Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» для студентов очной формы обучения - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология образования... 1 259.53kb.
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 2 784.93kb.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы... 3 661.82kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направление... 5 838.16kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 407.18kb.
Учебно-методический комплекс для студентов дистанционной формы обучения... 3 536.64kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направление... 2 563.82kb.
Российская федерация 1 169.83kb.
Контрольная работа для студентов заочной формы обучения, учебно-методический... 3 417.86kb.
Овчаренко Роман Константинович учебно-методический комплекс по курсу... 1 130.81kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 408.1kb.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность... 3 435.83kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» для студентов - страница №1/2

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА
Мартынов Б.В.

Учебно-методический комплекс


по дисциплине

«Социология

и

политология»

для студентов очной формы обучения

направлений подготовки

030300.62 Психология

080200.62 Менеджмент

Ростов-на-Дону

2011

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлениям подготовки психология и менеджмент.



Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Гуманитарные дисциплины» (протокол № 1 от 31.08.2011) и утвержден Учебно-методическим советом НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание семинарских и интерактивных практических занятий, темы учебных проектов и эссе, требования к уровню освоения программы, примерные тестовые задания.

Составитель: к.филос.наук, доцент Мартынов Б.В.

Рецензент: д.филос.наук, профессор Подопригора С.Я.




Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалы



содержание

1 Рабочая программа дисциплины 4

1.1 Цель и задачи изучения дисциплины 4

1.2 Требования к уровню освоения дисциплины 4

1.3 Аудиторная работа 5

1.3.1 Лекции 5

1.3.2 Семинарские занятия………………………………………………………………………………….6

1.3.3 Интерактивные занятия……………………………………………………………………………..9

1.4 Самостоятельная работа 10

1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 11

1.5.1 Перечень основной литературы 11

1.5.2 Перечень дополнительной литеры………………………………………………………...11

1.5.3 Информационное обеспечение дисциплины 11

2 Модульная структура дисциплины……………………………………………………………………12

3 лекционные занятия 13

3.1 План и содержание лекционных занятий………………………………………………………….……13

3.2 План и содержание лекционных интерактивных занятий…………………………..…………15

4 Практические занятия 16

4.1 План и содержание семинарских занятий 16

4.2 План и содержание интерактивных практических занятий 18

5 Контроль овладения компетенциями………………………………………………………………20

5.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями………………………………………………………………………………………………………..…20

5.2 Перечень тем учебных проектов………………………………………………………………….………….20

6 методические указания по выполнению практических работ 22

6.1 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов 22

6.2 Перечень рекомендуемой литературы ………………………………………………………….……….23

7 самостоятельнАЯ работА студентов 24

7.1 План и содержание самостоятельной работы………………………………………………………. 24

7.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы…………..24

8 аттестация 25

8.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию…………………………………….…25

8.2 Вопросы и задания к итоговой аттестации………………………………………………………..…..26

Контактная информация преподавателя 27

1. Рабочая программа дисциплины


1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Главной целью изучения данной дисциплины является: освоение основных категорий, понятий, законов, направления развития политологии и социологии; основных закономерностей и этапов исторического развития общества, умение применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, формирование навыков целостного подхода к анализу проблем общества; формирования общекультурных компетенций, выраженных в знании и понимании законов развития общества и умении оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы.



Задачи данной дисциплины состоят в подготовке к выполнению аналитической и научно-исследовательской профессиональной деятельности выпускника

1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГИЯ:

Овладеть компетенциями:

  1. Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

  2. Способность и готовность самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

Иметь представление: о сущности и причинах возникновения социальных и политических отношений; о видах и функциях социальных и политических институтов, источниках их формирования и развития

Знать: основные категории, понятия, законы, направления развития политологии и социологии; основные закономерности и этапы исторического развития общества

Уметь: анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖМЕНТ:

Овладеть компетенциями:

  1. Знать и понимать законы развития общества и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2)

  2. Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13)

Иметь представление: о сущности и причинах возникновения социальных и политических отношений; о видах и функциях социальных и политических институтов, источниках их формирования и развития

Знать: основные категории, понятия, законы, направления развития политологии и социологии; основные закономерности и этапы исторического развития общества

Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе

Владеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества

1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1.3.1 Лекции

п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. Часов


1

Предмет, роль и функции социологии

Объект социологического знания. Социология в системе наук. Специфика социологического знания. Предмет социологии. Функции социологии. Методы социологического исследования. Основные этапы становления социологии как науки. Позитивизм и антипозитивизм. Социология О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса. Категории социологии: общество, личность, социальные институты, социальное поведение и управление. Функционализм и конфликтология.

