Учебное пособие 2007, гу-вшэ, Москва - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности... 1 39.34kb.
Учебное пособие Москва зао "Бизнес-школа "Интел-Синтез" 1999 ббк 65. 12 4991.28kb.
Учебное пособие челябинск 2007 2 850.81kb.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом... 1 97.82kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2007 (075. 8) 3 750.19kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Учебное пособие по коллоидной химии для самоподготовки студентов. 3 545.03kb.
Егорова Н. Ю. С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве... 15 6550.89kb.
Учебное пособие для учащихся среднеспециальных учебных заведений... 3 844.54kb.
Учебное пособие Москва Издательство Московского государственного... 9 1170.99kb.
Формирование методологической компетентности будущего учителя географии... 1 309.07kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебное пособие 2007, гу-вшэ, Москва - страница №2/14

1.Объект, предмет и логика развития операционного менеджмента




1.1.Логика развития менеджмента как науки об управлении предприятием

Аннотация


История развития управления операциями как науки. Основоположники теории операционного менеджмента

Объекты менеджмента: операция, бизнес-процесс, коллектив, персонал, человеческие ресурсы, инвестиции, инновации, стратегия и пр. 5Р операционного менеджмента. Понятия «производство» и «операция».

Различные отрасли знания менеджмента: общий менеджмент, стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, управление производством и операциями, управление инвестициями, управление инновациями, управление персоналом, управление человеческими ресурсами и др.

Процессы интеграции менеджмента: операционная, функциональная, межфункциональная и межорганизационная интеграции деятельности предприятия. Преимущества и недостатки каждого из уровней интеграции. Связь интеграционных уровней менеджмента и организационных уровней управления предприятия. Операционная интеграция. Исторический аспект развития уровней интеграции менеджмента.



Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента




1.Общая характеристика операционного менеджмента




Краткий исторический экскурс

Общепризнанно, что операционный менеджмент существует с того момен­та, как люди начали производить товары и услуги. Обзоры истории его развития представлены в целом ряде учебников и учебных пособий1 (см. Таблица 1). Все они отмечают, что началом профессионального развития современного операционного менеджмента было появ­ление 20-х годах ХХ века концепции научного менеджмента. Фредерик У. Тейлор определил ее основные принципы следующим образом:

1) Ежедневная выработка рабочего должна определяться в со­ответствии с научными законами.

2) Функция управленче­ского персонала заключается в разработке этих законов и использовании их в производственном процессе.

3) Функ­ция рабочего состоит в беспрекословном выполнении тре­бований управленческого персонала. Основное внимание при этом было уделено деятельности по производству продукции и управлению им.
Таблица 1
Основные этапы развития операционного менеджмента


Период

Содержание этапа

Раздел учебного пособия

20-е годы ХХ века

Научный менеджмент Ф.У. Тейлора


1.1.1 «Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента» Краткий исторический экскурс

20-30-е годы ХХ века

Разработка классического инструментария операционного менеджмента

1.1.1 «Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента» Краткий исторический экскурс

3 «Организация процессов в пространстве и во времени»


30-40-е годы ХХ века

Развитие математического инструментария управления деятельностью организации.

Хоторноский эксперимент Э. Мэйо.


1.1.1 «Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента» Краткий исторический экскурс


50-60-е годы

Развитие производственного менеджмента (управления производством) как самостоятельной дисциплины

2 «Понятия « производство» и «операция»

2.1. «Производство и услуги в операционном менеджменте»

1. «Система пополнения запасов»

2. «Система расшивки узких мест»


Начало 70-х годов ХХ века

Развитие систем управления МРП типа

3. «МРП-стандарт управления»


70-80-е годы ХХ века

Развитие систем ТВС типа

Разработка модели производственной стратегии 5P


1.1.1 «Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента» Краткий исторический экскурс

4. «ТВС (JIT) – стандарт управления»


