Computer Using Educators Inc., Usa материалы XXI международной конференции Применение новых технологий в образовании - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Computer Using Educators Inc., Usa материалы XVI международной конференции... 17 4874.64kb.
Сборник материалов конференции «Политика как фактор инновационного... 4 1372.02kb.
В г. Домодедово Глобализация и предпринимательство: национально-государственные... 1 99.05kb.
К. ф м. н. Сабирова Ф. М 1 86.19kb.
Бытие человека и экология языка 1 68.39kb.
Опыт классной комнаты – культура пассивности 1 132.52kb.
Международной конференции в Кейптауне 1 62.99kb.
Индивидуализация и дифференциация при обучении иностранному языку... 1 75.93kb.
Судьба средств массовой информации в ХХI веке обсуждалась на II международной... 1 63.92kb.
Акимов Анатолий Евгеньевич, директор Международного института теоретической... 1 80.75kb.
Программа Тринадцатой международной научно-практической конференции... 1 144.01kb.
Дональд Эрвин Кнут 1 17.85kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Computer Using Educators Inc., Usa материалы XXI международной конференции Применение - страница №28/29


Литература

  1. Создание среды электронного обучения «1 ученик : 1 компьютер» // Информационное руководство Intel World Ahead Education, 2007. - 30 с.

  2. Шевцова Л.А, Канянина Т.И. Информатизация – актуальная проблема современного образования // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: Труды Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей, специалистов (11 декабря 2007г). – Н.Новгород, ВГИПУ, 2007.

  3. «Чему и как учиться и учить в 21 веке»: Из опыта реализации программы Intel в Нижегородской области. – Нижний Новгород: НРЛ, 2009. – 118 с.


КОНСТРУИРОВАНИЕ ДИСКРЕТНОГО (МИКРОМОДУЛЬНОГО) ВИРТУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Шуклин С.И. (sergey4reign@yandex.ru)

Курский государственный университет Кафедра педагогики

Аннотация

Конструирование модели дискретного (микромодульного) виртуального образовательного пространства вуза на основе компетентностного подхода требует разработки адекватных методик работы субъектов системы профессиональной подготовки специалистов с учетом новых способов коммуникации, технологий виртуальной реальности и отношений между ними и окружающей средой.

Перед субъектами современного профессионального образования актуализируется проблема преобразования динамично увеличивающегося объема знаний и запасов прошлых мыслей в установление наличных фактов, принципов и закономерностей применительно к решению конкретных профессиональных задач в новых условиях обстановки. Речь идет об оптимизации интеллектуальной деятельности в форме познания и мышления, поскольку знание есть осмысленная информация о наличных фактах и связях мироздания, а мышление - трансформация этих связей, создание новых идей и представлений, которые в свою очередь могут быть претворены в предметы или свойства окружающего мира.

В современном профессиональном образовании актуализируется проблема развития у будущих специалистов виртуального творческого мышления - основы научно-технологического прогресса и практического развития человечества, которое определяется как «…психологическая способность и качество личности принимать решения, близкие к оптимальным, в неординарных ситуациях, с учетом глубоких профессиональных знаний в определенной (необязательно совпадающей с официальным профессиональным статусом) области человеческой деятельности, с учетом предшествующего опыта работы в этой области, в том числе и по принятию решений в других по характеру неординарных ситуациях» [1, С.67].

Можно утверждать, что только овладение обучающимися методологией познания позволит успешно решить задачу современного профессионального образования, которая заключается в том, чтобы «…привить ценностно-смысловое (фундаментальное) знание, а затем осуществить противоположную трансформацию от этого «общего» знания, предоставляющего индивиду возможности для навигации в потоках информации к специализированным процедурным знаниям» [2, С.7].

Личностное знание - это компетенция, или открытая система знаний (процессуальных, ценностно-смысловых, системных, декларативных), которая активизируется и обогащается в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции. Иными словами - компетенции - это субъективные условия выполнения профессиональной деятельности. Владение компетенциями является основой для формирования компетентности - под которой понимают «интегрированную характеристику качеств личности, имеющую процессуальную направленность, мотивационный аспект, базирующуюся на знаниях и проявляющуюся в деятельности (реальной или смоделированной)» [3, С.52].

Данное обстоятельство определяет в системе профессиональной подготовки специалистов реальный процесс движения к виртуальному образованию на основе компетентностного подхода, которое должно вобрать в себя лучшие свойства очного, заочного, дистанционного и других форм получения профессионального образования.

Теоретико-методологический и концептуальный анализ возможностей виртуального образования позволяет сделать вывод, что само понятие «виртуальное образовательное пространство» понимается сегодня как динамическая модель, в которой реализуется совокупность методов и приемов манипулирования разными свойствами основных параметров виртуального образовательного пространства.

Конструирование (синтез) модели виртуального образования на основе компетентностного подхода - управляемый процесс, участниками которого являются реальные субъекты системы профессионального образования, четко представляющие свои цели, наделенные реальным интеллектом, виртуальным творческим мышлением, виртуальным мировоззрением и компетентные в эффективном применении возможностей современных информационно-телекоммуникационных технологий.

