Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология (наименование дисциплины) Специальность - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины психология развития (наименование... 1 395.17kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы здоровья и здорового... 1 341.99kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Для... 2 624.17kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы кинезиологии (наименование... 1 282.46kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология... 1 367.81kb.
Девиантное поведение (наименование учебной дисциплины) Место дисциплины... 1 24.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «экономическая психология» 1 306.41kb.
Специальная психология (наименование учебной дисциплины) Место дисциплины... 1 22.63kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. Психология рекламы (код... 4 819.1kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 218.7kb.
Департамент образования города москвы 1 129.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология (наименование дисциплины) - страница №1/2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Специальная психология

(наименование дисциплины)
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Специальная психология (ДС.06)
АННОТАЦИЯ
1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).
ДС.06 Специальная психология
Целостность и неделимость психического; норма и дефект; взаимодействие биологического, социального и аномального в человеке; структура дефекта и диалектическая взаимосвязь между его подструктурами; психическое развитие ребенка первых 3 лет жизни; дальнейшее развитие в дошкольном возрасте; развитие ребенка в школьном возрасте; особенности развития в подростковом возрасте; социальные и психологические факторы влияющие на развитие ребенка; специфические проблемы развития в разных возрастных группах; компенсаторные возможности психики ребенка с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, нарушениями в двигательной сфере; умственная отсталость, причины, формы, методы диагностики; задержка психического развития, причины, клиническая картина различных форм; слабоумие (деменция); особенности слабоумия при психических сосудистых и других заболеваниях головного мозга; методы диагностики интеллектуальных расстройств. Основы сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии; психология лиц с двигательными нарушениями; психология лиц с выраженными речевыми расстройствами.
2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Специальная психология занимает одно из главных мест в программе по реабилитации инвалидов и в целом в системе адаптивной физической культуры, поэтому на факультете физической культуры, наряду с другими дисциплинами курс «Специальная психологи» играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.



3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Практический блок:

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.


4. Список авторов элементов УМК:

Ширенкова Е.В., старший преподаватель


5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)


- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

  • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

  • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


(ТГПУ)

“Утверждаю”


Декан ФФКиС

_____________О.В. Смирнов


“____” ______________ 2008г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОДС. 06

Специальная психология


1. Цель дисциплины ознакомить студентов с проблемами понимания сущности личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, закономерности ее формирования в онтогенезе, психологические особенности людей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи дисциплины:

- обеспечить освоение законов психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;



- научить использовать знания законов психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья на практике.
2. Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен знать:

- систему потребностей и специальные качества ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- возрастные психологические особенности ребенка, которые раскрывают структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии.

Студент должен уметь:

- разрабатывать методики и технологии, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;



- совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

5

Общая трудоемкость дисциплины

180

180

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)

36

36

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы

-

-

И другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

108

108

Курсовая работа

-




Расчетно-графические работы

-




Реферат

-




И другие виды самостоятельной работы

-




Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.


№ п/п

Разделы дисциплины





Лекции

Практические занятия

1.

Основные факторы и условия психического и личностного развития ребенка


4


4

2.

Первичные и вторичные нарушения в психике


2

2

3.

Организационные подходы к изучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья


2

4

4.

Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития


2

4

5.

Психологическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития


4

2

6.

Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития


4

2

7.

Психологическая характеристика лиц с сенсорными нарушениями


4

2

8.

Психологическая характеристика детей с нарушением речи


2

2

9.

Психологическая характеристика лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата


4

4

10.

Психологическая характеристика детей со сложным комплексным нарушением развития


2

4

11.

Коррекция психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья


2

4

12.

Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья


4

2

Итого


36

36


4.2. Содержание разделов дисциплины:

1. Основные факторы и условия психического и личностного развития ребенка. Проблема развития – центральная проблема современной психологии. Биологический фактор (природный): наследственные качества, заложенные в генетической программе каждого человека; некоторые соматические и психические заболевания и дефекты, возникшие при жизни, в период внутриутробного развития и обусловленные не наследственностью, а инфекциями, травмами, болезнью матери, воздействием на плод алкоголя, наркотических веществ или других интоксикаций. Социальные факторы (социальная среда, окружающие нас люди, с которыми мы взаимодействуем): влияние непосредственного окружения (родители, родственники, сверстники); воздействие различных средств массовой информации, социальных, экономических, политических условий жизни и других факторов. Собственная активность ребенка – как решающая роль в развитии психики ребенка и в формировании его как личности.

2. Первичные и вторичные нарушения в психике. Первичные нарушения, вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.). Вторичные нарушения, возникающие опосредованно – в процессе аномального социального развития. Уровни психики: бессознательная психика, подсознательная психика, произвольная. Многообразие форм отражения сознания в психологии: психические процессы, психические состояния, свойства личности, психические образования. Высшие психические функции, важнейшая их особенность.

