Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) «Физическая культура» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины основы кинезиологии (наименование... 1 282.46kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология (наименование... 2 520.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология... 1 367.81kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Социально-гуманитарные... 1 298.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 2 500.82kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура... 1 235.76kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономическая социология... 2 487.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... 1 408.1kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине теория систем и системный... 1 215.11kb.
История спортивного комплекса. Вспоминает Михаил Борисович Назаров. 1 139.61kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) «Физическая - страница №1/1



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»

Н. С. Гущин
БАСКЕТБОЛ

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Специальность 033100 (050720) «Физическая культура»

Чебоксары 2007

УДК – в ЦНТИ

ББК 75.566 я 73

Г 981

Гущин, Н. С. Баскетбол : учебно-методический комплекс по дисциплине : специальность 033100 (050720) «Физическая культура» / сост. Н. С. Гущин. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 24 с.


Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Г. Л. Драндров, доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»;

О. А. Маркиянов, доктор пед. наук, профессор заведующий кафедрой физического воспитания ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова».

© Гущин Н. С., 2007

© ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И. Я. Яковлева», 2007


СОДЕРЖАНИЕ


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………….

4

2. ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО ПО ДИСЦИПЛИНЕ………………….

4

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ…….

6

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………….

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий…………………………...

4.2. Содержание разделов дисциплины………………………………

6

6

8

5. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………….

5.1. Рекомендуемая литература………………………………………..

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины…………………..


12

12

13

6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………


13

7.СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ……………………………………………………………………

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий к самостоятельной работе………………………………………………..

7.2. Примерный перечень практических умений и навыков к зачету………………………………………………………………………..

7.3. Требования к уровню подготовки по дисциплине……………..

7.4. Примерная тематика курсовых работ…………………………...


14
15
19

20

21

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………...


22



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса:

- дать студентам факультета физической культуры знания;

- научить студентов организации и проведению работы на современном уровне на различных этапах подготовки в баскетболе.

Задачи:


1. Получить знания по истории, теории и методике преподавания баскетбола.

2. Овладеть навыками и умениями основных приемов в технике и тактике баскетбола.

3. Овладеть методикой обучения.

4. Овладеть судейскими и организационными навыками, необходимыми для ведения самостоятельной учебно-тренировочной работы по баскетболу.




  1. ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

В результате изучения дисциплины студенты должны:

усвоить знания о:



  • о баскетболе, стритболе и мини-баскетболе как видах спорта и средствах физического воспитания;

  • технике перемещений, технике владения мячом и технике противодействия;

  • индивидуальных, групповых и командных тактических действиях в нападении и в защите;

  • правилах соревнований по баскетболу, стритболу и мини-баскетболу;

  • средствах и методах обучения технике и тактике игры и ее совершенствования;

  • методике судейства соревнований по баскетболу, стритболу и мини-баскетболу;

  • методах измерения и оценки соревновательной и тренировочной деятельности баскетболистов;

  • планировании учебной работы по баскетболу на уроках физической культуры и работы спортивной секции в школе;

  • организации занятий баскетболом на уроках физической культуры и во внеучебное время.

уметь:

1) Выполнять на уровне двигательного умения:

- основные приемы техники перемещений в нападении и защите;

- ловлю мяча двумя руками и одной рукой;

- различные способы передач мяча одной и двумя руками;

- ведение мяча с изменением скорости и направления движения;

- броски одной и двумя руками с места, в движении, в прыжке;

- отбор, перехват, выбывание и вырывание мяча;

- комплекс технических приемов, техники перемещений и техники владения мячом в различных сочетаниях.

2) вести двустороннюю игру в баскетбол с соблюдением правил соревнований;

3) осуществлять качественный биомеханический и психолого-педагогический анализ технических приемов баскетбола;

4) планировать содержание и процесс обучения техническим приемам баскетбола;

5) создавать с помощью слова и показа у учащихся знания и представления о технике выполнения приемов баскетбола;

6) обнаруживать и исправлять двигательные ошибки при выполнении технических приемов баскетбола;

7) контролировать и оценивать качество усвоения технических приемов баскетбола;

8) критически анализировать и корректировать свою деятельность по обучению техническим приемам в баскетболе;

9) проводить урок физической культуры по баскетболу;

10) выполнять обязанности судей в поле и за судейским столом на соревнованиях по баскетболу;

11) составлять документацию для проведения соревнований по баскетболу;

12) владеть методами исследования соревновательной деятельности в баскетболе.


выполнять следующие контрольные нормативы по технике игры:

1) Выполнить последовательно по две остановки шагом и прыжком в сочетании с поворотами на месте, возвращаясь назад приставным шагом спиной вперед. Уверенное и правильное выполнение упражнения.

2) Передача и ловля мяча друг другу в парах в сочетании с броском сходу после двух шагов. Упражнение выполняется с атакой в начале на одно кольцо, затем на другое. Уверенное выполнение упражнения без потери мяча на средней скорости. Оба партнера должны завершить атаку точными бросками.