При конструировании модели виртуального образования на основе компетентностного подхода необходимо исходить из ее миссии (главной цели) – достижение заданной компетентности будущего специалиста в решении профессиональных задач путем создания (совместно с другими субъектами профессионального образования) кратчайших траекторий освоения профессиональных и общекультурны компетенций.

Основным критерием оптимальности при конструировании модели виртуального образовательного пространства, на наш взгляд, является минимизация содержательного и временного показателей на основе комфортного усвоения требуемых знаний и компетенций для системы виртуальных образовательных траекторий, обеспечивающих динамичное освоение заданной профессиональной компетентности в масштабах каждой профессиональной задачи.

Важным свойством модели дискретного микромодульного виртуального образовательного пространства является ее открытость, чем обеспечивается гибкость, мобильность и способность трансформироваться в процессе конструирования.

В основу предлагаемой модели виртуального образовательного пространства вуза на основе компетентностного подхода положен дискретный (микромодульный) принцип построения учебных дисциплин, содержание которых определяется их обязательствами по формированию конкретных компетенций, совокупность которых, в свою очередь, обеспечивает достижение компетентности в решении соответствующих профессиональных задач для данного вида профессиональной деятельности по данной специальности профессиональной подготовки, установленных федеральным образовательным стандартов высшего профессионального образования.

Технология конструирования такой модели предполагает выбор оптимального содержания знаниевых и компетентностных компонент (компетенций) микромодулей, оптимальных методов (технологий) контроля их усвоения и формирование индивидуальных траекторий, как совокупности виртуальных дидактических единиц (микромодулей), которые объективно диагностируются (контролируются) в оптимальных по размерам и форме содержательных (знаниевых, когнитивных) и компетентностных (деятельностных, профессиональных) компонентах. Завершающий этап конструирования – обеспечение объективного контроля (самоконтроля) уровней достижения заданной компетентности в решении профессиональных задач в дискретном (микромодульном) виртуальном образовательном пространстве.



Модель дискретного (микромодульного) виртуального образовательного пространства вуза, как части единого виртуального образовательного пространства страны, включает совокупность взаимодополняющих друг друга уровней:

  • уровень основной образовательной программы профиля профессиональной подготовки - дискретное (микромодульное) виртуальное образовательное пространство каждого вида профессиональной деятельности;

  • уровень вида профессиональной деятельности - дискретное (микромодульное) виртуальное образовательное пространство каждой профессиональной задачи;

  • уровень профессиональной задачи (компетентности) - дискретное (микромодульное) виртуальное образовательное пространство каждой профессиональной компетенции;

  • уровень профессиональной компетенции - дискретное (микромодульное) виртуальное образовательное пространство учебных курсов, учебных дисциплин, блока учебных дисциплин;

  • уровень учебной дисциплины - виртуальное образовательное пространство каждого микромодуля;

  • уровень микромодуля – виртуальные знаниевая (когнитивная) и компетентностная (деятельностная, профессиональная) компоненты и система их контроля (самоконтроля).

Технологическая модель дискретного (микромодульного) виртуального образовательного пространства обеспечивает многопараметровую оптимизацию учебного процесса и обеспечивает эффективную реализацию возможностей виртуального образования в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Литература

  1. Юрьев, Г.П. Классификационные, терминологические и сущностные аспекты виртуального творческого мышления человека. [Текст] / Г.П. Юрьев, Р.А. Вартбаронов // Сборник «Переход на новую модель здравоохранения: мед. и др. технологии: к 60-летию Поликлиники № 1 РАН» / [ред.-сост. Г.П.Юрьев]. – М. Наука, 2006. – 256 с. (С.66-69.) [Электронный ресурс]: http://www.siata.net.ua/reo/3.htm.

  2. Рябов, В.В. Компетентность как индикатор человеческого капитала: материалы IV заседания методологического семинара, 16 ноября 2004 г. / В.В. Рябов, Ю.В. Фролов. – М.: ИЦПКПС, 2004. – С.7.

  3. Игнатьева, Е.Ю. О модели компетентности и ее оценке [Текст] / Е.Ю. Игнатьва, В.И. Воротилов // Мониторинг качества образования: межвузовский сборник научных статей. – СПб.: ЛОИРО, 2005. – С. 65–70.


Секция 10

Информационные технологии в обучении людей со специальными потребностями



УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПРИ СОЗДАНИИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА
«1С:ШКОЛА. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. 5 КЛАСС»


Борис С.И., зам. директора по экспериментальной и научно-методической работе, учитель биологии

МОУ СОШ № 82 им. Ф.И. Дубовицкого, г. Черноголовка, Московская область

Борис А.А., студентка факультет психологии

МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Курс «Природоведение» для 5 класса  является, с одной стороны, завершением учебной дисциплины начальной школы «Окружающий мир», а с другой – стартом для целой группы естественнонаучных дисциплин основной школы. Таким образом, он выполняет роль пропедевтики для систематических курсов физики, астрономии, химии, биологии и географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения. Значение курса имеет большое значение для формирования личной культуры ребёнка, включающей развитость миропонимания, широту кругозора, эмоциональную восприимчивость, ценностную значимость норм поведения, творческого владения методами деятельности, исследовательской культуры.