3. Организационные подходы к изучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Получение диагностической информации о ребенке, имеющем ограниченные возможности: жизненные показатели; показатели, полученные с помощью методов, построенных на основе самооценки; данные, полученные с помощью объективных тестов и тестовых заданий, проводимых в строго контролируемых условиях.

4. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. Оценка двигательных нарушений. Аспекты дифференциальной диагностики в связи с различными вариантами двигательных нарушений. Общие закономерности нормального моторного развития, которые присущи и детям с ограниченными возможностями здоровья.

5. Психологическая характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития. Основы олигофренопсихологии. Современное определение понятия «умственной отсталости». Формы умственной отсталости: олигофрения, деменция. Причины и степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Характеристика основных групп умственно отсталых детей. Развитие психомоторики и двигательных способностей у детей с нарушениями интеллектуального развития.

6. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития. Понятие «задержанное психическое развитие», причины задержанного психического развития. Виды задержанного психического развития. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития: восприятие, внимание, память, мышление, эмоциональная неустойчивость. Диагностические признаки задержки психического развития у детей: несформированность игровой деятельности; особенность речи: бедный, недифференцированный словарный запас, недостаточность тонкой моторики, нарушения поведения.

7. Психологическая характеристика лиц с сенсорными нарушениями. Основы сурдопсихологии. Психологическая характеристика лиц с нарушением слуха. Причины нарушения слухового анализатора. Классификация детей с нарушением слуха: глухие, слабослышащие и позднооглохшие. Основы тифлопсихологии. Психологическая характеристика лиц с нарушением зрения. Причины нарушения зрения. Классификация детей с нарушением зрения: слепые и слабовидящие.

8. Психологическая характеристика детей с нарушением речи. Причины нарушений речи. Классификация речевых нарушений.

9. Психологическая характеристика лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основные виды и причины нарушений опорно-двигательного аппарата. Структура двигательного дефекта. Психологическая характеристика детей с детскими церебральными параличами (ДЦП). Коррекционно-компенсаторная помощь лицам, страдающим нарушениями опорно-двигательного аппарата.

10. Психологическая характеристика детей со сложным комплексным нарушением развития. Понятие о сложном нарушении развития. Классификация детей с сочетанными нарушениями. Психологические основы развития лиц со сложным дефектом.

11. Коррекция психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятия «развивающая» и «коррекционная» деятельность. Психологическая коррекция, главная задача, направления. Коррекция эмоционального развития ребенка, цель, подходы: психодинамический и поведенческий. Коррекция сенсерно-перцептивной и интеллектуальной деятельности. Психологическая коррекция поведения детей и подростков. Причины нарушения поведения детей и подростков. Коррекция развития личности, основные направления.

12. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Понятие «управление». Виды управления: стихийное и сознательное. Социально-психологическое воздействие. Средства воздействия в процессе межличностного взаимодействия: речевое воздействие (вербальная информация), неречевое воздействие (невербальная информация), вовлечение ребенка и подростка в специально организованную деятельность с целью удовлетворения потребности в общении в самоутверждении. Методы воздействия. Способы воздействия: прямой (убеждение и внушение) и косвенный.


  1. Лабораторный практикум – не предусмотрен.




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:




    1. Рекомендуемая литература

а) основная



  1. Специальная психология : учебно-методическое пособие для вузов / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ ; сост. : С. Б. Нарзулаев [и др.]. – Томск : STAR, 2005. - 107 с.

  2. Специальная психология : учебное пособие для вузов / авт. : В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 5-е изд., - М. : Академия, 2007. - 460 с.

б) дополнительная

1. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учебное пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. - М. : Академия, 2005. - 255 с. : ил.

2. Михайлова, Е. Н. Педагогика (Коррекционная педагогика с основами специальной психологии) : методические рекомендации для самостоятельной работы студентов / Е. Н. Михайлова ; МО РФ, ТГПУ - Томск : издательство ТГПУ, 2004. - 15 с.

3. Психолого- педагогическая диагностика : учебное пособие для вузов / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская [и др.] ; под ред. : И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 3-е изд., .- М. : Академия, 2006. -318 с. : табл.

4. Специальная психология : учебное пособие / авт. : В. И. Лубовский, Т. В. Розанова [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 3- е изд., - М. : Академия, 2006. - 460 с.


    1. Средства обеспечения освоения дисциплины

Методические указания, блок психофизиологических и психологических (диагностических) компьютерных программ


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Комплекс психолого-педагогических диагностических программ

Компьютерный класс


следующая страница >>