Учебное пособие 2007, гу-вшэ, Москва - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности... 1 39.34kb.
Учебное пособие Москва зао "Бизнес-школа "Интел-Синтез" 1999 ббк 65. 12 4991.28kb.
Учебное пособие челябинск 2007 2 850.81kb.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом... 1 97.82kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2007 (075. 8) 3 750.19kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Учебное пособие по коллоидной химии для самоподготовки студентов. 3 545.03kb.
Егорова Н. Ю. С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве... 15 6550.89kb.
Учебное пособие для учащихся среднеспециальных учебных заведений... 3 844.54kb.
Учебное пособие Москва Издательство Московского государственного... 9 1170.99kb.
Формирование методологической компетентности будущего учителя географии... 1 309.07kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебное пособие 2007, гу-вшэ, Москва - страница №1/14


Стерлигова А.Н., Фель А.В.




Операционный (производственный) менеджмент: Учебное пособие

2007, ГУ-ВШЭ, Москва



Содержание





Содержание 2

Развернутое содержание 3

Введение 7

1. Объект, предмет и логика развития операционного менеджмента 12

2. Управление операциями в производстве 48

3. Организация процессов в пространстве и во времени 91

РМ 1 105

РМ 2 105


РМ 3 105

4. Управление операционной системой на основе «теории ограничений» 144

5. Управление операциями в сфере услуг 157

6. Разработка операционной стратегии компании 183

7. Список литературы 226

8. Материалы Интернета 231



Развернутое содержание





Содержание 2

Развернутое содержание 3

Введение 7

1. Объект, предмет и логика развития операционного менеджмента 12

1.1. Логика развития менеджмента как науки об управлении предприятием 12

Аннотация 12

Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента 12

1. Общая характеристика операционного менеджмента 12

Краткий исторический экскурс 12

1.1.1 «Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента» Краткий исторический экскурс 13

3 «Организация процессов в пространстве и во времени» 13

1.1.1 «Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента» Краткий исторический экскурс 13

2 «Понятия « производство» и «операция» 13

2.1. «Производство и услуги в операционном менеджменте» 13

1. «Система пополнения запасов» 13

2. «Система расшивки узких мест» 13

3. «МРП-стандарт управления» 13

1.1.1 «Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента» Краткий исторический экскурс 13

4. «ТВС (JIT) – стандарт управления» 13

2. «Понятия « производство» и «операция» 13

3. «Характеристика уровней интеграции деятельности» 13

6.4. «Виды операционных стратегий» 3. «Развитие качества» 14

1.2. «Функциональный и процессный подходы к управлению» 14

1.2. «Функциональный и процессный подходы к управлению» 14

1.1.1 «Развитие операционного менеджмента и его связь с другими направлениями менеджмента» Краткий исторический экскурс 14

