Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Для специальностей - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология... 1 93.33kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология (наименование... 2 520.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дифференциальная психология... 1 67.95kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины гуманистическая психология... 3 477.15kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей 5 698.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология личности Для специальностей 1 290.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология... 2 657.04kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины инженерная психология Для... 5 586.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная... 2 415.43kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 330.36kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология... 1 93.33kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Для специальностей - страница №2/2

Тематический план (10 часов лекций, 6 часов практика)


  1. Введение. (2 а.ч.).

Тема 1. Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза.

Раздел 2. Виды нарушений психического развития. (6 а.ч.).

Тема 2. Психическое недоразвитие. Задержанное развитие.

Тема 3. Поврежденное развитие. Искаженное развитие.

Тема 4. Развитие в условиях сложных недостатков в развитии.

Раздел 2. Теоретические основы профилактики и коррекции отклонений в развитии. (8 а.ч.).

Тема 5. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.

Тема 6. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения.

Тема 7. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель –ребенок - родители.

Тема 8. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.

Вопросы к экзамену


Разделы дисциплины (Дидактические единицы) Темы

Вопросы для подготовки

1. Введение.

Тема 1. Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза.


1. История, предмет, задачи и принципы специальной психологии.

2. Понятие психического дизонтогенеза.

3. Параметры дизонтогенеза.


2. Виды нарушений психического развития.

Тема 2. Психическое недоразвитие. Задержанное развитие.

Тема 3. Поврежденное развитие. Искаженное развитие.

Тема 4. Развитие в условиях сложных недостатков в развитии.


4. Психическое недоразвитие.

5. Задержанное развитие.

6. Поврежденное развитие.

7. Искаженное развитие.

8. Развитие в условиях сложных недостатков в развитии.


3. Теоретические основы профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Тема 5. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.

Тема 6. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения.

Тема 7. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители.

Тема 8. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.


9. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому.

10. Профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.

11. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.

12. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения.

13. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители.

14. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб (цели, задачи, содержание работы ПМПК).

15. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.




Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
1. Очная форма обучения.
Студент очной формы обучения организует освоение дисциплины с помощью преподавателя как аудиторную, так и внеаудиторную учебную работу.

В аудиторной учебной работе предусмотрены лекционные и практические занятия в объёме 16 часов в 8 семестре. Форма контроля – зачет.


1.1 Учебно-тематический план дисциплины для очной формы обучения.




Название разделов и тем

Всего часов

Лек-ции

Практи-ческие

занятия


Самос-тоя-

тельная


работа

Примечание

1.

Введение.

Тема 1. Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза.


2

2




4




1

Виды нарушений психического развития.

Тема 2. Психическое недоразвитие. Задержанное развитие.

Тема 3. Поврежденное развитие. Искаженное развитие.

Тема 4. Развитие в условиях сложных недостатков в развитии.


6

2

4

10




2

Теоретические основы профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Тема 5. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.

Тема 6. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения.

Тема 7. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители.

Тема 8. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.


8

6

2

14







Итого

16

10

6

28





Раздел 1. Введение.

Тема 1. Понятие психического дизонтогенеза. Параметры дизонтогенеза.

Толкование понятия термина «дизонтогения» (Швальбе). Аномалия развития. Дети группы риска. дети с проблемами в обучении и развитии. дети с ограниченными возможностями здоровья. Факторы, определяющие модальность психического дизонтогенеза: время и длительность воздействия повреждающих агентов (воз­растная обусловленность дизонтогении); их этиология; рас­пространенность болезненного процесса — локальность или сис­темность патогенного воздействия; степень нарушения меж­функциональных связей. Возрастная обусловленность дизонтогении (Л.С. Выготский, Г.Е Сухарева, г. Гельниц и др.). Уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия: сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет); психомоторный (4 — 7 лет); аффективный (7 — 12 лет); эмоционально-идеаторный (12 — 16 лет).



Вопросы и задания для самостоятельной работы 1:

Проанализировав предложенную ниже литературу, Вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы на листах формата А-4 и сдать их для последующей проверки.

1. Этиология, патогенез дизонтогений.

2. Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни.

3. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития.

(учение о компенсации).

4. Основные виды психического дизонтогенеза.



Задания для самостоятельной работы

Конспектирование литературы

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – Изд. «Московский университет», 1985. – 165 с. («Клинические закономерности дизонтогенеза», С. 7-14)

2. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 480 с. («Общие закономерности отклоняющегося развития», С. 37-41).

Темы рефератов

1. Этиология патогенез дизонтогений.

4. Биологические и социальные факторы нарушений центральной нервной системы.

Литература

1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /А.Д.Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Яков­лева; Под редакцией В.А. Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280 с.

2. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведен. Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под редакцией Г.Ф.Кумариной – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 310 с.

3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 480 с.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – Изд. «Московский университет», 1985. – 165 с.

Тема 2. Психическое недоразвитие. Задержанное развитие.

Органические и функциональные расстройства центральной нервной системы. Понятие термина «умственная отсталость». Клинический, психологический, педагогический диагностические критерии умственной отсталости. Этиология умственной отсталости (Г.Е. Сухарева). Причины проявления умственной отсталости. Сходство с другими клиническими состояниями. отличительные признаки от других состояний. Ядерные признаки. Формы олигофрений (дебильность, имбицильность, идиотия, кретинизм). Задержанное развитие. Формы ЗПР. Этиология, ядерные признаки, сходство с другими пограничными состояниями, отличительные признаки, используемые в дифференциальной диагностике отграничения одних состояний от других (Т.А. Власова и М.С. Певзнер, К.С. Лебединский).



Семинарское занятие 1

Психическое недоразвитие. Задержанное развитие.

Форма проведения занятия - «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения.

1. Органические нарушения головного мозга детей – олигофренов.

2. Некоторые особенности нейродинамики детей – оли­гофренов.

3. Особенности биоэлектрической активности мозга детей – олигофренов.

4. Особенности условно рефлекторной деятельности головного мозга детей – олигофренов.

5. Причины умственной отсталости.

6. Проблема психического развития нормального и аномального ребенка.

7. Особенности личности младшего школьника с формой задержанного развития конституционного происхождения;

8. Особенности личности младшего школьника с формой задержанного развития соматогенного происхождения;

9. Особенности личности младшего школьника с формой задержанного развития психогенного происхождения;

10. Особенности личности младшего школьника с формой задержанного развития церебрастенического (церебрально-органического происхо­ждения).

11. Проблема дифференциальной диагностики детей с трудностями в обеспечении.

12. Особенности речи детей с ЗПР.

13. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития личности младшего школьника с задержанным развитием (протокол обследования, психолого-педагогическая характеристика, психолого-педагогическое заключение, рекомендации, средства, формы, методы и приемы работы по реализации каждой рекомендации).

14. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития личности старшего дошкольника с задержанным развитием (протокол обследования, психолого-педагогическая характеристика, психолого-педагогическое заключение, рекомендации, средства, формы, методы и приемы работы по реализации каждой рекомендации).

Задания для самостоятельной работы

Конспектирование литературы

1. Выготский Л.С. Проблема умственной отстало­сти. Обучение и развитие детей школьного возраста.— В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956.

2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно от­сталого школьника М., 1979. (Методы изучения психики умственно отсталых детей).

Конспектирование литературы

1. Гонеев АД., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной пе­дагогики / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1999. (Особенности личности младшего школьника с разными формами задержанного развития С.129-144).



Темы рефератов

1.Типологические особенности детей – олигофренов (Педагогическая классификация форм олигофрении М.С.Певзнер).

2. Психологическая характеристика дементных детей (с текущими нервно-психическими заболеваниями (гидроцефалией, эпилепсией, шизофренией, ревматическим поражением ЦНС).

Рекомендуемая литература

1. Выготский Л. С. Проблема умственной отстало­сти. Обучение и развитие детей школьного возраста.— В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956.

2. Замский X. С. История олигофренопедагогики. М., 1974, ч.

3. Дьячков А. И. Основы воспитания и обучения номальных детей. М., 1965.

4. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок.М., 1960.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.

5. Пинский Б. И. Психологические особенности дея­тельности умственно отсталых школьников. М., 1962, гл. 1.

6. Рубинштейн С. Я. Психология умственно от­сталого школьника М., 1979.

7. Гонеев АД., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной пе­дагогики / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1999.

8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – Изд. «Московский университет», 1985. – 165 с.

9. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 480 с.

Тема 3. Поврежденное развитие. Искаженное развитие.

Этиология поврежденного развития: наследственные заболевания, внутриутробные, родовые, послеродовые инфекции (бактерии, вирусы, простейшие), травмы центральной нервной системы. Патологическое воздействие на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет). Органическая деменция. Наследственные дегенеративные, обменные заболевания мозга (опухоли, менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты, хорея, полиомиелит, сифилис нервной системы, туберкулез мозга). Систематика органической деменции. Место шизофрении в ряду психических заболе­ваний. Основные клинические проявления симпто­ма расщепления психики. Формы шизофрении в стадии расцвета симптоматики. Особенности про­текания шизофрении в детском и подростковом возрасте. Роль возрастного фактора, пубертатных кризов. Лечение шизофрении. Маниакально-депрес­сивный психоз. Особенности течения. Лечение, прогноз, возможности обучения. Эпилепсия как самостоятельная болезнь наследственно-ор­ганического генеза характеризуется большими и малыми при­ступами, эквивалентами большого эпилептического приступа, изменением характера по эпилептическому типу. Эписиндром, возникающий на фоне травмы черепа, сопровождающийся изменением характера по травматическому типу. Признаки наступающего приступа. Большой эпилептический припадок. Малые припадки. Психические эквиваленты эпилепсии (вместо судорожного припадка появление спутанного состоя­ния сознания, во время которого неясно, полубессозна­тельно воспринимается окружающая действительность (су­меречное состояние). Личностные изменения больных эпилепсией.



Семинарское занятие 2

Психическое развитие при дизонтогениях поврежденного типа и нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия)

Форма проведения занятия - «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения.

1. Психические нарушения при инфекциях.

2. Четыре типа органической деменции у детей по классификации Г.Е. Сухаревой.

3. Старческие и предстарческие деменции.

4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития личности младшего школьника с поврежденным развитием (протокол обследования, психолого-педагогическая характеристика, психолого-педагогическое заключение, рекомендации, средства, формы, методы и приемы работы по реализации каждой рекомендации).

5. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития личности старшего дошкольника с поврежденным развитием (протокол обследования, психолого-педагогическая характеристика, психолого-педагогическое заключение, рекомендации, средства, формы, методы и приемы работы по реализации каждой рекомендации).

6. Психологическая и педагогическая коррекция личностных изменений больного эпилепсией ребенка.

7. Психологическая и педагогическая коррекция личностных изменений больного шизофренией ребенка

8. Патопсихология детской шизофрении.

9. Патопсихология эпилепсий.



Задания для самостоятельной работы

Конспектирование литературы

1. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респекс», 1999. (Болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, энцифалиты, менингоэнцифалиты, С. 161-173).

2. Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., «Когнито-Центр», 2000. (О диагностике психического развития детей с наследственной патологией, С. 303-305).

3. Исаев Д.Н. Патопсихология детского возраста: Учебник для вузов.- СПб.: СпецЛит, 2001. – 443 с. (Этиология и патогенез шизофрении, С. 285-287; Этиология и патогенез эпилепсий С. 299-301).



Темы рефератов

1. Инфекционные заболевания ЦНС.

2. Хромосомные нарушения ЦНС.

3. Аффективные расстройства при эпилепсии.

4. Атипичные изменения личности при шизофрении.

5. Детский аутизм.



Литература

1. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респекс», 1999. – 224 с.

2. Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., «Когнито-Центр», 2000. – 351с.

3. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. зыведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 384с.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – Изд. «Московский университет», 1985. – 165 с.

Тема 4. Развитие в условиях сложных недостатков в развитии.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Общие закономерности психического развития детей с нормальным и нарушенным двигательным развитием. Специфические особенности развития психики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Компенсаторные возможности, позволяющие преодолеть воздействие нарушений опорно-двигательного аппарата на психическое развитие. Эффективные методы коррекционного воздействия на развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с детскими церебральными параличами, с последствиями полиомиелита, с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.), с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата. Создание специальной условий обучения и воспитания — М. В. Ипполитова. Клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также вопросы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями (К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, И.В. Ипполитова, Н.В. Симонова, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Э.С. Калижнюк и др.). Структура дефекта при ДЦП. Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному. Первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы ребенка с ДЦП. Дефицитарное развитие (слабослышащие, слабовидящие). Мутизм, сурдомутизм. Общее недоразвитие речи (ОНР). Психопатоподобные расстройства. Дисгармоничное развитие. Механизмы действия эмоционального стресса и факторы, способствующие возникновению психических и психосоматических расстройств.



Вопросы и задания для самостоятельной работы 2:

Проанализировав предложенную ниже литературу, Вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы на листах формата А-4 и сдать их для последующей проверки.

1. Дать характеристику особенностям развития личности и эмоционально-волевой сферы детей ДЦП.

2. Дать характеристику особенностям деятельности детей с ДЦП.

3. Проанализировать вопросы психофизиологии письма у детей с двигательными нарушениями различных клинических групп (с органическими и функциональными расстройствами ЦНС).

4. Охарактеризовать личностные особенности детей психотиков и психопатов.

2. Проанализировать виды психопатий.

5. Обосновать правила моделирования коммуникации с детьми психопатами.

