Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Регионоведение» для студентов, обучающихся по специальности 020401 География - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «технологии визуальных... 2 444.93kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Систематика и происхождение... 1 359.28kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 2 440.6kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внутрифирменное планирование»... 2 470.41kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационный менеджмент»... 1 195.91kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине акмеология 3 1100.72kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организаций... 4 725.34kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 407.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 6 1362.09kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Рабочая программа Направление 030600 «История» Квалификация (степень) 1 162.1kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Регионоведение» для студентов - страница №1/1



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.

Бербекова»
Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии


УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании кафедры « » 200 г.

от « » 200 г.

Протокол № Декан БФ /А.Ю. Паритов/

Зав. кафедрой /Р.А. Бураев/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ЕН.Р.01 «Регионоведение»
для студентов, обучающихся по специальности 020401 - География

Нальчик 2008


Автор-составитель:

Гонгапшев P.M.

Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии

Учебно-методический комплекс по дисциплине ЕН.Р.01 «Регионоведение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 - География.

Шифр ЕН.Р.01 «Регионоведение»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.




Аннотация

Целью создания настоящего Учебно-методического комплекса по «Регионоведение», одной из естественнонаучных дисциплин в системе университетского географического образования, является повышение качества знаний студентов на основе сочетания классических и современных (инновационных) методов обучения. УМКД содержит рекомендованный Учебно-методическим объединением университетов Минобразования РФ перечень разделов, в том числе Рабочая учебная программа, Учебно-методическое обеспечение дисциплины, Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине, Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины.



Выписка из ГОС ВПО

Данная дисциплина (ЕН.Р.01 «Регионоведение») составлена на основе Государственного образовательного стандарта по направлению (специальности). Учебно-методический комплекс по дисциплине «Регионоведение» опирается на такие предметы, как Социально-экономическая география России и мира, Страноведение, Глобальные и региональные проблемы и др. УМКД «Регионоведение» рассчитан на студентов 4 курса ОП и 3 курса СП географического отделения.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.

Бербекова»
Биологический факультет

Кафедра социально-экономической географии


УТВЕРЖДАЮ

Декан БФ /А.Ю. Паритов/

« » 200 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЕН.Р.01 «Регионоведение»


для студентов, обучающихся по специальности 020401 - География

Нальчик 2008 г.



Рабочая программа составлена на основании____________________________

__________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)

Разработчик: ассистент, Гонгапшев P.M. / __________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономической географии

Протокол №

от« » 200 г.

Заведующий кафедрой Р.А. Бураев.

(подпись)

Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета

« » 200 г.

Председатель А.Ю. Паритов

(подпись)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Регионоведение» призван сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, показать глубокую взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению, познать историю и культуру других стран и народов. Это тем более важно, что мир меняется сегодня с невиданной быстротой. Растет население земли. Переплетаются экономические связи. Расширяется сеть глобальных коммуникаций. В этих условиях данный курс приобретает колоссальное значение. В нем усиливается культурно-гуманистическая направленность предмета.

На примере социально-экономических процессов и явлений, происходящих в отдельных странах и регионах данный курс призван дать комплексную характеристику этнокультурных особенностей мира.


Цели и задачи изучения дисциплины «Регионоведение»

Цель дисциплины: дать методологическую основу в изучении территориальной организации хозяйственной жизни общества, закономерностей процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда.

Задачи дисциплины:

  • показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества в региональном аспекте;

  • изучение территориальных взаимодействий между сложившимися районами;

- изучение районов всех таксономических уровней;

- изучение территориальных сочетаний разных географических объектов и взаимосвязей их между собой, формирующих регионы разных типов в границах определенных пространств (местности, районы, страны) -региональный анализ;

- служить средством повышения общеобразовательного уровня и совершенствования владения региональными особенностями;
Требования к уровню освоения содержания дисциплины

«Регионоведение»

Студент, прослушавший дисциплину «Регионоведение», должен:



  • знать особенности внутрирайонных и межрайонных экономических связей;

  • иметь представление обо всех формах территориальной организации хозяйств;

  • знать историю и этнографию, экономику и политику, науку и культуру, язык и религию, традиций и ценностей конкретного мирового региона и его населения;

- знать закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона;


При чтении лекционного курса и проведении семинарских занятий по дисциплине «Регионоведение» будут использованы демонстрационные материалы: таблицы, фотографии, слайды, короткометражные видеофильмы, карта-схемы, графики,

диаграммы, меловые рисунки.




