страница 1страница 2
|
|
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные методы маркетинговых - страница №1/2
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Введенский И.В. Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные методы маркетинговых исследований» Ростов-на-Дону 2006 Учебно-методический комплекс разработан кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии Введенским Игорем Витальевичем Рецензенты доктор психол. наук В.А. Лабунскаяканд. психол. наук Е.Д. Бреус Компьютерный набор и верстка ст. лаборанта Н.В. Лакосиной Печатается в соответствии с решением методической комиссии кафедры социальной психологии ЮФУ, протокол № 5 от 7 декабря 2006. 1 Организационно-методический раздел 1 Цели спецкурса. Спецкурс “Качественные и количественные методы маркетинговых исследований” представляет собой самостоятельный методолого-методический курс и рекомендуется для студентов специализации «социальная психология». Основная цель данного спецкурса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление о практике организации и проведения маркетинговых исследований, о типах и методологических основах подобных исследований и их назначении, о методах и методиках качественных и количественных маркетинговых исследований, о способах применения полученных знаний в практической деятельности социального психолога.
Спецкурс “Качественные и количественные методы маркетинговых исследований” строится с опорой на следующие курсы: общую психологию, психологию личности, социальную психологию, психологию социального познания, социологию и т.д. Данная программа предназначена как для студентов дневного отделения, так и для студентов заочного отделения. Формами обучения по курсу являются лекции, семинары и практические лабораторные занятия. Список контрольных вопросов по всему курсу, прилагающийся к программе, позволяет студентам выделить наиболее важные моменты изучаемого материала и оценить степень своей подготовленности к сдаче экзамена. Итоговой формой отчетности по курсу является экзамен (для студентов дневного отделения) и зачет (для студентов заочного отделения). Маркетинговые исследования как новая область практической социальной психологии и других гуманитарных дисциплин. Основные причины актуальности и социальной значимости маркетинговых исследований. Основные направления маркетинговых исследований. Основные понятия маркетинга. Эволюция и современные направления (Котляр П., Мозер К.). Место и соотношение маркетинговых исследований среди основных процессов маркетинга (маркетинговый анализ, маркетинговая информатика, маркетинговое планирование, маркетинговый консалтинг), а также среди процессов социального, политического и экономического управления (Малхотра Н., Хемилтон Дж., Дейан А., Голубков Е.П.). Происхождение маркетинговых исследований, становление и развитие методического инструментария маркетинговых исследований. Взаимосвязь с психологическими науками и другими научными направлениями, с психологической и социальной практикой. (Хемилтон Дж., Ядов В.А, Мельникова О.Т.) Тема 1.2. Маркетинговые исследования и изучение поведения потребителей Понятия потребительского поведения. Основные направления изучения потребительского поведения человека. Эволюция концепций изучения потребительского поведения – от позитивизма к постмодернизму. Связь науки о поведении потребителей с психологическими и другими поведенческими науками. Значимость изучения поведения потребителей для практики маркетинговых исследований. (Энджел Дж. Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У., Статт Д., Ильин В.И.) Тема 1.3. Типология и основные виды маркетинговых исследований Количественные и качественные методы маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования рынка, исследования товара, исследование потребителей, исследования организаций, исследования маркетинговых коммуникаций. Разведывательные, описательные, казуальные и креативные маркетинговые исследования. Населенческие и экспертные опросы. Изучение общественного мнения, социальных представлений и политических предпочтений, мотивационные и психографические исследования. Разновидности методов и средств маркетинговых исследований. Выбор оптимальных и адекватных методов проведения маркетинговых исследований. Тема 1.4. Процессы и основные процедуры проведения маркетинговых исследований Последовательность этапов организации и проведения маркетинговых исследований. Адресность, конкретность и практическая направленность маркетинговых исследований. Определение потребностей в исследованиях, выявление основных проблем и формулирование целей маркетинговых исследований. Планирование и организация исследований (Ядов В.А.). Центральная роль и значимость полевого этапа маркетинговых исследований. Представление результатов исследования. Отношения маркетинговых исследователей и клиентов-заказчиков маркетинговых исследований. Семинарское занятие № 1. Изучение поведения потребителей
