страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет психологии Седых Н.С. Учебно-методический комплекс дисциплины «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Ростов-на-Дону 2010 Седых Н. С. Эконономическая психология: Учебно –методический комплекс. – Ростов –на- Дону.- Издательство ЮФУ. - 28 с.
Основной целью курса является получение студентами углубленных знаний, умений и навыков в области экономической психологии в соответствии с современными научными представлениями. Приобретение таких знаний составляет важное условие для квалифицированного решения специалистом-психологом широкого спектра задач, связанных с оценкой, анализом и прогнозированием экономического поведения личности и социальных групп. 2. Задачи курса
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Дисциплина является логическим продолжением курса «Организационная психология», читаемого на уровне подготовки бакалавров. Она также тесно связана с рядом дисциплин, таких как психология труда, акмеология, социальная психология, психология управления. Знания и навыки, получаемые по дисциплине «Экономическая психология», позволяют развивать системное мышление специалиста – психолога. 4. Требования к уровню освоения содержания курса а) Студенты должны знать:
б) Студенты должны уметь:
II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА I. Учебно-тематический план курса
МОДУЛЬ I. «Введение в экономическую психологию» 1.1. Комплексная цель модуля: сформировать у магистров систематизированное представление о теоретических подходах и концептуальных системах, принятых в экономической психологии. 1.2. Изложение программного материала:Тема 1. Экономическая психология: предмет, объект, методы исследований Экономическая психология как наука: объект и предмет, направления исследований Экономическая психология в системе гуманитарных наук. Соотношение между экономической и общей психологией. Соотношение между экономической психологией и социологией. Соотношение между экономической психологией и экономической теорией. Методы исследования в экономической психологии: организационные, экспериментальные, психодиагностические. Тема 2. Этапы развития экономической психологии как науки Эволюция представлений о психических особенностях «экономического человека». Классический этап (А. Смит, Д. Риккардо, Д. Миль, К. Маркс). Неоклассический этап (И. Бентам, Г. Госсен, Л. Вальрас, К. Менгер, А. Маршал, В. Парето). Этап профессиональной зрелости (Д. Кейнс, Ф. Хайек, Б. Беккер и другие). Этап кризиса и экспансии(М. Фридмен, Д. Стиглер, Д. Бьюкенен и другие). Этапы развития собственно экономической психологии (начало xx). Первый этап - начало XX в. – изучение психологических основ микроэкономики. (Тард Г., Мюнстерберн Х.). Второй этап – 50 – 70г. XX в. (Дж. Катон, Ренольд, Шмельдерс, Штромпель ) изучение психологических основ макроэкономики. Третий этап – 80 – 90 г. г. XX в. - становление комплексного подхода. Волна исследовательских работ учёных США, Англии, Голландии, ФРГ. Появление первых работ в СССР и России. Появление первых учебников и журналов. Объективные психологические предпосылки развития предпринимательства. Концепция предпринимательства Й. Шумпетера. Психологические предпосылки предпринимательства. Основные категории условий развития предпринимательства: политика государства в отношении частного бизнеса; культура, или система ценностей общества, которая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы; склонности и способности людей к предпринимательству. Основные психологические проблемы предпринимательства: политико-психологическая проблема взаимоотношений предпринимательства с государством, проблема образа предпринимателя в массовом сознании, проблема изучения психологического портрета предпринимателя. 1.3. Проектное задание:
1.4. Стандартизированные дидактические тесты рубежного контроля: 1.Экономическая психология изучает: а) социоэкономические парадигмы развития; б) психологические основы экономического поведения *; в) психологические характеристики финансовых операций; г) управление социальными системами. 2. Одним направлений исследований экономической психологии является: 3. Особая категория мотивов, имеющих экономическую направленность, а именно относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонностью к риску: а) экономическое сознание; б) экономичекие риски; в) экономические интересы *; г) экономические отношения. 