленной безопасности, его обучение и своевременная аттестация. Эти параметры также изучаются в ходе экспертизы.

Однако промышленная безопасность требует не разовых мероприятий, необходимых для подготовки к экспертизе, а постоянной работы в этой области. В идеале, регулярно проводимая экспертиза должна лишь подтверждать, что деятельность предприятия осуществляется без нарушений. Поэтому закон предъявляет довольно строгие требования к организациям, занимающимся опасным производством, которым они должны соответствовать постоянно. Так, промышленная безопасность на предприятии должна обеспечиваться набором технических средств – систем контроля за состоянием объекта. Руководство компании обязано следить за тем, чтобы к работе допускались только квалифицированные сотрудники, не имеющие медицинских противопоказаний для данной сферы деятельности. Помимо этого, для всего персонала необходимо организовывать обучение в области промышленной безопасности.



1 Закон о промышленной безопасности на опасных производственных объектах [1]
Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение вредного воздействия опасных производственных факторов, возникающих в результате аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, на персонал, население, окружающую среду, обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации аварий, инцидентов и их последствий, гарантированного возмещения убытков, причиненных ими физическим и юридическим лицам, окружающей среде и государству.

Правовое регулирование в области трудовых отношений и охраны труда, экологической, пожарной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии и космического пространства, уничтожении химического и ядерного оружия, использовании и утилизации боеприпасов осуществляется специальным законодательством Республики Казахстан.

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) авария – разрушение зданий, сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;

2) инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение законодательства Республики Казахстан;



3) государственный инспектор – должностное лицо, осуществляющее государственный контроль за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области промышленной безопасности;

4) опасный производственный фактор – физическое явление, возникающее при авариях, инцидентах на опасных производственных объектах, причиняющее вред физическим и юридическим лицам, окружающей среде;

5) промышленная безопасность – состояние защищенности физических и юридических лиц, окружающей среды от вредного воздействия опасных производственных факторов;

6) уполномоченный орган в области промышленной безопасности (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство в области промышленной безопасности;



7) технический руководитель – специалист с высшим образованием, осуществляющий руководство технологическим процессом организации;

8) технические устройства – машины, оборудование и другие конструкции, имеющие самостоятельное значение (приборы учета, задвижки, краны и прочее).

Законодательство Республики Казахстан в области промышленной безопасности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Если международным договором в области промышленной безопасности, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

К опасным производственным объектам относятся объекты, на которых [4]:

а) производится, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается хотя бы одно из следующих опасных веществ:

1) воспламеняющееся – вещество, которое при нормальном давлении и в смеси с воздухом становится воспламеняющимся, и температура кипения которого при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

2) взрывчатое – вещество, которое при определенных видах внешнего воздействия способно на быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

3) горючее – вещество, способное самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

4) окисляющее – вещество, поддерживающее горение, вызывающее воспламенение и (или) способствующее воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

5) токсичное – вещество, способное при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющее следующие характеристики:

- средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 до 200 миллиграммов на килограмм веса включительно;

- средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 до 400 миллиграммов на килограмм веса включительно;

- средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 до 2 миллиграммов на литр включительно;

- высокотоксичное – вещество, способное при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющее следующие характеристики:

- средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм веса;

- смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм веса;

- средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

- представляющее опасность для окружающей среды – вещество, характеризующееся в водной среде следующими показателями острой токсичности:

- средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение девяноста шести часов не более 10 миллиграммов на литр;

- средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнию в течение сорока восьми часов, не более 10 миллиграммов на литр;

- средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение семидесяти двух часов не более 10 миллиграммов на литр;

б) эксплуатируются технические устройства, работающие под давлением более 0,07 мега Паскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

в) производятся расплавы черных, цветных, благородных металлов и сплавы на их основе;

г) ведутся горные, геологоразведочные, буровые, взрывные работы, работы по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья, работы в подземных условиях;

д) хранятся, транспортируются, перерабатываются, уничтожаются отходы производства, содержащие вещества, опасные для здоровья человека и окружающей среды;

е) эксплуатируются грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры, лифты;

ж) эксплуатируются электроустановки всех типов, применяемые на опасных производственных объектах;

з) эксплуатируются гидротехнические сооружения опасных производственных объектов;

и) эксплуатируются источники радиоактивного и ионизирующего излучения.