Литература
Семинарское занятие № 2. Мотивация и стиль жизни потребителей
Литература
Семинарское занятие № 3. Психологические аспекты инновационной деятельности
Литература
Семинарское занятие № 4. Психологические аспекты бренда
Литература
Литература к разделу 1
Раздел 2. Количественные методы проведения маркетинговых исследований Тема 2.1. Виды инструментария для проведения количественных маркетинговых исследований Анкетные опросы и личное интервью (face-to-face). Особенности организации и проведения личного интервью. Торговая и потребительская панель. Ад-хоки, омнибусы и мониторинговые исследования. Рекламные и медиа-исследования. Стандартные исследования. Особенности проведения уличных, телефонных и почтовых опросов. Особенности организации и проведения холл-тестов и хоум-тестов. Стор-чеки и товарный аудит в маркетинговых исследованиях Тема 2.2. Проблемы репрезентативности опросов, основные подходы и принципы конструирования выборки для проведения маркетинговых исследований и изучения общественного мнения Понятие и формы репрезентативности в количественных маркетинговых исследованиях. Понятие и сущность выборки. Типы выборок и принципы реализации выборки. Ошибки и сдвиги выборки. Методы коррекции результатов исследования. Тема 2.3. Разработка инструментария для проведения маркетинговых исследований Разнообразие и специфика инструментария, применяемого в маркетинговых исследованиях. Составление и апробация анкеты для маркетинговых исследований. Предметно-содержательные, социально-психологические и «логистические» принципы составления анкет и опросников для маркетинговых исследований. Состав и значимость комплексного методического инструментария для проведения маркетинговых исследований. Тема 2.4. Планирование, организация и проведение полевых работ в маркетинговых исследованиях Функции и ролевые обязанности интервьюера, супервайзера и организатора полевых работ. Рекрутмент и обучение интервьюеров для маркетинговых исследований. Организация полевых работ и формы контроля. Качество полевых работ и его основные составляющие. Тема 2.5. Обработка и представление полученных результатов количественных маркетинговых исследований Основные подходы к обработке полученных результатов. Виды обработки результатов количественных маркетинговых исследований. Анализ полученных результатов. Форма и структура отчетов. Презентация полученных результатов. Содержательные и психологические особенности представления полученных результатов заказчику. Тема 2.6. Специальные маркетинговые исследования: рекламные и медиа-исследования Особенности проведения рекламных исследований. Экспериментальные исследования рекламы. Тестирование рекламы. Использование холл-тестов и пре-вью в рекламных исследованиях. Креативные рекламные исследования. Использование проективных методик в рекламных исследованиях. Медиа-исследования: медиа-опросы и медиа-измерения. Особенности исследования теле-аудитории и радио-аудитории. Стандартные медиа-исследования и использование их результатов для медиа-планирования. Рекламные исследования и медиа-исследования для планирования и организации рекламных кампаний. Семинарское занятие № 5. Методические основы разработки инструментария количественных маркетинговых исследований
Литература
Практическое занятие № 1. Практическая разработка инструментария для количественного Технико-методическое оснащение: Анкеты для маркетинговых исследований, вспомогательные карточки (черно-белые и цветные), методические инструкции и другие материалы, бумага, ручки или карандаши. Цель: на примере существующих анкет для количественных маркетинговых исследований изучить последовательность и технические приемы разработки и составления анкет и вспомогательного инструментария для количественных маркетинговых исследований.
В ходе практического занятия вначале используется общее обсуждение всей группы, затем группа разбивается на две- три подгруппы для разработки вариантов текста анкеты и заключительные вопросы по анализу проделанной работы также проходят при обсуждении всей группы. следующая страница >> |
|