Сравнительный анализ водных конфликтов в международных речных бассейнах - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
География международных конфликтов в Евразии 1 106.14kb.
Н. К. Рериха и «Гитанджали» Р. Тагора: сравнительный анализ некоторых... 1 106.34kb.
«Сравнительный анализ развития ментальности высших сословий в Древней... 1 27.06kb.
1 Детерминанты стабильности занятости в России и Восточной Германии... 12 1880.54kb.
Диссертации «Органы местного самоуправления и модернизация: сравнительный... 1 13.01kb.
Описание и анализ произведений искусства 1 43.79kb.
Диссертация на тему: «Влияние заинтересованных групп на изменение... 4 1075.21kb.
Вопрос 48. Президент РФ и Президент США. Сравнительный анализ статуса... 1 164.52kb.
Инновации, 2010 Сравнительный анализ инновационной активности 1 357.23kb.
Сравнительный анализ и оценка эффективности института народного изъявления... 3 511.89kb.
Сравнительный анализ социальных аспектов становления национальных... 1 45.46kb.
Кандидат исторических наук, С. В. Демиденко 1 259.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Сравнительный анализ водных конфликтов в международных речных бассейнах - страница №5/6

2.3 Водные конфликты в Африке.

Африка считается одним из самых уязвимых регионов в мире, поскольку постоянный рост населения и растущий спрос на воду ставят под угрозу нормальное экономическое и социальное развитие региона. Крупнейшим речным бассейном, заслуживающим особого внимания, является бассейн реки Нил - самой протяженной реки на планете.

Нил, длина которого составляет 6852 км, протекает по территории десяти стран Африки. Истоком реки принято считать о. Виктория в Уганде. Главными притоками Нил являются реки Голубой Нил, Белый Нил и Атбара. Специалисты также подразделяют бассейн Нила на два основных подбассейна- Голубой Нил и Белый Нил79. Важной чертой данного бассейна является то, что практически половина его ресурсов сосредоточена в странах с очень низким уровнем осадков.80 Это означает, что в этих странах ресурсы реки практически не пополняются. В то же время, низкий уровень осадков означает, что население зависит от Нила, как от единственного и безальтернативного источника воды. Это приводи к чрезмерному использованию водных ресурсов и их сильному истощению.

Таблица . Основные показатели в государствах бассейна реки Нил81

Анализируя данные из Таблицы 8, можно прийти к выводу о том, какая кризисная ситуация ожидает североафриканский регион в будущем. В Египте наблюдается дефицит водных ресурсов, а также самый низкий уровень осадков. Однако показатели забора воды у Египта превышают аналогичные показатели Эфиопии и Судана, что объясняется развитием экономической деятельности. В случае с Суданом этот показатель соотносится с численностью населения: население Египта почти в два раза превосходит население Судана, то же и происходит с уровнем забора воды. Однако в случае с Эфиопией ситуация обратна. Население Эфиопии немного превосходит население Египта, однако уровень забора воды во много раз меньше. Это означает, что в скором будущем, Эфиопия начнет потреблять большее количество воды, а Египет столкнется с еще более серьезным кризисом.

До середины двадцатого века африканские территории были колониями ведущих европейских держав. Так как водные ресурсы были и остаются ключевым фактором экономического развития региона, то система ирригации и водопользования была создана еще Британской Империей. Ключевая роль при этом отводилась Египту, который получал наибольшие привилегии при распределении водных ресурсов. И сегодня Египет претендует на наибольший объем водных ресурсов региона, основываясь на своих показателях населения и экономического роста, а также апеллируя к тому факту, что Нил является единственным источником пресной воды. Еще в эпоху колониального правления в регионе всегда было много споров по поводу того, как должны распределяться водные ресурсы и где- в верховьях или низовьях должен находиться контролирующий орган. После того, как соседние государства обрели независимость, конфликт между Суданом и Египтом приобрел международное значение. Конфликт в бассейне Нила является типичной формой разногласий между странами, расположенными выше и ниже по течению.