3) Выполнить бросок одной с места после ведения с остановкой сточек 1,2,3,4,5 – затем с точек 5,4,3,2,1. Мяч подавать не разрешается. Бросающий должен сам подобрать мяч и с ведением выйти на следующую точку. Из 10 бросков не менее 5 попаданий с дистанции 4 метра.

4) Ведение правой рукой от лицевой линии по контурам 3-х секундной зоны и внешнему кругу в левую сторону с последующим броском в движении, тоже в обратную сторону ведя мяч левой рукой. Упражнение повторить трижды. Не менее трех попаданий при правильном техническом выполнении.

5) Выполнить взаимодействие 2-х игроков «передал мяч – выходи». Уверенное выполнение упражнения. Умение действовать в нападении и защите.



6) Выполнить взаимодействие двух игроков «двойка». Уверенное выполнение упражнения.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

90

VIII


Аудиторные занятия

72

Лекции

6

Семинарские занятия

8

Практические занятия

30

Лабораторные работы

2

Методические занятия

10

Учебная практика

16

Самостоятельная работа

18

Вид итогового контроля экзамен/зачет

зачет


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

Наименование тем

Всего часов

Количество часов по видам аудиторных занятий

Самостоятельная

работа (в часах)

Лекции

Семинарские

занятия

Лабораторные

занятия

Практические

занятия

Методические

занятия

Учебная практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Характеристика баскетбола, как вида спорта и средства физического воспитания

4

2
















2

2. Классификация и анализ техники баскетбола

5

2

1













2

3. Классификация и анализ тактики баскетбола

5

2

1













2

4. Обучение технике баскетбола

1




1
















5. Обучение тактике баскетбола

1




1
















6. Правила соревнований по баскетболу, стритболу, мини-баскетболу

4




2













2

7. Организационные основы баскетбола

4




2













2

8. Измерение и оценка тренировочной и соревновательной деятельности в баскетболе

3







2










1

9.Техника перемещений и методика обучений

7










4




2

1

10. Техника ловли мяча и методика обучения

7










2

2

2

1

11. Техника передачи мяча и методика обучения

9










4

2

2

1

12. Техника ведения мяча и методика обучения

9










4

2

2

1

13. Техника броска мяча и методика обучения

11










6

2

2

1

14. Техника отбора мяча (выбивание, перехват, вырывание) и методика обучения

8










3

2

2

1

15. Обучение сочетанию приемов: техники перемещений и техники владения мячом.

6










3




2

1

16. Тактика взаимодействия двух нападающих : «двойка»

3










2




1




17. Тактика взаимодействия трех нападающих - комбинации «треугольник», «тройка» и «скрестный выход»

3










2




1




Всего часов

90

6

8

2

30

10

16

18



4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекция 1.Характеристика баскетбола как вида спорта и средства физического воспитания. История, современное состояние и перспективы развития баскетбола. Содержание игры и характеристика ее как средства физического воспитания и вида спорта. Краткие сведения о развитии баскетбола в России и за рубежом.

Лекция 2. Классификация и анализ техники баскетбола. Техника перемещений (бег, остановка, повороты, прыжки). Техника владения мячом (ловля, передачи, броски, ведение). Техника овладения мячом (выбивание, вырывание, перехват, отбивание, накрывание). Средства обучения техническим приемам игры. Последовательность обучения. Методы обучения.

Семинарское занятие 1. Классификация и анализ техники баскетбола. Обучение технике баскетбола. Анализ различных способов техник перемещений, техник владения мячом.

Средства обучения технике игры и ее совершенствование. подводящие упражнения, их роль в освоении техник игры. Последовательность изучения техники игры. Средства и методические особенности обучения технике игры с учетом дидактических принципов и этапов обучения.



Семинарское занятие 2. Организационные основы баскетбола. Планирование учебной работы по баскетболу на уроках физической культуры и работы спортивной секций в школе. Организация занятий баскетболом на уроках физической культуры: постановка задач, выбор упражнений для проведения подготовительной, основной и заключительной частей урока, выбор методов обучения и способов организации деятельности учащихся при выполнении упражнений.

Практическое занятие 1.

1. Основная стойка баскетболиста.

2. Передвижение по площадке без мяча (разновидности ходьбы и бега).

3. Остановки «шагом» и «прыжком».

4. Повороты вперед и назад.

Практическое занятие 2.

1. Передвижение по площадке в баскетбольной стойке приставными шагами.

2. Прыжки толчком одной и двумя.

3. Ловля-передача мяча двумя руками

4. Остановки в сочетании с ловлей мяча двумя руками

5. Бросок двумя от груди с места.

6. Ведение по прямой.

Практическое занятие 3.

1. Повторение защитной стойки и приставного шага.

2. Передача одной от плеча

3. Ведение мяча по дугам.

4. Бросок одной от плеча с места.

5. Остановки после ведения (в сочетании с поворотом вперед и назад)



Методическое занятие 1. Методика обучения технике перемещений в нападении и защите.

Методическое занятие 2. Методика обучения технике ловли - передачи мяча двумя руками и одной рукой.

Учебная практика 1. Обучение технике приставного шага и основной стойки защитника.

Учебная практика 2. Обучение технике остановок и поворотов.

