страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внутрифирменное планирование» для студентов - страница №1/2
Международная «Лига развития науки и образования» (Россия) Международная ассоциация развития науки, образования и культуры России (Италия) НОУ ВПО «Институт управления» (г. Архангельск) ---------------------------------------------------- ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внутрифирменное планирование» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» ЯРОСЛАВЛЬ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ 2012 Автор: Л.А. Андриянова, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета и управления Рецензент: О.К.Платов, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры учета и управления Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внутрифирменное планирование» подготовлен в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. № 2267на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации».
СОДЕРЖАНИЕ: 5.2.4 ГЛОССАРИЙ 29 1 Цели изучения дисциплины и ее место в учебном процессе (пояснительная записка) Изучение внутрифирменного планирования является неотъемлемой частью подготовки менеджеров по специальности «Менеджмент организации». Это объяснятся той ролью, которую выполняет внутрифирменное планирование на предприятии. Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Оно создает основу для устойчивой и эффективной работы предприятия. Планирование связано с предвидением целей организации, результатов ее деятельности, путей и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. Внутрифирменное планирование – обширная область прикладной аналитической деятельности, которая включает в себя в качестве основного направления анализ хозяйственной деятельности предприятия, оценку возможностей внешней среды, формирование прогнозных показателей, плановых заданий, опирающихся на планово-нормативную базу организации. Результатом этой деятельности и есть система внутрифирменных планов предприятия. Целью изучения дисциплины «Внутрифирменное планирование» является овладение студентами знаниями и навыками планирования работы предприятия. В ходе изучения дисциплины студенты должны не только освоить теоретический материал по вопросам планирования на предприятии, но и научиться решать практические примеры по плановым расчетам основных показателей предприятия. В курсе «Внутрифирменное планирование» обобщаются современные технологии планирования, начиная от стратегического планирования и до календарного планирования, планирование производственной программы и ассортимента выпускаемой продукции, планирование прибыли на предприятии, бизнес-планирование. Целью изучения дисциплины «Внутрифирменное планирование» является формирование у студентов прочной теоретической базы и практических навыков по разработке различных видов планов предприятия. Задачами изучения дисциплины «Внутрифирменное планирование» являются:
2. Требования к уровню освоения программы Изучение данной дисциплины в комплексе с другими учебными дисциплинами формирует профессиональные знания менеджеров. В результате изучения дисциплины студент должен: Иметь представление:
Знать:
Уметь:
Иметь навык:
3 Содержание дисциплины В соответствии с учебными планами по специальности 080507 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., время, отводимое на изучение дисциплины (Таблица ), составляет: Таблица – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины « Внутрифирменное планирование»
3.1 Примерный тематический план Таблица – Распределение учебного времени
3.2 Содержание разделов и тем РАЗДЕЛ I. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ТЕМА № 1. Основные понятия и посылки внутрифирменного планирования. План и планирование. Причины развития внутрифирменного планирования. Сравнительная характеристика систем внутрифирменного планирования: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Планирование в рыночных условиях и в административной системе управления. Ключевые вопросы внутрифирменного планирования: каково текущее положение фирмы, куда она движется и как намерена достигнуть поставленные цели. Свойства фирмы как объекта планирования и методологические посылки внутрифирменного планирования: системность, иерархичность, социально-экономический