80-90-е годы ХХ века

Развитие интегрального менеджмента

Развитие операционного менеджмента

Развитие системы управления всеобщего качества (TQM)

Развитие процессного подхода к управлению


2. «Понятия « производство» и «операция»

3. «Характеристика уровней интеграции деятельности»

6.4. «Виды операционных стратегий» 3. «Развитие качества»

1.2. «Функциональный и процессный подходы к управлению»


90-е годы ХХ века

Развитие реинжиниринга бизнес-процессов

1.2. «Функциональный и процессный подходы к управлению»


Конец 90-х годов ХХ века

Развитие электронного бизнеса

Развитие управления цепями поставок


1.1.1 «Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента» Краткий исторический экскурс

7. «Межорганизационный уровень интеграции управления»


Огромный вклад в разви­тие операционного менеджмента на первоначальном этапе был сделан так же Фрэнком и Лилиан Гилбертами и Генри Гантом. Усилия всех этих ученых привели к тому, что операционный менеджмент стал первым из научно сложившихся направлений менеджмента.

До 40-х годов ХХ века в операционном менеджменте основное внимание уделялось вопросам использования математического инструментария при управлении деятельностью организаций. Исключение составил эксперимент Элтона Мэйо, в рамках которого изучалось воздействие определенных изменений окружающей среды на производительность труда рабочих на заводе Западной электрической компа­нии (Western Electric Plant, г. Хоторн, Иллинойс). Его результаты оказали огромное влияние на организацию и мотивацию труда и в конечном счете при­вели к тому, что многие предприятия создали у себя отде­лы по управлению кадрами и ввели должности социологов.

В конце 50-х – начале 60-х годов операционный менедж­мент начинает свое самостоятельное развитие как науки об управлении. В то время более употребительным было его название «Управление производством» или «Производственный менеджмент». Ученые обратили внимание на общность проблем, которые приходится решать в любых производственных системах. Итогом стало то, что производственные операции начали рассматривать как элементы системы организации в целом. История разграничения сфер производства и услуг рассмотрено в п. 2.1.

Наиболее значительным достижением 70-х годов стало массовое использование компьютерной техники при реше­нии вопросов, связанных с операциями, и появление систем класса MRP.2 Подробно использование MRP стандарта управления операционными системами рассмотрен в п. 3.

В конце 70-х - начале 80-х годов была предложена модель производственной стратегии (так называемые 5P операционного менеджмента).3 Она позволила ру­ководству использовать производственные мощности своих предприятий в качест­ве стратегического инструмента развития конкурентных преимуществ. Содержание этой концепции приведено в следующем пункте.

Приблизительно в это же время в философии менеджмента и методов производства произошел прорыв, благодаря развитию подхода "точно в срок" (JIT)4. Подробное рассмотрение его принципов приведено в п. 4.

Последовавшее за этим развитие подхода управления всеобщим качеством (TQM) дало очень существенные результаты как в операционном менеджменте, так и в практике управле­ния в целом. Этот подход широко применялся многи­ми компаниями уже в 80-х годах, но наибольший размах приобрел в 90-х годах ХХ века. Качество стало одним из приоритетов операционной стратегии организаций. Краткая характеристика этого этапа приведена в п. 3.

С начала 80-х годов ведущее положение занял интегральный подход к менеджменту. Его содержание представлено в п. 3. Все большую популярность приобретает мнение, что имеющаяся в настоящее время дифференциация видов менеджмента требует подготовки специалистов нового качества - интегральных менеджеров, чья обязанность состоит в обеспечении согласованности реализации отдельных направлений менеджмента. Именно в рамках интегрированного менеджмента стало формироваться процессно-ориентированное управление, обязанное своим развитием операционному менеджменту, который, в свою очередь, развился из управления производством или производственного менеджмента. Особенности процессного подхода к управлению приведены в п. 1.

