Computer Using Educators Inc., Usa материалы XXI международной конференции Применение новых технологий в образовании - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Computer Using Educators Inc., Usa материалы XVI международной конференции... 17 4874.64kb.
Сборник материалов конференции «Политика как фактор инновационного... 4 1372.02kb.
В г. Домодедово Глобализация и предпринимательство: национально-государственные... 1 99.05kb.
К. ф м. н. Сабирова Ф. М 1 86.19kb.
Бытие человека и экология языка 1 68.39kb.
Опыт классной комнаты – культура пассивности 1 132.52kb.
Международной конференции в Кейптауне 1 62.99kb.
Индивидуализация и дифференциация при обучении иностранному языку... 1 75.93kb.
Судьба средств массовой информации в ХХI веке обсуждалась на II международной... 1 63.92kb.
Акимов Анатолий Евгеньевич, директор Международного института теоретической... 1 80.75kb.
Программа Тринадцатой международной научно-практической конференции... 1 144.01kb.
Дональд Эрвин Кнут 1 17.85kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Computer Using Educators Inc., Usa материалы XXI международной конференции Применение - страница №25/29


Возможности создания комфортной среды компьютерного класса с применением програмно-аппаратного комплекса, используя ресурсы среднестатистического российского вуза

Богданов М.В. (bogmax2@rambler.ru)

 МГГУ им.Шолохова М.А.

В настоящее время применение использование компьютерной техники в высших учебных заведениях достигло довольно широких масштабов. На данном этапе владение информационными технологиями большинством преподавателей представляется нам как минимум удовлетворительным. И дальше становится очевидным решение задач специализированных учебных предметов.

Например, в области графического дизайна и изобразительного искусства данные средства не заменяют, но могут быть использованы в качестве методических приёмов, помогающих получать от обучения большую эффективность. Такие средства как интерактивная доска и графический планшет позволяют воспроизвести на глазах у студентов весь процесс создания художественного произведения, заострить внимание аудитории на отдельных моментах и приёмах работы. Специализированное программное обеспечение позволит записать всё происходящее на экране в файл видео, который можно записать или передать по сети.

Также есть возможность демонстрации видео и флеш-роликов с помощью специализированных проекторов или мониторов, в том числе и интерактивных.

Наряду с преимуществами компьютерный класс имеет и определенные повышенные требования. Эти требования касаются особенностей вывода информации с жесткого диска на качественный монитор, также требований предъявляемых эксплуатацией сложных технических устройств, таких как компьютер. Необходимо заботится и о сохранении здоровья пользователей, в связи с чем, например, освещение класса должно быть равномерны и создающим определенную цветовую температуру, а также предусмотрена возможность затемнения и сведения влияния изменяющегося солнечного света к минимуму при помощи системы плотных штор и жалюзи и т. д.


ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Власова М.А. (mw.planeta@rambler.ru), Шемякова Н.А.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж г.Бузулука»
(ГОУ СПО «Педколледж г.Бузулука»)


Аннотация

В докладе рассматриваются понятия информатизация образования, информационно-учебная среда; раскрывается противоречие между информационными потребностями и информационными возможностями разных поколений; указываются направления информатизация образовательного процесса в колледже; предлагаются эффективные способы работы с информацией.

Отличительная черта современного этапа развития образовательной системы – качественная модернизация всех основных ее компонентов. Одним из таких компонентов является информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания (Л.А.Даренских). Информатизация образования становится неотъемлемой характеристикой, пронизывающей все стороны деятельности большинства субъектов сферы образования.

Для обеспечения максимальной реализации потенциальных возможностей информатизации необходимо создание информационно-учебной среды. Информационно-учебная среда – совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов информационно-учебного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами новой информационной технологии, а также формированию познавательной активности обучаемого при условии сочетания среды с предметным содержанием определённого курса (А.Я.Найн).

Корректировка и развитие процесса информатизации образования осуществляется в конкретном учебном заведении по двум направлениям:


  1. Повышение квалификации преподавателей, переподготовка в области новых информационных технологий:

  • компьютерная осведомлённость (ознакомительный, базовый уровень);

  • компьютерная грамотность (пользовательский уровень);

  • информационная культура (дополнительный уровень).

  1. Разработка и внедрение программно-методического обеспечения информатизации:

  • по учебным предметам (электронные учебники и пособия, методические указания для студентов, контролирующие программы);

  • для сбора и обработки информации в условиях функционирования информационной образовательной сети колледжа;

  • для административной службы учебного заведения и т.д.

Компьютеризация учебного процесса является важным направлением научно-технического прогресса в области СПО, отсюда и потребность в постоянном совершенствовании компьютерных технологий (интернет-технологий) в средних специальных учебных заведениях. Но такая потребность влечёт за собой потребность в овладении компьютером и компьютерными технологиями абсолютным большинством педагогических работников.

Информация всегда была важнейшей, неотъемлемой, составной частью жизни человека. И знание, полученное благодаря свободному доступу к информации и наличие умений работать с ней, является главным условием благополучия человека. Качество профессионального образо­вания характеризуется не только объемом знаний, навыками и готовностью к определенным видам деятельности, составляющим основу моде­ли современного специалиста. Так как информа­ция является одним из важнейших ресурсов, нужно развивать у студентов способности к посто­янному пополнению знаний и поиску новых ис­точников, а также общеметодические умения и навыки.