характер, взаимодействие с внешней средой. Преимущества и ограничения внутрифирменного планирования. Подходы к планированию (философия планирования): реактивный, инактивный, преактивный, интерактивный подходы, их сравнительные характеристики. Общие принципы внутрифирменного планирования, сформулированные А. Файолем и Р Акоффом: необходимости, единства, непрерывности, гибкости, точности и принцип участия. Общеэкономические принципы: научности, приоритетности, объективности, оптимальности и др. Их взаимосвязь и взаимозависимость при формировании системы планов предприятия. Универсальные и специфические методы, применяемые в практике внутрифирменного планирования. Основные сферы и ограничения их использования. ТЕМА № 3. Система и процесс внутрифирменного планирования. Целеполагание, анализ и прогнозирование, разработка планов, их реализация и контроль выполнения как элементы системы планирования. Объект и субъект внутрифирменного планирования. Логика планирования. Процесс планирования: анализ внешней среды и возможностей фирмы, установление стратегических и тактических целей, формирование, оценка и выбор альтернативных вариантов плана, система реализации планов фирмы. Основные взаимосвязи в процессе внутрифирменного планирования. Факторы, влияющие на процесс внутрифирменного планирования. Специфика информации, используемой в процессе внутрифирменного планирования. Классификация планов по масштабности целей, по горизонту планирования, по уровню управления, по функциям деятельности, по степени неопределенности, по методам реализации. Комплексная система планов предприятия, их взаимосвязь. Условия, определяющие уровень и качество, разрабатываемых планов. ТЕМА № 5. Нормативная база планирования Нормы и нормативы: экономическая сущность, классификация. Основные методы установления норм. Формирование нормативной базы. ТЕМА № 6. Организация внутрифирменного планирования Подходы к организации процесса внутрифирменного планирования: сверху – вниз (break-down), или командная модель планирования, и снизу – вверх (build-up), или последовательная (демократичная) модель планирования, их взаимодействие. Проблемы согласования и координации планов. Технология планирования. Проблемы реорганизации внутрифирменного планирования. Органы планирования на фирме: планово-экономический отдел и отдел стратегического планирования, их функции и задачи, место в структуре управления, взаимоотношения с другими службами. Методические, организационные, планово-учетные, контрольные, аналитические и экономические функции планово-экономического отдела фирмы. Горизонт внутрифирменного планирования: стратегические, тактические и оперативные планы. Сравнительная характеристика указанных планов: цели и объекты планирования, ключевые плановые показатели, сроки планирования и степень детализации планов, увязка с ресурсами, используемые методы и модели, органы планирования. Взаимосвязь стратегических, тактических и оперативных планов фирмы. ТЕМА № 8. Стратегическое планирование Основные понятия стратегического менеджмента: видение и цели, стратегический анализ и стратегические решения, стратегия и стратегическое управление. Особенности стратегических решений. Стратегический анализ: структура и используемые методы. PEST-анализ, анализ конкурентов, потребителей, отраслевой бизнес-системы, заинтересованных групп, финансовый анализ, SWOT-матрица. Портфель компании и методы портфельного анализа. Стратегические альтернативы, критерии их оценки и выбора. Стратегический план фирмы, его структура, проблемы формирования и реализации. Взаимосвязь стратегического и тактического плана фирмы, целевых программ (проектов). ТЕМА № 9. Годовое планирование Товарный ассортимент фирмы и его характеристики: широта, глубина, насыщенность, связанность ассортимента. Базовые стратегии развития товарного ассортимента: наращивание и насыщение ассортимента, прекращение выпуска продуктов. Основные задачи ассортиментного планирования. Цели и ограничения ассортиментного планирования. Продуктовая программа фирмы: проблемы ее формирования, дилемма «производительность – разнообразие», подходы к оценке продуктов, производимых фирмой (АВС-анализ по внутренним и внешним (рыночным) критериям, сегментация потребителей), этапы формирования продуктовой