6. Выявить особенности личности подростков с нарушениями в аффективной сфере.

7. Раскрыть лечебно-психолого-педагогические и профилактические меры в коррекции нарушений развития детей психопатов.

8. Какие наиболее вероятные нарушения могут возникнуть при поражении лобной, теменной. височной, затылочной доли головного мозга.

9. Какой отдел мозга вероятнее всего нарушен, если у ребенка резко ограничены движения. затруднено дыхание, сердечные ритмы.

Конспектирование литературы

1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 480 с. (Специфика двигательного развития при ДЦП, С. 269-286).

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – Изд. «Московский университет», 1985. – 165 с.

3. Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л.Белопольская. – М., «Когнито-Центр», 2000. – 351с. (Различия между психопатией и невропатией; неврозом и писихопатией, С. 213-221).



Темы рефератов

1. Формы ДЦП.

2. Особенности деятельности детей с ДЦП.

3 Коррекция нарушения поведения детей психопатов.

4. Этиология и патогенез психопатий.

5. Формы писхопатий.



Литература

1. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. – СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респекс», 1999. – 224 с.

2. Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. – М., «Когнито-Центр», 2000. – 351с.

3. Исаев Д.Н. Патопсихология детского возраста: Учебник для вузов.- СПб.: СпецЛит, 2004. – 443 с.

4. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. зыведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 384с.

5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – Изд. «Московский университет», 1985. – 165 с.



Раздел 2. Теоретические основы профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Тема 5. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.

Психолого-педагогическое наследие Л.С. Выготского как методологическая основа специальной психологии. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Иерархия первичных и вторичных, биологических и социально-обусловленных нарушений. Интенсивность и распространенность патологического процесса. Степень нарушения функциональных связей и иерархических координаций. Учение о компенсации (Л.С. Выготский). Взаимообусловленность коррекции и компенсации. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Статистическая норма развития. Функциональная норма развития. Факторы психического развития.



Семинарское занятие 3

Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому.

Форма проведения занятия - «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения.

1. Определите понятие «среднестатистическая норма развития» и ее значение для работы психолога.

2. Определите что такое «функциональная норма» и ее значение в специальном образовательном пространстве.

3. Проанализируйте условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка.

4. Что такое «фактор развития». Определите все факторы отклоняющегося развития.

5. Проанализируйте закономерности отклоняющегося развития.

6. Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам.

7. В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушенного развития.



Задания для самостоятельной работы

Конспектирование литературы

1. Л.С. Выготский. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

(Предисловие: вклад Л.С. Выготского в отечественную дефектологию)

Темы рефератов

1. Ретроспективный анализ становления и развития учения о проблемах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

2. Вклад П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.Н. Мясишева в развитие отечественной педологии.

3. Психолого-педагогическое наследие Л.С. Выготского как методологическая основа коррекционной педагогики.

4. Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обучения.

Рекомендуемая литература.

1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 480 с.

2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /А.Д.Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Яков­лева; Под редакцией В.А.Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280 с.

3. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучении Организационне педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. – 136 с.


4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведен. Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнова и др.; Под редакцией Г.Ф.Кумариной - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 310 с.
5. Основы специальной психологии: Учеб.пособ. для студ. средн. пед. учеб.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

6. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. Т.5. – С. 6-9.



Тема 6. Общепсихологические, психофизиологические, клиникопсихологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения.

Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений. Принципы системности коррекционных профилактических и развивающих задач. Принцип учета возрастных особенностей. Принцип интеграции методов психологического воздействия. Принцип приоритетности патогенетической психотерапии. Практические задачи реализации программ психологической коррекции (формирование компонентов учебной деятельности, формирование схемы собственного тела и соматогнозиса, формирование зрительно-пространственных и зрительно-двигательных представлений, становление вербального анализа и вербально-логического мышления, работа над лексической, фонетической, грамматической сторонами речи, закрепление навыков самостоятельной творческой работы, формирование эмоционально-аффективной сферы).



Вопросы и задания для самостоятельной работы 3:

Проанализировав предложенную ниже литературу, Вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы на листах формата А-4 и сдать их для последующей проверки.

1. Установите взаимосвязь между понятиями «коррекция »и «компенсация».

2. Приведите примеры внутри- и межсистемной компенсации.

3. Охарактеризуйте традиционные и нетрадиционные средства коррекции. В чем их существенное различие.

4. Проанализируйте направления коррекции сенсомоторного развития ребенка.

5. Разведите понятия «сенсорное развитие», «сенсорная культура», «сенсорное воспитание».

6. Разработайте примерные задания и упражнения на основе метода сенсорной интеграции.

7. Какие коррекционные приемы можно использовать при обучении детей дифференцировать предметы по цвету, форме, величине.

8. Докажите, почему нужно больше уделять внимания развитию дифференцированного слухового восприятия.

9. Предложите сенсорные тренинги по развитию зрительного, слухового восприятия, осязания, обоняния и вкуса.

10. Определите для себя стимулирующие и расслабляющие раздражители.

11. Какие параметры характеризуют общую, мелкую, артикуляционную моторику?

12. Подберите задания, игры и упражнения для развития общей, мелкой, артикуляционной моторики.

13. Выделите основные приемы коррекции эмоционально-волевой сферы.

14. Подготовьте сообщения о жизни выдающихся людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Рекомендуемая литература.

1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 480 с.

2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /А.Д.Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Яков­лева; Под редакцией В.А.Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280 с.

3. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведен. Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнова и др.; Под редакцией Г.Ф.Кумариной - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 310 с.


4. А.А. Агеева. Коррекционные техники в школе.- СПб.: Речь, 2004.- 184.

Тема 7. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители.

Взаимообусловленность коррекции и компенсации. Прямая коррекция. Косвенная коррекция. Внутрисистемная компенсация. Межсистемная компенсация. Декомпенсация. Сверхкомпенсация. Принципы коррекционно-развивающего обучения (единства диагностики и коррекции, анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи, включение семью в коррекционно-развивающий процесс, формирование и коррекция высших психических функций, реализация личностно-ориентированного подхода, определение базовых достижений в каждом возрастном периоде). Основные направления работы коррекционно-развивающего обучения. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Общие методологические вопросы профилактики и коррекции. Методы непосредственного воздействия, методы опосредования воздействия на детей, ориентированные на работу с семьей и педагогами образовательных учреждений.



Вопросы и задания для самостоятельной работы 4:

Проанализировав предложенную ниже литературу, Вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы на листах формата А-4 и сдать их для последующей проверки.

1. Проведите сравнительный анализ особенностей обучения в специальной школе и требований к инновационным технологиям.

2. Охарактеризуйте принципы и методы обучения в специальной школе. Чем обусловлены особенности реализации этих принципов.

3. Проанализируйте новые информационные технологии в специальном образовании.