Попыткой урегулирования конфликта стало создание в 1925 году специальной Комиссии, главной задачей которой было установление эффективной системы водного менеджмента между соседствующими государствами. Тогда было заключено соглашение, по которому Египет получал гарантии на 48 куб. м/год при этом, особые права на пересмотр договора, а также права претендовать на дополнительные объемы воды в случае засухи. 82 Наиболее серьезные разногласия возникли между Суданом и Египтом, когда последний в 1952 году , сразу после Июльской революции объявил о своих намерениях на строительство Асуанской Плотины. Для строительства дамбы необходимо было провести новые переговоры с Суданом, поскольку ее заполнение требовало значительного увеличения потока воды. Стоит помнить, что еще в это время Судан входил в состав Египта, и приобрел независимость лишь в 1956 году. Первый раунд переговоров состоялся в 1954 году, однако странам не удалось прийти к договоренности. В этот период отношения между странами обострились не только по политическим причинам, но и также по поводу решения водных вопросов. В 1958 году Египет направил свои войска на спорные территории для урегулирования конфликта. Зная, что египтяне собирались возводить плотину на своей территории, Судан нарушил соглашение 1929 года, построив плотину Сеннаре в 1959 году. Однако это действие не спровоцировало никаких серьезных разногласий, и уже в том же году был заключено Соглашение по Водам Нила. Согласно этому договору общий поток Нила измеряется в 84 млрд. куб. м/год, в соответствии с которым, распределение водных ресурсов происходит следующим образом:  48 млрд. куб. м/год для Египта и 4 млрд. куб. м/год для Судана. 83

Главной проблемой данного договора является то, что он не учитывал и не учитывает растущие потребности других стран, и также не был подписан другим крупным государством-Эфиопией. После того, как Соглашение было заключено между Египтом и Суданом, Эфиопия выступила с заявлением о том, что будет развивать проекты в одностороннем порядке, и что для своих сельскохозяйственных нужд будет дополнительно забирать 40 млн. куб.м/год. Серьезный конфликт между Египтом и Эфиопией разгорелся в 1978 году. В 70-е годы Эфиопия стала разрабатывать планы по строительству плотин и водохранилищ на Голубом Ниле, что ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность Египта. Даже небольшие дамбы в Эфиопии могут значительно уменьшить объем потока Нила в Египте. Конфликты между государствами продолжаются и до сих пор84. В начале 1990-х годов Египет даже заблокировал решение Африканского Банка о выдаче кредита Эфиопии, необходимого для строительства нового водохранилища.85

Египет по-прежнему считает, что имеет приоритет при заключении договоров о водопользовании. Однако, это уже не соответствует реальной политической и экономической картине, поскольку рост, наблюдаемый в других странах, стимулирует потребление водных ресурсов. Водный вопрос в Африке – это вопрос благосостояния миллионов человек, которые до сих пор живут в ужасных условиях. Примером является Эфиопия, которая постепенно начинает предъявлять высокий спрос на воду и располагает некоторыми средствами, необходимыми для строительства инфраструктурных проектов. Важно только обеспечить нормальное эффективное распределение, которое может быть достигнуто только путем подписания соглашений.

В 90-е годы при посредничестве Всемирного Банка был предложен ряд проектов, нацеленных на то, чтобы создать эффективную систему водопользования в регионе – Инициатива по развитию бассейна Нила. Благодаря этой инициативе страны региона начинают осознавать важность и необходимость сотрудничества, и даже Египет и Судан были готовы пойти на серьезные уступки для Эфиопии, суть которых заключается в пересмотре действующего договора и перераспределении воды в пользу Эфиопии и других стран, расположенных выше по течению. Однако, новый договор, предложенный Всемирным Банком в 2009 году, так и не был подписан Египтом и Суданом.

Таким образом, главную опасность для бассейна представляет быстрый рост населения прилежащих территорий, который будет сопровождаться деградацией природных ресурсов и снижением качества пресной воды. По оценкам экспертов, численность населения, проживающего в бассейне Нила, в скором времени может составить приблизительно 350 млн. человек, по сравнению с 250 млн, которые проживают там сегодня86. Как известно, наибольшая доля водопользования всегда приходится на сельское хозяйство. Вопрос развития сельского хозяйства для африканских стран – это вопрос национальной продовольственной безопасности. Так как в странах данного речного бассейна ожидаются высокие темпы прироста населения, то логично ожидать и развитие первичного сектора в регионе. Проблема также состоит в низком уровне инфраструктуры, необходимой для хранения и транспортировки воды в наиболее засушливые участки. Сложность также представляют нехватка знаний в области метеорологии для того, чтобы прогнозировать засухи, наводнения, ураганы и прочие природные явления.

