страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Р. 01 «Регионоведение» для студентов - страница №1/1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Биологический факультет Кафедра социально-экономической географии УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании кафедры « » 200 г. от « » 200 г. Протокол № Декан БФ /А.Ю. Паритов/ Зав. кафедрой /Р.А. Бураев/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЕН.Р.01 «Регионоведение» для студентов, обучающихся по специальности 020401 - География Нальчик 2008 Автор-составитель: Гонгапшев P.M. Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии Учебно-методический комплекс по дисциплине ЕН.Р.01 «Регионоведение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020401 - География. Шифр ЕН.Р.01 «Регионоведение» Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения. Аннотация Целью создания настоящего Учебно-методического комплекса по «Регионоведение», одной из естественнонаучных дисциплин в системе университетского географического образования, является повышение качества знаний студентов на основе сочетания классических и современных (инновационных) методов обучения. УМКД содержит рекомендованный Учебно-методическим объединением университетов Минобразования РФ перечень разделов, в том числе Рабочая учебная программа, Учебно-методическое обеспечение дисциплины, Текущая и итоговая аттестация студентов по дисциплине, Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины. Выписка из ГОС ВПО Данная дисциплина (ЕН.Р.01 «Регионоведение») составлена на основе Государственного образовательного стандарта по направлению (специальности). Учебно-методический комплекс по дисциплине «Регионоведение» опирается на такие предметы, как Социально-экономическая география России и мира, Страноведение, Глобальные и региональные проблемы и др. УМКД «Регионоведение» рассчитан на студентов 4 курса ОП и 3 курса СП географического отделения. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Биологический факультет Кафедра социально-экономической географии УТВЕРЖДАЮ Декан БФ /А.Ю. Паритов/ « » 200 г. ЕН.Р.01 «Регионоведение» для студентов, обучающихся по специальности 020401 - География Нальчик 2008 г. Рабочая программа составлена на основании____________________________ __________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения) Разработчик: ассистент, Гонгапшев P.M. / __________ (должность, подпись, Ф.И.О.) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономической географии Протокол № от« » 200 г. Заведующий кафедрой Р.А. Бураев. (подпись) Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета « » 200 г. Председатель А.Ю. Паритов (подпись) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Регионоведение» призван сформировать у учащихся целостное представление об окружающем мире, показать глубокую взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара, научить пространственному мышлению, познать историю и культуру других стран и народов. Это тем более важно, что мир меняется сегодня с невиданной быстротой. Растет население земли. Переплетаются экономические связи. Расширяется сеть глобальных коммуникаций. В этих условиях данный курс приобретает колоссальное значение. В нем усиливается культурно-гуманистическая направленность предмета. На примере социально-экономических процессов и явлений, происходящих в отдельных странах и регионах данный курс призван дать комплексную характеристику этнокультурных особенностей мира. Цели и задачи изучения дисциплины «Регионоведение» Цель дисциплины: дать методологическую основу в изучении территориальной организации хозяйственной жизни общества, закономерностей процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в общероссийском и международном разделении труда. Задачи дисциплины:
- изучение районов всех таксономических уровней; - изучение территориальных сочетаний разных географических объектов и взаимосвязей их между собой, формирующих регионы разных типов в границах определенных пространств (местности, районы, страны) -региональный анализ; - служить средством повышения общеобразовательного уровня и совершенствования владения региональными особенностями; Студент, прослушавший дисциплину «Регионоведение», должен:
- знать закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона; При чтении лекционного курса и проведении семинарских занятий по дисциплине «Регионоведение» будут использованы демонстрационные материалы: таблицы, фотографии, слайды, короткометражные видеофильмы, карта-схемы, графики, диаграммы, меловые рисунки. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ» 1.1. Лекции, их содержание, объем в часах -17 ч. Тема 1. Предмет, задачи и методы регионоведения, ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами - 2 часа. Регионоведение как научная дисциплина. Роль и значение региональных знаний в системе географического образования. Актуальность регионоведения. Региональные аспекты истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, языка и литературы, религии, традиций и ценностей конкретного мирового региона и его населения. Роль и значение региональной проблематики с ростом тесных социально-экономических связей отдельных регионов. Регионоведение в экономике. Регионоведение в медицине. Регионоведение в геологии. Качественные и количественные критерии регионализации пространства. Регионоведение: функции «перекрестного опыления». Определение понятия «регион» и «район». Подходы к определению региона. Интерпретации понятия «регион». Границы регионов. Рубежная энергетика и "конфликт цивилизаций" по С. Хантингтону. Специфика пограничных регионов России. Тема 3. Основные категории и понятия регионоведения, классификация региональных систем - 2 часа. Районы различных таксономических уровней. Экономические зоны. Укрупненные районы. Крупные экономические районы. Районы среднего звена. Промышленные узлы. Промышленные центры. Агломерации. Территориально-производственные, отраслевые, промышленные и агропромышленные комплексы. Свободные экономические зоны. Тема 4. Регионоведение как научное течение, вклад ученых в его развитие -2 ч. Регионализм как научное течение. «Региональная парадигма», западных географов первой половины XX в. Региональные концепции Р. Хартшорна, У. Вулдриджа, У. Иста. Основоположник первой классической региональной теории - И. Тюнен. Теория размещения промышленности А. Вебера. Теория расселения В. Кристаллера. У. Изард - основоположник региональной науки. Теория распространения (диффузии) нововведений Т. Хегерстранда. Тема 5. Факторы регионализма -4 ч. Демографический фактор регионализма. Динамика численности населения мира. Региональные различия в рождаемости населения. Региональные различия в смертности населения. Естественный прирост и продолжительность жизни населения. Возрастная структура и занятость населения. Расселение как фактор регионализма. Размещение населения мира. Георуралистика и геоурбанистика. Крупные города и агломерации. Системы расселения. Мировые религии. География национальных религий. Политико-географический фактор регионализма. Политическая география и геополитика. Территориально-политические системы. Типы суверенных стран. Дифференциация стран мира. Интеграция стран мира. Геополитические «большие пространства». Тема 6. Культурно-исторические макрорегионы мира - 5 часа. Экономико-географическая характеристика макрорегионов мира. Зарубежная Европа: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа; Зарубежная Азия: Юго-Западная, Южная, Юго-Восточная, Восточная и Центральная Азия. Африканский макрорегион. Америка. Австралия и Океания. 1.2. Практические занятия -17 ч.
с контур, картами) 2 ч. 1.3.Самостоятельная работа студентов по курсу «Регионоведение» (4 ОП курс, 3 СП курс географического отделения БФ КБГУ) - 20 ч. Место проведения: лекционная аудитория, Специализированная лаборатория географического отделения (349 ауд.) Форма отчетности студента: демонстрация знаний и умений, предоставление тетради с записями лекционных и семинарских занятий. Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение хрестоматии по данной дисциплине с углубленным ознакомлением содержания конкретных региональных аспектов политического устройства мира, географии природных ресурсов и населения мира, с целью раскрыть сложные, получившие глобальный характер, процессы развития мирового хозяйства. Тематический план и учебно-методическое оснащение самостоятельной работы студента
ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Глоссарий специальных терминов и понятий, необходимых для усвоения студентами содержания дисциплины «Регионоведение», составлен с использованием словарей-приложений к учебникам и учебным пособиям (см. список основной и дополнительной литературы). ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ По дисциплине «Регионоведение» в соответствии с учебным планом факультета и действующим Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КБГУ предусмотрены текущая, промежуточная и итоговая формы контроля. Промежуточный контроль (1): тестирование (по три контрольные точки в каждом семестре). Текущий контроль (2): оформление рабочей тетради на семинарских занятиях и собеседование. Итоговый контроль (2 и 3): зачет по окончании семестра. ТЕСТЫ Для промежуточного контроля студентов 4 курса ОП и 3 курса СП выполнено по 200 тестовых заданий. Тесты оформлены в формате ACT (имеется электронная копия в формате WORD) согласно требованиям к аттестационным педагогическим измерительным материалам для компьютерного тестирования. Тесты размещены в электронной базе КБГУ. 1.4. Контрольные вопросы (для устного собеседования на семинарских занятиях и письменных работ на рейтинг - зачете) 1. Дайте определение предмета и объекта исследования регионоведения. В чем заключается отличие экономической географии и регионалистики? 2. Какие виды регионов выделяются в современной территориальной структуре Р.Ф.? Приведите возможное определение понятия «регион».