Изучение основных характеристик информационного общества и анализа образовательной практики позволяет раскрыть противоречие между информационными потребностями и информационными возможностями разных поколений. Студенты, обучающиеся сегодня в колледже, родились в век информационных технологий, с телевизором, компьютером, СМИ. Они быстро осваивают компьютерные игры, Интернет, могут оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеют возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы. Их духовные и материальные потребности, интересы довольно широки. В то же время большинство преподавателей, профессиональное становление которых происходило в иных условиях, испытывают трудность в овладении новыми медиатехнологиями, не готовы к переходу от классно-урочной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий. Или учебное заведение не имеет необходимой материально-технической базы. В результате возникает «информационное расслоение» мира преподавателей и студентов.

В заключение следует отметить, что целью информатизации образовательного процесса является создание на основе современных информационных технологий единого информационного образовательного пространства для достижения эффективного управления качеством образования.



Литература

  1. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М.: АПКиППРО, 2005. – 176с.

  2. Даренских Л.А. Об информатизации образовательного процесса Златоустовского педагогического колледжа // Методист, №1, 2008. – С.46-48.

  3. Медова Ю.В. Роль муниципальной методической службы в процессе информатизации школы // Методист, №1, 2008. – С.28-35.

  4. Педагогика: Учеб. пособие / В.Г.Рындак, Н.В.Алехина, И.В.Власюк и др. Под ред. В.Г.Рындак. – М.: Высш. шк., 2006. – 495с.

  5. Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П.Сальникова. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.

МЕТОД ИНТЕГРАЦИИ РАЗНОРОДНЫХ КОМПОНЕНТ АВТОМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗа

Григорьев В.К. (grigoriev@mirea.ru), Ордынцев П.А. (soproger@mail.ru)

Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (МИРЭА)

Аннотация

В данной работе рассматривается один из подходов к процессу интеграции ИУС базирующийся на построении корпоративной шины данных (ESB). Предлагается метод построения и использования ESB в вузовских ИУС. Дается описание примера (подключения двух разнородных приложений) применения разработанной в МИРЭА ESB.



Введение

Прогресс в области программного и аппаратного обеспечения делает использование интеграционных технологий неотъемлемой частью деятельности практически любой динамично развивающейся компании. Понятие единого информационного пространства становится вполне обычным для учебных заведений. Интеграционные технологии позволяют объединить существующие в вузе информационные системы (бухгалтерия, учет контингента учащихся, учет успеваемости, и др.) с последними достижениями в области IT. Интеграция программных приложений в единую систему позволяет создать общий стандарт информационных потоков внутри вуза и единый интерфейс доступа к информации для сотрудников вуза.

Большой интерес представляют информационно-управляющие системы, имеющие гетерогенную распределенную структуру. Гетерогенность систем обуславливается многими причинами. Для ВУЗов – относительная независимость структурных подразделений и неравномерное финансирование структурных подразделений за счет грантов. Почти все организации в процессе своей деятельности претерпевают различные изменения, которые опосредовано влияют на поддержку бизнес-процессов со стороны ИУС. Таким образом, ИУС, поддерживающие бизнес-процессы организации, должны иметь возможность простой и независимой модификации отдельных элементов ИУС.

Метод интеграции ИУС подразделений ВУЗа

Целями интеграции является повышение эффективности работы подразделений за счет увеличения скорости актуализации данных путем создания общего информационного пространства и объединения, общих бизнес-процессов, а также обеспечение непротиворечивости данных за счет использования общих словарей всеми компонентами интегрированной ИУС.

При решении задачи интеграции и модификации следует учесть особенности автоматизации ВУЗа[1], а именно:


  • Финансовые ограничения:

  • Средства могут выделяться как гранты на отдельные разработки, что не позволяет реализовывать сразу все подсистемы, что требует возможность относительно независимой модификации отдельных подсистем ИУС ВУЗа;

  • Ограничение средств на внешнюю поддержку.

  • Возможность привлечения к разработке и поддержке большого количества сотрудников с невысокой оплатой и достаточной квалификацией (студентов, аспирантов).

  • Существенно более низкие требования по оперативности обработки информации.

Предложим метод преобразования компонентов ИУС ВУЗа, основанную на концепции СОА и обеспечивающую простоту интеграции, и независимость развития компонентов ИУС ВУЗа в общем информационном пространстве. Перечислим основные элементы метода:

  • Проведение анализа и выделение бизнес-процессов, влияющих на данные нескольких подразделений.

  • Логическое построение общего информационного пространства на основе выделения общих сущностей.

  • Синхронизация сущностей на основе прав владения.

  • Анализ всех существующих компонентов ИУС ВУЗа с точки зрения концепций парадигмы СОА.

  • Выделение реализации общих бизнес-процессов и анализ возможности выделения их в качестве сервисов.

  • Согласование плана доработки автоматизации существующих общих бизнес-процессов до возможности их представления в качестве сервисов.

  • Требование учета концепции парадигмы при любой модификации компонент , а также при расширении ИУС ВУЗа.

Сервис пересылки сообщений

Не так давно наиболее распространенный подход к решению задачи интеграции был связан с концепцией "клиент-сервер". Но если ее применение еще может быть оправдано для небольших интеграционных проектов, то при более крупных масштабах выбор этой технологии приведет к неудаче[2]. Решением стал подход, основанный на использовании сервисов.

Информационные системы разбиваются на функционально законченные, независимые компоненты (сервисы), каждый из которых предназначен для выполнения определенной задачи (примером сервиса может быть расчет процентов по банковскому вкладу). Для выполнения бизнес-процесса необходимо обеспечить вызов сервисов в нужной последовательности. Прочная инфраструктура для архитектуры SOA предполагает обеспечение и оркестровку сервисов: это обязательное условие корректной поддержки бизнес-приложений, предназначенных для предоставления услуг. Применение принципов SOA означает, что при оркестровке применяются открытые стандарты и описания на основе метаданных. Объединение концепций сервиса, управления бизнес-процессами и серверов интеграции привело к созданию нового класса интеграционных решений - корпоративных сервисных шин (Enterprise Service Bus)[3]. Системы ESB относятся к уровню оркестровки сервисов: они выстраивают элементарные сервисы (образующие уровень сервисов) в бизнес-сервисы, используемые на уровне бизнес-процессов.