7. «Межорганизационный уровень интеграции управления» 14

5Р операционного менеджмента 16

Обязанности операционного менеджера 17

2. Понятия « производство» и «операция» 19

3. Место операционного менеджмента в менеджменте организации 22

Характеристика уровней интеграции деятельности 27

4. Операционный уровень интеграции деятельности 27

5. Функциональный уровень интеграции деятельности 27

6. Межфункциональный уровень интеграции деятельности 30

7. Межорганизационный уровень интеграции управления 31

8. Взаимосвязь уровней интеграции деятельности 32

Вопросы для самоконтроля 33

Список рекомендуемой литературы 34

1.2. Введение в операционный менеджмент 36

Аннотация 36

Главная операционная функция организации 36

Операционная система предприятия 37

Функциональный и процессный подходы к управлению 40

1. Принципы процессного подхода к управлению 41

2. Преимущества процессного подхода к управлению 42

Политика интеграции операционных функций 44

Политика специализации на операционной функции 44

Вопросы для самоконтроля 46

Список рекомендуемой литературы 46

2. Управление операциями в производстве 48

2.1. Производство и услуги в операционном менеджменте 48

Аннотация 48

Вопросы для самоконтроля 50

Список рекомендуемой литературы 50

2.2. Основные модели организации и системы управления операциями 51

Аннотация 51

2.2.1. Модели организации производственных операционных систем 51

2.2.2. Системы управления операционными системами 55

1. Система пополнения запасов 56

2. Система расшивки узких мест 57

3. МРП-стандарт управления 58

4. ТВС (JIT) – стандарт управления 59

Вопросы для самоконтроля 60

Список рекомендуемой литературы 61

2.3. Производственная мощность 62

Аннотация 62

2.3.1. Определения производственной мощности 62

2.3.2. Оценка производственной мощности во времени. 65

1. Прогнозирование спроса на продукцию и услуги. 66

Количественный подход к прогнозированию спроса на продукцию и услуги 67

Прогнозирование спроса по временным рядам 68

Прогнозирование спроса по индикаторам 71

Качественный подход к прогнозированию спроса 72

Комбинированный подход к прогнозированию спроса на продукцию и услуги 75

2.3.3. Показатели производственной мощности организации. 76

2.3.4. Факторы, воздействующие на развитие производственных мощностей. 77

2.3.5. Последствия расширения производственной мощности 79

2.3.6. Планирование производственных мощностей 80

2.3.7. Решения об объеме производственных мощностей 80

Следование производства за спросом 82

Фиксация объема производства 83

Комбинированные стратегии 84

2.3.8. Решения о размещении производственных мощностей 85

Вопросы для самоконтроля 89

Список рекомендуемой литературы 90

3. Организация процессов в пространстве и во времени 91

3.1. Основы организации процессов 91

Аннотация 91

3.1.1. Классификация процессов 91

3.1.2. Основные принципы организации процессов 96

3.1.3. Типы операционных систем 98

Вопросы для самоконтроля 100

Список рекомендуемой литературы 101

3.2. Организация процессов в пространстве 102

Аннотация 102

3.2.1. Характеристика основных типов планировок, их преимущества и недостатки 102

РМ 1 105

РМ 2 105


РМ 3 105

3.2.2. Размещение оборудования по принципу групповой технологии 107

Вопросы для самоконтроля 110

Список рекомендуемой литературы 111

3.3. Организация процессов во времени 112

Аннотация 112

3.3.1. Структура и длительность цикла процесса 112

3.3.2. Зависимость длительности цикла простого процесса от видов движения партии предметов труда по операциям 115

1. Последовательный вид движения 115

2. Параллельный вид движения 116

3. Паpаллельно-последовательный вид движения 118

3.3.3. Определение длительности цикла сложного процесса 122

3.3.4. Возможности сокращения длительности цикла процесса 124

Вопросы для самоконтроля 126

Список рекомендуемой литературы 126

3.4. Организация потока 128

Аннотация 128

3.4.1. Особенности поточной формы организации процессов. Основные параметры поточных линий 128

