Сравнительный анализ водных конфликтов в международных речных бассейнах - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
География международных конфликтов в Евразии 1 106.14kb.
Н. К. Рериха и «Гитанджали» Р. Тагора: сравнительный анализ некоторых... 1 106.34kb.
«Сравнительный анализ развития ментальности высших сословий в Древней... 1 27.06kb.
1 Детерминанты стабильности занятости в России и Восточной Германии... 12 1880.54kb.
Диссертации «Органы местного самоуправления и модернизация: сравнительный... 1 13.01kb.
Описание и анализ произведений искусства 1 43.79kb.
Диссертация на тему: «Влияние заинтересованных групп на изменение... 4 1075.21kb.
Вопрос 48. Президент РФ и Президент США. Сравнительный анализ статуса... 1 164.52kb.
Инновации, 2010 Сравнительный анализ инновационной активности 1 357.23kb.
Сравнительный анализ и оценка эффективности института народного изъявления... 3 511.89kb.
Сравнительный анализ социальных аспектов становления национальных... 1 45.46kb.
Кандидат исторических наук, С. В. Демиденко 1 259.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Сравнительный анализ водных конфликтов в международных речных бассейнах - страница №4/6

2.2. Водные конфликты в бассейнах рек Южной Азии.

2.2.1 Анализ водного конфликта в бассейне реки Ганг

Одним из самых опасных и конфликтных регионов можно по праву считать Южную Азию, где беспрецедентный рост населения и растущий спрос на воду приводят к появлению конфликтов между соседствующими государствами и ставят под угрозу региональную безопасность.

Один из крупнейших речных бассейнов - бассейн Ганга, Брахмапутры и Мехгны является главным источником водных ресурсов в Южной Азии, а также главным фактором экономического и социального развития для стран региона.

Истоки Ганга и Брахмапутры расположены в Гималайских горах, и затем, пересекая территорию Индии и Непала, попадают в Бангладеш65. Важной особенностью этого речного бассейна является то, что реки пополняются в летние месяцы, во время таяния ледников, и могут даже выходить из берегов, именно поэтому Бангладеш часто страдает от сильных наводнений. В зимние месяцы объем воды сильно падает, что может даже приводить к засухе.

Главный международный конфликт в этом бассейне касается распределения ресурсов между Индией и Бангладешем, поскольку, как страна, находящаяся выше по течению, Индия забирает слишком много воды, и Бангладеш не получает достаточного количества водных ресурсов для нормальной жизнедеятельности.
Таблица . Основные показатели в государствах бассейнов рек Инд и Ганг66

Анализируя статистические данные, можно заметить, что на территории Бангладеша располагается всего 7% от общего объема реки. Важно заметить, что ни одно из рассматриваемых государств региона не страдает от водного кризиса. Видно, что разница между индикаторами общего объема доступных водных ресурсов в Индии и Бангладеше относительно невелика. Это кажется любопытным, особенно если принимать во внимание количество населения, проживающего в этих странах.

Особенно серьезной проблемой является высокий уровень загрязнений. Все это приводит к тому, что обе страны предъявляют высокий спрос на воду, при этом не существует никакого договора о распределении ресурсов между соседями. Для Бангладеша Ганг и Брахмапутра являются ключевыми факторами для улучшения здравоохранения и санитарных условий в стране.

История конфликта между Индией и Бангладеш начинается в 1951 году, когда Индия объявила о своих планах строительства Дамбы Фаракка. Это повлекло за собой резко негативную реакцию Пакистана, который опасался, что использование Дамбы сильно снизить объем воды, получаемой из Ганга. Инициатива имела три главные цели - отвести часть воды в реку Хугли для того, чтобы обеспечить нормальное судоходство в порте Калькутты, а также гарантировать приток пресной воды в город. Строительство Дамбы завершилось в 1974 году, когда Бангладеш уже обрел независимость от Пакистана.67 Серьезной проблемой является то, что строительство проекта не было одобрено или даже согласовано с представителями Бангладеш68. Это типичный пример водного конфликта, когда страна, расположенная выше по течению, предпринимает единоличные действия, которые оказывают негативное воздействие на состояние других стран. По оценкам экспертов, эксплуатация Дамбы привела к тому, что в Бангладеше вырос уровень загрязнений, ухудшились условия для судоходства, снизился улов рыбы, поднялся уровень солености и т.д. С целью решения данной проблемы Индия и Бангладеш подписали два соглашения. Первый договор был подписан в 1977 году, и в нем говорилось о пропорциях, которые должен получать Бангладеш в каждый из установленных периодов.



Таблица . Распределение водных ресурсов на плотине Фаракка согласно договору 1977 года.

