Computer Using Educators Inc., Usa материалы XXI международной конференции Применение новых технологий в образовании - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Computer Using Educators Inc., Usa материалы XVI международной конференции... 17 4874.64kb.
Сборник материалов конференции «Политика как фактор инновационного... 4 1372.02kb.
В г. Домодедово Глобализация и предпринимательство: национально-государственные... 1 99.05kb.
К. ф м. н. Сабирова Ф. М 1 86.19kb.
Бытие человека и экология языка 1 68.39kb.
Опыт классной комнаты – культура пассивности 1 132.52kb.
Международной конференции в Кейптауне 1 62.99kb.
Индивидуализация и дифференциация при обучении иностранному языку... 1 75.93kb.
Судьба средств массовой информации в ХХI веке обсуждалась на II международной... 1 63.92kb.
Акимов Анатолий Евгеньевич, директор Международного института теоретической... 1 80.75kb.
Программа Тринадцатой международной научно-практической конференции... 1 144.01kb.
Дональд Эрвин Кнут 1 17.85kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Computer Using Educators Inc., Usa материалы XXI международной конференции Применение - страница №26/29


Литература

  1. Могилев А.В. и др. Информатика. Учебное пособие для студ. педвузов / Под ред. Е. К. Хеннера. М.: Академия, 1999

  2. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.

  3. Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения. http://www.snfpo.ru/


ЗНАТЬ. ДУМАТЬ. МЕЧТАТЬ.

Игнатова А.Р. (angignatova@gmail.com)

МОУ «Куриловская гимназия» г. Серпухов-15, Серпуховского района,
Московской области


Аннотация

Современная школа не может обойтись без развития и обогащения своего внутреннего пространства – информационно-образовательной среды. Как сказал В.Гюго: Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом.

Для формирования в будущем самоорганизующейся и самонастраивающейся системы под названием школьное образование, преподаватели и дети должны жить в исследовательской, информационной, инновационной среде. Изобретательство, новые технологии, творчество – основа знающей, думающей и мечтающей молодежи. Такой молодежи, которая бы говорила, как ей нравится учиться, узнавать новое, чтобы это новое никогда не кончалось. Сейчас школьная задача – дать знания, научить думать, дать возможность полету мечты с целью ее осуществления. Обучающийся в результате резко меняет в последующем структуру знаний, представлений и умений. Информационная среда школы должна быть современной с применением всего спектра ИКТ и техники. Использование на уроке интерактивной доски, составление презентации по теме урока, применение новой технологии интеллект-караоке; введение других новшеств, пусть не точно повторяющих основные черты настоящей, но интересной, удивляющей детей, заставляет думать и мечтать о создании еще более привлекательных способов изучения материала на уроке. Проявляется соавторство в изучении предмета, преподаватель и ученик получают и увеличивают свои знания одновременно: и в предмете, и в методике преподавания. Ученики узнают о том, что действие можно проблематизировать, концептуализировать, вариатизировать, пересемантизировать. Информационно-образовательная среда учебного заведения должна быть многообразующей, в учебном заведении должны быть все средства обучения. Преподаватель должен уметь использовать ИКТ и интересоваться самыми последними образовательными и техническими технологиями, чтобы донести информацию до ученика как можно быстрее и как можно продуктивнее (кто владеет информацией…).

Ученики, которые стараются узнать больше и качественнее, привыкают и думать очень быстро, разгоняется полет мысли. Каждый ребенок уникален, в каждом сидит своя индивидуальность, но коллективный ум еще никто не отменял. Каждый выдвигает идею, вторую, коллектив подхватывает, выдвигается гипотеза, обрабатывается, изменяется на ходу, улучшается, в дело вступает креативность, и сами дети начинают удивляться тому, до чего они додумались. Главное – удивление, любопытство, а тут рядом учебник, газетная статья, журнальная статья по этой теме, компьютер, программные диски по предмету, Интернет – сайты.

Урок, подготовка к докладу, олимпиаде, конференции, семинару, участие в разного вида конкурсах и выставках, предметных чемпионатах подталкивает детей к знаниям, заставляет думать, а потом мечтать о применении своих знаний и умений в будущем. Например, для участия во Всероссийской олимпиаде по экономике, нужно было сначала получить базовые знания на уроке, затем начать изучать дополнительную литературу, использовать учебные диски по экономике, найти сайт олимпиад в Интернете, побывать на форуме, скачать задачи с прошлых олимпиад, поучаствовать и победить в районной, областной олимпиаде, принять участие в научных чтениях по экономике областного и всероссийского уровня, послушать преподавателей ведущих ВУЗов и в, конечном итоге, стать участником последнего этапа олимпиады. Началось все в 9-ом классе, результативность оказалась достаточно высокой в 11- ом. Сейчас ученик мечтает о поступлении в Высшую школу экономики.

Профильное образование, личностная ориентированность, выявление одаренных детей – норма школьного и гражданского общества. Школа и гражданское общество неотделимы, теперь они совместно используют информационно-образовательное пространство для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Следующим примером может служить подготовка к районной и областной конференциям, посвященным 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне. Обучающиеся 9-11 классов, просмотрев ролики «Личное отношение» (Телеканал «Звезда»), которые им предложил преподаватель, решили отразить в своих работах личное видение темы. Изучив по программе на уроке истории тему Великой Отечественной войны советского народа против фашизма в 1941-1945 гг., ребята задались вопросом: вклад наших родственников в Победу, их участие в войне. . Для изучения темы были использованы энциклопедии по войне, справочники, Книга Памяти, сведения из архива в г. Подольске, данные сайтов Мемориал. Ру, Подвиг народа. Ребята расспрашивали родственников о войне, о людях, которые подарили нам жизнь, победив, созванивались с дальними родными, чтобы узнать побольше. Многие дети, прочувствовав тему, начали писать стихи о войне, рассказы о своих родных, принимавших участие в сражениях и работавших в тылу. К исследовательской работе и поиску были привлечены родители обучающихся, преподаватели гимназии. Когда дети находили материал о родственниках на войне, начинали рассказывать, нужно было видеть их осветленные лица и слышать воодушевленную речь, все полно эмоций. Через впечатления, любопытство формируются первые знания, которые заставляют думать о жизни, мечтать о мире для своей семьи и всего человечества.