Оценка опасности производственного объекта осуществляется по коэффициентам:

1) частоты несчастных случаев;

2) тяжести несчастных случаев;

3) частоты смертельного травматизма;

4) профессиональной заболеваемости;

5) износа основных фондов;

6) замены основных фондов;

7) аварийности опасного производственного объекта. Уровень опасности производственных объектов, в том числе среднеотраслевые показатели, определяется уполномоченным органом.

Владельцы опасных производственных объектов и страховые организации вправе требовать изменения расчетного уровня опасности производственных объектов на основе представляемых ими дополнительных материалов.

Общий уровень опасности объекта ежегодно определяется.

Промышленная безопасность обеспечивается путем:

1) установления и выполнения обязательных требований промышленной безопасности;

2) допуска к применению на опасных производственных объектах технологий, технических устройств, материалов, прошедших процедуру подтверждения соответствия нормам промышленной безопасности;

3) декларирования безопасности опасного производственного объекта;

4) государственного контроля, а также производственного контроля в области промышленной безопасности;

5) экспертизы промышленной безопасности;

6) аттестации организаций на проведение работ в области промышленной безопасности;

7) мониторинга промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты промышленного персонала, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей
природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, безопасности и охраны труда, строительства, а также требованиям технических регламентов в сфере промышленной безопасности.

Обязательные требования промышленной безопасности устанавливаются нормативными актами уполномоченного органа.

Нормативные акты содержат требования по обеспечению промышленной безопасности, обязательные к исполнению в сфере деятельности, указанной в нормативном акте.

Регистрация и учет нормативных актов в области промышленной безопасности осуществляются уполномоченным органом.

Государственные органы Республики Казахстан, физические и юридические лица имеют право на получение от администрации организации, имеющей опасные производственные объекты, полной и достоверной информации о состоянии промышленной безопасности на опасных производственных объектах.


1.2 Компетенция государственных органов Республики Казахстан в области промышленной безопасности

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области промышленной безопасности;

2) утверждает программы в области промышленной безопасности;

3) утверждает технические регламенты;

4) осуществляет международное сотрудничество в области промышленной безопасности;

5) создает территориальные подразделения при ведомствах уполномоченного органа, осуществляющие специальные контрольные функции в двух или нескольких административно-территориальных единицах.

Компетенция уполномоченного органа:

1) обеспечивает реализацию государственной политики в области промышленной безопасности;

- координирует деятельность центральных и местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области промышленной безопасности;

2) осуществляет государственный контроль в области промышленной безопасности;

3) разрабатывает нормативные правовые акты в области промышленной безопасности, в том числе с привлечением специализированных государственных научно-исследовательских организаций, утверждает или согласовывает указанные нормативные правовые акты, за исключением утверждения технических регламентов;

4) организует расследование причин аварий на опасных производственных объектах;

5) руководит деятельностью подведомственных научно-исследовательских организаций в области промышленной безопасности, координирует работу специализированных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций по вопросам промышленной безопасности;

6) организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения, должностных лиц и работников организаций в области промышленной безопасности;

7) руководит деятельностью военизированных горноспасательных, газоспасательных и противофонтанных служб и формирований;

8) осуществляет учет опасных производственных объектов;

9) устанавливает основные требования к идентификации опасных производственных объектов – отнесению объекта в составе организаций к категории опасных производственных объектов;

10) определяет порядок представления информации о состоянии промышленной безопасности;

13) осуществляет международное сотрудничество, регулирует деятельность иностранных организаций и иностранцев в области промышленной безопасности;

14) имеет право приостанавливать деятельность, несущую в себе неминуемую опасность вредного воздействия опасных производственных факторов на производственный персонал, население, окружающую среду в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

15) проводит расследование причин аварий совместно с заинтересованными центральными исполнительными органами в пределах их компетенции;

16) осуществляет производство об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан;

- определяет порядок выдачи государственному инспектору удостоверения единого образца, номерного штампа и пломбира;

- устанавливает образец служебного удостоверения, номерного штампа и пломбира;

- утверждает формы актов государственных инспекторов;

17) разрабатывает или согласовывает технические регламенты;

- утверждает нормативные акты, устанавливающие требования в области промышленной безопасности;

- согласовывает методические рекомендации по обеспечению промышленной безопасности;

- регистрирует и ведет учет нормативных актов в области промышленной безопасности;

