страница 1страница 2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Для специальностей - страница №1/2
Новокузнецкий филиал-институт Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет гуманитарный Кафедра психологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальная психология Для специальностей:020400– «Психология» Цикл дисциплин учебного плана: ОПД Компонент учебного плана: федеральный Формы обучения: очная, заочная НовокузнецкГосударственное образовательное учреждение «Кемеровский государственный университет» ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт КемГУ Кафедра психологии У Т В Е Р Ж Д Е Н О: Декан ___________________ (ф.и.о. декана) « ____» _______________200__ г. (подпись) РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплиныСпециальная психология ОПД, Федеральный компонент (наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП) для специальности 030301 – «Психология», ( шифр и название специальности) для очной и заочной форм обучения Составитель(и) / разработчик(и) программы Згурская Татьяна Васильевна к.п.н., доцент (Ф.И.О., должность и ученая степень) Новокузнецк Высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Специальная психология» (название дисциплины) Для специальностей 030301– «Психология» (код и название специальности, учебного плана) Входит в состав цикла дисциплин ОПД Входит в состав компонента учебного плана: федеральный Для гуманитарного факультета Для очной формы обучения (девятый семестр) Всего часов __60 (часов) _ Экзамен нет Лекции ___16__(часов) Зачет Практические занятия ___16_(часа) Курсовая работа нет Лабораторные занятия __нет__(часов) Контрольная работа нет Самостоятельная учебная работа 28 часа Для заочной формы обучения (третий семестр) Всего часов __60 (часов) _ Экзамен нет Лекции ___2__(часов) Зачет Практические занятия ___2_(часа) Курсовая работа Лабораторные занятия __нет__(часов) Контрольная работа нет Самостоятельная учебная работа 56 часа СоставительЗгурская Татьяна Васильевна к.п.н., доцент (ученая степень, звание, должность, Ф.И.О.) Новокузнецк Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Специальная психология» (ОПД. Ф. 17, 2000г.) для специальностей 030301 «Психология». Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии «31» августа 2006 г. Протокол № 1 Заведующий кафедрой _________________ О. А. Добрынина /подпись/ (Ф.И.О) «12» сентября 2006 г. Протокол № 1 Председатель комиссии _________________ Стрикун Н.Г. /подпись/ (Ф.И.О) Сведения о переутверждении РП на очередной учебный год и регистрация изменений
Примечания: В случае отсутствия изменений и дополнений вместо содержания изменений вносится запись «Принята без изменений». Тексты изменений прилагаются к тексту рабочей программы обязательно.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 учебной дисциплины 2 Тематический план (10 часов лекций, 6 часов практика) 10 Тематический план (2 часа лекций, 2 часа практика). 32 1.Пояснительная записка 1. Общие положения 1.1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Дисциплина «Спецпсихология» входит в состав федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД) государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ. 1.2. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по дисциплине «Спецпсихология».
1.3. Цель и задачи изучения дисциплины. Специальная психология входит в состав дефектологической науки. В специальной психологии, как и в общей психологической практике, существуют ситуации, когда трудно дать однозначный диагноз отклонения в развитии и поведении ребенка. Это происходит тогда, когда дефект неярко выражен, а аномалии в развитии имеют негрубые формы, когда имеющийся недостаток находится в пограничной зоне между нормой и патологией и т. д. Целью изучения дисциплины является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности, помощь в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум. Предметом специальной психологии служит процесс дифференциации обучения воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонении в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии у данных детей и подростков. Задачи дисциплины: – Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонении в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их проявления; – Изучить историю развития и развития специальной психологической деятельности с детьми, имеющими недостатки психофизического развития и девиации в поведении; – Выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка; – Разработать технологии, совокупность методов, приемов, средств психолого-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонении в поведении; – Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы; – Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков; – Создать необходимую учебно-историческую базу в подготовке психолога к работе с детьми и подростками с недостатками в психофизическом развитии и девиациями в поведении. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины «Специальная психология» студенты должны: иметь: представления о нормальном и отклоняющемся развитии детей и подростков, о возрастной норме психомоторного развития (когнитивные, моторные, речевые функции, процессы мышления, эмоционально-волевая сфера); знать: основные категории и понятия коррекционной педагогики с основами специальной психологии; основные направления, подходы, теории в коррекционной педагогике и специальной психологии; основные причины школьной дезадаптации и отклонений в поведении; профилактические, диагностические коррекционные приемы и методы; методы психолого-педагогической коррекции, вопросы организации и содержания психолого-педагогического консультирования; виды отклонений в развитии, их причины, основные признаки; уметь: проводить психолого-педагогическую диагностику; отграничивать органические поражения центральной нервной системы от функциональных расстройств детей и подростков; консультировать родителей по вопросам адаптации младших школьников; оформлять документы (протоколы диагностики психофизического развития школьников, психолого-педагогические характеристики, заключения по результатам психолого-педагогического обследования, индивидуальные рекомендации по преодолению отклонений психофизического развития и девиации поведения). Особенностью изучения дисциплины является ее практический и проектный характер. Изучение данной дисциплины способствует компетентностной подготовке будущего психолога. Большее, чем в других дисциплинах значение имеет самостоятельная работа студентов. Студентам предлагается опираться на материалы учебников, методические пособия и разработки преподавателя. Для формирования и закрепления практических навыков проводятся занятие в общеобразовательных учреждениях города. В ходе самостоятельной работы студентам дается задание по разработке проекта индивидуальной программы сопровождения психофизического развития ребенка (школьника, подростка). Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле, оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС. 2. Виды и формы контроля освоения дисциплины.
3. Условия допуска к экзамену. Для допуска к экзамену на очной форме обучения студент должен посетить и активно работать на всех семинарских занятиях. Он должен выполнить все задания для самостоятельной работы, подготовить в соответствии с требованиями проект, публично защитить его. На заочном обучении студент допускается к экзамену только после выполнения контрольной работы. 4. Критерии оценки знаний студентов по дисциплине. - «отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование проблемных ситуаций. - «хорошо» - выставляется студенту, если он твёрдо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении проблемных ситуаций некоторые неточности. - «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, несистематизированный характер знаний, недостаточно правильную формулировку базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он усвоил содержание основных разделов учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации. - «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач или проблемных ситуаций. Студент, получивший за работу в семестре оценку «неудовлетворительно», допускается к повторной пересдаче учебного материала. Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестации включают: 1. Графики самостоятельной работы (для очной и заочной форм обучения), определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций. 2. Расписание экзаменов 3. Материалы, определяющие содержание аттестации: - Структура аттестационных педагогических измерительных материалов по дисциплине; - Вопросы к экзамену; - Задания для внеаудиторной (самостоятельной работы) студентам для очной и заочной формы обучения; 4. Материалы для проведения итоговой аттестации: - Вопросы кэкзамену. следующая страница >> |
|