Практическое занятие 4.

1. Противодействие перемещению игрока без мяча.

2. Передачи в движении.

3. Ведение с изменением направления.

4. Бросок одной от плеча с места и в движении.

5. «Обыгрывание» защитника влево и вправо (с места)



Практическое занятие 5.

1. Уход от опеки защитника (изменением направления, рывком).

2. Ловля высоко летящего мяча двумя руками и одной.

3. передача двумя и одной с верху.

4. Совершенствование ведения (обводка слева и справа).

5. Броски в движении.



Методическое занятие 3. Методика обучения технике ведения мяча

Учебная практика 3. Обучение технике ловли – передачи мяча двумя руками.

Учебная практика 4. Обучение технике ведения мяча по прямой, с изменением направления и скорости перемещения.

Практическое занятие 6.

1. Выполнение различных приемов техники перемещений.

2. Совершенствование ведения мяча.

3. Выбывание (сверху, снизу) и вырывание мяча у противника.

4. «Встречные» передачи мяча.

5. Броски с места и после ведения.



Практическое занятие 7.

1.Опека игрока владеющего мячом.

2. Ловля низко летящего и катящегося мяча.

3. Передача двумя и одной снизу.

4. противодействие ведению (выбивание и отбор мяча).

5. Бросок одной и двумя снизу в движении.



Методическое занятие 4. Методика обучения технике отбора мяча выбиванием, вырыванием, накрыванием, перехватом.

Учебная практика 5. Обучение технике отбора мяча выбиванием, вырыванием, накрыванием, перехватом.

Практическое занятие 8.

1. Совершенствование техники перемещений.

2. Передача одной сбоку.

3. Совершенствование ведения, остановок и бросков.

4. Обманные движения (финты) при выполнении бросков и передач.

Практическое занятие 9.

1. Рывок – остановка - поворот – передвижение в защитной стойке спиной вперед.

2. Ловля-передача мяча в прыжке не приземляясь.

3. Совершенствование передач мяча(передачи мяча в движении с пассивным противодействием).

4. Совершенствование бросков после ведения.

Методическое занятие 5. Методика обучения технике броска (с места, в движении и после ведения).

Учебная практика 6. Обучение технике броска (с места, в движении и после ведения)

Лекция 3. Классификация и анализ тактики баскетбола. Обучение тактике баскетбола.

Групповые тактические действия в нападении (передачи мяча «в разрез», тактические комбинации 2-х и 3-х игроков). Групповые тактические действия в защите, подстраховка, проскальзывание, переключение, групповой отбор.

Средства обучения тактике игры и ее совершенствование. Подводящие упражнения, их роль в освоении тактики. Последовательность изучения тактики игры. Методы обучения тактике игры.

Семинарское занятие 3.Классификация и анализ тактики баскетбола. Обучение тактике баскетбола.

Групповые тактические действия в нападении (передачи мяча «вразрез», тактические комбинации «передал – выйди» «двойка», «треугольник», «тройка», «скрестный выход». Групповые тактические действия в защите («подстраховка», «переключение», «проскальзывание»).

Средства обучения тактике игры и ее совершенствование. подводящие упражнения, их роль в освоении тактики. Последовательность изучения тактики игры. Методы обучения тактике игры.

Семинарское занятие 4. Правила соревнований по баскетболу , мини-баскетболу, стрит-болу.

Площадки для игры. Мяч для игры. Время игры. Число игроков. ведение счета. Мяч в игре и вне игры. Начальный и штрафной броски. Дисциплинарные наказания: персональные и технические фолы. Судьи в поле и за судейским столом. Взаимодействие судей.



Практическое занятие 10.

1. Выход на свободное место. Противодействие выходу на свободное место.

2. Совершенствование техники передач. «Поступательные» передачи.

3. Совершенствование бросков с места и в движении.

4. Накрывание мяча при броске.

5. Овладение мячом, отскочившим от кольца или щита.


Практическое занятие 11.

1. Индивидуальные действия игрока в нападении и защите.

2. Овладение мячом, отскочившим от кольца или щита.

3. Встречные и поступательные передачи.

4. Броски с различных дистанций.

5. Повороты в движении с мячом.



Практическое занятие 12.

1. Добивание мяча одной и двумя.

2. Взаимодействие двух игроков: двое против одного.

3. Взаимодействие двух игроков против двух защитников (передал-выходи). Подстраховка.

4. Совершенствование бросков.

5. Передачи в тройках со сменой мест в движении.



Практическое занятие 13.

1. Совершенствование ведения и передач.

2. Взаимодействие трех игроков против двух защитников по треугольнику.

3. Совершенствование бросков.

4. Заслон, переключение, проскальзывание.

5. Командные действия в нападении (система игры и расстановка игроков при позиционном нападении).



Практическое занятие 14.

1. Совершенствование техники владения мячом.

2. Повторение взаимодействия 2-х и 3-х игроков.

3. Личная система защиты.



Практическое занятия 15.

1. Совершенствование техники противодействия.

2. Повторение взаимодействия 2-х и 3-х игроков.

3. Зонная система защиты.



