Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии» для специальности: 050902 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 2 440.6kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внутрифирменное планирование»... 2 470.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организаций... 4 725.34kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационный менеджмент»... 1 195.91kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «технологии визуальных... 2 444.93kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для... 2 507.52kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовный процесс» для... 9 3678.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 2 601.09kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «страховое право» Для... 2 728.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Регионоведение»... 1 344.01kb.
Технические условия 1 138.67kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии» для специальности - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. С. АМАНЖОЛОВА




Институт Экономики и финансов


Кафедра «Менеджмента и маркетинга»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС




по дисциплине «Основы туризмологии»

для специальности: 050902 «Туризм»

Усть-Каменогорск, 2005

Составитель: УМК обсужден на заседании

Ногайбаева кафедры Менеджмента и

Гаухар Кенескалиевна маркетинга

Преподаватель. Протокол № 6

от « 02 » февраля 2005 г.

УМК одобрен на заседании методического совета

Института Экономики и

Финансов


Протокол № 4

от « 16 » февраля 2005 г




Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии» предназначен для студентов экономических специальностей. Он знакомит студентов с содержанием курса, его актуальностью и необходимостью, с теми навыками и умениями, которые студенты приобретут в процессе обучения. Учебно-методический комплекс является основным источником руководства при изучении дисциплины.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы туризмологии для студентов экономических специальностей / сост. Ногайбаева Г.К, – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2005. – 36с.

Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, 2005 г




  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Syllabus)


  1. Общие сведения:

1.1 Название дисциплины: Основы туризмологии

1.2 Кафедра: “Менеджмента и маркетинга”

1.3 Ф.И.О. преподавателя: Ногайбаева Гаухар Кенескалиевна.

1.4 Контактная информация: тел. 252444, уч. корп. № 9, ауд 403.

1.5 Место проведения: уч. корп. № 9.

1.6 Количество кредитов: 5

1.7 Выписка из учебного плана:

Курс

Семестр

Кредиты

Лекции

Семинары

СРСП

СРС

Всего

Форма контроля

1

2

5

40

35

75

75

225

экзамен

1.8 Пререквизиты курса: для усвоения курса дисциплины студент должен знать базовый минимум по дисциплинам «география», «экология», должен иметь представление о региональных и глобальных проблемах.

1.9 Постреквизиты: менеджмент, экономика, маркетинг.


  1. Краткое описание курса:

2.1 Цель курса: Дать системное изложение основных положений, определений и дефиниций, раскрывающих содержание, характер, тенденций, основополагающие принципы развития феномена международного сообщества XX века – туризма - туристского комплекса, туристского движения, туристской деятельности и туристского рынка.

2.2 Задачи курса:

- раскрыть основные принципы, историю туризма, мотивацию туристских путешествий, экономику туризма.

- изучить специфику туристского маркетинга, эволюцию туристского рынка, поскольку сам туризм не только формирует и дополняет всемирные туристские связи и движения, но и расширяет рынок спроса, сбыта и занятости.


2.3 Содержание курса:

Туризм – это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира давно уже заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти. Бурное развитие во всем мире электронно-вычислительной техники и внедрение автоматизации в туризм делают его также сферой международных информационных технологий и процессов. Туризм оказывает большое влияние на регионы: благодаря развитию туризма появляются сотни тысячи рабочих мест, развиваются коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения. Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего, национального, туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

Изучив данную дисциплину, студент должен знать:



  • основу туризма, его мировых, национальных и региональных особенностей и закономерностей, его философию и технологию;

  • систем управления и продаж явится той устойчивой базой, способной подчинить туристский бум логике регулирования.

Иметь навыки:

  • анализа перспектив туризма в рамках бизнеса туров и транстуров;

  • статистического анализа позволяющие проанализировать современное состояние туристского рынка.


  1. График выполнения и сдачи заданий






Виды работ

Цель и содержание задания

Реко-менду-емая литература

Продолжительность выполнения

Баллы

Форма контроля

Срок сдачи

1

Письменная работа

Цель: проверка знаний студентов

Тема 1,3


1,2,4,5

1-3, 7-9 недели

6,6

контрольная работа

3, 9 недели

2

Устный опрос

Цель: проверка уровня знаний студентов по изученному материалу

1,2,4,6,9,12




6,6

коллоквиум

еженедельно

3

Ответы на вопросы теста

Цель: закрепление знаний студентов

1, 2, 6, 7, 8, 9

3,6,9,12 недели

6,6

тестирование

12 неделя

Часть учебного времени студент работает совершенно самостоятельно, без помощи преподавателя. Сюда относятся следующие виды работ: 1) обязательная подготовка к каждому лекционному занятию (студенту необходимо прочитать определенную литературу, составить глоссарий терминов и понятий и т.п.); 2) самостоятельное изучение некоторых теоретических вопросов дисциплины.

В течение изучения дисциплины студент должен самостоятельно выполнить все задания.

Тематика заданий:

№1 История развития туризма. Первые путешественники. Географические открытия мореплавателей и путешественников. Первые достопримечательности.

