Похожие работы
|
Сравнительный анализ водных конфликтов в международных речных бассейнах - страница №6/6
3. Возможные пути решения водных конфликтов3.1 Выгоды от сотрудничестваВ предыдущей главе были подробно рассмотрены водные конфликты и их влияние на политическую и экономическую обстановку в различных регионах нашей планеты. Несмотря на то, что в истории развития отношений между рассматриваемыми государствами имели место вооруженные столкновения, сегодня стороны стараются отказываться от применения силы для решения подобных споров. К сожалению, отсутствие военных действий еще не означает, что конфликт исчерпал себя, ведь по-прежнему существует большой потенциал для его эскалации. Очевидно, что государствам выгоднее урегулировать их мирным путем и как можно скорее, ведь, как известно, болезнь легче вылечить на ранних стадиях. Именно поэтому необходимо проанализировать, каким образом могут страны разрешить существующие споры, и какие возможные пути решения водных конфликтов могут быть предложены. Совершенно очевидно, что разногласия по поводу распределения водных ресурсов могут быть разрешены исключительно посредством кооперации, об этом говорится в многочисленных работах видных ученых и политических деятелей, которые призывают враждующие стороны встать на мирный путь. Важно, чтобы государства осознали то, что сотрудничать гораздо выгоднее, чем конфликтовать, и это объясняется не только малопонятными, эфемерными политическими дивидендами. Можно привести достаточное количество рациональных аргументов, которые объясняют жизнеспособность и эффективность такого подхода. Во-первых, государствам может дорого обойтись развязывание конфликта, а тем более вооруженное нападение87. Первым начать вооруженное противостояние может только сильное государство, расположенное ниже по течению. И если оно разрушит дамбы или заводы, то может понести еще больший ущерб. Более того, государствам гораздо выгоднее сотрудничать поскольку это подразумевает и экономические выгоды, так как тогда можно разделить бремя издержек по очистке воды и другим проектам между всеми сторонами. Кооперируясь стороны могут договориться и разработать разумное соглашение, которое им позволит реализовать собственные интересы без нанесения ущерба своему партнеру. Например, гораздо выгоднее прийти к соглашению о поставках воды взамен на низкие тарифы на электричество, нежели искать альтернативные источники. Важно также выделить институциональный фактор, который подразумевает, что наличие договоров и институциональных рамок играют гораздо большую роль, чем просто хорошие отношения между соседями. Это своего рода страхование от политических рисков и ухудшения отношения с соседом. Безусловно, в странах с неустойчивым политическим режимом может произойти практически все, что угодно, но как правило, даже несмотря на резкое ухудшение отношений между соседями, государства стремятся соблюдать заранее установленные договоры.88 Более того, страны, которые представляют консолидированную силу по вопросам водопользования могут с легкостью получить финансирование на проведение какого-либо проекта по очистке воды или возведение новой дамбы. Естественно, что отказываясь от конфронтации, стороны начинают создавать систему доверительных отношений, которая в будущем может стать основой для эффективных соглашений Для того чтобы решить те водные конфликты, которые имею место сегодня, необходимо изменить парадигму или подход к решению данных задач. Ключевым элементом в процессе разрешения водных конфликтов должна стать кооперация на всех уровнях. На локальном уровне необходимо создавать организации, которые проводили бы мониторинг экологической обстановки и отвечали бы за распределение ресурсов по секторам (один из первых шагов процесса IWRM). На уровне государств необходимо стимулировать работу межправительственных комитетов и комиссий, которые были бы ответственны за соблюдение установленных договоров, а также служили бы в качестве переговорных площадок для разрешений возникающих разногласий. В качестве успешного примера можно привести Европейский Совет, отдельный комитет которого занимается вопросами трансграничных ресурсов. Более того, достаточно успешную деятельность проводят региональные подведомственные