Программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа кружка «Актёрское мастерство» 1 72.39kb.
Рабочей учебной программы дисциплины «Актерское мастерство» (б б. 1 20.9kb.
Актерское мастерство и ораторское искусство для подростков Данный... 1 21.09kb.
Руководство любительским театром 1 13.81kb.
Программа дисциплины «Теоретические основы информатики» 1 183.87kb.
Программа учебной дисциплины основы фармакологии 1 186.69kb.
Программа дисциплины «Основы психологического консультирования» 1 422.35kb.
Программа дисциплины «Математические основы wavelet анализа» 1 84.84kb.
Программа вступительных испытаний актёрское искусство Режиссура театра... 1 94.44kb.
Примерная программа учебной дисциплины основы философии 2011г 1 227.96kb.
Рабочая программа дисциплины Основы технологии машиностроения шифр... 4 580.36kb.
Программа дисциплины «Теория и практика актерского мастерства в балетном... 1 152.21kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» - страница №2/2

Тема 31. Выразительные средства балетного театра: пространство и время

Поиски выразительности в балетном спектакле. Зависимость выразительных средств от режиссерского замысла и своеобразия стиля и жанра произведения. Общие принципы поисков. Обязанность режиссера – определение сверхзадачи и сквозного действия, внедрение их в ежедневный творческий процесс создания спектакля. Художественная целостность спектакля, его образная выразительность. Перспектива артиста и роли. Важнейшее свойство перспективы – давать простор и размах внутренним переживаниям и внешним действиям. Перспектива режиссерского построения – это перспектива развивающегося действия. Выразительные средства режиссера: темпо-ритм, мизансцена, свет, музыка и т.д. Выразительное средство акцентировки – темпо-ритм. Темпо-ритмическая монотонность эпизодов, картин и необходимость смены темпо-ритмической окраски и нарастания их остроты.

Сценическое время и пространство, чувство ритма. Режиссерский слух: временной и пространственный. Временной – чувство скоростей, пространственный – умение выразительно распределять актеров в пространстве, чувство пластической выразительности.

Проявление чувство ритма в умении режиссера насытить каждую единицу времени нужным количеством и качеством художественной информации, и соответственно каждую пространственную единицу (передвижение в пространстве, корректировка пластики, его траектория).

Понятие «композиция спектакля». Обусловленность композиции содержанием, характером художественного произведения. Законы композиции: повтор, контраст, модуляция и использование их в процессе создания спектакля. Повтор – повторение какой-то темы при соединении частей спектакля. Контраст – соединение частей по контрасту и использование выразительных средств.

Модуляция – разработка, варьирование темы при ее повторении. Взаимосвязь приемов и способов композиции с идейно-художественным замыслом спектакля, его жанром и стилем. Композиция – венец формы спектакля. Цель композиции расположить все части в спектакле так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи.

Атмосфера как выразительное средство спектакля. Зависимость от эмоционального зерна. Сценические выразители атмосферы: физическое самочувствие, действие, темпо-ритм, мизансцена, свет, музыка и т.д. Актер – выразитель атмосферы. Роль декорационного, цветового, светового, музыкального решения в создании атмосферы. Место костюма и реквизита в создании атмосферы. Значение света в спектакле. Концентрация внимания на главном в эпизоде, организация разных планов. Цвет в спектакле как выразитель эмоционального звучания спектакля. Взаимосвязь выразительных средств режиссуры и их единство в создании целостного художественного образа балетного спектакля.

Практические занятия.


  1. Работа над выразительными средствами, хореографическим текстом и пластическим рисунком.

  2. Хореографические импровизации на темы отдельных сцен – этюдный метод работы.

  3. Изучение и отработка подлинного танцевального и пластического рисунка роли

  4. Определение масштабов сценического пространства (планировка среды, в которой разворачиваться танцевально-пластический материал – танца, сцены, спектакля).


Тема 32. Группировки и мизансцены

Законы сценичности. Внимание зрителя и время. Пластическое выражение сценического взаимодействия. Группировки – взаимное расположение действующих лиц на сцене. Группировки – составная часть мизансцен. Статический момент мизансцены. Мизансцена – взаимное расположение действующих лиц на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой. Динамика и статичность. Прерванное и незаконченное движение на сцене. Внутренняя и внешняя динамика. Общая выразительность мизансцены. Нахождение наиболее выгодного положения в сценическом пространстве в зависимости от поставленной задачи. Управление вниманием зрителя.