18) контролирует эффективность производственного контроля, готовность организаций к ликвидации аварий и их последствий, работу по локализации и ликвидации аварий и их последствий на опасных производственных объектах;

19) выдает разрешения на применение, изготовление (в том числе иностранных) технологий, технических устройств, материалов при производстве опасных видов работ;

20) проводит мониторинг промышленной безопасности;

21) контролирует проведение своевременных технических освидетельствований зданий, сооружений, технических устройств, материалов на опасных производственных объектах;

22) осуществляет аттестацию организаций на право проведения работ в области промышленной безопасности и контроль за их деятельностью;

23) согласовывает проведение приемочных испытаний технических устройств, материалов;

24) делегирует осуществление отдельных своих полномочий территориальным подразделениям;

25) разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»;

26) контролирует выполнение владельцами опасных производственных объектов обязанности по заключению договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам;

27) информирует население и организации о мерах по предупреждению и ликвидации вредного воздействия опасных производственных факторов;

28) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Органы местного государственного управления в области промышленной безопасности в пределах своих полномочий:

1) оказывают необходимую помощь в случае вредного воздействия опасных производственных факторов с привлечением имеющихся сил, средств и ресурсов по выполнению мероприятий по их локализации, спасению жизни людей, защите их здоровья, прав и интересов, охране собственности, поддержанию общественного порядка;

2) согласовывают отвод земель под опасные производственные объекты с главным государственным инспектором области, города республиканского значения, столицы на основании экспертного заключения.

Работники, находящиеся на опасных производственных объектах, обязаны:

1) соблюдать требования промышленной безопасности;

2) незамедлительно информировать администрацию организации об авариях, инцидентах на опасном производственном объекте;

3) проходить обучение и инструктаж, переподготовку, аттестацию по вопросам промышленной безопасности;

4) оказывать содействие при расследовании причин аварий, инцидентов.

Владельцы опасных производственных объектов обязаны:

1) соблюдать требования промышленной безопасности;

2) применять технологии, технические устройства, материалы, допущенные к применению на территории Республики Казахстан;

3) организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

4) обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, согласование планов развития горных работ, диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, материалов, применяемых на опасных производственных объектах, в установленные требованиями промышленной безопасности сроки или по предписанию государственного инспектора;

5) проводить экспертизу технических устройств, материалов, отслуживших нормативный срок эксплуатации, для определения возможного срока дальнейшей эксплуатации;

6) допускать к работе на опасных производственных объектах должностных лиц и работников, соответствующих установленным требованиям;

7) предотвращать проникновение на опасные производственные объекты посторонних лиц;

8) представлять в территориальные подразделения уполномоченного органа сведения о порядке организации производственного контроля и работниках, уполномоченных на его осуществление;

9) проводить анализ причин возникновения аварий, инцидентов, осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию вредного воздействия опасных производственных факторов и их последствий;

10) незамедлительно информировать территориальное подразделение уполномоченного органа, органы местного государственного управления, население и работников о возникновении опасных производственных факторов;

11) вести учет аварий, инцидентов;

12) выполнять предписания по устранению нарушений требований промышленной безопасности, выданных государственными инспекторами;

13) предусматривать затраты на обеспечение промышленной безопасности при разработке планов финансово-экономической деятельности опасного производственного объекта;

14) предоставлять в территориальные подразделения уполномоченного органа информацию о вредном воздействии опасных производственных факторов, травматизме и профессиональной заболеваемости;

15) страховать гражданско-правовую ответственность владельцев опасных производственных объектов, подлежащих декларированию, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам;

16) предоставлять государственным органам, гражданам достоверную информацию о состоянии промышленной безопасности на опасных производственных объектах;

- обеспечивать государственного инспектора защитными средствами, приборами безопасности и оказывать иное содействие при выполнении им своих обязанностей на опасном производственном объекте;

17) обеспечивать своевременное обновление технических устройств, материалов, отработавших свой нормативный срок;

18) декларировать опасные производственные объекты, определенные настоящим Законом;

19) обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ;

20) обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию работников в области промышленной безопасности;

21) обеспечивать проведение экспертизы декларации промышленной безопасности;

22) заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями договоры на обслуживание или создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;

23) за трое суток извещать территориальное подразделение уполномоченного органа о намечающихся перевозках опасных веществ;

24) осуществлять постановку на учет, снятие с учета в территориальных подразделениях уполномоченного органа опасных производственных объектов;

25) согласовывать с главным государственным инспектором области, города республиканского значения, столицы проекты строительства, реконструкции, модернизации, ликвидации опасных производственных объектов, а также локальные проекты;

26) при вводе в эксплуатацию опасных производственных объектов проводить приемочные испытания с участием государственного инспектора.