Корпоративная шина МИРЭА базируется на использовании среды передачи сообщений (коммуникационной шины), класса MOM (Message Oriented Middleware), которое реализует асинхронное взаимодействие приложений на основе функций подписки/публикации, маршрутизацию на основе анализа контента сообщений и функции их преобразования. Собственно же функциональность шины данных реализуется “поверх” этой среды передачи сообщений.

Поскольку требования к скорости передачи сообщения в информационной среде МИРЭА было небольшим (при постановке задачи 1 день, но при дальнейшем исследовании сократилось до 5 минут), то было решено, в качестве коммуникационной шины в МИРЭА, использовать почтовый сервер по протоколам POP и SMTP ( рис. 1). Это позволило использовать надежную и уже поддерживаемую систему для нужд интеграции. Исследование времени передачи сообщения и нагрузки, оказываемой сервисами передачи сообщений на почтовый сервис, подтвердили правильность этого решения[4].


Рис. 1. Схема системной шины МИРЭА (пример подключения двух систем)
Для передачи сообщения используется сервис передачи сообщений. Этот сервис является ядром ESB МИРЭА. Взаимодействие сервиса с клиентскими адаптерами происходит через базу данных сервиса с помощью .NET адаптера. Это позволяет обеспечивать работу с различными СУБД для хранилища сообщений. Требование гетерогенности хранилища информации связано с различными СУБД, которые используются в интегрируемых подразделениях. В данный момент это InterBase и MSSQL. Для клиентских приложений, которые реализованы для платформы, отличной от .NET, но которые могут использовать WIN32, написан специальный адаптер. Маршрутизацию сообщений, сбор и мониторинг за состоянием всех сервисов, подключенных к шине, производит сервис маршрутизации сообщений. Сервис является составным и может быть расширен дополнительным набором функциональности за счет подключения дополнительных сервисов, например сервиса обновления или сервиса передачи клиентских баз данных. Данный сервис может быть размещен в любом.

Заключение

Реализация пересылки сообщения с помощью сервиса обеспечивает его одинаковое использование всеми подразделениями МИРЭА и сервисами ИУС МИРЭА. Это упрощает его поддержку, настройки и изменение. Среди всех этих клиентов выделим сервис маршрутизации сообщений, который тоже использует сервис пересылки сообщений. Он представляет собой клиента сервиса пересылки сообщений для отправки, получения и анализа сообщений, а в информационной модели сервис маршрутизации сообщений выполняет роль связующего и управляющего ПО. Сервис передачи сообщений служит опорой в данной реализации архитектуры SOA, обеспечивая гарантированную доставку сообщений, обработку исключительных ситуаций и использование всех возможностей модели “публикация-подписка”. Оно является корпоративной шиной МИРЭА, служащей для обмена сообщениями и выполняющее их маршрутизацию с промежуточным хранением. При обращении к корпоративной шине данных используется принятая в МИРЭА классификация подразделений, при этом подразделения, как правило, и являются поставщиками сервисов.



Литература

  1. Григорьев В. К. Гетерогенная информационно-управляющая система на основе интегрированного информационного пространства ВУЗа. 57 научно-техническая конференция. Сборник трудов. Часть 1. Информационные технологии и системы. Вычислительная техника, Москва, 2008

  2. Дэвид А. Шаппелл. ESB Сервисная Шина Предприятия. O’RELLY, БХВ-ПЕТЕРБУРГ, 2008

  3. Ордынцев П. А. Обеспечение надежности передачи сообщения в ESB, 58 Научно-техническая конференция МИРЭА. Сборник трудов. Ч.1. Информационные технологии и системы.– М., 2009, стр 127-131

  4. Григорьев В. К., Ордынцев П. А. Интеграция ИУС подразделений вуза на основе сервис-ориентированной архитектуры, Системы управления и информационные технологии, 1.1(39), 2010. - С. 127-131


КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Дергилёва Н.И. (licey265@list.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 2 Ступинского муниципального района (МОУ лицей № 2), г. Ступино Московской области

Аннотация

Наверно, нет такого общеобразовательного учреждения в России, которое не имеет своей программы информатизации в рамках реализации Концепции модернизации Российского образования. Существующие методические пособия подробно информируют как создать и оформить подобную программу. Однако при реализации подобной программы приходится преодолевать ряд трудностей, учесть которые не всегда было возможно при разработке.

Анализируя доступные в Интернете Программы информатизации невольно обращаешь внимание на то, что чаще всего их осуществление ограничивается тремя направлениями


  1. модернизации и расширение материально-технической базы

  2. обучение педагогического, административного и вспомогательного персонала навыкам ИКТ различного уровня

  3. создание локального единого банка данных образовательного процесса для ведения школьной документации, в том числе в рамках диссеминации передового педагогического опыта и это приводит к затруднениям, основы которых закладываются вольно или не вольно на стадии проектирования.

Поэтому участники инициативной группа Управляющего совета МОУ лицей № 2 Ступинского муниципального района, создавая свою программу ИНФО, хотели бы заранее продумать, как преодолеть «подводные камни» процесса информатизации и в течение двух лет анализировали информацию, доступную в Интернете, профессиональных печатных изданиях в ходе общения на конференциях, семинарах, выставках днях открытых дверей.

