Computer Using Educators Inc., Usa материалы XXI международной конференции Применение новых технологий в образовании - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Computer Using Educators Inc., Usa материалы XVI международной конференции... 17 4874.64kb.
Сборник материалов конференции «Политика как фактор инновационного... 4 1372.02kb.
В г. Домодедово Глобализация и предпринимательство: национально-государственные... 1 99.05kb.
К. ф м. н. Сабирова Ф. М 1 86.19kb.
Бытие человека и экология языка 1 68.39kb.
Опыт классной комнаты – культура пассивности 1 132.52kb.
Международной конференции в Кейптауне 1 62.99kb.
Индивидуализация и дифференциация при обучении иностранному языку... 1 75.93kb.
Судьба средств массовой информации в ХХI веке обсуждалась на II международной... 1 63.92kb.
Акимов Анатолий Евгеньевич, директор Международного института теоретической... 1 80.75kb.
Программа Тринадцатой международной научно-практической конференции... 1 144.01kb.
Дональд Эрвин Кнут 1 17.85kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Computer Using Educators Inc., Usa материалы XXI международной конференции Применение - страница №27/29


Литература


  1. Акимова М.К. «Учёт психологических особенностей учащегося» журнал  «Вопросы психологии» № 6 –1988 г. стр. 71

  2. Стрезикозин В.П. «Актуальные  проблемы начального обучения» ст. «Обеспечении доступности начального обучения» стр. 163

  3. Суслова Л. Н. «Исследовательская деятельность младших школьников» Материалы интернет: Сеть творческих учителей

  4. Хоцкая С.Ю «ИКТ в начальной школе. Требования сегодняшнего дня» «Лидеры образования» 2007 г. 


ВОЗМОЖНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВОЙ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Минченко М.М., к.э.н. (mm_min@mail.ru)

Лицей информационных технологий № 1537, г. Москва

Аннотация

Рассмотрены возможности индивидуализации при планировании и организации учебной деятельности с использованием средств авторской системы информационно-коммуникационного сопровождения образовательного процесса: построение каждым учителем для каждого ученика своего предметного учебного информационного пространства, формирование индивидуальных графиков мероприятий и др.

Сегодня можно констатировать наметившееся противоречие между традиционными способами организации образовательного процесса в школе и тенденцией повсеместной компьютеризации. Кроме того, зачастую наблюдается слабое информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса при традиционных способах его организации. Решение обозначенных проблем возможно на основе перехода к индивидуализированному планированию учебной деятельности с использованием средств современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это должно сформировать образовательную среду, обеспечивающую на новом уровне достижение важнейших целей образования – таких, как повышение качества обучения.

В Лицее информационных технологий № 1537 города Москвы основным инструментом информатизации образовательной среды стало создание Системы удаленной обработки информации «Лицей: Учебный процесс» (автор-разработчик Минченко М.М.: регистр. свид. Госкоорцентра информационных технологий Рособразования № 6598 от 13.07.2006) (далее – СУОИ). СУОИ представляет собой авторскую разработку сетевой системы сопровождения образовательного процесса школы, апробированную в реальной практике и отмеченную экспертной комиссией АПКиППРО и МИОО сертификатом качества инновации.

Первый этап внедрения и эксплуатации СУОИ позволил обеспечить: оперативное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса на «едином информационном поле»; усиление оперативного контроля основных индикаторов учебного процесса; формирование электронного документооборота; повышение информированности субъектов образовательного процесса о его основных характеристиках; усиление взаимодействия с учащимися и родителями; подготовку учителей нового поколения, активизацию использования ИКТ в образовательном процессе.

В части влияния на качество обучения СУОИ: предоставляет средства непрерывного контроля качества текущих результатов обучения и других параметров учебно-воспитательного процесса с позиции каждого его участника; способствует выявлению «проблемных точек» образовательного процесса – на основе функций обобщающего мониторинга; обеспечивает перевод образовательной системы на новый качественный уровень – на основе развития форм адресного информационного обмена на «едином информационном поле».

Следующим шагом к повышению качества обучения становится функциональное совершенствование СУОИ в направлении возможностей индивидуального планирования учебной деятельности: построение каждым учителем для каждого ученика своего предметного учебного информационного пространства; формирование для каждого субъекта образовательного процесса индивидуального графика мероприятий и т.п.

Реализуемая в СУОИ концепция индивидуального предметного информационного пространства предполагает, что учитель получает возможность формирования электронного систематизированного банка документов (материалов к урокам), наборов интерактивных тестов и урочно-тематических планирований. Конкретное электронное планирование играет центральную роль в построении предметного информационного пространства – с его помощью учитель связывает имеющиеся в его электронном банке учебно-дидактические материалы и интерактивные тесты с соответствующей поурочной реализацией в учебном процессе с конкретными группами учащихся.

При таком подходе можно выделить следующие виды деятельности учителя в СУОИ: формирование банка электронных документов-файлов (учебно-дидактических материалов); формирование систематизированного набора интерактивных тестов; формирование набора урочно-тематических планирований; тематическая привязка материалов из «Банка документов» и интерактивных тестов из «Набора тестов» к конкретному планированию; привязка планирования из «Набора планирований» к конкретным группам учащихся; реализация планирования в учебном процессе.