1.2.1 Обязательное декларирование промышленной безопасности

Обязательному декларированию подлежат опасные производственные объекты, при эксплуатации которых не исключена возможность вредного воздействия опасных производственных факторов на население, окружающую среду.

Возможность вредного воздействия опасных производственных факторов на население, окружающую среду устанавливается проведением экспертизы промышленной безопасности предпроектных решений.

Экспертиза определяет опасные производственные факторы на опасных производственных объектах, а также численность населения, находящегося в зоне их возможного воздействия.

На основании экспертного заключения уполномоченным органом выдается решение о декларировании опасного производственного объекта.

Декларация промышленной безопасности (далее – декларация) разрабатывается, пересматривается в составе проекта на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

Декларация должна содержать следующие сведения:

1) перечень опасных веществ (в том числе производных) и их характеристики;

2) опасные производственные факторы (каждый фактор в отдельности; во взаимодействии с другими факторами; во взаимодействии с окружающей средой);

3) технологические данные о распределении опасных производственных факторов;

4) анализ опасности и риска;

5) технические решения по обеспечению безопасности;

6) анализ условий возникновения аварийных ситуаций;

7) подготовку персонала к действиям в аварийных ситуациях;

8) схему вероятных сценариев возникновения и развития аварий;

9) план ликвидации аварий (систему оповещения; средства и меры по защите людей; резервные ресурсы для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций; медицинское обеспечение по оказанию помощи пострадавшим).

Разработка декларации осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, либо организацией, аттестованной на проведение работ в области промышленной безопасности.

Правила разработки декларации устанавливаются уполномоченным органом.

Декларация уточняется при изменении сведений промышленной безопасности, содержащихся в ней, или изменении требований промышленной безопасности в течение трех месяцев с момента появления изменений.

Декларация утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Владелец организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за своевременность представления, полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации, в соответствии с законами Республики Казахстан.

Декларация подлежит экспертизе.

При внесении изменений в декларацию ее повторная экспертиза обязательна.

Декларация в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на электронном носителе представляется вместе с экспертным заключением в составе проекта или отдельным документом в уполномоченный орган для регистрации. Один экземпляр и электронная версия хранятся в уполномоченном органе, второй экземпляр – в организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Эксплуатация опасного объекта без декларации запрещается.

1.2.2 Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников опасных производственных объектов по вопросам промышленной безопасности

Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников опасных производственных объектов по вопросам промышленной безопасности возлагаются на владельцев опасных производственных объектов.

Программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации должны быть согласованы с главным государственным инспектором области, города республиканского значения, столицы.

В организациях создаются постоянно действующие экзаменационные комиссии.

Члены постоянно действующих экзаменационных комиссий организаций сдают экзамены в комиссии уполномоченного органа под председательством Главного государственного инспектора Республики Казахстан в области промышленной безопасности или его заместителей.

В состав постоянно действующих экзаменационных комиссий включается государственный инспектор в области промышленной безопасности по согласованию с территориальным подразделением уполномоченного органа.

Члены экзаменационных комиссий, создаваемых в подразделениях организаций, сдают экзамены в постоянно действующих экзаменационных комиссиях организаций.

Специалисты, инженерно-технические работники и рабочий персонал сдают экзамены в экзаменационных комиссиях, создаваемых в подразделениях организаций.

В работе экзаменационных комиссий принимает участие государственный инспектор в области промышленной безопасности территориального подразделения уполномоченного органа.

Программа ежегодного обучения правилам безопасного выполнения работ должна быть продолжительностью не менее сорока часов и согласована с главным государственным инспектором области, города республиканского значения, столицы.

Проверке знаний подлежат все лица, занятые на опасных производственных объектах:

1) рабочий персонал – ежегодно;

2) технические руководители, специалисты и инженерно-технические работники – один раз в три года.

Комиссия по приему экзаменов должна состоять из лиц, прошедших проверку знаний. Состав комиссии определяется владельцем опасного объекта, согласовывается с территориальным подразделением уполномоченного органа.

Обучение работников опасных производственных объектов и прием экзаменов могут производиться в учебной организации, аккредитованной уполномоченным органом.

