Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» для студентов - страница №1/2
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
БИЗНЕСА И ПРАВА
Мартынов Б.В.
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«Социология
и
политология»
для студентов очной формы обучения
направлений подготовки
030300.62 Психология
080200.62 Менеджмент
Ростов-на-Дону
2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлениям подготовки психология и менеджмент.
Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Гуманитарные дисциплины» (протокол № 1 от 31.08.2011) и утвержден Учебно-методическим советом НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание семинарских и интерактивных практических занятий, темы учебных проектов и эссе, требования к уровню освоения программы, примерные тестовые задания.
Составитель: к.филос.наук, доцент Мартынов Б.В.
Рецензент: д.филос.наук, профессор Подопригора С.Я.
Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалы
содержание
1 Рабочая программа дисциплины 4
1.1 Цель и задачи изучения дисциплины 4
1.2 Требования к уровню освоения дисциплины 4
1.3 Аудиторная работа 5
1.3.1 Лекции 5
1.3.2 Семинарские занятия………………………………………………………………………………….6
1.3.3 Интерактивные занятия……………………………………………………………………………..9
1.4 Самостоятельная работа 10
1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 11
1.5.1 Перечень основной литературы 11
1.5.2 Перечень дополнительной литеры………………………………………………………...11
1.5.3 Информационное обеспечение дисциплины 11
2 Модульная структура дисциплины……………………………………………………………………12
3 лекционные занятия 13
3.1 План и содержание лекционных занятий………………………………………………………….……13
3.2 План и содержание лекционных интерактивных занятий…………………………..…………15
4 Практические занятия 16
4.1 План и содержание семинарских занятий 16
4.2 План и содержание интерактивных практических занятий 18
5 Контроль овладения компетенциями………………………………………………………………20
5.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями………………………………………………………………………………………………………..…20
5.2 Перечень тем учебных проектов………………………………………………………………….………….20
6 методические указания по выполнению практических работ 22
6.1 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов 22
6.2 Перечень рекомендуемой литературы ………………………………………………………….……….23
7 самостоятельнАЯ работА студентов 24
7.1 План и содержание самостоятельной работы………………………………………………………. 24
7.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы…………..24
8 аттестация 25
8.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию…………………………………….…25
8.2 Вопросы и задания к итоговой аттестации………………………………………………………..…..26
Контактная информация преподавателя 27
1. Рабочая программа дисциплины
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Главной целью изучения данной дисциплины является: освоение основных категорий, понятий, законов, направления развития политологии и социологии; основных закономерностей и этапов исторического развития общества, умение применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, формирование навыков целостного подхода к анализу проблем общества; формирования общекультурных компетенций, выраженных в знании и понимании законов развития общества и умении оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
Задачи данной дисциплины состоят в подготовке к выполнению аналитической и научно-исследовательской профессиональной деятельности выпускника
1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГИЯ:
Овладеть компетенциями:
-
Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
-
Способность и готовность самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
Иметь представление: о сущности и причинах возникновения социальных и политических отношений; о видах и функциях социальных и политических институтов, источниках их формирования и развития
Знать: основные категории, понятия, законы, направления развития политологии и социологии; основные закономерности и этапы исторического развития общества
Уметь: анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖМЕНТ:
Овладеть компетенциями:
-
Знать и понимать законы развития общества и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2)
-
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13)
Иметь представление: о сущности и причинах возникновения социальных и политических отношений; о видах и функциях социальных и политических институтов, источниках их формирования и развития
Знать: основные категории, понятия, законы, направления развития политологии и социологии; основные закономерности и этапы исторического развития общества
Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе
Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества
1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА
1.3.1 Лекции
№ п/п
|
Тема лекции
|
Краткое содержание
|
Кол. Часов
|
1
|
Предмет, роль и функции социологии
|
Объект социологического знания. Социология в системе наук. Специфика социологического знания. Предмет социологии. Функции социологии. Методы социологического исследования. Основные этапы становления социологии как науки. Позитивизм и антипозитивизм. Социология О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса. Категории социологии: общество, личность, социальные институты, социальное поведение и управление. Функционализм и конфликтология.