программы фирмы как решение задачи нахождения компромисса. Количественные методы формирования производственной программы фирмы: модель Л. В. Канторовича. Тактическое планирование: структура тактического плана фирмы, управляемые переменные в тактическом планировании и возможные стратегии планирования. Система тактического планирования на фирме с функциональной организацией. ТЕМА № 10. Оперативное планирование Типы производства: массовое, серийное, единичное и непрерывное производство; специфика задач оперативного (оперативно-календарного) планирования в каждом типе производства. Основные календарно-плановые нормативы. Понятие системы оперативно-календарного планирования, виды систем оперативно-календарного планирования в зависимости от планово-учетной единицы: подетальная и позаказная системы планирования, комплектные системы оперативно-календарного планирования и их разновидности. Диспетчирование как завершающая стадия оперативного планирования в компании. РАЗДЕЛ III. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМА № 11. План маркетинга как основа внутрифирменного планирования Суть маркетингового подхода к планированию и управлению фирмой. План маркетинга как основа изменения механизма внутрифирменного планирования. Структура и основные формы (составляющие) плана маркетинга. Подходы к прогнозированию объема продаж продукции фирмы как отправной точки внутрифирменных планов. Количественные и качественные методы прогнозирования. Сложности прогнозирования продаж продукции фирмы. Бюджет маркетинга, основные статьи бюджета, сложности его формирования в российских компаниях. Этапы разработки маркетингового плана. Проблемы и ограничения маркетингового планирования. ТЕМА № 12.Бизнес-план как инструмент инвестиционного планирования Предназначение бизнес-плана, его место в системе внутрифирменного планирования. Отличительные характеристики и преимущества бизнес-плана. Бизнес-план и другие форматы планов компании. Бизнес-план как пример уникальных (неповторяющихся) планов фирмы. Структура бизнес-плана, характеристика его основных разделов. Этапы и процедуры составления бизнес-плана. Бюджетирование как технология финансового планирования в компании. Предназначение системы внутрифирменного бюджетирования. Бюджет и план компании. Виды бюджетов, их взаимосвязь и логика разработки бюджетов в компании. Составные части процесса бюджетирования. Особенности бюджетного процесса в компании, работающей в рыночных условиях. Основные этапы, проблемы и трудности постановки бюджетирования в компании. 4.1 Перечень основной литературы
9. Планирование на предприятии: учеб. пособие/ А. И. Ильин – М.: Новое знание, 2008. 667 c. 10. Платонова Н. А., Харитонова Т. В. Планирование деятельности предприятия. – М.: «Дело и Сервис». 2005. 432 c. 4.2 Перечень дополнительной литературы и ссылок на 1. Алиев В. С. Практикум по бизнес-планированию и использование программы Project Expert: учебное пособие. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. 272 с. 2. Алябьева Л. Д. Использование математических методов при прогнозировании и перспективном планировании: Учеб. пособие / Л. Д. Алябьева, Д. В. Апраксин, Е. С. Петровский; Моск. ин-т упр. М., 2008. 57 с. 3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 275 с. 4. Баринов В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2006. 272 с. 5. Бассовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.259 с. 6. Бизнес-планы: Полн. Справ. руководство/Под ред. Степанова И. М. М.: Лаборатория базовых знаний, 2007. 239 с. 7. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: Издат. дом «Дашков и К», 2000. 145 с. 8. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издат. дом «Дашков и К», 2008. 307 с. 9. Головачев А.С. Экономика предприятия: Учебное пособие (В 2-х частях) – Мн.: высш. шк., 2008. 397 с. 10. Егоров Ю.Н. Планирование на предприятии. / Ю. Н. Егоров, С. А. Варакута. М.; ИНФРА-М, 2001. 175 с. 11. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования / А. Н. Петров, Л. Г. Демидова, С. М. Кимов. и др.; СПб.: Изд-во СПб.УЭФ, 2009. 94 с. 12. Крутик А. Б. Планирование и организация предприятий в условиях рынка и конверсии: В 2 ч. / А. Б. Крутик, О. Г. Маркушевич. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 2008. Ч.1. 