В состав комиссии должны входить не менее трех человек.

Экзаменационные билеты согласовываются с главным государственным инспектором области, города республиканского значения, столицы.

Результаты проверки знаний оформляются протоколами. Протоколы проверки знаний хранятся три года.

Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения, подписанные председателем экзаменационной комиссии.

При приеме экзаменов в учебной организации подпись председателя экзаменационной комиссии заверяется печатью организации, подпись государственного инспектора - номерным штампом.

Удостоверение действительно на всей территории Республики Казахстан на период указанных в нем сроков.

Лица, не сдавшие экзамен повторно, к работе не допускаются.

Лица, имеющие просроченные удостоверения, должны сдать экзамен в течение одного месяца после допуска к работе.

Все расходы по организации обучения, в том числе по оплате труда членов экзаменационной комиссии, возлагаются на владельца опасного производственного объекта.

Для участия государственного инспектора в области промышленной безопасности в работе экзаменационных комиссий организация за пять календарных дней до начала экзамена информирует территориальное подразделение уполномоченного органа о дате и времени проведения экзамена.

В случае неявки государственного инспектора комиссия осуществляет прием экзамена в его отсутствие.
1.3 Обеспечение готовности к ликвидации аварий, инцидентов

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации аварий и их последствий организации, имеющие опасные производственные объекты, обязаны:

1) планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации аварий и их последствий на опасных производственных объектах;

2) привлекать к профилактическим работам по предупреждению аварий на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации аварий и их последствий военизированные аварийно-спасательные службы и формирования;

3) иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, инцидентов;

4) обучать работников методам защиты и действиям в случае аварии, инцидента на опасных производственных объектах;

5) создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии, инцидента на опасных производственных объектах и обеспечивать их устойчивое функционирование.

На опасном производственном объекте разрабатывается план ликвидации аварий.

В плане ликвидации аварий предусматриваются мероприятия по спасению людей, действия персонала и аварийных спасательных служб.

План ликвидации аварий содержит:

1) оперативную часть;

2) распределение обязанностей между персоналом, участвующим в ликвидации аварий, последовательность их действий;

3) список должностных лиц и учреждений, оповещаемых в случае аварии и участвующих в ее ликвидации.

План ликвидации аварий утверждается руководителем организации и согласовывается с аварийно-спасательными службами и формированиями.

На опасном производственном объекте проводятся учебные тревоги и противоаварийные тренировки по плану, утвержденному руководителем организации и согласованному с территориальным подразделением уполномоченного органа.

Учебная тревога проводится руководителем организации совместно с представителями территориального подразделения уполномоченного органа и аварийно-спасательной службы.

Итоги учебной тревоги оформляются актом. Контроль за исполнением изложенных в акте предложений возлагается на руководителя организации.

Владелец опасного производственного объекта при отказе или повреждении технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонении от режима технологического процесса (далее – инцидент):

1) информирует в течение трех суток территориальное подразделение уполномоченного органа;

2) проводит расследование инцидента;

3) разрабатывает и осуществляет мероприятия по предотвращению инцидентов;

4) ведет учет происшедших инцидентов.

При аварии:

1) немедленно сообщает о происшедшей аварии территориальному подразделению уполномоченного органа, местному исполнительному органу;

2) орган, получивший сообщение, информирует по инстанции вышестоящие органы о происшедшей аварии;

3) предоставляет комиссии по расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий;

4) осуществляет мероприятия, обеспечивающие безопасность работы комиссии.

Аварию на объектах, подлежащих декларированию опасности, расследует комиссия, назначаемая приказом руководителя уполномоченного органа.

Остальные аварии расследует комиссия, назначаемая приказом руководителя территориального подразделения уполномоченного органа.

Председателем комиссии по расследованию аварий назначается представитель территориального подразделения уполномоченного органа.

В состав комиссии включается представитель владельца опасного производственного объекта.

Председатель комиссии имеет право назначать экспертизу по вопросам, касающимся расследования аварии.

Экспертная комиссия назначается распоряжением председателя комиссии по расследованию аварии. Вопросы, требующие экспертного заключения, ставятся в письменной форме. Материалы экспертной комиссии, подписанные всеми членами, представляются комиссии по расследованию аварии в установленные председателем комиссии сроки.

Комиссия по расследованию аварии имеет право получать в ходе расследования письменные и устные объяснения от очевидцев происшедшего, должностных и других лиц.

