страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Инновации, 2010 Сравнительный анализ инновационной активности - страница №1/1
ИННОВАЦИИ, 2010 Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации Киселев В.Н., заведующий отделом исследований международной научной и инновационной политики Центра исследований и статистики науки Министерства образования и науки Российской Федерации vnkiselev@rambler.ru Рассмотрим еще одну особенность развития инноваций в регионах Российской Федерации, а именно, вопросы организации и управления инновационной деятельностью на региональном уровне. В настоящее время в Российской Федерации идет достаточно бурный процесс формирования региональных инновационных систем. Данный процесс заключается: а) в выработке регионального нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности; б) в разработке стратегий, программ и проектов инновационного развития; в) в создании элементов инновационной инфраструктуры. Как правило, региональные законы об инновационной деятельности носят разъяснительный характер, включая определения, относящиеся к инновациям, и основные положения региональной инновационной политики [3], однако успешные программы и проекты инновационной направленности создают в регионе особый инновационный климат. Поэтому, в современных условиях важными факторами, определяющими инновационную активность субъектов Российской Федерации, являются уровень развития инновационной инфраструктуры, наличие и бюджет инновационных программ и проектов, уровень развития малого предпринимательства, особенно в сфере инноваций и высокотехнологичных услуг, а также ряд других аспектов, характеризующих инновационный климат на территории региона. Важное значение для экономического развития региона имеет содержание региональной инновационной политики, особенно в тех регионах, для которых накопленный научно-технический потенциал является, или в будущем может стать, серьезным конкурентным преимуществом. В этой связи, для оценки уровня инновационной активности субъектов Российской Федерации очень важно учитывать мероприятия, реализуемые в рамках региональной инновационной политики, прежде всего, объемы финансирования программ развития инновационной деятельности, в том числе, в рамках программ социально-экономического развития региона, а также показатели затрат на инновации предприятий и организаций. Поэтому, наряду с показателями инновационного потенциала и результативности инновационной деятельности (в соответствии с мировой практикой), в систему показателей, характеризующих уровень инновационной активности субъектов Российской Федерации целесообразно включить показатели, предполагающие количественную оценку упомянутых выше дополнительных факторов, то есть показатели, характеризующие, на самом деле, усилия региональных властей по созданию на своей территории условий для развития инновационной деятельности. Эти усилия выражаются как количеством действующих на территории региона организаций инновационной инфраструктуры, так и объемом затрат на инновации из регионального бюджета, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий региона. Предполагаем, что эти затраты включают также финансирование региональными властями программ и проектов, нацеленных на повышение инновационной активности региональных производителей товаров и услуг (проведение выставок, конкурсов инноваций и т.п.). Построение системы показателей инновационной активности субъектов Российской Федерации На основе анализа мирового опыта, учитывая приведенные выше особенности распределения научного и образовательного потенциала на территории Российской Федерации, а также особенности формирования и реализации инновационной политики субъектами Российской Федерации, для оценки уровня инновационной активности российских регионов представляется целесообразным принять следующую систему показателей инновационной активности субъектов Российской Федерации, адаптированную к имеющейся и доступной статистической информации. Безусловно, факт адаптации системы показателей несколько снижает сопоставимость с показателями европейских региональных инновационных обзоров, однако решает другую важную задачу - создания системы показателей, пригодной для сравнительного анализа и мониторинга инновационной активности субъектов Российской Федерации. Таблица 1. Адаптированная система показателей инновационной активности субъектов Российской Федерации
Результаты сравнительного анализа инновационной активности субъектов Российской Федерации. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации выполнен на основе данных официальной статистики за 2008 год. Использован лишь один показатель 2007 г. – объем валового регионального продукта (ВРП), значение которого публикуется Росстатом с задержкой в 1 год. В нашем случае это не имеет принципиального значения, поскольку объем ВРП используется для расчета только одного показателя – «Затраты на технологические инновации из всех источников, кроме средств федерального бюджета, % от ВРП», который, в значительной степени, обусловлен результатами региональной экономики предыдущего года. В качестве интегрального показателя инновационной активности субъектов Российской Федерации использован Сводный индекс инновационной активности (СИИА). Расчет СИИА, а также агрегатных индексов второго порядка, произведенный по описанной в [1] методике в соответствии с числовыми значениями показателей табл. 1, полученными из указанных выше источников, дает следующие значения индексов инновационной активности субъектов Российской Федерации (табл. 3). Таблица 2. Индексы инновационной активности субъектов Российской Федерации, 2008 г.