4. Раскройте особенности контроля, самоконтроля и оценку деятельности учащихся с особенностями в развитии.

5. Охарактеризуйте особенности организации педагогического общения с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

6. В каких случаях прибегают к альтернативной коммуникации. Выделите положительные и негативные моменты альтернативного общения.

7. Предложите приемы повышения психической активности ребенка «комплекс оживления».

8. раскройте цели создания продуктивного педагогического общения.

9. Проанализируйте методы организующей, направляющей, стимулирующей помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в школе и дома.



Рекомендуемая литература.

1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 480 с.

2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /А.Д.Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Яков­лева; Под редакцией В.А.Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280 с.

3. Т.В. Варенова. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб. пособ. – Мн.: ООО АСАР, 2003.-288.



Тема 8. Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство.

Развитие сети специальных учреждений в современных условиях. Концепция специальной психологической помощи в системе образования. Общие положения. Цели и задачи специальной службы психологической помощи детям и подросткам с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностном и социальном развитии, а также лицам, имеющим особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями здоровья. Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (цели, задачи, направления деятельности). Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Специальные (коррекционные) образовательные учреждения (VII, VIII вида). Кадровое обеспечение коррекционных организационных структур.



Вопросы и задания для самостоятельной работы 5:

Проанализировав предложенную ниже литературу, Вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы на листах формата А-4 и сдать их для последующей проверки.

1. Какими звеньями представлена система специальных образовательных учреждений России? Какое звено пока слабое?

2. Какие характеристики имеет направленность процесса обучения в специальной школе?

3. Коррекционная педагогика как область научного педагогического знания.

4. История развития коррекционной педагогики в Западной Европе.

5. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки.

6. Раскройте интеграционные тенденции в образовании детей с особенностями психофизического развития.

Рекомендуемая литература.

1. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 480 с.

2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /А.Д.Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Яков­лева; Под редакцией В.А.Сластенина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280 с.

3. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучении Организационне педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. – 136 с.


4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведен. Г.Ф.Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнова и др.; Под редакцией Г.Ф.Кумариной - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 310 с.
5. Основы специальной психологии: Учеб.пособ. для студ. средн. пед. учеб.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

6. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. Т.5. – С. 6-9.



Темы рефератов по «Специальной психологии»

  1. Методы психологической диагностики детей и младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

  2. Развитие самосознания в старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР.

  3. Развитие самосознания в младшем школьном возрасте у детей с задержанным и повреждённым психическим развитием.

  4. Формирование половозрастной идентификации в младшем школьном возрасте (особенности половозрастной идентификации).

  5. Роль дошкольного воспитания в возникновении и преодолении ЗПР (пути и формы предупреждения школьной дезадаптации).

  6. Коррекционно–развивающие программы в соответствии со структурой дефекта (структура личности: направленность, по потребности, мотивы, цели, установки, интересы, идеалы; способности, характер и т. д.).

  7. Проблема умственной отсталости и особенности развития психики учащихся коррекционной вспомогательной школы (пути и формы, коррекционные программы).

  8. Психологическая характеристика состава учащихся образовательной школы (дети ЗПР, дементные дети, больные нервно-психическими заболеваниями, дети с дисгармоничным развитием (невротики, психотики)). Индивидуальный подход в соответствии с психическим состоянием.

  9. Методы изучения психики детей с аномалиями в развитии дошкольного и школьного возраста (диагностика психолого-педагогическое обследование).

  10. Особенности направленности личности младших школьников с ЗПР и их проявление в учебной деятельности.

11. Особенности оценки и самооценки учащихся с органическими и функциональными расстройствами центральной нервной системы и их проявление в учебной деятельности.

12. Особенности учебной деятельности младших школьников с ЗПР

(письмо, чтение, счёт, речь) и их зависимость от форм ЗПР.

13. Отличительные признаки результатов диагностического обследования когнитивной и эмоционально-волевой сфер умственно-отсталого младшего школьника и с задержанным развитием.

14. Особенности воли умственно отсталых школьников и учёт этих особенностей в воспитательно-образовательном процессе.

15. Соотношение мотивов, потребностей, целей, побуждений и особенностей поведения у школьников с лёгким и выраженными формами ЗПР.

16. Сущность волевой незрелости и контрасты поведения младших школьников с дисгармоничным развитием.

17. Роль заболевания в формировании черт характера у детей с органическими и функциональными расстройствами ЦНС.

18. Причины, обуславливающие развитие особенностей характера младших школьников с искажённым развитием.

19. Своеобразие эмоциональных проявлений и переживаний у младших школьников с психическим недоразвитием.

20. Причины нарушения чувств и эмоций у детей невротиков, психотиков.

21. Соотношение особенностей личности, интеллекта и чувств у детей с органическими расстройствами Ц.Н.С.

22. Болезненные проявления эмоций у младших школьников с ЗПР.

23. Особенности нарушения операционной стороны мышления у детей с повреждённым развитием.

24. Проявление личностных нарушений мышления: а) нарушение мотивации мышления; б) нарушение критичности мышления; в) нарушение целенаправленности мышления у младших школьников с органическими расстройствами Ц.Н.С.

25. Физиологические механизмы нарушений в процессах памяти младших школьников с лёгкими и выраженными формами ЗПР.

26. Своеобразие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения у младших школьников с астеноневротическим синдромом.

27. Особенности логической и механической памяти детей с органическими и функциональными расстройствами ЦНС.

28. Дефекты мышления, обуславливающие нарушения памяти детей с психическим недоразвитием и повреждённым развитием.

29. Нарушения мотивационного компонента памяти у младших школьников с дисгармоничным развитием и его учёб в учебном процессе.

30. Условия, формы и методы, способствующие развитию высших форм памяти детей с повреждённым развитием (психологическая, педагогическая, медицинская коррекция).

31. Особенности сенсорного познания детей с дефицитарным развитием.

32. Формы и методы профилактики и коррекции зрительно-пространственных нарушений учащихся с трудностями письма и чтения.

33. Развитие восприятий детей с ЗПР в процессе образовательно-воспитательной работы.

34. Недоразвитие внешних форм внимания и его причины.

35.Связь внимания с другими психическими мышлениями (а) мышление и внимание; б) интересы и внимание; в) воля и внимание; г) потребности и внимание) у детей с ЗПР.

36. Значение внимания в учебной деятельности у младших школьников с дисгармоничным развитием (невротики, психотики).

37. Особенности формирования учебных и трудовых навыков у младших школьников с выраженными формами ЗПР (пути и средства).

38. Характер проявления уровня сформированности навыков письма, чтения, чтения, счёта на основе изучения продуктов деятельности учащихся с органическими и функциональными расстройствами ЦНС.

39. Влияние недостатков деятельности у различных групп младших школьников (пробелы в знаниях, недостаточный уровень сформированности навыков, влияние индивидуальных личностных особенностей, недоразвитие познавательной деятельности, особенности дефекта) на школьную успешность.