В школе проходят родительские собрания: классные и общие с применением ИКТ, показом презентаций и фильмов о школе. На классном собрании рассказывается о делах класса, и подводятся итоги с помощью ИКТ. Создана электронная почта класса, с помощью которой родители и дети узнают последние новости класса, читают объявления.

Школа делает очень много для формирования личности школьника, умеющего применять для жизни полученные знания. Накопление, обработка и обмен информацией стали важным делом в процессе обучения. Информатизация процесса обучения – это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Решение педагогических задач определяется информатизацией школьного пространства. Критерии оптимальности применения ИКТ с целью получения знаний – одни из главных параметров получения знаний для думающих людей. Но новые информационные технологии (НИТ) ничто без вмешательства человека. Именно преподаватель подготавливает урок, конструирует, создает дидактическое взаимодействие педагогов и учащихся, анализирует, готовит тематический (итоговый) анализ.

Знать, думать, мечтать можно и нужно на каждом уроке, каждом занятии для нового цикла взаимодействия детей и преподавателя, делая информационно-образовательную среду учебного заведения более высокой по своему уровню и более совершенной.



Литература

  1. Словарь-справочник по педагогике./Автор-составитель В.А. Мижериков, под общей ред. П.И. Пидкасистого.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

  2. Волынкин В.И. Педагогика в схемах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  3. Журнал «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования.- Номер 2, 2009; номер 1, 2010 г.

  4. Журнал «Управление современной школой. Завуч».- Номера – 1, 2010 г.;7-2009, 2-2009, 2-3 2010 г.

  5. Профессиональные стандарты в области информационных технологий.- М.: Алые Паруса КИТ, 2008.


ЦИФРОВАЯ ШКОЛА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Колодкин И.В. (kolodkinigor29@gmail.com), Царьков И.С. (tsar11@nm.ru),

Чеботарев П.Н. (mail@adicolor.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» (МОУ СОШ №29) г. Подольска

Аннотация

Под цифровой школой второго поколения понимается такая школа, в которой цифровые технологии используются не только в основном образовании, но и в дополнительном. Примером такого учебного заведения является школа №29 г. Подольска, где построен уникальный автоматизированный астрономический комплекс, включающий обсерваторию и цифровой планетарий. А в рамках программы «Наша новая школа» созданы виртуальная студия, школьное телевидение и 3D кинотеатр.

К настоящему моменту в средней школе №29 г. Подольска в школе создана серьезная информационно-коммуникационная среда. В информационном пространстве школы порядка сотни современных компьютеров, включая мобильные компьютерные классы, объединенных в единую вычислительную сеть. Действуют четыре Wi-Fi хот-спота для беспроводного подключения любых устройств, широкий канал интернета позволяет работать в интернете без каких-либо ограничений. Семнадцать кабинетов оборудованы проекционной техникой, из них двенадцать - интерактивными досками. Компьютерные технологии самым активным образом используются в учебном процессе, как в начальной, так и в основной школе.

При таком техническом оснащении школы, можно переходить к следующему этапу формирования информационно-коммуникационной среды, а именно к использованию современных цифровых компьютерных технологий в дополнительном образовании. Конечно, компьютеризация дополнительного образования началась не сегодня, но уделять ей значительное внимание мы смогли, только после полноценного внедрения компьютерных технологий в основном образовании.

Дополнительное образование в значительной степени базируется на проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, на кружковой работе и элективных курсах. Для успешной деятельности этих направлений в школе созданы: автоматизированная обсерватория, цифровой планетарий, школьное телевидение, студия виртуальной реальности, 3D кинотеатр. Все эти объекты являются объектами, построенными на самых современных цифровых технологиях. Руководят работой этих высокотехнологичных объектов сами ученики - члены школьного научного общества.

Уникальный астрономический комплекс является муниципальным ресурсом по астрономии. В цифровом планетарии читаются элективные курсы астрономии для школ города, проводятся лекции для учащихся из других городов Подмосковья. Цифровой планетарий - это принципиально новый инструмент в преподавании астрономии, не имеющий аналогов в прошлом.

Он состоит из аппаратного и программного комплексов. Аппаратный комплекс планетария включает в себя: компьютер с мощным процессором для вывода изображения на «купол», через проектор с высоким разрешением (1920x1080 точек), яркостью (1800 люмен), контрастностью (18000:1), широким диапазоном корректировки линзы для тонкой настройки изображения и горизонта на сферическом зеркале. Мини-ноутбук для вывода изображения на плоский экран. Он используется для лекционного материала, презентаций, а также вывода изображений небесных объектов в режиме реального времени непосредственно с цифровых камер, установленных на телескопах обсерватории. С помощью нашего оборудования можно получать 3-х мерную визуализацию изображения. Т.е. на базе цифрового планетария организован купольный кинотеатр, в котором показываются фильмы по разным областям знаний.