В результате был выявлен круг проблем, с которыми приходится сталкиваться в ходе реализации Программы большинству педагогов-предметников и педагогов-администраторов:

Во-первых, проблемы мотивации персонала для достижения мастерства владения ИКТ различного уровня

Во-вторых, быстрое старение парка компьютерной и орг. техники, обслуживание, расходные материалы

В-третьих, несовершенство нормативно-правовой базы (штатное расписание, нормы СанПин, Роспотребнадзора, пожнажзора)

В-четвертых, реальный эффект от внедрения ИКТ технологий не соответствует ожиданиям всех участников образовательного процесса. Всемогущество ИКТ крайне завышено.

Необходимость создания службы информационно-компьютерного обеспечения, в функции которой входила техническая и методическая поддержка процесса внедрения ИКТ в образовательный процесс возникла как условие успешной инновационной деятельности педагогов, т.к центре любых преобразований стоит в первую очередь учитель, и от его гибкости и компетентности зависит успешность происходящих процессов. С этой целью была разработана комплексно-целевая программа “Развитая информационная среда образовательного учреждения – необходимое условие формирования ключевых компетенций участников образовательного процесса", получившая сокращенное название ИНФО.

Содержание проекта ИНФО охватывает почти все линии использования ИКТ в среднем образовании: от создания и разработки ресурсов, методики их использования до разноплановой подготовки всех категорий работников образовательного учреждения, моделирования и построения информационных среды на уровне отдельной школы.

Изначально проект ИНФО был обозначен в программе развития школы как отражение участия в Федеральной программе информатизации. Но в процессе работы лег в основу экспериментальной муниципальной площадки, способной наполнить определенным педагогическим содержанием: разработать новые учебные материалы, обучить учителей новым способам работы, создать систему постоянного методического сопровождения.

Для снижения риска негативного восприятия процесса информатизации был сформулирован ряд положений-аксиом, которые попытались донести до сведения всех работников лицея в ходе работы педагогических советов, круглых столов методических объединений.

Основные из них следующие:


  • Овладение ИКТ не самоцель, а информатизация и компьютеризация процесса обучения – не панацея от всех бед.

  • Компьютер – техническое средство обучения, также полезен для обучения как мел, калькулятор или лабораторное оборудование в умелых руках педагога. Его назначение – повышение мотивации к обучению различных групп учащихся, возможность предупреждения и преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов. Именно эти факторы крайне важны в решении основных задач Программы развития лицея - повышение качества знаний и социализации личности учащихся.

  • Только разумное сочетание традиционных и инновационных форм и методов обучения может дать наибольший эффект в достижении качества оказания образовательных услуг.

Ряд управленческих стратегических решений снял напряженность в сфере разделения обязанностей и ответственности. Так изменение штатного расписания в пределах имеющегося фонда оплаты труда позволило ввести специалистов по обслуживанию парка компьютерной техники. Определены источники средств, направляемые на покупку расходных материалов для компьютерной и копировально-множительной техники, обновление оборудования. Разработаны локальные акты, регламентирующие вопросы не только работы новой структуры службы информационно-компьютерного сопровождения, но и морального и материального стимулирования (введение доплат учителям, использующим информационные технологии в образовательном процессе из стимулирующей части фонда оплаты труда).

Благодаря внедрению Программы осуществляется мониторинг образовательных запросов учащихся, реализация которых предполагает использование вычислительной техники и информационных технологий; отрабатываются технологии тестирования учащихся старшей ступени при подготовке к сдаче ЕГЭ; созданы творческих групп по отработке методики применения информационных технологий на уроке;

В течение трех лет проведены семь районных и один регионального семинара учителей русского языка, математики, физики, географии, английского языка, обществоведческих дисциплин, социальных педагогов, библиотекарей, обобщивших опыт работы в освоении ИКТ, а также 26 публикаций в педагогических изданиях, участие педагогов и учащихся в работе региональных и международных конференциях. На данный момент 84 % учителей владеют в той или иной мере компьютером, но систематически (не менее 1 раза в неделю в данном классе) только 57% педагогов. Использование информационных технологий в качестве нового педагогического инструмента позволило повысить эффективность образовательного процесса, внедрить новые методы и организационные формы учебной работы. Современные информационные технологии дали мощный инструмент в руки учителя-предметника, так как учитель, владеющий информационными технологиями делает объяснение учебного материала на уроке более наглядным, познавательным, создавая свои наглядные пособия, диаграммы, таблицы, презентации, дидактические материалы, осуществляет переход от объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей. Результатом работы стало повышение качества знаний учащихся на 5% при успеваемости – 99%. Созданы условия обеспечение уровня подготовки 100% выпускников профильных классов, достаточного для поступления в высшие и средние учебные заведения.

Главное условие успешности проекта ИНФО - Учитель, который свободен от комплексов в применении компьютерных методов обучения, информационных и коммуникационных технологий. Любому учителю необходимо преодолеть этот барьер, поэтому нужна методическая поддержка, которую реально может и должен оказать заместитель директора по научно-методической работе, потребность в котором реально обоснована происходящими процессами модернизации образования.

Успешность реализации проекта, обобщение и распространение опыта построения информационных сред в школах, отработка норм и нормативов финансового, материально-технического и ресурсного обеспечения общеобразовательных учреждениях, хотелось бы надеяться, в ближайшее время станет основой для выработки единой образовательной политики в рамках района, области по вопросам компьютеризации школ и внедрения информационных технологий во все сферы учебно-воспитательного процесса, организации довузовской подготовки старшеклассников и повышение квалификации педагогических работников через дистанционные формы обучения.