2

2

Общество: сущность, типы, развитие

Общество как система общественных отношений. Основные компоненты функционирования общества (экономические, социальные, политические, идеологические). Признаки общества. Функционирование общества. Модели общественных отношений. Сущность и специфика цивилизационного и формационного подходов к анализу общественного развития. Понятие социального процесса. Модернизация. Типология обществ. Открытое и закрытое общество. Закон трёх стадий. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное общество). Их признаки и отличия

2

3

Социальная структура общества

Проблема строения общества: социальная неоднородность и неравенство людей. Элементы социальной структуры. Понятие и виды социальных общностей. Социальная дифференциация. Стратификационная структура общества. Кастовая, сословная и классовая система стратификации. Подходы К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина. Современная теория стратификации. Понятие социально-экономического статуса. Его элементы. Социальная мобильность. Проблемы социальной стратификации и социальной мобильности в российском обществе

2

4

Личность и общество

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Концепции личности: ролевая, бихевиористская, фрейдистская, марксовская. Экономический человек. Социализация: сущность, основные направления, виды. Модель подчинения и модель интересов. Социальная адаптация: особенности, показатели, типы. Сущность интериоризации. Понятия ресоциализации и десоциализации. Личный статус. Социальная роль.

2

5

Понятие, структура и функции политики

Понятие политики. Экономическое определение политики. Правовая концепция политики. Психологическое определение политики бихевиоризма. Телеологический и системный подходы Т. Парсонса. Структура, объекты и субъекты, функции и методы политики. Классификация политики. Формы политики. Роль политики в развитии общества. Политические отношения. Политические теории современности. Социально-политические концепции тоталитаризма, анархизма, либерализма и кейнсианства.

2

6

Политические институты

Политическая организация общества. Понятие и природа государства, его признаки. Теории общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка. Конституционное и традиционное государство. Правовое и социальное государство. Институты гражданского общества. Проблемы институционализации и проектирования. Группы интересов и их функции. Понятие лоббирования. Теория групп М. Олсона. Политические партии, их сущность и функции. Институт федерализма. Проблема его развития в России и зарубежом.

2

7

Власть и гражданское общество

Понятие политической власти. Природа политической власти: классовая, элитарная, теологическая, поведенческая. Субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры. Объект власти: индивид, социальные группы, масса, класс. Источники политической власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, интерес. Ресурсы власти. Классификация А. Этциони: утилитарные, принудительные, нормативные. Легитимность и легальность власти. Понятие гражданского общества. Предпосылки его возникновения. Этапы развития гражданского общества: конкурентное, когерентное, плюралистическое.

2

8

Политическое развитие и модернизация

Природа политических изменений. Понятие, содержание и причины политической модернизации. Критерии развития политических систем. Кризисы политического развития. Теория политической модернизации. Школы и концепции (Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай). Первая волна модернизации (Зап. Европа, США, Канада). Вторая волна модернизации - догоняющая модернизация (Россия, Турция, Бразилия). Проблема выбора путей и вариантов модернизации. Переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Третья волна модернизации. Политическая модернизация в современной России, перспективы, особенности и проблемы.

2

ИТОГО

16

1.3.2 Семинарские занятия

п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. Часов


1

Социологический позитивизм и антипозитивизм. Социологические методы исследования

Сущность, особенности и недостатки позитивизма. (О.Конт, Г. Спенсер)

Причины формирования антипозитивизма и его роль в современной социологии. (Рационализм М. Вебера).

Методология социологических исследований


2

2

Предпосылки формирования и признаки информационного общества

Основные предпосылки формирования информационного общества.

Теории информационного общества. Д. Белл. Э. Тоффлер. Ф. Фукуяма.

Институциональные изменения в управлении и экономике информационного общества.

Особенности формирования информационного общества в России.



2

3

Социальная структура и социальная мобильность российского общества

Теория стратификации П. Сорокина.

Социальная дифференциация и социальное неравенство.

Проблемы формирования среднего социального слоя.

Роль социальной мобильности в экономике и управлении.



2

4

Социальные институты

Понятие социального института. Причины и источники формирования социальных институтов. Их типология и роль в общественной системе. Сущность процесса институционализации. Структурные элементы социальных институтов. Дисфункция и деперсонализация социального института. Причины и специфика трансформации социальных институтов на разных стадиях общественного развития. Функции социальных институтов.

2

5

Девиация и контроль

Девиация в инновационном обществе.

Девиация в информационном обществе.

Контроль в информационном обществе.

Аномия западного общества.

Аномия российского общества.

Институциональный контроль.

Формальный и неформальный контроль.