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самост



Всего

Лекц.

Практ



Предмет, задачи и методы регионоведения, ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами

4

2

2

2

Дифференциация и регионализация пространства

4

2

2

2

Основные категории и понятия регионоведения, классификация региональных систем

4

2

2

2

Регионоведение как научное течение, вклад ученых в его развитие

4

2

2

2

Факторы регионализма

8

4

4

6

Культурно-исторические макрорегионы мира

10

5

5

6

ИТОГО:

34

17

17

20

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ»

1.1. Лекции, их содержание, объем в часах -17 ч. Тема 1. Предмет, задачи и методы регионоведения, ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами - 2 часа.

Регионоведение как научная дисциплина. Роль и значение региональных знаний в системе географического образования. Актуальность регионоведения. Региональные аспекты истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, языка и литературы, религии, традиций и ценностей конкретного мирового региона и его населения.

Роль и значение региональной проблематики с ростом тесных социально-экономических связей отдельных регионов. Регионоведение в экономике. Регионоведение в медицине. Регионоведение в геологии.

Тема 2. Дифференциация и регионализация пространства - 2 часа.

Качественные и количественные критерии регионализации пространства. Регионоведение: функции «перекрестного опыления». Определение понятия «регион» и «район». Подходы к определению региона. Интерпретации понятия «регион». Границы регионов. Рубежная энергетика и "конфликт цивилизаций" по С. Хантингтону. Специфика пограничных регионов России.



Тема 3. Основные категории и понятия регионоведения, классификация региональных систем - 2 часа.

Районы различных таксономических уровней. Экономические зоны. Укрупненные районы. Крупные экономические районы. Районы среднего звена. Промышленные узлы. Промышленные центры. Агломерации. Территориально-производственные, отраслевые, промышленные и агропромышленные комплексы. Свободные экономические зоны.



Тема 4. Регионоведение как научное течение, вклад ученых в его развитие -2 ч.

Регионализм как научное течение. «Региональная парадигма», западных географов первой половины XX в. Региональные концепции Р. Хартшорна, У. Вулдриджа, У. Иста. Основоположник первой классической региональной теории - И. Тюнен. Теория размещения промышленности А. Вебера. Теория расселения В. Кристаллера. У. Изард - основоположник региональной науки. Теория распространения (диффузии) нововведений Т. Хегерстранда.



Тема 5. Факторы регионализма -4 ч.

Демографический фактор регионализма. Динамика численности населения мира. Региональные различия в рождаемости населения. Региональные различия в смертности населения. Естественный прирост и продолжительность жизни населения. Возрастная структура и занятость населения. Расселение как фактор регионализма. Размещение населения мира. Георуралистика и геоурбанистика. Крупные города и агломерации. Системы расселения. Мировые религии. География национальных религий. Политико-географический фактор регионализма. Политическая география и геополитика. Территориально-политические системы. Типы суверенных стран. Дифференциация стран мира. Интеграция стран мира. Геополитические «большие пространства».


Тема 6. Культурно-исторические макрорегионы мира - 5 часа.

Экономико-географическая характеристика макрорегионов мира. Зарубежная Европа: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа; Зарубежная Азия: Юго-Западная, Южная, Юго-Восточная, Восточная и Центральная Азия. Африканский макрорегион. Америка. Австралия и Океания.



1.2. Практические занятия -17 ч.

  1. Размещение населения мира (работа с контурными картами) 2 ч.

  2. Структура городского населения мира (диаграмма) 2ч.

  3. Крупные города и агломерации (работа с контурными картами) 2 ч.

  4. Типы стран мира по форме правления (работа с контурными картами) 2 ч.

  5. Построение диаграммы, отражающее соотношение производства с/х. культур по странам 3 ч.

  6. Субрегионы зарубежной Европы (работа с контурными картами) 2 ч.

  7. Субрегионы зарубежной Азии (работа с контур, картами) 2 ч.

  8. Типы стран мира по административно-территориальному устройству (раб.

с контур, картами) 2 ч.

1.3.Самостоятельная работа студентов по курсу «Регионоведение» (4 ОП курс, 3 СП курс географического отделения БФ КБГУ) - 20 ч.