Создание нового интерактивного теста в режиме СУОИ «Конструктор тестов» проводится по следующим уровням: 1) добавление нового теста в «Набор тестов»; 2) определение перечня вопросов теста; 3) определение перечня вариантов ответа на каждый из вопросов. При этом не накладывается каких-либо ограничений на количество вопросов в тесте и вариантов ответа в каждом вопросе, а также обеспечивается возможность выбора типа ответов на каждый вопрос.

Описание урочно-тематического планирования в СУОИ проводится по следующим уровням: 1) добавление нового планирования в «Набор планирований»; 2) определение перечня крупных тем; 3) определение перечня уроков в каждой теме; 4) привязка материалов из банка документов и интерактивных тестов к конкретным урокам с классификацией по видам (лекционные/дидактические/домашние задания).

Каждое планирование может сопровождаться списками литературы, а также методическими рекомендациями по изучению курса.

В процессе реализации урочно-тематического планирования в учебном процессе с конкретными группами учащихся учитель с использованием СУОИ: проставляет даты уроков; определяет форму доступа к привязанным к темам материалам; получает тематически привязанные материалы от учащихся (например, выполненные задания); выставляет оценки за классную и внеклассную работу по темам; ведет учет посещаемости уроков; реализует адресный обмен сообщениями по изучаемой теме (по линиям «учитель-ученик», «учитель-родители» и «ученик-ученик»), в т.ч. как форму удаленного консультирования ученика.

В контексте индивидуального планирования учебной деятельности важное значение приобретает также функция «График мероприятий», расширяющая систему адресного обмена информационными сообщениями с добавлением календарно-временной привязки. Основные шаги формирования индивидуального электронного графика мероприятий в СУОИ: выбор календарной даты – выбор категории адресатов – выбор конкретного адресата/группы адресатов – описание мероприятия с указанием категории, даты/времени и места проведения.

Описанный подход позволяет сформировать индивидуальное информационное пространство каждого ученика и учителя по каждому изучаемому/преподаваемому предмету и, в конечном счете, повысить эффективность организации и качество обучения по предмету.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Сергеева Н.Н. (bog_school@mail.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Богородское муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан (МОБУ СОШ с. Богородское)

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является одной из главных задач, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями.

При устоявшейся тенденции постоянного роста технического прогресса в области информационных технологий, именно школа, являясь первым, наиболее ответственным элементом системы образования, призвана осуществлять качественную подготовку к грамотному и эффективному использованию новых информационных технологий, чтобы не быть слабым звеном в системе и способствовать повышению уровня общественного развития.

Для успешной адаптации в этих условиях школа становится перед необходимостью выработать новые подходы к информационному обеспечению управленческой деятельности. Внедрение информационных технологий позволяет более широко охватить понятие управления учебным процессом, перейти от общего управления школой к управлению процессом обучения каждого учащегося и, таким образом, способствует практическому осуществлению личностно-ориентированного подхода к субъекту учебного процесса.

Я хочу представить нашу школу и предложить вашему вниманию опыт работы по теме “Информатизация школьного образования: опыт, проблемы, перспективы развития”. Наша школа основана 1980 году. На 1 сентября 2009 года в школе обучается 60 учащихся, 9 классов-комплектов.

В школе работают 16 педагогов. Более 50% учителей школы готовы к использованию информационно-коммуникационных технологий и широко используют их в своей работе, 19% педагогов имеют дипломы об окончании курсов «Пользователь ПК», своим опытом они делятся с коллегами и оказывают помощь в применении информационно-коммуникационных технологий в работе. Применяются мультимедийные средства обучения и современное оборудование на уроках и во внеклассной деятельности.

В школе имеются один из лучших среди сельских школ кабинет информатики .

Достижения педагогического коллектива

Одним из наиболее важных направлений работы школы является информатизация образовательного процесса.

Процесс информатизации в каждой школе осуществляется по-разному. В 2009 году в нашей школе была разработана программа информатизации МОБУ СОШ с.Богородское на период 2009-2012 гг. «Создание единого информационного пространства школы» цели, которой являются:


  • поиск оптимальных вариантов использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе для повышения качества образования;

  • формирование информационной и коммуникативной культуры учителей и учащихся;

  • создание условий, способствующих внедрению новых информационных технологий во все сферы жизни образовательного учреждения (учебный процесс, управление, воспитательную деятельность).

В ходе работы по информатизации велась работа по созданию кабинета информатики; обучению административного и преподавательского состава основам работы со средствами информатизации, методам их использования в УП и во внеурочной работе; создан фонд программных средств: программно-методическое сопровождение по различным дисциплинам; включение элементов информатики в программу других предметов для обеспечения непрерывности в применении ИТ; по выходу в глобальные сети.

