Сравнительный анализ водных конфликтов в международных речных бассейнах - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
География международных конфликтов в Евразии 1 106.14kb.
Н. К. Рериха и «Гитанджали» Р. Тагора: сравнительный анализ некоторых... 1 106.34kb.
«Сравнительный анализ развития ментальности высших сословий в Древней... 1 27.06kb.
1 Детерминанты стабильности занятости в России и Восточной Германии... 12 1880.54kb.
Диссертации «Органы местного самоуправления и модернизация: сравнительный... 1 13.01kb.
Описание и анализ произведений искусства 1 43.79kb.
Диссертация на тему: «Влияние заинтересованных групп на изменение... 4 1075.21kb.
Вопрос 48. Президент РФ и Президент США. Сравнительный анализ статуса... 1 164.52kb.
Инновации, 2010 Сравнительный анализ инновационной активности 1 357.23kb.
Сравнительный анализ и оценка эффективности института народного изъявления... 3 511.89kb.
Сравнительный анализ социальных аспектов становления национальных... 1 45.46kb.
Кандидат исторических наук, С. В. Демиденко 1 259.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Сравнительный анализ водных конфликтов в международных речных бассейнах - страница №2/6

1.3 Классификация водных конфликтов


О типах водных конфликтов говорится в нескольких исследовательских работах. Некоторые ученые разделяют конфликты на внутри и меж государственные, кто-то говорит о реальных и потенциальных конфликтах, военных и политических и т.д.20 Но наиболее полная классификацию была разработана специалистами Тихоокеанского Университета.21 Она включает следующие типы водных конфликтов:

  • борьба за контроль над водными ресурсами.

Военные столкновения между Сомали и Эфиопией в2004-2006 когда долговременная засуха усугубила конфликт за контроль над водными ресурсами, попадают в указанную категорию. Еще один пример - конфликт между Израилем и Сирией в 196222.

  • Водные ресурсы используются в качестве военного средства.

Можно найти много примеров водных конфликтов такого типа во второй половине 20-го века. Например, во время ирано-иракской войны 1980-1988 Иран использовал водные ресурсы для того, чтобы затопить оборонительные базы противника.23 Другим примером является конфликт между Ливаном, Израилем и Сирией в 1982 году, когда Израиль препятствовал поставке воды в Бейрут во время осады города.24

  • Водные ресурсы используются в качестве политического средства

В 1997 году Малайзия выдвинула угрозу сократить поток воды в Сингапур в ответ на критику своей политики. Двумя годами позднее Югославия выдвинула ультиматум придунайским странам о предоставлении ей финансовой помощи взамен на ликвидацию обломков обрушенных мостов из Дуная. Это был откровенный шантаж, ведь европейские государства опасались затопления, которые могло возникнуть, поэтому были вынуждены пойти на уступки25.

  • Водные ресурсы - объект терроризма

В 80-х во время освободительных войн в Южной Африке проводились регулярные террористические атаки на линии электросетей, исходящих от гидроэлектростанции Кабора-Басса. Еще одним примером гидротерроризма является разрушение группировкой Хезболла завод по очистке сточных вод в Израиле в 2006 году26.

  • Водные ресурсы - военная цель

Во время израильско-сирийского конфликта в 1967 Израиль уничтожил сирийские гидротехнические сооружения у устья реки Иордан. По мере эскалации конфликта, враждующие стороны заняли прилегающие к реке территории. Уже через два года разногласия возникли между Израилем и Иорданией. Израиль направил два военных отряда с целью разрушить только что построенный Восточный Горский Канал. Другим примером является разрушение Ираком опреснительных установок в Кувейте в 1991 году27.

  • Конфликты из-за вопросов социального и экономического развития28

К этому типу конфликтов относится угроза Кыргызстана перекрыть поток воды в Казахстан до получения поставок угля. В то же время Узбекистан угрожал лишить Казахстан воды до осуществления выплат по долгу29.

Естественно, что это далеко не единственная и не самая точная классификация. Иногда, конфликт не попадает ни в одну из указанных категорий, а иногда попадает сразу в несколько.