Место проведения: лекционная аудитория, Специализированная лаборатория географического отделения (349 ауд.)

Форма отчетности студента: демонстрация знаний и умений, предоставление тетради с записями лекционных и семинарских занятий.

Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение хрестоматии по данной дисциплине с углубленным ознакомлением содержания конкретных региональных аспектов политического устройства мира, географии природных ресурсов и населения мира, с целью раскрыть сложные, получившие глобальный характер, процессы развития мирового хозяйства.


Тематический план и учебно-методическое оснащение самостоятельной

работы студента

п/п

Тема СРС

Кол-во часов

Учебно-методическое оснащение

1.

Регионоведение как область научного знания, изучающая

территориальную организацию хозяйственной жизни общества



2

материалы периодической печати; экономико-статистические сборники; картографические источники (карты, атласы, картосхемы); учебная литература;

2.

Методология в регионоведении

2

материалы периодической печати; экономико-статистические сборники; картографические источники (карты, атласы, картосхемы); учебная литература;

3.

Основные категории и понятия регионоведения, классификация региональных систем

2

материалы периодической печати; экономико-статистические сборники; картографические источники (карты, атласы, картосхемы); учебная литература;

4.

Регионоведение как научное течение, вклад ученых в его развитие

2

материалы периодической печати; экономико-статистические сборники; картографические источники (карты, атласы, картосхемы); учебная литература;

5.

География мировых природных ресурсов

2

материалы периодической печати; экономико-статистические сборники; картографические источники (карты, атласы, картосхемы); учебная литература;

6.

Взаимодействие общества и географической среды

2

материалы периодической печати; экономико-статистические сборники; картографические источники (карты, атласы, картосхемы); учебная литература;

7.

География населения мира

2

материалы периодической печати; экономико-статистические сборники; картографические источники (карты, атласы, картосхемы); учебная литература;

8.

География мирового хозяйства

2

материалы периодической печати; экономико-статистические сборники; картографические источники (карты, атласы, картосхемы); учебная литература;

9.

Региональная характеристика мира

2

материалы периодической печати; экономико-статистические сборники; картографические источники (карты, атласы, картосхемы); учебная литература;

10.

Глобальные проблемы человечества

2

материалы периодической печати; экономико-статистические сборники; картографические источники (карты, атласы, картосхемы); учебная литература;




Всего:

20




ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Глоссарий специальных терминов и понятий, необходимых для усвоения студентами содержания дисциплины «Регионоведение», составлен с использованием словарей-приложений к учебникам и учебным пособиям (см. список основной и дополнительной литературы).




ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
По дисциплине «Регионоведение» в соответствии с учебным планом факультета и действующим Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБГУ предусмотрены текущая, промежуточная и итоговая формы контроля.

Промежуточный контроль (1): тестирование (по три контрольные точки в каждом семестре).

Текущий контроль (2): оформление рабочей тетради на семинарских занятиях и собеседование.

Итоговый контроль (2 и 3): зачет по окончании семестра.



ТЕСТЫ
Для промежуточного контроля студентов 4 курса ОП и 3 курса СП выполнено по 200 тестовых заданий. Тесты оформлены в формате ACT (имеется электронная копия в формате WORD) согласно требованиям к аттестационным педагогическим измерительным материалам для компьютерного тестирования. Тесты размещены в электронной базе КБГУ.


1.4. Контрольные вопросы (для устного собеседования на семинарских занятиях и письменных работ на рейтинг - зачете)

1. Дайте определение предмета и объекта исследования регионоведения. В


чем заключается отличие экономической географии и регионалистики?

2. Какие виды регионов выделяются в современной территориальной


структуре Р.Ф.? Приведите возможное определение понятия «регион».

  1. Назовите авторов основных зарубежных теорий регионоведения.

  2. Охарактеризуйте роль и значение в развитии регионалистики теории размещения Й. Тюнена.

5. В чем заключается отличие теории «промышленного штандорта» А.
Вебера от предшествующих теорий?

6. Назовите основоположников отечественной регионалистики.



  1. Охарактеризуйте содержание основных направлений отечественных теоретических и методологических исследований в области регионалистики.

  2. Дайте определение понятия «закономерности размещения произ­водительных сил» и назовите важнейшие закономерности.

9. Охарактеризуйте принципы и факторы размещения производительных сил.

  1. Разъясните понятие «производительные силы общества».