Комиссия в ходе расследования выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает ее причины, характер нарушений условий эксплуатации технических устройств, технологических процессов, нарушений нормативных правовых актов по промышленной безопасности, намечает мероприятия по ликвидации последствий и предотвращению подобных аварий, определяет материальный ущерб.

Материалы расследования аварии включают:

1) приказ о назначении (создании) комиссии для расследования причин аварии;

2) акт расследования причин аварии, к которому прилагаются:

протокол осмотра места аварии, планы, схемы, фотоснимки; эскиз места аварии; распоряжения председателя комиссии о назначении технических экспертиз и другие распоряжения, изданные комиссией по расследованию аварии;заключение экспертной комиссии о причинах аварии, результаты лабораторных и других исследований, экспериментов, анализов;

3) докладные записки работников аварийно-спасательных служб (если они вызывались для ликвидации аварии);

4) протоколы опроса и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований нормативных правовых актов о промышленной безопасности;

5) справки об обучении, проверке знаний, прохождении инструктажа по промышленной безопасности обслуживающего персонала;

6) другие материалы, характеризующие обстоятельства и причины аварии.

Техническое оформление материалов расследования возлагается на владельца опасного производственного объекта, который не позднее пяти дней после окончания расследования аварии направляет их:

1) по аварии на декларированном объекте – уполномоченному органу;

2) по остальным авариям – территориальному подразделению уполномоченного органа.

По решению комиссии материалы расследования причин аварии могут быть направлены в суд по месту нахождения объекта.

По результатам расследования причин аварии владелец объекта в течение десяти дней издает приказ.

В приказе должны быть объявлены выводы комиссии об обстоятельствах и причинах аварии, намечены меры по ликвидации ее последствий, а также меры по предупреждению подобных аварий и о привлечении виновных лиц к ответственности.

Владельцем объекта предоставляется письменная информация о сроках выполнения мероприятий, предложенных по результатам расследования аварий, в территориальное подразделение уполномоченного органа.

Если авария произошла из-за конструктивных недостатков технических устройств, владелец опасного объекта направляет изготовителю рекламацию, а ее копию – территориальному подразделению уполномоченного органа.

Все расходы, связанные с расследованием аварии, несет владелец опасного производственного объекта.

1.3.1 Выдача разрешений на изготовление, испытание и применение (в том числе иностранных) технологий, технических устройств, материалов, применяемых на опасных производственных объектах

Вновь созданные технические устройства, материалы, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат приемочным испытаниям на соответствие требованиям промышленной безопасности.

Приемочные испытания проводят организации, аттестованные уполномоченным органом.

Разрешение на проведение приемочных испытаний опытных образцов технических устройств, материалов выдается главным государственным инспектором области, города республиканского значения, столицы.

Для получения разрешения на проведение приемочных испытаний опытных образцов технических устройств, материалов аттестованная организация представляет в территориальное подразделение уполномоченного органа следующие документы:

1) приказ о назначении комиссии по проведению испытаний;

2) программу и методику испытаний.

Приемочные испытания опытных образцов должны проводиться при условиях, обеспечивающих соответствие технических устройств, материалов требованиям промышленной безопасности.

По согласованию с уполномоченным органом приемочные испытания могут проводиться у изготовителя. Объем и порядок проведения испытания определяются аттестованной организацией.

Для технических устройств, материалов иностранного производства допускается проведение приемочного испытания образцов в стране поставщика аттестованной в Республике Казахстан организацией. Проведение таких испытаний осуществляется по согласованию с уполномоченным органом.

По результатам приемочных испытаний выдаются акт о соответствии технических устройств, материалов требованиям и нормам промышленной безопасности, наличии или отсутствии недостатков, рекомендации по их устранению, предложения по применению данного вида продукции на территории Республики Казахстан.

Для получения разрешения на изготовление технических устройств, материалов заявитель предоставляет в уполномоченный орган заявление с краткой информацией о назначении технических устройств, материалов с приложением экспертного заключения, подтверждающего возможность изготовителя обеспечить стабильность показателей безопасности продукции при серийном производстве.

В срок не более тридцати дней со дня получения документов уполномоченный орган рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение. При представлении неполных данных у заявителя запрашиваются дополнительные сведения. В этом случае срок рассмотрения исчисляется со времени их поступления.