Также не следует забывать, что младший подростковый возраст (10–12 лет) характеризуется особым этапом в познавательном развитии учащихся. Это чрезвычайно значимый в развитии личности этап, осложненный переходом из начальной в среднюю школу, итогом которого является переориентация с учебной деятельности на общение, развитие рефлексии, начало формирования абстрактного мышления. Анализ психологических исследований (Р. Симмонс, Д. Блифф), посвященных проблемам познавательного развития школьников и их адаптации к условиям обучения при переходе из начальной школы в среднюю, показал стрессовый характер этого перехода, сопровождаемый ростом депрессивных состояний, неадекватностью самооценок, негативным отношением к школе, снижением учебной мотивации, успеваемости. Исследования показывают, что именно в младшем подростковом возрасте возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, проявляются возросшие возможности развития познавательной деятельности, интеллектуальной рефлексии, оптимизации процессов восприятия и техник запоминания, повышение активности; с другой – снижение интереса к учебе, успеваемости. Другая проблема заключается в том, что этот возрастной период является неопределенной ступенью в развитии восприятия. Следовательно, необходимо учитывать подачу учебного материала в соответствии со степенью развития восприятия. Это соотношение определяет эффективность познавательной деятельности. В психологических исследованиях отмечена особая значимость учета такого элемента познавательного компонента как восприятие, его свойств и типов, а также влияние восприятия в той или иной мере на все факторы: на развитие ощущений, мышления и памяти.

Важно помнить о том, что у каждого школьника преобладает определённый тип восприятия: с преобладанием зрительной, слуховой или двигательной модальности. Школьники с визуальным типом восприятия склонны к образному запоминанию и мышлению, им присущи интуитивные визуальные решения, которые им, как правило, трудно вербализовать. Соответственно, c аудиальным типом восприятия школьники воспринимают информацию «на слух», у них лучше развито слуховое восприятие, чем зрительное. У младших подростков, формирующих свои представления об окружающем мире преимущественно с помощью чувств и двигательных ощущений, двигательный тип восприятия. Современные компьютерные технологии позволяют создавать полисенсорные учебные материалы, которые доступны для всех типов восприятия школьников, что делает их эффективными при использовании в учебном процессе.

Образовательный комплекс «1С:Школа. Природоведение, 5 класс» создавался с учётом, как важности пропедевтического курса, так и с учётом возрастных особенностей младших подростков. Основная задача этого курса – показать единство и взаимосвязь живой и неживой природы, опираясь на общие естественнонаучные понятия и раскрывая уникальность жизни на нашей планете, формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира – Вселенной до микромира – молекул и атомов). Электронное издание включает материалы учебника Т.С. Суховой, А.Г. Драгомилова «Природоведение. 5 класс» (М., Издательский центр «Вентана-Граф») и коллекцию более чем из 1000 медиаобъектов. В составе образовательного комплекса богатый фактический материал, видеофрагменты, анимации, интерактивные рисунки и коллажи, схемы, таблицы, карты, интерактивные задания. Большое количество дополнительного и справочного материала дадут возможность учащимся расширить границы учебника и выполнить разнообразные творческие работы. Все это будет полезно, как учащимся, при самостоятельном изучении материала, или при подготовке домашних заданий, так и учителю, при проведении урока. Тренажер «Проверь себя» позволит учащимся закрепить полученные знания и самостоятельно проверить результаты своей работы на основе объективной автоматизированной оценки, что, несомненно, будет способствовать развитию рефлексии ребёнка и адекватному формированию его самооценки.

В образовательный комплекс включены более 30 анимаций, демонстрирующих сложные процессы, происходящие в макро– и микромире, как правило, такие процессы не доступны непосредственному наблюдению и сложны для восприятия учащихся. Созданные анимации имеют дикторское сопровождение, подсказки, разбитый на фрагменты сюжет, это поможет ученикам в понимании и запоминании учебного материала, который часто вызывает затруднения при работе с обычным учебником. Также в образовательный комплекс вошли около сотни видеофрагментов. Они содержат разнообразные сюжеты о телах живой и неживой природы, о многообразии живых организмов, их средах обитания и способах приспособлений, а так же демонстрации некоторых опытов описанных в учебнике. Продолжительность видеофрагментов небольшая, что отвечает особенности непродолжительной концентрации внимания у младших подростков. Сочетание видеоряда и звукового сопровождения в анимациях и видеофрагментах позволяет воздействовать на разные модальности восприятия учеников, что существенно улучшает усвоение учебного материала. Возможности платформы образовательного комплекса позволяют демонстрировать анимацию или видеофрагмент на большом экране, учитель может остановиться на любом кадре и попросить ученика прокомментировать его или раскрыть содержание терминов, используемых в комментарии. При проведении демонстрации также можно отключить звук и предложить учащимся самостоятельно озвучить фильм.