Водные конфликты - это реальная угроза, нависшая над человечеством, своего рода бомба, которая может взорваться, если не будут предприняты адекватные меры. Основными факторами развития межгосударственных разногласий по вопросам водопользования являются усугубляющийся водный кризис, интернационализация речных бассейнов, недостаток регулирования водопользования (отсутствие международных договоров, неадекватные единоличные действия и т.д.), политические разногласия и политические режимы. Водные конфликты могут принимать разные формы. Это могут быть столкновения за контроль над ресурсами или конфликты, в которых водные ресурсы играют роль военного оружия или являются военной целью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на уникальность каждого из водных конфликтов, практически все они развиваются по похожим сценариям. Зачастую водный конфликт возникает между государствами, расположенными ниже и выше по течению и спровоцирован целым рядом различный факторов. Важно отметить, что, несмотря на то, что уровень загрязнений и показатели водного стресса являются важными факторами развития водного конфликта, стоит обращать большее внимание на политические отношения между странами, эффективность институтов и политические режимы. Для того, чтобы выделить другие характеристики необходимо провести анализ самых крупных современных конфликтов. Это позволит обозначить главные факторы, которые провоцируют эскалацию конфликта, а следовательно проанализировать возможные пути решения разногласий.


2. Сравнительный анализ водных конфликтов на примере бассейнов рек на Ближнем Востоке, в Азии и Африке.

Основываясь на данных предыдущей главы, можно заключить, что в современном мире можно найти много примеров конфликтов в международных речных бассейнах. Многие из них были успешно решены, и представляют положительный пример, к опыту которого могут обратиться враждующие стороны. Однако в некоторых регионах нашей планеты водный конфликт является не просто приближающийся угрозой, а реальностью, которая уже оказывает влияние на жизни миллионов людей. В данном анализе представлены наиболее опасные водные конфликты, которые развиваются в современном мире, поскольку в бассейнах данных рек проживает огромное количество человек, и данные разногласия наносят угрозу стабильности в тех регионах, где они происходят. Более того, рассматриваемые конфликты имеют огромный потенциал для эскалации, поскольку проблемы, с которыми сталкиваются государства бассейна уже на протяжении нескольких десятилетий, до сих пор не урегулированы. Важно изучить природу данных конфликтов, а также выделить основные факторы, которые провоцируют конфронтацию.

Для того, чтобы провести качественный анализ рассматриваемых конфликтов, необходимо рассмотреть экологические и климатические особенности региона, проследить демографические показатели, а также изучить характер политических отношений между странам

2.1 Водные конфликты на Ближнем Востоке

2.1.1 Анализ конфликта в бассейне реки Иордан

Один из наиболее острых и продолжительных конфликтов по поводу распределения водных ресурсов, это конфликт между Израилем, Палестиной и другими арабскими странами вокруг реки Иордан.

Река берет свое начало неподалеку от Голанских Высот. В точке слияния трех рек: Хацбани, которая начинается в Ливане, Баниас – на территории Голанских высот и Дан – на территории Израиля.30 Иордан пополняется за счет своих притоков. В первую очередь, это река Ярмук, одна из непересыхающих рек в регионе. Ее важность также определяется тем, что она естественным образом снижает уровень солености Иордана. Другим крупным притоком является река Сейль-эз-Зарка. Известно, что регион Ближнего Востока отличается засушливым климатом и редким осадками, а данные из Таблицы 1 показывают, что практически все государства бассейна страдают от острого дефицита водных ресурсов, поскольку показатель объема возобновляемых ресурсов на душу населения ниже 500, за исключением Иордании и Ливана. Очевидно, что водный кризис в регионе обусловлен природными условиями.

Таблица . Основные показатели в странах бассейна реки Иордан31.

На наземные воды приходится наибольший процент потребления водных ресурсов в регионе, однако важную роль также играют и подземные воды, которые возобновляются за счет Иордана. В Израиле расположены два крупнейших водоносных горизонта, а также несколько более мелких на границе с Иорданией и Ливаном. В общей сложности в них сосредоточены примерно половина всех доступных ресурсов питьевой воды.