Учебная практика 7. Обучение индивидуальным и групповым действиям

Учебная практика 8. Тактика взаимодействия двух нападающих против двух защитников – комбинация передал – выйди, «двойка», «переключение», «проскальзывание». Тактика взаимодействия 3-х нападающих против трех защитников – комбинации «треугольник», «тройка», «скрестный выход».

Лабораторное занятие 1. Измерение и оценка тренировочной и соревновательной деятельности в баскетболе.
Самостоятельная работа

Теоретические знания.

Характеристика баскетбола как вида спорта и средства физического воспитания. Крупнейшие соревнований и сильнейшие команды. Терминология.

Классификация и анализ тактики баскетбола. Командные тактические действия в нападении и в защите. Современные тактические системы ведения игры в нападении и защите. Зависимость постановки тактических задач от уровня владения техникой. Характеристика мини-баскетбола и стритбола как вида спорта и средства физического воспитания.

Правила соревнований по стрит-болу и мини-баскетболу. Особенности правил соревнований.

Организационно-методические знания.

Обучение технике и тактике баскетбола. Особенности методики обучения технике и тактике в различных возрастных группах.

Организационные основы баскетбола. Организация занятий баскетболом, формы внеклассной работы и внешкольной работы.

Составление документации для проведения соревнований. Проведение массовых соревнований по баскетболу. Оборудование и инвентарь для обучения технике и тактике игры и проведения соревнований по баскетболу. Планировка и разметка баскетбольных площадок и площадок для игры в мини-баскетбол и стритбол.



Двигательные умения и навыки.

Техника и тактика игры. Техника перемещение, техника ведения и овладения мячом. Тактика индивидуальных действий.

Организационно-методические умения и навыки.

Составление документации для проведения соревнований по баскетболу.

Качественный биомеханический и психолого-педагогический анализ технических приемов баскетбола.

Планирование содержания и процесса обучения техническим приемам баскетбола.

Измерение и оценка тренировочной и соревновательной деятельности в баскетболе.


  1. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Баскетбол : учебник для студентов ИФК / под ред. Н. В. Семашко. – М. : ФКиС, 1976.

2. Баскетбол : учебник ИФК / под общ. ред. Ю. М. Портнова. – М. : ФиС, 1988.

3. Нестеровский, Д. И. Баскетбол : теория и методика обучения / Д. И. Нестеровский. – М. : Академия, 2006.

4. Официальные правила баскетбола ФИБА, РФБ. – М. : Спортакадемпресс, 2004

5. Спортивные игры / под ред. В. Д. Ковалева. – М. : Просвещение, 1998.

6. Спортивные игры / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – М. : Академия, 2001.

7. Спортивные игры : учебник для студентов ФВ педвузов / под ред. Н. П. Воробьева. – М. : Просвещение, 1973.

8. Спортивные игры и методика преподавания / под ред. Ю. И. Портных. – М. : ФиС, 1986.

Дополнительная:

1. Гзовский, Б. М. Студенческий баскетбол / Б. М. Гзовский, В. А. Кудряшов. – Минск : Высшая школа, 1973.

2. Гомельский, А. Я. Библия баскетбола : 1000 баскетбольных упражнений / А. Я. Гомельский. – М. : ФиС, 1994.

3. Гомельский, А. Я. Управление командой в баскетболе / А. Я. Гомельский. – М. : ФиС, 1988.

4. Грасис, А. Специальные упражнения баскетболистов / А. Грасис. – М. : ФиС, 1967.

5. Дулин, А. Л. Баскетбол в школе / А. Л. Дулин. – Ижевск : и-во, УДГУ, 1996.

6. Колос, В. М. Баскетбол : теория и практика / В. М. Колос. – Минск, 1989.

7. Костикова, Л. В. Баскетбол. Азбука спорта / Л. В. Костикова. – М. : ФиС, 2002.

8. Линдберг, Ф. Баскетбол : игра и обучение / Ф. Линдберг. – М. : ФиС, 1971.

9. Портнов, Ю. М. Тренировочная и соревновательная деятельность в спортивных играх / Ю. М. Портнов. – М. : ФиС, 1997.

10. Чернова, Е. А. Подвижные игры с мячом на занятиях по баскетболу / Е. А. Чернова, О. Ю. Смирнова. – М. : Прометей, 2002.


    1. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Программные и нормативные акты по данной дисциплине.

2. Учебники, дополнительная литература.




  1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

Для качественной организации учебного процесса по дисциплине кафедра располагает:



  • баскетбольными мячами – 20 штук;

  • комплектом баскетбольной формы (майки, трусы) – 20 штук;

  • манишками (двухцветными) для проведения двусторонних игр – 10 штук;

  • комплектом дополнительных баскетбольных щитов и стоек;

  • игровым спортивным залом размером 36х18 м;

  • баскетбольная площадка с асфальтовым покрытием размером 30х30 м;

  • учебной аудиторией на 50 посадочных мест.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО

КОНТРОЛЯ

1. Как переводится с английского слово «баскетбол»?