В образовательный комплекс «1С:Школа. Природоведение, 5 класс» вошли разные типы интерактивных иллюстраций – интерактивные коллажи и интерактивные рисунки. Интерактивные коллажи состоят из нескольких фотографий, объединенных в одну смысловую группу для более подробного изучения природного объекта. При щелчке по любой фотографии, она увеличивается и в ряде случаев появляется дополнительный текст. Также в образовательном комплексе используются различные виды схем, статичных и интерактивных таблиц, определений и характеристик. Они помогают систематизировать информацию, представить ее в сравнении, вычленить главное, что не всегда удается при чтении учебного текста, особенно для учащихся пятых классов. Раскрывающиеся интерактивные схемы интересны постепенным вводом информации, позволяют акцентировать внимание школьников на определенном моменте изучаемого материала. Использование таких схем эффективно для обучения младших подростков, так как они способствуют развитию техники запоминания сложного учебного материала. Интерактивные схемы могут быть использованы в качестве опорных конспектов, как при фронтальной работе класса с учителем, так и при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала. Использование иллюстраций в таких схемах усиливает наглядность и подчеркивает реалистичность рассматриваемых объектов. Применение различной цветовой гамы в схемах также позволяет сконцентрировать внимание школьников на изучаемом материале. На основе принципа построения интерактивных схем были созданы интерактивные характеристики и определения, имеющие возможность постепенного ввода информации, что способствует дозированному вводу новой учебной информации, лучшему её пониманию и запоминанию школьниками.

Интерактивные задания создавались для закрепления и отработки пройденного учебного материала. Интерактивные задания включают задачи, модели, игры. Представленные задания обладают интерактивностью, тем самым повышают мотивацию школьников при работе с ними. Все типы интерактивных заданий снабжены автоматической проверкой. Кроссворды были разработаны к каждой главе для закрепления пройденных терминов.

Подборки «Проверь себя» образовательного комплекса содержат, как правило, не менее 5 тестовых вопросов к каждому параграфу. В подборки включены различные типы заданий – это задания с выбором одного правильного ответа, задания с выбором нескольких правильных ответов, а также задания, требующие ввода ответа с клавиатуры, перетаскивания объектов, на выбор ответа из выпадающего списка, на установление соответствия, а также задания с выделением цветом правильного ответа. Во всех тестовых заданиях варианты ответов перемешиваются, т.е. проходит динамическое формирование контрольных работ, обеспечивающее множество вариантов, не позволяя бездумно заучивать правильные ответы.

Ресурсы нового образовательного комплекса «1С:Школа. Природоведение. 5 класс» созданные с учётом возрастных особенностей младшего подросткового возраста, позволяют наметить рациональные пути развития восприятия, осуществить взаимосвязь восприятия с остальными познавательными  процессами, определяющими эффективность познавательной деятельности, и как итог, смягчить внутренний конфликт школьников и повысить интерес к учебной деятельности. Созданные объекты разнообразят процесс изучения сложного пропедевтического курса, избыточность учебного материала позволяет учителю учитывать уровень готовности класса и даже отдельного ученика, выстраивать индивидуальные учебные траектории, способствующие успешности обучения.


Использование интерактивной доски в обучении детей с дефектами зрения

Воронова Е.Е. (elena-vr@mail.ru)

Государственное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III—IV вида, г. Липецк (Липецкая областная специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат III—IV вида)

Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования интерактивной доски в обучении детей с ограниченными возможностями зрения.

В обучении детей с ограниченными возможностями здоровья перед учителем стоит задача не только передать ребенку определенные знания, но и, прежде всего, создать благоприятную психологическую атмосферу учения, развивающую его личностные качества.

Процесс обучения строится с учетом ряда собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения.

Очень важно выработать у больного ребенка стимул к саморазвитию, возможность самореализации в рамках конкретной учебной ситуации.

Обратимся к конкретным вопросам, которые возникают перед учителем при обучении детей с дефектами зрения.



Как подготовить материал к уроку, учитывая патологию зрения ребенка? Один из ответов на этот вопрос — использование интерактивной доски. Она:

  • позволяет учитывать требования к наглядному материалу: его сложность, специальные размеры, форму, степень контрастности, цвет, последовательность демонстрации материала;

  • позволяет проводить коррекцию и компенсацию зрительных нарушений детей за счет осуществления полисенсорного восприятия материала;

  • дает возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;

  • позволяет использовать самые разные материалы одновременно: презентационное ПО, видео-файлы, звуковые файлы, изображения и другие необходимые материалы, что способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

  • пространство доски позволяет ученику быстро найти желаемую информацию;

  • интерактивное оборудование дает возможность качественно выполнить построение графических объектов, например, на уроках математики, что невозможно выполнить на обычной доске.

Как повысить эффективность обучения, не повышая зрительную нагрузку ребенка? И снова ответ на этот вопрос — использование интерактивной доски.

Она помогает:



  • экономить время на различных этапах урока;

  • многократно использовать подготовленный материал при объяснении нового материала, при проверке домашнего задания, при тематическом повторении;

  • использовать скрытые тексты, рисунки, схемы, графики, а затем показывать во время ключевых моментов урока;

  • рассматривать ряд задач развивающего характера, использовать интеллектуальные игры;

  • выявлять уровень усвоения информации учеником, а также степень его продвижения.

Работая с больным ребенком, учителю приходится не только передавать знания по своему предмету, но и заботиться о физическом и психологическом состоянии школьника.

И опять в этом большую помощь оказывают интерактивные технологии:



  • на интерактивной доске можно стирать, восстанавливать, копировать информацию, что позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно;

  • можно проводить различные динамические, зрительные (например, повторение глазами форм различных объектов), кинезиологические, релаксирующие паузы на уроке.