4. Система теоретических и практических знаний, оценок, настроений, чувств, посредством которых происходит осознание сферы экономики социальными субъектами (индивидами, группами, классами): а) экономичекие риски; б) экономические отношения; в) экономическое сознание *; г) экономическое поведение. МОДУЛЬ II. «Проблема экономического благополучия в ракурсе социально-психологических исследований»2.1. Комплексная цель: рассмотреть особенности социально-психологического восприятия экономического благополучия у индивидов и социальных групп.2.2. Изложение программного материала:Тема 5. Основания экономического благополучияУдовлетворение трудом и доходом, удовлетворение потреблением и гражданское удовлетворение ( системой экономической политики) как основание экономического благополучия (Т. Пойез и В. Грумков). Социально-психологические последствия экономической депривации. Проблема богатства и бедности в психологии. Тема 6. Психология денег как раздел экономической психологииВарианты рассмотрения денежного инструментария в психологии. Интерпретация денег с точки зрения восприятия на различных этапах жизни человека. Интерпретация денег с точки зрения восприятия на различных этапах жизни человека. Рассмотрение денег в качестве символического средства обмена. Характеристика денежного феномена одного из принятых в психологии подходов, связанных с обучающим эффектом. Факторы, влияющие на социальное восприятие денег: состояние жизненного уровня; развитие взглядов на ценность окружающих человека благ; графическое оформление денежных знаков. Сберегающее и долговое поведение. Факторы, влияющие на отношение к оттоку денег: влияние ситуации (праздничная распродажа товаров; инфляция); особенности личности; форма денег; степень доступности, лёгкости получения денег. Влияние социальных установок (аттитюдов) на сберегающее и долговое поведение. Управление финансовыми рисками на макроэкономическом уровне. Возможности регуляции риска при стабильной экономики с помощью создания эффективных "портфелей риска", т.е. набора взаимоподстраховывающих решений, которые выступают психологически как гарант безболезненного выхода из конфликтных и кризисных ситуаций. Использование механизма "раннего оповещения" при нестабильной экономической ситуации. Риск -менеджмент как механизм управления рисками на мезоуровне (уровень фирмы, предприятия, учреждения). Формы контроля риска на микроэкономическом уровне (на уровне домашнего хозяйства). Тема 8. Общие закономерности потребительского поведения Классификация факторов, влияющих на принятие решения о покупке. Ж. Ф. Кролару предлагает опираться на совокупность потребностей, сокращенно обозначенную как SABONE (Securite— безопасность, Affection— привязанность, Bien etre — комфорт, Orgueil — гордость, Economic — экономия). Типичные эффекты потребительского поведения: эффект «бэндвэгон»; эффект «сноба»; эффект «Веблена»; эффект «цена - качество» ; эффект «верность качеству». 2.3. Проектное задание:1). Проанализировать социально - психологические факторы, влияющие на манитарное поведение представителей различных социальных групп. 2). Проиллюстрировать примерами типичные эффекты потребительского поведения. 3). Охарактеризовать основания экономического благополучия и особенности социально- психологического самочувствия представителей различных социальных групп в период кризисных явлений в экономике. 1. Набора взаимоподстраховывающих решений, которые выступают психологически как гарант безболезненного выхода из конфликтных и кризисных ситуаций: а) "раннее оповещение"; б) "портфели рисков и гарантий"; в) "портфели риска"*; г) "портфели гарантий";. 2. Ориентация потребителя на определённую социальную норму: а) эффект «бэндвэгон»*; б эффект «цена - качество»; в) эффект «сноба»; г) эффект «Веблена». 3. Устойчивая предрасположенность к определённой торговой марке, фирме: а) эффект «верность качеству»*; б) эффект «цена - качество»; в) эффект «сноба»; г) эффект «Веблена». 4. Вынужденное неполное потребление или вынужденный отказ от потребления материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей личности: а) бедность; б) экономическая пассивность; в) экономический альтруизм; г) экономическая депривация*. 