Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080504. - страница №3/4
6. Тематика семинарских занятийСеминар 1. Объекты земельных отношений. Состав земель. Категории земель. Вопросы для обсуждения:
Семинар 2. Собственность на землю. Права и обязанности собственников и арендаторов земли Вопросы для обсуждения:
Семинар 3. Основные формы землепользования и регулирование рынка земли Вопросы для обсуждения:
Семинар 4. Земли поселений и территориальное зонирование Вопросы для обсуждения:
Семинар 5. Система управления земельными ресурсами, на государственном и муниципальном уровне Вопросы для обсуждения:
Семинар 6. Мониторинг земель, земельный кадастр, нормирование земель, контроль и охрана земель
Семинар 7. Система Государственной Кадастровой оценки земель в России Вопросы для обсуждения:
Семинар 8. Система рыночных методов оценки земель, отечественный и зарубежный опыт применения Вопросы для обсуждения:
7. Самостоятельная работа студентовДанные методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов специальности 06050465 – «Государственное и муниципальное управление» по изучению курса «Управление и оценка земельных ресурсов» и формирования у будущих специалистов навыков в области управления земельными ресурсами, а также формирования компетенций для реализации их в будущей практической деятельности.. Самостоятельная работа студента (далее – СРС) является неотъемлемой частью процесса обучения по дисциплине «Управление и оценка земельных ресурсов». Значение СРС объясняется ее ключевой ролью в формировании профессионально подготовительного и творчески активного специалиста, способного к аналитической работе и самостоятельному принятию решений в сложной, меняющейся обстановке. СРС призвана развить у будущих специалистов способность разбираться в обширном потоке информации, видеть проблему и находить ее решение, оценивать вариантность возможных результатов, что повышает эффективность получаемых в вузе знаний и навыков. Самостоятельная работа студентов предполагает развитие навыка управления своим собственным процессом восприятия материала, в том числе навыка эффективного восприятия и обдумывания. Самостоятельная работа студентов осуществляется по следующим направлениям: при подготовке к лекционным занятиям, при подготовке к практическим и семинарским занятиям, при выполнении контрольной работы и курсового проекта, при подготовке к промежуточному и итоговому контролю качества знаний студентов. Самостоятельная работа – основа знаний. Лекции задают схему материала, канву, которая заполняется студентом во время его самостоятельной работы по дисциплине. Организация самостоятельной работы студентов в рамках подготовки к лекционным занятиям требует наличия методического обеспечения учебного процесса. Студентам должны быть доступны: учебная программа дисциплины, определяющая ее структуру, содержание, в которой должен быть детально разработан учебно-тематический план с распределением часов аудиторной и внеаудиторной работы студентов; методические материалы относительно того, каким образом будут оцениваться преподавателем все аспекты самостоятельной работы студентов с указанием критериев оценки их работы; методические рекомендации по выполнению тех или иных видов самостоятельной работы, содержащие возможные технологии и способы выполнения работы, а также информация о том, что студенту рекомендуется для подготовки к текущей лекции. Важным моментом в организации самостоятельной работы при подготовке к лекционным занятиям является четко сформулированная цель и структура (план) изложения рассматриваемой темы. Это будет способствовать мотивации к обучению, так как студенты понимают, почему им преподают данный материал. С целью развития интереса у студентов к излагаемому материалу и мотивации их к самостоятельной работе целесообразно иллюстрировать лекционный материал примерами, приближенными к реальным условиям. Кроме того, преподаватель на лекции должен получить обратную связь, например, задавая краткие вопросы, чтобы получить информацию относительно понимания студентами преподаваемого материала. Для этого важно донести до студентов требования, связанные с подготовкой к лекционным занятиям, прежде всего это:
Самостоятельная работа студента должна начинаться с рассмотрения тематического плана дисциплины и подбора рекомендуемой литературы. Приступая к проработке материала по каждой теме курса, следует ознакомиться с содержанием и методическими указаниями по ее изучению. После прочтения основных и дополнительных литературных источников по теме, следует ответить на предлагаемые вопросы для самопроверки полученных знаний. С целью их закрепления и углубления рекомендуется выполнить индивидуальные и тестовые задания. Как правило, лекции тесно связаны с семинарскими и практическими занятиями. Семинарские занятия отводятся под обсуждение проблем, дебатов, в том числе исследовательской работы студентов. Цель семинаров – помочь студенту преодолеть те трудности, с которыми он уже столкнулся при изучении предмета. Поэтому принципиально важно, чтобы на семинары студенты приходили уже подготовительными. На процесс организации практических занятий оказывают влияние цель преподавания данной дисциплины и опыт преподавателя в организации различных форм деятельности студентов на практических занятиях. Необходимо отметить, что между практическими и семинарскими занятиями существует определенное различие. Практические занятия методически следует строить таким образом, чтобы в процессе выполнения заданий студент выработал навыки решения поставленных условий, задач, соблюдения последовательности их выполнения и получения логических ответов. Таким образом, методика работы на практических занятиях предполагает развитие навыков у студентов в использовании математического аппарата, необходимого для осуществления аналитической и прогнозной деятельности. Важно отметить, что на практических занятиях должны быть задействованы все студенты, то есть, у каждого из них (или у группы студентов) имеется пакет заданий, который они выполняют и объясняют друг другу способ, механизм, алгоритм получения решения. Этот подход преподаватель должен учитывать при проведении практического или семинарского занятия, так как студент лучше понимает материал в процессе объяснения его другим. Помимо этого, в практических занятиях следует отдельно выделить те, которые относятся к практикумам – развивающим, исследовательские способности студентов, которые проводятся обычно с использованием компьютерных классов, дающих возможность выполнения сложных численных расчетов для анализа реальных статистических данных или организационно-экономических ситуаций. Организация самостоятельной работы в рамках подготовки и проведения практических и семинарских занятий включает:
Важная роль самостоятельной работе студентов отводится при выполнении ими контрольных работ и курсовых проектов. В случае выполнения контрольной работы студент знакомится с содержанием своего варианта, изучает теоретические вопросы по списку рекомендуемой литературы, готовит на них ответы в соответствии методических указаний по их выполнению. Что касается решения практических задач, то студент вначале знакомится с методикой решения типовой задачи, изложенной в методических указаниях по выполнению контрольных работ, а затем приступает к решению задачи из своего варианта. Выполнение курсового проекта осуществляется на базе изучения всего материала изучаемого курса, поэтому в соответствии с методическим указаниями по выполнению курсового проекта, студент самостоятельно: изучает теоретический материал по выбранной теме; проводит анализ производственно-хозяйственной деятельности исследуемого объекта (предприятия, цеха, организации и др.); выявляет недостатки – «узкие места» и предлагает конкретные, аргументированные предложения по их устранению; раскрывает организационно-экономическую сущность предлагаемых мероприятий; проводит необходимые расчеты и определяет социально-экономическую эффективность от внедрения предлагаемых мероприятий. Таким образом, выполнение курсового проекта охватывает весь курс изучаемой дисциплины и разделов смежных дисциплин, поэтому для активации его самостоятельной работы, успешного выполнения поставленной задачи необходимо обеспечить студента учебно-методической документацией, списком используемой литературы и другими источниками, и, прежде всего, методическими указаниями по выполнению курсового проекта. Важно отметить возрастающую роль самостоятельной работы в повышении качества подготовки и контроля качества знаний студентов. Оценка качества знаний студентов по изучаемой дисциплине должна учитывать:
Поэтому, роль преподавателя, совершенно очевидно, заключается в разработке и обеспечении студентов методическими разработками, позволяющими активизировать самостоятельную работу студентов. Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится с целью:
Отсюда следует, что основной задачей самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой, научно-исследовательской деятельности. Методические указания по самостоятельной работе студентов содержат: 1. Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля. 2. Тематический план изучения дисциплины. 3. Содержание изучаемых тем в соответствии с требованиями рабочей программы. 4. Вопросы для самопроверки полученных знаний по темам курса. 5. Тесты самопроверки по темам курса. 6. Рекомендуемый список литературы по темам курса. 7. Задачи. 8. Примерные вопросы к зачету и экзамену по курсу. 9. Задания по контрольным работам. 10. Задания по курсовому проектированию. 11. Список литературы. |
|