Сложное экономическое положение многих стран в 90-е годы заставило специалистов обратить внимание на нововведения, направленные на совершенствование процессов управления производством, что привело к развитию реинжиниринга бизнес-процессов5, основанного на революционных, а не эволюционных (как в TQM) изменениях. Его характерная особенность заключается в том, что все бизнес-процессы организации рассматриваются и анализируются в принципиально новом свете; от операций, которые не создают прибавочной стоимости отказываются, проводится автоматизация оставшихся бизнес-процессов.

В конце 90-х годов к потрясающим результатам при­вело развитие глобальной сети Internet и World Wide Web. Электронный бизнес в качестве основного инструмента своей деятельности использует Internet. Следующим принципиальным шагом развития операционного менеджмента стало видение проблем управления цепями поставок.

5Р операционного менеджмента

Для получения общего представления о содержании операционного менеджмента следует воспользоваться моделью «5Р» (5Ps of operational management). В соответствии с ней операционный менеджмент включает в себя

1) различные организации, производящие продукцию или оказывающие услуги (Plants),

2) проектирование бизнес-процессов (Processes),

3) продуктов и услуг (Parts),

4) подбор персонала для выполнения отдельных операций и бизнес-процессов (People), а также

5) выполнение функций управления, а именно, планирование, организацию, анализ, контроль и регулирование (Planning and Control Systems) (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Модель 5P операционного менеджмента.

Обязанности операционного менеджера

Раскрывая модель 5Р (см. Рисунок 1), можно привести примеры типичных обязанностей менеджера по операциям. Их круг довольно широк и очень разнообразен. К ним может быть отнесено



  • расчет и размещение производственных мощностей,

  • проектирование товаров и услуг,

  • принятие решений об аутсорсинге отдельных бизнес-процессов,

  • организация производства или оказания услуг,

  • разработка рабочих графиков поставки сырья и материалов и производства продукции,

  • определение уровня централизации производственной или операционной деятельности,

  • рассмотрение возможности использования сверхурочного времени и др.

В традиционных отечественных организациях эти обязанности выполняют инженеры-экономисты, диспетчеры, плановики, технологи и организаторы производства, линейные руководители отделов, групп, бригад.

Вопросы операционного менеджмента в том или ином виде присутствуют на всех уровнях управления организациями. Централизация управления деятельностью в рамках дирекций или отделов по операциям позволяет исключить дублирование функций подразделений в этой области и повысить надежность управления.

Многочисленные обязанности менеджеров по операциям можно раз­бить на три основные группы (см. Рисунок 1):

1. Разработка операционной стратегии организации.

2. Внедрение операционной системы организации.

3. Управление действующей операционной системой организации.

Рисунок 2. Состав обязанностей менеджера по операциям.


Состав этих групп показывает, что деятельность менеджеров по операциям охватывает спектр стратегических, тактических и операционных задач. Их выполнение требует наличия операционных менеджеров на всех уровнях иерархии управления. Это вызывает необходимость формирования дирекции по операциям (или операционного департамента, отдела) в непосредственном подчинении высшему органу управления.


2.Понятия « производство» и «операция»

Полученные по мере накопления материала и выявления основных законов и закономерностей управления операциями в производственной сфере научные и практические результаты стали находить свое применение не только в промышленности, но и в сфере оказания услуг. В бизнес-процессах любой отрасли или сферы деятельности были выделены спектры производства и услуг, итогом чего стало развитие интегрированного подхода к управлению операциями – операционного менеджмента. Основным объектом управления в нем являются операции и процессы.

Для определения содержания объекта управления операционного менеджмента следует остановиться на значении терминов «операция», «производство», «процесс» и др. Эти термины довольно часто используются в практике управления, как взаимозаменяемые. Однако под производ­ством в основном понимается деятельность по изготовлению материальной продукции. Термин «опера­ции» имеет более широкое толкование (см. Таблица 2).
Таблица 2
Основные термины операционного менеджмента


Термин

Значение

Производство

Изготовление, выработку, создание какой-нибудь продукции, а также работу по непосредственному изготовлению продукции

Операции

Отдельные действия в ряду других подобных

Операционная система


Система, использующая материальные, информационные или финансовые ресурсы («вход») для преобразования их в результат («выход») в виде продукции или услуги.