Информатизация нашей школы развивается по следующим направлениям, каждое из которых имеет комплекс специфических проблем:

1. Овладение всеми школьниками информационной культурой, обучение педагогов компьютерным информационным технологиям, знакомство с имеющимся готовым учебным программным обеспечением;

2. Совершенствование содержания образования курса информатики, организация непрерывного изучения информатики на всех ступенях обучения;

3. Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе: использование компьютера как средства обучения на всех учебных предметах, проведение пробных занятий с использованием ИТ, апробировалась и внедрялась в учебный процесс методика использования ИТ по различным дисциплинам, организация и проведение научно-исследовательской конференции учащихся «Устремим ум на радость творчества», организация издательской деятельности на компьютерной базе;

4. Управление школой: компьютеризация управленческой деятельности всех уровней, оказание информационно-методической помощи всем категориям педагогических работников;



Административно-управленческая работа

Принятие правильных и своевременных управленческих решений невозможно без владения информацией.

Режим управления нашей школой состоит из трех этапов: сбора информации, ее анализа и принятия воздействующих решений.

В школе решаются задачи по созданию единой базы данных. Так, в школе создана база данных “Кадры” на педагогических работников, которая включает в себя анкетные данные; мониторинг педагогической деятельности; рост педагогического мастерства и т.д., создан банк данных «Одаренные дети»

В школе началась работа по автоматизации информационного пространства с использованием программного обеспечения для составления расписания ХроноГраф 3.0 Мастер

Повышение квалификации педагогических кадров

Одним из основных в области информационных технологий является кадровое обеспечение.

Эффективность применения новых информационных технологий в образовательном процессе зависит не только от качества и дидактических возможностей соответствующих аппаратных и программных средств, но и от мастерства учителя, его компетентности и готовности к практическому применению новых информационных технологий и образовательных электронных ресурсов в процессе преподавания.

В школе постоянно учителем информатики Сергеевой Н.Н. даются консультации учителям-предметникам по применению информационных технологий в УВП.

Четыре педагога окончили курсы «Пользователь ПК», они так же делятся своим опытом с коллегами и оказывают помощь в применении информационно-коммуникационных технологий в работе.

Научно-методическая работа

Результатом применения информационных коммуникационных технологий в научно-методической работе являются информационные банки данных по содержанию образования, педагогическим технологиям, материалам различных форм организации методической работы, открытым урокам.

Свой опыт проведения медиауроков, уроков-презентаций учителя школы представляют на школьных семинарах. Аттестующиеся учителя обязательно разрабатывают открытые уроки и мероприятии с использованием ИКТ. В 2008-2009 уч.году аттестовались 2 педагога: Ивушкина И.В. на высшую квалификационную категорию, разработала и провела урок-презентацию по родному языку; Шибанова Е.Г. на I квалификационную категорию разработала и провела медиа-урок по культуре Башкортостана «Башкирский государственный академический ансамбль народного танца им. Ф.Гаскарова»

Классные руководители активно стали пополнять методическую копилку школы электронными материалами к классным часам. Так, например, в течение 2008/2009 уч.года были проведены классные часы по пожарной безопасности с использованием наработанных презентаций.

Были подготовлены:


  • компьютерная презентация к Дню Победы;

  • презентации к районному семинару заместителей директоров по УВР «Организация исследовательской и творческой деятельности обучающихся и педагогов»;

  • презентации к краеведческим и исследовательским работам учащихся —участникам научного общества учащихся «Поиск»;

Такая нетрадиционная организация занятий повышает эффективность самостоятельной работы, дает новые возможности для творчества, позволяет реализовать новые формы и методы обучения.

С развитием компьютерных технологий в нашей школе методическая работа стала более оперативной. Пополняется банк передового опыта. Учителям предоставляется информация об опыте коллег, оказывается помощь в работе и оформлении материалов с помощью персонального компьютера.



Совершенствование содержания образования курса информатики

В рамках реализации этого направления мы решаем вопрос повышения качества образования по информатике и информационным технологиям, подготавливая почву для возможности эффективного использования ИКТ на предметных уроках.

В нашей школе изучение информатики и информационных технологий начинается с 5-го класса (5-8, 9-е классы—базовый курс, 10-11-е классы —общеобразовательный курс).

Сегодня изменился подход к изучению информатики:



  • целью стало не обучение программированию, а формирование алгоритмического мышления, которое поможет школьнику быстро адаптироваться к любой компьютерной среде;

  • важнейшей задачей стало формирование информационной и коммуникативной культуры, помогающей ориентироваться в потоке информации, организуя ее поиск и обработку.

Поскольку информатика становится базовой образовательной областью, то ее изучение в школе должно начинаться как можно раньше. К примеру со 2 класса, но для нашей школы это еще проблемно.

Компьютерные коммуникации способны решать многие педагогические задачи творческого, интеллектуального развития учащихся. Ежегодно мы участвуем в муниципальных конкурсах по информационным технологиям. В 2008 году учащаяся 8-го класса Сергеева К. признана лауреатом муниципального конкурса работ по информационным технологиям «КРИТ-2008» в номинации «Юный аниматор —видеозапись, монтаж».



Медиа-урок

Активно используются компьютерные информационные технологии в образовательном процессе.

Систематическая работа по использованию компьютера как средства моделирования явлений и законов проводится учителем физики.

Разработана серия медиа-уроков по математике, информатике, русскому языку, культуре Башкортостана, в которых дидактической составляющей являются мультимедийные презентации с тестирующим блоком, дополнительные материалы с образовательных сайтов Интернета.