а) вести – мяч; б) кольцо-мяч; в) корзина-мяч; г) бросать-мяч

2. Какие игры предшествовали появлению современного баскетбола?

а) пок-та-пок, перльбаль, аламоцли, калчио, арпастум;

б) прельбаль, сервесбол, тла-чли, харавитум, эпискирус;

в) пок-та-пок, тлатчли, калчио, харпастум, эпискирус;

г) стритбол, футбол, гандбол, волейбол, бейсбол.

3. Кто изобрел современный баскетбол?

а) Джеймс Нейсмит; б) Уильямс Морган; в) Вильям Джонс; г) Нильс Хандруп

4. Когда и где появился современный баскетбол?

а)1895 год – Япония; б) 1895 год – Австралия; в) 1891 год – США;

г) 1891 год – Англия

5. В каком году приняты первые правила по баскетболу?

а) 1891; б)1900; в) 1892; г) 1894

6. Когда и где начали играть в баскетбол в России?

а) 1906 год – Петербург; б) 1906 год – Москва; в) 1908 год – Н. Новгород; г) 1908 год – Казань

7. Где и как назывался первый кружок в России по баскетболу?

а) Москва, «Спутник»; б) Киев, «Динамо»; в) Харьков, «Стрела»;

г) Санкт-Петербург, «Маяк»

8. В каком году в России баскетбол был включен в программу физкультурно-спортивных учебных заведений и стал обязательной дисциплиной?

а) 1917 ; б) 1915; в) 1920; г) 1925

9. Когда были изданы первые правила игры в баскетбол в России?

а) 1913; б)1915; в)1911; г)1909

10. Кто был первым энтузиастом баскетбола в России?

а) Москвич В. Мухин; б) Петербуржец С. Васильев; в) Американец Э. Мораллер; г) Петроградец Н. Прытков

11. Кто получил статус «дедушка» русского баскетбола?

а) Александр Бурыкин; б) Степан Васильев; в) Василий Мухин;

г) Дмитрий Мирошниченко

12. Когда была создана ФИБА?

а) 17 марта 1925 г.; б) 3 августа 1915 г.; в) 25 октября 1935 г.;

г) 18 июня 1932 г.

13. Когда наша страна стала членом ФИБА?

а) 1949; б) 1947; в) 1942; г) 1945

14. Когда и где был проведен первый чемпионат Европы среди мужских команд?

а) 1935г. – в Женеве; б) 1937 г. – в Праге; в) 1939г. – в Перу;

г) 1932 г. – в Швейцарии

15. Когда и где прошел первый чемпионат мира среди мужских команд?

а) 1951г. – Нью-Йорк; б) 1952 г. – Рим; в) 1949г. – Франция; г) 1950г. – Аргентина

16.Когда и где прошел 1 чемпионат Европы среди женских команд?

а) 1934г. – Париж; б) 1938г. – Рим; в) 1936 г. – Берлин; г) 1940г. – Белгрод

17. В какой стране и когда женские команды впервые разыграли чемпионат Мира?

а) Бразилия – 1957; б) Италия – 1952; в) Чили – 1953; г) Мексика – 1957

18. В какой стране и когда мужские команды впервые разыграли Олимпийские медали?

а) США – 1904; б) Германия – 1936; в) Канада – 1976;

г) Финляндия – 1952

19. Когда и в какой стране баскетбольные женские команды впервые разыграли Олимпийские медали?

а)1980г. – Россия; б) 1976г. – Канада; в) 1952г. – Финляндия;

г) 1968г. – Мексика

20. Когда и где наши баскетболисты впервые завоевали золотые олимпийские медали?

а)1952 – Хельсинки; б) 1956 – Мельбурн; в) 1972 – Мюнхен;

г) 1976 – Монреаль

21. Когда и где наши баскетболистки впервые завоевали золотые олимпийские медали

а) 1956. – Мельбурн; б) 1976 – Монреаль; в) 1968 – Мехико;

г) 1980 – Москва

22. Вес баскетбольного мяча?

а) 500г; б) 567-650г; в)590-700г; г)400-600г

23. Размеры баскетбольной площадки?

а) 26-15м; б)26-13м; в)28-15м; г)26-14м

24. Кто установил первый баскетбольный щит в Чувашии?

а) Ф.А. Ефимов; б) Н.К. Прытков; в) А.П. Семенов; г) Л. А. Соколов

25. Где был установлен первый в Чувашии баскетбольный щит?

а) Алатырь; б) Чебоксары; в) Ядрин; г) Цивильск
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

И ЗАДАНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Тема 1. Характеристика баскетбола как вида спорта и средства физического воспитания

1. Характерные особенности баскетбола как игры и как средства физического воспитания.

2. Основные понятия и термины, применяемые в баскетболе.

3. Какие древние игры с мячом являются предшественниками современного баскетбола?

4. Назовите основные исторические даты появления и развития мирового баскетбола.

5. Основные этапы развития мирового баскетбола.

6. Перечислите основные исторические даты появления и развития баскетбола в России.

7. Основные этапы развития отечественного баскетбола.

8. Появление и развитие баскетбола в Чувашии.

Тема 2. Классификация и анализ техники.