5. В чем заключается отличие теории «промышленного штандорта» А. Вебера от предшествующих теорий? 6. Назовите основоположников отечественной регионалистики.
9. Охарактеризуйте принципы и факторы размещения производительных сил.
16. Охарактеризуйте процесс формирования и использования трудовых ресурсов. Назовите основные аспекты оценки трудовых ресурсов. 17. Назовите основные проблемы использования трудовых ресурсов на современном этапе развития мировой экономики.
Список литературы Основная: 1. Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н., Экономическая география и регионалистика, М.; Конорус, 2005.
6. Лопатников Д.Л., Экономическая география и регионалистика, М; Гардарики, 2006., уч. пособие. Дополнительная: 7. Саушкин Ю.Г. «Избранные труды» изд. Универсум, Смоленск 2001. 8. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно- терминологический словарь. М, 1983.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ НА 2008 /2009 УЧЕБНЫЙ ГОД В рабочую программу дисциплины «Регионоведение» внесены следующие изменения: 1. Расширена вводная часть программы, добавлен блок «Регионоведение как научное течение, вклад ученых в его развитие». 2. В разделе «Предмет, задачи и методы регионоведения» помимо предметных вопросов рассматриваются особенности ее взаимосвязи с другими научными дисциплинами, в частности с экономикой, медициной, геологией. Разработчик: ассистент P.M. Гонгапшев (подпись) « » _________200 г. Протокол №______ Зав.кафедрой____________Р.А.Бураев (подпись) Внесенные изменения утверждаю: « » _________200___г. Декан БФ ____________А.Ю. Паритов (подпись) 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Методические рекомендации для преподавателя Виды учебной деятельности преподавателя по дисциплине «Регионоведение» лекции, семинарские занятия, организация самостоятельной работы студентов. Изложение учебного материала дисциплины должно быть основано на следующих принципах: - последовательное движение от простого к сложному, от незнания или недостаточного знания к полному;
понимание региональных особенностей половозрастного, национального состава населения мира; В качестве дидактических материалов по данной дисциплине рекомендуется использование тематических стендов, карта-схем, таблиц, учебников и учебных пособий, а также обучающих материалов (видеофильмов, слайдов, фотографий и др.), полученных при помощи цифровой техники. На семинарских занятиях добиваться осмысленного восприятия учебного материала, исключив бездумное просиживание в аудитории, вовлекая в дискуссию. Освоение студентами дисциплины «Регионоведение», работа с учебно-методической литературой социально-экономического, нормативноправового содержания требует от преподавателя ведение в обязательном порядке словарной работы со специальными терминами. 2.2. Методические указания для студентов Методические рекомендации для студентов - это комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студентам оптимальным образом выстроить работу по изучению дисциплины и создающих условия для успешной самостоятельной работы. Они заключаются в следующем. Лекционные занятия по дисциплине «Регионоведение» играют основную роль в освоении студентами учебного материала. На них студент научается ориентироваться в содержании предмета для последующего освоения материала во время семинарских и самостоятельных занятий. Поэтому посещение лекций и составление их конспектов - непременное условие успешной учебной деятельности студента. Выписывание специальных терминов по каждой теме в личный словарь студента и последующая их расшифровка способствует более глубокому пониманию и закреплению учебного материала. При подготовке темы семинарского занятия студент обязан руководствоваться поиском материала из нескольких литературных источников, а не ограничиваться одним учебным пособием. На семинарское занятие студент должен предоставить устный доклад (регламент - не более 5 минут). Разрешается использование «шпаргалки» - составленного студентом в рукописной форме развернутого ответа. Доклад должен напоминать небольшой аналитический очерк по теме семинара. 2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов Согласно учебному плану на самостоятельную работу студента по дисциплине «Регионоведение» на 2009 учебный год выделено 20 часов. Основной вид реализации самостоятельной работы - это проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх. В таблице приведены темы и содержание самостоятельной работы. Тематика и содержание самостоятельной работы студента
2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием Учебные занятия проводятся в специализированных аудиториях -лекционная, специализированная аудитория (349). Сведения об используемом оборудовании и материалах приведены в таблице 1. Используются демонстрационные материалы:
2.5. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы (набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине и др. Электронные материалы (наборы видео- и аудио- материалов, электронные конспекты лекций, электронные учебники, презентации, графическая информация, др.) по дисциплине «Регионоведение» имеются на кафедре социально-экономической географии. 2.6. Карта обеспеченности литературой В таблице приведены сведения об обеспеченности студентов, обучающихся по дисциплине «Регионоведение», учебной и учебно-методической литературой. Текущий контроль и промежуточная аттестация по дисциплине «Регионоведение» проводится в соответствии с «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов КБГУ». Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации студентов по дисциплине «Регионоведение» также определены «Положением о балльно-рейтинговой аттестации ...». Это:
Состав и планирование в баллах контрольных рейтинговых мероприятий, ориентировочное распределение баллов по видам отчетности в рамках дисциплины приведены в таблице 2 УМКД. Таблица 2. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация студентов 4 (ОП), 3 курса (СП) по дисциплине «Регионоведение».