155 с. 13. Ларионов А. И. Экономико-математические методы в планировании: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Т. И. Юрченко, А. Л. Новоселов. М.: Высш. шк., 2009. 240 с. 14. Тренев Н. Н. Стратегическое управление: Учеб. пособие. М.: ПРИОР, 2010. 282 с. 15. Уткин Э. А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. М.: АКАЛИС, 2007. 80 с. 16. Хруцкий В. Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования.- М.: Финансы и статистика, 2008. 17. Экономика предприятия: Учебное пособие/Э.В. Крум и др.; - Мн.: Высш.шк., 2010. 192 с. 18. Бизнес словарь // http://www.businessvoe.ru. 19. Бизнес-план для практиков. Структура бизнес-плана // http://www. probr.ru. 20. РосБизнесКонсалтинг//www.reseach.rbc.ru 21. Справочно-информационная система Гарант, Консультант 4.3 Формы текущего промежуточного контроля В соответствии с учебными планами по специальности 080507 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., для всех категорий студентов в качестве формы текущего промежуточного контроля по курсу «Внутрифирменное планирование» предусмотрено выполнение курсовой работы, которая должна раскрывать один из основных вопросов курса, а также предусматривает решение практических задач по расчету показателей плана. Цель работы – выработка у студента конкретных представлений по рассматриваемому вопросу, получение навыков в отборе необходимого материала при работе с правовой, нормативной, учебной и периодической литературой. 1. Разработка стратегии развития предприятия. 2. Планирование развития потенциала предприятия. 3. Планирование потребности производственных ресурсов. 4. Планирование и финансирование капитальных вложений. 5. Разработка бизнес-плана инновационного проекта. 6. Планирование инвестиций и их экономическая оценка. 7. Планирование объема продаж и разработка плана сбыта. 8. Планирование производственной программы предприятия и ее оптимизация. 9. Планирование материально-технического обеспечения производства. 10. Планирование труда и потребности персонала предприятия. 11. Планирование средств на оплату труда. 12. Планирование снижения издержек производства и себестоимости продукции. 13. Планирование цен и организация ценообразования на предприятии. 14. Планирование прибыли на предприятии и рентабельности производства. 15. Разработка финансового плана предприятия. 16. Планирование потребности оборотных средств и повышение эффективности их использования. 17. Планирование потребности основных производственных фондов и повышение уровня их использования. 18. Планирование качества и повышение конкурентоспособности продукции. 19. Планирование социального развития коллектива. 20. Оперативно-производственное планирование на предприятии. 21. Организация внутрихозяйственного планирования. 22. Применение компьютерной техники в плановой деятельности. 23. Планирование повышения эффективности производства. 24. Разработка плановых нормативов и показателей. 1. Определить проект плана товарооборота по товарным группам в торговой фирме на планируемый год.
2. Определить сумму прироста объема деятельности, которая может быть получена за счет прироста производительности труда. В фирме планируется увеличение объема деятельности на 200 д. ед., или на 5 % к предыдущему периоду, при росте численности работников на 102%. 3. Определить возможную прибыль фирмы за счет достижения равномерности декадных поставок продукции. В фирме принимаются меры по достижению равномерности поставок продукции по декадам за счет совершенствования договорной работы. Если раньше доля поставки в третьей декаде составляла 50 % объема поставок месяца, то после реализации определенных мер намечается ее снизить на 35 %. 4. Определить возможный план прибыли и рентабельности торговой фирмы. Плановый объем розничного товарооборота – 760 д. ед. Постоянные издержки обращения сложились в сумме 100 д. ед., уровень переменных издержек – 8% к обороту. Средний размер НДС – 15,25 % валовых доходов. 