Учебно-методический комплекс по дисциплине акмеология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 407.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) 1 372.94kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 2 440.6kb.
Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» 1 260.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внутрифирменное планирование»... 2 470.41kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 330.36kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные... 2 375.9kb.
Методические рекомендации по дисциплине: Акмеология физической культуры... 1 105.42kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине акмеология - страница №2/3




Самостоятельная работа №1: Самоопределение к содержанию курса. Постановка цели.

Познакомившись с тематикой лекционных и практических занятий студент отвечает на вопрос: «Зачем я буду изучать эту дисциплину?», т.е. ставит перед собой конкретную личную (учебную) цель.


Самостоятельная работа №2: Создание модели профессионального психолога.

После практического занятия №2 студент разрабатывает модель профессионального психолога (которая сдается преподавателю на проверку) по следующей схеме:



Профессиональный психолог

Личностные качества

Профессиональная компетентность


Деловые качества:

Индивидуально-психологические характеристики личности:








Самостоятельная работа №3: Место и роль самообразования, работы над собой в достижении успешных результатов труда.

Написать мини-сочинение, в котором раскрывается место и роль самообразования – какие формы самообразования, сколько времени ему посвящается, когда оно закончится и т.д.



Самостоятельная работа №4. Исследование ценностных ориентаций. Соотнесение ценностей и качеств личности, позволяющих реализовать ценности в деятельности.

1. Предлагается составить список ценностей, ответив на вопрос: «Какие ценности Вашей личной жизни поможет реализовывать профессия психолога?»

2. Заполните таблицу:


Ценности

Качества, которые есть

Качества, которые необходимо развивать










Самостоятельная работа №5. Изучение и описание собственного типа профессионального развития (по Е.А. Климову).

Определите свой тип профессионального развития, выделите достоинства и недостатки каждого стиля.



1. «Реалистический» («деловой») тип профессионального развития.

«…характерны выраженная материальная направленность, высокая целеустремленность, хорошо развиты предметное мышление и качества, нужные для успеха в работе; слабее развито понятийное и словесное (вербальное) мышление. Эти люди, как правило, …хорошо успевают на практике, имеют средние оценки по предметам. Стараются как можно лучше узнать профессию, которую рассматривают в будущем как средство материального обеспечения, устойчивого жизнеустройства.

Субъективно у этих студентов проблема одна (и общая) – мало практики…»

2. «Профессиональный тип развития».

«Отличается тем, что в структуре направленности преобладает не материальная, а содержательная ориентация – важен не столько результат, сколько процесс работы и реализация своих способностей, а результат оценивается по отношению окружающих за мастерство, самоотдачу. Важно уважение окружающих за его способности… это не значит, что для этих студентов не имеет значения их будущий заработок, но материальное обеспечение не является стимулом их профессионального развития». Для них характерна довольно высокая целеустремленность, развитая мотивация достижения, готовность тратить себя ради дела, характерна самостоятельность мышления».



3. «Коммуникативный тип».

«Студенты этого типа похожи на первый – деловой. У них также преобладает материальная направленность, высокая мотивация достижения, хорошая саморегуляция. Однако их способности находятся в иной области деятельности. обычно бывают выражены общие способности (понятийное мышление) и умение общаться. Они высоко успешны, ценят возможность получить образование. В то же время проявляют самомнение. Могут обидеть слабого, высокомерны с преподавателями…, но у них высокий рейтинг: они сильны, уверены в себе, заметны.



  1. «Узко-прагматический тип развития»

«Этот тип по своей характеристике близок ко второму (профессиональному). Та же ориентация на отношение окружающих и самоуважение за достигнутые результаты, умения, то же стремление к достижению и признанию. Но отличие способностях. У студентов этого типа могут быть слабо развитые специальные способности, но они компенсируют это своей старательностью. Субъективно – им более всего не хватает одобрения, признания, положительной оценки сокурсников и преподавателей. Они считают, что к ним придираются, относятся несправедливо».

Самостоятельная работа №6. Исследование собственных противоречий и закономерностей продвижения в учебной деятельности.

Развитие человека - сложный, длительный и противоречивый процесс. В нем реализуются всеобщие законы развития: закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу человеческого развития. К таким противоречиям относятся:

  • противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

  • противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

  • противоречие между возросшими требованиями со стороны общества и наличным уровнем развития личности.