Для нас важно, чтобы опыт информатизации школы, накапливаемый в лицее, был доступен другим школам района и региона, для того чтобы было сформировано на уровне района сообщество учителей, реализующих перспективные модели учебной деятельности и обновление содержания образования с использованием широкого круга средств ИКТ.



Литература

  1. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА. Доклад В. М. Филиппова на заседании Правительства РФ 25.10.2001 (с официального сервера Правительства РФ)

  2. Управление информатизацией образовательного процесса // www.mediacentr.znaet.ru

  3. Сайков Б.П., Организация информационного пространства образовательного учреждения – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.

  4. Материалы ИТО – 2007, 2008, 2009. Сборники трудов.

  5. Сайты общеобразовательных учреждений РФ, победителей ПНПО.


ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ АИС «УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»

Друшляков Г.И. (genadrug@gmail.com),
Назаренко Э.Г. (edwardgrig@yandex.ru)


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» (АСоУ), г. Москва.

Аннотация

В докладе рассматривается пример построения автоматизиро­ванной информационной системы ВУЗа относительного небольшого масштаба на основе интегрированной базы данных.

Академия – молодое, относительно небольшое, но растущее учебное заведение. В 2009-2010 учебном году в АСоУ обучалось около 600 студентов. Очевидно, что даже при небольших масштабах учебного заведения эффективно управлять им без использования автоматизи­рованной информационной системы в современных условиях невозможно. В большинстве ВУЗов подобные системы существуют уже давно, но нередко они ещё недавно представляли собой набор подсистем, разрабатывавшихся в течение достаточно большого промежутка времени разными группами разработчиков, на разных программно-аппаратных платформах, зачастую не объединённых общим информационным потоком. Задачей последнего десятилетия была интеграция подсистем в единую информационную систему ВУЗа, для которой выбрано наимено­вание «интегрированная информационно-аналитическая система управле­ния ВУЗом» (ИИАС), на основе современных сетевых технологий (см., например, [1], [2]). Именно так ставилась задача в начале создания АИС АСоУ в 2007 году.

Возможны три варианта реализации АИС ВУЗа: 1) приобрести одну из немногочисленных систем, имеющихся на рынке (например, АСУ УП [3], [4] или системы фирм 1С, Галактика); 2) заказать разработку; 3) раз­рабатывать самостоятельно. Подавляющее большинство ВУЗов идут третьим путём по ряду веских причин:



  • высокая стоимость готовых и, особенно, заказных систем;

  • необходимость серьёзной настройки и адаптации готовых систем с привлечением разработчиков;

  • проблемы полноты документации и сопровождения системы;

  • закрытость готовых и заказных систем к изменениям (разработчики не заинтересованы открывать доступ, например, к программному коду)

и др.

Самой современной считается архитектура АИС, ориентированная на использование технологии Intranet. Наиболее полно преимущества этой технологии проявляются в системах с большим (десятки и сотни) количеством пользователей. Масштабы нашего ВУЗа невелики, поэтому была выбрана смешанная архитектура, сочетающая классическую архитектуру клиент-сервер для ограниченного количества постоянных рабочих мест основных операторов системы, оснащенных программным обеспечением «толстых» клиентов, и неопределённого количества «тонких» клиентов, взаимодействующих с системой по протоколу Интернет. Такой подход позволяет сочетать преимущества обеих техно­логий в одной системе.

АИС АСоУ строится как открытая система с поэтапной разработкой и вводом отдельных подсистем. В составе АИС рассматриваются следу­ющие подсистемы.


  1. Подсистема «Финансовый и кадровый учёт».

Эта подсистема сейчас существует в виде двух основных задач: «1С Бухгалтерия» и «1С Зарплата и кадры», которые сохраняют авто­номность, обусловленную спецификой финансовой и кадровой работы. Интегрирование их с АИС в части состава и движения кадров осущест­вляется специальной программой синхронизации данных о кадрах, запускаемой по мере надобности.

  1. Подсистема «Учебный процесс» реализована как первая очередь АИС и находится в пробной эксплуатации.

В результате проведения анализа бизнес-процесса обучения студентов «как есть» построена логическая модель, в которой выявлены материальные и информационные потоки, виды документов и их оборот, структура данных и функциональные задачи. Структура подсистемы на текущий момент и некоторые функции представлены на Рис.1.

Все данные хранятся в интегрированной базе данных. Ввод, коррек­тировка, просмотр и анализ данных, а также вывод печатных документов обеспечивается клиентскими приложениями, которые сформированы по структурно-функциональному принципу. Это (см. Рис.1): «Ректорат», «Деканат» (для каждого факультета, которых у нас два), «Учебный отдел», «Отдел кадров» и «Кафедра» (для каждой кафедры, которых всего 12 на обоих факультетах) – каждое приложение со своей группой функций, которые частично перекрываются. Права доступа из клиентских прило­жений к различным подмножествам данных разграничены за счёт ролей, назначаемых пользователям в момент подключения к системе.

В АИС приняты специальные меры согласно новому закону о защите персональных данных. Паспортные данные персон хранятся в зашифрованном виде, остальные персональные данные обрабатываются в обезличенном виде, что допускается законом.

В качестве технологической основы клиентских приложений выбран MS Access, предоставляющий достаточно широкий набор средств для реализации интерфейса и обеспечивающий разделённый доступ к базе данных под управлением СУБД MS SQL Server. Применение объектной модели ADO в программных модулях клиентских приложений позволило достаточно полно использовать средства этой мощной СУБД.

Остальные подсистемы находятся в стадии разработки.


  1. Подсистема «Абитуриент».