  • игровые возможности доски позволяют даже самому слабому ребенку реализовать свои способности;

  • работая на интерактивной доске, ребенок оставляет след, который может служить информацией о его психологическом и физическом состоянии.

Выделим основные требования при использовании наглядных методов обучения детей с дефектами зрения:

  • избыточная количественная наглядность без достаточной специальной дифференциации применительно к программному материалу и возможностям детей может замедлить развитие творческих и мыслительных способностей ребенка, его воображение;

  • необходимо четко выделять главное, существенное при показе презентаций;

  • иллюстративная информация должна сопровождаться пояснениями;

  • не следует забывать о дозированной подаче материала;

  • материал подается в соответствующий момент урока;

  • материал должен четко соответствовать зрительной патологии ребенка, его возрасту и психофизическим особенностям.

В заключение, хотелось бы отметить, что при грамотном использовании интерактивных технологий коррекционно-педагогический процесс выступает как вид деятельности не только педагога, но и ученика. В этом процессе ребенок занимает активную творческую позицию.

Литература

  1. Тупогонов Б. К. Основы коррекционной педагогики. М.: ООО «ИТПК «Логос» ВОС», 2004. — 375 с.

  2. Умные уроки SMART/Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами. Изд-е 2-е,испр. и доп. — М.: «ИНЭК», 2008.


Реализация контрольно-оценочной деятельности через применение интерактивных технологий
в коррекционной школе VIII вида


Гарнаева Е.И., Зинатуллин И.М. (Elena-garnaeva@yandex.ru)

С(К)ОШ №7 VIII вида, г. Елабуга Республики Татарстан

Карасёва Р.М., Мурова С.Г. (rezida-malikovna@mail.ru)

С(К)ОШ №2 VIII вида, г.Йошкар-Ола Республики Марий Эл

Аннотация

Авторы данной статьи представляют материал из опыта работы специальных (коррекционных) школ VIII вида. Представлены возможности реализации контрольно-оценочной деятельности через применение интерактивных технологий.

Увеличивающийся интерес общества к проблемам социальной и трудовой адаптации учащихся со сниженным интеллектом, к проблемам их обучения и воспитания обосновывают необходимость внедрения ИКТ для повышения эффективности, качества учебно-воспитательного процесса в специальных школах.

Применение программно методических средств в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаёт условия для активного компенсаторно-результативного процесса учения, способствует повышению эффективности профессиональной деятельности учителя дефектолога.

Поскольку качество процесса обучения зависит от частоты и оперативности, с которой учителем контролируется ход и степень усвоения учащимися учебного материала, в настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя.

Представляем вашему вниманию контрольно оценочные тесты по математике для учащихся коррекционной школы VIII вида. Тесты созданы на основе Шаблона для подготовки тестов в МS PowerPoint, разработанного Комаровским А. Н. (Россошанская школа интернат, Воронежская обл.). Подробную информацию о шаблоне можно узнать на http://www.rosinka.vrn.ru/pp/index.htm

Шаблон работает в MS PowerPoint 2003 и в MS PowerPoint 2007. Не требует знания программирования. Позволяет создавать как проверочные тесты, так и обучающие контролирующие ресурсы.

Разработанные и апробированные нами тесты содержат оптимальный объём заданий, соответствующих программным требованиям. Анализ результатов тестирования даёт возможность определить потенциальные возможности каждого ученика, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учётом его психофизиологических особенностей.

Одним из критериев тестирования является время, фактически затраченное на прохождение теста. Воспитательное значение предлагаемого тестирования заключается в том, что развивается умение работать точно и чётко, соблюдая инструкции и учитывая установленное время.

Использование компьютера выглядит более естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Апробация тестов показывает, что учащиеся достаточно легко и быстро усваивают алгоритм тестирования. Большинство из них уже имеют уверенные навыки работы с клавиатурой, достаточные для тестирования. Применение ИТ вместе с другими технологиями при обучении математике может способствовать овладению самими ИТ и формированию у школьников с ОВЗ представлений о компьютере как о важном средстве познания, а не только как игрушке. Рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир. Даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачи, вследствие пробелов в знаниях побуждают часть из них обращаться за помощью к учителю. Следовательно, корригируются коммуникативные навыки.

Использование предлагаемых тестов весьма привлекательно для учителей. Не нужно отводить специального времени на проверку тестов. Удобно пользоваться учебно-контролирующей программой. Представляется возможность фронтального и индивидуального документирования результатов тестирования. Результаты тестирования служат ориентиром в организации дальнейшего обучения учащихся.

Разработанные тесты могут быть использованы в дистанционном обучении.

Таким образом, разработанные и апробированные компьютерные тесты по курсу математики коррекционных школ VIII вида обеспечивают успешную реализацию контрольно-оценочной деятельности через применение интерактивных технологий.

Литература


  1. Разработка шаблона для подготовки тестов в MS PowerPoint. Комаровский А. Н. http://www.rosinka.vrn.ru/pp/index.htm

  2. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва: Просвещение, 1989.