Мизансцена и сценическое действие. Мизансцена – пластическое выражение сценического действия, идеи спектакля, балета, композиции. Подчиненность мизансцены событию, конфликту, сверхзадаче. Виды мизансцен. Мизансцены идейно-смысловые, главные, второстепенные. Характер мизансцен (ироничные, легкие, насмешливые). Основные правила расположения на сцене. Построение мизансцен и группировок вдоль рампы, поперек рампы, по диагонали, по вертикали, по кривой. Преимущества диагонального построения мизансцены. Приемы построения группировок и мизансцен: прием шахматного построения, прием сохранения дистанций, прием ломаных линий, прием пересеченных линий. Постепенность развития мизансцены. Радиусы движений. Мизансцена тела. Мизансцена массовых сцен. Графика мизансцен. Знаки препинания в мизансцене.

Практические занятия.


  1. Организация сценического пространства, с целью создания обстановки, в которой будет происходить определенное действие в определенных обстоятельствах – «вещи говорят».

  2. Овладение приемами построения группировок и мизансцен.


Тема 33. Режиссер, его роль и значение в творческом процессе создания балетного спектакля

Режиссер – идейный и художественный руководитель театра, педагог, организатор. Исторические предпосылки возникновения режиссуры как профессии. Режиссер – создатель спектакля, объединяющий все компоненты в единое художественное целое. Функции и обязанности режиссера. Взгляды К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко на назначение режиссера.

Режиссер как постановщик. Значение образного мышления в творчестве режиссера. Задача режиссера – перевести драматургическое произведение в сценическое – спектакль. Определение режиссером идейно-художественного замысла спектакля на основе глубоко и всестороннего анализа содержания произведения, изучения эпохи и т.д. Роль мировоззрения режиссера, его художественной культуры в воплощении замысла.

Работа режиссера с актером над созданием сценического образа. Раскрытие режиссером сущности сценических образов, определение линии их поведения, верного сценического самочувствия актера и активной действенности в предлагаемых обстоятельствах. Роль личности режиссера в формировании идейно-нравственного облика членов театрального коллектива. Профессиональная этика режиссера



Практические занятия.

1. Составление плана задания режиссера балетмейстеру.




  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы.
Раздел 1. Актерское мастерство в балетном театре

Тема: Театр как вид искусства. Специфические особенности и компоненты балетного театра

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте действенную природу балетного театра.

  2. Выявите особенности театрального и хореографического искусства.

  3. В чем значение выразительных средств балетного спектакля?

  4. Выявите общность законов сценического бытия актера в условиях драматического спектакля и хореографического представления.

  5. Каковы задачи балетного театра на современном этапе развития искусства?

Тема: Актерский образ и его особенности в хореографическом искусстве

Контрольные вопросы:

  1. Что такое «художественный образ»? Определите значения образа в театральном искусстве.

  2. Определите компоненты художественного образа.

  3. Дайте определение понятию «образ в балете», «образ спектакля».

  4. Выявите способы обобщения сценического образа.

  5. Охарактеризуйте особенности создания актерского образа в хореографическом искусстве.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Ознакомиться со статьей «Проблема образа в сценическом творчестве» // Материалы занятий лаборатории народного артиста СССР А. Д. Попова. Вып. 1. – М., 1959.

  2. Привести примеры идеального перевоплощения в образ артистов зарубежного и отечественного балетного искусства, записать в творческий дневник.

Тема: Творческое перевоплощение актера в балете

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте процесс перевоплощения по К.С.Станиславскому.

  2. Выявите условия перевоплощения.

  3. Определите зависимость структуры образа от замысла балетмейстера, от жанра произведения.

  4. Какова роль заразительности при перевоплощении?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Законспектируйте из работы Кристи Г. Воспитание актера школы К.С. Станиславского. – М., 1968. – с. 245-265, 413-420.

  2. Создание и описание биографии образа.

Тема: Действие – основное выразительное средство сценического искусства

Контрольные вопросы:

  1. Какое значение имеет определение эмоционального зерна балетного спектакля и роли для актера?

  2. Что вкладывается в содержание сверхзадачи спектакля и сверхзадачи роли? Идентичны ли эти понятия?

  3. От чего зависит точность и действенность сверхзадачи?

  4. Что является истоком рождения сверхзадачи и движущей силой на пути ее выявления?

  5. Как вы понимаете «действие в данных предлагаемых обстоятельствах»?