  2. Каким образом изменилось геополитическое положение России после распада СССР?

  3. Охарактеризуйте понятие «экономико-географическое положение».

  4. Раскройте суть теорий географического детерминизма и географического поссибилизма.

  5. Охарактеризуйте половозрастную и социальную структуру населения мира.

  6. Дайте определение понятия «качество жизни». Каковы критерии качества жизни?

16. Охарактеризуйте процесс формирования и использования трудовых
ресурсов. Назовите основные аспекты оценки трудовых ресурсов.

17. Назовите основные проблемы использования трудовых ресурсов на


современном этапе развития мировой экономики.

  1. Охарактеризуйте отраслевую структуру экономики Ю.В. Азии.

  2. Охарактеризуйте место и роль топливно-энергетического комплекса в народном хозяйстве. В чем заключается районообразующая роль ТЭК?

  3. Какие факторы определяют особую роль машиностроения в народном хозяйстве Зарубежной Европы?




  1. Назовите основные отрасли машиностроения Северной Америки и охарактеризуйте их географию.

  2. Назовите и найдите на экономической карте мира основные центры автомобиле-, судо-, самолетостроения и других крупных отраслей машиностроительного комплекса.

  3. Дайте краткую характеристику основных звеньев агропромышленного комплекса.




  1. Охарактеризуйте регион как социально-экономическую систему и региональный хозяйственный комплекс.

  2. В чем заключаются особенности управления структурой экономики региона?




  1. Приведите примеры экзогенных и эндогенных связей региона.

  2. Оцените влияние изменений в структуре регионального хозяйственного комплекса на его развитие.

  3. Назовите основные отрасли химической промышленности Ю.З. Азии и охарактеризуйте их географию.

  4. Назовите отрасли специализации экономики Северной Европы.


Список литературы Основная:

1. Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н., Экономическая география и


регионалистика, М.; Конорус, 2005.

  1. Вавилов Е.В., Экономическая география и регионалистика, М.; Гардарики, 2001., уч. пособие.

  2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.Н. «Регионоведение» М., 2003.

  3. Морозова Т.Г., Регионоведение, М.; Банки и Биржи, 1998., учебник.

  4. Волков Ю.Г., Регионоведение, Ростов-на-Дону; Феникс, 1999. уч. пособие.

6. Лопатников Д.Л., Экономическая география и регионалистика, М;
Гардарики, 2006., уч. пособие.
Дополнительная:
7. Саушкин Ю.Г. «Избранные труды» изд. Универсум, Смоленск 2001.

8. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-


терминологический словарь. М, 1983.

  1. Машбиц Л. Г. Урбанизация и территориальная структура хозяйства развивающихся стран. М., 1985.

  2. Максаковский В.П., Географическая картина мира, Ярославль, 2000., в 2-х томах.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ» С ДРУГИМИ

ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Наименование дисциплины, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменении в пропорциях материала, порядке изложения и содержания занятий

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Социально-экономическая география мира

Социально-экономической географии







География АПК










География промышленности










Демография










Социально-экономическая география России










Глобальные и региональные проблемы










ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

НА 2008 /2009 УЧЕБНЫЙ ГОД
В рабочую программу дисциплины «Регионоведение» внесены следующие изменения:
1. Расширена вводная часть программы, добавлен блок «Регионоведение как
научное течение, вклад ученых в его развитие».
2. В разделе «Предмет, задачи и методы регионоведения» помимо
предметных вопросов рассматриваются особенности ее взаимосвязи с
другими научными дисциплинами, в частности с экономикой, медициной,
геологией.

Разработчик: ассистент P.M. Гонгапшев

(подпись)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социально-экономической географии




« » _________200 г.
Протокол №______

Зав.кафедрой____________Р.А.Бураев

(подпись)



Внесенные изменения утверждаю:






« » _________200___г.
Декан БФ ____________А.Ю. Паритов

(подпись)



2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Методические рекомендации для преподавателя

Виды учебной деятельности преподавателя по дисциплине


«Регионоведение» лекции, семинарские занятия, организация

самостоятельной работы студентов.