№2 Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Путешествие. Туризм. Рекреация

№3 Виды туристских организации. Международные организации. Региональные организации. Основные сегменты индустрии туризма. Индустрия транспорта. Туроператорская и турагенстская деятельность.

№4 Мотивационные аспекты в туризме. Классификация аспектов. Этапы принятия решений о покупке туристского продукта.

№5 Культура как фактор туристской мотивации. Культурный, познавательный туризм. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса. Социопсихологические аспекты. Экономические основы туристской деятельности. Функционирование экономических законов в туризме. Сущность и особенности маркетинга туризма.

ТРЕБОВАНИЯ: Письменные задания должны быть предоставлены в указанный срок в тетради, объемом около 10-12 листов. Задания, выполненные с опозданием, будут оцениваться ниже. Содержание заданий будет сообщено каждому студенту индивидуально.


    1. Список литературы

4.1 Основная литература

1. Квартальнов В.А «Туризм» М., Финансы и статистика, 2003г

2. «Туристская деятельность» Сборник законодательных актов., Изд. ЮРИСТ., Алматы 2001г

3. Балабанов И.Т. «Экономика туризма» Учеб. пособ./ М., Финансы и статистика,1999г

4. Гостиничный и туристический бизнес – М., Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998г

5. Гуляев В.Г «Туристские перевозки» М., Финансы и статистика, 1998г

6. Ильина Е.Н. «Менеджмент транспортных услуг» М., РМАТ, 1998г

7. Квартальнов В.А. «Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность» М., Финансы и статистика, 1999г

8. Кириллов А.Т., Волкова Л.А. «Маркетинг в туризме» - СПб., 1996г

9. И.А. Ревинский., Л.С. Романова. «Поведение фирмы на рынке услуг», Новосибирск 2001 г.

10. Ефремова М.В. «Основы технологии туристского бизнеса»: Учебное пособие . – Минск: Экономпресс, 1999г.

4.2 Дополнительная литература

11. Колесник Н.В. «Введение в специализацию» Ч.2 Международный туризм в сфере услуг мирового товарооборота: М., Советский спорт, 1999г

12. Маринин М.М.«Туристские формальности и безопасность в туризме» М., 1997г

13. «Менеджмент туризма»: Учебник. – М.: РМАТ, 1996г

14. РодигинЛ.А. «Информационные технологии в гостиничном и туристском менеджменте» - М.: РИБ «Турист», 1997г

15. СапруноваВ. «Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг» М.: Финансы и статистика, 1999г

16. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристкой фирмой: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000г

17. Туристская деятельность: Сборник законодательных актов. – Алматы: Юрист, 2001г.

18. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. Проф. Чудновского А.Д. – М., Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд., Экмос, 1998г.

19. Котлер Ф., Блуэн. Дж., Мейкенз Дж. «Маркетинг. Гостеприимство и туризм»: М.: ЮНИТИ, 1998г.

20. Киреев А.П. «Международная экономика»: В 2-х ч. –М.: Международные отношении, 1997г.

21. Сенин В.С. «Организация международного туризма»: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999г.

22. Биржаков М.Б. «Введение в специальность»., М, 2005г.

23. В.Л. Бабурин., Ю.Л.Мазуров «Географические основы управления» Издательство «Дело»– Москва 2000г.

3.7. Информация по оценке


Рейтинг-шкала

Форма контроля

Максимальный балл

Текущий

30

Рубежный

30

Итоговый

40

Всего

100

Политика выставления оценок:

Контроль успеваемости по дисциплине будет осуществляться в форме:


  • Текущего контроля (еженедельно): подразумевает оценку работы студента на практических и лекционных занятиях. Итоги индивидуальных занятий.

  • Рубежного контроля (5, 10, 15 недели) – выполнение тестов, контрольных работ в аудитории в присутствии преподавателя, а так же сдачу коллоквиумов.

  • Итогового контроля: проводится после окончания изучения всех тем, по которым студент должен показать целостное видение законченной, замкнутой части изученной дисциплины.

3.8 Шкала оценивания различных видов работ



  1. Лекция - 1 * 5 кредита = 5 балла (студенты обязаны регулярно посещать лекции)

  2. Семинарские занятия - 1 * 5 кредита = 5 баллов (присутствие и знание теоретического материала, ситуационные задачи)

  3. Мини-опрос - 2 * 5 кредита = 10 баллов (мини-тест, глоссарий и др.)

  4. СРСП - 2 * 5 кредита = 10 баллов (ситуационные задачи, расчетные задания)

  5. СРС - 2 * 5 кредита = 10 баллов (ситуационные задачи, расчетные задания)

Промежуточный контроль: (5 кредита - 40 баллов)

  1. Тестирование - 10 баллов

  2. Контрольная работа - 10 баллов

  3. Коллоквиум - 10 баллов

Итоговый контроль: (30 баллов)

Всего: 100 баллов


4. Политика курса (требования, предъявляемые к студентам в процессе обучения дисциплины, список рекомендаций):

  • не опаздывать на занятия;

  • не пропускать занятия;

  • на занятиях отключать сотовый телефон;

  • пропущенные занятия отрабатывать в отведенное преподавателем время;

  • в случае невыполнения или несвоевременной сдачи заданий итоговая оценка снижается;

  • активно участвовать в учебном процессе;

  • каждые два опоздания и/или уходы до окончания занятий по любым причинам будут считаться как одно пропущенное занятие;

  • списывать на экзаменах строго запрещено;

  • быть терпимым, доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;

  • соблюдать Кодекс чести студентов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ




    1. Тематический план курса

Всего 5 кредита



Наименование темы

Лекции

Семин. Практ.