5. Субъективно – оценочное, осознанно - избирательное представление о деньгах, проявляющееся в экономическом поведении.: а) долговое поведение; б) восприятие ценности денег; в) отношение к деньгам*; г) экономическая активность. МОДУЛЬ III. «Прикладные аспекты экономической психологии»3.1. Комплексная цель: формирование компетенций в области консультирования по ведению переговорного процесса; а также повышению лояльности сотрудников организации3.2. Изложение программного материала:Тема 9. Исследование делового поведенияВозможности исследования закономерностей, проявляющихся в ходе экономического взаимодействия людей. Ситуация сделки как взаимодействие, в котором стороны, имеющие определённые интересы ведут переговоры и обмениваются мнениями относительно возможного решения до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. Факторы, влияющие на поведение человека при заключении сделки. Личностные качества и субъективное восприятие ситуации как факторы, влияющие на поведение человека при заключении сделки. Влияние социальных и ситуационных факторов на поведение человека при заключении сделки. Тема 10. Ведение деловых и коммерческих переговоровСоотношение понятий деловая беседа, деловые и коммерческие переговоры. Закономерности и этапы переговорного процесса. Особенности переговоров в конфликтных ситуациях. Медиация как технология урегулирования конфликтов посредством переговоров. Коммерческие переговоры как переговоры по поводу любых ресурсов (деньги, материальные ценности, временные и людские ресурсы и т.д.). Тема 11. Проблемы стимулирования и лояльности сотрудников организацииСоотношение понятий мотивация: стимулирование, лояльность персонала. Стимулирование труда как способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффективности труда и требований технологии. Причины неэффективности системы стимулирования персонала. Факторы, определяющие удовлетворённость трудом. Лояльность как приверженность делу фирмы, появляющаяся благодаря эффективной подготовке кадров, идентификации личных интересов с успехом компании. Три аксиомы справедливости, способствующие повышению лояльности персонала. 3.3. Проектное задание:1). Предложите варианты организации и проведения анкетного и экспертного опроса для сотрудников отдела по работе с клиентами банка, нацеленного на выявление демотиваторов. 2). Разработайте программу тренинга, нацеленного на развития навыков ведения деловых и коммерческих переговоров. 3). Сформулируйте базовые положения программы стимулирования сотрудников какой-либо организации. 4). Предложите мероприятия по повышению лояльности сотрудников какой-либо организации. 3.4. Стандартизированные дидактические тесты рубежного контроля: 1. Приверженность делу фирмы, появляющаяся благодаря эффективной подготовке кадров, идентификации личных интересов с успехом компании: а) стимулирование; б) трудовая мотивация; в) лояльность*; г) мотивирование. 2. Процесс поиска соглашения между людьми, имеющими, на первый взгляд, различные интересы: а) переговоры *; б) деловая беседа; в) коммерческие переговоры; г) деловые переговоры. 3. Переговоры по поводу любых ресурсов (деньги, материальные ценности, временные и людские ресурсы и т.д.): а) коммерческие переговоры *; б) деловая беседа; в) сделка; г) экономическое поведение. 4. Внешняя побудительная причина, побуждение к какому – либо действию: а) мотив; б) реакция; в) стимулирование; г) стимул*. 5. Разумное, сознательное, но не всегда соответствующее действительности объяснение и понимание самим человеком мотивов собственного поведения и поведения других людей: а) стимул; б) мотив; в) мотивировка*; г) экономический интерес. II. Перечень рекомендованной литературы Основная литература:
Дополнительная литература:
III. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе 1. Учебно-тематический план семинарских, практических занятий МОДУЛЬ I. Модуль «Введение в экономическую психологию» Тема 1. Экономическая психология: предмет, объект, методы исследований
Литература:
Тема 3. Общие закономерности экономического поведения
Литература:
Тема 4. Психология предпринимательства как раздел экономической психологии
Литература:
МОДУЛЬ II. «Проблема экономического благополучия в ракурсе социально-психологических исследований»Тема 6. Психология денег как раздел экономической психологии
Литература:
Тема 8. Общие закономерности потребительского поведения
Литература:
МОДУЛЬ III. «Прикладные аспекты экономической психологии» Тема 10. Ведение деловых и коммерческих переговоров
Вопросы и задания к практическому занятию
Литература:
Тема 11. Проблемы стимулирования и лояльности сотрудников организации
Вопросы и задания к практическому занятию
Литература:
2. Вопросы для самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (контрольные вопросы)
IV. Перечень тем для написания рефератов, курсовых работ 1. Темы рефератов
V. Перечень выносимых на экзамен вопросов