организации ООН. Например, Экономическая Комиссия ООН по ЕС сумела создать эффективные механизмы для сотрудничества по вопросам водопользования между странами-членами. Другие Комиссии, функционирующие в Африке и Азии, имеют гораздо более продолжительную историю и больше проектов на счету, однако пока результаты их деятельности не оказали ощутимого влияния на ситуацию в целом. На международном уровне сотрудничество должно осуществляться в рамках международных организаций, которые могут направлять своих специалистов в особо опасные регионы, а также оказывать информационную поддержку при заключении договоров и соглашений. К таким организациям, в первую очередь, относятся многие органы ООН, чья деятельность в той или иной степени связана с трансграничными водными ресурсами. В рамках специально созданного экспертного совета были разработаны основные подходы к решению данных вопросов, в которых говорилось о необходимости кооперации, совместном разрешении проблем, таких как наводнения, засухи, распространение опасных болезней и загрязнения89. Важную роль также играют ФАО, которая зачастую выступает в качестве посредника при заключении международных договоров, ВОЗ, чья деятельность сосредоточена вокруг вопроса качества питьевых ресурсов, доступных для населения, ЮНЕП, ЮНЕСКО и другие подотчетные организации ООН.90 3.2 Заключение соглашения и создание эффективной системы водного менеджментаНекоторые эксперты утверждают, что сотрудничество само по себе не имеет высокой ценности, если взаимно нарушаются права договаривающихся сторон. Стоит вспомнить примера бассейна Ганга, где формально присутствуют все признаки кооперации, однако на деле Индия серьезным образом ущемляет права Бангладеша.91 Важно, чтобы сотрудничество между государствами было плодотворным и основывалось на эффективном дву- или многостороннем договоре. Здесь встает сложный вопрос о том, как измерить эффективность бассейновых соглашений, каким критериям они должны соответствовать. Согласно многим экспертам, эффективный договор должен соответствовать трем основным критериям:
Также важно, чтобы бассейновое соглашение должно быть составлено с учетом важнейших факторов. А именно: география бассейна, гидрология, потребление воды каждым из государств, влияние изменения климата, созданные и функционирующие системы водопользования, экономические и социальные показатели спроса на воду в каждом из государств, численность населения, которое полностью зависит от данного бассейна, наличие альтернативных источников воды и загрязнение. 93 Для того, чтобы соглашение было эффективным необходимо, чтобы оно соответствовало нормам международного права. В данном контексте необходимо сказать, что теоритические основы и принципы регулирования международных вод своими истоками восходят к трем базовым теориям - теории абсолютного территориального суверенитета, теории абсолютной территориальной целостности, а также теории ограниченного территориального суверенитета. Суть первой теории, также известной, как доктрина Хармона, заключается в том, что государство имеет неограниченные права использовать ресурсы озер и рек, протекающих на его территории без оглядки на соседние государства. Очевидно, что эта теория утратила всякий смысл, и уже не может применяться в современных условиях. Однако, многие примеры подтверждают, что она до сих пор действует. Вторая теория утверждает, что государства, находящиеся ниже по течению, также имею полные права на получение в полном объеме водных ресурсов из международных бассейнов. И последняя теория основывается на том, что государства могут использовать водные ресурсы для любых целей до тех пор, пока это не причиняет вред и не ущемляет интересы соседних государств. Именно последняя теория получила наибольшее признание среди участников международной системы и легла в основу принципов международного права относительно регулирования водных ресурсов. Важно, чтобы соглашение соответствовало следующим установленным принципам:
Очевидно, что по-настоящему эффективным соглашением можно назвать то, которое устраняет основную причину развития конфликта, будь то загрязнения или неадекватное распределение ресурсов. Также важно, чтобы в договоре содержались все необходимые механизмы для пересмотра договора и разрешения возникающих споров. Эффективность соглашения также определяют создаваемые механизмы мониторинга и контроля, которые и будут отвечать за успешное функционирование целой системы. Безусловно, заключение подобного соглашения - долгая и серьезная работа, и ввиду сложной обстановки в рассматриваемых регионах практически невозможная. Для того, чтобы был сделан шаг в сторону сотрудничества, важно создать необходимые условия, которые способствовали бы развитию процессов кооперации в регионе. Анализируя основные процессы в рассматриваемых регионах, а также основные параметры, способствующие развитию конфликта, можно выделить главные факторы, наличие которых обуславливает мирное разрешение конфликта. В первую очередь, это взаимное признание сторонами друг друга в качестве равноправных партнеров, чьи интересы они готовы принимать и учитывать ( Как например, в конфликте между Израилем и Палестинскими территориями. Также не представлены и учтены интересы курдов в вопросе вокруг Евфрата, поскольку Турция не готова признавать их в качестве своих партнеров)97 . Для того, чтобы в дальнейшим договор соблюдался и конфликт не развивался далее важно не только признание партнеров, но и также приблизительное равенство политической и военной силы у государств. Если государство обладает большим политическим весом, то тогда не будет сдерживающего фактора в виде угрозы применения силы его партнера, и договор вряд ли будет соблюдаться. Для успешного заключения договора также важно, чтобы был обеспечен доступ к полной и широкой информации, поскольку зачастую некоторые информационные данные засекречены, что существенно осложняет переговорный процесс.98 Очевидно, что история отношений между соседями также играет немаловажную роль. Если, например, имели место вооруженные столкновения, то тогда уровень доверия между партнерами очень низкий, и они не будут готовы идти на уступки, поскольку будут ожидать предательства. Эксперты отмечают, что нормальному заключению договора препятствуют два случая: когда ранние стороны доходили до вооруженного противостояния, и когда военная операция одного из государств оказалась неудачной.99 Следующий важный фактор, способствующий заключению эффективного соглашения вступает в силу, когда стороны учитывают социальные и экономические факторы при будущем планировании и развитии стратегий. Также важно, чтобы в договорах были предусмотрены механизмы гибкости и пересмотра в зависимости от развития технологий и изменения экологической обстановки, а также изменений спроса на воду.100 Необходимо также привлекать местные органы управления к решению вопросов, связанных с созданием системы водопользоавания. Во-первых, местная администрация обладает гораздо большим объемом реальной информации о проблемах, а также возможностях и недостатках, которые могут иметь место. Без участия сильной третей стороны, мощное государство использует свою силу, чтобы надавить на партнера. Предоставление внешней помощи может помочь прийти к соглашению.. Важно также проводить правильную информационную политику, другими словами важно создавать правильный имидж сотрудничества и кооперации.101 Важно, чтобы необходимость в диалоге осознавали не только на уровне руководителей государств, а также на уровне простых жителей. Необходимо, чтобы население понимало целесообразность компромисса и всех издержек, которые могут возникнуть. Очевидно, что подписание эффективного соглашения является главным шагом на пути урегулирования конфликта и создания эффективной системы водного менеджмента. Главные цели, которые должна выполнять система, заключаются в обеспечении социального равенства, экономического роста и защиты окружающей среды при участии гражданского общества и правительственных структур.102 Сегодня многие эксперты и специалисты основывают свои рекомендации и планы по урегулированию конфликтов на главных принципах интегрированного управления водными ресурсами (Integrated Water Resources Management, далее IWRM). Этот подход был разработан в 2002 году во время Международного Саммита и определяется как процесс, способствующий координированному водными ресурсами с целью повышения благосостояния населения без причинения вреда живым экосистемам. Главной чертой данного