Судьба средств массовой информации в ХХI веке обсуждалась на II международной конференции по кибержурналистике, прошедшей 9 и 10 дек - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Управление по взаимодействию со средствами массовой информации области 1 58.44kb.
Информация о Ежегодном общероссийском конкурсе средств массовой информации... 1 228.59kb.
Примерная программа дисциплины техника и технология средств массовой... 1 332.4kb.
Человеческие ресурсы в координатах ХХI века. Часть II 1 44.52kb.
Рабочая программа по дисциплине дс. 02 2 «Язык средств массовой информации» 1 182.03kb.
Конкурс средств массовой информации «Экологическая практика: инновации... 1 494.75kb.
Учебная программа (проект) повышения квалификации специалистов средств... 1 80.78kb.
Герои миграции Как обуздать стихию нелегальных гастарбайтеров миграция 1 97.07kb.
Исследование совладающего поведения студентов-психологов Акимочкина... 1 210.03kb.
Конференция terra credo в Санкт-Петербурге с 13 по 15 ноября в Северной... 1 68.07kb.
А. И. Уткин мироустройство в ХХI веке москва 2000 8 3178.38kb.
Отчет о региональных 1 220.61kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Судьба средств массовой информации в ХХI веке обсуждалась на II международной конференции - страница №1/1

@ЗАГОЛОВОК = Что ждет СМИ в эпоху Интернета: об итогах международной конференции по кибержурналистике в Португалии - 2 части

@АВТОР = /Андрей Поляков, корр.ИТАР-ТАСС в Лиссабоне/

Судьба средств массовой информации в ХХI веке обсуждалась на II Международной конференции по кибержурналистике, прошедшей 9 и 10 декабря в португальской "северной столице" Порту. По мнению участников форума, Интернет и мобильные устройства уже в ближайшие годы коренным образом изменят привычную картину, но на положении различных СМИ всемирная сеть скажется по-разному.

Как рассказал корр.ИТАР-ТАСС координатор форума Фернанду Замит, первая конференция прошла в 2008 году, вскоре после того, как при Университете Порту в январе этого года по его инициативе появилась "Кибер- обсерватория", которая занялась постоянным отслеживанием состояния португальского и, отчасти, мирового виртуального пространства. "Идея собрать исследователей кибержурналистики возникла практически сразу же, ведь на тот момент мы были в Португалии уникальной структурой, - пояснил он. - Теперь "Кибер-лаборатория" есть в Университете Бейра, в городе Ковилья, но мы появились раньше и были первыми".

В любом случае, направление, избранное объектом исследования "Кибер- обсерваторией", очень молодо, подчеркнул Фернанду Замит. "Об этом говорит хотя бы тот факт, что сам термин "кибержурналистика" еще не стал полностью устоявшимся, - сказал он. - Во всяком случае, в Бразилии, например, некоторые предпочитают называть этот предмет "цифровой журналистикой" или "онлайн журналистикой".

Как и в момент возникновения, в "Кибер-обсерватории" насчитывается десяток сотрудников, сообщил Фернанду Замит. Не все из них представляют Университет Порту. Некоторые работают в других учебных и научно- исследовательских центрах Португалии. "Мы поддерживаем контакты с коллегами в разных странах, - сказал Фернанду Замит. - В частности, с таким бразильским ученым, как Росченал Алвес, ведущим исследователем онлайн журналистики. Он с 1999 года собирает симпозиумы, посвященные этой тематике, в университете американского города Остин, где преподает. В нашем первом конгрессе он принял участие".

На первой конференции зародились традиции, которые нашли продолжение и в этом году. Во-первых, отметил Фернанду Замит, это вручение премий, которые "Кибер-обсерватория" ежегодно присуждает лучшим португальским сайтам. Во-вторых, акцент, который участники форума делают на обсуждение положения в виртуальном пространстве португалоязычных стран.

Последнее обстоятельство привело к тому, что в этом году рабочим языком конференции фактически стал португальский. Английский использовался только некоторыми иностранными участниками. Испанские докладчики предпочитали говорить на родном, но они могли это себе позволить, так как аудитория понимала их ввиду близости двух соседних языков.

Нововведением стало разделение докладчиков по двум аудиториям, а также введение основной темы, продолжил Фернанду Замит. Форум был посвящен, прежде всего, обсуждению новых бизнес-моделей для СМИ в эпоху Интернета.

Это, в свою очередь, во всей остроте поставило вопрос о том, какие средства массовой информации и как смогут приспособиться к новым условиям.

Как считает Фернанду Замит, который попытался подвести итоги дискуссий, ежедневным изданиям в бумажном виде не выжить, еженедельники сохранятся, некоторые глянцевые журналы будут процветать, а радио и телевидение останутся, но изменятся. Более того, некоторые СМИ смогут даже извлечь из всемирной паутины выгоду, полагает он.

"Газетам вскоре неминуемо придется расстаться с бумажным форматом и полностью переселиться в Интернет, - сказал Фернанду Замит. - Это их единственное спасение, единственный путь. Наши и зарубежные оценки говорят о том, что в США такой переход может завершиться уже к 2015 году, а в Португалии - после 2020 года. В самом деле, какой смысл покупать ежедневное издание, когда можно в любой момент в реальном времени узнать новости на мобильном устройстве, постоянно подключенном к Интернету?

Никакого. Совершенно никакого. Когда такие гаджеты распространятся повсеместно, а этот процесс идет очень динамично, бумажные газеты станут бессмысленными. Таким образом, смерть газет наступит после того, как продвинутые и дорогие, по сегодняшним меркам, мобильные устройства подешевеют и станут общедоступными".

Но на новый формат полностью перейдут не все, отметил Фернанду Замит.