В наблюдении звездного неба нам помогает программа Stellarium, созданная французским программистом Фабианом Шеро. С ее помощью программы мы можем наблюдать звёзды, планеты нашей Солнечной системы, их естественные спутники, созвездия, объекты глубокого космоса и многое другое, в любые эпохи из любых точек нашей Солнечной системы. Важной особенностью является создание сценариев уроков, т.е. программирование последовательных действий программы Stellarium. Есть возможность синхронизации программы с телескопом и управление им. В общем, мы считаем, что возможности Stellarium не оставят равнодушным никого, будь то обычный ученик, астроном любитель или профессионал.

В обсерватории оборудованной двумя телескопами, управляемыми по беспроводной сети с любого компьютера школы, ученики занимаются проектной деятельностью: наблюдениями, астрофотографией и т.д. Обсерватория полностью автоматизирована и позволяет проводить наблюдения объектов в режиме реального времени из любой аудитории школы.

Еще одно направление дополнительного образования это школьные средства информации. Сюда входят как традиционные средства так и электронные, такие как школьный сайт, пользующийся большой популярностью у учеников, Но конечно, наибольшая популярность принадлежит школьному телевидению, которое оперативно отражает все сферы жизни школы в выпусках новостей. На всех этажах школы располагаются телевизионные экраны, кроме того телевизионной сетью охвачены все аудитории школы.

В прошлом году руками учеников была построена, школьная телестудия, а администрация города подарила – современный комплекс цифрового оборудования, позволяющий создать свой мини-голливуд. В комплект оборудования входят два мощных сервера, видео камера, студийный свет, комната-хромакей и другие аксессуары. Один из которых, рекордер, позволяет захватывать потоковый сигнал с камеры и создавать он-лайн видео трансляцию во всемирную сеть интернет и в школьную телевизионную сеть.

Сейчас студия занимается созданием видеоуроков по разным всем дисциплинам, созданием виртуального театра, в котором все действия происходят в волшебной зеленой комнате, в конечном итоге герои театральной постановке оказываются в диком лесу, на горах, в пустыне, на Антарктиде, в древней Руси, на Марсе, там, куда позволит переселиться сценарий.

Идет трансляция прямых эфиров главных школьных событий. Интернет вещание школьных праздников, торжественных событий, спортивных соревнований, открытых уроков, родительских собраний.

В актовом зале школы создан современный 3D кинотеатр, который используется на многих предметах естественно - научного цикла, таких как химия, биология, физика, астрономия и т.п. Его возможности неисчерпаемы: от объемного планетария и структуры молекул ДНК, до прогулок по улицам древнего Рима, от научно-популярных фильмов до «Аватара».

Создание такого широкого технического комплекса с использованием цифровых технологий в самых разных направлениях дополнительного образования мы и назвали цифровой школой второго поколения.

Литература


  1. Царьков И.С. Автоматизированная школьная обсерватория, Тезисы доклада на Международной научной конференции «Астрономия и астрофизика начала ХХI века, М., МГУ, 2008.

  2. Царьков И.С. Преподавание курса астрономии при возможности астрономических наблюдений, «Физика в школе», №8, 2008г.

  3. Царьков И.С. Автоматизированная школьная обсерватория – муниципальный ресурс по астрономии, «Физика в школе»,№3, 2009г.

  4. Царьков И.С., Колодкин И.В., Чеботарев П.Н. Первый цифровой школьный планетарий, тезисы доклада на Всероссийской конференции «Астрономия и Культура», Нижний Новгород, сентябрь 2009г.

  5. Колодкин И.В., Царьков И.С., Чеботарев П.Н. Школьный астрономический комплекс, «Земля и Вселенная», 2, 2010г.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС НА БАЗЕ НЕТБУКОВ

Колодкин И.В. (kolodkinigor29@gmail.com), Царьков И.С. (tsar11@nm.ru), Чеботарев П.Н. (mail@adicolor.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» (МОУ СОШ №29) г. Подольска

Аннотация

Доклад посвящен созданию и успешной работе экспериментального класса на базе небольших ноутбуков — нетбуков, которые отличаются компактными размерами, небольшим весом, низким энергопотреблением и относительно невысокой стоимостью. В работе описывается учебный процесс учеников этого класса, интеграция нетбуков в школьное информационное пространство и все привычные процессы в школе «на новый лад». Проводится обзор ПО, используемого в процессе обучения.

В школе 29 г. Подольска начался инновационный эксперимент по индивидуальному использованию нетбука учащимися девятого класса, начиная с 1 сентября 2009 года. Мы уже давно думали об этом эксперименте, но окончательно решились на него после слов президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева, в котором он жестко критиковал процесс развития в стране информационных и интернет-технологий, медленное внедрение безбумажных технологий, в том числе и в образовании. Идея эксперимента оформилась в следующем виде: вместо всех учебников, задачников, библиотеки, медиатеки, измерительных приборов, рабочей тетради, дневника и т.д. у каждого ученика есть только персональный личный нетбук, который по средствам беспроводной Wi-Fi сети подключается в школьное информационное пространство. Находясь в школьной сети, ученик получает доступ ко всем внутренним ресурсам школы (вплоть до управления школьной обсерваторией), имеет неограниченный доступ в интернет, может взаимодействовать с учителем, одноклассниками и т.д. Проще говоря, в качестве эксперимента, мы отказались от традиционной бумажно-книжной методики обучения, как уже отказались по ряду предметов от меловой методики, перейдя на интерактивную доску. Понимая, что процесс перехода длительный и трудный, коллектив школы принял решение перевести обучения на нетбуки только на ряд предметов, таких как физика, английский язык, информационные и интернет-технологии.