5. Рассчитать плановую сумму балансовой прибыли хозяйствующего субъекта на квартал. Выручка от реализации продукции – 10250 тыс. руб., себестоимость продукции 7720 тыс. руб., НДС – 15,25 % к сумме выручки от реализации продукции. Предприятие сдает в аренду помещение. Арендная плата за квартал -50 тыс. руб. планируется продажа неиспользуемых материалов, прибыль от продажи которых за минусом расходов на реализацию должна составить 106,8 тыс. руб. 6. Определить потребность в оборотных средствах по сырью и материалам на планируемый квартал, общую потребность в оборотных средствах и объем (сумму) необходимого прироста оборотных средств по следующим данным: - квартальный расход сырья и материалов на изготовление продукции 3000 тыс. руб.; - норма запаса – 26 дней; - потребность в других оборотных средствах – 5000 тыс. руб.; - сумма оборотных средств на начало планируемого квартала – 3450 тыс. руб. 7. Составить финансовый план и распределить чистую прибыль субъекта хозяйствования на квартал. Плановые финансовые показатели следующие: - амортизационные отчисления – 130 тыс. ру.; - отчисления на ремонтный фонд – 29,2 тыс. руб.; - прирост потребности в оборотных средствах – 240,7 тыс. руб.; - прирост кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении субъекта хозяйствования – 20,7 тыс. руб.; - прибыль – 1380 тыс. руб.; - сумма налога на прибыль – 435 тыс. руб.; - налог на имущество – 127,2 тыс. руб.; - сумма прибыли, направляемая на приобретение оборудования – 410,1 тыс. руб.; - отчисления в резервный фонд – 5 % от чистой прибыли. Все показатели необходимо свести в финансовый план. 8. Определить сумму прироста объема деятельности, которая модет быть получена за счет прироста производительности труда. В фирме планируется увеличение объема деятельности на 400 д. ед. или на 6 % к предыдущему периоду при росте численности работников на 103 %. 9. Определить возможный план прибыли фирмы, занимающийся производством и сбытом металлоконструкций. План товарной продукции определен на основе плана сбыта в размере 1500 д. ед. Постоянные издержки – 600 д. ед., уровень переменных издержек может сложиться в размере 30 % стоимости товара. Размер НДС – 18 % 10. Определить норму (план) оборачиваемости товарных запасов в днях по предприятию на III квартал планируемого года, используя следующие данные оборачиваемости запасов (в днях) за аналогичные периоды прошлых лет: 1-й год – 6,0 4-й год – 5,5 2-й год – 5,8 5-й год – 5,3 3-й год – 5,2 6-й год – ? Тему курсовой работы и задачу студент выбирает в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки. Требования и особенности выполнения курсовой работы приведены в пункте «Методические указания для студентов». 4.4 Формы итогового контроля. В соответствии с учебными планами по специальности 080507 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., для всех категорий студентов формой итогового контроля по курсу «Внутрифирменное планирование» является экзамен, предполагающий: 1. Ответ на два теоретических вопроса; 2. Ответ на вопрос теста; 4.4.1 Вопросы для подготовки к экзамену
4.4.4.2 Варианты тестов по дисциплине ВАРИАНТ 1. 1 Внутрифирменное планирование служит для: 1. Определения целей компании, необходимых для достижения поставленных целей путей и ресурсов. 2. Информирования внешних пользователей о планах компании. 3. Информационной поддержки управленческих решений менеджеров компании. 2 Процесс планирования начинается с: 1. Определения лица, ответственного за принятие решений 2. Сбора информации о ситуации 3. Анализа внешней среды 4. Формулирования целей 1. Единство, непрерывность, участие, мотивация. 2. Единство, непрерывность, гибкость, точность, участие. 3. Единство, непрерывность, единоначалие, участие. 4. Нет верного ответа. 1. Увеличение рыночной доли до 15% 2. Поддержание 10% нормы прибыли на собственный капитал 3. Рост продаж на 20% 4. Создание дилерской конторы в г. Москве 5. Проведение рекламной кампании на телевидении 5 Бизнес-план предназначен: 1. Собственникам 2. Менеджерам 3. Кредиторам, инвесторам 4. Все ответы верны 1. Во внутреннем бизнес-плане больше разделов 2. В инвестиционном плане больше разделов 3. Эти планы одинаковы 4. Разная степень детализации расчетов 1. План производства продукции предприятия 2. Смета расходов 3. Прогноз продаж продукции предприятия 4. Смета коммерческих расходов 1. Показать важность продукции предприятия 2. Показать знание конкуренции на рынке 3. Продемонстрировать знание потребителей 4. Продемонстрировать знание потребителей и конкурентов 1. в создании оптимальной технико-технологической системы с упорядоченными