Похожие работы
|
Учебное пособие 2007, гу-вшэ, Москва - страница №14/14
6.4.Виды операционных стратегийАннотацияВиды операционных стратегий и их классификации. Традиционные операционные стратегии: минимизации, оптимизации затрат и модификации изделий, ориентации на развитие производительности. Условия их применения, особенности использования, перспективы развития. Современные операционные стратегии, основанные на качестве и на времени. История и логика развития. Особенности использования, перспективы развития. Гибкость и надежность как приоритеты операционных стратегий. Влияние операционных стратегий различного вида на реализацию корпоративной стратегии предприятия. В конце 60-х и начале 70-х годов центральным элементом концепции операционной стратегии стало понятие фокусирования (направленности) операций и процессов. Главная идея при этом состояла в том, что в ходе деятельности невозможно одновременно достичь одинаково высоких результатов по всем показателям. Фокусирование требует определить приоритеты развития и затем концентрировать усилия менеджмента на тех ресурсах компании, которые позволяют достичь поставленных целей.111 Операционные стратегии разделяются на виды по выделяемым в работе приоритетам функционирования операционной системы бизнеса. К таким приоритетам относятся (см. ):
Первые две группы операционных стратегий (ориентированных на минимизацию затрат и развитие гибкости операционных систем) относят к традиционным. Они используются в бизнесе, начиная от первых лет развития классического менеджмента и до наших дней. Две последние группы стратегий (развитие качества и оптимизация времени) являются новыми, современными стратегиями, развитие которых началось совместно с развитием современных систем управления операционными системами (см. п. 2.2.2). Новые операционные стратегии быстро получили признание всего делового мира, так как позволяют кардинально изменить операционную систему компании. Рисунок 55. Приоритеты операционных стратегий. Если организация делает фокус на сокращении сроков выполнения заказов, бизнес-процессы организуются с использованием идей прямоточного движения предметов труда на основе поточной формы организации деятельности. Как правило, при этом делается акцент на массовом или крупносерийном типе операционных систем (см. п. 3.1.3), которые не обладают высокой гибкостью в реакции на изменение объема и содержания спроса. Аналогично, довольно сложно обеспечить гибкость операционных систем, функционирующие в рамках стратеги минимизации затрат, которая во многом достигается на основе деятельности массового и крупносерийного типа. Низкие затраты являются безусловным преимуществом при отрабатываении приоритета по качеству продукции. В целом, можно сказать, что ни одна компания не может рассчитывать на то, что одновременно достигнет наивысших результатов по всем показателям деятельности, а именно по себестоимости, качеству продукции, гибкости производства, скорости освоения новой продукции, времени выполнения заказов потребителей. Напротив, каждая компания должна выполнить ограниченное число задач, выполнение которых наилучшим образом способствовало бы реализации ее основных корпоративных целей. Одной из успешных попыток объединения приоритетов операционных стратегий является концепция завода в заводе (Plant-Within-a-Plant — PWP). Согласно этой концепции, производство разбивается на отдельные участки, для каждого из которых разрабатывается отдельная операционная стратегия. В соответствии с этой концепцией даже рабочих стоит отделять друг от друга с тем, чтобы избежать путаницы, которая может возникнуть при переходе от одного типа стратегии к другой.112 Все же анализ практики наиболее успешных компаний показывает, что для современного бизнеса актуальна задача достижения преимуществ по всем выделенным на приоритетам.113 Для рассмотрения возможности объединения приоритетов рассмотрим содержание каждого из них отдельно. 1.Минимизация затратВ любой отрасли промышленности, как правило, существует сегмент рынка, на котором ключевое значение имеет ценовая конкуренция. При этом успех во многом определяется тем, может ли компания производить продукцию или оказывать услуги с минимальными затратами. Как правило, продукцией, объемы продаж которой зависят только от уровня издержек на ее производство, являются товары повседневного спроса.114 Снижение затрат на производство продукции или оказание услуг связано только непосредственно с организацией бизнес-процессов перерабатывающей подсистемы операционной системы. На этот приоритет оказывают воздействие и другие характеристики:
Как видно из приведенного перечня, минимизация затрат является следствием комплекса направлений действий, включающего и такие ранее отмеченные приоритеты операционной стратегии, как гибкость, качество и время (см. ). В свою очередь, минимизация затрат оказывает влияние на развитие связанных с нею как возможностей, так и угроз (см. Рисунок 56). 2.Развитие гибкостиПод развитием гибкости операционной системы понимают как способность компании манипулировать соотношением ассортиментного разнообразия и связанного с этим объемом выпускаемой продукции или оказываемой услуги (см. п. 3.1.3 и п. 6 - 7), так и способность предприятия реагировать на изменение спроса (см. 2.3.7) и на необходимость выведения на рынок новых видов товара (см. Рисунок 57). Гибкость операционной системы, таким образом, оказывает влияние на размер необходимых для развития бизнес-процессов затрат, на результат их выполнения (качество товаров), сказывается на показателе скорости и времени выполнения заказов. Рисунок 56. Характеристика минимизации затрат как приоритета операционной стратегии. Рисунок 57. Содержание понятия гибкость операционной системы. 3.Развитие качестваОснованные на качестве операционные стратегии фокусируются на удовлетворении требований клиента, вводя показатели оценки качества на всех стадиях деятельности, захватывая не только результаты деятельности (товар), но и качество бизнес-процессов перерабатывающей, обеспечивающей и управляющей подсистем операционной системы компании (см. Рисунок 58). При этом необходимо помнить, что бизнес-процессы включают в себя не только сам процесс, но и входы (ресурсы) и обеспечение (в том числе, персонал) (см. ). Рисунок 58. Качество как приоритет операционной стратегии. Уровень качества каждого вида товара (продукции или услуги) определяется в зависимости от того, для какого сегмента рынка она предназначается. Требования потребителей (внешних и внутренних клиентов) являются определяющими в выборе требуемого уровня качества. Наиболее ярко последнее проявляется при определении качества услуги (см. п. 6). Качество процесса имеет большое значение в связи с тем, что оно связано с надежностью продукции. Основная цель обеспечения качества в операционной системе заключается в производстве продукции и оказании услуг без каких-либо отклонений от заданных технических параметров. Для объединения направлений развития качества товара и качества процессов разработана концепция комплексного контроля качества («делать правильно с первого раза»). В соответствии с ней заданное качество обеспечивается ответственностью каждого исполнителя. Функции контроля качества реализуется на каждом рабочем месте. Стратегии, основанные на качестве, захватывают не только операционную среду бизнеса. Важность этого вопроса в достижении конкурентной позиции организации настолько велика, что получила развитие в самостоятельном направлении менеджмента качества. Современное развитие этой сферы позволяет утверждать, что приоритет качества влияет на содержание всех составляющих операционной системы, включая затрат, гибкость и время (см. ). 4.Минимизация времениОперационные стратегии, основанные на времени, фокусируются на сокращении времени, которое требуется для выполнения различных операций или бизнес-процессов. Первоначально внимание на время как операционный приоритет было обращено в рамках производственных процессов (см. п. 3.3). В 70-е годы ХХ века, благодаря развитию современных систем управления операционными системами типа МРП и ТВС (см. п.п. 3 и 4), время стало рассматриваться как конкурентное преимущество. Оно проявляется в том, что компания имеет возможность выпускать продукцию или оказывать услуги быстрее других организаций. При этом затраты обычно снижаются, производительность повышается, скорость освоение новых продуктов растет, качество обслуживания клиентов улучшается. Таким образом, с временем взаимодействуют приоритеты затрат, гибкости и качества (см. ). При рассмотрении времени как приоритета операционной стратегии следует рассматривать все операции и бизнес-процессы организации. С точки зрения времени они характеризуются длительностью цикла выполнения (см. п. 3.3.1). Например, можно говорить о длительности цикла разработки стратегических, тактических или оперативных планов, проектирования продукции или услуги, длительности цикла производства продукции или оказания услуги. Для оценки развития качества обслуживания актуальна оценка длительности цикла обработки поступившего заказа, срока поставки, периода времени ответа по рекламации. Рисунок 59. Влияние фокуса времени на иные приоритеты операционной стратегии. Время как операционный приоритет оценивает надежность поставок, то есть способность компании поставлять товары или оказывать услуги точно в обещанный срок либо ранее. Вопросы для самоконтроля
Список рекомендуемой литературы
7.Список литературы
8.Материалы Интернетаhttp://www.apics.org http://quality.eup.ru http://www.bpmn.org http://www.iso.ch http://www.iso.org http://www.iso.staratel.com http://www.it-management.ru http://www.rogo.com http://www.standard.ru http://www.supply-chain.org http://www.supply-chain.ru Рисунок 60. Классификация процессов как объектов управления. Рисунок 61. Классификация предметов как объектов управления. Рисунок 62. Классификация процессов и предметов как совокупного объекта управления. 1 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 25-31; Стивенсон В. Дж. Управление производством. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2004. – С. 41-49. 2 Гаврилов Д.А. Управление производством на базе MRP П.- 2 изд. – СПб: Питер, 2005 – 416 с. 3 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 28. 4 Питеркин С.В. и др. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-cистем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 368 с. 5 Хаммер M., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 287 с.; Хаммер М. Бизнес в ХХI веке: повестка дня. Что необходимо сделать каждой компании, чтобы стать лидером рынка в текущем десятилетии. - М.: Добрая книга, 2005. – 336 с. 6 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990. – С. 611-612. 7 Там же. – С.452. 8 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 20. 9 ISO 9000:2000 Основные положения и словарь. П. 2. 4 Процессный подход». 10 Стерлигова А.Н. Терминологическая структура логистики // Логистика и управление цепями поставок. - 2004. - №4-5. - С. 101-119. - М.: ГУ-ВШЭ, 2004. – 31 с. 11 Клевлин А.И., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства (Теория и практика): Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2003. – С. 46-48. 12 Там же. – С. 44-45. 13 Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.В. Кириченко. – СПб.: Питер, 2004. – С. 25-26. 14 Моисеева Н.К., Адрианова Т.Р. Логистика товародвижения: Учебное пособие. – М.: МИЭТ, 2002. – С. 44-45. 15 Лебедев Е. и др. Повышение эффективности предприятия ха счет процессно-ориентированного подхода к управлению // Проблемы теории и практики управления. – 2004. - №5. – С. 103-108. 16 Хэндфилд Р.Б., Эрнест Л. Реорганизация цепей поставок: Создание интегрированных систем формирования ценностей. – М.: Вильямс, 2003. – С. 47. 17 Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: Интегрированная цепь поставок. – М.: Олимп-Бизнес, 2001. – С. 65-66. 18 Там же. – С. 55. 19 Там же. 20 Акопова Е.С. Интегративно-синергетический характер воздействия международной логистики на экономику Южного федерального округа. // Логистика: теория и практика: Материалы второго Южно-Российского логистического форума. 9-10 декабря 2004 г. - с. 140-147 (144). 21 Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем – 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.В. Кириченко. – СПб.: Питер, 2004. – С. 23. 22 Хэндфилд Р.Б., Эрнест Л. Реорганизация цепей поставок: Создание интегрированных систем формирования ценностей. – М.: Вильямс, 2003. – С. 49. 23 Там же. - С. 71. 24 Стивенсон В. Дж. Управление производством. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2004. - С. 217. 25 Стивенсон В. Дж. Управление производством. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2004. – стр. 32. 26 Там же. – С. 33-34. 27 Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: принципы и практика. – СПб: Питер, 2002. стр. 19-22.; Стерлигова А.Н. Роль управления запасами в организации успешного бизнеса // Логистика сегодня. - №1. - 2004. - С. 48-59. – Печатная. - М.: 2004. – 23 с. 28 Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 353-375. 29 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990. – С. 366. 30 Там же. 31 Управление организацией: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 524. 32 Umble M.M., Umble E.J. Drum-buffer-rope for lower inventory // Industrial Management. – Vol. 41. – Issue 5. – P. 24-33. 33 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 232. 34 Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 84-86. 35 Там же. – С. 89. 36 Там же. – С. – 91-103. 37 Там же. – С. – 103-106. 38 Там же. – С. – по рукописи – 156-168. 39 Там же. – С. 117-118. 40 Там же. – С. – 118-119. 41 Там же. – С. – 119-120. 42 Там же. – С. – 120-125. 43 Там же. – С. – 130-137. 44 Управление организацией: Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 524. 45 Стивенсон В. Дж. Управление производством. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2004. - С. 227-228. 46 Стивенсон В. Дж. Управление производством. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2004. - С. С. 234; Кравченко К.А., Мешалкин В.П. Организационное проектирование и управление развитием крупных компаний. – М.: Академический проект, 2006. - С. 18-19. 47 Стивенсон В. Дж. Управление производством. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2004. - С. 224-225. 48 Там же. - С. 224. 49 Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: принципы и практика. – СПб: Питер, 2002. – С. 147-149. 50 Там же. – С. 92-95. 51 Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А.Козловского.- М.:ИНФРА-М, 2005.- С.141. 52 Производственный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. С.Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- С. 53. 53 Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А.Козловского.- М.:ИНФРА-М, 2005.- С.140. 54 Производственный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. С.Д. Ильенковой.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- С. 59. 55 Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А.Козловского.- М.:ИНФРА-М, 2005.- С.145. 56 Стивенсон В.Дж. Управление производством / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Лаборатория базовых знаний», ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – с. 31. 57 Чейз Р.Б., Джейкобз Ф.Р., Аквилано Н.Дж. Производственный и операционный менеджмент, 10-е издание. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - С. 277-278. 58 См., например, Вумек Дж., Джонс Д., Рус Д. Машина, которая изменила мир.- Мн.: «Попурри», 2007.- 384с. 59 См. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р. С., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг (Service Management and Operations).- СПб.: Питер, 2002. - С. 365-376; Чейз Р.