Обеспечивает работу приёмной комиссии ввод данных об абиту­риентах, формирование экзаменационных групп, отображение резуль­татов вступительных испытаний, перевод принятых на обучение в разряд студентов.

  1. Подсистема «Студент».

Содержит всю необходимую студенту информацию об учебном про­цессе: учебные программы, задания для самостоятельной работы, справочные материалы, учебно-методические пособия и материалы и т.п., сгруппиро­ванные по учебным дисциплинам и кафедрам.

Рис. 1. Архитектура подсистемы «Учебный процесс» в АИС АСоУ
В этой подсистеме особенно актуальна возможность удалённого доступа с использованием web-интерфейса. К этой подсистеме, наряду с подсистемой «Абитуриент», должен обеспечиваться доступ через Интернет-сайт академии. Нами разработан прототип программы «тонкого» клиента для взаимодействия с системой через Internet-Intranet на основе технологии ASP, обеспечивающий просмотр учебного расписания на текущую неделю.


  1. Подсистема «Библиотека».

Обеспечивает обслуживание библиотечного фонда. Планируется возмож­ность удалённого доступа студентов к подсистеме для получения информации о наличии и заказах учебной литературы, а в дальнейшем и для работы с электрон­ными версиями учебников.

Внедрение АИС АСоУ встречает ряд трудностей, преодоление которых требовало и, вероятно, ещё потребует специальных усилий. Некоторые проблемы, возникающие при внедрении систем автоматизации, являются общими и уже поэтому заслуживают обсуждения [5]. К ним относятся:



  • отсутствие ясного понимания задачи управления;

  • необходимость частичного перераспределения функций и, вследствие этого, реорганизации структуры;

  • сопротивление сотрудников нововведениям;

  • временное увеличение нагрузки на сотрудников в период внедрения системы

и другие.

При внедрении АИС руководители учебного заведения должны всячески содействовать ответственной группе специалистов, проводящей внедрение информационной системы, вести разъяснительную работу с кадрами, и, кроме того:



  • создать у сотрудников всех уровней твёрдое ощущение неизбежности внедрения;

  • наделить руководителя проекта внедрения достаточными полномочиями, поскольку сопротивление иногда (часто подсознательно, или в результате неоправданных амбиций) возникает даже на уровне заведующих кафедрами;

  • всегда подкреплять все организационные решения по вопросам внедрения изданием соответствующих приказов и письменных распоряжений;

  • увлечь сотрудников собственным примером освоения внедряемой системы.

Внедрение АИС, по сути, никогда не заканчивается, система должна всё время совершенствоваться в процессе эксплуатации вместе с прогрессом информационных технологий и методологий управления деятельностью учебного заведения…

Литература

  1. Концепция «Интегрированная информационно-аналитическая система управле­ния ВУЗом». http://www.bti.secna.ru/portal/smerdina/doc/lib/art/PR_JET4.htm

  2. Концепция построения информационной аналитической системы (ИАС) управле­ния КемГУ. http://ick.kemsu.ru/work/docs/conias.htm

  3. АСУ УП Государственного научно-исследовательского института информаци­онных образовательных технологий «ГосИнформОбр». http://www.gosinformobr.ru

  4. АСУ УП Научно-производственной компании «Малленом». http://www.mallenom.ru

  5. Г. Верников. Внедрение системы автоматизации: основные проблемы и задачи. http://www.vernikov.ru


Развитие информатизациИ РГУ имени С.А. Есенина

Ельцов А.В. (a.eltsov@rsu.edu.ru), Махмудов М.Н. (m.mahmudov@rsu.edu.ru)

Рязанский Государственный университет имени С.А. Есенина

Аннотация

Информатизация вуза есть процесс организации работы с информацией, рассматриваемой как представление знаний и сообщений о профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов университета. Главная задача информатизации в вузе – повышение качества подготовки специалистов посредством внедрения в образовательную и научную деятельность новых информационных технологий. Процесс информатизации осуществляется на основе формирование единой информационной среды для проведения и поддержки образовательной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности высшего учебного заведения на базе современных информационных технологий, средств мультимедиа и телекоммуникаций.

Под информатизацией вуза понимается создание и использование информационных компьютерных систем и технологий в различных областях его деятельности. С другой стороны, информатизация вуза есть процесс организации работы с информацией, рассматриваемой как представление знаний и сообщений о профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов университета. Такими областями являются образовательная, научно-исследовательская и организационно-управленческая деятельности.

Целями информатизации являются:


  • повышение профессионального уровня подготовки кадров различной степени квалификации, расширение их профессиональной ориентации;

  • существенное изменение качества и увеличение производительности труда профессорско-преподавательского состава, сотрудников НИСа и служб университета;

  • обеспечение качественной квалификации работников различных специальностей, вынужденных продолжить свое обучение из-за быстрых изменений в области знаний и технологий;

  • максимально возможный полный доступ к профессиональной информации;

  • внедрение качественно новых средств обучения;

  • внедрение новых форм обучения (дистанционное обучение);

  • улучшение качественных характеристик, повышение роли и укрепление авторитета университета как регионального центра образования, науки и культуры.

Главная задача информатизации в вузе – повышение качества подготовки специалистов посредством внедрения в образовательную и научную деятельность новых информационных технологий.

Достижение этих задач и целей невозможно осуществить на уровне среднего звена (деканаты, библиотека, кафедры и т.д.). Это системная задача, предусматривающая не только создание локальных баз данных и внедрение отдельных образовательных технологий, но и требующая организационной перестройки управления и охватывающая все структуры университета.