1. Перечислите основные приемы «техники перемещений»

2. Перечислите приемы техники владения мячом.

3. Перечислите приемы техники овладения мячом.

4. Проведите анализ техники остановки шагом.

5. Проведите анализ техники остановки прыжком.

6. Проведите анализ техники ведения мяча.

7. Проведите анализ техники поворотов.

8. Проведите анализ техники ловли-передачи мяча двумя руками.

9. Проведите анализ техники броска одной сверху с места.

10. Проведите анализ техники броска одной сверху в движении.

Тема 3. Классификация и анализ тактики.

1. Перечислите виды и способы индивидуальных действий в нападении.

2. Перечислите виды и способы индивидуальных действий в защите.

3. Нарисуйте и объясните основные способы «выхода на свободное место».

4. Нарисуйте и объясните взаимодействие 2-х нападающих «двойка»

5. Нарисуйте и объясните взаимодействие 3-х нападающих «тройка»

6. Перечислите виды и способы групповых взаимодействий в нападении.

7. Перечислите виды и способы командных действий в нападении.

8. Перечислите виды и способы групповых взаимодействий в защите.

9. Перечислите виды и способы командных действий в защите.

10. Перечислите и нарисуйте способы взаимодействия 2-х нападающих.

11. Перечислите и нарисуйте способы взаимодействия 2-х защитников.

12. Перечислите и нарисуйте способы взаимодействия 3-х нападающих.

13. Перечислите и нарисуйте способы взаимодействия 3-х защитников.



Тема 4. Обучение техники и тактики баскетбола.

1.Этапы формирования двигательного навыка.

2. Основные задачи первого этапа формирования двигательного навыка.

3. Основные задачи второго этапа формирования двигательного навыка.

4. Основные задачи третьего этапа формирования двигательного навыка.

5. Основные задачи четвертого этапа формирования двигательного навыка.

6. Методика обучения остановке «прыжком».

7. Методика обучения поворотам «вперед» и «назад».

8. Методика обучения остановке «шагом».

9. Методика обучения ведению мяча.

10. Методика обучения ловле-передаче мяча двумя руками.

11. Методика обучения броску одной рукой сверху.

12. Назовите ошибки, допускаемые учащимися при выполнении «стойки защитника».

13. Назовите ошибки допускаемые учащимися при выполнении приставного шага.

14. Назовите ошибки при выполнении остановки «шагом».

15. Назовите ошибки, допускаемые учащимися при выполнении остановки «прыжком».

16. Назовите ошибки при выполнении прыжка толчком одной после разбега.

17. Назовите ошибки, допускаемые учащимися и при выполнении поворотов «вперед» и «назад».

18. Назовите ошибки, допускаемые учащимися при ловле и передаче мяча двумя руками.

19. Назовите основные ошибки, допускаемые учащимися при ведении мяча.

20. Назовите ошибки при выполнении передачи одной от плеча.

21. Назовите ошибки, допускаемые учащимися при выполнении броска одной сверху.



Тема 5. Правила соревнований по баскетболу.

1. Кто может отменить фолы, назначенные судьей? Как записываются фолы в протоколе? Состав судейской бригады.

2. Сколько человек (кроме запасных) может находиться на скамейке команды во время матча? Назовите их.

3. Как судьи определяют нахождение мяча «на поле» или «за полем»?

4. Как судьи определяют положение «игрок на площадке», «игрок за площадкой»?

5. В каких случаях судья определяет «спорный мяч»? Перечислите их.

6. Перечислите разновидности персональных замечаний.

7. Какова продолжительность одного матча по баскетболу?

8. Какие нарушения правил игры могут быть допущены при ведении, ловле-передаче, броске, остановке, повороте?

9. Какие нарушения правил игры могут быть допущены игроками при розыгрыше начального броска? Действия судей.

10. Какие нарушения правил игры могут быть у игроков в зоне штрафного броска под щитом соперника? Действия судей.

11. Какие нарушения правил игр могут быть допущены игроками при переходе центральной линии поля? Действия судей.

12. Какие нарушения правил игры могут быть допущены при выполнении штрафных бросков? Действия судей.

13. Схема расположения игроков, судей, зрителей во время матча (дать чертеж площадки с указанием разметки).

14. Действия участников игры при взятии минутного перерыва:


Игроков

Судей в поле

Секретаря

Секундометриста

Тренера
















15. Действия при замене игроков:

Тренера

Игрока

входящего



Игрока

уходящего



Судей в поле

Секретаря

Секундометриста



















16. Последовательность действий судей в поле (сигналы, жесты) при нарушениях правил игры с мячом, 3-х сек., 5 сек., 8 сек.?

17. Последовательность действий судей в поле (сигналы жесты) при назначении фолов.

18. Зоны действия судей на поле «А»?

19. Зоны действия судей на поле «Б»?

20. Взаимодействие судей в поле при назначении фолов, заменах, минутных перерывов, выполнении штрафных бросков и др. нарушений?

21. Когда секундометрист обязан выключить игровые часы?

22. Когда секундометрист обязан включить игровые часы?