|
2
|
2
|
Общество: сущность, типы, развитие
|
Общество как система общественных отношений. Основные компоненты функционирования общества (экономические, социальные, политические, идеологические). Признаки общества. Функционирование общества. Модели общественных отношений. Сущность и специфика цивилизационного и формационного подходов к анализу общественного развития. Понятие социального процесса. Модернизация. Типология обществ. Открытое и закрытое общество. Закон трёх стадий. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное общество). Их признаки и отличия
|
2
|
3
|
Социальная структура общества
|
Проблема строения общества: социальная неоднородность и неравенство людей. Элементы социальной структуры. Понятие и виды социальных общностей. Социальная дифференциация. Стратификационная структура общества. Кастовая, сословная и классовая система стратификации. Подходы К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина. Современная теория стратификации. Понятие социально-экономического статуса. Его элементы. Социальная мобильность. Проблемы социальной стратификации и социальной мобильности в российском обществе
|
2
|
4
|
Личность и общество
|
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Концепции личности: ролевая, бихевиористская, фрейдистская, марксовская. Экономический человек. Социализация: сущность, основные направления, виды. Модель подчинения и модель интересов. Социальная адаптация: особенности, показатели, типы. Сущность интериоризации. Понятия ресоциализации и десоциализации. Личный статус. Социальная роль.
|
2
|
5
|
Понятие, структура и функции политики
|
Понятие политики. Экономическое определение политики. Правовая концепция политики. Психологическое определение политики бихевиоризма. Телеологический и системный подходы Т. Парсонса. Структура, объекты и субъекты, функции и методы политики. Классификация политики. Формы политики. Роль политики в развитии общества. Политические отношения. Политические теории современности. Социально-политические концепции тоталитаризма, анархизма, либерализма и кейнсианства.
|
2
|
6
|
Политические институты
|
Политическая организация общества. Понятие и природа государства, его признаки. Теории общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка. Конституционное и традиционное государство. Правовое и социальное государство. Институты гражданского общества. Проблемы институционализации и проектирования. Группы интересов и их функции. Понятие лоббирования. Теория групп М. Олсона. Политические партии, их сущность и функции. Институт федерализма. Проблема его развития в России и зарубежом.
|
2
|
7
|
Власть и гражданское общество
|
Понятие политической власти. Природа политической власти: классовая, элитарная, теологическая, поведенческая. Субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры. Объект власти: индивид, социальные группы, масса, класс. Источники политической власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, интерес. Ресурсы власти. Классификация А. Этциони: утилитарные, принудительные, нормативные. Легитимность и легальность власти. Понятие гражданского общества. Предпосылки его возникновения. Этапы развития гражданского общества: конкурентное, когерентное, плюралистическое.
|
2
|
8
|
Политическое развитие и модернизация
|
Природа политических изменений. Понятие, содержание и причины политической модернизации. Критерии развития политических систем. Кризисы политического развития. Теория политической модернизации. Школы и концепции (Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай). Первая волна модернизации (Зап. Европа, США, Канада). Вторая волна модернизации - догоняющая модернизация (Россия, Турция, Бразилия). Проблема выбора путей и вариантов модернизации. Переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Третья волна модернизации. Политическая модернизация в современной России, перспективы, особенности и проблемы.
|
2
|
ИТОГО
|
16
|
1.3.2 Семинарские занятия
№ п/п
|
Тема занятия
|
Краткое содержание
|
Кол. Часов
|
1
|
Социологический позитивизм и антипозитивизм. Социологические методы исследования
|
Сущность, особенности и недостатки позитивизма. (О.Конт, Г. Спенсер)
Причины формирования антипозитивизма и его роль в современной социологии. (Рационализм М. Вебера).
Методология социологических исследований
|
2
|
2
|
Предпосылки формирования и признаки информационного общества
|
Основные предпосылки формирования информационного общества.
Теории информационного общества. Д. Белл. Э. Тоффлер. Ф. Фукуяма.
Институциональные изменения в управлении и экономике информационного общества.