Использование дистанционных образовательных технологий для формирования ИКТ-компетентности педагогов коррекционных школ

Грузинова Ю.В. (alexgruz@hotmail.ru)

ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (НИРО),
Центр дистанционного обучения


Аннотация

В статье представлен опыт работы по использованию дистанционных образовательных технологий для формирования ИКТ-компетентности педагогов коррекционных школ в рамках реализации проекта «Подготовка педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в форме дистанционного обучения».

C 2009 года в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, предполагается реализация проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», предусматривающего создание в каждом субъекте РФ условий для дистанционного обучения детей - инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. Постановлением правительства Нижегородской области от 27.08.2009 г. в Нижнем Новгороде создан ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов.

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» целью использования ДОТ образовательными учреждениями является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).

По данным Минобрнауки на 2009 г., дистанционно в России дома учатся около 3 тыс. детей-инвалидов, а к концу 2012 г. их число возрастет до 30 тыс. человек. На программу «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» из федерального бюджета в 2009 г. был выделен 1 млрд руб., в 2010–2012 гг. на эти цели будет выделяться по 2,5 млрд руб. ежегодно.

Первым проектом по оснащению центров обучения детей-инвалидов компьютерами Apple в России стала московская «i-Школа», открытая в 2003 г. В настоящее время приказом № 341 Минобрнауки России от 21 сентября 2009 г. утверждены требования к персональным компьютерам, для работы детей с ограниченными возможностями, которым соответствует лишь одно устройство – Mac Mini американской компании Apple. Исследования показали, что при использовании Макинтошей учителям удается самостоятельно решить 69% всех проблем, тогда как при использовании других компьютерных платформ этот показатель падает до 16%. В настоящее время Apple предоставляет не только законченный аппаратно-программный комплекс, разработанный специально под образовательные цели (iMac и MacBook), но и набор мультимедийных приложений, повышающий эффективность изучения дисциплин. Например, любой слушатель может зайти на веб-сервер http://www.apple.com/ru/ и воспользоваться одним из многих учебных комплексов, включающих в себя тексты, видеоролики, аудиозаписи и ссылки на интернет-ресурсы по выбранной теме.

Эффективность использования дистанционных технологий во многом обусловлена уровнем профессиональной компетентности педагогов, что приобретает особое значение для работы с детьми с особыми нуждами. Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями не только в части особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, но и в области методик и технологий организации образовательного процесса, в частности в дистанционной форме, что актуализирует вопросы формирования ИКТ-компетентности педагогов коррекционных школ.

В рамках реализации проекта «Подготовка педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в форме дистанционного обучения» на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии совместно с Центром дистанционного обучения ГОУ ДПО НИРО с 2009 года реализуются курсы повышения квалификации педагогов коррекционных школ (в объеме 144 часов, в том числе 108 часов – очно и 36 часов – дистанционно). В рамках обучения педагогов рассматриваются такие темы, как:



  • дистанционные образовательные технологии в образовательном процессе

  • психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

  • информационно-коммуникационные технологии в работе учителя

  • основы работы в среде дистанционного обучения Мoodle

  • практика в среде дистанционного обучения.

На курсах учителя овладевают практическими навыками работы с программно-техническими средствами MAC (операционная система, пакет прикладных программ, программный пакет NeoOffice), осуществляют поиск информации в сети Интернет с использованием программ-обозревателей Safari, Firefox, получают представление о работе с использованием различных сервисов (электронная почта, чаты, форумы, документы совместного доступа и т.д.), осуществляют взаимодействие в Нижегородском педагогическом сообществе «ССКРО НО – сообщество специалистов коррекционно-развивающего обучения Нижегородской области» в «Открытом классе» (www.openclass.ru), приобретают опыт организации деятельности в среде дистанционного обучения Moodle (на базе курсов «I-школы»).

Существенную роль в формировании ИКТ-компетентности учителей коррекционных образовательных учреждений также играет освоение программы SKYPE и овладение в процессе повышения квалификации практическими навыками проведения дистанционных уроков, видеосвязи, работы с учащимися в чате и обмена файлами, в том числе при планировании домашних заданий.

В Центре ДО и на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии организована на системной основе консультативно-методическая поддержка учителям, осуществляющим дистанционное обучение детей-инвалидов.

Практика показывает, что системное использование информационно-коммуникационных технологий и технологий дистанционного обучения при условии ИКТ-компетентности педагогов значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами качественного образования, успешного освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.


проведение конкурса сканографии в коррекционной школе-интернате

Хазова Е.Н. (khaz-elena@yandex.ru)

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Новотроицка» (ГСОУ “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Новотроицка»)

Аннотация

Статья об организации и проведении конкурса сканографии в коррекционной школе-интернате.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Новотроицка – образовательное учреждение, соединившее три формы образования: общее, дополнительное и коррекционное. В школе обучаются учащиеся с нарушениями зрения, а также сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Приоритетная задача, которая стоит перед педагогами нашей школы – сохранение здоровья детей, развитие личности ученика.

Деятельность учителя в интернате включает:


  • обучение на оптимальном уровне сложности, вариативности средств и методов обучения, работе в привычном для ребенка индивидуальном темпе, выбор индивидуальной образовательной траектории;

  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы, формирование положительной мотивации к учению;

  • совместное проектирование индивидуально-личностного и творческого развития каждого ребенка;

  • развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры.