Анализ водного конфликта между Израилем, палестинскими территориями и арабскими государствами невозможен вне контекста политических разногласий в регионе. Ключевой фактор развития водного конфликта – это откровенная вражда между соседями, которая началась в день создания государства Израиль, а также отсутствие сильных стимулов прийти к соглашению. С момента создания еврейских поселений в Палестине, лидеры Сионистского движения говорили об особой важности водных ресурсов для экономического развития и для обеспечения национальной безопасности. После принятия решения ООН о создании государства Израиль, арабские страны провозгласили в качестве одной из своих главных целей уничтожение еврейского государства. Отношения между государствами особенно ухудшились после шестидневной войны, которая изменила весь геополитический ландшафт региона. Израиль аннексировал Голанские высоты, тем самым приобретая полный контроль над истоком Иордана, а также получая контроль над 50% водных ресурсов Ярмука. Израиль также установил особый статус администрируемых территорий на западном берегу. Шестидневная война стала главным событием, которое определило развитие, как политического, так и водного конфликтов в регионе.

По оценкам экспертов, 46% всех конфликтов в регионе были спровоцированы территориальными претензиями сторон, тогда как базой для 27% водных конфликтов стало стремление государств взять под контроль акватории, в то время как 13% выступали в качестве военного средства в вооруженных конфликтах32. Водный конфликт в бассейне Иордана, можно разделить на два блока. Во-первых, это борьба между Израилем и Палестинскими оккупированными территориями. Этот конфликт можно охарактеризовать как межнациональный, а не межгосударственный, поскольку формально эти территории входят в состав Еврейского Государства. И вторая часть – это разногласия между Израилем и соседними арабскими странами.


Безусловно, конфликт между палестинцами, проживающими на администрируемых территориях, и израильтянами спровоцирован, среди прочего, неравномерным и неадекватным распределением и использованием воды. Сегодня часто говорится о том, что Израиль нарушает права палестинцев, и это провоцирует дальнейшие разногласия, которые могут доходить до вооруженных противостояний.

После аннексии палестинских территорий на западном берегу в 1967 году Израиль установил особую систему водного менеджмента. Израильская комиссия по водным ресурсам получила неограниченные полномочия по решению вопросов водопользования, полностью отстранив от этого процесса палестинские органы власти. В 60-е годы были установлены квоты на забор воды, а также на строительство новых колодцев на администрируемых территориях. В 1986 году Израиль сократил на 10 %квоты на использование воды из колодцев, предназначенных для палестинского населения. Это была открытая дискриминация, которая продолжается до сих пор. В 90-е годы в дополнение запретам на строительство новых колодцев вводились многие другие ограничения. Например, палестинские фермеры не могли использовать воду из колодцев после 4 часов дня для своих сельскохозяйственных нужд. Однако, как известно, полив растений обычно осуществляется в вечернее время33. Глубина палестинских колодцев не могла превышать 70 метров, тогда как для Израильских поселений на западном берегу глубина колодцев достигала 300-400 метров. Из-за этого существовала огромная разница в объеме воды, получаемой из колодцев – так, объем палестинских колодцев достигал 13000 куб. м в год, а израильских- 750000 куб. м. Стоит обратить внимание на то, что, несмотря на откровенное нарушение прав палестинского народа, в период с 1982 по 2001 год не было зафиксировано острых конфликтов по поводу распределения водных ресурсов между соседями. Это произошло не потому, что вдруг каким-то кардинальным образом изменились качество и количество воды в регионе, а потому, что в этот период наблюдалась относительная политическая стабильность. После того, как Ясир Арафат и его последователи из ФАТХ осознали необходимость сотрудничества с Израилем, и начались переговоры, число конфликтов и столкновений существенно сократились.

В сентябре 1995 года Израиль и Палестина подписали предварительное соглашение по Западному берегу и Сектору Газа. В этом документе Израиль официально признал права палестинцев на водные ресурсы. Было даже создано Палестинское Управление водными ресурсами34 (Palestinian Water Authority). Несмотря на это юридическое «признание» распределение воды между соседями по-прежнему было неравным. В Таблице 2 и Таблице 3 ниже показано, как изменялось потребление воды в Израиле и Палестине. Видно, что общее потребление увечилось на 17,5 %. При этом, для Палестины этот рост составил 30 ед тогда как для Израиля – 394, что в 14 раз больше. Это соглашение совершенно не подразумевало увеличение квоты на потребление для палестинцев, а тем более сокращение потребления воды израильтянами.