23. Когда судья-оператор 24' обязан включить время отсчета.

24. Когда отсчет 24' после остановки должен быть продолжен?

25. Когда отсчет 24' должен быть начат заново.

26. Основные правила игры в мини-баскетбол.

27. Основные правила игры в стритбол.

28. Основные отличия правил игры «основного баскетбола» от мини-баскетбола.

Тема 6. Организационные основы баскетбола.

1. Баскетбол в программе физического воспитания школьников.

2. Организация спортивной секции в школе.

3. Внеклассная работа с детьми.

4. Виды планирования, документы планирования.

5. Структура урока спортивных игр (на примере баскетбола).

6. Виды контроля и учета.

7. Организация занятий и соревнований по баскетболу в группах по месту жительства.

8. Баскетбол в системе организованного отдыха населения.

9. Подготовка и проведение соревнований по баскетболу.

10. Планирование содержания и процесса обучения техническим приемам игры в баскетболе.

Тема 7. Измерение и оценка тренировочной и соревновательной деятельности баскетболистов.

1. Контроль за тренировочными и соревновательными воздействиями.

2. Контроль и оценка физической подготовленности.

3. Контроль и оценка технической подготовленности.

4. Контроль и оценка соревновательной деятельности в баскетболе.

5. Управление командой в соревнованиях по баскетболу.

6. Методы записи игровых действий баскетболистов.

7. Виды записи игровой деятельности баскетболистов.

8. Протокол соревнований по баскетболу.

9. Технический протокол матча по баскетболу.

10. Определение интенсивности тренировочных занятий баскетболистов.
Фонд контрольных работ

1. Подводящие упражнения, как средство обучения технике баскетбола.

2. Последовательность обучения техническим приемам баскетбола.

3. Подводящие упражнения как средство обучения тактике баскетбола.

4. Последовательность обучения тактическим приемам баскетбола.

5. Организация занятий баскетболом в школе.

6. Формы внеклассной работы и внешкольной работы по баскетболу.

7. Методика судейства соревнований по баскетболу.

8. Средства и методические особенности обучения технике бросков с учетом дидактических принципов и этапов обучения.

9. Средства и методические особенности обучения технике ведения мяча с учетом дидактических принципов и этапов обучения.

10. Средства и методические особенности обучения технике передач и ловли мяча с учетом дидактических принципов и этапов обучения.

11. Средства и методические особенности обучения технике остановок и поворотов с учетом дидактических принципов и этапов обучения.

12. Средства и методические особенности обучения технике передвижения защитника с учетом дидактических принципов и этапов обучения.

13. Средства и методы особенности обучения технике выбивания и отбора мяча с учетом дидактических принципов и этапов обучения.

14. Проведение массовых соревнований по баскетболу.

15. Оборудование и инвентарь для проведения занятий и соревнований по баскетболу.

16. Методы измерения и оценки соревновательной деятельности баскетболистов.
7.2 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И

НАВЫКОВ К ЗАЧЕТУ

1. Выполнить последовательно по две остановки шагом и прыжком в сочетании с поворотами на месте. Возвращаясь назад приставным шагом спиной вперед.



Норматив: Уверенное и правильное выполнение упражнения.

2. Упражнение в передачах: Передачи и ловля мяча друг другу в парах в сочетании с броском сходу после двух шагов. Упражнение выполняется с атакой в начале на одно кольцо. Затем на другое.



Норматив: Уверенное выполнение упражнения на средней скорости без потери мяча. Оба партнера должны завершить атаку точными бросками.

3. Упражнение в бросках: Выполнить бросок одной с места после ведения с остановкой с точек 1,2,3,4,5 – затем с точек 5,4,3,2,1.



Норматив: Мяч подавать не разрешается. Бросающий должен сам подобрать мяч и с ведением выйти на следующую точку. Из 10 бросков не менее 5 попаданий с дистанции 4 метра.

4. Броски по кольцу одной рукой после ведения: Ведение правой рукой от лицевой линии по контурам 3-х секундной зоны и внешнему кругу в левую сторону с последующим броском в движении – то же в обратную сторону ведя мяч левой рукой. Упражнение повторить три раза.



Норматив: Не менее трех попаданий при правильном техническом выполнении.

5. Выполнить взаимодействие 2-х игроков «передал мяч – выходи».



Норматив: Уверенное выполнение упражнения. Умение действовать в нападении и защите.

6. Выполнить взаимодействие двух игроков - «двойка».



Норматив: Уверенное выполнение упражнения. Умение действовать в нападении и защите
7.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(вопросы для оценки знаний к зачету)

1. История возникновения и развития баскетбола.

2. Выступление сборных команд СССР и России в международных соревнованиях.

3. Классификация способов перемещения в баскетболе.

4. Классификация техники владения мячом в баскетболе.

5.Техника ведения мяча.

6. Техника передвижения защитника.

7. Техника поворотов «вперед» и «назад».

8. Техника остановки шагом и прыжком.

9. Техника прыжка толчком одной ногой и двумя ногами.

10. Техника ловли мяча.

11. Техника передачи мяча.

12. Техника броска одной рукой.