Изложение учебного материала дисциплины должно быть основано на следующих принципах:

- последовательное движение от простого к сложному, от незнания или недостаточного знания к полному;



  • раскрытие основополагающих районообразующих процессов и явлений, осознание студентами их особенностей и закономерностей развития;

  • знание особенностей размещения населения мира и отдельных регионов;

  • определение уровня и особенностей размещения отраслей мирового хозяйства в крупных регионах земного шара;

понимание региональных особенностей половозрастного, национального состава населения мира;

В качестве дидактических материалов по данной дисциплине рекомендуется использование тематических стендов, карта-схем, таблиц, учебников и учебных пособий, а также обучающих материалов (видеофильмов, слайдов, фотографий и др.), полученных при помощи цифровой техники.

На семинарских занятиях добиваться осмысленного восприятия учебного материала, исключив бездумное просиживание в аудитории, вовлекая в дискуссию.

Освоение студентами дисциплины «Регионоведение», работа с учебно-методической литературой социально-экономического, нормативно­правового содержания требует от преподавателя ведение в обязательном порядке словарной работы со специальными терминами.




2.2. Методические указания для студентов

Методические рекомендации для студентов - это комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студентам оптимальным образом выстроить работу по изучению дисциплины и создающих условия для успешной самостоятельной работы. Они заключаются в следующем.

Лекционные занятия по дисциплине «Регионоведение» играют основную роль в освоении студентами учебного материала. На них студент научается ориентироваться в содержании предмета для последующего освоения материала во время семинарских и самостоятельных занятий. Поэтому посещение лекций и составление их конспектов - непременное условие успешной учебной деятельности студента. Выписывание специальных терминов по каждой теме в личный словарь студента и последующая их расшифровка способствует более глубокому пониманию и закреплению учебного материала.

При подготовке темы семинарского занятия студент обязан руководствоваться поиском материала из нескольких литературных источников, а не ограничиваться одним учебным пособием. На семинарское занятие студент должен предоставить устный доклад (регламент - не более 5 минут). Разрешается использование «шпаргалки» - составленного студентом в рукописной форме развернутого ответа. Доклад должен напоминать небольшой аналитический очерк по теме семинара.



2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов

Согласно учебному плану на самостоятельную работу студента по дисциплине «Регионоведение» на 2009 учебный год выделено 20 часов. Основной вид реализации самостоятельной работы - это проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх. В таблице приведены темы и содержание самостоятельной работы.



Тематика и содержание самостоятельной работы студента

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Политическое устройство мира. Государственный строй стран тира, формы правления.

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации

- написание рефератов

География мировых природных ресурсов. Ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации

- написание рефератов

География населения мира, региональные особенности расселения населения.

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации

- написание рефератов

Факторы регионализма.

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации

- написание рефератов

Мировые религии.

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации

- написание рефератов

Региональная характеристика Зарубежной Европы и Азии.

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации

- написание рефератов

Региональная характеристика Америки и Африки.

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации

- написание рефератов

Региональная характеристика Австралии и Океании.

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации

- написание рефератов



2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием

Учебные занятия проводятся в специализированных аудиториях -лекционная, специализированная аудитория (349). Сведения об используемом оборудовании и материалах приведены в таблице 1.

Используются демонстрационные материалы:


  • политико-административная карта мира, карты России, отдельных районов, стран и регионов

  • физическая карта мира, России

  • учебные атласы


2.5. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы (набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине и др.

Электронные материалы (наборы видео- и аудио- материалов, электронные конспекты лекций, электронные учебники, презентации, графическая информация, др.) по дисциплине «Регионоведение» имеются на кафедре социально-экономической географии.



2.6. Карта обеспеченности литературой



В таблице приведены сведения об обеспеченности студентов, обучающихся по дисциплине «Регионоведение», учебной и

учебно-методической литературой.

3. ТЕКУЩАЯ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПО

ДИСЦИПЛИНЕ

Текущий контроль и промежуточная аттестация по дисциплине «Регионоведение» проводится в соответствии с «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов КБГУ».



Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации студентов по дисциплине «Регионоведение» также определены «Положением о балльно-рейтинговой аттестации ...». Это:

  • стимулирование повседневной систематической работы студентов;

  • снижение роли случайностей при сдаче экзаменов;

  • повышение состязательности в учебе;




  • исключение возможности протежирования не очень прилежных студентов;

  • создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура);

  • повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы.

Состав и планирование в баллах контрольных рейтинговых мероприятий, ориентировочное распределение баллов по видам отчетности в рамках дисциплины приведены в таблице 2 УМКД.
Таблица 2. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация студентов 4 (ОП), 3 курса (СП) по

дисциплине «Регионоведение».




