страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины психология личности Для специальностей - страница №1/1
Новокузнецкий филиал-институт Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет гуманитарный Кафедра психологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Психология личности Для специальностей: 030301 – «Психология» Цикл дисциплин учебного плана: ОПД Компонент учебного плана: федеральный Формы обучения: очная, заочная. НовокузнецкГосударственное образовательное учреждение «Кемеровский государственный университет» ГОУ ВПО Новокузнецкий филиал-институт КемГУ Кафедра психологии У Т В Е Р Ж Д Е Н О: Декан ___________________ (ф.и.о. декана) « ____» _______________200__г. (подпись) РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплиныПсихология личности ОПД, Федеральный компонент (наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП) для специальности 030301 – «Психология», ( шифр и название специальности) для очной и заочной форм обучения Составитель(и) / разработчик(и) программы Щеголенкова Елена Сергеевна, к.п.н., доцент (Ф.И.О., должность и ученая степень) Новокузнецк Высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Кафедра психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Общая психология» (название дисциплины) Для специальностей 030301– «Психология» (код и название специальности, учебного плана) Входит в состав цикла дисциплин ОПД Входит в состав компонента учебного плана: федеральный Для гуманитарного факультета Для очной формы обучения (четвертый семестр) Всего часов __60 (часов) _ Экзамен Лекции ___16__(часов) Зачет нет Практические занятия ___16_(часа) Курсовая работа нет Лабораторные занятия __нет__(часов) Контрольная работа нет Самостоятельная учебная работа 28 часа Для заочной формы обучения (четвертый семестр) Всего часов __60 (часов) _ Экзамен нет Лекции ___4__(часов) Зачет Практические занятия ___2_(часа) Курсовая работа нет Лабораторные занятия __нет__(часов) Контрольная работа нет Самостоятельная учебная работа 54 часа |
№ изменения |
Учебный год |
Учебная группа /Рабочий УП |
Содержание изменений и решение кафедры – разработчика / № протокола, дата, подпись зав. кафедрой |
Преподаватель- разработчик программы |
Решение выпускающей кафедры (психологии)/ № протокола, дата, подпись зав. кафедрой |
Декан гуманитарного факультета (подпись) |
|
Ольга Александровна Добрынина |
Добрынина Ольга Александровна |
||||
1. |
2006 - 2007 |
030301.65 «Психология» П-05, ПЗВ-05, ПЗС-05 |
Программа составлена на основании ГОС 2000 и утверждена на заседании кафедры психологии: протокол № 1 от 31.08.06 |
Е.С. Щеголенкова |
|
|
|
Ольга Александровна Добрынина |
Добрынина Ольга Александровна |
||||
2. |
2007 - 2008 |
030301.65 «Психология» П-06, ПЗВ-06, ПЗС-06 |
Программа принята без изменений и переутверждена на заседании кафедры: протокол № 1 от 30.08.07 |
Е.С. Щеголенкова |
|
|
|
Ольга Александровна Добрынина |
Добрынина Ольга Александровна |
||||
3. |
2008– 2009 |
030301.65 «Психология» П-07, ПЗВ-07, ПЗС-07 |
Программа составлена на основании ГОС 2000 и утверждена на заседании кафедры: протокол № 1 от 2.09.08 |
Е.С. Щеголенкова |
|
|
ОПД.Ф.08 |
Психология личности |
60 |
|
Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности. |
|
Данная программа представляет изучение курса «Психология личности» для студентов, обучающихся по специальности «Психолог. Преподаватель психологии».
Психология личности – дисциплина, которая с позиций историко-эволюционного подхода дает представления о возникновении и развитии личности в эволюции природы, истории общества и жизненном пути человека. Она относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента ГОС. Её изучение происходит в 4 семестре обучения. Форма контроля – экзамен. В рамках данного курса с привлечением культурно-исторического, этнографического и клинического материала освещаются вопросы соотношения наследственности и социальной среды в развитии человека, мотивация развития личности, роль творчества и характера личности в формировании образа жизни. Особо рассматриваются проявления индивидуальности личности в ситуациях личностного выбора – использование социальных стереотипов в качестве средств овладения своим поведением.