По его мнению, возможно, в бумаге сохранятся некоторые региональные газеты. Отдельно он предлагает рассматривать еженедельники. "В Португалии и некоторых других странах в бумажном виде останутся еженедельные издания,

- сделал он еще один прогноз. - У нас они имеют очень сильные позиции и многочисленных, верных читателей, которые привыкли получать порцию аналитики и комментариев, подводящих итоги очередных семи дней в жизни страны и мира. Кроме того, еженедельники обычно очень сильны в плане проведения журналистских расследований, а это направление тоже имеет своих стойких приверженцев и свою твердую часть читательской аудитории".

Могут быть спокойны и глянцевые специализированные журналы, заверил Фернанду Замит. "Они чувствуют себя превосходно, им ничто не угрожает, - сказал он. - Что касается новых технологий и гаджетов, то можно сказать, что для этих изданий они оказались не враждебными, а очень дружескими. Эти журналы делают ставку на визуальную подачу материалов, по сути используя тексты в качестве развернутых подписей к иллюстрациям, поэтому сайты, где можно дополнительно выложить видео и аудио, стали для них настоящей находкой и служат хорошей приманкой для покупателей этой печатной продукции. Можно говорить о том, что между иллюстрированными журналами и новыми Интернет-технологиями уже сложился взаимовыгодный симбиоз".

Электронные СМИ также не отомрут, продолжил координатор конференции.

"Радио имеет одно важное преимущество, которое никто не в состоянии у него отнять, - пояснил Фернанду Замит. - Слушая радио, можно продолжать заниматься чем угодно. Например, вождением автомобиля. Конечно, радиостанции присутствуют не только в эфире, но и в сети, и некоторые добились в этом больших успехов, но одно не отменяет другого. Радио по своей природе немультимедийно, оно занимает собственную, уникальную нишу, поэтому оно продолжит существование".

Что касается телевидения, то оно также будет продолжать сосуществовать, причем в двух форматах, старом и новом, считает Фернанду Замит. "Онлайновые трансляции на компьютерном мониторе вряд ли способны полностью вытеснить из дома телевизор, - сказал он. - Телевидение сохранится, это гарантированно. При этом, очевидно, что телевидение будет меняться. Судя по всему, оно продолжит распадаться на все большее количество каналов с узкой специализацией".

Оценки португальского специалиста по сетевой журналистике подтвердила Мария Жозе Балдессар, преподаватель бразильского Университета Санта- Катарина. "Происходит фрагментация, причем не только в электронных СМИ, - отметила она. - Общественно-политические издания, пишущие обо всем, теряют, а вот нишевые порой переживают удивительные взлеты". В качестве примера Балдессар привела бразильский глянцевый журнал для девочек- подростков "Капришу", чей тираж в последние годы вырос многократно и превысил 700 тыс экземпляров.

"Это интересный феномен, - указала она. - Дело в том, что "Капришу"

активно использует Интернет-сайт как дополнительный инструмент для привлечения интереса к своему бумажному изданию. С его помощью он создает себе читателей, которые затем покупают журнал, а благодаря высокому тиражу привлекает рекламу. Таким образом, для этого журнала сеть стала не могильщиком, а важнейшим помощником и мощным рычагом по извлечению прибыли".

Опыт "Капришу" стал одной из эффективных новых бизнес-моделей журналистики, согласились участники конференции. При этом, что касается самих Интернет-сайтов, добиться высокой рентабельности за счет журналистики на них практически нереально, гласило всеобщее мнение присутствовавших на форуме специалистов. "Даром журналистикой заниматься невозможно", - констатировал Жоау Канавильяш, преподаватель португальского Университета Бейра. Между тем, как показывает практика, все попытки перевести электронные издания целиком на платную основу приводят к резкому оттоку пользователей и забвению сайта. "Бесплатный сайт тоже имеет смысл,

- отметил Канавильяш. - Он служит для того, чтобы тебя заметили или для того, чтобы дополнить бумажную версию". Вот только денег он, сам по себе, не приносит.

С ним согласен Элдер Баштуш, автор книги "Происхождение и эволюция кибержурналистики в Португалии". "Плата за новостные сайты приносила бы хорошие деньги, если бы в сети сложился новостной картель, - отметил он. - А так как это невозможно, то всегда есть способ добыть новости даром, поэтому платить никто не хочет. Чтобы сегодня покупали, надо, как минимум, чтобы продукт качественно многократно превосходил конкурентов".

Такое превосходство возможно разве что в теории. "Нью-Йорк таймс"

потеряла больше двух третей трафика, когда ввела плату за содержание", - отметил Баштуш. Поэтому издания пытаются найти новые формы финансирования.

Исследователь, в частности, упомянул о создании трастов, что уже сделала "Гардиан", микро-финансировании, которое практикует "Ай-тьюнз", продающая в онлайн сервисе софт и музыку по доступным ценам, меценатство и патронаж, в том числе отдельных тем, крауд-файнэнсинге, то есть сборе средств группами пользователей для освещения определенных, интересных для этих групп сюжетов, организации конференций, продаже СМИ фирменных аппликаций для доступа к своим ресурсам с мобильных устройств.

"Но пока невозможно сказать наверняка, будет ли это работать, - сказал Баштуш. - "Ай-Пэд" - спасение прессы? Не знаю. Будущее в продаже аппликаций, а не рекламы? Сомневаюсь. Сейчас ни у кого нет определенного ответа. Возможно, не стоит говорить о какой-то одной основной модели. Все постоянно эволюционирует и изменяется. Чего-то устойчивого, чего нельзя было бы отбросить, не существует. Возможно, в предстоящие десятилетия мы будем находиться в непрерывном поиске".



/следует/