Бизнес-процесс

Устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая преобразует входы в выходы, представляющие ценность для конечного потребителя.


Производство определяют, прежде всего, как изготовление, выработку, создание какой-нибудь продукции, а также работу по непосредственному изготовлению продукции.6

В этом определении можно предполагать как материальную, так и нематериальную природу продукции. Таким образом, можно говорить о производстве как о деятельности, связанной с переработкой не только какого-либо материального, но и информационного, а также финансового ресурса. Профессиональное содержание термина «производство» более точно будет представлено в главе, посвященной сфере производства и услуг в операционном менеджменте (см. п. 2.1).



Операции – это отдельные действия в ряду других подобных7. Исходя из этого определения, операции есть неотъемлемый атрибут любого вида человеческой деятельности, которому свойственны организованность. Производство представляет собой совокупность опера­ции. В то же время, любые операции перерабатывают тот или иной ресурс в некоторый продукт, то есть могут рассматриваться, как производственная деятельность.

Основой операционного менеджмента является управ­ление операционными системами.



Операционная система – это система, использующая материальные, информационные или финансовые ресурсы («вход») для преобразования их в результат («выход») в виде продукции или услуги.

Производственное преобразование может быть связано с преобразованием материалов в процессе промышленного производства, с изменением места расположения в процессе транспортировки, с обменом при торговой операции, хранением как процессом складского обслуживания, физиологическим преобразованием как результатом медицинского обслуживания, преобразованием информации в процессе услуги телекоммуникации.8 Производственное преобразование, таким образом, тесно связано с понятием бизнес-процесса.



Бизнес-процесс - это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая преобразует входы в выходы, представляющие ценность для конечного потребителя.9 Как и в производственных системах, бизнес-процесс на входе может иметь материальные, информационные или финансовые ресурсы, а на выходе некоторый продукт в материальной или нематериальной форме (см. ).

Рисунок 3. Входы и выходы бизнес-процесса.


Все функции, выполняемые в подразделениях организаций, являются операциями и, следовательно, любое направление менеджмента связано с операционным менеджментом.

3.Место операционного менеджмента в менеджменте организации

Различные операции и бизнес-процессы описывают следующие дисциплины:



  • организация и планирование производства,

  • организация и планирование материально-технического снабжения,

  • управление проектами,

  • управление услугами,

  • общий менеджмент,

  • управление кадрами,

  • управление персоналом,

  • управление качеством,

  • маркетинг,

  • управление информационными технологиями,

  • стратегический менеджмент,

  • управление изменениями,

  • инвестиционный менеджмент,

  • финансовый менеджмент,

  • инновационный менеджмент,

  • принятие управленческого решения,

  • экономико-математическое моделирование,

  • научная организация труда,

  • реинжиниринг бизнес-процессов и др.

Каждое направление менеджмента формулирует свой специфический объект управления (см. Таблица 3), но использует операции и процессы, а потому и операционный менеджмент, как инструмент реализации своих решений. Несмотря на различие объектов управления, во всех видах менеджмента присутствует контекст деятельности и необходимость управления ею.
Таблица 3
Объекты управления направлений менеджмента10

Направление менеджмента

Объект управления

Операционный менеджмент

Операции и процессы

Общий менеджмент

Группы людей

Управление персоналом

Персонал организаций

Управление проектами

Проект

Управление качеством

Качество

Маркетинг

Рынок

Управление информационными технологиями

Информационно-коммуникационные процессы

Стратегический менеджмент

Развитие организации

Управление изменениями

Процессы переходных периодов

Инвестиционный менеджмент

Капиталовложения

Финансовый менеджмент

Финансы

Инновационный менеджмент

Нововведения

Логистика

Потоки

Управление цепью поставок

Процесс взаимоотношений звеньев цепи

В различных направлениях менеджмента по характеру протекания можно выделить детерминированные и стохастические процессы (см. ).