подхода является то, что во главу угла при разработке системы водопользования ставиться главная задача, связанная с водными ресурсами, которую должно решить государство. Так, для развивающихся стран приоритетными направлениями являются борьба с бедностью, голодом и загрязнением окружающей среды. Развитые страны скорее используют отдельные элементы этого процесса при создании локальных систем.103 Основы процесса. В работе Дж говорится о том, что процесс основывается на трех столпах, а главной задачей как раз является правильная организация работы и функционирования основных механизмов. А именно проведение политики по защите окружающей среды и устойчивому развитию, создание институциональных рамок и необходимых механизмов по средствам которых эти политики и стратегии могут применяться. Главным преимуществом такого подхода является то, что речные бассейны рассматриваются как целостная система со своими гидрологическими особенностями. Одной из базовых характеристик данного подхода является интеграция, причем как вертикальная, так и горизонтальная. Горизонтальная интеграция подразумевает создание институтов, которые должны координировать размещение водных ресурсов по разным секторам, которые рассматриваются в совокупности, как система. Иными словами, спрос на воду для сельского хозяйства анализируется во взаимосвязи со спросом, которую предъявляют промышленность, городское или сельское население и т.д. Данный подход, несомненно, позволит вывести решение конфликтов в международных бассейнах на новый уровень. Вертикальная интеграция означает координацию стратегий управления водными ресурсами и согласование основных политик по всем уровням, начиная с локального до международного через созданную институциональную структуру.104 Данный подход также основывается на принципе децентрализации, а именно смещении полномочий по решению вопросов водопользования на более низкий уровень. 105 Таким образом, можно сделать вывод, что ключевыми моментами для разрешения конфликта являются сотрудничество и кооперация. Без этих составляющих урегулирование разногласий практически невозможно. Следующим шагом должно стать создание эффективного и адекватного соглашения, которое должно учитывать интересы всех сторон и определять механизмы пересмотра и изменения договора в связи с изменяющимися условиями. Важно внимательно подойти к оценке бассейна и провести качественный анализ социальных и экономических факторов для обеспечения наиболее эффективного распределения водных ресурсов. Важно также создать сбалансированную систему водного менеджмента, основу которой должны составлять эффективные механизмы и сильные институты. ЗаключениеВ заключение представляется необходимым еще раз перечислить основные выводы, которые были сделаны в ходе исследования. Вода является редким ресурсом, представляющим исключительную важность для развития благосостояния любого государства. Однако сегодня человечество сталкивается с серьезным кризисом водных ресурсов. Особенно эта проблема актуальная для стран Ближнего Востока и Африки. Ввиду того, что основным источником пресной воды являются международные реки, между странами, чьи территории входят в бассейны международных рек могут возникать разногласия по поводу распределения водных ресурсов. Водный конфликт может возникнуть только тогда, когда не существует эффективного договора или соглашения, регулирующего отношения между странами по данному вопросу. Основными причинами возникновения водного конфликта являются столкновение интересов стран, находящихся выше и ниже по течению, односторонние действия государств по использованию ресурсов бассейна, а также политические разногласия между соседствующими государствами. Существует несколько типов водных конфликтов, когда водные ресурсы могут использоваться в качестве военного, политического средств, а также выступать в качестве военных мишеней и объектов террористических актов. Однако самым распространенным типом водного конфликта является борьба за контроль над водными ресурсами. Анализируя данные, полученные при подробном рассмотрении водных конфликтов в бассейнах Иордана, Тигра и Евфрата, а также Инда и Ганга, можно также сделать выводы об общих чертах, присущих каждому из споров. В каждом бассейне есть