13. Техника броска двумя руками.

14. Техника выбивания и вырывания мяча.

15. Упражнения для развития ловкости баскетболистов.

16. Игра без мяча в нападении (способы выхода на свободное место).

17. Индивидуальные тактические действия в нападении.

18. Индивидуальные тактические действия в обороне.

19. Групповые тактические действия в обороне.

20. Комбинация «передал мяч – выйди», «двойка».

21. Комбинация «скрестный выход».

22. Комбинация «треугольник», «тройка».

23. Методика обучения технике ведения мяча.

24. Методика обучения технике ловли мяча двумя руками и одной.

25. Методика обучения технике передачи мяча двумя руками и одной.

26. Методика обучения технике броска одной с места.

27. Методика обучения технике броска в движении.

28. Методика обучения технике броска после ведения.


7.4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. История, современное состояние и перспектива развития баскетбола.

2. Характеристика баскетбола как вида спорта и средства физического воспитания.

3. Современные тенденции развития тактики нападения в баскетболе.

4. Современные тенденции развития тактике защиты в баскетболе.

5. Характеристика индивидуальных тактических действий в нападении и в защите.

6. Методика обучения индивидуальным тактическим действиям в нападении и в защите.

7. Характеристика групповых тактических действий в нападении и в защите.

8.Методика обучения групповым тактическим действиям в нападении и в защите.

9. Характеристика командных тактических действий в нападении и в защите.

10. Методика обучения командным тактическим действиям в нападении и в защите.

11. Особенности тактики мини-баскетбола.

12. Характеристика стритбола, как вида спорта и средства физического воспитания.

13. Средства обучения тактике игры и ее совершенствования.

14. Методы обучения тактике игры.

15. Особенности методики обучения технике баскетбола в различных возрастных группах.

16. Методика судейства соревнований по баскетболу.

17. Проведение массовых соревнований по баскетболу.

18. Характеристика техники перемещений в баскетболе.

19. Характеристика технике ведения мяча.

20. Характеристика тактики групповых действий.

21. Методика обучения технике ловли - передачи мяча.

22. Характеристика стандартных тактических комбинаций в баскетболе.

23. Методика обучения стандартным тактическим комбинациям в баскетболе.

24. Организация и проведение соревнований по баскетболу.

25. Отбор и прогнозирование способностей к занятиям баскетболом.

26. Характеристика техники бросков в баскетболе.

27. Особенности тактики стритбола.

28. Организация и проведение соревнований по стритболу.

29. Организация и проведение соревнований по мини-баскетболу.



8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольная работа представляет реферативной обзор современной учебной и учебно-методической литературы по выбранной теме. В работе дол­жен быть осуществлен сравнительный теоретический анализ знаний по рас­сматриваемой теме, имеющийся в учебниках, учебных и учебно-методических пособиях с последующим обобщающим заключением по каждому разделу ра­боты. Объем работы - не менее 15 страниц.

Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Студенту разре­шается контрольную работу по дисциплине связать с курсовой работой.

Структура контрольной работы:

1) план;


2) теоретический обзор учебно-методической литературы;

3) заключение;

4) список литературы.

План отражает основные структурные элементы (разделы работы), кото­рые в своей совокупности раскрывают содержание темы контрольной работы.

В теоретическом обзоре подробно раскрываются основные положения по каждому разделу работы, представленные в анализируемых литературных ис­точниках, выделяются общие моменты, имеющиеся противоречия и то особен­ное, что имеется в том или ином литературном источнике. В работе должен быть осуществлен реферативный обзор не менее 10 литературных источников, при этом в тексте должны обязательно содержаться ссылки на эти источники. Текст, заимствованный из литературных источников, должен быть представлен в форме цитирования, заключен в кавычки с указанием номера (ов) страниц, на которых он содержится в соответствующем литературном источнике.

В заключении отражаются основные результаты теоретического анализа последовательно по каждому разделу.

Список литературы составляется в соответствии с требованиями ГОСТа.

Требования к оформлению: Работа должна быть набрана в текстовом ре­дакторе Microcoft Word, шрифт 14, поля сверху и снизу - 2,5 см, справа - 1,5 см, слева - 3 см, интервал - полуторный.

Самостоятельная работа проводится в соответствии с тематическим планом. Студенты получают задание самостоятельно изучить соответствующие темы учебной дисциплины и представить реферативный обзор литературы. Ос­тальные студенты усваивают содержание данной темы без написания реферата. На аудиторных занятиях каждый из студентов выступает с кратким сообщени­ем по заданной теме. Остальные студенты принимают активное участие в об­суждении темы. Контроль качества усвоения учебного материала по теме про­водится в письменной форме с применением системы тестовых заданий.




Учебное издание

Гущин Николай Семенович

Баскетбол



Учебно-методический комплекс по дисциплине

Специальность 033100 (050720)

Физическая культура

Подписано в печать 28.12. 2007. Формат 60х84/16.

Бумага писчая. Печать оперативная.

Усл. печ. л. 1,5. Тираж 50 экз. Заказ №

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»

428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

Отпечатано на участке оперативной полиграфии

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»



428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38