Менеджмент, ориентированный на управление стохастическими процессами, оперирует вероятностным подходом к анализу, прогнозированию и планированию деятельности. Это типично, например, для инвестиционного менеджмента, управления кредитами, чрезвычайными ситуациями, сроками проектов в отличие от, например, операционного менеджмента, организационного менеджмента, управления сбором налогов и пошлин, использованием персоналом рабочего времени и др. Последняя группа оперирует четкими данными и однозначно разрабатываемыми решениями.

В конце 60-х – начале 70-х годов было обращено внимание на процессы, связанные со взаимодействиями различного уровня, что привело к развитию новых видов менеджмента, таких как межфункциональное, межорганизационное, межотраслевое управление, управление партнерскими связями, проектным взаимодействием, отношениями с клиентами, взаимодействиями с органами государственной власти и др. (см. Рисунок 60).

Уже с начала прошлого века управление процессами имело отраслевое деление, во многом оправдываемое технологическими особенностями отдельных видов деятельности или процессов. В настоящее время эта традиция во многом сохранилась: говорят об управлении бизнесом в целом, или об управлении его развитием (стратегический менеджмент), управлении изменениями, управлении исследованиями, опытно-конструкторскими разработками, закупками, производством, распределением, управлении маркетингом, продажами, электронной торговлей или (в рамках обеспечивающей подсистемы операционной системы) об управлении документооборотом, складированием, страхованием, логистикой, учебным процессом, приобретением лицензий и др. (см. ).

К объектам управления могут относиться не только процессы, но и предметы (материальные и нематериальные, одушевленные и неодушевленные) (см. Рисунок 61). Целый спектр современных видов менеджмента нацелен на отдельные личности: персонифицированное управление, сэлф-менеджмент (самоменеджмент), управление клиентами и др. Группы лиц являются объектами управления в общем менеджменте, социальном управлении, управлении кадрами, управлении командой и пр.

Неодушевленные предметы – объекты управления представлены в практике современного менеджмента предметами труда, орудиями труда, прочим имуществом, обеспечивающими ресурсами (финансовыми и информационными). Особо следует отметить бурную дифференциацию объектов этого уровня в рамках информационных ресурсов: управляют базами данных, данными, контентами сайтов, списками адресов, рабочим столом компьютера, жизненным циклом информации, памятью, сетями, и пр. Очевидно, что в ближайшее время выше приведенный перечень будет расширяться и что такая же участь ожидает все ресурсы, на которые будет направлено инновационная технология будущего.

Довольно широк спектр видов менеджмента, направленный на нематериальные предметы (см. Рисунок 61). Наиболее динамично развиваются виды менеджмента, связанные с человеческими ресурсами. Это, например, управление конфликтами, здоровьем, стрессом, гневом, идеями, талантами. Общей тенденцией в этом направлении является сближение с личностью сотрудников, позитивной влияние на потенциал исполнителей и руководителей. В этом направлении ожидается еще большая дифференциация. Иными нематериальными объектами управления являются цели, безопасность и др.

Довольно часто, говоря об объекте управления, трудно отделить предмет и процесс друг от друга (см. Рисунок 62). Это встречается в тех случаях, когда предмет, как объект управления, в своем состоянии связан с развитием процесса, а потому управление процессом, связанным с предметом, становится неотъемлемой частью вида менеджмента. Например, к таковым можно отнести управление персоналом, рабочей силой, трудом, человеческими ресурсами, фокус-группой. В работе с так называемыми неодушевленными предметами имеется столь же жесткая взаимосвязь. Это относится, например, к работе с материальными ресурсами: интегральному менеджменту (в качестве), логистике, материальному менеджменту, управлению запасами, отходами, ресурсами, фасилити-менеджменту, управлению недвижимостью и др. Аналогичная картина наблюдается и при работе с финансовыми ресурсами: доверительное управление, управление дебиторской задолженностью, денежными средствами, заработной платой, затратами, инвестиционным портфелем, оборотных капиталом, расходами, стоимостью проекта и др. Можно говорить о наличии связи процессов и с информационными ресурсами, а так же с орудиями труда.