Системообразующим видом деятельности в воспитательной системе школы стало дополнительное образование детей.

Развитие творческих способностей детей, реализацию их интересов обеспечивают 19 творческих коллективов дополнительного образования. Все программы дополнительного образования представляют различные формы социокультурной реабилитации детей-инвалидов, детей-сирот.

Для информатизации дополнительного образования в школе была разработана методика применения информационных технологий во внеурочной деятельности школьников, организована деятельность таким образом, чтобы учащиеся получали навыки самостоятельной работы со средствами информационных технологий.

В рамках кружка информатики в школе создано творческое объединение «Компьютерный клуб». Координатором клуба является учитель информатики.

Одно из направлений работы «Компьютерного клуба» - организация и проведение школьных конкурсов по информатике и конкурсов с использованием информационных технологий.

Ежегодно в рамках методического фестиваля учителей школы-интерната проводятся конкурсы:



  • конкурс компьютерных рисунков;

  • конкурс компьютерных ребусов;

  • конкурс тематических презентаций;

  • конкуры полиграфической продукции;

  • конкурс «Самый быстрый» (скорость печати текста) и др.

Большой интерес у учащихся вызвал конкурс сканографии. Идея провести такой конкурс в школе появилась после участия воспитанников интерната во Всероссийском конкурсе детского компьютерного творчества «Волшебная мышь». К сожалению, конкурс сейчас закрыт, поэтому было принято решение проводить его в школе.

Сканография – это сканированные и обработанные на компьютере изображения. В сканографии предметы кладутся непосредственно на стекло сканера и после сканирования распечатываются как обычные цифровые фотографии. Сканография занимает место между фотографией и иллюстрацией. Фотографию, полученную путем сканирования, называют сканограммой.

Цели проведения:

Обучающая: совершенствование у учащихся навыков работы со сканером и обработки графических изображений.

Развивающие и коррекционные: развитие творческого, образного мышления, развитие эстетического вкуса, коррекция зрительного восприятия.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету, повышение мотивации к учебе.

Задачи:


  • формирование навыков использования программ для работы со сканером,

  • формирование навыков обработки сканированных изображений;

Критерии оценки:

  • качество изображения;

  • оригинальность идеи;

  • соблюдение технических требований.

Технические требования: не допускается никакое редактирование изображения, кроме изменения яркости, контрастности, насыщенности цветов.

Работа по созданию сканограмм с помощью компьютера является отличным способом для учащихся применить свои знания, полученные на уроках информатики. Данное задание способствует закреплению навыков работы со сканером, интегрирует в себе все знания, полученные ранее, является хорошим способом для закрепления знаний и умений работы в графическом редакторе. Формируются навыки по редактированию контрастности, яркости изображений, ребята учатся менять насыщенность цветов. Создание сканограмм является мощным средством развития творческих способностей учащихся, развивает воображение, фантазию, познавательный интерес. Повышается учебная мотивация.

Составление сканограмм – творческая работа, учащиеся не просто должны сделать красивую картинку, а вложить в нее определенный смысл, донести свою идею до окружающих и отразить в названии работы. В ходе работы ребята проявили большой интерес, творчество, придумали много интересных и оригинальных работ.

Литература


  1. Жихарев A.M. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей: Кн. для воспитателя. (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1984.

  2. Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы ХIII Международ. конференции – М., 2003 – ч.II, с.103-104.

  3. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно – практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004