Таблица . Распределение водных ресурсов по секторам в расчете на душу населения (м³/на душу населения/год)



Таблица . Распределение водных ресурсов по секторам (млн. м³/год)

Начало 2000-х годов было ознаменовано радостными событиями подписания соглашения в Осло, и многие исследователи наперебой писали о новой эре в арабо-израильских отношениях, ожидая скорый конец затяжной войне. Однако в истории все произошло совершенно иначе. Несмотря на то, что правительства, казалось, понимали необходимость сотрудничества и кооперации, простое население отказывалось принимать эту политику. В 2000 году произошли военные столкновения и нападения на администрируемых территориях, что окончательно подорвало тот хрупкий фундамент, который был заложен в 90-е годы. Началась вторая интифада, настроения вновь приняли агрессивную форму, и с тех пор из этого кризиса еще не удается выйти. Важно подчеркнуть, что до тех пор, пока политическая среда была относительно устойчивой, конфликтов по поводу воды не возникало, но как только вновь появилась угроза вооруженного противостояния, то борьба за воду снова стала актуальной. В 2001 году палестинские вооруженные отряды уничтожили водопроводы, через которые поставляли воду в поселения на западном берегу. После того, как некоторые деревни были отрезаны от водоснабжения, организованные движения сопротивления уничтожили водопроводы и резервуары для хранения воды на администрируемых территориях35. В 2002 году израильский министр инфраструктуры ввел запрет на выкачивание воды из колодцев, а также заморозил постройку новых сооружений. 36 До сих пор не создан новый режим водопользования на администрируемых территориях, и, несмотря на то, что в начале 2000-х годов Израиль признал за палестинцами права на доступ к воде, никакие дискриминационные нормы и правила так и не были пересмотрены.

Другой сложностью являются нерегулярные поставки пресной воды особенно в жаркие летние месяцы. К тому же совершенно неудовлетворительным остается ее качество, поскольку в ней высока концентрация соли. Неразвитая инфраструктура также представляет серьезную проблему, поскольку процент потери воды за время транспортировки может достигать порядка 30-40% процентов. И ввиду того, что палестинцы не имеют права на восстановление и строительство водопроводов и резервуаров, да и к тому же у них нет на это достаточно средств, проблема так и остается неразрешенной. В некоторых поселениях на Западном берегу и вовсе нет водопроводов, поэтому местное население вынуждено покупать воду у перевозчиков, которые транспортируют ее в грузовиках37.

В Cекторе Газа ситуация вокруг потребления и распределения водных ресурсов еще хуже, чем на администрируемых территориях. Израильское правительство не создало никаких административных органов, которые регулировали бы водопользование в секторе. Население сектора Газа страдает от водного дефицита, вызванного редкими осадками, засушливым климатом, а также неправильным использованием подземных вод (с ними сейчас смешивается соленая вода). Единственным решением проблемы является прокладка новых водопроводов, которые позволили бы выводить сточные воды за переделы бассейнов подземных вод, но эта инициатива не встречает одобрения у палестинских жителей, которые боятся резкого роста цен на воду, а также неравномерного распределения воды38.

Главной проблемой, которая провоцирует международные разногласия по поводу распределения и использования воды, заключается в высокой степени недоверия партнеров и их нежелании сотрудничать. Арабские страны не могли и представить себе саму вероятность сотрудничества с евреями, и потому для них самым очевидным способом решения вопросов является война. Израиль также не доверяет своим соседям, поскольку все последние попытки пойти на компромисс заканчивались новыми террористическими актами и новыми открытыми противостояниями.

Главным предметом спора между Израилем, Иорданией и Сирией является река Ярмук. Первые столкновения произошли в 1951 году, когда Иордания объявила о своих планах развития ирригации Иорданской долины за счет ресусров Ярмука. В ответ на это Израиль инициировал осушение Халейских болот, что привело к пограничным стычкам между Израилем и Сирией. В последующие годы почвой для разногласия послужила инициатива строительства дамбы в Макарине, план которой был подписан Иорданией, БАПОРом и Сирий. Израиль запротестовал, поскольку его интересы не учитывались при разработке этого плана39. В том же 1953 году вновь начались военные столкновения между Сирией и Израилем, когда последний начал реализацию крупного инфраструктурного проекта Всеизраильский Водопровод на Галилейском море40. Сирия обратилась с жалобой в ООН, но по резолюции Совбеза от 1954 Израиль получил право продолжить строительство, которое возобновилось в 1955 году. Цель проекта заключалась в поставке воды в засушливые районы Негевской пустыни. Конфликт дошел до военного сопротивления, когда Сирия направила к границе свои танки и разрушила первые постройки дамбы. Однако после шестидневной войны, бывшие приграничные территории перешли под контроль Израиля, и уже после этого строительство могло беспрепятственно продолжаться41. Взяв под контроль ресурсы Ярмука, в 1969 году Израиль разрушил только построенный Иорданией Восточный Горский Канал. Казалось, вооруженного конфликта невозможно было бы избежать. Однако его сумели урегулировать при секретном посредничестве США42