как минимум одно государство, которое полностью зависит от ресурсов бассейна. По иронии именно это государство страдает от дефицита водных ресурсов, и как следствие, предъявляет еще больший спрос на воду. Если существует большая разница межу политическим и военным потенциалом у соседних государств, то сильное государство будет нарушать права слабого, именно поэтому необходимо найти сильную третью сторону, например международный институт, который выступал бы гарантом соблюдения договора. Огромно влияние характера политических отношений между государствами. Во многих случаях прослеживается четкая корреляция в хронологии развития политического конфликта и конфликта водного. Главной проблемой является отказ от сотрудничества и кооперации. Однако именно это и должно стать основой для урегулирования водных споров. Для того, чтобы разрешить существующие водные конфликты, а также предотвратить наступление новых необходимо сменить парадигму или подход к использованию природных ресурсов. Важно осознавать, какую ценность они имеют не только для одного конкретного государства, но и для миллионов других людей, которые проживают в речных бассейнах. Первым шагом на пути устранения потенциала для водного конфликта является создание межбассейнового соглашения, созданное с учетом интересов всех сторон, и помимо того с анализом долгосрочных перспекьтв развития бассейна. Важно рассматривать речной бассейн в комплексе или системе для того, чтобы разработать наиболее эффективную систему водного менеджмента. Необходимо создать межправительственные органы и комитеты, а также привлечь к работе региональные организации, которые за счет своего авторитета могут в каких-либо вопросах выступать в качестве арбитра. Важно создать систему, нацеленную на эффективное использование, а также сохранение водных ресурсов. Видно, что все рекомендации исходят из предпосылки о сотрудничестве. Совместное решение проблем является залогом стабильности и безопасности. Естественно, что должно пройти еще время для того, чтобы «вечные враги» сумели встать на новый путь. Однако чем быстрее это произойдет, тем быстрее исчезнет потенциал для развития конфликта. Список используемых источников и литературы
1 http://www.unwater.org/statistics_res.html 2 http://data.un.org/Data.aspx?d=PopDiv&f=variableID%3A12 3 http://www.unwater.org/statistics_use.html 4 http://www.wateraid.org/documents/climate_change_and_water_resources_1.pdf 5 http://www.unwater.org/statistics_use.html 6 Gleick P. Water and Conflict: Fresh Water Resources and International Security// International Security.Vol.18 №1, 1993. p.79 7 Ibid, p.82 8 Falkenmark M. The Massive Water Scarcity Now Threatening Africa: Why Isn't It Being Addressed? // Ambio, Vol. 18, 1989, pp. 112-118 9 Brown A.,Matlock M.D. A Review of Water Scarcity Indices and Methodologies//University of Arkansas, White Paper № 101, 2011 10 Gleick P. Water and Conflict: Fresh Water Resources and International Security// International Security.Vol.18 №1, 1993. стр 90 11 Ibidem 12 Ibid, p. 85 13 Wolf A.T.,Yoffe S.B., Giordano M. International Waters:Indicators for Identifying Basins at Risk// Department of Geosciences, Oregon State University, 2003.p. 15 14 Ibid, p. 18 15Барабанов О.Н.,Голицын А.В., Терещенко В.В Глобальное Управление//МГИМО-Университет, 2006 16 Yitayew M., Melesse A.M. Critical Water Resources Issues in the Nile River Basin// Nile River Basin, 2011 17 Frederiksen H.D. The World water crisis and international security. Journal Essay// Middle East Policy Council, 2009 18 Scheumann W. The Euphrates Issue in Turkish-Syrian Relations// Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 1, 2003 19 Gizelis T., Wooden A.E., Water resources, institutions, & intrastate conflict//Political Geography №29, 2010 20 Голышев А. И., Гирина А. М., Дайнов Е. Болгария: примеры водных конфликтов // Материалы 8 Международного. конгресса "Вода: экология и технология". М., 2008. 