Особенности формирования информационного общества в России.
|
2
|
3
|
Социальная структура и социальная мобильность российского общества
|
Теория стратификации П. Сорокина.
Социальная дифференциация и социальное неравенство.
Проблемы формирования среднего социального слоя.
Роль социальной мобильности в экономике и управлении.
|
2
|
4
|
Социальные институты
|
Понятие социального института. Причины и источники формирования социальных институтов. Их типология и роль в общественной системе. Сущность процесса институционализации. Структурные элементы социальных институтов. Дисфункция и деперсонализация социального института. Причины и специфика трансформации социальных институтов на разных стадиях общественного развития. Функции социальных институтов.
|
2
|
5
|
Девиация и контроль
|
Девиация в инновационном обществе.
Девиация в информационном обществе.
Контроль в информационном обществе.
Аномия западного общества.
Аномия российского общества.
Институциональный контроль.
Формальный и неформальный контроль.
|
2
|
6
|
Сущность глобализации и предпосылки её возникновения
|
Особенности развития современного мира: глобализация
«Soft power» как источник социально-экономической экспансии
Теории глобализации
|
2
|
7
|
Политическая система
|
Понятие, подходы и методы изучения политической системы общества.
Взаимодействие политической и социально-экономической общественных систем.
Теории политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.
Типология политических систем. Анархизм, демократия, тоталитаризм.
Политические системы советского и постсоветского типов.
Специфика современной российской политической системы
|
2
|
8
|
Политические элиты и лидерство
|
Теории элит Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, П. Сорокина.
Подходы и методы изучения элит.
Типология элит.
Особенности формирования элит в современной России.
Сущность и природа лидерства.
Концепции лидерства.
Политическое лидерство в России
|
2
|
9
|
Политическая идеология и культура
|
Определение идеологий. Идеология и политика. Основные функции идеологии: ориентационная, мобилизационная, интегративная, амортизационная, функция выживания и защиты интересов определённой социальной группы. Классические идеологии: либерализм, консерватизм. Коммунистическая идеология. Социалистическая идеология и её направления: реформаторское (социал-демократизм) и революционное (марксизм, троцкизм, сталинизм). Фашизм и анархизм: суть и определения. Роль и сущность политической культуры. Концепции Г. Алмонда, Г. Пауэлла, А. Боднара. Политическое поведение и политическое сознание. Функции политической культуры. Взаимодействия политической, гражданской и правовой культур. Типология политической культуры по Г. Алмонду и С. Вербе: приходская, подданническая, культура участия. Патерналистская культура в политической истории России. Культура наблюдателей. Экономико-центристский, этноцентристский и социетальный типы политической культуры.
|
2
|
10
|
Понятие, сущность и формы демократии
|
Определения демократии. Конституирующие признаки демократии. Демократия классического либерализма, плюралистическая и коллективистская демократии. Формы демократического государства. Политическая и социальная демократии. Предпосылки и пути демократизации. Общие модели демократизации. Рационально-утилитарные и системные обоснования демократии. Суверенная демократия современной России.
|
2
|
11
|
Избирательный процесс
|
Роль и функции выборов в демократическом государстве.
Принципы избирательного права.
Выборы как инструмент политического манипулирования.
Мажоритарная и пропорциональная системы выборов.
Основные стадии, механизмы избирательного процесса.
|
2
|
12
|
Геополитика
|
Сущность и актуальность геополитических концепций.
Немецкая школа: Ф. Ратцель, К. Хаусхофер.
Британская школа: Х. Маккиндер
Американская школа: А. Мэхен, Н. Спайкмен, С. Коэн, С. Хантингтон.