Б., Джейкобз Ф.Р., Аквилано Н.Дж. Производственный и операционный менеджмент, 10-е издание. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - С. 312-320. 60 См., например, Васильев В.Н. Организация, управление и экономика гибкого интегрированного производства в машиностроении.- М.: машиностроение, 1986. – 312 с. 61 Чейз Р.Б., Джейкобз Ф.Р., Аквилано Н.Дж. Производственный и операционный менеджмент, 10-е издание. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - С. 332. 62 Там же. 63 Там же. - С. 331. 64 Соколицын С.А., Кузин Б.И. Организация и оперативное управление машиностроительным производством: Учебник для вузов по специальности «Экономика и организация машиностроительной промышленности» – Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1988. – С. 60. 65 Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь.- М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 172. 66Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А.Козловского.- М.:ИНФРА-М, 2005. - С.169. 67 Там же. 68 Уточнено по: Казанцев А.К., Серова Л.С. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.- С. 47. 69 См., например, Чейз Р.Б., Джейкобз Ф.Р., Аквилано Н.Дж. Производственный и операционный менеджмент, 10-е издание. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - С.129-146. 70См., например, Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А.Козловского.- М.: ИНФРА-М, 2005. - С.264-300. 71 Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. В.А.Козловского.- М.: ИНФРА-М, 2005. - С.285-292. 72 Организация и планирование производства на машиностроительных предприятиях / Под ред. Е.Г. Либермана. - М.: Машиностроение, 1967. - С. 47. 73 Организация и планирование машиностроительного производства / Под ред. М.И.Ипатова, В.И. Постникова и М.К. Захаровой. - М.: Высшая школа, 1988. - С. 191 74Business process re-engineering: lessons from operations management /C. Armistead, A. Harrison, P. Rowlands, IJOPM. - Vol.15, No.12, 1995, р. 54. 75 Джордж Майкл Л. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства.- М.: Альпина Бизнес букс, 2005. - 360 с. 76См., например, Чейз Р.Б., Джейкобз Ф.Р., Аквилано Н.Дж. Производственный и операционный менеджмент, 10-е издание. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - С.188-191. 77 Чейз Р.Б., Джейкобз Ф.Р., Аквилано Н.Дж. Производственный и операционный менеджмент, 10-е издание. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.- С. 223-226. 78 Ротер М. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности. – М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD, Центр развития деловых навыков, 2006. - С. 19-20. 79 Джордж Майкл Л. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства. - М.: Альпина Бизнес букс, 2005. - 360 с. 80 Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: принципы и практика. – СПб: Питер, 2002. – стр. 70. 81 Там же. 82 Фель А.В. К вопросу об особенностях управления операциями в сфере услуг (тезисы доклада) // Актуальные проблемы управления-2000. Материалы международной научно-практич. конференции: ГУУ. М., 2000. 83 Котлер Ф. Основы маркетинга. - М: Прогресс, 1990. - С. 49. 84 ISO 9000:2000 Основные положения и словарь. П. 2. 4 Процессный подход». 85 Фель А.В. К вопросу об особенностях управления операциями в сфере услуг (тезисы доклада) // Актуальные проблемы управления-2000. Материалы международной научно-практич. конференции: ГУУ. М., 2000. 86 Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: принципы и практика. – СПб: Питер, 2002. стр. 22-24. 87 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 243. 88 Там же. 89 Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: принципы и практика. – СПб: Питер, 2002. – стр. 72-73. 90 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 22. 91 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 22-23. 92 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 23. 93 Фель А.В. К вопросу об особенностях управления операциями в сфере услуг (тезисы доклада) // Актуальные проблемы управления-2000. Материалы международной научно-практич. конференции: ГУУ. М., 2000. 94 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 135-137. 95 Там же. – С. 141. 96 Стивенсон В. Дж. Управление производством. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2004. – С. 185-186. 97 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 134-135. 98 Там же. – С. 137-138. 99 Стивенсон В. Дж. Управление производством. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2004. – С. 69. 100 Там же. – С. 71. 101 Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: принципы и практика. – СПб: Питер, 2002. – стр. 29-50. 102 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 40-41. 103 Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: принципы и практика. – СПб: Питер, 2002. – стр. 14. 104 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 28. 105 Гэлловэй Л. Операционный менеджмент: принципы и практика. – СПб: Питер, 2002. – стр. 78. 106 Там же. – С. 33-34. 107 Там же. – С. 74. 108 Там же. – С. 75-77. 109 Там же. – С. 42-43. 110 Там же. – С. 38. 111 Чейз Р. и др. Производственный и операционный менеджмент. – М.: Вильямс, 2007. – С. 38. 112 Там же. 113 Там же. – С. 39-40. 114 Там же. – С. 36. |
|