21 http://www.pacinst.org/ 22 Shuval H.I. Are the Conflicts between Israel and Her Neighbors Over the Waters of the Jordan River Basin an Obstacle to Peace? Israel-Syria As A Case Study// Water, Air, and Soil Pollution, Vol.123, 2000 23 Data from the Pacific Institute for Studies in Development, Environment, and Security database on Water and Conflict, 2008 24 Mustafa I. The Arab-Israeli Conflict over water resources// Studies in Environmental Science, Vol. 58, 1994, p 117 25 Data from the Pacific Institute for Studies in Development, Environment, and Security database on Water and Conflict, 2008 26 Gleick, P.H., Heberger M. Water Conflict Chronology//The World’s Water 2011 27 Mustafa I. The Arab-Israeli Conflict over water resources// Studies in Environmental Science, Vol. 58, 1994 28 http://www.worldwater.org/conflict/index.html 29 Data from the Pacific Institute for Studies in Development, Environment, and Security database on Water and Conflict, 2008 30 Mustafa I. The Arab-Israeli Conflict over water resources// Studies in Environmental Science, Vol. 58, 1994, p 124 31 http://www.fao.org/nr/water/aquastat/countries_regions/BRA/index.stm 32 Gleick, P.H., Heberger M. Water Conflict Chronology//The World’s Water, 2011 33Lonergan S. Watershed: The Role of Fresh Water in the Israeli-Palestinian Conflict. Ottawa: IDRC, 1995, p 154 34 http://www.cesr.org/downloads/Palestine.RighttoWater.Factsheet 35 Gleick, P.H., Heberger M. Water Conflict Chronology//The World’s Water, 2011 36 http://www.cesr.org/downloads/Palestine.RighttoWater.Factsheet 37 Ibedim 38 Lonergan S. Watershed: The Role of Fresh Water in the Israeli-Palestinian Conflict. Ottawa: IDRC, 1995 39 http://www.transboundarywaters.orst.edu/research/case_studies/index.html 40 Gleick, P.H., Heberger M. Water Conflict Chronology//The World’s Water 2011 41 Shuval H.I. Are the Conflicts between Israel and Her Neighbors Over the Waters of the Jordan River Basin an Obstacle to Peace? Israel-Syria As A Case Study// Water, Air, and Soil Pollution, Vol.123, 2000 42 Basheer K. Water Resources in the History of the Palestine-Israel Conflict// GeoJournal, Vol. 21,1990, p. 320 43 http://www.historyguy.com/israel_syria_wars.htm#.UWia0cu9KSM 44 Shuval H.I. Are the Conflicts between Israel and Her Neighbors Over the Waters of the Jordan River Basin an Obstacle to Peace? Israel-Syria As A Case Study// Water, Air, and Soil Pollution, Vol.123, 2000 45 Mustafa I. The Arab-Israeli Conflict over water resources// Studies in Environmental Science, Vol. 58, 1994, p 119 46 Elmusa S.S. Toward a Unified Management Regime in the Jordan Basin: The Johnston Plan Revisited// Yale F&ES Bulletin, Vol. 103, 2007 , p. 302 47 http://www.fao.org/nr/water/aquastat/basins/euphrates-tigris/index.stm 48 http://www.fao.org/nr/water/aquastat/countries_regions/BRA/index.stm 49 http://www.fao.org/nr/water/aquastat/basins/euphrates-tigris/index.stm 50 Scheumann W. The Euphrates Issue in Turkish-Syrian Relations// Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 1, 2003 51 Aydin M., Ereker F. Water Scarcity and Political Wrangling: Security in the Euphrates and Tigris Basin//Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 4, 2009, p 604 52 Ibid., p 604 53 Gleick, P.H., Heberger M. Water Conflict Chronology//The World’s Water 2011 54 Scheumann W. The Euphrates Issue in Turkish-Syrian Relations// Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 1, 2003 55 Aydin M., Ereker F. Water Scarcity and Political Wrangling: Security in the Euphrates and Tigris Basin//Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 4, 2009, p 607 56 Ibid., p 608 57 Aydin M., Ereker F. Water Scarcity and Political Wrangling: Security in the Euphrates and Tigris Basin//Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 4, 2009 58 Scheumann W. The Euphrates Issue in Turkish-Syrian Relations// Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 1, 2003 59 Ibid., p. 753 60 Aydin M., Ereker F. Water Scarcity and Political Wrangling: Security in the Euphrates and Tigris Basin//Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 4, 2009, p. 604 61 Ibid., p. 605 62 Scheumann W. The Euphrates Issue in Turkish-Syrian Relations// Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 1, 2003 63 Aydin M., Ereker F. Water Scarcity and Political Wrangling: Security in the Euphrates and Tigris Basin//Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, Vol. 4, 2009 64 Frederiksen H.D. The World water crisis and international security. Journal Essay// Middle