Русская школа: концепция евразийства, «Большая игра». Идея «сверхмодернизации» А. Неклессы.
|
2
|
ИТОГО:
|
24
|
1.3.3 Интерактивные занятия
№ п/п
|
Тема занятия
|
Краткое содержание и вид интерактивного занятия
|
Кол. часов
|
1
|
Девиация и контроль
|
Инновационная личность как феномен девиации
Решение кейса
|
2
|
2
|
Сущность глобализации и предпосылки её возникновения
|
Позитивные и негативные стороны процесса глобализации
Ролевая игра
|
2
|
3
|
Политическая идеология и культура
|
Обоснование выбора типа политической идеологии с выделением положительных и отрицательных сторон
Ролевая игра
|
2
|
4
|
Геополитика
|
Обоснование выбора модели политического влияния государства на разные регионы
Решение кейса
|
2
|
ИТОГО:
|
8
|
1.4 Самостоятельная работа
№ п/п
|
Содержание самостоятельной работы
|
Кол. часов
|
Форма контр.
|
1
|
Культура как социальный феномен
|
8
|
Тест, исследовательский проект
|
2
|
Социальный конфликт
|
8
|
Тест, исследовательский проект
|
3
|
Инновационная личность
|
8
|
Тест, исследовательский проект
|
4
|
Социальный прогресс и социальные изменения
|
8
|
Тест, исследовательский проект
|
5
|
Политика и мораль
|
9
|
Тест, эссе
|
6
|
Права человека
|
9
|
Тест, эссе
|
7
|
Политический конфликт
|
9
|
Тест, эссе
|
8
|
Политические технологии
|
9
|
Тест, эссе
|
ИТОГО:
|
68
|
|
1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.5.1 Основная литература
№ п/п
|
Перечень литературы
|
1
|
Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2009
|
2
|
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2008
|
3
|
Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 447 с.
|
1.5.2 Дополнительная литература
№ п/п
|
Перечень литературы
|
1
|
Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2005. – 588 с.
|
2
|
Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004.
|
1.5.3 Информационно-методическое обеспечение
№ п/п
|
Перечень
|
1
|
www.ecsoc.ru
|
2
|
http://www.gumfak.ru/polit.shtml
|
3
|
www.wciom.ru
|
4
|
www.levada-centr.ru
|
5
|
www.polit.ru
|
2. Модульная структура дисциплины
-
|
Всего
|
Количество часов
|
Самостоятельная работа
|
|
|
аудиторных
|
|
|
|
всего
|
лекции
|
практические
|
лабораторные
|
Из них интерактивные
|
|
|
|
|
|
|
|
лекции
|
практические
|
лабораторные
|
|
Модуль 1
|
108
|
40
|
16
|
24
|
|
|
8
|
|
68
|
Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по дисциплине
|
108
|
40
|
16
|
24
|
|
|
8
|
|
68
|
3. лекционные занятия
3.1 План и содержание лекционных занятий
№ п/п
|
Тема лекции
|
Краткое содержание
|
Кол. часов
|
Модуль 1
|
1
|
Предмет, роль и функции социологии
|
Объект социологического знания. Социология в системе наук. Специфика социологического знания. Предмет социологии. Функции социологии. Методы социологического исследования. Основные этапы становления социологии как науки. Позитивизм и антипозитивизм. Социология О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса. Категории социологии: общество, личность, социальные институты, социальное поведение и управление. Функционализм и конфликтология.
|
2
|
2
|
Общество: сущность, типы, развитие
|
Общество как система общественных отношений. Основные компоненты функционирования общества (экономические, социальные, политические, идеологические). Признаки общества. Функционирование общества. Модели общественных отношений. Сущность и специфика цивилизационного и формационного подходов к анализу общественного развития. Понятие социального процесса. Модернизация. Типология обществ. Открытое и закрытое общество. Закон трёх стадий. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное общество). Их признаки и отличия
|
2
|
3
|
Социальная структура общества
|
Проблема строения общества: социальная неоднородность и неравенство людей. Элементы социальной структуры. Понятие и виды социальных общностей. Социальная дифференциация. Стратификационная структура общества. Кастовая, сословная и классовая система стратификации. Подходы К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина. Современная теория стратификации. Понятие социально-экономического статуса. Его элементы. Социальная мобильность. Проблемы социальной стратификации и социальной мобильности в российском обществе
|
2
|
4
|
Личность и общество
|
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Концепции личности: ролевая, бихевиористская, фрейдистская, марксовская. Экономический человек. Социализация: сущность, основные направления, виды. Модель подчинения и модель интересов. Социальная адаптация: особенности, показатели, типы. Сущность интериоризации. Понятия ресоциализации и десоциализации. Личный статус. Социальная роль.