Раскрытию механизмов развития личности в психологии отводится существенная роль. Основными механизмами многими исследователями признаются:

  • Интериоризация – буквально – переход извне вовнутрь. В психологию понятие введено Э. Дюркгеймом, отождествлявшим его с социализацией. Интериоризация – одно из основных понятий культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. По его мнению, всякая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, а лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики отдельного индивида.

  • Идентификация – буквально – отождествление. 1. Опознание чего-либо, кого-либо. 2. Процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим человеком, группой людей, образом. Термин был введен З. Фрейдом. Операция сличения некоторого стимула с наличным или хранящимся в памяти эталоном и установления их тождества или различия.

  • Компенсация – буквально – уравновешивать. Психический эффект возмещения недостаточно развитых качеств личности, детерминирующих обычно данную деятельность, другими, более развитыми. Компенсация способствует формированию индивидуального стиля деятельности, достижению одинаково высоких результатов при различном уровне развития профессионально важных качеств личности.

  • Отчуждение – система отношений субъекта с окружающей действительностью, при которых результат жизнедеятельности, присущие ей нормы взаимоотношений, системы ценностей, их социальные носители осознаются как противоположные ему самому, противоречащие его «Я», его взглядам, устремлениям. Причем амплитуда эмоциональной окрашенности этих отношений колеблется от болезненного ощущения несходства до полного неприятия или враждебности. Отчуждение выражается в таких переживаниях субъекта как чувство обособленности, одиночества, отверженности, потери своего «Я» и т.д.

Задание: проиллюстрируйте примерами из собственного опыта прохождение противоречий и механизмов развития студента, овладевающего профессией психолога.

Самостоятельная работа №7. Комплексная диагностика на явление «профессионального истощения» в учебной деятельности.

Взять в электронном варианте методики, исследующие явление «профессионального истощения». Осуществить самотестирование.



Самостоятельная работа №8. Проектирование собственного продвижения к профессиональному «акме».

Напишите мини-сочинение «Мое профессиональное будущее» - желательный образ себя в будущем. Какие потребности и ценности лежат в основе желаемого будущего? Чья профессиональная деятельность может стать для Вас образцом? Какие люди нашли дело всей своей жизни, соединив его со смыслом жизни? Будущие затруднения и способы их преодоления. Постройте план личностно-профессионального развития в ходе обучения в Вузе: обозначьте наличный уровень развития (какие личные качества, знания и умения есть в наличие; какие нуждаются в развитии, когда посредством чего их будете развивать).


Итоговая самостоятельная работа студентов

Итоговая самостоятельная работа студентов, обучающихся по дисциплине «Акмеология» заключается в написании документа, характеризующего личностно-профессиональное развитие студента – акмеограммы.



Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием психограммы и профессиограммы.

Если рассматривать человека в основном как субъекта труда, то речь идет об условиях и факторах, способствующих достижению высокого уровня профессионализма. С акмеологической точки зрения профессиография решают главным образом задачи начального этапа становления профессионализма и поэтому ее можно рассматривать как базис, составную часть акмеографии.

Акмеограмма всегда отражает уровень единичного и требует весьма кропотливой индивидуальной работы. Иными словами, акмеограмма – всегда индивидуальна, она чья-то, т.е. принадлежит конкретному субъекту и не пригодна ни для кого другого. Акмеограмма является основой личностно-профессионального развития. Содержательно ее можно представить как индивидуальный срез потенциального субъекта труда, его возможностей, перспектив, оценку компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма в первую очередь высвечивает то, над чем необходимо работать субъекту труда, что необходимо развивать, чтобы достичь большего профессионализма.

Акмеограмма студента призвана отразить наличные личностно-профессиональные качества, знания и навыки, способствующие профессиональному досамоопределению будущего психолога.

Хотя любая акмеограмма индивидуальна, ее разработка все же должна осуществляться по единой типовой методической схеме. В разработанной типовой схеме акмеограммы имеются разделы, относящиеся к уровням:



  • общего (подструктуры профессиональной квалификации, общих акмеологических инвариантов профессионализма), оценивающие соответствие их требованиям конкретного субъекта;

  • особенного (подструктуры направленности личности специфических акмеологических инвариантов профессионализма);

  • единичного (подструктуры способностей, характерологических особенностей, нравственных качеств и пр.), составляющего главную ее часть.