СРСП

СРС



История развития туризма.

1

1

3

3



Географические открытия мореплавателей. Первые достопримечательности.

2

2

3

3



Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности.

2

2

4

3



Первые организационные экскурсии.

1

1

3

3



Путешествие. Туризм. Рекреация.

2

2

3

3



Виды туристских организации.

1

1

4

3



Международные организации. Региональные организации. Национальные организации.

2

2

3

3



Основные сегменты индустрии туризма.

1

1

4

3



Индустрия транспорта.

2

2

3

4



Туроператорская и турагентская деятельность.

2

1

4

4



Мотивационные аспекты в туризме.

2

2

3

4



Этапы принятия решений о покупке туристского продукта.

2

2

3

3



Культура как фактор туристской мотивации.

2

2

4

4



Охрана и использование культурно – исторического и природного наследия в туризме

1

2

4

4



Социопсихологические аспекты туризма.

3

3

3

3



Экономические основы туристской деятельности.

2

1

4

4



Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона.

2

2

4

4



Функционирование экономических законов в туризме.

2

1

4

4



Туристский спрос и туристское предложение.

2

1

3

4



Сущность и особенности маркетинга в туризме.

2

2

3

3



Виды и цели маркетинговых исследований.

2

2

3

3



Источники информации.

2

1

3

4




Итого

40

35

75

75

2.2 Тезисы лекционных занятий

Тема № 1. История развития туризма.

Общее понятие о туризме. Возникновение и развитие туризма. Туризм и его основные особенности.

Развитие и становление туризма в Казахстане.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 9-15.
Тема № 2. Географические открытия мореплавателей. Первые достопримечательности.

Географические открытия малоизвестных районов. Исследования русских путешественников. Сухопутные исследования. Ознакомление первыми кругосветными путешествиями. Освоение центральной Азии. Изучение первых достопримечательностей, таких как Древнеегипетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, Мавзолей в Галикарнасе, Статуя Зевса в Олимпии, Маяк в Александрии, Храм Артемиды, Великая китайская стена.

Основная литература: 1,3,4

Дополнительная литература: 14,18


Тема № 3. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности.

Понятия терминов: Внутренний туризм. Международный туризм. Плановый туризм. Самодеятельный туризм. Социальный туризм. Принципы и положения нормативных актов.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 18-21

Тема № 4. Первые организационные экскурсии.

Начало экскурсионной деятельности. Пешеходные прогулки и краткие экскурсии. Возникновение первых отечественных экскурсионных учреждении. Распространение экскурсий, горные восхождения, пешие походы, велосипедные прогулки. Цель познавательных экскурсии.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,15


Тема № 5. Путешествия. Туризм. Рекреация.

Сущность, значение и условия применения терминов. Основные особенности туризма. Внутренний туризм. Международный туризм. Национальный туризм. Плановый туризм. Самодеятельный туризм. Социальный туризм

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,15


Тема № 6. Виды туристских организации.

Понятие о туристских организациях. Классификации туристских организации. Национально – территориальные. Общественно – государственные. Вид деятельности. Сфера деятельности.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,15

Тема № 7. Международные организации. Региональные организации.

Всемирная туристская организация. Цель ВТО. История развития международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Цель IATA. Международная организация гражданской авиации (ICAO) . Цель ICAO. Региональные организации. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).Цель ОЭСР. Национальные организации. Задачи Национальной туристской организации. История развития Российской Ассоциации туристских агентств (РАТА). Цели Ассоциации. История развития Ассоциации туристских организации «ЕвроАзия».

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,15

Тема № 8. Основные сегменты индустрии туризма.

Основные виды индустрии туризма. Авиаперевозки, железнодорожные перевозки, автобусные и автомобильные перевозки их особенности и различия.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,15


Тема № 9. Индустрия транспорта.

История развития транспорта. Ранние виды транспорта Транспортные компании и организации. Основные виды транспорта в туризме.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,9


Тема № 10. Туроператорская и турагентская деятельность.

Понятие туроператора. Этапы организации работы туроператора по разработке тура. Основные виды туроператоров. Роль туроператора в туризме. Понятие турагент. Функции турагента.

Основная литература: 1,4,10

Дополнительная литература: 1,9


Тема № 11. Мотивационные аспекты в туризме.

Классификация аспектов. Туристская мотивация. Цели путешествия. Виды отдыха. Специфические интересы различных туристических групп. Барьеры к путешествию: дефицит времени, ограничения по здоровью, жизненный цикл времени, дефицит интереса, страх и безопасность.

Основная литература: 8-10

Дополнительная литература: 9


Тема №12. Этапы принятия решения о покупке туристского продукта.