На разных этапах становления человеческой мысли, к каким бы феноменам действительности не обращалось познание, оно вынуждено было обращаться к феномену человеческой личности и пытаться найти ответы на вопросы о месте человека в мире, его происхождении, предназначении, достоинстве, смысле существования, роли в истории, его уникальности и типичности, в том числе и на вопросы о том, как прошлое, настоящее и будущее определяют жизнь человека, границы его свободного выбора. Данное знание поможет будущим психологам выполнять не только исследовательскую функцию, направленную на понимание закономерностей развития личности в природе и обществе, но и в практической деятельности, направленной на помощь и коррекцию личности.
Таким образом, изучение данной дисциплины является необходимым для студентов, получающих психологическое образование.
Активизации аналитической и прогностической деятельности студентов способствуют самостоятельные работы, которые студенты получают в ходе изучения дисциплины. Для того чтобы студенты успешно справлялись с самостоятельной работой, предусматриваются индивидуальные и групповые консультации.
Общий объем курса «Психология личности» - 60 часов, из них:
лекции – 16 часов;
семинарские занятия – 16 часов;
самостоятельная работа – 28 часов.
Текущие формы контроля –самостоятельные работы студентов.
Итоговой формой контроля знаний студентов является зачет.
В результате освоения курса обучаемые:
№ |
Темы |
Объем часов |
Лекции |
Семинар занятия |
Формы контроля Сам. работа |
1 |
Первый раздел: Проблематика личности в психологических исследованиях. Проблема человека в философской картине мира. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека. Принципы деятельностного подхода в изучении личности. Движущие силы и условия развития личности. |
10 |
6 |
4 |
|
2 |
Второй раздел: Ипостаси человеческой личности: индивид, личность, индивидуальность. Роль индивидных свойств человека в развитии личности. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Индивидуальность личности и её жизненный путь. |
12 |
4 |
8 |
2 |
3 |
Третий раздел: Теории личности |
12 |
7 |
5 |
7 |
|
Подготовка к зачету |
|
|
|
15 |
|
Итого: |
60 |
Функции философской методологии и человекознание: интегративная функция, критико-конструктивная функция, мировоззренческая нормативно-аксиологическая функция. Образы человека в психологии. Бытие человека в мире – исходный пункт философской концепции человека. Тема 2. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека.
Общая характеристика уровня системной методологии науки. Системный подход и концепции личности в психологии. Человек и его место в различных системах. Человек как организм, как индивид, как личность в системе общества. Истоки историко-эволюционного подхода к пониманию человека. Тема 3. Принципы деятельностного подхода в изучении личности. Категория деятельности в психологии личности. Принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека. Принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека. Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека. Интериоризация/экстериоризация как механизм присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии.
Раздел №2. Ипостаси человеческой личности: индивид, личность, индивидуальность.
Тема 1. Движущие силы и условия развития личности. Среда, наследственность и развитие личности. Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности. Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность – предпосылки и основание развития личности. Тема 2. Роль индивидуальных свойств человека в развитии личности. Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми. Гипотеза «рассеивающего отбора». Организация личности и индивидные свойства человека. Схема индивидный свойств человека и особенности регуляции поведения. Органические побуждения индивида и их влияние на способы осуществления поведения личности. Тема 3. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности. Психологический возраст личности. Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе. Основные ступени развития субъектности человека: ступень оживления, ступень одушевления, ступень персонализации, ступень индивидуализации, ступень универсализации. Тема 4. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Историческое время, социальное пространство и индивидуальность жизненного пути личности. Категория «социально-исторический образ жизни». Пространство выбора в социально-историческом образе жизни. Социогенетические предпосылки возникновения и развития личности. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь. Социотипическое поведение личности в истории культуры. Проблема воли. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. психологическая защиты и совладание – механизмы овладения поведением. Личностный выбор. Свобода и отвественность. Самоосуществление индивидуальности. Черты самоактуализирующейся личности. Выход за пределы самого себя и социальное бессмертие.
Раздел №3. Теории личности.
Вопросы:
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 105-151.
Вопросы:
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 161-198.
Вопросы:
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 215-243.
Вопросы:
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 254-262.
Вопросы:
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 271-313.
Вопросы:
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 332-366.
Вопросы:
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 431-466.
Вопросы:
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. с. 479-569.