3.4.2. Виды заделов на поточных линиях 133

3.4.3. Виды поточных линий 134

Вопросы для самоконтроля 137

Список рекомендуемой литературы 137

3.5. Анализ эффективности и способы исследования процессов 138

Аннотация 138

Вопросы для самоконтроля 142

Список рекомендуемой литературы 143

4. Управление операционной системой на основе «теории ограничений» 144

Аннотация 144

Вопросы для самоконтроля 155

Список рекомендуемой литературы 156

5. Управление операциями в сфере услуг 157

5.1.1. Определение услуги 157

Аннотация 157

Вопросы для самоконтроля 159

5.1.2. Особенности услуги 160

Аннотация 160

1. Участие клиента в процессе оказания услуги 160

2. Объединение стадий удовлетворения потребности в товаре 162

3. Услуги нельзя хранить 162

4. Спрос на услуги изменчив 165

5. Неосязаемость процесса услуги для клиента 167

6. Сложно оценить качество услуги 167

7. Сложено оценить эффективность оказания услуги. 168

Вопросы для самоконтроля 169

5.1.3. Виды услуг в бизнесе 170

Аннотация 170

Вопросы для самоконтроля 172

5.1.4. Характеристика услуг в зависимости от степени контакта с клиентом 173

Аннотация 173

Вопросы для самоконтроля 178

5.1.5. Стратегия оказания услуг 179

Аннотация 179

Вопросы для самоконтроля 181

Список рекомендуемой литературы 181

6. Разработка операционной стратегии компании 183

6.1. Общая характеристика содержания операционной стратегии компании 183

Аннотация 183

Вопросы для самоконтроля 186

Список рекомендуемой литературы 186

6.2. Анализ факторов, влияющих на операционную стратегию 187

Аннотация 187

1. Общая характеристика факторов, воздействующих на операционную стратегию. 187

2. Внутренние факторы, воздействующие на операционную стратегию. 187

Производственные мощности 188

Технологические факторы 191

Финансовые факторы 192

Факторы, связанные с человеческими ресурсами 192

3. Внешние факторы, воздействующие на операционную стратегию 193

Вопросы для самоконтроля 196

Список рекомендуемой литературы 197

6.3. Содержание операционной стратегии 198

Аннотация 198

1. Главная операционная функция 199

2. Размещение производственных мощностей 201

3. Проектирование продукции и услуг 202

4. Автоматизация 204

5. Баланс производства и услуг 207

6. Номенклатура и ассортимент продукции и услуг 209

7. Объем производства продукции и оказания услуг 210

8. Качество бизнес-процессов, продукции и услуг 210

9. Цена продукции и услуг 213

10. Доступность 214

Вопросы для самоконтроля 215

Список рекомендуемой литературы 215

6.4. Виды операционных стратегий 217

Аннотация 217

1. Минимизация затрат 219

2. Развитие гибкости 220

3. Развитие качества 221

4. Минимизация времени 223

Вопросы для самоконтроля 224

Список рекомендуемой литературы 225

7. Список литературы 226

8. Материалы Интернета 231




Введение


Учебное пособие подготовлено в рамках реализации мероприятия 1.1.1. «Разработка и апробация учебно-методических комплексов, учебных курсов и учебных материалов, магистерских программ, внедрение в учебный процесс интерактивных учебных материалов и дистанционных курсов» Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» и является вторым этапом развития учебного курса «Операционный (производственный) менеджмент». На первом этапе в 2006 году в рамках того же мероприятия Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ была разработана, одобрена и принята учебная программа курса «Операционный (производственный) менеджмент» в соответствии с содержанием которой подготовлено данное учебное пособие.

Преподавание операционного менеджмента в России имеет уникальную историю. Являясь исторически первым направлением развития профессионального менеджмента, первоначально известный как дисциплина «Управление производством», операционный менеджмент на сегодняшний день представляет собой огромную сферу знания, связанную с управлением процессами и операциями в бизнесе. Он послужил основой развития многих направлений менеджмента, таких как управление проектами, качеством, запасами и др.

В середине 70-х годов был организован Московский институт управления им. С. Орджоникидзе, в котором впервые в СССР стала вестись подготовка инженеров-экономистов, владеющих знанием не только экономики, но и науки управления. Бурное развитие менеджмента за рубежом и мощное воздействие накопленного знания в период перестройки на систему Российского образования привело к тому, что в рамках Государственного образовательного стандарта по специальности «Менеджмент» был сделан акцент на общеменеджериальной подготовке выпускников. Из учебных программ большинства вузов фактически исчезли дисциплины, связанные с управлением производством. Аналогичная ситуация сохраняется до сих пор в рамках Государственного образовательного стандарта направления «Менеджмент организации». Как обязательная дисциплина «Управление производством и операциями» отмечена только в Государственных требованиях по подготовке слушателей программы МВА. Результатом такого положения стало развитие отечественной учебной литературы по этой тематики в двух фактически непересекающихся направлениях: традиционный операционный менеджмент и управление бизнес-процессами. Второе направление представлено в публикациях специалистами по инфо-коммуникационным технологиям.

Основной идеей совершенствования подготовки курса «Операционный (производственный) менеджмент» в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ стала попытка преодоления сложившегося разрыва отмеченных направлений изложения современного операционного менеджмента в учебной литературе.

Как и соответствующая учебная программа, данное учебное пособие предназначено для слушателей магистратуры. Цель учебного пособия - предоставить читателям возможность системного изучения проблематики операционного менеджмента как инструмента стратегического развития организаций бизнеса. Курс включает в себя изучение современных интегрированных концепций управления организациями, процедур разработки операционной стратегии предприятия, актуальных направлений повышения эффективности деятельности, а так же освоение принципов процессного подхода к управлению.