Другой опасностью является растущий уровень урбанизации в регионе в странах, расположенных выше по течению, где городской образ жизни еще недостаточно широко распространен. К сожалению, политический фактор играет огромную роль в решении водного конфликта. Во-первых, Египет как региональный лидер не имеет никакой инициативы для того, чтобы соблюдать интересы Эфиопии - слабого государства. В то же время, Египет заинтересован в стабильной ситуации в Судане, поскольку внутренние конфликты в стране содержат в себе угрозу для внутренней безопасности в Египте.

2. 4 Основные выводы

Рассматривая приведенные выше конфликты в международных речных бассейнах, можно выделить несколько основных характеристик, присущих каждому из них.

В речных бассейнах, расположенных на Ближнем Востоке и Северной Африке наблюдается дефицит природных ресурсов, вызванных естественными причинами. При этом, обязательно существует как минимум одно государство, которое страдает от острого дефицита водных ресурсов. Это государство, как правило, и является главным агрессором и провоцирует развитие конфликта. В Азии большую проблему представляют загрязнения, которое сильно снижает качество водных ресурсов.

В каждом из рассматриваемых бассейнов существует как минимум одно государство, которое полностью зависит от ресурсов бассейна. Это объясняет жесткую и непримиримую позицию, которую отстаивают зависимые государства региона. В качестве примером можно привести Израиль, экономика которого зависит исключительно от ресурсов Иордана. Та же самая ситуация наблюдается в Сирии, Бангладеше, Пакистане и Египте. Важно подчеркнуть, что использование альтернативных источников воды либо невозможно, либо затруднено по экономическим и техническим причинами ( как в случае с опреснением соленой воды в Израиле)

Конфликт между соседствующими государствами возникает тогда, когда нет адекватного соглашения о водопользовании. Отсутствие сформулированных норм и гарантий, механизмов пересмотра и адаптации договоров к новым условиям приводят к тому, что ситуация в бассейне по-прежнему остается неустойчивой.Отсутствие договора также предполагает отсутствие сбалансированной и эффективной системы водного менеджмента. Ни в одном из рассматриваемых бассейнов не функционируют межправительственные органы, которые отвечали бы за контроль над экологической ситуаций и выступали бы в качестве площадки для решения межгосударственных споров (безусловно, совершались попытки создать межправительственные комитеты, однако они не были успешны).

Важную роль играет политическая и военная мощь соседствующих государств. Поскольку, если в водном конфликте участвуют страны с большой разницей в военно-политическом потенциале, то наиболее сильное государство будет злоупотреблять своими правами на водные ресурсы ввиду отсутствия стимулов учитывать интересы более слабых государств.

Это ведет к тому, что сильные государства предпринимают односторонние действия по развитию бассейнов, что несет в себе огромный потенциал для эскалации водного конфликта.

Ключевым фактором в развитии водного конфликта служат политические разногласия. В большинстве случаев водные конфликты удается решить мирным путем, однако в рассматриваемых регионах этого не происходит. Напротив, государства с каждым годом загоняют себя в тупик, из которого потом будет еще сложнее выбраться. Практически во всех бассейнах прослеживается четкая корреляция между политическими столкновениями и водным конфликтом. Государства, которые имеют историю отношений «богатую» войнами и конфликтами не проявляют инициатив к сотрудничеству. Постоянные разногласия и столкновения определяют характер отношений между странами, который отличается высоким уровнем недоверия. Это ведет к тому, что страны рассматривают водные ресурсы в краткосрочной перспективе в рамках своих выгод и не анализируют негативные последствия, которые оказывает данный подход на благосостояние соседних государств и на всю систему в целом. Очевидно, что для того, чтобы решить проблему водных конфликтов, враждующим сторонам необходимо сменить парадигму и найти новый подход, в противном случае, ситуация в бассейнах может оказаться еще более нестабильной и опасной.



<< предыдущая страница   следующая страница >>