  6. Какие пути поиска действий, через которые осуществляется сквозное действие роли?

  7. От чего рождается верный выбор действия?

  8. В чем главный смысл создания «линии действия» и ее основное значение при построении роли?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Законспектировать «Создание жизни человеческого тела роли» // Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. – М., 1957. – с. 210 – 226, 289 – 295.

  2. Определить сверхзадачу и сквозное действие роли в курсовой работе. Записать линию действия роли.

Тема: сквозное действие роли и сверхзадача в балетном спектакле

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятиям «сверхзадача спектакля и сверхзадача роли», «сквозное действие».

  2. Выявите взаимозависимость сверхзадачи и всех элементов спектакля.

  3. Необходимость верного и меткого определения сверхзадачи.

  4. К. С. Станиславский о линии физических действий роли.

  5. Определите значение линии действия роли в момент публичного творчества артиста.

Тема: Предлагаемые обстоятельства и их роль в эмоциональном звучании балета

Контрольные вопросы:

  1. Что включает в себя понятие «предлагаемые обстоятельства»?

  2. Каковы пути освоения предлагаемых обстоятельств роли?

  3. Что входит в раскрытие предлагаемых обстоятельств первой, второй, третьей групп при анализе роли?

  4. С чего начинается процесс освоения предлагаемых обстоятельств роли?

  5. Одинаковы ли пути проникновения в предлагаемые обстоятельства роли у разных актеров? Зависит ли этот процесс от индивидуальности актера?

  6. Какое значение имеет верный отбор предлагаемых обстоятельств и эмоциональное их восприятие для пробуждения активности действия? Привести практические примеры.

  7. Какова роль конфликтных предлагаемых обстоятельств в процессе работы над ролью?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать и законспектировать статью Н. А. Зверевой «От себя к автору» // Мастерство режиссера: I – V курсы, ГИТИС – студентам: Учебное пособие. – М., 2002.

  2. Законспектировать главу «О методе» из книги Товстоногова Г. Зеркало сцены: Книга 1. – М., 1984.

  3. Определить круги предлагаемых обстоятельств в самостоятельном отрывке хореографическом произведения, выбранном для работы.

Тема: Жанровые и стилистические особенности актерского сценического существования

Контрольные вопросы:

  1. Что такое «жанр»?

  2. Какие виды жанров существуют в театре? Их сущность?

  3. Чем отличаются жанры друг от друга, по определению Г. Товстоногова?

  4. Что такое стиль и манера?

  5. В каком взаимоотношении находятся жанр и стиль?

  6. Чем отличается актерское исполнение в жанре водевиль? Комедия? Трагедия?

  7. Какие смешанные акое и новые жанры появились в современном балетном театре?

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить доклад по одному из балетных жанров.

2. Прочитать и законспектировать книгу Гончарова А. А. Режиссерские тетради. – М., 1980.

Тема: Метод действенного анализа, его сущность как основного этапа работы над ролью

Контрольные вопросы.


  1. С чего начинается работа актера над ролью?

  2. Каковы компоненты работы актера над ролью в процессе действенного анализа?

  3. Что конкретно входит в работу актера над хореографическим текстом роли?

  4. Над чем работает актер в период репетиций на сцене?

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитать и законспектировать: Кристи Г. Воспитание актера школы К.С. Станиславского. – М., 1968. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т. Т. 4. – М., 1990. – с. 23 – 25, 41 -45,278-298,377.



Тема: Система К. С. Станиславского и ее значение для хореографического искусства

  1. Охарактеризуйте основные разделы системы К.С. Станиславского.

  2. Какое значение придает К.С. Станиславский перспективе роли и что вкладывает в это понятие?

  3. Что значит играть с перспективой?

  4. Для чего нужна перспектива артиста?

  5. Определите значение системы К. С. Станиславского в практике мирового театрального и хореографического искусства.

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектировать главу «Перспектива артиста и роли» // Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. Т. З. – М., 1990. – с. 150-157.


Раздел 2. Техника актерской игры и основы исполнительской выразительности.

Тема: Пластическая выразительность артиста балета

Контрольные вопросы:

  1. Что следует понимать под пластической выразительностью актера?

  2. Выявите отличие пантомимы и жеста в балетном спектакле.

  3. Определите классификацию жестов.

  4. Какое значение имеет домашняя внерепетиционная работа актера над ролью?