Только за 2008/2009 учебный год было проведено более 10 медиа-уроков и внеклассных мероприятий.

Участница конкурса “Учитель года-2008” Ивушкина И.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, заняла II место в районе, ею был представлен опыт работы и дан урок с использованием информационных технологий, что позволило добиться определенных успехов. В этом же году она приняла участие в республиканском конкурсе «Учитель года русского языка и литературы»

По нашему мнению, применение компьютерных технологий на уроках позволило сделать образовательный процесс более красочным, динамичным, насыщенным.

Желательно оборудование каждого учебного кабинета компьютером.



Развитие творческих способностей учащихся

Компьютерный класс школы открыт для свободного доступа учащихся. Ребята старших классов под руководством учителей-предметников создают компьютерные проекты, реализующие знания, полученные на других уроках. С интересными, нестандартными проектами наши учащиеся принимают участие в конкурсах, научно-практических конференциях.

Рост профессионального мастерства педагогов находит отражение в исследовательской деятельности. В 2008-2009уч.году учителями школы совместно с учащимися разработаны следующие работы с использованием презентаций:


  • «Изучение экологии водоема Большой пруд с.Богородское»—эта работа заняла 1 место в муниципальном этапе НПК «Лаборатория XXI века» и представлена на республиканской НПК;

  • «Средства раскрытия образа Плюшкина в поэме Гоголя «Мертвые души»» представлена на школьной НПК «Устремим ум на радость творчества»;

  • Несколько работ по краеведению.

Воспитательная работа. Издательская деятельность

Использование компьютерных технологий помогает осуществлению воспитательного процесса в нашей школе.

Учителя и ученики получили новые перспективы творческой работы, появился опыт работы с большим количеством текстовой информации, они научились редактировать и правильно оформлять полученный материал.

Улучшились умения и навыки работы с компьютером и его периферией. Третий год в школе издается школьная газета “Зеркало”, которая набирается и редактируется на компьютере.

Использование компьютерных технологий оказывает значительную помощь в обработке и накоплении материала учителями-предметниками и классными руководителями.

В школе собран и обобщён опыт работы классных руководителей, имеется сценарный отдел классных часов, праздников, внеурочных мероприятий в компьютерном варианте.



Психолого-педагогические и социальные исследования

С точки зрения психологии применение информационно-коммуникационных технологий сделало более динамичными и эффективными все стороны школьной жизни.

Подготовка и проведение медиа-уроков, внеклассных мероприятий, участие в проектной деятельности способствовали развитию креативности педагогов и учащихся, повысили эффективность педагогической деятельности.

Электронные образовательные ресурсы облегчили труд учителя, насытили уроки наглядным материалом, сделали их более эмоциональными, динамичными, интенсивными. Использование компьютерных технологий активизировало познавательную деятельность учащихся, повысило мотивацию учения, информационную и коммуникационную компетентность учащихся, что способствовало лучшей адаптации в социуме.

Работа с компьютером помогает учащимся чётко, систематизировано излагать свои мысли в письменном виде, анализировать информацию, приучает доводить дело до конца.

Информатизация школьного образовательного пространства сплотила ученический и педагогический коллектив, создала творческий микроклимат и толерантные отношения.



Перспективы развития информационного пространства школы

На сегодняшний день в школе создана определенная материально-техническая база:



  • кабинет информатики;

  • медиатека, состоящая из следующих хранилищ: фонотеки—аудиокассеты и компакт-диски; видеотеки—видеокассеты; библиотеки—книги, журналы, газеты и др. печатные информационные ресурсы; дискетотеки—дискеты, CD-диски, DVD-диски;

  • автономные персональные компьютеры используют в работе секретарь-делопроизводитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а также заместитель директора по воспитательной работе, библиотекарь.

В перспективе мы планируем:

  • создать школьный сайт;

  • открыть кабинет, оборудованный компьютером для проведения медиа-уроков учителями-предметниками;

  • создать единую сеть учебного заведения.

  • Обучение учителей-предметников работе с информационной системой автоматизация школы «1С: ХроноГраф. Школа»

Таким образом, наш педагогический коллектив работает над созданием в школе единого открытого, доступного педагогам, ученикам и другим специалистам школы, информационного пространства, целостной информационной среды, комплексно отражающей жизнедеятельность нашего образовательного учреждения.
Информационная среда методического центра

Цветкова А.Л. (drcitanna@mail.ru)

ГОУ дополнительного профессионального образования (ПК) специалистов Окружной методический центр Северо-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы (ГОУ ОМЦ СЗОУО)

Информатизация образования делает особенно важными задачи методического сопровождения образовательного процесса. Эти задачи не могут быть решены без наличия профессиональной ИКТ-компетентности методистов, развития методических информационных пространств, создания информационной среды (далее ИС) методического центра. При построении ИС нашего методического центра был использован модульный принцип. ИС состоит из отдельных модулей, но имеет единую точку входа – портал СЗОУО, на котором размещены ссылки на сайты всех ОУ округа. Именно портал, с помощью системы ссылок, должен связывать в единое целое информационное образовательное пространство.