Процесс покупки конкретного туристского продукта. Основные этапы: Осознание нужды или проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Основные факторы туристской мотивации: возраст, образование, социальная принадлежность, менталитет, конфессия, доход, семейное положение, работа, отпуск, здоровье, численность туристской группы, географическое направление, сезонность, активность.

Основная литература: 1,4



Дополнительная литература: 15,3

Тема № 13. Культура как фактор туристкой мотивации.

Объекты культурного наследия. Элементы культуры: изобразительное искусство, музыка и танцы, народные промыслы, история, литература, религия, индустрия и бизнес, агрокультура, образование, наука, национальная кухня. Возрождение культурно – исторических комплексов.

Основная литература: 1,8

Дополнительная литература: 1,9,15
Тема № 14. Охрана и использование культурно – исторического и природного наследия в туризме..

Роль ВТО в координации и стандартизации в мировой культурной туристкой деятельности. Национальные достояния страны. Рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного, исторического и природного наследия.

Основная литература: 8,5.

Дополнительная литература: 19,16


Тема № 15. Социопсихологические аспекты туризма.

Влияние туризма на жизнь общества. Характер взаимоотношения между туристами и местным населением. Положительные и отрицательные аспекты. Конфликт интересов.

Основная литература: 1,10

Дополнительная литература: 21,13


Тема № 16. Экономические основы туристкой деятельности.

Сущность и экономическое содержание туризма. Основные понятия: туристский экспорт, туристский импорт, туристская индустрия, экономика туристской фирмы. Экономические и финансовые показатели. Коэффициент неравномерности туристского потока. Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы.

Основная литература: 1,3,5

Дополнительная литература: 6,7
Тема № 17. Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона.

Экономическая эффективность туризма. Эффект мультипликатора, коэффициент занятости, коэффициент дохода. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности.

Основная литература: 1,4,8

Дополнительная литература: 12,14


Тема № 18. Функционирование экономических законов в туризме.

Основные понятия: туристки рынок, ёмкость туристского рынка, туристский кругооборот. Механизм функционирования туристского рынка. Коэффициент сезонности. Сегментация туристского рынка.

Основная литература: 1,9

Дополнительная литература: 11,12


Тема № 19. Туристский спрос и предложение.

Понятие туристское предложение. Основные категории предложения туристского рынка: природные ресурсы, инфраструктура, материально – техническая база туризма, культурные ресурсы гостеприимства. Экономические закономерности туризма. Основные функции закона стоимости. Закон спроса и предложения.


Основная литература: 8-10

Дополнительная литература: 23,11


Тема № 20.Сущность и особенности маркетинга в туризме.

Определение маркетинга. Маркетинговые мероприятия. Функции маркетинга в сфере услуг. Отличительные характеристики туристских услуг.

Основная литература: 1,3,

Дополнительная литература: 5,7,9



Тема № 21. Виды и цели маркетинговых исследований.

Исследования, проводимые в туризме. Виды исследования. Цель маркетингового исследования. Этапы проведения маркетинга.

Основная литература: 9,10
Тема № 22. Источники информации.

Первичные и вторичные данные. Виды источников. Методы сбора информации. Метод опроса. Фактический опрос. Опрос мнений потребителей. Объяснительный опрос. Личное интервью. Групповое интервью. Опрос по телефону. Опросы по почте. Метод наблюдения.

Основная литература: 1,7

Дополнительная литература: 11,12




    1. План семинарских занятий:

Тема № 1. Путешествия и путешественник.

Вопросы:


  1. Путешествия.

  2. Путешествия древних.

  3. Паломничество.

  4. Путешествия в современности и начала туризма.

Основная литература: 1,23,4

Дополнительная литература: 21


Тема № 2. Массовый туризм.

Вопросы:


  1. Томас Кук, основоположник массового туризма.

  2. Велосипед и туризм.

  3. Время и путешествия.

  4. Путешествия в целях достижения рекордов.

Основная литература: 1,2,6

Дополнительная литература: 14,23

Тема № 3. Туризм в XX в. и на рубеже XXI в.

Вопросы:


  1. Определение туризма.

  2. Туризм - массовое явление и феномен XX в.

  3. Цели туризма.

  4. Цели туриста.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 22,15


Тема № 4. Организованные формы туризма и основные категории.

Вопросы:


  1. Туристские фирмы и предприятия.

  2. Самодеятельный туризм.

  3. Социальный туризм.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 22,15


Тема № 5. Турист.

Вопросы:


  1. Определение туриста.

  2. Составляющие элементы определения.

  3. Права и свободы.

  4. Экскурсант.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,22


Тема № 6. Туристская индустрия.

Вопросы:


  1. Организаторы туризма.

  2. Перевозки.

  3. Гостиничная индустрия.

  4. Система питания.

Основная литература: 1,10

Дополнительная литература: 22, 5


Тема № 7. Инфраструктура туризма.

Вопросы:


  1. Страхование.

  2. Информационные услуги.

  3. Туристские информационные центры.

Основная литература: 22,4

Дополнительная литература: 1,2,3
Тема № 8. Теория туристского продукта.

