Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине акмеология - страница №2/3
Самостоятельная работа №1: Самоопределение к содержанию курса. Постановка цели. Познакомившись с тематикой лекционных и практических занятий студент отвечает на вопрос: «Зачем я буду изучать эту дисциплину?», т.е. ставит перед собой конкретную личную (учебную) цель. Самостоятельная работа №2: Создание модели профессионального психолога. После практического занятия №2 студент разрабатывает модель профессионального психолога (которая сдается преподавателю на проверку) по следующей схеме:
Самостоятельная работа №3: Место и роль самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов труда. Написать мини-сочинение, в котором раскрывается место и роль самообразования – какие формы самообразования, сколько времени ему посвящается, когда оно закончится и т.д. Самостоятельная работа №4. Исследование ценностных ориентаций. Соотнесение ценностей и качеств личности, позволяющих реализовать ценности в деятельности. 1. Предлагается составить список ценностей, ответив на вопрос: «Какие ценности Вашей личной жизни поможет реализовывать профессия психолога?» 2. Заполните таблицу:
Самостоятельная работа №5. Изучение и описание собственного типа профессионального развития (по Е.А. Климову). Определите свой тип профессионального развития, выделите достоинства и недостатки каждого стиля. 1. «Реалистический» («деловой») тип профессионального развития. «…характерны выраженная материальная направленность, высокая целеустремленность, хорошо развиты предметное мышление и качества, нужные для успеха в работе; слабее развито понятийное и словесное (вербальное) мышление. Эти люди, как правило, …хорошо успевают на практике, имеют средние оценки по предметам. Стараются как можно лучше узнать профессию, которую рассматривают в будущем как средство материального обеспечения, устойчивого жизнеустройства. Субъективно у этих студентов проблема одна (и общая) – мало практики…» «Отличается тем, что в структуре направленности преобладает не материальная, а содержательная ориентация – важен не столько результат, сколько процесс работы и реализация своих способностей, а результат оценивается по отношению окружающих за мастерство, самоотдачу. Важно уважение окружающих за его способности… это не значит, что для этих студентов не имеет значения их будущий заработок, но материальное обеспечение не является стимулом их профессионального развития». Для них характерна довольно высокая целеустремленность, развитая мотивация достижения, готовность тратить себя ради дела, характерна самостоятельность мышления». 3. «Коммуникативный тип». «Студенты этого типа похожи на первый – деловой. У них также преобладает материальная направленность, высокая мотивация достижения, хорошая саморегуляция. Однако их способности находятся в иной области деятельности. обычно бывают выражены общие способности (понятийное мышление) и умение общаться. Они высоко успешны, ценят возможность получить образование. В то же время проявляют самомнение. Могут обидеть слабого, высокомерны с преподавателями…, но у них высокий рейтинг: они сильны, уверены в себе, заметны.
«Этот тип по своей характеристике близок ко второму (профессиональному). Та же ориентация на отношение окружающих и самоуважение за достигнутые результаты, умения, то же стремление к достижению и признанию. Но отличие способностях. У студентов этого типа могут быть слабо развитые специальные способности, но они компенсируют это своей старательностью. Субъективно – им более всего не хватает одобрения, признания, положительной оценки сокурсников и преподавателей. Они считают, что к ним придираются, относятся несправедливо». Самостоятельная работа №6. Исследование собственных противоречий и закономерностей продвижения в учебной деятельности. Развитие человека - сложный, длительный и противоречивый процесс. В нем реализуются всеобщие законы развития: закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу человеческого развития. К таким противоречиям относятся:
Раскрытию механизмов развития личности в психологии отводится существенная роль. Основными механизмами многими исследователями признаются:
Задание: проиллюстрируйте примерами из собственного опыта прохождение противоречий и механизмов развития студента, овладевающего профессией психолога. Самостоятельная работа №7. Комплексная диагностика на явление «профессионального истощения» в учебной деятельности. Взять в электронном варианте методики, исследующие явление «профессионального истощения». Осуществить самотестирование. Самостоятельная работа №8. Проектирование собственного продвижения к профессиональному «акме». Напишите мини-сочинение «Мое профессиональное будущее» - желательный образ себя в будущем. Какие потребности и ценности лежат в основе желаемого будущего? Чья профессиональная деятельность может стать для Вас образцом? Какие люди нашли дело всей своей жизни, соединив его со смыслом жизни? Будущие затруднения и способы их преодоления. Постройте план личностно-профессионального развития в ходе обучения в Вузе: обозначьте наличный уровень развития (какие личные качества, знания и умения есть в наличие; какие нуждаются в развитии, когда посредством чего их будете развивать). Итоговая самостоятельная работа студентов Итоговая самостоятельная работа студентов, обучающихся по дисциплине «Акмеология» заключается в написании документа, характеризующего личностно-профессиональное развитие студента – акмеограммы. Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием психограммы и профессиограммы. Если рассматривать человека в основном как субъекта труда, то речь идет об условиях и факторах, способствующих достижению высокого уровня профессионализма. С акмеологической точки зрения профессиография решают главным образом задачи начального этапа становления профессионализма и поэтому ее можно рассматривать как базис, составную часть акмеографии. Акмеограмма всегда отражает уровень единичного и требует весьма кропотливой индивидуальной работы. Иными словами, акмеограмма – всегда индивидуальна, она чья-то, т.е. принадлежит конкретному субъекту и не пригодна ни для кого другого. Акмеограмма является основой личностно-профессионального развития. Содержательно ее можно представить как индивидуальный срез потенциального субъекта труда, его возможностей, перспектив, оценку компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма в первую очередь высвечивает то, над чем необходимо работать субъекту труда, что необходимо развивать, чтобы достичь большего профессионализма. Хотя любая акмеограмма индивидуальна, ее разработка все же должна осуществляться по единой типовой методической схеме. В разработанной типовой схеме акмеограммы имеются разделы, относящиеся к уровням:
В настоящее время в акмеологической практике применяется следующая типовая схема разработки акмеограммы субъекта личностно-профессионального развития. АКМЕОГРАММА №_________________ «_____»____________200__г. Ф.И.О._______________________________________________________________________ Пол_______________ Возраст____________ Образование________________________________Специальность_____________________ Кадровое движение____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Уровень квалификации_________________________________________________________ Переподготовка и повышение квалификации (в том числе за счет самообразования)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дополнительная информация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: в данном разделе даются описания, основанные на результатах психологического тестирования с выделением уровней развития.
Практика показывает, что при составлении акмеограммы следует соблюдать ряд важных условий:
Акмеографические описания и акмеограммы как акмеологические методы постоянно совершенствуются, поэтому представленные варианты не являются строгими канонами, а скорее – «руководством к действию». Их совершенствование осуществляется преимущественно по пути упрощения, т.к. сейчас это весьма громоздкий метод. Альтернативой составления акмеограммы может быть реферат. << предыдущая страница следующая страница >> |
|