Практически во всех развитых странах мира происходят процессы реформирования образования, его переориентация на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблематику и искать пути ее рационального решения.

Информатизация системы образования, «приведение этой системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества» [1], является неотъемлемой составляющей информатизации общества, выступает в качестве определяющего информационного и коммуникационного базиса развития образования.

Главная цель информатизации образования состоит «…в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества» [2].

Информатизация образования делает особенно важными задачи методического сопровождения образовательного процесса. Эти задачи не могут быть решены без наличия профессиональной ИКТ-компетентности методистов, развития методических информационных пространств, создания информационной среды (далее ИС) методического центра.

В настоящее время, в связи с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий в образование, часто используются термины «информационное образовательное пространство» и «информационная образовательная среда». Попробуем определиться с этими двумя понятиями.

«Информационно-образовательное пространство определяется как пространство осуществления личностных изменений людей в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий, возрастающая роль которых в организации образовательной деятельности определяет актуальность задачи конструирования и структурирования информационного образовательного пространства как отдельно взятого учебного заведения, так и региона и отрасли в целом» [3]

«Информационная среда – система обновляемых информационных объектов, которая предполагает:


  • Возможность для изучения и преподавания любого учебного курса с использованием ИКТ;

  • Планирование образовательного и методического процесса, его обеспечение методическими ресурсами с фиксацией плана и его выполнения в информационной среде;

  • Фиксацию в информационной среде результатов деятельности участников ОП;

  • Прозрачность образовательного процесса для педагогического сообщества, родителей и общества;

  • Делопроизводство и коммуникацию между участниками образовательного процесса в информационной среде;

  • Управление образовательным процессом с использованием всех перечисленных выше возможностей»[1].

Впервые концепция информационной среды была разработана Ю.А. Шрейдером, который в качестве особенностей информационной среды выделяет ее способность предоставить «возможность получения необходимых данных, сведений, гипотез, теорий и пр.»

Таким образом, информационное пространство не тождественно информационной среде: существуя в одном и том же информационном пространстве, человек может переходить из одной информационной среды в другую, например, при переходе на новую ступень обучения. Этот переход происходит в рамках одного информационного образовательного пространства. Если информационное образовательное пространство образуется в результате деятельности всей системы образования и достаточно устойчиво к изменениям, то информационная среда – вещь более технологичная и создается усилиями конкретных людей. Т.е. информационная образовательная среда есть та платформа, которая позволяет поддерживать существование информационного образовательного пространства.

При построении информационной среды методического центра был использован модульный принцип. Причины, побудившие сделать это следующие:


  1. Различная направленность методической работы, требующая различных технологических подходов;

  2. Возможность использования готовых образовательных решений (порталов, сервисов);

  3. Обеспечение устойчивости функционирования МИОП.

ИС состоит из отдельных модулей, но имеет единую точку входа – портал СЗОУО, на котором размещены ссылки на сайты всех ОУ округа. Именно портал, с помощью системы ссылок, должен связывать в единое целое информационное образовательное пространство.

В структуре ИС обозначены те порталы, на которых участники экспериментальных лабораторий и методисты, работающие по различным методическим направлениям, непосредственно создают информационные ресурсы. Это портал Городского методического центра – www.mioo.seminfo.ru, Лаборатории дистанционного повышения квалификации педагогов – www.learning.9151394.ru, портал Единой образовательной информационной среды – www.eois.mskobr.ru.

Особое место в ИС занимает телекоммуникативный образовательный центр (далее ТОЦ) – www.rcsz-tcc.ru. На нем находят отражение основные окружные инициативы, такие как Месячник открытых уроков «Современный урок», Панорама педагогических достижений на Северо-Западе, конкурс «Будущее Северо-Запада», дистанционные проекты и др.

Интернета. При создании информационной среды решается и задача создания коллекции видео-образцов, которая т формируется на портале RuTube, где уже создан канал методического центра. Используя возможности этого ресурса, организуются и Интернет-трансляции (потоковое вещание) наиболее значимых событий, происходящих в образовательной деятельности округа.

Информационная среда методического центра является открытой информационной системой и имеет связи с другими образовательными ресурсами.

Во всей системе образования дистанционные технологии начинают играть все большую роль. Все основные процессы методической поддержки в целом должны быть погружены в цифровую информационную среду. Благодаря этому взаимодействие между участниками образовательного процесса должно становиться одновременно более оперативным и более насыщенным благодаря дистанционным технологиям, обеспечивая открытость образовательного процесса, позволяя увеличить охват целевой аудитории, а использование интерактивных форм методической поддержки позволит повысить оперативность такой поддержки.



Литература

  1. Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы, – М., 2009 г.

  2. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации высшей школы. – М., 1998 г.

  3. Богословский Владимир Игоревич, Извозчиков Валерий Александрович, Потемкин Михаил Николаевич Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (РГПУ им. А.И.Герцена), г.Санкт-Петербург. Материалы Конференции «ИТО-2000».


ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Чернецкая Т.А. (chernecktatyana@yandex.ru)

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
(МУПОЧ «Дубна»)


Аннотация

Рассматривается проблема профессиональной ориентации молодежи и возможность ее эффективного решения с использованием дистанционной системы профориентационного тестирования.