Вид отчетности

1 рейтинговый контроль

2 рейтинговый контроль

3 рейтинговый контроль

Экзамен

Текущий (опрос-собеседование)

6

6

6

30


Защита практических работ

8

8

9

Тестирование

6

6

6

Посещение занятий

3

3

3

Всего

23

23

24

61-100



Шкала оценки по дисциплине «Регионоведение» определена в соответствии с утвержденной в «Положении ...».

Минимальное количество средних баллов на экзамене, которое дает право студенту на положительные отметки:



  • от 41 до 50 балла - удовлетворительно

  • От 51 до 61 - хорошо

  • от 61 до 71 - отлично

Максимальное суммарное количество баллов по результатам текущей работы - 70 баллов.

Итоговая оценка по дисциплине выставляется в баллах и оценках.



График балльно-рейтинговых мероприятий (промежуточный контроль) по дисциплине «Регионоведение» проводятся согласно «Положению о рейтинговой системе»:

  1. рейтинговая контрольная точка - 5-6 недели;

  2. рейтинговая контрольная точка - 11-12 недели;

  3. рейтинговая контрольная точка - 16-17 недели;

Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в сроки, указанные в календарном плане.

Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине определена «Положением ...». Нормативными документами учета успеваемости студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе являются:

- ведомость учета текущей успеваемости (на основе текущего и промежуточного контроля);

- экзаменационная (зачетная) ведомости.

Ведомость текущей успеваемости заполняется преподавателем 3 раза в течение семестра.



Порядок и сдача зачетов и экзаменов

Требования к итоговой аттестации по дисциплине определены требованиями к итоговой аттестации, установленными ГОС ВПО по специальности «География».

Итоговая оценка по дисциплине «Регионоведение» определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и рубежного контроля, и баллов, полученных при сдаче экзамена.

Для получения допуска к зачету, которым заканчивается изучение дисциплины «Регионоведение», студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 41 балла. Для допуска к зачету необходимо выполнение всех запланированных по программе заданий к семинарским занятиям независимо от числа набранных баллов по дисциплине. На зачете студент может получить 15-30 баллов. Если ответ студента оценивается суммой менее 15 баллов, то студенту выставляется 0.



Отработка и повторное обучение также регламентировано

«Положением ...».

Студенты, имеющие по одной или двум дисциплинам до 35 баллов включительно, имеют право на однократное повторное изучение (прослушивание) не освоенных надлежащим образом курсов. Если незачтенный курс был курсом по выбору, то студент может прослушать альтернативный курс по выбору из предлагаемых учебным планом курсов по данной группе. В результате повторного прослушивания курса студент для продолжения дальнейшего обучения должен по итогам семестра получить оценку не ниже «удовлетворительно». В противном случае студент представляется к отчислению независимо от того, имеет ли он еще какие-либо задолженности. Студент, получивший баллы в пределах от 35 до 70 по профессионально-образующим дисциплинам и от 35 до 60 баллов по остальным дисциплинам ООП, обязан в течение 10 дней следующего семестра успешно выполнить необходимый объем учебных работ и показать соответствующие знания. В случае если качество учебных работ признано неудовлетворительным, то студент представляется к отчислению. Если качество работ или знаний в течение 10 дней признано неудовлетворительным по одной дисциплине, студент может обратиться в установленном порядке по заявлению с просьбой о повторном изучении этой дисциплины в течение следующего семестра. В случае принятия положительного решения по допуску такого студента к повторному прослушиванию, аннулируются все набранные им ранее баллы по этой дисциплине.

4. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе преподавания дисциплины «Регионоведение» предполагается использование инновационных методов и технологий. К их числу относится внедрение в учебный процесс опыта экономической оценки от различных региональных форм хозяйственной деятельности.

На занятиях используются видеофильмы, наглядно позволяющие студентам в полной мере представить особенности развития хозяйства регионов мира, особенности размещения природных ресурсов и расселения населения по регионам. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы и т.д.).

Использование современных инновационных технологий в учебном процессе позволяет:



- сочетать высокую экономическую эффективность и гибкость учебного процесса;

  • широко использовать информационные ресурсы в учебном процессе;

  • существенно расширить возможности традиционных форм обучения;

  • позволяет реализовать новые эффективные формы обучения.