Для успешного проведения этого эксперимента необходимо было подобрать устраивающее нас оборудование, которое бы покрывало весь спектр задач, которые могут возникнуть в учебном процессе. При выборе нетбука нужно обратить внимания не только на его скоростные характеристики, но и физические. Важно подобрать оптимальный вес нетбука (1—1,3 кг) при этом иметь достаточно большой экран (10 дюймов), низкое энергопотребление (время автономной работы с включенным Wi-Fi модулем должно быть не менее 7 часов, то есть учебный день), достаточное количество usb-портов для подключения всех необходимых в процессе обучения устройств и, конечно, низкую стоимость и надежность. Для удобства использования были приобретены мини-мыши, наушники с гарнитурой и графический планшет. Его роль заключается в быстром занесении в компьютер графической информации (скетчи к задачам, графики и т.д.), при этом держа в руках цифровой аналог шариковой ручки.

Одних персональных компьютеров для проведения эксперимента мало. Нужно все привычные для ученика и учителя процессы переделать в цифровой вид, ставить оценки в бумажные дневники мы просто не имели права. Необходимо было оцифровать учебники, создать в нетбуках необходимые библиотеки из программных произведений, установить программное обеспечение для выполнения лабораторных работ и т.д.

Понятно, что нужно было охватить довольно широкий круг задач от цифрового дневника и тетрадки до организации процесса сдачи, проверки и возврата проверенных домашних, контрольных работ. Не говоря уже о особенностях применения информационных технологий в различных предметах. Многие варианты взаимодействия учеником с учителем реализованы в программе компании Лайн под названием Nibelung. Вообще, это программа изначально предназначена для цифрового лингафонного кабинета, для этого она и приобреталась. Когда мы стали работать с этой программой, то поняли, что многие функции можно использовать и для других учебных предметов. В частности, проведение регистрации (перекличка), выставление оценок в электронный журнал с дальнейшим экспортом в любом формате для баз данных. Программа позволяет объединять учеников в группы, каждая группа может по разному взаимодействовать с учителем (одним - учитель показывает свой экран компьютера, например с какой-то картинкой, а другим в этот момент показывает видео с youtube). И конечно, учитель может наблюдать, что происходит на экранах ученических компьютеров, при желании он может отключить им устройства ввода, заблокировать рабочую станцию, а может и помочь в обработке эксперимента в физике или химии, захватив мышку ученика со своего компьютера. Выводить изображение на экран учителя можно сразу со всех компьютеров учеников с заданным интервалом, так мы можем контролировать процесс работы каждого ученика на уроке. Для успешной работы этой программы необходимо постоянное объединения компьютеров в единую школьную сеть, конечно без проводов. Были организовали четыре Wi-Fi хот-спота для свободного подключения не только учеников экспериментального класса, но и всех остальных. Тем самым, в каком бы кабинете экспериментальный класс не находился мы могли организовать все выше перечисленные процессы.

В течение учебного года проводился мониторинг по зрению, с учениками экспериментального класса была организована работа психолога, чтобы понять какие проблемы возникают у детей при такой резкой смене средств производства, проводилось регулярное тестирование для выяснения желания учеников продолжать эксперимент. Данный класс считался предпрофильным, с предварительной ориентацией на физ-мат профиль. Результаты по году получились многообещающие. За год значительно выросло качество знаний учащихся, повысилась мотивация, состоялся окончательный выбор профиля дальнейшего обучения. Теперь это физико-математический класс с углубленным изучением информационных технологий.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ РАСЧЕТ ВЕДОМОСТИ УСПЕВАЕМОСТИ И ПОСЕЩАЕМОСТИ (В ПОМОЩЬ СТАРОСТАМ ТЕХНИКУМА)

Кондратьева Г.С. (amtt@achmail.ru)

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ачинский механико-технологический техникум» (ФГОУ СПО АМТТ)

Аннотация

Приведены примеры формул и функций, применяемые при расчетах Ведомости успеваемости и посещаемости студентов. Представлены образцы документа: ведомость, табель, база данных, свод, вспомогательные таблицы. Инструкция по заполнению отчетности излагается в ходе описания данной работы.

Дисциплину «Информационные технологии в профессиональной деятельности» изучают студенты старших курсов, которым необходимо привить навыки осознанного и рационального использования ПК в своей будущей профессиональной деятельности, поэтому важным является развитие самостоятельных решений и творческого поиска.

В ходе изучения приложения Microsoft Office Excel, при изучении статистических и логических функций студентам было предложено на занятиях и во внеурочное время автоматизировать «Ведомость успеваемости и посещаемости», которая ежемесячно заполняется старостами групп. Из совместного труда студентов и преподавателя получилось следующее:

файл Excel состоит из пяти рабочих листов: «база данных», «ведомость», «табель», «таб», «Свод».

Первый рабочий лист «База Данных» — заполняется старостами в начале учебного года и по мере необходимости дополняется и меняется в течение учебного года.


Данные: «кл. руководитель», «староста», «уч. год», «группа», «специальность» – с первого рабочего листа автоматически переходят в десять ежемесячных ведомостей и две семестровые, а также в табели посещаемости. Расчет основан на равенстве ячеек. Список дисциплин автоматически отражается на рабочем листе «Успеваемость», для того, чтобы с этого рабочего листа выбирать дисциплины из списка. Список студентов копируется вручную в ведомость, т.к. он может меняться непредсказуемо, но в табель вставляется автоматически.

Второй рабочий лист «Успеваемость». Над каждой ведомостью гиперссылка: «для выбора дисциплины, щелкни здесь», которая переносит курсор на таблицу для выбора дисциплин из списка.


В оформлении был учтен не только обучающий эффект, но и влияние на психологическое и эмоциональное состояние старосты — использованы фотографии природы соответственно временам года.

Щелкая по гиперссылке «вернуться», курсор возвращается в ведомость.