Нематериальные предметы как объекты управления так же часто бывают неотделимы от процессов, с ними связанными. Такими вопросами занимается менеджмент обнаружения и исправления ошибок, менеджмент времени, менеджмент знаний (управление знаниями) и др.

Целый спектр объектов управления состоит из неотделимых друг от друга процессов и материальных или нематериальных предметов. Таковыми являются все социально-экономические системы, а, следовательно, организации, предприятия, объединения, государственными органы. Такие объекты рассматриваются в административном менеджменте, государственном управлении, инновационном менеджменте, корпоративном управлении, менеджменте организации, управлении экономикой и др.

Таким образом, в различных видах менеджмента объект управления имеет свою структуру, в которой процесс и предмет являются аргументами двухмерного пространства, а масштаб охвата представляет собой третье измерение (см. Рисунок 4). Несмотря на расширяющуюся дифференциацию и связанную с ней потребность интеграции менеджмента в целом, операционный менеджмент остается самостоятельным направлением науки, используемым в практике любого бизнеса.



Рисунок 4. Влияние процессов на содержание объектов управления.

Характеристика уровней интеграции деятельности

Деятельность (отдельные операции, функции, процессы или межфункциональные и межорганизационные взаимодействия) в силу развитости интегрированного подхода к менеджменту часто является объектом интеграции. Интеграцию деятельности можно рассматривать на четырех уровнях: операционном, функциональном, межфункциональном и межорганизационном (см. ).

Первые три уровня (операционный, функциональный и межфункциональный) можно определить как внутреннюю интеграцию деятельности организации. Последний межорганизационный уровень интеграции относится к внешней интеграции (см. Рисунок 6).

4.Операционный уровень интеграции деятельности

Первоначально интеграция деятельности ведется по отдельным операциям и функциям, не связанным друг с другом в единый процесс. Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, изолированные от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Основой организации работы при операционном уровне являются пооперационные карты процессов или описания бизнес-процессов, а так же графики Ганта11.



5.Функциональный уровень интеграции деятельности

Следующим уровнем интеграции управления является объединение смежных операций и функций. Появляются ограниченно интегрированные области, например, управления закупками, управления запасами, складирование и грузопереработка, производство, управление сбытом, управление распределением. Эта частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций и функциональных областей (снабжение, производство, сбыт, оказание услуг), выделенных еще во времена Тейлора12.

В целом, на этом уровне, который может быть назван функциональным, по-прежнему имеются локальные, но уже более укрупненные, чем при операционной интеграции управления, цели, задачи, показатели и оценки деятельности. Принципиальным является функциональная изоляция различных служб и функциональных областей друг от друга при достаточно развитой интеграции в рамках каждой из функций или функциональных областей.

Рисунок 5. Уровни интеграции деятельности.




Рисунок 6. Взаимосвязь уровней интеграции деятельности.
На функциональном уровне, как впрочем, и на операционном, саморегуляция организации, как системы, выполняемая на основе усилий ее отдельных элементов (персоналий или отдельных структурных подразделений, служб или функциональных областей), может привести к снижению ее общей результативности вследствие предпочтения целей управляемых подсистем целям управляющей системы.13

Опыт показывает, что объединение функций, например, в области закупок и складирования может обеспечить14:



  • сокращение совокупных затрат на 50%;

  • снижение продажных цен на 25%;

  • сокращение запасов и высвобождение вложенных в излишние запасы финансовых средств до 29% от общей стоимости среднего запаса;

  • сокращение общей площади складских помещений на 33%;

  • уменьшение общей суммы арендной платы на 42%;

  • уменьшение общей численности сотрудников складских и ком­мерческих служб почти на 50%.