Вопросы:


  1. Три источника и три составные части туристского продукта.

  2. Источники туристского продукта.

  3. Уровни туристского продукта.

  4. Тур и туристский продукт.

Основная литература: 6,22

Дополнительная литература: 7,5
Тема № 9. Туристские услуги, работы, товары.

Вопросы:


  1. Турист - потребитель.

  2. Туристская услуга.

  3. Туристские товары.

Основная литература: 22,6,4

Дополнительная литература: 9,7

Тема № 10. Подвиды и разновидности туризма.

Вопросы:


  1. Активный и пассивный туризм.

  2. Особенные туры, объекты социального туризма.

  3. Финансирование туристских поездок.

Основная литература: 22, 9

Дополнительная литература: 1,5
Тема № 11. Туристские ресурсы.

Вопросы:


  1. Туристский интерес.

  2. Туристские ресурсы.

  3. Экология и туризм.

Основная литература: 1,22

Дополнительная литература: 9,8
Тема № 12. Безопасность туризма.

Вопросы:


  1. Безопасность туристского путешествия.

  2. Туристское страхование.

  3. Чрезвычайные ситуации.

Основная литература: 1,22

Дополнительная литература: 2,3,5
Тема № 13. Виды туризма.

Вопросы:


  1. Деревенский туризм.

  2. Экзотический туризм.

  3. Культурный туризм.

  4. Молодежный туризм.

Основная литература: 1,22

Дополнительная литература: 9,7
Тема № 14. Организация обслуживания туристов.

Вопросы:


  1. Стратегия и менеджмент обслуживания.

  2. Программный туризм.

  3. Анимация обслуживания.

Основная литература: 9,22

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: подготовку к каждому практическому занятию следует начинать с повторения основных моментов темы (по учебнику или конспектам), ответов на контрольные вопросы и детального разбора примеров, рекомендованных на лекции или в учебниках.



Содержание каждой темы надо кратко конспектировать, записывая основные определения, характеризуя их смысл. Записи следует вести в особой тетради (для практических работ).
2.4 План лабораторных занятий

Лабораторные занятия не предусмотрены.


2.5 План занятий в рамках СРСП:
Тема № 1. История развития туризма

Вопросы:


  1. Понятия о туризме.

  2. Развитие туризма.

  3. Основные особенности туризма.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 9,16

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.

Тема № 2. Географические открытия мореплавателей. Первые достопримечательности.

Вопросы.


  1. Чудеса света.

  2. Исследования путешественников.

  3. Кругосветные путешествия.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 9-21

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.
Тема № 3. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности.


  1. Внутренний туризм.

  2. Международный туризм.

  3. Плановый туризм.

  4. Самодеятельный туризм.

  5. Социальный туризм

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 9, 21

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.

Тема № 4. Первые организационные экскурсии.



  1. История развития экскурсии.

  2. Первые отечественные экскурсионные учреждения.

  3. Пешие походы.

  4. Велосипедные походы.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,15

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.
Тема № 5. Основные особенности туризма.


  1. Путешествия.

  2. Рекреация.

  3. Туризм.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,15

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.
Тема № 6. Виды туристских организаций.


  1. Национально – территориальные организации.

  2. Общественно – государственные организации.

  3. Организации, предоставляющие туристам товары.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,15

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.
Тема № 7. Международные, региональные организации.


  1. Всемирно туристская организация.

  2. Международная ассоциация воздушного транспорта.

  3. Международная организация гражданской авиации.

  4. Организация экономического сотрудничества и развития.

  5. Азиатско-тихоокеанская туристская ассоциация.

  6. Национальные организации.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,15

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.

Тема № 8. Основные сегменты индустрии туризма.



  1. Индустрия туризма.

  2. Особенности авиаперевозок.

  3. Железнодорожные перевозки.

  4. Автобусные перевозки.

  5. Автомобильные перевозки.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 9,15

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.
Тема № 9. Индустрия транспорта.


  1. История развития транспорта.

  2. Автобусный транспорт.

  3. Автомобильный транспорт.

  4. Водный транспорт.

  5. Авиационный транспорт.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,15

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.
Тема № 10. Туроператорская и турагентская деятельность.


  1. Основные понятия.

  2. Организация работы туроператора.

  3. Роль туроператора в туризме.

Основная литература: 8,10

Дополнительная литература: 1,6,7

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.
Тема № 11. Мотивационные аспекты в туризме.


  1. Классификация аспектов.

  2. Туристская мотивация.

  3. Цели путешествия.

  4. Специфические интересы различных туристских групп.

Основная литература: 1,11

Дополнительная литература: 22,16

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.



Тема №12. Этапы принятия решения о покупке туристского продукта.

  1. Основные этапы принятия решений.

  2. Факторы туристкой мотивации.

  3. Барьеры к путешествию.

Основная литература: 1,10

Дополнительная литература: 22,9

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.


Тема № 13. Культура как фактор туристкой мотивации.

  1. Культурный, познавательный туризм.

  2. Элементы культуры.

  3. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса.

Основная литература: 1,10

Дополнительная литература: 22.