По результатам рассмотрения уполномоченным органом выдается разрешение на изготовление технических устройств, материалов на территории Республики Казахстан.

При несоответствии представленной заявки требованиям промышленной безопасности заявителю выдается мотивированный отказ.

Для получения разрешения на применение технологий, технических устройств, материалов заявитель предоставляет в уполномоченный орган заявление с краткой информацией о назначении технологий, технических устройств, материалов и области их применения с приложением экспертного заключения о соответствии технологий, технических устройств, материалов требованиям промышленной безопасности.

При соответствии технологий, технических устройств, материалов требованиям промышленной безопасности уполномоченный орган выдает разрешение на их применение.

При выявлении в процессе эксплуатации несоответствия технологий, технических устройств, материалов требованиям промышленной безопасности разрешение на их применение отзывается.

Учет выданных, отозванных разрешений на применение технологий, технических устройств, материалов осуществляется уполномоченным органом.

Разрешение действует на территории Республики Казахстан для всех субъектов права.

Информация о допущенных и отозванных к применению на территории Республики Казахстан технологиях, технических устройствах, материалах публикуется уполномоченным органом в периодической печати или размещается на сайте уполномоченного органа.

Разрешение на применение новых взрывчатых материалов, в том числе иностранного производства, выдается уполномоченным органом после проведения комплекса испытаний, включающего в себя:

1) контрольные испытания на соответствие взрывчатых материалов требованиям, установленным в технической документации на их изготовление и применение, в том числе правилам и нормам по безопасности;

2) предварительные и приемочные испытания в производственных условиях;

3) проведение производственных испытаний в один или два этапа в зависимости от результатов контрольных испытаний.

В состав комиссии по проведению испытаний должны быть включены представители предприятия, экспертной организации и уполномоченного органа.

Для получения разрешения заявитель представляет в уполномоченный орган заявление с приложением акта приемочных испытаний опытной партии и экспертного заключения организации, аттестованной в области взрывных работ.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

а) проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

При внесении изменений в проектную документацию проведение повторной экспертизы обязательно;

б) технологии, технические устройства, материалы, применяемые на опасном производственном объекте;

в) декларация промышленной безопасности;

г) состояние зданий, сооружений;

д) организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты и осуществляющие работы на них, на соответствие требованиям промышленной безопасности.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, аттестованные уполномоченным органом, независимые от организации-заявителя, за счет средств владельца опасного производственного объекта.

Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является экспертное заключение.

Аттестация организаций на проведение работ в области промышленной безопасности

Аттестации подлежат организации на право:

1) проведения экспертизы в области промышленной безопасности;

2) проведения экспертизы в области взрывных работ;

3) проведения аварийно-спасательных работ;

4) подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов в области промышленной безопасности.

Для аттестации организация представляет заявление с указанием отрасли промышленности и вида осуществляемой деятельности с приложением нотариально засвидетельствованной копии устава организации, копии свидетельства о государственной регистрации организации в качестве юридического лица, экспертного заключения о соответствии организации требованиям промышленной безопасности.

Рассмотрение документов осуществляется не позднее месячного срока со дня подачи документов в полном объеме.

По итогам рассмотрения уполномоченный орган принимает решения об аттестации или отказе в аттестации.

Аттестация или мотивированное решение об отказе в аттестации выдается организации в пятидневный срок со дня принятия решения.

В выдаче аттестата может быть отказано по следующим причинам:

1) не представлены документы, указанные в пункте 2 настоящей статьи;

2) несоответствие организации требованиям промышленной безопасности.

При устранении организацией указанных причин заявление об аттестации рассматривается на общих основаниях.

Срок действия аттестата составляет пять лет.

В случае осуществления организацией деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не предусмотренной выданным ей аттестатом, уполномоченный орган в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, приостанавливает действие аттестата.

Лишение аттестата осуществляется в судебном порядке в случае неустранения причин, по которым было приостановлено действие аттестата.

Аттестат прекращает действие в случаях:

1) представления организацией заявления с просьбой о прекращении действия аттестата;

2) истечения срока его действия;

3) ликвидации юридического лица;

4) лишения аттестата.

Информация об организациях, получивших аттестат, или о прекращении действия аттестата размещается уполномоченным органом на его интернет-ресурсе или публикуется в республиканских периодических печатных изданиях на казахском и русском языках.

Уполномоченный орган ведет реестр выданных и прекративших свое действие аттестатов.


следующая страница >>