  5. Охарактеризуйте значение ракурса в балетном спектакле.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Законспектировать: Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. – М, 1968. – с. 153-173.; Немеровский А. Н. Пластическая выразительность актера. – М., 1988. – с. 13-28.; Кох И. Основы сценического движения. – Л., 1970. – с. 50-56.

  2. Составить характеристику персонажа (по заданию педагога).

  3. Ведение дневника наблюдений о роли и запись в нем всех этапов работы.

Тема: Характеры и характерность в работе над образом

Контрольные вопросы:

  1. Что включает в себя понятие «характер»?

  2. Что такое «характерность» и чем отличается от «характера»?

  1. Какие группы внешней характерности существуют? Как они возникают?

  2. В чем своеобразие творческих поисков в работе над образами в балетном спектакле?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Законспектировать: Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. Т. З. – М., 1990. – с. 225-250.; Чехов М. А. Литературное наследие: В 2 т. Т. 2. Об искусстве актера. – М., 1986. – с. 328-329, 438.

  2. Поиск внутренней и внешней характерностью в работе над ролью в курсовой работе. Анкета об образе.

Тема: Скульптурность в сценическом действии

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятию «скульптурность в сценическом действии».

  2. Определите значимость скульптурности в позе.

  3. Охарактеризуйте основной закон скульптурности в массовой сцене.

  4. Какие факторы влияют на поведение героя в балетном спектакле.

  5. Каковы требования к сценической выразительности?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Поиск внутренней и внешней характерности (зерно роли).

  2. Работа над выразительными средствами, хореографическим текстом и пластическим рисунком.

  3. Прочитать и законспектировать: Кох И. Основы сценического движения. – Л. 1970. – с. 94-101.

Тема: Внутренний монолог и «зоны молчания»

Контрольные вопросы:

  1. Какова роль внутреннего монолога в жизни человека?

  2. Приведите примеры внутреннего монолога в драматургии?

  3. Как развивалась проблема внутреннего монолога в балетном театре?

  4. Какие два этапа в овладении внутренним монологом определяет Вл. И. Немирович-Данченко?

  5. Каково значение и роль внутреннего монолога в работе актера над образом?

  6. Как определяет А. Д. Попов «зоны молчания»? Что входит в них?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать и законспектировать: Карпушкин М. А. Внутренний монолог. Оглашенный поиск сознания. // Карпушкин. М. А. Размышления о театральной педагогике. – Самара, 2001. – с. 90-95.; Попов А. Д. Из режиссерских записей. – М., 1967; или Воспоминания и размышления о театре. – М., 1979. – с. 298-303.

  2. Найти в литературе описание внутреннего монолога и записать в творческий дневник.


Раздел 3. Приемы актерской техники.

Тема: Внимание как психологический процесс

Контрольные вопросы:

  1. Что такое сценическое внимание?

  2. Перечислите виды внимания.

  3. Охарактеризуйте произвольное и непроизвольное внимание.

  4. Дайте определение объекту внимания актера на сцене.

  5. Выявите первый закон внутренней техники актера.

Задания для самостоятельной работы:

1. Тренинг произвольного, зрительного, слухового внимания.



Тема: Воображение и фантазия

Контрольные вопросы:

  1. Определите роль воображения и фантазии в творчестве актера и балетмейстера.

  2. Выявите отличие между убедительным и формальным воспроизведением человеческого поведения (по заданию педагога).

  3. Охарактеризуйте задачи артиста и его внешней техники.

  4. Перечислите виды воображения.

  5. Приведите доказательства необходимости активного воображения на сцене.

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектировать высказывания К.С. Станиславского о значении воображения актера.



Тема: Сценическое отношение факта, его оценка и восприятие

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте понятия «сценическая вера», «публичное одиночество».

  2. Определите эмоциональную сторону восприятия явлений окружающей жизни и их значение для актера.

  3. Выявите взаимосвязь восприятия и воображения.

  4. Каковы предпосылки активизации воображения?

  5. В чем особенности актерской наблюдательности?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Разработать предлагаемые обстоятельства и определить события и действенные факты (по заданию педагога).

  2. Зафиксировать логику развития событий и поведения действующих лиц (по заданию педагога).

Тема: Эмоциональная и двигательная память

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте основные виды памяти.

  2. Эмоциональная память – память на чувствование.

  3. В чем значение эмоциональной и двигательной памяти?

  4. Перечислите свойства эмоциональной памяти.