В ведомости автоматизировано: «порядковый номер» (при помощи функции «если»), «всего в группе», «не успевают», «абсолютная», «качественная», «староста», «кл. руководитель», а также пропуски часов, которые автоматически переходят из табеля. В семестровых ведомостях – пропуски считаются автоматически за семестр, за год (функция счетесли). Единственное, что заполняется вручную старостой - оценки из классного журнала.



Третий рабочий лист «Табель» может заполняться до или после заполнения Ведомости успеваемости. Староста проставляет даты, когда студент отсутствовал на какой-либо дисциплине (каждая дата соответствует 2 часам пропуска), на это уходит совсем немного времени.

Четвертый рабочий лист «таб.» — предназначен для печати. Этот рабочий лист, который сдается в учебную часть, полностью автоматизирован. Расчеты выполнены с использованием функции «счетесли». Данные берутся из третьего рабочего листа «Табель».



Пятый рабочий лист «Свод». Сводная ведомость по группе также полностью автоматизирована, данные берутся из рабочего листа «Успеваемость».

На основе сводных данных легко строятся диаграммы успеваемости и посещаемости студентов, как по группе, так и по техникуму за любой период времени.

Работа над этим проектом началась в 2007-2008 учебном году. Студенты вносят новые идеи по оформлению и автоматизации, работая с данным проектом. Работа продолжается.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СЛУЖБЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТЬЮТОРОВ ВУЗА

Корольков В.И. (vkorolkov@sci.pfu.edu.ru)

Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва

Аннотация

Рассматриваются особенности функциональных обязанностей академических тьюторов в вузе и обсуждаются некоторые аспекты применения информационных коммуникационных технологий в организации работы тьюторов со студентами.

Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс ставит перед отечественными вузами задачу поиска наиболее оптимальных способов реорганизации образовательного процесса в соответствии с европейскими стандартами, предусматривающими внедрение гибких индивидуальных траекторий обучения студентов и академическую мобильность на принципах непрерывности образования. Утвержденные Министерством образования и науки России ФГОС ВПО нового поколения требуют от вузов обеспечить получение студентами полноценного и качественного профессионального образования, отвечающего современным требованиям профессиональной компетентности, умения приобретать новые знания, возможность выбора студентами индивидуальной программы обучения.

Для решения указанных задач в вузах предусмотрено создание службы академических тьюторов (консультантов по академическим проблемам), помогающих студентам в персональном ре­шении вопросов стратегии и тактики обра­зовательного процесса. В качестве основных функциональных обязанностей тьюторов можно выделить следующие:



  • информирование студентов об особенностях учебного процесса в вузе;

  • проведение групповых и индивидуальных консультаций студентов с целью наиболее рационального составления их индивидуальных рабочих учебных планов;

  • мониторинг и регистрация академической (учебной и научно-исследовательской) деятельности студентов на протяжении всего срока их обучения в вузе;

  • участие в работе комиссий по проведению текущего и рубежного контроля успеваемости и контрольных ректората по проверке остаточных знаний у студентов;

  • представление интересов студентов на заседаниях учебно-методических комиссий, рассматривающих вопросы их успеваемости и академического статуса.

Информационно-коммуникационную поддержку деятельности службы тьюторов рекомендуется осуществлять через создание соответствующей информационной образовательной среды на основе современных компьютерных технологий. В РУДН для этих целей используется Учебный портал (http://web-local.rudn.ru), расположенный на официальном сайте университета, и встроенный в него студенческий форум.

На главной стартовой странице Учебного портала РУДН представлена информация обо всех подразделениях вуза, доступных учебных сервисах и ресурсах. На страницах факультетов и кафедрах представлена информация о специальностях и направлениях подготовки, положение об организации учебного процесса, перечень читаемых курсов и дисциплин, стабильные, рабочие и типовые индивидуальные учебные планы учащихся, списки учебных групп и расписание занятий, распоряжения и приказы деканата. На персональных страницах преподавателей имеются программы и календарные планы читаемых дисциплин, конспекты лекций, иллюстративные и справочные материалы, задания к семинарским и практическим занятиям.

Индивидуальная траектория обучения студентов формируется через выбор вариативных и селективных дисциплин, которые составляют от 30 до 50% учебной нагрузки. На тьюторов возложены консультационные, координационные и надзорные функции с целью оказания помощи студентам в выборе этих дисциплин, организации и проведения необходимых встреч с преподавателями, формирование учебных групп и контроль за своевременным и правильным составлением индивидуального учебного плана. Вся информация по этому вопросу доступна на открытых досках объявления Учебного портала службы академических тьюторов. В случае необходимости студенты могут обратиться с вопросами непосредственно к своему закрепленному тьютору по e-mail или через форум. На форуме можно также обсудить с другими студентами, тьютором и преподавателями тонкости учебного процесса, высказать свои пожелания и предложения.

В процессе обучения студент за учебный год обязан прослушать и освоить учебные дисциплины, эквивалентные 60 зачетным единицам (кредитам). Контроль уровня остаточных знаний студентов осуществляется через систему компьютерного тестирования. Для этих целей используется программа Mentor-RUDN пакета TestStudio, позволяющая не только проводить объективное тестирование студентов, но и получить ряд статистических данных и выявить наиболее трудные в освоении разделы читаемых курсов. Результаты тестирования обсуждаются на заседаниях объединенной учебно-методической комиссии службы академических тьютеров и отдела качества обучения учебно-методического управления.

Автоматизированная система учета студенческих кадров отслеживает траекторию обучения и фиксирует все академические проблемы, успехи и достижения учащихся, отображает успеваемость студентов по европейской шкале оценок ECTS и в традиционной для России системе оценки уровня знаний. В любой момент студенты могут узнать об уже усвоенных ими образовательных модулях и дисциплинах, получить информацию о своем академическом рейтинге и статусе.