Неде-ли |
Лекции |
Семинарские занятия |
Деловые игры, тренинги |
Самостоятельная работа студентов 26 часов |
|
Академическая (8 часов) |
Проектная (18 часов) |
||||
1 |
Проблема личности в психологических исследованиях. |
Теория личности Зигмунда Фрейда. Структура личности. Развитие личности: психосексуальные стадии. Природа тревоги. Защитные механизмы личности. Психоаналитическая терапия – исследование бессознательного. |
Изучение литературы по теме занятия. |
||
2 |
Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии |
Теория личности Альфреда Адлера и Карла Юнга. Основные тезисы, концепции и принципы индивидуальной психологии. Типы личности по Адлеру. Невроз и его лечение. Структура личности К. Юнга. |
Изучение литературы по теме занятия. |
1. «Мое понимание личности человека» - эссе. |
|
3 |
Движущие силы и условия развития личности. |
Теория личности Эрика Эриксона. Эго-психология и эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии. Исследование эго-идентичности. Применение теории Эриксона. |
Изучение литературы по теме занятия. |
||
4 |
Человек как индивид: роль индивидных свойств человека в развитии личности. |
Теория личности Карен Хорни. Развитие личности в социокультурной теории. Невротические потребности. Типология личности (уступчивый, обособленный, и враждебный тип). |
Изучение литературы по теме занятия. |
2. «Три грани социализации личности» - конспект. А. Асмолов «Психология личности. Принципы общепсихологического анализа», с. 335 – 341. |
|
5 |
Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. |
Гордон Олпорт и Рэймонд Кеттел. Диспозициональная теория Олпорта: концепция черты личности. Типы индивидуальных диспозиций. Развитие самости. Структурная теория черт личности Рэймонда Кеттела. Категории черт личности. |
Изучение литературы по теме занятия. |
||
6 |
Индивидуальность личности и её жизненный путь. |
Теория личности Бурхуса Скиннера. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Лечение, основанное на оперантном научении. |
Изучение литературы по теме занятия. |
||
7 |
Самоосуществление индивидуальности: проблема воли и волевой регуляции деятельности; специфика личностного выбора; свобода и ответственность. |
Теория личности Джорджа Келли. Конструктивный альтернативизм. Личностные конструкты: модели для действительности. Основной постулат и выводы из него. Применение: эмоциональные состояния и терапия фиксированной роли. |
Изучение литературы по теме занятия. |
3. Итоговая самостоятельная работа: «Сравнительный анализ теорий личности». |
|
8 |
Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением. |
Теории личности гуманистического направления: основные концепции и принципы теории Э. Фромма. Иерархия потребностей А. Маслоу. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Характеристики самоактуализирующихся людей. Феноменологическая теория К. Роджерса. Развитие Я-концепции. Применение: терапевтические условия для изменения личности. |
Подготовка к зачету. |
||
Зачет. |
№ |
Темы |
Объем часов |
Лекции |
Семинар занятия |
Формы контроля Сам. работа |
1 |
Первый раздел: Проблематика личности в психологических исследованиях. Проблема человека в философской картине мира. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека. Принципы деятельностного подхода в изучении личности. Движущие силы и условия развития личности. |
2 |
2 |
|
|
2 |
Второй раздел: Ипостаси человеческой личности: индивид, личность, индивидуальность. Роль индивидных свойств человека в развитии личности. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Индивидуальность личности и её жизненный путь. |
2 |
2 |
|
|
3 |
Третий раздел: Теории личности |
2 |
|
2 |
|
|
Контрольная работа |
20 |
|||
|
Подготовка к экзамену |
34 |
|||
|
Итого: |
60 |
№ |
Лекции (4 часа) |
Семинарское занятие (2 часа) |
Самостоятельная работа студентов (54 часа) |
1 |
Проблема личности в психологических исследованиях. Движущие силы и условия развития личности. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. |
Сравнительный анализ теорий личности.
|
Выполнение контрольной работы (20 часов) |
2 |
Индивидуальность личности и её жизненный путь. Самоосуществление индивидуальности: специфика личностного выбора; свобода и ответственность. |
Подготовка к экзамену (34 часа) |
|
Экзамен. |
Уважаемые студенты!
Контрольная работа состоит в написании критического анализа следующих теорий личности западной психологии:
Структура личности. Развитие личности: психосексуальные стадии. Природа тревоги. Защитные механизмы личности.
Основные тезисы, концепции и принципы индивидуальной психологии. Типы личности по Адлеру. Структура личности К. Юнга.
Эго-психология и эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии.
Развитие личности в социокультурной теории. Невротические потребности. Типология личности (уступчивый, обособленный, и враждебный тип).
|