40. Влияние самооценки младших школьников с трудностями в обучении на развитие их личности.

41. Особенности самооценки и уровня притязаний младших школьников с повреждённым и задержанным психическим развитием.

42. Направленность как важнейшая структура единица личности младшего школьника с органическим поражением мозга.

43. Особенности развития познавательных потребностей младших школьников с лёгкими и выраженными формами ЗПР.

44. Современный взгляд на вопросы развития личности школьников с задержанным развитием.

45. Особенности структуры личности младших школьников с органическими и функциональными расстройствами ЦНС.

46. Роль биологических и социальных факторов в развитии личности с нарушениями когнитивной и мотивационно - потребностной сфер.

47. Психологическая характеристика детей имеющих сходные с олигофренией состояния:

а) дети с психофизическим инфантилизмом;

б) дети с астеническим состоянием;

в) дети с нарушением анализаторов;

г) дети с психопатоподобным поведением.

48. Психологическая характеристика дементных детей с текущими нервно-психическими заболеваниями (гидроцефалией, эпилепсией, шизофренией, ревматическим нарушением ЦНС).

49. Особенности нейродинамики детей с органическими нарушениями ЦНС.

50. Особенности психического развития нормального и аномального ребёнка. Теоретическое и практическое значение правильного определения нормы и патологии развития.

Контрольно-измерительные материалы

В каждом задании из предложенных ответов выбрать правильный.

1 – вариант

1. Основной целью коррекционно-развивающего обучения считают:

а) проведение психологической, логопедической коррекции личности;

б) полноценное психологическое развитие школьника;

в) проведение коррекции отклонений психического развития школьника;

г) выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

2. К социальной типологии детей риска относятся:

а) дети с физиологическими недостатками, с речевыми проблемами, с низкой памятью, с пониженной обучаемостью;

б) дети с акцентуированными патологическими чертами характера, дети с физическими недостатками и грубыми физиологическими нарушениями;

в) дети – сироты;

г) дети – правонарушители.

3. В категорию проблемных, трудных детей в общеобразовательной школе не попадают дети:

а) с нервно-психическими заболеваниями (шизофрения, эпилепсия);

б) группы «риска»;

в) психопаты;

г) с грубыми речевыми расстройствами

4. Дифференцированными типами коррекционно-развивающего обучения считают:

а) индивидуализацию условий обучения, индивидуальный подход в обучении;

б) классы компенсирующего обучения, классы выравнивания, коррекционные классы;

в) классы педагогической поддержки, классы компенсирующего обучения;

г) интегрированное обучение.

5. В классы компенсирующего обучения отбирают детей:

а) с задержкой психического развития;

б) с сенсомоторными нарушениями;

в) педагогически запущенных, с трудностями в обучении и поведении;

г) с речевыми нарушениями.

6. С опозданием тормозятся ряд безусловных рефлексов и с опозданием вырабатываются условные рефлексы у детей имеющих:

а) поврежденное развитие;

б) искаженное развитие;

в) психическое недоразвитие;

г) дефицитарное развитие.

7.Класификация слабовыраженных форм задержки психического развития М. С. Певзнер включает следующие клинические варианты:

а) неосложнённый гармонический инфантилизм;

б) ЗПР психогенного генеза;

в) ЗПР соматогенного генеза;

г) ЗПР, осложненный органической микросимптоматикой.

8. У младших школьников имеющих ЗПР церебро-органического генеза наиболее устойчивые признаки ЗПР:

а) двигательное беспокойство;

б) нарушение восприятия;

в) импульсивность;

г) нарушения логического мышления.

9. Адаптационные нарушения предусматривают диагностику:

а) мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной сфер учащихся;

б) эмоциональной, физиологической, поведенческой, мотивационной, когнитивной сфер учащихся;

в) интеллектуальной, физиологической, мотивационной сфер учащихся;

г) мотивационно-потребностной и когнитивной сфер учащихся.

10. Вопрос о направлении школьника в коррекционное образовательное учреждение решается:

а) психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения;

б) межведомственной постоянно действующей психолого-медико-педагогической консультацией;

в) психологом школы;

г) педагогическим советом школы.

11. Основой психолого-педагогического диагностирования адаптационных нарушений детей в процессе школьного обучения является:

а) оценка характера общих и специфических трудностей в учении;

б) оценка отклонения в поведении в отношении с их возможными психо-физическими и психолого-педагогическими причинами;

в) целостное изучение школьника в единстве с социально-педагогической ситуацией;

г) оценка межличностных отклонений в классном коллективе.

12. К характерологической акцентуации личности лабильного типа (К.Леонгард) относят следующие проявления:

а) наличие субдепрессивной и гипоманиакальной фазы настроения, которые сменяют друг друга;

б) крайняя изменчивость построения, зависимость самочувствия, работоспособности, планов на будущее, отношение к другим людям от текущего настроения;

в) слабая воля, внушаемость, зависимость от чужого влияния, отсутствие собственных положительных целей и стремлений;

г) безграничный эгоизм и «жажда признания».

13. Патохарактерологическое формирование личности ребенка с ЗПР обусловлено:

а) психофизиологической организацией детского организма и отклонениями в культурном развитии;

б) биологическими факторами;

в) социальными факторами;

г) педагогической запущенностью.

14. К проективным методам исследования личности относят:

а) Шестнадцатифакторный личностный опросник (Р. Кеттелла), акцентуации характера (К. Леонгарда);

б) прогрессивные матрицы Равенна, метод Д. Векслера, анкета «Прогноз», межличностная диагностика тест Т. Лири;

в) методика критичности ассоциативного мышления, корректурная проба, тест Стреляу;

г) тест (методика) Розенцвейга, тематический апперционный тест (ТАТ), несуществующее фантастическое животное.

15. С.Д. Забрамная и О.В. Боровик для психолого – педагогического изучения и коррекций внимания ребенка предлагают следующий практический материал:

а) методика Рыбакова, бланки «корректурных проб» (методики Бурдона, кодирование Векслера), таблицы Шульте, бланки к методике «Счет по Крепелину»;

б) таблицы с пословицами и поговорками, доска Сегена, матрици Равена, кубики Коса;

в) пиктограмма А.Р. Лурия, бланки с текстами для воспроизведения, методика Дембо-Рубинштейна;

г) методика Розенцвейга, таблицы с текстами разной сложности, тесты Рошарха.

2 - вариант

1. Школьной дезадаптацией является:

а) нарушение приспособления школьника к условиям школьной среды;

б) нервно-психическая неустойчивость, вызванная психическим перенапряжением в процессе учебной деятельности;

в) нарушение регуляции поведения школьника;

г) плохая успеваемость ученика.