2

6

Сущность глобализации и предпосылки её возникновения

Особенности развития современного мира: глобализация

«Soft power» как источник социально-экономической экспансии

Теории глобализации


2

7

Политическая система

Понятие, подходы и методы изучения политической системы общества.

Взаимодействие политической и социально-экономической общественных систем.

Теории политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.

Типология политических систем. Анархизм, демократия, тоталитаризм.

Политические системы советского и постсоветского типов.

Специфика современной российской политической системы



2

8

Политические элиты и лидерство

Теории элит Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, П. Сорокина.

Подходы и методы изучения элит.

Типология элит.

Особенности формирования элит в современной России.

Сущность и природа лидерства.

Концепции лидерства.

Политическое лидерство в России


2

9

Политическая идеология и культура

Определение идеологий. Идеология и политика. Основные функции идеологии: ориентационная, мобилизационная, интегративная, амортизационная, функция выживания и защиты интересов определённой социальной группы. Классические идеологии: либерализм, консерватизм. Коммунистическая идеология. Социалистическая идеология и её направления: реформаторское (социал-демократизм) и революционное (марксизм, троцкизм, сталинизм). Фашизм и анархизм: суть и определения. Роль и сущность политической культуры. Концепции Г. Алмонда, Г. Пауэлла, А. Боднара. Политическое поведение и политическое сознание. Функции политической культуры. Взаимодействия политической, гражданской и правовой культур. Типология политической культуры по Г. Алмонду и С. Вербе: приходская, подданническая, культура участия. Патерналистская культура в политической истории России. Культура наблюдателей. Экономико-центристский, этноцентристский и социетальный типы политической культуры.

2

10

Понятие, сущность и формы демократии

Определения демократии. Конституирующие признаки демократии. Демократия классического либерализма, плюралистическая и коллективистская демократии. Формы демократического государства. Политическая и социальная демократии. Предпосылки и пути демократизации. Общие модели демократизации. Рационально-утилитарные и системные обоснования демократии. Суверенная демократия современной России.

2

11

Избирательный процесс

Роль и функции выборов в демократическом государстве.

Принципы избирательного права.

Выборы как инструмент политического манипулирования.

Мажоритарная и пропорциональная системы выборов.

Основные стадии, механизмы избирательного процесса.


2

12

Геополитика

Сущность и актуальность геополитических концепций.

Немецкая школа: Ф. Ратцель, К. Хаусхофер.

Британская школа: Х. Маккиндер

Американская школа: А. Мэхен, Н. Спайкмен, С. Коэн, С. Хантингтон.



Русская школа: концепция евразийства, «Большая игра». Идея «сверхмодернизации» А. Неклессы.

2

ИТОГО:

24


1.3.3 Интерактивные занятия

п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

Кол. часов


1

Девиация и контроль

Инновационная личность как феномен девиации

Решение кейса

2

2

Сущность глобализации и предпосылки её возникновения

Позитивные и негативные стороны процесса глобализации

Ролевая игра

2

3

Политическая идеология и культура

Обоснование выбора типа политической идеологии с выделением положительных и отрицательных сторон

Ролевая игра

2

4

Геополитика

Обоснование выбора модели политического влияния государства на разные регионы

Решение кейса

2

ИТОГО:

8


1.4 Самостоятельная работа


п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов

Форма контр.

1

Культура как социальный феномен

8

Тест, исследовательский проект

2

Социальный конфликт

8

Тест, исследовательский проект

3

Инновационная личность

8

Тест, исследовательский проект

4

Социальный прогресс и социальные изменения

8

Тест, исследовательский проект

5

Политика и мораль

9

Тест, эссе

6

Права человека

9

Тест, эссе

7

Политический конфликт

9

Тест, эссе

8

Политические технологии

9

Тест, эссе

ИТОГО:

68




1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.5.1 Основная литература

п/п

Перечень литературы

1

Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2009

2

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2008

3

Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 447 с.

1.5.2 Дополнительная литература

п/п

Перечень литературы

1

Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2005. – 588 с.

2

Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004.


1.5.3 Информационно-методическое обеспечение


п/п

Перечень

1

www.ecsoc.ru

2

http://www.gumfak.ru/polit.shtml

3

www.wciom.ru

4

www.levada-centr.ru

5

www.polit.ru


2. Модульная структура дисциплины





Всего

Количество часов

Самостоятельная работа







аудиторных










всего

лекции

практические

лабораторные

Из них интерактивные






















лекции

практические

лабораторные




Модуль 1

108

40

16

24







8




68

Модуль 2




























Модуль 3




























Модуль 4




























Итого по дисциплине

108

40

16

24







8




68


3. лекционные занятия
3.1 План и содержание лекционных занятий


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов


Модуль 1

1

Предмет, роль и функции социологии

Объект социологического знания. Социология в системе наук. Специфика социологического знания. Предмет социологии. Функции социологии. Методы социологического исследования. Основные этапы становления социологии как науки. Позитивизм и антипозитивизм. Социология О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса. Категории социологии: общество, личность, социальные институты, социальное поведение и управление. Функционализм и конфликтология.

