Тумасова С.А., Шамхалова С.Ш. Психология: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2007. — 120 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом и учебной программой по дисциплине «Психология».
Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен.
Содержание
|
ТЕМА 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
3
|
1. Психология как наука. Предмет и объект науки. Задачи психологии
|
3
|
2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
|
3
|
3. Душа как предмет исследования
|
4
|
4. Методы психологии
|
5
|
5. Структура современной психологии
|
6
|
6. Человек — индивид — личность — индивидуальность — субъект
|
7
|
7. Психика человека как предмет системного исследования
|
8
|
8. Проблема и природа психического
|
10
|
Стадия элементарной сенсорной психики
|
11
|
Перцептивная стадия
|
12
|
9. Общее понятие о личности
|
13
|
10. Основные факторы и механизмы развития личности
|
14
|
11. Основные психологические теории личности
|
15
|
Теория личности Зигмунда Фрейда
|
15
|
Теория личности Карла Густава Юнга
|
15
|
Теория личности Альфреда Адлера
|
16
|
12. Направленность и ее психологические проявления
|
17
|
13. Деятельность: структура, виды, характеристики
|
18
|
14. Деятельный подход и общепсихологическая теория деятельности
|
19
|
Теория деятельности Рубинштейна-Леонтьева
|
19
|
15. Общение: функции, средства и психологические характеристики. Сенсорно-перцептивные процессы
|
20
|
16. Познавательная сфера
|
21
|
17. Виды, свойства, закономерности ощущений
|
22
|
18. Характеристика, свойства, особенности восприятия
|
23
|
19. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии
|
23
|
20. Теории восприятия
|
25
|
Структурализм
|
25
|
Гештальттеория
|
26
|
Перцептивная психофизика
|
26
|
21. Восприятие и деятельность
|
28
|
22. Психофизика ощущений
|
28
|
23. Константность и предметность восприятия
|
29
|
24. Общие представления о памяти
|
30
|
25. Виды и процессы памяти
|
31
|
26. Универсальные принципы в механизме памяти
|
32
|
27. Типы, качества, закономерности памяти
|
33
|
28. Аномалии памяти и забывание
|
33
|
29. Принципы организации памяти
|
34
|
30. Память и деятельность
|
35
|
31. Память как высшая психическая функция
|
35
|
32. Общее представление о внимании. Сущность, виды, характеристики внимания
|
36
|
33. Развитие внимания. Внимание и сознание
|
37
|
34. Теории внимания
|
38
|
35. Основные направления развития представлений об эмоциях
|
40
|
36. Назначение и виды эмоциональных процессов
|
40
|
37. Эмоциональные состояния
|
41
|
38. Потребность и мотивация
|
42
|
39. Проблема мотивации в психологии деятельности
|
43
|
40. Предмет и методы исследования в психологии мышления
|
44
|
41. Виды мышления
|
44
|
42. Основные подходы к изучению мышления
|
46
|
43. Теории мышления
|
47
|
44. Процессы, формы, свойства мышления
|
48
|
45. Воображение и творческое мышление
|
49
|
46. Интеллект
|
50
|
47. Структура интеллекта
|
51
|
48. Развитие понятийного мышления
|
52
|
49. Мышление и речь
|
52
|
50. Виды, функции, характеристики речи
|
53
|
51. Вербальное и невербальное общение
|
54
|
52. Виды, функции, свойства, природа воображения
|
55
|
53. Воля и волевые процессы
|
57
|
54. Понятие воли в психологии
|
58
|
55. Признаки волевых явлений
|
59
|
56. Произвольное и волевое
|
60
|
Уильям Джемс: проблема свободы воли
|
60
|
Современные представления о воле
|
61
|
57. Воля как высший уровень регуляции
|
61
|
58. Волевые процессы и их изучение
|
63
|
59. Сознание
|
63
|
Общие законы душевной жизни
|
64
|
Сознание как процесс (поток сознания)
|
65
|
60. Сознание и психика
|
65
|
61. Признаки и свойства сознания
|
66
|
62. Неосознаваемые явления в психике, их классификация
|
66
|
63. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания
|
68
|
Многомерность сознания
|
68
|
64. Структурный анализ сознания
|
69
|
65. Статистическая и динамическая модель сознания
|
70
|
66. Темперамент
|
70
|
67. Характер
|
72
|
68. Мотивация и характер
|
73
|
69. Способности
|
74
|
ТЕМА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
76
|
70. Предмет экспериментальной психологии
|
76
|
71. Валидность
|
77
|
72. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы
|
77
|
73. Научная проблема
|
78
|
74. Гипотеза: виды, типы, содержание
|
79
|
75. Общенаучные исследовательские методы
|
79
|
76. Психологический эксперимент
|
80
|
77. Психологическое измерение
|
81
|
78. Психологическое тестирование
|
82
|
79. Результаты исследования: интерпретация, представление
|
82
|
ТЕМА 3. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
|
84
|
80. Предмет и задачи истории психологии
|
84
|
81. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевифизм и необихевифизм, гештальтпсихология, гуманистическая психология и др.
|
84
|
Индивидуальная психология А. Адлера
|
85
|
Аналитическая психология Юнга
|
86
|
Бихевиоризм и необихевиоризм
|
86
|
Гештальтпсихология
|
87
|
Генетическая психология
|
88
|
Когнитивная психология
|
88
|
ТЕМА 4. ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
|
90
|
82. Возрастная и педагогическая психология: предмет, задачи, методы
|
90
|
83. Проблема возраста и возрастная периодизация
|
91
|
84. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы
|
92
|
85. Основные концепции психического развития
|
93
|
Развитие личности по Э.Х. Эриксону
|
93
|
Стадии развития личности по Э. Эриксону
|
93
|
Развитие личности по А. В. Петровскому
|
94
|
86. Дошкольный возраст: кризисы и ведущие деятельности
|
95
|
87. Особенности мотивов поведения, эмоциональной сферы, самосознания, мышления дошкольников
|
96
|
Эмоции
|
96
|
Мотивы
|
96
|
Самосознание
|
96
|
88. Младший школьный период. Кризис семи лет
|
96
|
89. Учебная деятельность как ведущая деятельность и как источник психического развития личности
|
97
|
90. Подростковый возраст. Чувство взрослости. Проблемы общения. Самосознание подростка
|
98
|
Структура «Я-концепции»
|
100
|
91. Ранняя юность. Формирование мировоззрения
|
100
|
92. Профессиональное самоопределение
|
101
|
93. Этапы взрослости. Кризисы на этапе взрослости
|
101
|
Обучение в высшем учебном заведении
|
102
|
Поиски работы
|
102
|
Армия
|
102
|
Бегство от общества
|
102
|
94. Возраст и проблемы смысла жизни
|
103
|
95. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема
|
103
|
96. Обучение: сущность, методы
|
104
|
97. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Формирование психологической системы учебной деятельности и ее компонентов
|
105
|
98. Психологическая готовность к обучению
|
106
|
99. Ученик как субъект учебной деятельности
|
108
|
100. Школьная отметка и оценка
|
109
|
101. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу
|
110
|
102. Воспитание как процесс, направленный на усвоение нравственных норм. Мораль, нравственность, духовность
|
112
|
103. Учитель как субъект педагогической деятельности
|
113
|