Был также создан специальный Комитет, который должен отслеживать экологическую ситуацию в бассейне. В договоре также прописаны все необходимые механизмы для решения каких-либо споров между соседними странами, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе69. Договор был весьма эффективным, однако он перестал действовать в 1982 году, и так и не был продлен. В последующие годы были подписаны лишь некоторые краткосрочные соглашения, которые не предусматривали никаких гарантий обеспечения потока для Бангладеша70. Новый договор был заключен лишь в 1996 году. Этот договор не предусматривал никаких гарантий поставок воды для Бангладеша, который очень уязвим в периоды засухи зимой и во время наводнений в летний период. В этом договоре также не предусматривались механизмы для разрешения споров, и потому что Бангладеш вынужден «безмолвно» справляться с ужасными последствиями засух и наводнений. К тому же остальные государства, которые имеют на своей территории реки, принадлежащие бассейну, не являются участниками договора, и потому могут разрабатывать собственные проекты, не проводя никаких дополнительных согласований. Это оказывает негативное влияние на экологическую обстановку в бассейне, который и без того отличается очень высоким уровнем загрязнений.

Странам очень сложно прийти к эффективному решению, если между ними существует большая разница в политической и военной мощи. Индия- политический и экономический гигант в регионе не имеет никаких стимулов для того, чтобы принимать во внимание интересы ее соседа- политического карлика. Для того, чтобы договор между сторонами был хоть сколько-нибудь эффективен, нужно, чтобы в нем приняли участие и другие страны, например Китай. Важной проблемой является экологическая деградация. Помимо негативных последствий, с которыми сталкивается только Бангладеш, в Индии также появляется много проблем, связанных с ухудшением окружающей среды. Из-за эксплуатации Дамбы Фаракка стал высыхать лес Сандербанс71

Очевидно, что это не самый острый конфликт из всех существующих на планете, но он может стать таким через несколько лет. Индия не заинтересована в том, чтобы создать нормальное соглашение, а у Бангладеш нет политической силы, чтобы принудить ее к этому. Обе страны уже столкнулись с проблемой перенаселения, которая в будущем только усугубиться. Бангладеш, например, занимает 8-е место в мире по объему населения. Из-за постоянных наводнений и нехватки воды, многие жители мигрируют в ближайшие государства, что вызывает их вполне оправданное недовольство. Проблема мигрантов из Бангладеша стала актуальной для Мьянмы, Малазии и других государств. В одной Индии проживает порядка 20 миллионов нелегальных иммигрантов из Бангладеша.72 Поэтому если не будет решен вопрос о распределении воды между соседями, то и без того неустойчивая безопасность в Южной Азии окажется под угрозой.


2.2.2 Анализ водного конфликта в бассейне реки Инд

Бассейн реки Инд является одним из самых крупных в мире, его площадь составляет 1,72 млн кв км. Истоки Инда лежат в Гималайских горах в Китае, откуда река протекает по территории Индии и Пакистана. На территории бассейна проживает около 300 млн. человек. Река пополняется за счет талых вод от ледников, осадков и подземных вод.73 Многие эксперты отмечают высокое качество воды у истоков реки. Однако оно снижается по мере того, как протекает по густонаселенным территориям. Воды ниже по течению характеризуются большим уровнем загрязнений от сельскохозяйственной и индустриальной деятельности.74

Главной причиной развития первого этапа водного конфликта являлось устранение системы водного менеджмента, созданной Британской Империей. Индия и Пакистан официально получили независимость от Великобритании в 1940-е годы, однако освободительные движения имели место еще в конце 1930-х годов. Первая индийско-пакистанская война произошла в 1948 году. Она была непродолжительной, однако имела весомые политические последствия. В результате этой войны две трети Кашмирского княжества перешли под контроль Индии, тогда как Пакистан приобрел контроль над северо-западным Кашмиром. Это и стало началом противоречий между Индией и Пакистаном.75 Ситуацию усугубляли религиозные противоречия между странами, а также конфликты из-за беженцев. Разделение некогда единой страны сопровождалось многочисленными кровопролитными столкновениями, что привело к высокому уровню недоверия и враждебности.

Пакистан всегда зависел от Инда, как от единственного источника водных ресурсов необходимых для своих сельскохозяйственных нужд. И главным вопросом, требовавшим незамедлительного решения после завершения войны, стала проблема ирригации. На севере находились все необходимые постройки для сбора воды, которая потом направлялась в южные районы через сеть каналов. После индийско-пакистанской войны часть этих территорий перешла под контроль Пакистана - преимущественно южные территории, а именно провинции Пенджаб и Синд, тогда как северные территории остались под контролем Индии. Поначалу между вновь образовавшимися государствами было подписано соглашение о поставке воды по существовавшим каналам, но это соглашение перестало действовать в 1948 году. В течение последующих нескольких лет Пакистан не получал воды из рек Сатледж и Рави, поскольку Индия перекрыла поток воды в дамбах Фирозпур и Мадхопур. Данный конфликт не был урегулирован вплоть до 1960-х годов, когда враждующие стороны наконец подписали долгожданное соглашение. Ключевую роль в решении конфликта сыграл Всемирный Банк, который выступил в роли посредника76.