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.


Тема № 14. Охрана и использование культурно – исторического и природного наследия в туризме.

  1. Культурное, историческое и природное наследие.

  2. Экология и туризм.

  3. Национальные парки и резервации.

  4. Тематические парки.

Основная литература: 1,6

Дополнительная литература: 12,15

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.
Тема № 15. Социопсихологические аспекты туризма.


  1. Влияние туризма на жизнь общества.

  2. Типология туристов.

  3. Внешние факторы, определяющие туристскую активность.

Основная литература: 1,8

Дополнительная литература: 9,15

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.
Тема № 16. Экономические основы туристкой деятельности.


  1. Сущность и экономическое содержание туризма.

  2. Экономические и финансовые показатели.

  3. Основные определения.

Основная литература: 1,12

Дополнительная литература: 22,16

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.


Тема № 17. Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона.

  1. Основные понятия.

  2. Прямое влияние на экономику страны.

  3. Положительные и отрицательные аспекты туристкой деятельности.

Основная литература: 1,10

Дополнительная литература: 9

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.


Тема № 18. Функционирование экономических законов в туризме.

1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений.

2. Функционирование туристского рынка.

3. Сегментация туристского рынка.

4. Основные понятия.

Основная литература: 1,4

Дополнительная литература: 9,6

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.


Тема № 19. Туристский спрос и туристское предложение.

  1. Туристское предложение.

  2. Инфрастуктура.

  3. Материально – техническая база туризма.

  4. Экономические закономерности туристского рынка.

Основная литература: 1,10

Дополнительная литература: 22,6

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.

Тема № 20. Сущность и особенности маркетинга в туризме.

1. Специфика и комплексный характер туристского маркетинга.

2. Маркетинговая деятельность.

3. Природа маркетинга.

4. Функции маркетинга в сфере услуг.

Основная литература: 1,9

Дополнительная литература: 16,14

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.


Тема № 21. Виды и цели маркетинговых исследований.

  1. Этапы проведения маркетинга.

  2. Составление плана маркетинга.

  3. Цель маркетинговых исследований.

Основная литература: 1, 9,10

Дополнительная литература: 16,12

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.
Тема № 22. Источники информации.


  1. Методы сбора информации.

  2. Основные факторы, влияющие на туристский спрос.

  3. Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг.

  4. Сегментация туристского рынка.

Основная литература: 1,9

Дополнительная литература: 16,22

Форма поведения СРСП: устные и письменные ответы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Изучение темы рекомендуется сопровождать краткими записями, с выделением основных понятий, вопросов и формул темы. Решение задач следует сопровождать краткими пояснениями, обязательно приводить все формулы, используемые в задаче.
2.6. План занятий в рамках СРС:

Тема № 1. Путешествия и путешественник.

Вопросы:


  1. Путешествия.

  2. Путешествия древних.

  3. Паломничество.

  4. Путешествия в современности и начала туризма.

Основная литература: 1,23,4

Дополнительная литература: 21


Тема № 2. Массовый туризм.

Вопросы:


  1. Томас Кук, основоположник массового туризма.

  2. Велосипед и туризм.

  3. Время и путешествия.

  4. Путешествия в целях достижения рекордов.

Основная литература: 1,2,6

Дополнительная литература: 14,23

Тема № 3. Туризм в XX в. и на рубеже XXI в.

Вопросы:


  1. Определение туризма.

  2. Туризм - массовое явление и феномен XX в.

  3. Цели туризма.

  4. Цели туриста.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 22,15


Тема № 4. Организованные формы туризма и основные категории.

Вопросы:


  1. Туристские фирмы и предприятия.

  2. Самодеятельный туризм.

  3. Социальный туризм.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 22,15


Тема № 5. Турист.

Вопросы:


  1. Определение туриста.

  2. Составляющие элементы определения.

  3. Права и свободы.

  4. Экскурсант.

Основная литература: 1,2,4

Дополнительная литература: 14,22

Тема № 6. Туристская индустрия.

Вопросы:


  1. Организаторы туризма.

  2. Перевозки.

  3. Гостиничная индустрия.

  4. Система питания.

Основная литература: 1,10

Дополнительная литература: 22, 5


Тема № 7. Инфраструктура туризма.

Вопросы:


  1. Страхование.

  2. Информационные услуги.

  3. Туристские информационные центры.

Основная литература: 22,4

Дополнительная литература: 1,2,3
Тема № 8. Теория туристского продукта.

Вопросы:


  1. Три источника и три составные части туристского продукта.

  2. Источники туристского продукта.

  3. Уровни туристского продукта.

  4. Тур и туристский продукт.

Основная литература: 6,22

Дополнительная литература: 7,5
Тема № 9. Туристские услуги, работы, товары.

Вопросы:


  1. Турист - потребитель.

  2. Туристская услуга.

  3. Туристские товары.

Основная литература: 22,6,4

Дополнительная литература: 9,7


Тема № 10. Подвиды и разновидности туризма.

Вопросы:


  1. Активный и пассивный туризм.

  2. Особенные туры, объекты социального туризма.

  3. Финансирование туристских поездок.