Шкала оценки по дисциплине «Регионоведение» определена в соответствии с утвержденной в «Положении ...». Минимальное количество средних баллов на экзамене, которое дает право студенту на положительные отметки:
Максимальное суммарное количество баллов по результатам текущей работы - 70 баллов. Итоговая оценка по дисциплине выставляется в баллах и оценках. График балльно-рейтинговых мероприятий (промежуточный контроль) по дисциплине «Регионоведение» проводятся согласно «Положению о рейтинговой системе»:
Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в сроки, указанные в календарном плане. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине определена «Положением ...». Нормативными документами учета успеваемости студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе являются: - ведомость учета текущей успеваемости (на основе текущего и промежуточного контроля); - экзаменационная (зачетная) ведомости. Ведомость текущей успеваемости заполняется преподавателем 3 раза в течение семестра. Порядок и сдача зачетов и экзаменов Требования к итоговой аттестации по дисциплине определены требованиями к итоговой аттестации, установленными ГОС ВПО по специальности «География». Итоговая оценка по дисциплине «Регионоведение» определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего и рубежного контроля, и баллов, полученных при сдаче экзамена. Для получения допуска к зачету, которым заканчивается изучение дисциплины «Регионоведение», студент должен набрать в ходе текущего и рубежного контроля не менее 41 балла. Для допуска к зачету необходимо выполнение всех запланированных по программе заданий к семинарским занятиям независимо от числа набранных баллов по дисциплине. На зачете студент может получить 15-30 баллов. Если ответ студента оценивается суммой менее 15 баллов, то студенту выставляется 0. Отработка и повторное обучение также регламентировано «Положением ...». Студенты, имеющие по одной или двум дисциплинам до 35 баллов включительно, имеют право на однократное повторное изучение (прослушивание) не освоенных надлежащим образом курсов. Если незачтенный курс был курсом по выбору, то студент может прослушать альтернативный курс по выбору из предлагаемых учебным планом курсов по данной группе. В результате повторного прослушивания курса студент для продолжения дальнейшего обучения должен по итогам семестра получить оценку не ниже «удовлетворительно». В противном случае студент представляется к отчислению независимо от того, имеет ли он еще какие-либо задолженности. Студент, получивший баллы в пределах от 35 до 70 по профессионально-образующим дисциплинам и от 35 до 60 баллов по остальным дисциплинам ООП, обязан в течение 10 дней следующего семестра успешно выполнить необходимый объем учебных работ и показать соответствующие знания. В случае если качество учебных работ признано неудовлетворительным, то студент представляется к отчислению. Если качество работ или знаний в течение 10 дней признано неудовлетворительным по одной дисциплине, студент может обратиться в установленном порядке по заявлению с просьбой о повторном изучении этой дисциплины в течение следующего семестра. В случае принятия положительного решения по допуску такого студента к повторному прослушиванию, аннулируются все набранные им ранее баллы по этой дисциплине. В процессе преподавания дисциплины «Регионоведение» предполагается использование инновационных методов и технологий. К их числу относится внедрение в учебный процесс опыта экономической оценки от различных региональных форм хозяйственной деятельности. На занятиях используются видеофильмы, наглядно позволяющие студентам в полной мере представить особенности развития хозяйства регионов мира, особенности размещения природных ресурсов и расселения населения по регионам. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы и т.д.). Использование современных инновационных технологий в учебном процессе позволяет: - сочетать высокую экономическую эффективность и гибкость учебного процесса;
|
|