2

2

Общество: сущность, типы, развитие

Общество как система общественных отношений. Основные компоненты функционирования общества (экономические, социальные, политические, идеологические). Признаки общества. Функционирование общества. Модели общественных отношений. Сущность и специфика цивилизационного и формационного подходов к анализу общественного развития. Понятие социального процесса. Модернизация. Типология обществ. Открытое и закрытое общество. Закон трёх стадий. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное (информационное общество). Их признаки и отличия

2

3

Социальная структура общества

Проблема строения общества: социальная неоднородность и неравенство людей. Элементы социальной структуры. Понятие и виды социальных общностей. Социальная дифференциация. Стратификационная структура общества. Кастовая, сословная и классовая система стратификации. Подходы К. Маркса, М. Вебера, П. Сорокина. Современная теория стратификации. Понятие социально-экономического статуса. Его элементы. Социальная мобильность. Проблемы социальной стратификации и социальной мобильности в российском обществе

2

4

Личность и общество

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Концепции личности: ролевая, бихевиористская, фрейдистская, марксовская. Экономический человек. Социализация: сущность, основные направления, виды. Модель подчинения и модель интересов. Социальная адаптация: особенности, показатели, типы. Сущность интериоризации. Понятия ресоциализации и десоциализации. Личный статус. Социальная роль.

2

5

Понятие, структура и функции политики

Понятие политики. Экономическое определение политики. Правовая концепция политики. Психологическое определение политики бихевиоризма. Телеологический и системный подходы Т. Парсонса. Структура, объекты и субъекты, функции и методы политики. Классификация политики. Формы политики. Роль политики в развитии общества. Политические отношения. Политические теории современности. Социально-политические концепции тоталитаризма, анархизма, либерализма и кейнсианства.

2

6

Политические институты

Политическая организация общества. Понятие и природа государства, его признаки. Теории общественного договора Т. Гоббса и Дж. Локка. Конституционное и традиционное государство. Правовое и социальное государство. Институты гражданского общества. Проблемы институционализации и проектирования. Группы интересов и их функции. Понятие лоббирования. Теория групп М. Олсона. Политические партии, их сущность и функции. Институт федерализма. Проблема его развития в России и зарубежом.

2

7

Власть и гражданское общество

Понятие политической власти. Природа политической власти: классовая, элитарная, теологическая, поведенческая. Субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры. Объект власти: индивид, социальные группы, масса, класс. Источники политической власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, интерес. Ресурсы власти. Классификация А. Этциони: утилитарные, принудительные, нормативные. Легитимность и легальность власти. Понятие гражданского общества. Предпосылки его возникновения. Этапы развития гражданского общества: конкурентное, когерентное, плюралистическое.

2

8

Политическое развитие и модернизация

Природа политических изменений. Понятие, содержание и причины политической модернизации. Критерии развития политических систем. Кризисы политического развития. Теория политической модернизации. Школы и концепции (Г. Алмонд, Д. Пауэлл, Л. Пай). Первая волна модернизации (Зап. Европа, США, Канада). Вторая волна модернизации - догоняющая модернизация (Россия, Турция, Бразилия). Проблема выбора путей и вариантов модернизации. Переход от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Третья волна модернизации. Политическая модернизация в современной России, перспективы, особенности и проблемы.

2


3.2 План и содержание лекционных интерактивных занятий
Учебным планом не предусмотрены

4. Практические занятия

4.1 Планы и содержание семинарских занятий



п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов


Модуль 1

1

Социологический позитивизм и антипозитивизм. Социологические методы исследования

Сущность, особенности и недостатки позитивизма. (О.Конт, Г. Спенсер)

Причины формирования антипозитивизма и его роль в современной социологии. (Рационализм М. Вебера).

Методология социологических исследований


2

2

Предпосылки формирования и признаки информационного общества

Основные предпосылки формирования информационного общества.

Теории информационного общества. Д. Белл. Э. Тоффлер. Ф. Фукуяма.

Институциональные изменения в управлении и экономике информационного общества.

Особенности формирования информационного общества в России.



2

3

Социальная структура и социальная мобильность российского общества

Теория стратификации П. Сорокина.