Вместе с тем по-прежнему остаются некоторые вопросы по академической мобильности студентов из-за несогласованности учебных планов по одному и тому же направлению подготовки у разных вузов. Поэтому в некоторых случаях при переводе из одного вуза в другой студентам приходится самостоятельно готовиться и досдавать ряд неосвоенных ими ранее дисциплин.


Мультимедийный проект в работе учителя, как возможность интеграции художественной культуры и информационных технологий

Лепская Н.А. (сnho@yandex.ru)

Центр Непрерывного Художественного Образования (ЦНХО)
Департамент Образования, г. Москва


Аннотация

В наше время, когда мир стремительно меняется, в новой педагогической, социальной, культурной и технологической ситуации метод проектов стал действительно педагогической инновацией. Широкое внедрение компьютерных технологий в этот метод обучения делает его поистине новаторским. Умение пользоваться методом проектов говорит о готовности человека адаптироваться к современным условиям жизни.

Повышение квалификации учителей в Центре непрерывного художественного образования по программе «Мультимедийный проект в работе учителя» направлено на решение конкретной педагогической проблемы: привлечение внимания учителя к широким возможностям компьютерных и информационных технологий в проектном методе обучения школьников. Особенностью разработанной нами программы является то, что она опирается на собственные интересы учителя не только познавательные, но и творческие. В программе курса освещаются пути приобщения разных возрастных групп учащихся к технологическим формам мультимедийного проектирования. Технические и художественные особенности этой работы раскрываются в условиях практического создания учебного проекта. Оформление результатов проектной деятельности осуществляется в электронном виде и в форме доступной для использования в учебном процессе самим автором, другими педагогами, учащимися.

Основные этапы создания учебного компьютерного проекта: формирования замысла проекта, сбор материалов и определение технических средств его воплощения, создание и апробация составляющих частей проекта в учебном процессе, сбор отдельных частей проекта по единому сценарию, внедрение проекта в практику преподавания. Выбор типа проекта зависит от профессиональных интересов учителя, особенностей и потребностей его учебного учреждения, технических возможностей. Таким проектом может стать создание мультимедийного учебного пособия по одной из тем основной школьной программы, частичная разработка общешкольного проекта, разработка сайта, обеспечивающего современные формы общения учителей, родителей и учащихся, разработка технологических приемов обучения художественному творчеству в дополнительном образовании и т.д. Каждый слушатель определяет тему проекта, его структуру, уточняет содержание и предполагаемые части проекта с научным руководителем.

Новизной данной формы обучения на курсах является то, что индивидуальная работа слушателей над проектом происходит параллельно с учебным процессом, который включает в себя изучение различных компьютерных программ, что дает слушателям необходимый кругозор при отборе технологических приемов, соответствующих замыслу проекта. Учебный курс направлен на углубленное изучение графических редакторов Adobe PhotoShop, Corel Draw, 3ds Max с программами Adobe Flash, знакомство с программами Pinnacle Studio и Microsoft Front Page и создание в них различных рисунков, дизайнерских работ, мультимедийных продуктов, веб-сайтов. Творческие работы слушателей в этих программах осуществляются как пробы технологических частей их проектов. Интеграция художественной культуры и информационных технологий не просто декларируется, а происходит естественным путем, так как определяет логику каждого из проектов.

Содержание разделов курса раскрывает перед слушателями различные приемы художественной передачи информации. Слушатели получают на занятиях основные рекомендации по работе с фото и видео камерами, способы обработки фото и видео файлов, сравнение особенностей работы с ними в разных программах.

Работа над медиапроектом осознается слушателями как совокупность различных направлений деятельности художника, владеющего компьютерными технологиями. На занятиях раскрываются принципы художественной стилистики, пластики и фактуры изображения в экранных искусствах, а также роль и место, стилистические особенности полиграфического дизайна.

Курс предусматривает теоретическое и практическое знакомство слушателей с векторной графикой (двумерной и трехмерной), раскрывает возможности этих программ для реализации художественного воплощения всего проекта.

В общей логике мультимедийного проектирования в курсе даются основные представления о работе веб-художника и приемы создания и редактирования веб-страниц, публикации медиапроектов в интернете.

Во время обучения дается сравнение способов сборки мультимедийного проекта в различных конструкторах и программах, даются основы работы с видеофильмами (сценарий, монтаж, эффекты), а также раскрываются возможности работы со звуком.

Теоретические и практические аспекты работы над мультимедийным учебный проектом пронизывают все темы курсовой подготовки и выступают, как интегрирующий фактор проектной, художественной и информационной деятельности слушателей. Результирующая цель обучения на курсах это создание у слушателей представления о широких возможностях проектного метода обучения искусству с применением мультимедийных технологий. Параллельно с процессом обучения происходит теоретическая разработка уроков по выбранной теме, апробация составляющих частей проекта в учебном процессе, проведение практической работы с учащимися в русле разрабатываемой темы и с частичным использованием информационного материала проекта. Анализ результатов внедрения частей проекта в учебный процесс позволяет окончательно утвердить структуру проекта и уточнить сценарий и художественный образ всего проекта. В мультимедийном проекте могут быть представлены творческие работы детей (рисунки, фото и видео работы, анимационные ролики), творческие работы слушателей. Проект представляется слушателем в электронном виде и сопровождается полиграфическим обеспечением (афиша, буклет, обложка). Защита курсовых работ происходит публично с использованием мультимедийного оборудования. Лучшие курсовые работы включаются в сборники на электронных носителях, создаваемой медиатеки, выставляются на сайте, то есть, доступны для работы любому учителю, что является одним из главных признаков проектной работы.