Высокие темпы развития экономики, конкуренция на рынке труда требуют от современного человека постоянного повышения профессионализма, получения дополнительной или даже новой квалификации. Однако не менее важной является задача выбора человеком необходимого ему профиля профессионального образования, одним из инструментов решения которой может стать применение информационно-коммуникационных технологий в профориентационной работе.

На российском рынке труда уже сегодня ощущается недостаток молодежи, и с течением времени эта ситуация только ухудшится в связи с негативной демографической ситуацией в нашей стране. Проблему усугубляет тот факт, что молодой человек нередко испытывает затруднения с выбором направления дальнейшего профессионального обучения. По данным социологических исследований [2], в настоящее время население, и особенно молодежь, дезориентированы на рынке труда, престиж ранее популярных профессий упал, профориентационная работа не соответствует современным требованиям, несмотря на большое количество имеющихся теоретических, научно-методических и практических разработок, направленных на профориентацию молодежи.

Сегодня необходима грамотная, соответствующая современным требованиям профессиональная ориентация граждан, и особенно молодежи, выпускников средних общеобразовательных школ и ССУЗов. Как показывают социологические исследования [2], степень прагматизма абитуриентов ВУЗов при выборе профессии является очень низкой. Студенты ВУЗов плохо осведомлены об особенностях выбранной ими профессии, поэтому к окончанию ВУЗа большинство (порядка 70%) уже не собираются работать по специальности.

Интересно также отметить, что по данным социологического исследования [1] профильная специализация школьного образования (если она присутствует) не слишком сильно влияет на выбор будущей профессии. Отмечено, что 67% учащихся выпускных классов и 51% десятиклассников помимо школы занимаются на различного рода подготовительных курсах при ВУЗах, что указывает на значительную роль таких структур довузовской подготовки в профессиональном самоопределении молодежи.

С целью повышения уровня профессиональной ориентации молодежи по инновационным направлениям и специальностям, особенно инженерным, на кафедре довузовской подготовки и дополнительного образования Международного университета природы, общества и человека «Дубна» разработана система профориентационного компьютерного тестирования, позволяющая оценивать взаимосвязь типа личности и сферы ее профессиональной деятельности, интеллектуальный и творческий потенциал человека и дополняющая уже существующие методики (собеседование, консультирование, анкетирование, ролевые игры, тренинги и т.п.). Кафедра ДП и ДО университета «Дубна» организует и проводит к обучение старших школьников и учащихся ССУЗов по программам общего среднего образования. Обучение молодежи направлено не только на подготовку абитуриентов к сдаче необходимых для поступления в университет экзаменов в форме ЕГЭ, но и на подготовку к обучение в системе высшего профессионального образования и осознанному выбору будущей специальности. Работа эта является крайне важной, т.к. опросы среди студентов первого курса показывают, что большинство из них имеют слабое представление об особенностях выбранной ими специальности.

Система компьютерного тестирования позволяет определить предрасположенность личности к различным видам профессиональной деятельности, провести диагностику интересов и возможностей человека, оценить уровень интеллектуального развития, что позволяет в дальнейшем обеспечить дифференцированный подход к обучению и выбор индивидуальной образовательной траектории. Таким образом, становится возможной профессиональная ориентация населения, и особенно незанятой молодежи, в соответствии с потребностями рынка труда и требованиями социально-экономического развития Московской области.

В настоящее время в систему компьютерного тестирования входят:


  • профориентационные тесты, направленные на выявление устойчивых свойств личности и определения сферы интересов (взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности, темперамент, карта интересов, интеллектуальный и творческий потенциал, мотивация к успеху, коммуникативность, уровень самооценки);

  • рекомендации психолога по выбору профессии, способствующие формированию психологической готовности человека к дальнейшей деятельности;

  • словарь профессий, содержащий информацию о профессиях и их особенностях.

При разработке тестов использовались методики Дж. Холланда, В.М. Русалова, Г.Дж. Айзенка и другие.

Система проста в эксплуатации, создается на базе языка открытой модульной архитектуры РНР, что позволяет быстро и эффективно вносить изменения и дополнения в программы компьютерного тестирования. Эксплуатация программы проводится на базе операционной системы Windows Server Standard 2003 R2 под управлением веб-сервера Apache и сервера баз данных MySQL. При разработке программы использовался свободно распространяемый межплатформенный язык программирования и дополнительное программное обеспечение по лицензии GPL. Достоинства компьютерной системы состоит в ее универсальности и простоте, возможности работать в локальной сети или через сеть Интернет.

В настоящее время данная система используется для диагностики профессиональных предпочтений и возможностей выпускников общих средних и средних специальных учебных заведений.

Литература:


  1. Запесоцкий А.С. «Дети эпохи перемен: их ценности и выбор».// Социологические исследования, №12, 2006, стр. 98-104.

  2. «Реформа высшей школы: предмет, задачи, ориентиры».// Общество и экономика, №1, 2007, стр. 65-101.


ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕТЕВОГО ПРОЕКТА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ» В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Шевцова Л.А. (kitdo.niro@gmail.com)

ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород

Аннотация

Как повысить эффективность использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе? Как ИКТ-насыщенная среда поможет в решении проблем учебной практики? Как обеспечить доступность образовательных ресурсов и услуг для всех участников УВП? Ответы на поставленные вопросы отражены в опыте реализации регионального сетевого проекта «Проектирование информационно-образовательной среды в школе».

Одной из стратегических целей перехода России к информационному обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды. Актуальность комплексного подхода к разработке стратегии развития информационно-образовательной среды (ИОС) современной школы отражена в документах «Концепция формирования информационного общества в России», «Стратегии развития информационного общества в РФ».

Вопросы методологии и практической разработки информационно-образовательных сред рассматривают в различных аспектах Авдеева С.М., Андреев А.А., Беспалько В.П., Ваграменко Я.А., Ильченко О.А., Кинелев В.Г., Козлов О.А., Панюкова С.В., Матрос Д.Ш., Роберт И.В., Уваров А.Ю. и др.

Вместе с тем мы отмечаем, что в школах не полностью отработана методика развития информационно-образовательной среды и использования ее ресурсов в учебно-воспитательной деятельности.

В сентябре 2008 года ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» при поддержке Министерства образования Нижегородской области инициировал региональный эксперимент – сетевой проект по проблеме «Проектирование информационно-образовательной среды в школе».

Цель проекта - выявить условия, способствующие эффективному развитию информационно-образовательной среды учебного учреждения, разработать модель развития информационно-образовательной среды.

Задачи проекта:



  • обосновать необходимые условия для эффективного развития информационно-образовательной среды учебного учреждения;

  • апробировать в ходе экспериментальной деятельности модель развития информационно-образовательной среды учебного учреждения;

  • разработать рекомендации по проектированию и развитию информационно-образовательной среды учебного учреждения.

Объект исследования – процесс информатизации учебного учреждения.

Предмет исследования – модель информационно-образовательной среды учебного учреждения в условиях информатизации учебного учреждения.

Гипотеза исследования – процесс развития информационно-образовательной среды учебного учреждения будет более эффективным, управляемым и технологичным, если:


  • будут определены и теоретически обоснованы специальные условия для развития информационно-образовательной среды;

  • на основе теоретического анализа и опыта работы инновационных школ по данной проблеме будет разработана и экспериментально проверена модель развития информационно-образовательной среды учебного учреждения;

  • будет определена нормативная база выявления эффективности проекта;

  • будут разработаны методические рекомендации по построению информационно-образовательной среды для школ различных видов и типов.

Под информационно-образовательной средой в проекте понимается специально организованный комплекс условий, обеспечивающий системную интеграцию ИКТ в педагогическую систему школы. В качестве основных характеристик содержательного наполнения информационно-образовательной среды нами выделены: системность, доступность, информационная ценность (актуальность, достоверность, оперативность), распределенность ресурсов (ориентирование на разную целевую аудиторию - учителей, администрацию, учащихся, родителей, вышестоящие организации), автоматизация управления.

Этапы эксперимента:



  • 2008 г – формирование рабочей команды, распределение ролей, анализ существующей среды ОУ, определение целей, стратегии, сдерживающих факторов, решение технических вопросов;

  • 2009 г. – создание модели информационно-образовательной среды, обучение педагогических кадров, разработка электронных ресурсов, в т.ч. в сети Интернет, реализация отдельных модулей, отбор эффективных приемов и методов;

  • 2010 г. – анализ и корректировка модели в соответствии с результатами пилотного проекта, оценивание хода реализации проекта, обеспечение долгосрочной перспективы, выпуск УМК с методическими и практическими рекомендациями.

Участниками проекта стали 29 образовательных учреждений Нижегородской области. Формой взаимодействия были: семинары практикумы (на базе НИРО, выездные на базе экспериментальных площадок); в режиме On-line и Off-line (чаты, видео-конференции, совместное редактирование документов); участие в сетевых конкурсах различного уровня; сетевое взаимодействие (сетевые сообщества, блоги, создание и совместное сопровождение сайтов по основным направлениям исследования).

В результате совместной деятельности участников эксперимента были созданы следующие образовательные ресурсы (сайты) в сети Интернет:



  • Ресурс «Виртуальный методический кабинет»: формирование ИКТ-компетентности педагогов, развитие сетевых сообществ учителей, создание системы виртуальной методической службы, повышение общей педагогической и информационной культуры в условиях информационно-образовательной среды современной школы. 

  • Ресурс «Школьная пресса»: объединение школьных издательских центров, выявление и распространение передового опыта, оказание разноплановой помощи в создании и развитии школьных издательских центров (рекомендации, мастер-классы).

  • Ресурс «Проектная деятельность»: оказание помощи учителям в реализации проектной деятельности в школе, создание банка проектов различной направленности (учебных, социальных, творческих и др.).

  • Ресурс «Мобильные технологии в школе»: разработка модели эффективного использования мобильных технологий в условиях электронной среды обучения.

  • Ресурс «Школьный медиа-центр»: разработка и апробация модели школьного медиа-центра как основы, связующего звена отдельных направлений в процессе информатизации образовательного учреждения, новой модели организации совместной творческой деятельности учителя-предметника и учащихся средствами ИКТ, определения механизмов ее функционирования в образовательном учреждении.