East Policy Council, 2009 65 http://www.fao.org/nr/water/aquastat/basins/gbm/index.stm 66 http://www.fao.org/nr/water/aquastat/countries_regions/BRA/index.stm 67 Malhotra P. Water Issues between Nepal, India & Bangladesh// IPCS Special Report,Vol.95, 2010 68 Rahaman M.M. The Ganges Water Conflict A Comparative Analysis Of 1977 Agreement and 1996 Treaty// International Water Law Project, 2006, p 201 69 Ibid, p. 204 70 Ibid, p. 206 71 Malhotra P. Water Issues between Nepal, India & Bangladesh// IPCS Special Report,Vol.95, 2010, p. 5 72 Frederiksen H.D. The World water crisis and international security. Journal Essay// Middle East Policy Council, 2009 73 http://www.fao.org/nr/water/aquastat/basins/indus/index.stm 74 там же 75 Богатуров А.Д., Аверков В.В История международных отношений. 1945-2008: Учеб.пособие для студентов вузов. М.:Аспект Пресс, 2010.стр 55 76 Alam U. Questioning the water wars rationale: a case study of the Indus Waters Treaty// The Geographical Journal Vol.168, 2002 pp. 341–353 77 Ibid 78 http://www.thenews.com.pk/Todays-News-13-5960-IWT-does-not-allow-Wullar-Barrage-Pakistan-tells-India 79 Yitayew M., Melesse A.M. Critical Water Resources Issues in the Nile River Basin// Nile River Basin, 2011 80 El-Fadel, M., El-Sayegh, Y., El-Fadl, K. and Khorbotly, D. The Nile river basin: a case study in surface water conflict resolution//Journal of Natural Resources & Life Sciences Education, Vol.32, 2003 81 http://www.fao.org/nr/water/aquastat/countries_regions/BRA/index.stm 82 http://www.transboundarywaters.orst.edu/research/case_studies/Nile_New.htm 83 Ibidem 84 Gleick, P.H., Heberger M. Water Conflict Chronology//The World’s Water, 2011 85 El-Fadel, M., El-Sayegh, Y., El-Fadl, K. and Khorbotly, D. The Nile river basin: a case study in surface water conflict resolution//Journal of Natural Resources & Life Sciences Education, Vol.32, 2003 86 http://www.mepc.org/journal/middle-east-policy-archives/world-water-crisis-and-international-security 87 Wolf A. T. Conflict and cooperation along international waterways// Water Policy, Vol. 1, 1998, Pages 253 88 Ibidem 89 Caponera D.D Patterns Of Cooperation In International Water Law: Principles and Institutions// Natural Resource Journal, Vol.25, 1985, pp .572 90 Ibidem 91 Zeitoun M., Mirumachi N. Transboundary water interaction I: reconsidering conflict and cooperation// International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics, 2011, p. 164 92 Draper S.E. Shared Use of Transboundary Water Resources// Iucn Environmental Policy and Law Paper 27 , 1993. 93 The Helsinki Rules on the Uses of the Waters of International RiversAdopted by the International Law Association at the fifty second conference, held at Helsinki in August 1966. Report of the Committee on the Uses of the Waters of International Rivers// International Law Association, 1967 94 Ibidem 95 Caponera D.D Patterns Of Cooperation In International Water Law: Principles and Institutions// Natural Resource Journal, Vol.25, 1985, pp .572 96 Rahaman M.M// Principles of international water law: creating effective transboundary water resources management// Int. J. Sustainable Society, Vol. 1, No. 3, 2009, p.7 97 Bernauer T. Explaining success and failure in international river management// Aquatic Sciences ,Vol. 64, 2002, p. 6 98 Beach H., Hamner J., Hewitt J.J., Kaufman E., Kurki A.,. Oppenheimer J. , Wolf A.T. Transboundary Freshwater Dispute Resolution: Theory, Practice, and Annotated References// United Nations Univ, 2000, pp. 320 99 Ibidem 100 Bernauer T. Explaining success and failure in international river management// Aquatic Sciences ,Vol. 64, 2002, p. 8 101 Bernauer T. Explaining success and failure in international river management// Aquatic Sciences ,Vol. 64, 2002, p. 12 102 Ibidem 103 Jonch-Clausen T. Integrated Water Resources Management (IWRM) and Water Efficiency Plans by 2005. Why, What and How? //Elanders Infologistics Väst AB, Sweden, 2004, p.12 104 Integrated Water Resources Management (IWRM) Introduction to Principles and Practices 105 Jonch-Clausen T. Integrated Water Resources Management (IWRM) and Water Efficiency Plans by 2005. Why, What and How? //Elanders Infologistics Väst AB, Sweden, 2004. P.13 |
|