|
2
|
5
|
Понятие, структура и функции политики
|
Понятие политики. Экономическое определение политики. Правовая концепция политики. Психологическое определение политики бихевиоризма. Телеологический и системный подходы Т. Парсонса. Структура, объекты и субъекты, функции и методы политики. Классификация политики. Формы политики. Роль политики в развитии общества. Политические отношения. Политические теории современности. Социально-политические концепции тоталитаризма, анархизма, либерализма и кейнсианства.
|
2
|
6
|
Политические институты
|
Политическая организация общества. Понятие и природа государства, его признаки. Теории общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка. Конституционное и традиционное государство. Правовое и социальное государство. Институты гражданского общества. Проблемы институционализации и проектирования. Группы интересов и их функции. Понятие лоббирования. Теория групп М. Олсона. Политические партии, их сущность и функции. Институт федерализма. Проблема его развития в России и зарубежом.
|
2
|
7
|
Власть и гражданское общество
|
Понятие политической власти. Природа политической власти: классовая, элитарная, теологическая, поведенческая. Субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры. Объект власти: индивид, социальные группы, масса, класс. Источники политической власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, интерес. Ресурсы власти. Классификация А. Этциони: утилитарные, принудительные, нормативные. Легитимность и легальность власти. Понятие гражданского общества. Предпосылки его возникновения. Этапы развития гражданского общества: конкурентное, когерентное, плюралистическое.
|
2
|
8
|
Политическое развитие и модернизация
|
Природа политических изменений. Понятие, содержание и причины политической модернизации. Критерии развития политических систем. Кризисы политического развития. Теория политической модернизации. Школы и концепции (Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай). Первая волна модернизации (Зап. Европа, США, Канада). Вторая волна модернизации - догоняющая модернизация (Россия, Турция, Бразилия). Проблема выбора путей и вариантов модернизации. Переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Третья волна модернизации. Политическая модернизация в современной России, перспективы, особенности и проблемы.
|
2
|
3.2 План и содержание лекционных интерактивных занятий
Учебным планом не предусмотрены
4. Практические занятия
4.1 Планы и содержание семинарских занятий
№ п/п
|
Тема занятия
|
Краткое содержание
|
Кол. часов
|
Модуль 1
|
1
|
Социологический позитивизм и антипозитивизм. Социологические методы исследования
|
Сущность, особенности и недостатки позитивизма. (О.Конт, Г. Спенсер)
Причины формирования антипозитивизма и его роль в современной социологии. (Рационализм М. Вебера).
Методология социологических исследований
|
2
|
2
|
Предпосылки формирования и признаки информационного общества
|
Основные предпосылки формирования информационного общества.
Теории информационного общества. Д. Белл. Э. Тоффлер. Ф. Фукуяма.
Институциональные изменения в управлении и экономике информационного общества.
Особенности формирования информационного общества в России.
|
2
|
3
|
Социальная структура и социальная мобильность российского общества
|
Теория стратификации П. Сорокина.
Социальная дифференциация и социальное неравенство.
Проблемы формирования среднего социального слоя.
Роль социальной мобильности в экономике и управлении.
|
2
|
4
|
Социальные институты
|
Понятие социального института. Причины и источники формирования социальных институтов. Их типология и роль в общественной системе. Сущность процесса институционализации. Структурные элементы социальных институтов. Дисфункция и деперсонализация социального института. Причины и специфика трансформации социальных институтов на разных стадиях общественного развития. Функции социальных институтов.
|
2
|
5
|
Девиация и контроль
|
Девиация в инновационном обществе.
Девиация в информационном обществе.
Контроль в информационном обществе.
Аномия западного общества.
Аномия российского общества.
Институциональный контроль.
Формальный и неформальный контроль.
|
2
|
6
|
Сущность глобализации и предпосылки её возникновения
|
Особенности развития современного мира: глобализация
«Soft power» как источник социально-экономической экспансии
Теории глобализации
|
2
|
7
|
Политическая система
|
Понятие, подходы и методы изучения политической системы общества.