2. К типологии детей риска по здоровью относятся:

а) дети с речевыми нарушениями;

б) дети с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющие, нервные дети;

в) дети с болезненными страхами, подвергающиеся в семье насилию (физическому, психическому, сексуальному), леворукие дети;

г) дети с физическими и физиологическими недостатками.

3. Главная компонента самоуправляющего механизма личности детей и подростков с трудностями в обучении и развитии:

а) мотивационно-потребностная сфера;

б) я – концепция, система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе;

в) направленность личности;

г) нервно-психическая устойчивость.

4. Коррекционная работа с детьми в системе коррекционно-развивающего обучения предполагает:

а) корреционную помощь в учебном процессе, коррекционная помощь узких специалистов;

б) коррекционную помощь по отдельным учебным предметам со специалистом дефектологом;

в) коррекционную помощь школьникам, требующим особого внимания педагога – дефектолога;

г) коррекционную помощь школьникам, требующим внимание педагога – психолога.

5. В классы выравнивания выбирают детей:

а) группы риска;

б) с речевыми нарушениями;

в) с задержкой психического развития;

г) с сенсомоторными нарушениями.

6. Психопатоподобная форма поведения школьника характеризуется:

а) несформированостью когнитивной сферы;

б) нарушением нейродинамических процессов;

в) нарушениями анализаторов;

г) дисгармоничным развитием.

7. Причина приводящая к задержкам психического развития (М. С. Певзнер, Т. А. Власовой) являются:

а) донатальные, натальные, постнатальный;

б) несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору;

в) педагогическая запущенность на ранних этапах развития (до 3-х лет);

г) хронические соматические заболевания матери, начавшиеся до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы).

8. На первое место среди причин синдрома дефицита внимания с гиперактивностью ставят:

а) отягощенный акушерский анамнез (нежелательная беременность, попытки ее прервать, родовые травмы, малый вес при рождении);

б) биологические факторы (слабое развитие лобных долей, нарушение ретикулярной формации);

в) генетические факторы (наследственная предрасположенность);

г) средовые факторы.

9. Основой психолого-педагогического диагностирования предпосылок адаптационных нарушений младшего школьника является:

а) психодиагностика памяти, воображения, мышления;

б) определение уровня интеллектуального развития;

в) психолого-педагогическое изучение готовности ребенка к школьному обучению;

г) диагностика внутрисемейных отношений.

10. В состав межведомственной постоянно действующей псиохолго-медико-педагогической комиссии входят следующие специалисты:

а) психиатр, педиатр, психолог, председатель комиссии;

б) психиатр, психоневролог, логопед, учитель начальных классов;

в) психиатр, дефектолог, психолог, логопед;

г) председатель комиссии, дефектолог, логопед, психиатр, оттоляринголог, психолог.

11. Нормальное сенсомоторное развитие ребенка (до года) проявляется в том что:

а) ребенок держит голову в 3 месяца;

б) осуществляет глазодвигательные реакции на световой раздражитель после одного месяца;

в) производит осознанные хватательные движения в три месяца;

г) выделяет красный цвет в три месяца.

12. К характерологической акцентуации личности конформного типа относят следующие проявления:

а) зависимость поступков от случайных внешних обстоятельств, внушаемость и безволие;

б) повышенная впечатлительность, избегание компаний, активных и бойких детей;

в) желание добиться любви ценой внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти окружающих;

г) постоянная и неустойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения.

13. У детей с ЗПР наблюдается преобладание следующего вида темперамента:

а) промежуточного;

б) легкого;

в) трудного;

г) системы темпераментных характеристик (меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник).

14. По мнению З. Матейчика, существуют следующие источники детской агрессии:

а) устойчивое негативное отношение к окружающим;

б) легкая возбудимость, гиперактивность;

в) незрелость личности ребенка, подавляемость, неуверенность, стресс, эмоциональная неуверенность ребенка;

г) закрепление в семье устойчивых негативных форм поведения.

15. Помимо признаков патохарактерологических типов развития и акцентуаций характера, помощь в их диагностике и коррекции оказывает ряд психологических методов:

а) методики изучения и оценки особенностей внимания: тест простых нарушений, корректурная проба, числовой квадрат, память на образы;

б) комплексные методики изучения личности: методика «несуществующее животное», «автопортрет», опросник Айзенка, метод Розенцвейга, кинетический рисунок семья, шкала родительских ожиданий;

в) методики изучения особенностей нервной системы: анкета «Оценка подвижности нервных процессов, методика сортировка слов»;

г) методики изучения темперамента: тест Стреляу, методика 3-факторный личностный опросник.


3 - вариант

1. Причиной школьной дезадаптации можно считать:

а) слабую нервную систему школьника;

б) невропатический фон в семье;

в) несоответствие учебного процесса психофизическим особенностям учащегося;

г) несоответствие психофизического развития возрастной норме.

2. Педагогически запущенные дети – это дети:

а) с отклонениями в поведении, возникшими вследствие не- благоприятных условий социализации;

б) с отклонениями в поведении обусловленными педагогическими ошибками и просчетами, а также несвоевременным принятием мер;

в) не восприимчивые и сопротивляющиеся педагогическому воздействию;

г) с поведением, несоответствующем, принятым в обществе нормам (правовым, социальным, нравственным и др.);

3. У детей с церебральной астенией выдержка, умение держать себя в коллективе, умение владеть собой и добиваться конечной цели, с физиологической стороны в значительной степени обусловлено:

а) соответствием физического развития возрастной норме;

б) наследственными факторами;

в) правильной работой активного коркового торможения;

г) способностью выносить длительные психические нагрузки.

4. Коррекционно – развивающей программой является:

а) составная часть программы образования;

б) коррекция психосоматических расстройств учащихся;

в) охрана здоровья школьников;

г) коррекция психоневрологических неблагополучий.

5. Не подлежат обучению в коррекционных образовательных учреждениях дети:

а) невротики – психотики;

б) с нарушениями анализаторов;

в) психопаты, шизофреники;

г) имбицилы, идиоты.

6. Не подлежат обучению в коррекционных образовательных учреждениях дети:

а) невротики – психотики;

б) с нарушениями анализаторов;

в) психопаты, шизофреники;

г) имбицилы, идиоты.

7. Классификация ЗПР К. С. Лебединской отражает:

а) механизм нарушений психического развития ребенка и их причинную обусловленность;

б) причинную обусловленность ЗПР;

в) патофизиологический механизм нарушения психического развития;

г) психологические особенности детей.

8. По мнению ученых, патологическая дезадаптация школьника проявляется тогда, когда:

а) ученик не может принять ситуацию, испытывает чувство субъективной непереносимости ситуации;

б) имеет место глубокий конфликт личности школьника со средой и с самим собой;

в) имеет место сопротивление ученика требованиям взрослых, так как они для него неприемлемы, непереносимы;

г) школьник в школе и дома демонстрирует несогласие, сопротивление, самозащиту.