В то же время функционально-ориентированный подход к управлению, использующий иерархически организованную структуру управления предприятием имеет ряд очевидных недостатков. Например, в (15) отмечены следующие недостатки:

  • отсутствие стимула в достижении конечного результата деятельности предприятия, несмотря на то, что многие функции выходят за рамки подразделений,

  • усложнение процесса обмена информацией между подразделениями из-за наличия вертикальной иерархии,

  • отсутствие гибкости, адаптивности, быстроты, структурной мотивации, синергии, динамичности.

Большинство компаний мира работает на функциональном уровне интеграции деятельности. Функциональные области координируются руководителем на основе бюджета. Обычно каждая функциональная область имеет собственный бюджет, определяющий объем используемых ресурсов. Поэтому главной целью руководства компанией в целом является контроль использования ресурсов. При оптимизации уровня использования ресурсов в рамках каждой функциональной области возрастает уровень межфункциональных запасов, обеспечивающих межфункциональную координацию. Объем потока материалов, циркулирующий на межфункциональном уровне трудно измерить. Как следствие, трудно определить стоимость капитала, с ним связанного. Система учета затрат при этом ориентирована на функциональный разрез и игнорирует межфункциональные составляющие.

6.Межфункциональный уровень интеграции деятельности

На следующем этапе интеграции деятельности предпринимаются попытки интеграции действий функциональных областей. Развивается межфункциональная интеграция, позволяющая интегрировать усилия всех структурных подразделений и служб предприятия для получения заданного конечного результата. В советское время такой принцип управления назывался сквозным управлением.

Инструментами межфункциональной интеграции выступают стандарты МРП, МРП-П, ТВС (JIT) и ERP. Эти системы позволяют иметь сотрудникам разных подразделений общий взгляд на бизнес в целом и побуждают людей к взаимодействию в рамках единой информационной системы16.

Межфункциональная интеграция зачастую наталкивается на традиционные препятствия, которыми являются17



  • организационная структура, закрепляющая функциональное деление ответственности, обязанностей и полномочий;

  • система оценка результатов, отражающая функциональную организационную структуру управления;

  • традиционный подход к управлению запасами;

  • конфигурация информационных систем, связанная с функциональной организационной структурой управления;

  • отсутствие в организации системы накопления знаний.

Межфункциональная интеграция, хотя и является необходимой предпосылкой успешной работы, не достаточна для достижения конкурентного преимущества предприятия в современном бизнесе18.

7.Межорганизационный уровень интеграции управления

В современной бизнес-среде предприятие может быть эффективно только при достижении внешней интеграции своей деятельности на межорганизационном уровне19. Более того, опираясь на теорию систем и исследования открытых экономических систем, можно сделать вывод о том, что устойчивость открытой системы формируется не за счет внутренней функциональной иерархичности, а за счет развитого взаимодействия с внешней средой. Воздействие внешних факторов может привести большей предсказуемости поведения открытой системы и к упорядочению функционирования ее составных частей20. В то же время, исследования показали, что повышение эффективности функционирования системы может быть достигнуто только путем корректировки имманентных целей подсистем21.

На четвертом этапе интеграции (см. Рисунок 5) реализуется межорганизационная интеграция, в результате чего объединяются усилия предприятий, связанных друг с другом в рамках общего бизнес-процесса или совместных транзакций.