Список Авторов


А

Агейчев О.М. 384

Адрианов Н.М. 256

Алексеев В.А. 352

Алексеев М.Ю. 19

Алексеева О.С. 19

Антонова Е.А. 21

Антюшина В.Н. 257

Аржаков А.В. 353

Артыкова Ю.А. 355

Астрахарчик Г.Е. 78

Астрахарчик Н.А. 78

Афанасьева Т.Н. 80

Ахмедов З.Г. 82

Ахмедов Н.Б. 83

Ахмедова У.Г. 82



Б

Бабаева Ф.Ш. 386

Баграмова И.А. 387

Байкова А.А. 84

Бакиева Э.Ф. 22

Баксанский О.Е. 300

Балденков Г.Н. 302

Безруков А.И. 303, 305

Белова Е.В. 389

Бильгаева Л.П. 259

Бильченко А.К. 24

Бильченко К.Д. 24

Бирюков С.В. 240

Бирюкова Т.Е. 86, 87

Бобровский С.М. 26

Богданов М.В. 391

Богданова С. В. 357

Борис А.А. 444

Борис С.И. 444

Борисов Н.А. 307

Босова А.Ю. 28, 30

Босова Л.Л. 31

Бревнова Ю.А. 89

Бруева М.П. 90

Брумштейн Ю.М. 230

Бугайко Е.В. 92

Буланова Н.А. 93

Бурыкин И.Г. 256



В

Вайндорф-Сысоева М.Е. 97

Виноградов М.С. 78

Вихрев В.В. 334, 361

Власова М.А. 392

Водопьянова В.П. 99, 263

Волкова Р.А. 101

Володина Е.В. 242

Воробьева М.С. 244

Воробьева Н.Е. 103

Воронов М.В. 264

Воронова Е.Е. 446



Г

Габдрахманова К.Ф. 105

Ганжалова Т.И. 107

Гарнаева Е.И. 448

Гасанов Э.В 34, 245

Гащенко Е.Г. 365

Герасименко Л.А. 36

Герасименко Н.И. 36

Герасименко Т.Н. 36

Главацкий С.Т. 256

Гнедкова Н.П. 110

Гомулина Н.Н. 309

Горохова Р.И. 310

Грамаков Д.А. 247

Григорьев В.К. 394

Григорьева А.Н. 266

Гришечко А.В. 112

Гришкина М.П. 38

Грузинова Ю.В. 449

Губарева Н.А. 115

Гурская Н.В. 117

Гусятников В.Н. 305

Гущина Л.Н. 368

Д

Давыдова Н.А. 120

Дамбаева С.В. 259

Дергилёва Н.И. 397

Дернова Л.А. 121

Диков А.В. 41

Димов Е.Д. 123

Друшляков Г.И. 400



Е

Евтушенко К.Н. 370

Ельцов А.В. 403

Ефанов Д.В. 124



Ж

Жигилей И.М. 313



З

Загорский В.В. 120

Зайцев А.Н. 128, 404

Залесский Л.А. 130

Заякина Л.А. 315

Зверева М.И. 134

Зверева Т.И. 136

Зинатуллин И.М. 448

Зубченок Н.Е. 30

Зыкин П.В. 137

Зыкина С.В. 317

И

Ибрагимов А.М. 124

Иванов А.Б. 256

Иванов Н.В. 34, 245

Иванова Н.И. 406

Иванова С.В. 42

Игнатова А.Р. 408

Иншаков М.В. 336

Исабекова Т.И. 139

К

Карасёва Р.М. 448

Карпунина Е.А. 248

Кац А.М. 319

Каширина О.Н. 250

Керусенко Н.М. 140

Ким Е.П. 268

Кириллов В.А. 269

Киселёв В.В. 271

Китаевская Т.Ю. 141

Клинаев Ю.В. 319

Ковальчук А.К. 273, 274

Колобков А.Г. 321

Колодкин И.В. 143, 410, 412

Кондратьева Г.С. 414

Конников П.В. 43

Коржова Т.В. 303

Корнеева Н.А. 145

Корнилов В.С. 322

Королева О.К. 371

Корольков В.И. 418

Королькова А.В. 275

Короповская В.П. 148

Корчажкина О.М. 151

Кочеткова Н.А. 276

Крупа Т.В. 355

Крюкова Т.В. 232

Кувакина Е.С. 153

Кузько А.Е. 154

Куликова Н.Ф. 387

Кулябов Д.С. 275

Кучер Е.Н. 300, 313

Кучер Н.П. 404

Кушнир Ю.В. 101



Л

Лазарев А.Н. 154

Лапшина Л.В. 324

Левченко С.П. 156

Лепская Н.А. 419

Леухина И.Г. 158

Липартелиани О.Н. 160, 325

Лисицына Г.О. 162

Литвинова Т.Н. 163

Лозенко Г.Ф. 44

Ломова Е.А. 46

Лосева О.И. 165

Лужецкая С.А. 370

Львова Е.А. 168

Люблинская Н.Н. 365

М

Майер Р.В. 169

Макаров Е.Ю. 282

Маликова Ж.Г. 171

Малышева Е.Ю. 26

Мальцева Ю.В. 421

Манжула А.М.. 279

Мартышева Н.А. 424

Матвеева О.А. 168

Матвийчук А.В. 173

Махмудов М.Н. 403

Махмудова Ш.Д. 283

Машков С.А. 128

Медведева Н.Н. 47

Медведева О.В. 286

Минченко М.М. 426

Миняйлов В.В. 120

Мирошникова Н.Р. 327

Митрофанова О.Г. 175

Можаева Г.В. 176, 288

Морозова Е.С. 86, 87

Москалев А.Н. 375

Муратханов И.М. 139

Мурашев Д.А. 90

Мурова С.Г. 448

Н

Назаренко Э.Г. 400

Назипова З.З. 325

Найханов В.В. 259

Нечаева К.М. 148

Никитенко С.М. 178

Никифоров В.Ю. 179

Никишина И.Н. 49

Никулова Г.А. 375

Новоселова Е.А. 107



О

Одинцов А.А. 256

Онищенко Н.В. 303

Ордынцев П.А. 394

Осипов И.А. 51

Осипова О.П. 290

Осипова С.Ю. 180

П

Палеева М.Л. 182

Парамонова И.В. 86

Пиняскин В.В. 139

Подгорный А.Н. 230

Поддоскина И.Б. 184

Подласов С.А. 173

Полищук О.Б. 185

Пономарева Н.И. 187

Пономарева Т.Х. 41

Попов С.В. 353

Порощай И.П. 330

Прилепина А.В. 250

Пронкина Л.Н. 331

Пронуза Н.В. 189

Пучков Н.П. 190



Р

Раздоров И.Н. 353

Распопов В.Б. 233, 279

Рассказова Ю.Н. 192

Роберт И.В. 8

Романова Н.И. 331

Романова Н.Н. 194

Ромашко И.В. 195

Румянцева И.В. 197

Руцкий Д.А. 200


<< предыдущая страница   следующая страница >>