технико-организационными связями работников 2. в создании производственной инфрструктуры, способной решать экономические задачи 3. в максимальном получении прибыли за счет оптимального использования сырьевых ресурсов 10 Под ретроспекцией понимается … 1. этап планирования 2. разновидность анализа 3. этап прогнозирования 11 Прогнозный эксперимент – это … 1. варьирование характеристик объекта прогнозирования на прогнозных моделях в целях выявления возможных, допустимых, недопустимых прогнозных и альтернативных вариантов развития объекта прогнозирования 2. история развития объекта и прогнозного фона в целях получения их систематизированного описания 3. один из прогнозов, составляющих группу взаимодополняющих прогнозов 12 В область планирования в рыночной экономике не подпадает следующая область: 1. стратегия экономического развития 2. глобальные экономические проблемы 3. товарообмен 4. крупные социальные и научно-технические программы 1. недостаточная квалификация управляющих 2. неопределенность рыночной среды 3. отсутствие адекватных методов 4. слабая исполнительная дисциплина 1. сложную 2. простую 3. непредсказуемую 4. предсказуемую 1. стратегия внешнеэкономической деятельности 2. товарная стратегия 3. товарная стратегия снижения издержек 4. стратегия инновационной деятельности фирмы 1. ограниченного роста, роста, сокращения 2. наступления, обороны, отступления 3. дифференциации, стоимостного лидерства, концентрации 4. разработки товара, диверсификации 1. прогнозированием 2. программированием 3. планированием 4. проектированием 1. руководством низшего звена 2. исполнителями 3. высшим руководством 4. руководством среднего звена 1. на 1, 3, 5 2. 2, 4, 5 3. 1, 2, 3, 4 4 1, 2, 3 1. непрерывности 2. участия 3. гибкости 4. единства 1. на 3 – 5 лет 2. 1 год 3. 3 года 4. 10 лет 1. 2, 3, 4, 5 2. 1, 2, 3, 4, 5 3. 1, 3 , 5 4. 1, 2 , 3, 4 1. оперативными 2. долгосрочными 3. тактическими 4. стратегическими 1. частным 2. конкретным 3. общим 4. абстрактным 25 Ликвидационный план является вариантом ___________ плана: 1. наступательного 2. стратегического 3. тактического 4. оборонительного 1. Привлечение инвестиций. 2. Мотивация персонала 3. Все ответы верны. 4. Эффективное управление. 1. Все ответы верны. 2. Важнейшая функция менеджмента. 3. Система управленческих решений. 4. Процесс составления плана. 1. Анализ внешней среды, формирование и оценка альтернативных вариантов плана. 2. Анализ деятельности компании, формирование плановых заданий. 3. Анализ деятельности компании, формирование плановых заданий, мотивация персонала. 4. Формирование плановых заданий, их корректировка. 1. Бизнес единицы. 2. Корпорации. 3. Маркетинговой службы. 4. На всех без исключения уровнях управления организацией 1. Цели - анализ производственных возможностей - планирование 2. Цели – анализ внешней среды и внутренних возможностей - планирование 3. Анализ внешней среды – планирование – продвижение 6 Сколько маркетинговых разделов должно быть в бизнес-плане? 1. Два 2. Один 3. Таких разделов там нет 7 Для получения инвестиционного кредита необходимо предоставить кредитору: 1. Маркетинговое обоснование 2. Бизнес-план и обеспечение кредита 3. Финансовую информацию о деятельности предприятия 4. Бизнес-план 1. Стратегия работы на рынке, ценовая и сбытовая политика предприятия 2. Стратегия развития предприятия, ценовая политика, сбыт и продвижение продукции 3. Стратегия развития предприятия, сбыт и продвижение продукции на рынок 4. Стратегия развития предприятия, цены и политика продвижения продукции 9 Главное различие прогноза и плана заключается в том, что … 1. план строго регламентирован, а прогноз определен в действии 2. план является событием, а прогноз действием 3. план имеет директивный, а прогноз вероятностный характер 10 Стратегическое планирование представляет… 1. ассоциацию с экстраполятивным планированием, в котором в значительной мере преобладает база, исходный уровень, сложившаяся тенденция развития 2. активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение на основе этого выбора общей стратегии развития, формирование специального механизма ее реализации 3. процесс разработки стратегий и основных методов ее осуществления 4. адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная корректировка