  5. Определите значение автоматизма в физическом поведении актера.

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектировать высказывания К.С. Станиславского о зрительной и эмоциональной памяти.



Тема: Чувство правды и контроль

Контрольные вопросы:

  1. Что контролирует игру актера?

  2. В чем проявляется логика и последовательность действий актера?

  3. Определите значение физических действий в создании и установлении верной линии роли.

  4. Для каких целей служит целенаправленный тренинг во время репетиций спектакля? Какие еще виды тренинга применяются в актерской практике?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать и законспектировать: Кристи Г. Воспитание актера школы К. С. Станиславского. М., 1968. – с. 265-282. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. М., 1990. – с. 383-398.

  2. Подобрать упражнения для проведения тренинга на занятиях по актерскому мастерству.

Тема: Мускульная свобода

Контрольные вопросы:

  1. Что такое «мускульная свобода».

  2. Охарактеризуйте виды зажимов.

  3. Как отражается зажим на внешнем воплощении и самочувствии актера.

  4. Каковы причины появления зажима на сцене.

  5. Определите способы устранения зажимов.

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитать и законспектировать: Немеровский А. Н. Пластическая выразительность актера. М., 1988., С.47-64; Кох И. Основы сценического движения. Л., 1970. с. 41-50.



Тема: Оценка и ритм

Контрольные вопросы:

  1. Что такое темп и ритм физического действия? Выявите взаимосвязь данных понятий.

  2. Охарактеризуйте мышечные восприятия ритма.

  3. Что такое внутренний и внешний темпо-ритм актера?

  4. Какое значение имеет темпо-ритм спектакля?

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитать и законспектировать: Немеровский А. Н. Пластическая выразительность актера. – М., 1988. с. 34-45. Кох И. Основы сценического движения. Л. 1970. с. 86-90.



Тема: Процесс взаимодействия актеров

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте общение партнеров в балетном спектакле. Установление внутренней связи.

  2. Перечислите виды и средства общения.

  3. Определите стадии процесса общения актеров.

  4. Выявите взаимозависимость приспособлений партнеров в процессе общения.

  5. Что такое «приспособление»?

  6. Каковы требования к выразительным средствам артиста при общении.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Установление точных взаимоотношений с партнером, поиск ярких приспособлений (по заданию педагога).

  2. Прочитать: Немеровский А. Н. Пластическая выразительность актера. М., 1988. с. 107-134.

Тема: Восприятие и наблюдательность

Контрольные вопросы:

  1. Определите значение восприятия и наблюдательности в деятельности актера.

  2. Охарактеризуйте эмоциональную сторону восприятия явлений окружающей жизни иих значение для актера.

  3. Выявите взаимосвязь восприятия и воображения.

  4. Каковы предпосылки активизации воображения?

  5. Определите особенности актерской наблюдательности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Создать биографию роли в конкретно образной, в форме чувственных переживаний, живых воспоминаний. Оживление биографии фактами, деталями.

  2. Создать анкету об образе, в которой отражены социальное происхождение, мировоззрение, условия прошлой и настоящей жизни персонажа, материальная обеспеченность, где и кем работает, образование, наследственно-биологические особенности физической природы образа, бытовая среда, качество интеллекта, качество темперамента.


Раздел 4. Основы теории драмы и балетной режиссуры.

Тема: Взаимодействие драматурга, режиссера, актера, зрителя в процессе создания балетного спектакля

Контрольные вопросы:

  1. Выявите взаимосвязь и взаимовлияние драматурга, режиссера, актера в процессе создания балетного спектакля.

  2. Какова роль драматурга в балетном спектакле?

  3. Определите функции режиссера.

  4. Охарактеризуйте выразительные средства режиссера и актера.

  5. В чем проявляется сотворчество театра и зрителя?

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить сообщение о творческом содружестве режиссера, балетмейстера и актера в хореографическом искусстве.



Тема: Драматургия – первооснова балетного спектакля

Контрольные вопросы:

  1. Какое значение имеют идейно-художественные особенности балетного спектакля?

  2. Что входит в содержание балетного спектакля? Что такое «тема»? «Идея» пьесы?

  3. Какое значение в развитии действия занимает конфликт? Его определение.

  4. Как определяют композицию драмы Аристотель и Гегель?

  5. Каковы важнейшие условия выбора репертуара в балетном театре?