Здесь ИИП – индекс инновационного потенциала, ИИИК – индекс инновационной инфраструктуры и инновационного климата, ИРИД – индекс результативности инновационной деятельности. В крайнем правом столбце табл. 3 приведен коэффициент использования инновационного потенциала (КИИП) - формальный показатель, полученный как частное от деления значения индекса результативности инновационной деятельности на значение индекса инновационного потенциала. Говоря об эффективности использования регионального инновационного потенциала, следует отметить, что только у 10 регионов (в основном, промышленных регионов Центральной России, Поволжья и Урала) значения индексов результативности инновационной деятельности превышают значения индексов инновационного потенциала, что, в принципе, свидетельствует об эффективном использовании регионального инновационного потенциала данными субъектами Российской Федерации. Максимальный коэффициент использования инновационного потенциала имеют крупные промышленные регионы - Челябинская (1,35) и Самарская (1,25) области. В соответствии с результатами, представленными в табл. 2, получаем распределение субъектов Российской Федерации (табл. 3) по рассчитанному на основе предложенной системы показателей сводному индексу инновационной активности. Таблица 3. Распределение субъектов Российской Федерации по сводному индексу инновационной активности, 2008 г.
В соответствии с предложенной системой показателей инновационной активности субъектов Российской Федерации значение сводного индекса инновационной активности региона определяется значениями 15 показателей, формирующих одновременно 3 агрегатных индекса, которые, по сути, характеризуют факторы, определяющие уровень инновационной активности региона. В результате проведенных расчетов получаем три группы регионов, которые по факторным признакам можно объединить в кластеры на основании расчетных значений индексов (рис. 1 – 3). Рисунок 1. Кластер регионов–лидеров по фактору инновационного потенциала, 2008 г. Рисунок 2. Кластер регионов–лидеров по фактору инновационной инфраструктуры и инновационного климата, 2008 г. Рисунок 3. Кластер регионов–лидеров по фактору результативности инновационной деятельности, 2008 г. Рисунок 4. Кластер регионов–лидеров по эффективности использования инновационного потенциала, 2008 г. Кластер регионов–лидеров по эффективности использования инновационного потенциала объединяет упомянутые выше 10 регионов, которые представлены на рис. 4. На этой же диаграмме показаны еще четыре региона, которые имеют коэффициент использования инновационного потенциала, превышающий 0,90, то есть в ближайшей перспективе могут войти в кластер наиболее эффективных инновационных субъектов Российской Федерации. Сопоставление инновационной активности субъектов Российской Федерации и регионов Европы. Предложенная в настоящей работе система показателей инновационного развития субъектов Российской Федерации позволяет сопоставить российские регионы и регионы Европы по уровню их инновационной активности. Сравнивая полученные значения сводного индекса инновационной активности субъектов Российской Федерации с данными, приведенными в европейском региональном инновационном обзоре (ЕРИО) 2009 г.1, следует отметить, что в ЕРИО-2009 сопоставлялись данные по европейским регионам за 2004 и 2006 гг., а в нашем случае – данные по российским регионам за 2008 г. При сопоставлении результатов исходим из того, что инновационная активность европейских регионов с 2006 по 2008 гг. принципиально не изменилась. По результатам европейского инновационного обзора все участвовавшие регионы (201 европейский регион) были разделены на 5 групп: инноваторы высокого уровня, инноваторы средне-высокого уровня, инноваторы среднего уровня, инноваторы средне-низкого уровня и инноваторы низкого уровня. Общие результаты ЕРИО-2009 приведены в табл. 4. Таблица 4.
Источник: H.Hollanders, S.Tarantola, A.Loschky. Regional Innovation Scoreboard (RIS) 2009. Pro Inno Europe. 2009, с. 18. Сопоставление полученных значений индексов по российским регионам с данными табл. 5 показывает, что российские регионы-лидеры по фактору инновационного потенциала соответствуют европейским регионам, определенным как «инноваторы среднего уровня»: Фрайбург и Тюрингия в Германии, Риоха, Кастилия – Ла Манча, Экстремадура и Балеарские острова в Испании, регион Парижа во Франции2. Российские регионы-лидеры по результативности инновационной деятельности соответствуют европейским регионам следующим образом:
Проведенное сопоставление инновационной активности субъектов Российской Федерации и регионов Европы на основании адаптированной системы показателей инновационной активности субъектов Российской Федерации показывает, что большинство российских регионов относятся к «инноваторам низкого уровня». 1 H.Hollanders, S.Tarantola, A.Loschky. Regional Innovation Scoreboard (RIS) 2009. Pro Inno Europe. 2009. c.4 2 Там же, с.20 |
|