Другие серьезные противоречия между Сирией и Израилем касались демилитаризованных территорий. Израиль намеревался развивать сельское хозяйство на демилитаризованных территориях, тогда как Сирия разрабатывала проект по изменению направления течения реки Дан43. Конфликт достиг своей кульминации, когда в 1964 году сирийские войска начали бомбардировать израильские тракторы и другую сельскохозяйственную технику, которая забирала воду для орошения полей. Сирия требовала, чтобы Израиль вернулся в границы 1967 года, что, по мнению многих экспертов, означало возвращение Сирии Голанских Высот для обеспечения водоснабжения в Дамаске44.

Ресурсы Иордана нередко использовались в качестве военного оружия, как например, произошло в 1982 году. Тогда Израиль, зная, что Ясир Арафат и его последователи скрываются в Ливане, желая надавить на него, во время войны перекрыл поставки питьевой воды в Бейрут во время его осады. В 2006 году разногласия также возникли между соседями – Израилем и Ливаном, когда участники движения Хезболла уничтожили израильский завод по переработке сточных вод. В ответ Израиль разрушил водопроводы, резервуары, насосные станции, расположенные на берегу реки Литани.

Попыткой урегулирования конфликта стало предложение американского правительства принять специальный план использования водных ресурсов Иордана с целью избежать кровопролития между арабами и израильтянами, и учесть интересы всех сторон. Этот план известен как план Джонстона (Jhonston’s plan). В Таблице 4 показано, как должно было происходить распределение воды между соседями в сравнении с современными показателями забора воды. Несмотря на свое несовершенство, принятие подобного договора могло бы снизить напряженность в регионе, гарантируя доступ к воде на Западном Берегу. К тому же, он создавал бы институциональную базу для решения споров. Многим специалистам этот план казался весьма продуманным, однако он так и не был принят из-за политических разногласий.45

Таблица . Распределение ресурсов по плану Джонстона46

На основе анализа конфликта на Ближнем Востоке можно выделить несколько главных факторов развития конфликта. В первую очередь, это климатические особенности региона, которые являются причиной водного дефицита. Неправильное использование водных ресурсов и, как следствие, высокий уровень загрязнений только усугубляют проблему. Водные ресурсы бассейна критичны для экономического развития стран региона. Израиль абсолютно зависим от Иордана, как от единственного источника воды. Это объясняет его жесткую и бескомпромиссную позицию в решении многих вопросов. Такую позицию объясняет и тот факт, что Израиль является сильнейшим в военном плане государством региона, которое к тому же получает негласную поддержку США.

Разрешению этого водного конфликта препятствуют политические разногласия между соседями и высокий уровень недоверия и враждебности. В первую очередь это касается внутреннего конфликта между Израилем и Палестинскими территориями. Вражда между соседями положили начало несправедливому дискриминационному режиму, по которому вынуждены жить палестинцы. Это только накаляет обстановку в регионе, поскольку уже сегодня палестинцы сталкиваются с проблемами не только водной, но и продовольственной безопасности.

Водный конфликт между Израилем и арабскими государствами также имеет политическое измерение. Неудача принятия плана Джонсона доказала, что решение водного конфликта невозможно вне контекста решения проблемы политических претензий. Поскольку все сложности, связанные с распределением воды касаются территориальных вопросов между Израилем и арабскими государствами. Очевидно, что правительства не готовы идти на серьезный компромисс, и в таком случае необходим посредник, который выступил бы гарантом соблюдения прав и интересов все участников переговоров.



<< предыдущая страница   следующая страница >>