Все выше перечисленные направления исследования, в т.ч. содержание, цели и задачи регионального сетевого проекта «Проектирование информационно-образовательной среды в школе», представлены на одноименном ресурсе, доступном по адресу https://sites.google.com/site/setevojproektnn/. В разделе «Участники» все школы-участники и партнеры сетевого проекта имеют возможность самостоятельно заполнять и корректировать страницу своей школы. На сайте размещены ссылки на портфолио учителей, классов, Виртуальные методические кабинеты школ, сетевые сообщества, созданные в рамках сетевого проекта.

На данном этапе эксперимента достигнуты следующие результаты:



  • определены необходимые условия для эффективного развития информационно-образовательной среды учебного учреждения;

  • разработана модель и проведена опытно-экспериментальная работа по апробации модели развития информационно-образовательной среды учебного учреждения;

  • определены основные подходы к созданию технической модели реализации ИОС;

  • разработана каскадная модель повышения ИКТ-компетентности педагогов и администраторов школ, в т.ч. на основе использования образовательных программ Intel «Обучение для будущего» («Введение в информационные и педагогические технологии XXI века», «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века») ­ и «Путь к успеху»;

  • созданы обучающие площадки, обучение на которых ведется силами профессиональной команды тьюторов;

  • качественно изменилась представленность школ в сети Интернет: разнообразие форм (от портфолио ученика, учителя, класса до сайта школы, методических объединений, сетевых сообществ); интерактивность, нацеленность на различные социальные группы (учителя, учащиеся, родители, администрация); расширился инструментарий представления школы в сети (Letopisi, Блоги, Google-сайты, Открытый Класс, Дневник.ру, E-Publish и др.);

  • при поддержке корпорации Intel и Министерства образования Нижегородской области (проект «Создание ИКТ-насыщенной среды в начальной школе. Формирование у младших школьников навыков и умений 21 века») апробирована модель «1 ученик : 1 компьютер» для младших школьников в условиях летного лагеря на базе ГОУ ДОД ДСООЦ «Лазурный»;

  • разработаны учебные программы, элективные курсы, электронные учебно-методические материалы (уроки, дидактические комплексы, методические рекомендации);

  • публикации в сети Интернет, в материалах конференций различного уровня.

Анализ результатов пилотного проекта проводился различными методами и формами (интервью, опросники, анкетирование, фокус группы). При этом участники проекта анализировали:

  • наиболее значимые эффекты сетевого проекта;

  • приоритетные вопросы (проблемы) развития ИОС на современном этапе;

  • как повлияло участие в сетевом проекте на уровень ИКТ-компетентности учителей;

  • что изменилось в ОУ в результате их участия в сетевом проекте (для учителей, для учащихся, для родителей, в целом по школе);

  • перспективы развития сетевого проекта.

Позитивные эффекты, которые отмечают сами участники проекта, следующие:

  • качественно изменилась информационно-образовательная среда (открытость, доступность образовательных ресурсов);

  • созданы условия для обеспечения равных образовательных возможностей для всех участников УВП;

  • рост активности школ, участие в конкурсах различного уровня;

  • сотрудничество с другими школами, сетевое взаимодействие;

  • повышение уровня УВП, качества образования;

  • изменения в позиции учителя, ученика, мотивации участников;

  • трансформация урока, внедрение новых методик;

  • определены новые функции и виды совместной деятельности учителя-ученика в условиях ИКТ-насыщенной среды;

  • накоплен банк методических разработок уроков;

  • использование технологий сетевого общения способствовало повышению сетевой культуры;

  • созданы портфолио участников (учителей, учащихся, классов);

  • рост ИКТ-компетентности, развитие навыков 21 века, ключевых компетенций;

  • возможность построения индивидуальных траекторий обучения;

  • навыки самообразования, навыки исследовательской деятельности.

На основе анализа результатов сетевого проекта «Проектирование информационно-образовательной среды в школе» были сделаны следующие выводы:

  • реализация сетевого проекта в ОУ оказала положительное влияние на развитие ИОС образовательных учреждений;

  • участниками сетевого проекта созданы педагогически значимые материалы и ресурсы в электронном и печатном виде, в т.ч. в сети Интернет;

  • образовательные результаты проекта отвечают целям и задачам Комплексной программы развития современной системы образования.

А также выявлены новые перспективные направления для дальнейшего исследования и опытно-экспериментальной работы:

  • реализация модели обучения «1:1» в условиях преемственности в начальном и среднем звене;

  • разработка дидактического комплекса для обучения педагогов в среде ОС Linux;

  • развитие Интранет-Интернет среды ОУ на базе социальных сетей, вовлечение родителей в УВП;

  • развитие виртуальных форм школьной издательской деятельности;

  • выпуск УМК по направлениям исследования (с CD-диском);

  • выпуск Методических рекомендаций по проектированию ИОС;

  • автоматизация управления ОУ, электронный документооборот;

  • разработка комплексной модели технической реализации ИОС для образовательных учреждений разного уровня.
<< предыдущая страница   следующая страница >>