Учебное пособие включает шесть глав. В первой главе рассматривается объект, предмет и логика развития операционного менеджмента. Результатом изучения этого материала является понимание места операционного менеджмента в системе менеджмента организации, его связи с конечными результатами деятельности и возможностями стратегического развития конкретной бизнес-структуры. В этой главе вводятся основные понятия операционного менеджмента, такие как операция, бизнес-процесс, главная операционная функция, операционная система. Рассмотрены функциональный и процессный подходы к управлению организациями.

Учитывая историческое развитие операционного менеджмента на основе знаний, полученных в рамках управления производственными системами, во второй главе приведены основы управления операциями в производственных системах. При этом делается акцент и на последующем изучении управления операциями в сервисных системах. В главе рассмотрены модели организации и системы управления операционными системами, производственные мощности и принятие решений по объему производственных мощностей и их размещению. Вторая глава, таким образом, формирует базовые знания, необходимые для управления операциями и процессами во всех предприятиях как производственной сферы, так и сферы услуг.

Третья глава рассматривает основы организации процессов в пространстве и во времени. В ней дается основной инструментарий организации работы операционных систем, который обеспечивает получений слушателями умений проведения конкретных расчетов.

Четвертая глава посвящена одному из наиболее перспективных направлений развития современного операционного менеджмента – использованию теории ограничений в практике управления операционными системами.

В пятой главе выявляются особенности, типичные для управления операциями и процессами при оказании услуг. Дается определение услуги, их классификация, характеристика услуг в зависимости от степени контакта с клиентом, подробно рассмотрены вопросы разработки стратегии оказания услуг.

Шестая глава направлена на поддержку развития навыков слушателей в разработке операционной стратегии организации. В ней содержится материал, обеспечивающий подробное ознакомление с содержанием операционной стратегии, ее влиянием на содержание корпоративной стратегии. Подробно представлены факторы, воздействующие на разработку операционной стратегии. Рассмотрены приоритеты и фокусы операционных стратегий. Дан обзор видов операционных стратегий.

Учебное пособие предполагает активную самостоятельную работу слушателей при изучении курса и подготовке к аудиторным занятиям. Каждый раздел имеет список рекомендуемой литературы с указанием страниц, а так же список вопросов для самоконтроля знаний материала учебного пособия. Вопросы составлены таким образом, чтобы помочь читателю рассмотреть наиболее важные, сложные или спорные вопросы операционного менеджмента. Вопросы предполагают самостоятельное изучение слушателями как данного учебного пособия, так и рекомендуемой литературы и текущей периодики по вопросам бизнеса и менеджмента.

В учебном пособии имеется список использованных в тексте источников, а так же список рекомендуемых для изучения порталов и сайтов Интернета, на которых накапливается наиболее интересная и надежная информация по операционному менеджменту. Изучение Интернет-источников предполагает владение слушателями английским языком.

Учебное пособие может быть полезно преподавателям курса «Операционный (производственный) менеджмент». Оно содержит стройную систему современных знаний сферы операционного менеджмента и помогает держать в фокусе работы стратегические возможности операционного менеджмента, которые в настоящее время составляют главную его ценность. Учебное пособие использует популярные учебники отечественных и зарубежных авторов и позволяет объединить их для развития системного операционного мышления слушателей. В процессе лекций и практических занятий можно с высокой эффективностью использовать материалы рекомендуемых порталов и сайтов Интернета, которые отражают наиболее интересную и результативную практику операционного менеджмента. Вопросы для самоконтроля знаний могут быть использованы для контроля знаний слушателей и разработки перечня тем презентаций, эссе и иных письменных работ.

Учебное пособие подготовлено авторами на основе многолетнего опыта работы в сфере операционного менеджмента. Являясь выпускниками Московского института управления (ныне – Государственный университет управления), они принимают активное участие в развитии теории и практики производственного и операционного менеджмента в нашей стране, ведя курсы лекций в ГУ-ВШЭ, ГУУ, МИНХ, АНХ и других вузах по программам высшего и дополнительного высшего образования, в т.ч., MBA и Executive Programm с первых лет реализации этих программ в России, а так же участвуя в консультационных и образовательных проектах ряда предприятий, в т.ч., Роснефть, Евросеть, Русал, Экспериментальный консервный завод «Лебедянь», Яманучи, SunInterbrew, Ароматный мир, Торговая сеть «Фамилия», СОК, КАМАЗ, Рейтинг, Вымпелком и др.


следующая страница >>