  6. В чем заключается современность балетного спектакля? Ее отличие от злободневности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать и законспектировать: Пушкин и театр. М., 1953. с. 392-399; Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. с. 57; Гегель Г. Ф. Собр. соч. Т. 14. М. - Л., 1958. с. 243-245. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Л., 1980. с. 82-95. Карпушкин М.А. Размышления о театральной педагогике. Самара, 2001. с. 218-229.

  2. Определить тему, идею, конфликт в выбранном прозаическом произведении или отрывке (по заданию педагога).

Тема: Ситуации и коллизии – предпосылки драматургического действия

Контрольные вопросы:

  1. Что такое драматическая коллизия?

  2. Что является движущей силой, определяющей развитие драматического действия?

  3. Охарактеризуйте развитие конфликта в системе коллизий, возникающих по ходу общего действия драмы.

  4. Дайте определение драматическому конфликту.

  5. Какова роль драматурга в процессе выбора действенных конфликтов и коллизий?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить доклад о драматургии балета.

  2. Создание сценария этюда с подробным изложением действенной партитуры, использованием выразительных средств.

Тема: Событие – структурообразующая основа драматического произведения

Контрольные вопросы:

  1. Чем событие отличается от предлагаемых обстоятельств? Какая связь существует между ними?

  2. Как определить исходное событие, каковы его признаки?

  3. Что отличает основное событие и центральное?

  4. Какой прием предлагает Г.А. Товстоногов для постижения объективной идеи пьесы?

  5. Как определить главное и финальное событие в балетном спектакле?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать и законспектировать: Кнебель М. О. О том, что мне кажется особенно важным. М., 1971. с. 57-59. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1984. с. 297-342. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1957. с. 54- 94. Поламишев A. M. Событие – основа спектакля. М., 1977.

  2. Определить исходное, основное, центральное, главное и финальное событие, ведущее и исходное предлагаемое обстоятельство в прозаическом произведении, выбранной для самостоятельной работы.

Тема 28. Законы построения драматического и хореографического произведения

Контрольные вопросы:

  1. Определите законы построения драматического и хореографического произведения. Охарактеризуйте их.

  2. Каково значение законов драматургии в технологии создания хореографического произведения.

  1. В чем специфика хореографического искусства?

  1. Как применяются законы драматургии в сочинении различных хореографических форм.

  1. Что такое сюжетное действие – бесконфликтное, конфликтное.

  2. Как реализуется сюжет в фабуле?

  3. В чем своеобразие сюжетности?

Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализировать лучшие произведения отечественных балетмейстеров в плане композиционного построения, составление краткой аннотации.



Тема: Процесс формирования и воплощения режиссерского замысла

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятию «замысел спектакля».

  2. Определите значение в процессе рождения замысла личного «багажа» режиссера.

  3. Охарактеризуйте индивидуальный процесс рождения замысла балетмейстера.

  4. Что является фундаментом рождения замысла?

  5. Выявите роль творческого воображения в процессе зарождения замысла.

  1. Каково значение сверхзадачи постановщика в выборе художественных средств?

  2. Определите роль музыкального произведения в формировании замысла балетного спектакля.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Сформировать замысла будущей композиции, исходя из особенностей строения музыкального произведения.

  2. Определение системы образов. Характеристика действующих лиц. Трактовка ролей.

  3. Определение фактов, событий, действенных задач каждой сцены.

Тема 30. Подбор и изучение вспомогательного материала для постановки спектакля

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятию «исходный сценарный материала».

  2. В чем заключается творческая деятельность сценариста?

  3. Что такое сценарный план и литературный сценарий?

  4. Охарактеризуйте методику поиска, отбора и использования готового литературного, музыкального, сценографического материала.

  5. Каковы сценарные требования к эпизоду?

  6. Выявите выразительные средства эпизода. Определите взаимосвязь сцен в сценарии.

  7. Определите задачи пролога и эпилога в сценарии.

  8. Охарактеризуйте основные литературные приемы построения сюжета в сценарии.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Ознакомиться с литературными материалами (критическая, историческая, художественная, мемуарная, искусствоведческая и др. литература).

  2. Изучить иллюстративно-иконографический материал (репродукции произведений живописи, графики, скульптуры и т.п.), конкретно раскрывающий определенную эпоху.

  3. Изучить непосредственную действительность, проанализировать личные наблюдения, впечатления, связанные с темой, событиями, образами.

  4. Составить биографию персонажа.