9.Основой психолого-педагогического диагностирования адаптационных нарушений детей в процессе школьного обучения является:

а) оценка характера общих и специфических трудностей в учении;

б) оценка отклонения в поведении в отношении с их возможными психо-физическими и психолого-педагогическими причинами;

в) целостное изучение школьника в единстве с социально-педагогической ситуацией;

г) оценка межличностных отклонений в классном коллективе.

10. Основой психолого-педагогического диагностирования предпосылок адаптационных нарушений младшего школьника является:

а) психодиагностика памяти, воображения, мышления;

б) определение уровня интеллектуального развития;

в) психолого-педагогическое изучение готовности ребенка к школьному обучению;

11. Анализ нейрофизиологического обследования коры головного мозга помогает определить:

а) эффективность медикаментозного лечения;

б) эффективность психолого–педагогической коррекции;

в) эффективность психиатрического лечения;

г) эффективность дефектологической коррекции.

12. Коррекционная работа со школьниками имеющими акцентуированную черту характера лабильного типа предусматривает следующие рекомендации:

а) с трудом приспосабливаются к правилам и нормам школьной жизни, если никто не посягает на внутренний мир интересов и увлечений;

б) лиц этого типа хорошо использовать в общественной жизни, привлекать к проведению концертов, праздников и т.д., в художественную самодеятельность;

в) в классе подчиняется воле лидера, труслив, нуждается в строгом контроле. При постоянном наблюдении и жестких требованиях справляется с учебой и подчиняется общей дисциплине.

г) лица этого типа тяжело переносят грубо высказанные замечания.

13. При детской невропатии ведущей области поражение является:

а) когнитивная сфера;

б) поведенческая сфера;

в) нервно – вегетативная и соматическая сфера;

г) мотивационно – потребностная сфера.

14. Одним из направлений коррекционной работы с агрессивными детьми является:

а) формирование мотивационно-потребностной сферы;

б) снижение уровня личной тревожности;

в) развитие высших психических функций;

г) становление социального статуса в детском коллективе.

15. Вальфдорские педагоги при нарушениях регуляции поведения и эмоций (расторможенность, агрессивность, гиперактивность, раздражительность) предлагают:

а) принять ребенка таким, какой есть, давать возможность выплескивать энергию, не травмировать многочисленными запретами;

б) выполнение корректурных проб;

в) только спокойные виды деятельности с ограничением активности;

г) рисование палочек, ритмичную ходьбу, подъем вверх по лестнице и ходьба с нарастанием и замедлением темпа.

4 - вариант

1. К группе риска можно отнести учащихся, имеющих:

а) функциональные отклонения в поведении и учебной деятельности;

б) органические отклонения в развитии;

в) функциональные отклонения и пограничные нарушения развития;

г) проблемы в обучении и развитии.

2. Адаптационные нарушения предусматривают диагностику:

а) мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной сфер учащихся;

б) эмоциональной, физиологической, поведенческой, мотивационной, когнитивной сфер учащихся;

в) интеллектуальной, физиологической, мотивационной сфер учащихся;

г) мотивационно-потребностной и когнитивной сфер учащихся.

3. По мнению ученых, волевые черты характера усиленно поддаются коррекции:

а) в течение всей жизни человека;

б) до начала взрослости (25 – 30 лет);

в) до подросткового возраста;

г) только в детском возрасте (до 6 -7 лет).

4. Важнейший принцип при выборе сроков, содержания и цели обучения является:

а) принцип системности;

б) принцип доступности;

в) принцип наглядности;

г) принцип активности.

5. Коррекция предлагает работу по:

а) компенсации выявленных отклонений и направлена на ребенка и его микросоциальное положение;

б) установлению, сглаживанию и снятию причин, условий и факторов, вызывающих отклонения в развитии и социализации ребенка;

в) восстановлению права, статуса, здоровья ребенка;

г) созданию педагогического пространства повышенного воспитательного

6. Патологичная биологическая основа, определяющая аномальное развитие ребенка имеет место при следующем клиническом состоянии:

а) искаженное развитие;

б) дефицитарное развитие;

в) поврежденное развитие;

г) психическое недоразвитие.

7. Форма ЗПР психогенного происхождения обусловлена:

а) черепно-мозговыми травмами;

б) неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка;

в) педагогической запущенностью;

г) нервно-психической неустойчивостью.

8. Возрастные страхи младших школьников характеризуются:

а) избиганием объекта страха, всего нового неизвестного;

б) большой эмоциональной напряженностью и интенсивностью;

в) отсутствием возможности для ролевой идентификации с родителями того же пола;

г) взаимосвязью с другими расстройствами и переживаниями.

9. В исследовании У.В. Ульенковой, посвященном изучению общей способности к учению дошкольников и школьников с ЗПР, выделены основные параметры сформированности произвольной учебной деятельности:

а) когнитивный, мотивационный, деятельностный;

б) интеллектуальный, эмоционально волевой, мотивационно–потребностный;

в) когнитивный, ориентировочно – операционный поведенческий;

г) мотивационный, регуляционный, ориентировочно – операционный.

10. В задачи психолого-медико-педагогического консилиума входит:

а) психолого-педагогическая коррекция;

б) определение коррекционно-реабилитационной программы;

в) изучение личности ребенка с использованием психодиагностических методик;

г) психофизиологическая коррекция.

11. Результаты исследования биоэлектрической активности мозга используют при медико-психолого-педагогической коррекции:

а) детей с задержкой психического развития;

б) детей, страдающих олигофренией;

в) детей с функциональными и органическими расстройствами нервной системы, имеющих трудности в обучении и поведении;

г) детей психопатоподобными расстройствами.

12. Психологическая коррекция личности школьников имеющих астено – невротический тип акцентуации характера предполагает, что:

а) эти школьники лучше выполняют хорошо знакомую работу, требующую усидчивости, аккуратности, скрупулезности в исполнении;

б) учащиеся хорошо справляются с работой не связанной с большим умственным и тяжелым физическим напряжением, желательно избегать эмоциональных перегрузок, учитывать рекомендации невропатолога;

в) в условиях школьной жизни предпочитают быть в стороне, боятся ответственности, следует поручать только то, с чем ученик справится наверняка;

г) к учебе, к обязанностям относятся неровно, что связано с чередованием двух фаз. В период субдепрессии неудачи могут привести к аффективным реакциям.

13. Объединяющим началом для страха и тревоги школьника с проблемами в обучении и развитии является:

а) ощущение предстоящей угрозы;

б) чувство беспокойства;

в) страх «быть не тем»;

г) боязнь конфликтов;

14. Р.В.Овчарова для восстановления запущенного младшего школьника в учебной деятельности предлагает:

а) формировать основные свойства субъекта учебной деятельности;

б) учить прогнозировать результат деятельности;

в) учить не фиксировать внимание на неумении и несовершенстве;

г) повысить социальный статус ученика.