Деятельность университета в области информатизации можно разложить на три основных составляющих:


  • учебный процесс;

  • научно-исследовательская работа;

  • управление вузом.

Единая информационная среда университета должна входить составной частью в информационные среды более высоких организационных уровней  специальных, региональных, отраслевых, федеральных, международных – в соответствии с функциями и участием университета в различных программах и проектах.

Процесс информатизации осуществляется на основе программы, которая призвана обеспечить формирование единой информационной среды для проведения и поддержки образовательной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности высшего учебного заведения на базе современных информационных технологий, средств мультимедиа и телекоммуникаций.

Программа определяет основные направления информа­тизации, по каждому направлению устанавливает цели, содержание действий и ожидаемый результат. Реализация программы предполагает дальнейшее ее развитие в виде подпрограмм, планов мероприятий, графиков работ и других документов. В документах, развивающих программу, назначаются ее исполнители, составляется перечень работ и сроки их исполнения, определяется их ресурсное обеспечение.

Программа базируется на созданной в университете технической базе компьютеризации, сформированном кадровом потенциале специалистов в области информационных технологий, а также на имеющемся опыте локальной информатизации. Вместе с тем, для ее реализации потребуется дополнительное ресурсное обеспечение. Потребуется регулярное обновление и модернизация компьютерного парка, развитие корпоративной сети и локальных информационно-вычислительных сетей. Дополнительным организационным ресурсом является Координационной совет по дистанционному обучению. Финансовые ресурсы определяются отдельной строкой в смете расходов университета.


Оптимизация информационной среды интерактивного класса на базе комплекса МИМИО

Зайцев А.Н.(zait007@rambler.ru)

Центр детского творчества, г. Троицк,

Кучер Н.П.(lyceum@trtk.ru)

Лицей г. Троицка, Московская область,

Сергиенко Д.И. (dsint12@rambler.ru)

ООО «ИНТ-ТЕХНО», г. Троицк, Московская область

Аннотация

В докладе представлен опыт использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школах Троицка. Из широкого круга технических решений по внедрению ИКТ в школах оптимальным является использование интерактивных досок МИМИО в комплексе с другими устройствами ИКТ. Наиболее доступная конфигурация включает компьютер учителя с предустановленными пакетами программ типа «живая физика», «живая математика», «живая география» и т.д., авторскими разработками уроков, и мультимедийного комплекта, включающего проектор, интерактивную доску МИМИО и документ-камеру. В такой конфигурации удается представить весь объем урочного материала с использованием ИКТ.

Следующим шагом развития технологий является внедрение системы интерактивного опроса, в которой каждый учащийся имеет возможность принять участие в опросе по пройденному материалу, закрепить и усвоить новую информацию. Этот навык особенно важен для учащихся при подготовке к сдаче ЕГЭ. Очевидно, что следующий шаг – перенос всей учебной информации на персональные цифровые устройства типа IP-media коммуникаторы, включенными в компьютерную сеть класса / школы. Очевидна возрастающая роль WI-FI сети как способа доступа к базам знаний на локальном уровне в пределах школы.

Оснащение школ средствами ИКТ является фактором повышения качества образования, ввиду чего возникает потребность в специализированных организациях, которые занимаются внедрением ИКТ в школах. С этой целью в Троицке создана компания «ИНТ-ТЕХНО» (www.int-tehno.ru) , учредителем которой выступил Институт Новых Технологий образования (www.int-edu.ru). Важным шагом явилось создание учебно-демонстрационного центра ИКТ «Инновационные технологии для образовательных учреждений» на базе Лицея г. Троицка, который является победителем Всероссийского конкурса «Лучшие школы России – 2006» [1]. В настоящее время в демонстрационном зале «ИНТ-ТЕХНО» представлены все школьные электронные учебники разработки ИНТа, цифровая лаборатории Архимед, мобильные школьные лаборатории для практикумов по биологии, экологии и т.д. Этот же центр используется как учебная площадка при проведении тематических семинаров и тренингов для учителей. Последний такой семинар прошел 22 апреля 2010 года по теме: «Оптимизация информационной среды современного образовательного учреждения». В программе семинара были выступления руководителей образования, проведены открытые уроки лучшими учителями Лицея, а также заслушаны доклады по актуальным проблемам развития ИКТ в школах, в том числе программный доклад проф. М.Е.Вайндорф-Сысоевой из Московского государственного областного университета «Интерактивное обучение» (http://www.int-tehno.ru/site/132) .

Компания «ИНТ-ТЕХНО» занимается комплексной поставкой оборудования для школ, обучает учителей пользованию этой техникой, и выполняет сервисное обслуживание техники [2]. С 2006 года мультимедийная техника установлена во всех школах Троицка, Институте Ядерных Исследований РАН, ИЗМИРАН, а также в ряде других организаций в Москве и Московской области. На базе Института Новых Технологий в Москве имеется возможность подготовки и повышения квалификации преподавателей по отдельным предметам с использованием ИКТ. Внедрение ИКТ открывает новые возможности по внедрению инновационных педагогических технологий, совершенствованию учебного процесса и расширению методических приемов обучения, новых форм аттестации учащихся, т.е. в целом дает синергетический эффект в повышении качества образования [3]. Спрос на технику, ее обновление и новые школьные программные продукты увеличивают затраты школ на ИКТ, и в условиях жесткой финансовой обстановки использование интерактивных досок МИМИО позволяет добиться наибольшего эффекта «цена/качество». Кроме этого необходимо обратить внимание на ряд полезных решений с использованием комплекса «МИМИО» [4]:


  • горизонтальная проекция на стол делает увлекательным групповые занятия, особенно в начальной школе;

  • МИМИО делает интерактивной поверхность большого размера, до 120х240 сантиметров (интерактивных досок такого размера не бывает);

  • если основной комплект дополнить графическим планшетом, то учитель сможет свободно перемещаться по классу – проводить занятия, объяснять и показывать учебный материал.