В настоящее время в акмеологической практике применяется следующая типовая схема разработки акмеограммы субъекта личностно-профессионального развития.
АКМЕОГРАММА

№_________________

«_____»____________200__г.

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Пол_______________

Возраст____________

Образование________________________________Специальность_____________________

Кадровое движение____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Уровень квалификации_________________________________________________________


Переподготовка и повышение квалификации (в том числе за счет самообразования)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная информация

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Подструктура способностей и потенциала:

  • сложные частные;

  • наличие одаренности или таланта;

  • оценка потенциала личности;

  • дополнительная информация.

Примечание: в данном разделе даются описания, основанные на результатах психологического тестирования с выделением уровней развития.

  1. Подструктура индивидуальности:

  • характеристики образа «Я»;

  • особенности мотивации и потребности в достижениях;

  • характеристик самооценки;

  • характеристики ценностных ориентаций, интересы;

  • оценки самореализации;

  • дополнительная информация.

  1. Подструктура направленности:

  • характеристики направленности;

  • содержание направленности;

  • отношение к профессиональной деятельности;

  • направленность на взаимодействия;

  • дополнительная информация.

  1. Подструктура характерологических особенностей и нравственных качеств:

  • целеустремленность;

  • инициативность;

  • воля;

  • организованность;

  • ответственность;

  • отсутствие зависти к успехам других;

  • гуманистическая направленность в отношениях;

  • честность;

  • порядочность;

  • принципиальность;

  • объективность;

  • дополнительная информация.

  1. Подструктура профессиональных характеристик:

  • профессиональная компетентность;

  • глубина профессиональных знаний и умений;

  • профессиональная креативность;

  • характеристики профессиональных умений;

  • дополнительная информация.

  1. Акмеологические инварианты профессионализма:

  • сила личности;

  • уровень антиципации;

  • уровень саморегуляции;

  • умение принимать и реализовывать решения;

  • уровень работоспособности;

  • специфические (определяются с учетом способностей профессиональной деятельности);

  • психологические профессионально важные качества;

  • личностно-деловые качества;

  • дополнительная информация.

  1. Обобщенные дополнительные данные.

  2. Развернутое общее заключение.

Практика показывает, что при составлении акмеограммы следует соблюдать ряд важных условий:



  1. Акмеограмма должна включать цели личностно-профессионального развития (конечные и промежуточные).

  2. В акмеографическом обследовании следует применять различные методы – тестирование, экспертные оценки, наблюдение, интервью, опросы и др. Акмеолог, применяя их, должен подтвердить свою высокую квалификацию. Особую тщательность в работе следует проявлять при описании характерологических особенностей и нравственных качеств личности – ошибки здесь недопустимы.

  3. Акмеографические описания могут иметь различную форму от качественно строгих до количественных, в том числе данных непосредственных измерений и балльных оценок. В случае необходимости их можно привести к единой безразмерной системе оценок. Результаты акмеографического описания целесообразно представить в виде функциональной схемы или таблицы.

  4. По результатам акмеографического обследования следует особо выделять:

    • динамику роста профессионального мастерства;

    • «узкие места», т.е. условия и факторы, мешающие этому росту;

    • особенности изменения мотивационной сферы;

    • динамику личностного развития и то, что этому способствует или препятствует;

    • вид акмеологических технологий, которые целесообразно применять для личностно-профессионального развития.

  5. Акмеографическое описание и акмеограмма должны содержать индивидуальные рекомендации.

  6. Разработанная акмеограмма должна стать базисом для мониторинга личностно-профессионального развития. Целесообразно на ключевых этапах развития составлять новые акмеограммы, чтобы осуществлять сравнительный анализ.

Акмеографические описания и акмеограммы как акмеологические методы постоянно совершенствуются, поэтому представленные варианты не являются строгими канонами, а скорее – «руководством к действию». Их совершенствование осуществляется преимущественно по пути упрощения, т.к. сейчас это весьма громоздкий метод.

Альтернативой составления акмеограммы может быть реферат.
<< предыдущая страница   следующая страница >>