VII. Глоссарий. Адаптация социальная — процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Экономико-психологическая адаптация — часть социальной адаптации, активное приспособление субъекта хозяйствования к изменяющимся экономическим условиям, проявляющееся в бедности или материальном благополучии (т.е. в экономическом статусе и качестве жизни человека), в его ожиданиях и отношениях к экономическим реформам, рынку, деньгам; она связана с системой ценностей, экономическими мотивами, экономическими нормами и интересами. Атрибуция — приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств другим людям на основе обыденного житейского анализа их действий и поступков. Аттитюды (социальные установки) — субъективные ориентации индивидов как членов группы на те или иные ценности, предписывающие им определенные социально принятые способы поведения. "Денежные" аттитюды связаны с отношением к деньгам и "денежным" поведением. Бедность — неспособность индивидуумов поддерживать минимальный или приемлемый уровень жизни. Выделяют теории бедности, возлагающие ответственность за бедность на поведение и черты личности бедных (личностные или индивидуалистические), на судьбу, случай (фаталистические) и на объективные экономические причины (структуральные). Депривация экономическая — вынужденное неполное потребление или вынужденный отказ от потребления материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей личности. "Дистанцированная гипотеза" Шмельдерса проводит различие между образом предпринимателя "на расстоянии" (более или менее неосознанный массово-психологический стереотип предпринимателя) и "вблизи" (индивидуализированный образ, построенный с опорой на собственный опыт взаимодействия с предпринимателем). Мнение "вблизи" дифференцированнее и позитивнее. Интерес экономический — форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности. Развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Закон Йеркса-Додсона определяет взаимосвязь уровня эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности и ее эффективности. Эта связь не линейна. Когнитивная психология — одно из ведущих, хотя концептуально разрозненных, направлений современной зарубежной психологии, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении. Мотивы экономические — особая категория мотивов, имеющих экономическую направленность, а именно относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонности к риску и сделкам. Налоговый менталитет — это нормы, отношения и убеждения, разделяемые налоговыми властями и налогоплательщиками в каждой нации. Нормы экономические — вид социальных норм, регулирующих экономическое поведение, которые, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением. Объединение — разделение риска с компаньонами. По форме может быть партнерством или корпорацией. Позволяет объединить капиталы при организации дела и разделить риск. Объект экономической психологии — хозяйствующий субъект на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях (индивидуум, семья, фирма, государство, нация). Отношение к деньгам — субъективно-оценочное, осознанно-избирательное представление о деньгах, проявляющееся в экономическом поведении. Переговоры — процесс поиска соглашения между людьми, имеющими, на первый взгляд, различные интересы. Коммерческие переговоры — это переговоры по поводу любых ресурсов (деньги, материальные ценности, временные и людские ресурсы и т.д.). В узком смысле под коммерческими переговорами понимается переговоры по поводу сбыта и поставок, купли и продажи, т.е. торговые сделки. Потребность аффилиативная (или потребность в аффилиации) — стремления к установлению эмоциональных контактов, оказанию и поиску поддержки. Предмет экономической психологии — отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. Риск экономический — деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащиеся в выбираемых альтернативах. "Экономический человек" — концепция рационального индивида, имеющего стабильные предпочтения и стремящегося к максимизации собственной выгоды в условиях абсолютной полноты информации, свободы выбора и количественной оценки альтернатив. Экономический эгоизм — стремление субъекта к максимизации собственной выгоды. Эмоции акизитивные — эмоции, окрашивающие процесс приобретения, коллекционирования, заготавливания, накопления. Насыщение потребностей накопления дает человеку ощущение материальной свободы и безопасности от "черного дня". Когда же оно переходит границы, человек превращается в скупого рыцаря. Эффект "бэндвэгон" (эффект присоединения) состоит в том, что товар покупается не в силу необходимости, а в силу желания не отстать от других. Эффект "сноба" выражает стремление отличаться от других, выделиться из "толпы", поэтому не приобретается необходимый товар, когда его приобретают другие. Эффект Веблена свойствен показательному потреблению (с опорой на мнение других людей) и связан с влиянием цены, причем парадоксально, когда с повышением цены увеличивается спрос на него и, наоборот, снижение цены снижает количество покупок. |
|