15. К проективным методам исследования личности относят:

а) Шестнадцатифакторный личностный опросник (Р. Кеттелла), акцентуации характера (К. Леонгарда);

б) прогрессивные матрицы Равенна, метод Д. Векслера, анкета «Прогноз», межличностная диагностика тест Т. Лири;

в) методика критичности ассоциативного мышления, корректурная проба, тест Стреляу;

г) тест (методика) Розенцвейга, тематический апперционный тест (ТАТ), несуществующее фантастическое животное.



5 - вариант

1. К академической типологии детей риска относятся:

а) дети педагогически запущенные, с речевыми нарушениями, с дефицитом в развитии школьно значимых психофизиологических функций; не желающие учиться;

б) дети со специфическими проблемами в развитии, невротики, психотики, с физическими недостатками;

в) дети с хроническими заболеваниями, педагогически запущенные, не желающие учиться, с недостатками характера;

г) дети – сироты.

2. Основателем учения о высшей нервной деятельности считают:

а) Л.С. Выготского;

б) И.П. Павлова;

в) В.Н. Мясищева;

г) П.К.Анохина.

3. И.П. Павлов утверждает, что тренировка – условно-рефлекторной деятельности с физиологической точки зрения это:

а) создание необходимых стереотипов поведения;

б) процесс воспитания;

в) тренировка привычек;

г) тренировка навыков.

4. Важнейший принцип при выборе сроков, содержания и цели обучения является:

а) принцип системности;

б) принцип доступности;

в) принцип наглядности;

г) принцип активности.

5. Программа В.В. Кисовой и О.В. Ульенковой «Формирование саморегуляции 6 -7 летних детей и младших школьников в ЗПР предполагает использование»:

а) проигрывание предлагаемых ситуаций из реальной жизни и ситуации где ребенок изображает самого себя;

б) продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование, ручной труд, аппликация, лепка);

в) целевого психо–диагностического и психо–коррекционного комплекса;

г) проективных методик.


6. Дагностическим показателем, отграничения состояния ребенка с легкой степенью дебильности от состояния с выраженной формой задержки психического развития является:

а) уравновешенное поведение во время обследования;

б) умение повторить инструкцию;

в) адекватность отношения к результатам своей деятельности;

г) работоспособность, выносливость.

7. Форма ЗПР цереброорганического происхождения обусловлена:

а) эмоционально-волевой незрелостью представленной дисгармоническим инфантилизмом;

б) легкой дисфункцией головного мозга (ЛМД);

в) эмоционально-волевой незрелостью представленной гармоническим инфантилизмом;

г) хроническими заболеваниями матери во время беременности.

8. При детской невропатии ведущей области поражение является:

а) когнитивная сфера;

б) поведенческая сфера;

в) нервно – вегетативная и соматическая сфера;

г) мотивационно–потребностная сфера.

9. В детском возрасте специфичность невротических симптомов, относящихся к той или иной форме невроза, чаще носит:

а) явно выраженный характер;

б) стертый характер;

в) постоянный характер;

г) временный характер.

10. По концепции Л.С.Выгодского, в зону ближайшего развития входят:

а) психические свойства, которые еще только формируются и могут быть реализованы под руководством взрослого;

б) сформированные психические свойства, которые реализуются самостоятельно;

в) психические свойства проявляющиеся только в сотрудничестве с педагогом;

г) несформированные психические свойства.

11. В соответствии с возрастной нормой производная регуляция поведения у детей формируется:

а) к 6 – 7 годам;

б) к 14 – 15 годам;

в) к 18 – 19 годам;

г) к концу начальной школы.

12. Астеническое состояние развивается у детей:

а) как следствие психотравмы;

б) после перенесения длительных инфекций или черепно-мозговых травм;

в) как ответная реакция организма на интеллектуальное перенапряжение;

г) педагогически запущенных.

13. К характерологической акцентуации личности гипертимного типа (классификация К. Леонгарда) относят следующие проявления:

а) раннее проявление признаков невропатии: капризность, страхи, энурез, логоневроз, повышенная утомляемость;

б) замкнутость, духовное одиночество, своеобразие, необычность в выборе занятий и увлечений;

в) повышенная впечатлительность, чувство неполноценности, робости, неуверенности;

г) приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, трудность выполнения дисциплинарных требований, легкомысленное отношение к правилам и законам.

14. Психолого–педагогическая коррекция личности школьников имеющих сенситивный тип акцентуации характера предполагает что:

а) могут быть хорошими организаторами массовых мероприятий, но и могут быть лидерами у недисциплинированных, наказания результатов не дают;

б) тяжело переживают грубо высказанные замечания и наоборот искренне радуются похвале, одобрению;

в) в условиях школьной жизни дети старательно выполняют порученную им работу, дисциплинированны , наказания и грубые замечания переносят крайне болезненно;

г) успешно справляются только со строго регламентированной работой, не требующей проявления личной инициативы и ответственности.

15. Психолого-педагогическое изучение и коррекция личности ребенка с помощью игрового материала составление пирамиды из колец выявляет:

а) степень сформированности представлений о величине, цвете, умение сравнивать с учетом указанных признаков, координацию движений руки;

б) обучаемость, понимание ребенком задания, характер выполнения: проявление интереса, способность устанавливать причинно-следственные связи;

в) запас сведений и представлений об окружающем, наличие нарушенного слуха и речи;

г) особенности словесно-логического мышления, способность обобщения выделенных признаков.



Данный курс представлен заочной формой обучения (3 семестр).


Всего часов

60







Лекции

2

Экзамен

7

Практические занятия

2

Зачет

0

Лабораторные занятия

0

Курсовая работа

0

Самостоятельная работа

54

Контрольная работа

13



Тематический план (2 часа лекций, 2 часа практика).


  1. Виды нарушений психического развития (2 а.ч.) .

Тема 1. Параметры дизонтогенеза. Виды нарушений психического развития.

Раздел 2. Теоретические основы профилактики и коррекции отклонений в развитии. (2 а.ч.).

Тема 1. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. Методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер.


Лист-вкладка рабочей программы учебной дисциплины

«Специальная психология»
Список основной учебной литературы


Указания о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках

Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) – указание на недостаточно отраженные в учебниках разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение / Подпись ответственного за методическую работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания







Специальная психология .

М- Академия- 2005- 464 с.




Под ред. В.И.Лубовского

2005

соответсвует

60







Исаев Д.Н. Патопсихология детского возраста: Учебник для вузов.- СПб.: Спец Лит, 2001. – 443 с. (электронный вариант)

Исаев Д.Н.

2001

соответствует










Психолого-педагогическая диагностика: Учеб пособие /под.ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная,- М.: Изд. Центр «Академия», 2003.- 320 с.

(электронный вариант)



Левченко И.Ю.

Забрамная С.Д.



2003

соответствуето

-
<< предыдущая страница