решений, оформленная в виде планов, пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности предприятия 1. один из прогнозов, составляющих группу возможных прогнозов 2. один из прогнозов, составляющих группу взаимоисключающих прогнозов 3. один из прогнозов, составляющих группу возможных взаимодополняющих прогнозов 12 В область планирования в рыночной экономике не подпадает следующая область: 1. свобода предпринимательства 2. планирование производства и сбыта продукции 3. строительство 4. распределение государственного бюджета 1. снижения производственных издержек 2. товарную и ценообразования 3. стимулирования персонала 4. предотвращения несостоятельности (банкротства) 1. стратегия глубокого проникновения 2. стратегия разработки товара 3. технологическая и продуктовая 4. диверсификации 1. прогноз 2. план 3. программа 4. проект 16 Основной проблемой планирования является: 1. дифференциация функций планирования 2. повышение сложности плана 3. учет требований маркетинга 4. адаптация плана 1. не превышает 100 2. составляет 200 3. превышает 100 4. составляет 500 1. производственном 2. финансовом 3. маркетинговом 4. организационном 1. 1, 2, 3, 4, 5, 6 2. 2, 3, 5 3. 1, 3, 6 4. 1, 2, 3, 4 2. 1, 3 3. 2, 4 4. 1, 2 21 Способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы называется принципом в планировании: 1. гибкости 2. единства 3. непрерывности 4. точности 1. норма 2. норматив 3. план 4. проект 23 Разработка традиционного бюджета наличности основывается на единственном прогнозе __________, а остальные показатели рассчитываются на его основе: 1. прибыли 2. налогов 3. емкости рынка 4. годовых продаж 1. гибкости 2. непрерывности 3. участия 4. единства 1. 3, 4, 5 2. 1, 2, 5 3. 1, 3, 5 4. 2, 4, 5 5 Приложения к программе 5.2 Методические указания для студентов Основным видом аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Внутрифирменное планирование» являются лекции. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал. При необходимости студент имеет право задать вопрос в отношении изложенного материала во время, отведенное для этих целей преподавателем. 5.2.1 По подготовке к семинарским и практическим занятия В соответствии с учебными планами по специальности 080507 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., предусмотрены практические занятия. Указания по подготовке к различным видам практических занятий: Практическое занятие 1. Обсуждение вопроса «Сущность планирования в экономике». В частности, наличия теоретической базы планирования, научное предвидение, структура и формы планирования, роль и особенности плана, отличие плана от прогноза. Преимущества и недостатки директивного государственного планирования. Особенности планирования в России в условиях рыночной экономики на уровне организаций. Критерии эффективности внутрифирменного планирования. Практическое занятие 2. Обсуждение вопроса «Концепция внутрифирменного планирования на предприятии». Решение задач «Сущность и методология планирования», включая принципы планирования, методы, показатели и классификацию планов, а также систему мер, необходимых для выполнения плана. Рассматриваются преимущества и недостатки планирования в условиях рынка и исследуются элементы организации планирования. Практическое занятие 3. Обсуждение вопроса «Маркетинговый план организации», включая исследование сущности и структуры плана маркетинга. Планирование сбыта (продажи) продукции, планирование производства и методы определения экономического эффекта от реализации планов. Практическое занятие 4. Обсуждение вопроса «Функциональное планирование в организации». решение задач «планирование прибыли и рентабельности, издержек производства и обращения». Практическое занятие 5. Обсуждение вопроса «Оперативное (годовое) планирование в организации» Разработать и рассмотреть особенности оперативного (годового плана) организации, расчет системы оперативных показателей. Практическое занятие 6. Обсуждение вопроса «Стратегическое планирование и классификация стратегических планов». Раскрыть понятие «стратегия» и «стратегичекое планирование» и дать характеристику подходов к пониманию стратегии, определить основные цели стратегии и описать четыре группы правил для принятия решений при формировании стратегии предприятия. Перечислить