Основная литература: 22, 9

Дополнительная литература: 1,5


Тема № 11. Туристские ресурсы.

Вопросы:


  1. Туристский интерес.

  2. Туристские ресурсы.

  3. Экология и туризм.

Основная литература: 1,22

Дополнительная литература: 9,8
Тема № 12. Безопасность туризма.

Вопросы:


  1. Безопасность туристского путешествия.

  2. Туристское страхование.

  3. Чрезвычайные ситуации.

Основная литература: 1,22

Дополнительная литература: 2,3,5
Тема № 13. Виды туризма.

Вопросы:


  1. Деревенский туризм.

  2. Экзотический туризм.

  3. Культурный туризм.

  4. Молодежный туризм.

Основная литература: 1,22

Дополнительная литература: 9,7
Тема № 14. Организация обслуживания туристов.

Вопросы:


  1. Стратегия и менеджмент обслуживания.

  2. Программный туризм.

  3. Анимация обслуживания.

Основная литература: 9,22

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: для того, чтобы научиться решать задачи того или иного типа, рекомендуется изучить решение типовых задач, и затем по аналогии с ними, решить несколько задач, из числа предлагаемых, для самостоятельного решения. Чтобы приобрести устойчивый навык решения задач необходимо решить не менее четырех-шести задач с использованием того или иного метода.


2.7 Тематика письменной работы:

Темы рефератов.

  1. Национальные организации в сфере туризма.

  2. Путешествия древних..

  3. Субъекты и объекты туристкой деятельности.

  4. Туристская индустрия.

  5. Туристские ресурсы.

  6. Организация туристской деятельности.

  7. Лицензирование туристской деятельности.

  8. Профессиональная подготовка специалистов в области туристской деятельности.

  9. Гид, инструктор туризма.

  10. Права и обязанности туриста.

  11. Обеспечение безопасности туристов.

  12. Страхование при осуществлении туристской деятельности.

  13. Современное состояние и проблемы развития туризма в Республике Казахстан.

  14. Казахстанский туристский продукт и его потенциал.

  15. Программный туризм.

  16. Организационная культура и имидж туристской фирмы.

  17. Работа туроператора.

  18. География природного наследия и проблемы его охраны.

  19. Природные условия как фактор развития.

  20. География культуры.

Рекомендуемая литература: Смотрите выше указанный список рекомендованной литературы. Интернет – источники.
2.8 Тестовые задания для самоконтроля:

1. Кто из древнегреческих ученных в V в. Отправился в путешествия с целью изучения территории.

А) Геродот

В) Пифей


С) Страбон

Д) Марко Поло

Е) Птоломей

2. Туристский продукт это:

А) совокупность туристских услуг для удовлетворения потребностей туриста.

В) документ, подтверждающий право туриста на услуги.

С) ваучер.

Д) путевка

Е) туристы и их объединения

3. Начиная, с какого года ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи любителей спорта

А) 776 г до н.э.

В) 578 г до н.э.


С) 1980 г н. э


Д) 600 г до н.э.

Е) 560 г до н.э.

4. В каком веке в Римской империй возникли государственные постоялые дворы

А) V в до н.э.

В) I в до н.э.

С) III в до н.э.

Д) VI в до н.э.

Е) VII в до н. э

5. В правлении Александра Великого (с 334г до н.э.) какой город стал важным торговым центром:

А) Иордания

В) Перу

С) Эфес


Д) Индия

Е) Великобритания

6. В каком году были достигнуты берега Тихого океана русскими мореплавателями и путешественниками:

А) 1650 г

В) 1678 г

С) 1701 г

Д) 1639 г

Е) 1850 г

7. Кто первым пересек Сибирь и вышел к Охотскому морю:

А) В.Д. Поряков

В) Семен Дежнев

С) Иван Москвитин

Д) Христофор Колумб

Е) Афанасий Никитин

8. В 1643 – 1646 гг. путешествие из Якутска к Тихоокеанскому побережью совершил:

А) Страбон

В) Марко Поло

С) Христофор Колумб

Д) В.Д. Поряков

Е) Афанасий Никитин

9. В каком году В.Т. Атласов открыл Камчатку:

А) 1719 г

В) 1697 г

С) 1680 г

Д) 1725 г

Е) 1890 г

10. Во время путешествия 1725 – 1743 гг. кем были открыты Алеутские острова, остров Беринга северо-западные берега Америки:

А) Н.М. Пржевальским

В) В. Берингом

С) Робертом Смартом

Д) Томасом Куком

Е) Томасом Беннетом

11. Членами ВТО являются:

А) 105 государств

В) 102 государств

С) 109 государств

Д) 107 государств

Е) 110 государств

12. В каком году была организованна Всемирная туристская организация:

А) 7 мая 1971 года

В) 2 января 1975 года

С) 4 марта 1968 года

Д) 1 декабря 1956 года

Е) 16 февраля 1999 года

13. В каком году была основана организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР:

А) 14 декабря 1960 года.

В) 11 августа 1971 года.

С) 24 ноября 1968 года.

Д) 14 октября 1973 года


Е) 19 мая 1991 года.