В заключении необходимо отметить, что новый инструмент ИКТ – комплекс МИМИО совместно с цифровым проектором, компьютером и документ-камерой, пакетами программного обеспечения и системой электронного опроса позволяют преподавателю представлять весь объем урочного материала в цифровом виде, что позволяет оперативно корректировать содержание программ и контролировать уровень их усвоения учащимися.

Литература

  1. Кучер Н.П. «Эффект импульса ПНПО для муниципальной школы». Национальные проекты, № 8, стр. 66-68, 2007.

  2. Кучер Н.П., Балденков Г.Н., Сергиенко Д.И. «ПНПО и ИКТ в школе – комплексное решение». ИКТ в образовании, № 2, стр.11, 2008.

  3. Балденков Г.Н., Кучер Н.П., Сергиенко Д.И.. «Актуализация внедрения ИКТ в образовательный процесс современной школы» Материалы XIX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» 26-27 июня 2008г., Фонд Байтик, Троицк, 2008

  4. Муранов А.А. «От доски меловой к доске интерактивной». Директор школы, № 9, стр. 82-87, 2009.


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Иванова Н.И. (luni57@mail.ru)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 5»
(МБОУ «Гимназия № 5»), г. Норильск


Аннотация

Информационные и коммуникационные технологии присутствуют повсеместно, требуя как от специалистов, так и от обычных граждан умения правильно обращаться с ними на работе, в общественных местах и дома.

В системе образования наметилось много новых проектов, основанных на широком использовании возможностей информационных и телекоммуникационных технологий.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Итак, компьютеры - эти уникальные по своим возможностям обучающие маши­ны - установлены в классе... И тут выясняется, что не понятно, как к этим компью­терам подступиться, т.е. говорить о компьютерном обучении еще рано. Как быть, с чего начать переход к компьютерному обучению?

Ответ таков: «с подбора обучающих программ и продумывания организацион­ных форм их применения, с разработки методик, использующих возможности компьютера в обучении». Но даже самые лучшие и передовые технологии, взятые на вооружение педагогами и обучаемыми, без адекватной реорганизации учебно-воспитательного процесса оказывают деморализующее влияние и попросту расточительны. По существу, это тоже самое, что привести в библиотеку малограмотного человек и ждать, пока он научится бегло читать и ориентироваться в книгах.

Специалисты всего мира пока единодушно констатируют только одно — применение компьютера в этой сфере человеческой деятельности породило больше проблем, нежели решило. Здесь речь идет о процессе, связанным с применением информационных технологий в обучении как таковом, а не об организации и сопровождении учебного процесса.

Для переложения курса на компьютерную технологию обучения преподаватель, ставящий курс, должен иметь представление не только о предметной области, но также быть хорошим методистом, иметь навыки систематизации знаний, быть хорошо информированным о возможностях информационных технологий, а также знать какими средствами компьютерной поддержки достигается тот или иной дидактический прием. Кроме этого он должен быть информирован о тех технических средствах и программном обеспечении которые будут ему доступны как при создании прикладного программного обеспечения (ПО), так и при сопровождении учебного процесса. Очевидно, что одному человеку это не под силу.

В настоящее время существует огромное множество обучающих программ по самым разным предметам, ориентированных на самые различные категории учащихся. Их очень много, и четкая классификация разновидно­стей этих программ еще не установилась.

Сейчас налицо тенденция, при которой коммерческие фирмы, вложив огромные средства в технологические цепочки разработки мультимедийных CD-ROM, наполняют рынок программных продуктов образовательного и, в ряде случаев, учебного назначения, о которых преподаватели и учителя в школах слабо или вообще неинформированы. Школьники и студенты, приобретя их, могут пользоваться ими. Но соответствует ли такое “компьютерное учебное пособие” программе определенного предмета или курса, а также как применить его в учебном процессе, ведущемся в конкретном учебном заведении зачастую не знает, ни завуч, ни директор образовательного учреждения, ни, тем более, учитель. Ими воспринимается, в качестве средств поддержки учебного процесса, только то программное обеспечение учебного назначения, которое разработано ими самими, либо апробировано и рекомендовано коллегами.

Поэтому нужна система разработки компьютеризированных курсов, поддерживаемая государством, для компьютерной технологии обучения и, параллельно с ней, система подготовки и переподготовки преподавательских кадров, умеющих применять информационные технологии для реализации компьютерной технологии обучения.

Переход к реальной информатизации общего образования возможен на основе единой образовательной информационной среды, формируемой всеми участниками информационного процесса.

Создание такой среды может начаться со школьной Internet-библиотеки с наглядным и доступным для учащихся структурированным предоставлением информации. Организация широкого доступа к необходимым учебным ресурсам на практике способствует кооперации учебных заведений различного уровня по созданию регионального образовательного пространства.

Другая трудность, которую нельзя оставить без внимания, это увеличение ответственности самого обучаемого за результаты обучения в ситуации, когда ему предоставляется множество возможностей выбора между различными формами обучения, лавина нужной и посторонней информации в условиях дефицита времени. И в этих условиях педагоги должны помочь обучаемым в правильной организации их учебной деятельности с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей.

На передний план выдвигается практический вопрос приобретения знаний, квалификации, а не диплома. Одной из составляющих социального заказа должна быть естественная потребность непрерывного обретения знаний, что является закономерным процессом развития общества.
  следующая страница >>