Компьютер, включенный в педагогический процесс и художественное творчество, в процесс материализации образа-замысла, обладает широкими возможностями для воплощения замысла от чувственного созерцания до создания обогащенного технологическими эффектами эстетического продукта. Отсюда следует, что чем выше художественная культура человека, взявшегося за компьютерные виды творчества, тем глубже должны быть его познания в сфере компьютерных технологий. Только в том случае он будет получать удовлетворение от своего творчества, когда эти две сферы познания начнут взаимопроникать, рождая новое качество мышления художника.


ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ—КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мальцева Ю.В. (nsh-trtk@mail.ru)

МОУ « НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Г.ТРОИЦКА

Аннотация

Подлинное владение компьютером предполагает целенаправленное, творческое и гибкое использование этого мощного инструмента. Каждый отдельный навык работы на компьютере, интегрированный в процесс решения практических задач, приобретает для человека совершенно иной личностный смысл. Конференциия «Первые шаги в науку» для учащихся 3—4 классов Начальной школы г. Троицка поставила задачи, в процессе решения которых формировались ИКТ—компетенции как у школьников, так и у преподавателей.

Важнейшим элементом современного образования является компьютерная грамотность. И это не случайно: чтобы успешно жить и трудиться в услових информационного общества, ребенку необходимо адаптироваться в окружающем мире, который проявляется в небывалом прежде многообразии, все ускоряющейся смене идей, вещей и процессов общественной жизни.

Через 10—15 лет сегодняшние школьники станут полноправными гражданами нашей страны, и уже они будут определять вектор дальнейшего развития экономики и жизни общества. Поэтому наша основная задача — выстроить стратегию «образования для будущего». Суть новой стратегии — отказаться от старого инструментария: сместить акцент с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно. Репродуктивному типу мышления на смену должен прийти навык работы с разнородными и противоречивыми данными, навык самостоятельного критического мышления. Все это сотавляет основу формирования коммуникационных и информационных компетенций.

Информационная и коммуникационная компетентность школьников определяется, как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее интеграции и оценки, создания новой информации на базе полученной, а также передаче этой новой информации для решения разного рода практических информационных задач.

С решением информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки, бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д., и т.п. Чтобы эффективно решать подобные задачи, необходимы умения, которые учащиеся смогут выработать только на практике, решая задачи из реальной жизни. Таких задач, к сожалению, мало, либо их нет совсем в практике учителей информатики. Хотя ими насыщен стандарт второго поколения.

Одна из причин такой ситуации состоит в том, что сложившаяся методика преподавания информатики свелась исключительно к теоретическому изучению компьютерных и программных инструментов, и, к сожалению, очень мало внимания уделяется их применению для решения практических задач. Получается, что учащиеся знают весь набор существующих инструментов, а какие из них лучше выбрать и как использовать в конкретной жизненной ситуации — эти вопросы остаются для них весьма сложными. По сути, это приводит к тому, что дети хорошо заучивают приёмы работы по шаблону, и если задача ему не соответствует, она становится для них фактически неразрешимой.

В разрезе этой проблемы можно рассматривать ИКТ-компетентность как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках, а не только на уроках информатики. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов. Задача учителя сегодня — постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умений, составляющих ИКТ—компетентность.

Описанная выше ситуация явилась побуждающим мотивом для зарождения идеи проведения школьной конференции «Первые шаги в науку» для учащихся 3—4 классов Начальной школы г. Троицка. Конференция поставила задачи, в процессе решения которых формировались ИКТ—компетенции как у школьников, так и у преподавателей.

Стоит отметить, что в Начальной школе уже сложилась система организации и психолого—педагогической поддержки интеллектуального развития школьников: с момента основания школы действует интеллектуальный клуб «Дебют гения», который состоит из трех секций: русский язык, математика и окружающий мир. В рамках клуба учащиеся 3—4 классов занимаются с педагогами по выбранному направлению. Таким образом, вопрос поиска одаренных и талантливых школьников практически был решен. Оставалось только создать оптимальные условия для публичного представления и обобщения опыта творческо—поисковой деятельности детей. Школьная конференция явилась наилучшим решением для этих задач.

В процессе подготовки проектной работы, каждый участник прошел ряд этапов, которые в своей совокупности являются комплексом умений, лежащих в основе информационной и коммуникационной компетентности. Какие это умения?

Во-первых, определение информационной проблемы. Выбирая тему исследования, школьник определяет направление своей дальнейшей деятельности: будет это изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в различных источниках, или проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Во-вторых, управление информацией, проявляющееся в выявлении всевозможных источников и выборе лучших из них. Каковы возможные доступные источники информации? Учебник? Энциклопедия? Справочная литература в библиотеке? Интернет? Объем информации, доступной через Интернет, поистине колоссальный. Чтобы не потеряться в этом океане, ребенку необходимо разработать определенную стратегию поиска: определение ключевых слов и их возможных синонимов, фраз и их комбинаций.

В-третьих, интеграция информации. Являясь логическим продолжением первых двух шагов, этот этап по сути своей является творческим. Учащийся должен организовать всю собранную информацию, интегрируя ее со своими прошлыми знаниями и прошлым опытом.

Следующий этап, который следует отметить — это оценка полученной информации. Современная техника значительно упрощает выполнение этого шага. Но при оценке информации нужно учитывать не только степень доступности, но и степень надежности информации. Сейчас очень легко скачивать и копировать материалы из Интернета или электронных баз данных. Но это вовсе не освобождает нас от овладения умениями фиксировать, организовывать и анализировать данные.