Взаимодействие политической и социально-экономической общественных систем.
Теории политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.
Типология политических систем. Анархизм, демократия, тоталитаризм.
Политические системы советского и постсоветского типов.
Специфика современной российской политической системы
|
2
|
8
|
Политические элиты и лидерство
|
Теории элит Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, П. Сорокина.
Подходы и методы изучения элит.
Типология элит.
Особенности формирования элит в современной России.
Сущность и природа лидерства.
Концепции лидерства.
Политическое лидерство в России
|
2
|
9
|
Политическая идеология и культура
|
Определение идеологий. Идеология и политика. Основные функции идеологии: ориентационная, мобилизационная, интегративная, амортизационная, функция выживания и защиты интересов определённой социальной группы. Классические идеологии: либерализм, консерватизм. Коммунистическая идеология. Социалистическая идеология и её направления: реформаторское (социал-демократизм) и революционное (марксизм, троцкизм, сталинизм). Фашизм и анархизм: суть и определения. Роль и сущность политической культуры. Концепции Г. Алмонда, Г. Пауэлла, А. Боднара. Политическое поведение и политическое сознание. Функции политической культуры. Взаимодействия политической, гражданской и правовой культур. Типология политической культуры по Г. Алмонду и С. Вербе: приходская, подданническая, культура участия. Патерналистская культура в политической истории России. Культура наблюдателей. Экономико-центристский, этноцентристский и социетальный типы политической культуры.
|
2
|
10
|
Понятие, сущность и формы демократии
|
Определения демократии. Конституирующие признаки демократии. Демократия классического либерализма, плюралистическая и коллективистская демократии. Формы демократического государства. Политическая и социальная демократии. Предпосылки и пути демократизации. Общие модели демократизации. Рационально-утилитарные и системные обоснования демократии. Суверенная демократия современной России.
|
2
|
11
|
Избирательный процесс
|
Роль и функции выборов в демократическом государстве.
Принципы избирательного права.
Выборы как инструмент политического манипулирования.
Мажоритарная и пропорциональная системы выборов.
Основные стадии, механизмы избирательного процесса.
|
2
|
12
|
Геополитика
|
Сущность и актуальность геополитических концепций.
Немецкая школа: Ф. Ратцель, К. Хаусхофер.
Британская школа: Х. Маккиндер
Американская школа: А. Мэхен, Н. Спайкмен, С. Коэн, С. Хантингтон.
Русская школа: концепция евразийства, «Большая игра». Идея «сверхмодернизации» А. Неклессы.
|
2
|
4.2 План и содержание интерактивных практических занятий
№ п/п
|
Тема занятия
|
Краткое содержание
|
Кол. часов
|
Модуль 1
|
1
|
Девиация и контроль
|
Инновационная личность как феномен девиации
Решение кейса
|
2
|
2
|
Сущность глобализации и предпосылки её возникновения
|
Позитивные и негативные стороны процесса глобализации
Ролевая игра
|
2
|
3
|
Политическая идеология и культура
|
Обоснование выбора типа политической идеологии с выделением положительных и отрицательных сторон
Ролевая игра
|
2
|
4
|
Геополитика
|
Обоснование выбора модели политического влияния государства на разные регионы
Решение кейса
|
2
|
5. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
5.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГИЯ:
-
Необходимо подготовить и защитить учебный проект на социологическую тему, раскрывая степень овладения компетенциями: ОК-1, ПК-19
-
Необходимо подготовить и защитить эссе на политологическую тему, раскрывая степень овладения компетенциями: ОК-1, ПК-19.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖМЕНТ:
-
Необходимо подготовить и защитить учебный проект на социологическую тему, раскрывая степень овладения компетенциями: ОК-2, ОК-13
-
Необходимо подготовить и защитить эссе на политологическую тему, раскрывая степень овладения компетенциями: ОК-2, ОК-13.
5.2 Перечень тем учебных проектов
следующая страница >>
|