Предложение Банка основывалось на трех базовых принципах. Во-первых, считалось, что воды, доступной в бассейне достаточно для нормального развития обеих стран. Во-вторых, при решении спора о реке Сутлех бассейн Инда рассматривался в комплексе, и решение касалось единственной реки. В-третьих, решение водного вопроса должно рассматриваться отдельно от политического конфликта, и поэтому никакие взаимные политические претензии не принимались во внимание.

Всемирный Банк предложил разделить бассейн Инда следующим образом- отдать под контроль Индии реки Сатледж, Беас и Рави, и предоставить суверенные права Пакистану на использование ресурсов рек Чинаб, Джелум и Инд- в общей сложности около 80% от общего объема пресных ресурсов. Для этого было необходимо создать необходимую инфраструктуру для того, чтобы разделять воду между соседями. Финансировать строительство этих сооружений должен был Пакистан, у которого не было никаких средств на это. В итоге, план, предложенный в 1954 году был отклонен, поскольку не только денежные затраты, но и также внутренние политические противоречия не позволили Пакистану подписать его. Однако уже в 1958 году новое правительство, пришедшее к власти, приняло план 1954 года. И Договор о водах Инда вступил в силу в 1960 году.77

Несмотря на то, что этот договор существует между сторонами и сегодня, проблема остается не до конца разрешенной. Корень конфликта заключается во взаимном недоверии между соседями. Пакистан полностью зависит от Индии, и потому опасается, что эта зависимость может иметь неблагоприятные экономические последствия. Пакистан и Индия неоднократно участвовали в войнах друг с другом, и потому для них вопрос доверия остается пока нерешенным. К тому же Пакистан видит, как Индия может беспрепятственно нарушать договор с Бангладешем, нанося огромный вред экономике страны. Более того, Индия предпринимала единоличные действия по разработке бассейна Инда, когда она хотела построить водохранилище в Салале в 1970 году у истоков реки Чинаб. Конфликт был решен лишь в 1978 году. Новым поводом для конфликта послужило начало строительства новой дамбы в Тулбуле. Строительство этого объекта воспринимается как угроза для национальной безопасности Пакистана, поскольку по разным оценка он может потерять до 300 тыс. акров воды.78 Ситуация усугубляется тем, что Индия не предоставляет необходимой информации заранее и не согласует свои проекты с Пакистаном. На протяжении последних лет Индия неоднократно начинала строительство многих дамб и резервуаров, которые в той или иной степени нарушали договор 1960 года. Пакистан часто обращается к международным институтам для арбитража, и лишь некоторые проекты проходят международную экспертизу, остальные являются плодом односторонних и не всегда законных действий Индии.

Как разрешится этот конфликт между Пакистаном и Индией никто не знает, но если Индия и далее будет в одностороннем порядке разрабатывать проекты, которые ставят под угрозу экономическое благосостояние Пакистана, результаты такой политики могут оказаться плачевными.

Главным фактором развития конфликта закономерно являются политические разногласия и недоверие соседствующих государств. Территориальные претензии и односторонние действия Индии провоцируют дальнейшее развитие водного конфликта. Анализируя конфликты в Южной Азии, можно выделить несколько основных характеристик. Нестабильность в бассейне вызвана односторонними действиями Индии - крупнейшего полюса силы в регионе, которая не заинтересована в соблюдении соглашений и не готова учитывать интересы своих соседей, которые не обладают такой политической мощью. Главная угрозу для стабильности в бассейне представляют рост населения, и связанный с ним рост спроса электроэнергии и продуктов питания, что подразумевает под собой увеличение потребления воды.

Индии необходимо увеличивать производство электроэнергии для обеспечения экономического роста в стране. Это вступает в конфликт с интересами Пакистана, который полностью зависит от ресурсов Инда, необходимых для сельского хозяйства- основы своей экономики.

Таким образом, конфликт невозможно урегулировать без подписания многостороннего соглашения и создания механизмов для решения споров. Самым главным фактором должно стать соблюдением Индией всех норм договора. Сложно найти стимулы для Индии, поскольку она является государством, военная и политическая мощь которого в несколько раз превосходит военный потенциал Пакистана.
<< предыдущая страница   следующая страница >>