Элементом механизма укрепления межорганизационного взаимодействия является информационное пространство или информационные потоки, которые позволяют установить такие отношения, при которых потребители сами формулируют свой спрос, что позволяет поставляющей организации опираться в планировании своей деятельности не на прогнозные оценки, которые никогда не бывают точными. Построение отношений с внешними звеньями является одним из путей обеспечения устойчивой работы цепи поставок. Другим путем является более традиционная вертикальная интеграция, когда в рамках предприятии сосредоточены все или почти все переделы, необходимы для получения готовой продукции.

К инструментам развития межорганизационных относятся так же формирование отношений партнерства, стратегических союзов, контрактные взаимодействия, развитие стандартов DRP, ERP, ТВС и ТВС-П на межорганизационном уровне (см. п. 2.2.2).

С развитием информационных технологий и телекоммуникации межорганизационная интеграция управления стала подвергаться автоматизации, результатом чего она стала перерастать в межмашинную интеграцию (Machine-to-Machine – M2M) на уровне B2B. По мере все большей автоматизации межорганизационных процессов и все большей их подчиненности определенным правилам ведения бизнеса, все меньше возникает потребности во вмешательстве человека на каждом этапе.

Результаты проведенных зарубежными специалистами исследований показывают, что переход к межорганизационной интеграции, минуя этапы функциональной и межфункциональной интеграции, является серьезной ошибкой22.

8.Взаимосвязь уровней интеграции деятельности

При управлении организацией может использоваться один, несколько или все из названных уровней интеграции деятельности как объекта управления. Для исполнителей и руководителей низового звена типичен и совершенно оправдан (как при функциональном, так и при процессном подходах к управлению) операционный уровень интеграции деятельности. Чем выше уровень управления, демонстрируемый высшим руководством, тем шире свобода руководителей среднего звена в выборе уровня интеграции деятельности. Инициативы межфункционального и межорганизационного уровня со стороны среднего звена управления без поддержки высшего руководства не могут дать долгосрочных позитивных результатов, часто вызывают конфликтные ситуации, развивающиеся в конфликты, ухудшение климата в коллективе, снижение внутренней мотивации.



Основой межорганизационной интеграции является успешное межфункциональное взаимодействие в рамках отдельных организаций. Результативность межфункционального взаимодействия связана с отлаженностью функциональной работы. Эффективность управления отдельными функциональными областями основывается на хорошо прописанном операционном уровне интеграции деятельности23. В зависимости от рассматриваемого уровня деятельности можно говорить об управлении операциями, функциональными областями, межфункциональным или межорганизационными взаимодействиями. Процессный подход к управлению позволяет обеспечить работу сети бизнес-процессов организации без выделения функционального и межфункционального уровней деятельности.

Вопросы для самоконтроля


  1. Перечислите основные этапы развития операционного менеджмента.

  2. Поясните содержание модели «5Р операционного менеджмента» и возможности ее использования в управлении организацией.

  3. Какие из обязанностей менеджера по операциям Вы считаете наиболее важными?

  4. Поясните значения терминов «производство», «операция», « процесс».

  5. Перечислите составные элементы операционной системы организации.

  6. Поясните связь понятий «операция» и «бизнес-процесс».

  7. Какие стороны и характеристики процессов рассматриваются в операционном менеджменте в настоящее время?

  8. Как процессы влияют на содержание объекта управления в менеджменте?

  9. Объясните содержание понятия «деятельность».

  10. Каким образом деятельность организации может быть интегрирована во внутренней и во внешней среде бизнеса?

  11. Приведите примеры инструментария операционной, функциональной, межфункциональной и межорганизационной интеграции деятельности.

  12. Инструментами какого уровня интеграции деятельности являются стандарты МРП и ТВС (JIT)?

  13. Какой из уровней интеграции деятельности Вы считаете наиболее эффективным в современном бизнесе и при каких условиях?



Список рекомендуемой литературы





  1. Стивенсон В. Дж. Управление производством. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2004. - стр. 41-49.

  2. Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: принципы и практика. – СПб: Питер, 2002. – стр. 310-313.

  3. Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – стр. 25-32.



<< предыдущая страница   следующая страница >>