14. В каком году основана Ассоциация туристских организации «ЕвроАзия»:


А) 1996 году.


В) 1992 году.

С) 1990 году.


Д) 1991 году.


Е) 1993 году.

15. Кто стал причиной появления первых туристских площадок мотелей:


А) автотуристы


В) спортсмены

С) переводчики


Д) инструкторы


Е) экскурсанты

16. Кто из русских изобретателей сконструировал первую модель самолетов с неподвижным крылом:

А) Г.И. Шелихов

В) В.Т. Атласов

С) Д.Ф. Можайский

Д) Н.М. Пржевальский


Е) С.И. Челюскин


17. В каком году первый в мире самолет поднялся в воздух:

А) 1891 году

В) 1865 году

С) 1883 году


Д) 1882 году
Е) 1893 году

18. Рекреация это:

А) Отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
В) туристская группа, имеющая определенную направленность.
С) справка о службе, отзыв.
Д) раздел маркетинга в туризме.
Е) комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта.

19. Алькасар это:

А) старинный средневековый замок, используемый как высококлассный отель для именитых людей

В) привлекательность


С) гостиничный номер
Д) комплексный подход к управлению производством
Е) лагерь для автотуристов
20. Анимационная деятельность это:

А) туристская поездка

В) досуговая деятельность в туризме

С) раздел маркетинга

Д) метод организации туристского маршрута

Е) групповое туристское путешествие


Ключ правильных ответов


Номер вопроса

Правильный вариант

Номер вопроса

Правильный вариант

1

А

11

А

2

В

12

В

3

А

13

А

4

В

14

В

5

В

15

А

6

Д

16

С

7

С

17

Д

8

Д

18

А

9

В

19

А

10

В

20

В

2.9 Экзаменационные вопросы по курсу:



  1. Первые путешественники

  2. Жители Океании

  3. Жители Средиземноморья

  4. Европейцы

  5. Географические открытия мореплавателей и путешественников

  6. Первые достопримечательности

  7. Первые турагенства

  8. Сущность понятий: туризм, рекреация

  9. Потребители туристского продукта

  10. Международные организации

  11. Региональные организации

  12. Национальные организации

  13. Индустрия транспорта

  14. Туроператорская деятельность

  15. Турагентская деятельность

  16. Индустрия гостиничного дела

  17. Ресторанное дело

  18. Основные факторы туристкой мотивации

  19. Культурный туризм

  20. Социальный туризм

  21. Программный туризм

  22. Молодежный туризм

  23. Самодеятельный туризм

  24. Активный туризм

  25. Пассивный туризм

  26. Внутренний туризм

  27. Внешний туризм

  28. Деловой туризм

  29. Международный туризм

  30. Плановый туризм

  31. Туристские ресурсы

  32. Охрана и использование культурно – исторического и природного наследия в туризме

  33. Типология туристов

  34. Дать определение туристских ресурсов

  35. В чем отличие туристкой деятельности от экскурсионной

  36. Назовите виды туризма и дайте им характеристику

  37. Чем отличаются туроператор от турагента

  38. Какую роль в туристской деятельности играет транспорт?

  39. Назовите достоинства и недостатки каждого вида транспорта как перевозчика туристов

  40. Назовите основные формы организации питания туристов.

  41. Что такое туристский продукт?

  42. Какие услуги входят в туристский продукт.

  43. Какие требования предъявляет клиент к сфере обслуживания.

  44. Какие страны являются наиболее привлекательными для туристов.

  45. Что представляет собой современный потребитель.

  46. Чем отличаются организованный потребитель от индивидуального.

  47. Кого включают в состав среднего класса?

  48. Что такое маркетинг и какую роль он играет в экономике.

  49. Назовите основные элементы маркетинга?

  50. Каким требованиям должен соответствовать план маркетинга?

  51. Что дает фирме сегментирование рынка?

  52. Как определяются сегменты туристского рынка?

  53. Что такое ресторанная цепь?

  54. Что такое рынок туристских услуг?

  55. Назовите субъектов туристского рынка?

  56. Какие виды мирового рынка вы знаете?

  57. Что дает в экономическом плане въездной туризм?

  58. Каковы перспективы развития туризма в Казахстане?

  59. Дайте определение туристский экспорт.

  60. Дайте определение туристский импорт.

  61. Дайте определение инклюзив –тур.

  62. Дайте определение туродень.

  63. Дайте определение алькасар.

  64. Дайте определение бедекер.

  65. Дайте определение коммуникация на туристском рынке.

  66. Дайте определение ваучер.

  67. Дайте определение виза.

  68. Дайте определение транзит.

  69. Дайте определение рекреация

  70. Дайте определение апартаменты.

  71. Дайте определение хартия туризма.

  72. Дайте определение фортель.

  73. Дайте определения фит.

  74. Дайте определения туризм по безвалютному обмену

  75. Дайте определение туризм по валютному обмену.

  76. Дайте определение десипинг.

  77. Дайте определение туризм сезонный.

  78. Дайте определение бунгало.

  79. Дайте определение вадемекум.

  80. Дайте определение экскурсант.