Далее следует этап создания новой информации на базе полученной. Здесь мы решили немного уложнить задачу для учащихся и внесли в Положение о школьной конференции «Первые шаги в науку» обязательное презентационное сопровождение проектных работ. Создание мультимедийной презентации явилось отдельной инструментальной проблемой внутри глобальной поисковой проблемы для каждого участника конференции. Решая эту задачу, школьники овладели инструментом создания презентаций с помощью программы Microsoft PowerPoint. Именно на этом этапе учащемуся демонстрируется практическая направленность учебного материала.

Итогом исследовательской работы каждого участника является ее защита на конференции. И здесь ребенок проходит заключительный этап формирования ИКТ—компетенций, заключающийся в передаче информации. Опыт первого публичного выступления является для ребенка одним их самых ярких впечатлений и переживаний в процессе учебной деятельности. Защита исследовательской работы предполагает не только выступление, но и ответы на задаваемые вопросы. Юный исследователь должен уметь рассказать о том, как была получена та или иная информация, давать четкие и ясные определения основных понятий.

Школьная конференция «Первые шаги в науку» стала первым шагом на пути превращения наших детей в компетентных пользователей современными информационными и коммуникационными технологиями. Проектную деятельность можно рассматривать как основное условие, необходимое для формирования ИКТ—компетентности младших школьников.



Литература

  1. Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н. Большая Семёрка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007

  2. Ильина Н.А. Условия эффективности формирования ИКТ-компетентности школьников. http://www.rusedu.info/Article1046.html

  3. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителей. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва. Просвещение. 2008

  4. Стандарты второго поколения. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей. Под редакцией А.Б. Воронцова. Москва. Просвещение. 2009


Научить человека жить в информационном мире

Мартышева Н.А. (nataliya-mart@mail.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 58 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Новоуральск

Аннотация

Поиск эффективных средств обучения, которые дают возможность совместно с учениками  погрузиться в яркий красочный мир познания и учитывать возрастные особенности младших школьников привёл меня к использованию в своей практике информационно- коммуникационных технологий. Данная работа представляет целесообразность использования ИКТ в учебно - воспитательном процессе и опыт организации этой работы с учащимися и учителями в начальной школе.

«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» (Семенов А. П.). Внедрение информационных технологий в образовательный процесс осуществляется с учетом психолого-педагогических условий, в соответствии с которыми учитель корректирует методики, приемы и средства обучения, что способствует развитию и активизации познавательной деятельности учащихся.

Почему необходимо внедрять ИКТ с начальной школы?

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.

Применение ИКТ на уроках:



  • усиливает положительную мотивацию обучения;

  • активизирует  познавательную деятельность учащихся;

  • обеспечивает наглядность и привлечение большого количества дидактического материала;

  • обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;

  • формируются навыки исследовательской деятельности;

  • обеспечивается  доступ к различным информационным ресурсам.

Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыкам самостоятельно приобретать новые знания и умения, приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.

В настоящее время необходимо    учителю умело пользоваться компьютерной техникой,  владеть информационными технологиями, применять полученные знания и навыки для рационального использования ИКТ. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками  погрузиться в яркий красочный мир познания, используя ресурсы  ИКТ. Ребенок любознателен, то есть ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность – исследуется только то, что в поле зрения. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. С каждым годом всё больше расширяется спектр форм представления знаний и сведений с помощью метода индивидуальных и групповых проектов, где учащиеся и учителя учатся представлять информацию, её преобразовывать и анализировать.

В рамках реализации проектно - исследовательского направления в течение двух лет я работала с ребятами над проектом «Уральская старина» для формирования и развития исследовательских умений учащихся, через исследование культуры и быта крестьян Урала. Мне хотелось научить учащихся планировать работу; развивать умения поиска информации, её структурирования и выделения главного; развивать аналитические способности учащихся. Способствовать развитию коммуникативных умений. Процесс изучения культуры Урала стал успешным благодаря целенаправленной организации процесса исследовательской деятельности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Ребята нашли ответы на проблемные вопросы: Как истоки истории Урала дошли до наших времён? Кто изучал и возрождал народную культуру Урала? Как возрождение культуры крестьянства связано с современной жизнью? Участники проекта являются победителями и призерами городских, областных и региональных конкурсов исследовательских работ.

К сожалению не все учителя могли использовать ИКТ в учебном процессе. Поэтому в начале учебного года на ШМО учителей начальных классов проводился семинар по теме: «Обзор цифровых ресурсов Интернета и возможности использования их в учебном процессе», был   проведён мастер-класс по работе в PowerPoint, консультации по работе с пакетом Microsoft Office 2007. Многие учителя постигли ИКТ - технологии на курсах «Партнёрство в образовании», занятиях творческих групп.Учителя узнали как прекрасные видеозарисовки, яркие иллюстрации «viki.ru»  раскрывают богатство и красоту животного и растительного мира нашей планеты. А современная детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия» помогает разнообразить урок использованием интерактивных карт, игр, показом различных опытов и сюжетов, панорам природных зон.  Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал используя презентации, тесты и тренажёры «Сети творческих учителей», и «Единой коллекции цифровых ресурсов».

И уже к концу года педагогами школы создаются и используются мультимедийные приложения к урокам: математики, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии. Со временем образовалась коллекция электронных  уроков, которые можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали. В учебном процессе используются физминутки, которые разработали сами педагоги, используя материалы ИКТ-технологий.

Конечно, огромную помощь нам оказывает учитель информатики. А мы в свою очередь помогаем своим ученикам  осваивать и использовать информационные технологии.

Мы знаем, что если у детей есть желание, есть интерес, значит, они многого достигнут. А. Эйнштейн был прав « Высокое искусство учителя состоит в том, чтобы пробудить радость творчества и обретения знаний»
<< предыдущая страница   следующая страница >>