Социальная дифференциация и социальное неравенство.

Проблемы формирования среднего социального слоя.

Роль социальной мобильности в экономике и управлении.



2

4

Социальные институты

Понятие социального института. Причины и источники формирования социальных институтов. Их типология и роль в общественной системе. Сущность процесса институционализации. Структурные элементы социальных институтов. Дисфункция и деперсонализация социального института. Причины и специфика трансформации социальных институтов на разных стадиях общественного развития. Функции социальных институтов.

2

5

Девиация и контроль

Девиация в инновационном обществе.

Девиация в информационном обществе.

Контроль в информационном обществе.

Аномия западного общества.

Аномия российского общества.

Институциональный контроль.

Формальный и неформальный контроль.


2

6

Сущность глобализации и предпосылки её возникновения

Особенности развития современного мира: глобализация

«Soft power» как источник социально-экономической экспансии

Теории глобализации


2

7

Политическая система

Понятие, подходы и методы изучения политической системы общества.

Взаимодействие политической и социально-экономической общественных систем.

Теории политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.

Типология политических систем. Анархизм, демократия, тоталитаризм.

Политические системы советского и постсоветского типов.

Специфика современной российской политической системы



2

8

Политические элиты и лидерство

Теории элит Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, П. Сорокина.

Подходы и методы изучения элит.

Типология элит.

Особенности формирования элит в современной России.

Сущность и природа лидерства.

Концепции лидерства.

Политическое лидерство в России


2

9

Политическая идеология и культура

Определение идеологий. Идеология и политика. Основные функции идеологии: ориентационная, мобилизационная, интегративная, амортизационная, функция выживания и защиты интересов определённой социальной группы. Классические идеологии: либерализм, консерватизм. Коммунистическая идеология. Социалистическая идеология и её направления: реформаторское (социал-демократизм) и революционное (марксизм, троцкизм, сталинизм). Фашизм и анархизм: суть и определения. Роль и сущность политической культуры. Концепции Г. Алмонда, Г. Пауэлла, А. Боднара. Политическое поведение и политическое сознание. Функции политической культуры. Взаимодействия политической, гражданской и правовой культур. Типология политической культуры по Г. Алмонду и С. Вербе: приходская, подданническая, культура участия. Патерналистская культура в политической истории России. Культура наблюдателей. Экономико-центристский, этноцентристский и социетальный типы политической культуры.

2

10

Понятие, сущность и формы демократии

Определения демократии. Конституирующие признаки демократии. Демократия классического либерализма, плюралистическая и коллективистская демократии. Формы демократического государства. Политическая и социальная демократии. Предпосылки и пути демократизации. Общие модели демократизации. Рационально-утилитарные и системные обоснования демократии. Суверенная демократия современной России.

2

11

Избирательный процесс

Роль и функции выборов в демократическом государстве.

Принципы избирательного права.

Выборы как инструмент политического манипулирования.

Мажоритарная и пропорциональная системы выборов.

Основные стадии, механизмы избирательного процесса.


2

12

Геополитика

Сущность и актуальность геополитических концепций.

Немецкая школа: Ф. Ратцель, К. Хаусхофер.

Британская школа: Х. Маккиндер

Американская школа: А. Мэхен, Н. Спайкмен, С. Коэн, С. Хантингтон.



Русская школа: концепция евразийства, «Большая игра». Идея «сверхмодернизации» А. Неклессы.

2



4.2 План и содержание интерактивных практических занятий


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов


Модуль 1

1

Девиация и контроль

Инновационная личность как феномен девиации

Решение кейса

2

2

Сущность глобализации и предпосылки её возникновения

Позитивные и негативные стороны процесса глобализации

Ролевая игра

2

3

Политическая идеология и культура

Обоснование выбора типа политической идеологии с выделением положительных и отрицательных сторон

Ролевая игра

2

4

Геополитика

Обоснование выбора модели политического влияния государства на разные регионы

Решение кейса

2

5. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
5.1 Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГИЯ:

  1. Необходимо подготовить и защитить учебный проект на социологическую тему, раскрывая степень овладения компетенциями: ОК-1, ПК-19

  2. Необходимо подготовить и защитить эссе на политологическую тему, раскрывая степень овладения компетенциями: ОК-1, ПК-19.

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖМЕНТ:

  1. Необходимо подготовить и защитить учебный проект на социологическую тему, раскрывая степень овладения компетенциями: ОК-2, ОК-13

  2. Необходимо подготовить и защитить эссе на политологическую тему, раскрывая степень овладения компетенциями: ОК-2, ОК-13.


5.2 Перечень тем учебных проектов
следующая страница >>