факторы, влияющие на выбор стратегии организации и дать классификацию стратегических планов по различным признакам. Практическое занятие 7. Обсуждение вопроса «Бизнес-планирование в организации» . Дать определение бизнес-плана, раскрыть его роль в стратегическом планировании фирмы, перечислить основополагающие принципы разработки бизнес-плана и его важнейших характеристик. Составление бизнес-плана. Тема (вариант) работы выбирается в соответствии с последней цифрой зачётной книжки (студенческого билета). Далее следует осуществить подбор литературы по теме работы. При этом необходимо обращать внимание на дату издания того или иного учебника, т.к. содержащиеся в них сведения могут быть неактуальными. При подготовке работы студенты должны изучить нормативные документы по рассматриваемому вопросу, при этом целесообразно использовать материалы информационно-справочных систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс» и т.д., что позволит избежать ссылок на устаревшие нормативные документы. 3. Письменная работа должна состоять из:
4. Во введении необходимо: а) обосновать актуальность выбранной темы; б) определить цель работы, а также задачи, решение которых позволяет достичь цели (как правило, это делается в форме перечисления - «изучить...», «установить...», «выявить...», «сформулировать рекомендации...»); в) выделить объект изучения (процесс или явление, выбранное для исследования). 5. Основная часть состоит, как правило, из нескольких глав (теоретических и практических), в которых рассматриваются соответствующие вопросы темы и решения предложенной задачи. 6. В заключении должны быть подведены итоги, даны рекомендации по совершенствованию, обоснованы полученные результаты. Компиляция и плагиат при выполнении работы запрещаются. 7. Объем курсовой работы рекомендован в пределах 35 страниц машинописного текста, исключая библиографический список и приложения. 8. Основные параметры:
С образцами оформления работ можно ознакомиться на кафедре. 5.2.3 По организации самостоятельной работы Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основным видом работы по изучению дисциплины. Она включает
Самостоятельную работу по изучению дисциплины целесообразно начинать с изучения рабочей программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, ознакомления с разделами и темами. Конкретные вопросы, вынесенные из содержания темы для самостоятельного изучения, представлены в Таблице 4. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, представленную в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий по методике работы над учебным материалом. Затем необходимо ознакомиться с правовыми и нормативными документами. При этом целесообразно использовать материалы информационно-справочных систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс» и т.д., что позволит избежать ссылок на устаревшие нормативные документы и принятия неверных решений. Рекомендуется дополнить конспект лекций по результатам работы с источниками. В ходе решения задач следует указывать конкретную формулу расчета, на основании которой производилось какое-либо решение. Подготовка к экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных ранее вопросов, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний. Подготовка к экзамену – сложная и трудоемкая работа. Её следует начинать с выполнения следующих действий:
Изучение вопросов (проблем) целесообразно начать с изучения базовой рекомендованной литературы по дисциплине. Как правило, базовые учебники (учебные пособия) дают представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточным для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания (нормативные документы), которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого вопроса (проблемы), глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт. Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных вопросов (проблем), а значит, уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, экономические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность. На экзамене по дисциплине студент должен четко и ясно формулировать ответ на вопрос билета; уметь обосновать выбор ответа на тестовый вопрос, а также объяснить ход решения предложенной в билете задачи. следующая страница >> |
|