Тема: Выразительные средства балетного театра: пространство и время

Контрольные вопросы:

  1. Каковы выразительные средства балетного театра.

  2. Определите зависимость выразительных средств от режиссерского замысла и своеобразия стиля и жанра произведения.

  3. Охарактеризуйте функции режиссера.

  4. Что такое перспектива режиссерского построения?

  5. Перечислите выразительные средства режиссера.

  6. Дайте определение понятию «композиция спектакля». Определите законы композиции.

  7. Охарактеризуйте атмосферу спектакля как выразительного средства.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать и проанализировать музыкальный материал.

  2. Определить идею, сверхзадачу, сквозное действие.

  3. Разработать сюжет этюда. Определить конфликт.

  4. Разработать предлагаемые обстоятельства и определить события и действенные факты.

  5. Сочинить хореографический текст и пластический рисунок роли.

Тема: Группировки и мизансцены

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается сущность понятия «мизансцена»? Чем она отличается от разводки и какая связь ее с группировкой?

  2. Каковы требования к мизансцене? Законы мизансценирования? Условия ее выразительности?

  3. Какие приемы построения мизансцены и группировки существуют в актерской практике? В чем их суть?

  4. Какие виды мизансцены используются в сценическом искусстве?

  5. От чего зависит характер мизансцены?

  6. Какую роль играет мизансцена тела, пластическая выразительность актера в работе над ролью?

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитать и законспектировать основные положения из: Кристи Г. Воспитание актера школы К. С. Станиславского. М. 1968. с. 222-245. Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. М., 1959. с. 207-240.



Тема: Режиссер, его роль и значение в творческом процессе создания балетного спектакля

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте исторические предпосылки возникновения режиссуры как профессии.

  2. Выявите функции и обязанности режиссера.

  3. Каковы взгляды К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко на назначение режиссера?

  4. Определите роль мировоззрения режиссера, его художественной культуры в воплощении замысла.

  5. Назовите этапы работы режиссера с актером над созданием сценического образа.

  6. В чем заключается профессиональная этика режиссера?

Задания для самостоятельной работы:

1. Прочитать и законспектировать: Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. М., 1967, Горчаков Н. Режиссерские уроки К. С. Станиславского.


4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.
Рефераты и курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.
5. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.


  1. Значение мастерства актера и режиссера в современном балетном спектакле.

  2. Система Станиславского. Принципы системы.

  3. Специфика актерского искусства. Внутренняя и внешняя техника актера.

  4. Сценическое действие. Виды действия. Действие и чувство. Действие и движение.Действие – фундамент системы Станиславского.

  5. Значение внимания для руководителя хореографического коллектива.

  6. Учение К.С. Станиславского о сценическом действии. Виды действия. Действие ичувство. Действие и движение.

  7. Магическое «если бы» и вера в предлагаемые обстоятельства.

  8. Элементы сценического действия. Сценическое внимание. Объекты внимания. Кругивнимания.

  9. Оценка и темпо-ритм. оценка обстоятельств. Особенности сценического ритма (о ритмовом. состоянии энергии). Ритм и темп. 10 номеров ритма.

  10. Общение – взаимодействие. Взаимосвязь приспособлений партнеров в процессе общения. Пристройка к партнеру.

  11. .Мизансцена. Виды мизансцен.

  12. Театр и хореографическое искусство. Общность и различие в творческой работе режиссера и балетмейстера. Использование народного, бытового, исторического танца в спектакле.

  13. Роль воображения и фантазии в творчестве режиссера и балетмейстера.

  14. Учение Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии.

  15. Оценка факта и событий.

  16. Предлагаемые обстоятельства.

  17. Коллективный характер творчества. Значение этических взаимоотношений в коллективе для художественного результата и творчества.

  18. Учение Немировича-Данченко о втором плане и внутреннем монологе.

  19. Составления плана задания режиссеру-балетмейстеру.

  20. Композиция. Законы построения драматургического и хореографического произведений.

  21. Методика создания сценического образа.

  22. Пути формирования режиссерского замысла и его воплощение.

  23. Законы сценичности.

  24. Сценическая выразительность. Характер и характерность. Внутренняя и внешняя характерность.

  25. Действенный танец.

  26. Жест и мимика.

  27. Искусство переживания и искусство представления.

  28. Профессиональная этика хореографа.

  29. Эстрадный танец и театр.

  30. Развитие ассоциативно-образного мышления хореографа.

  31. .Значение тренинга актерской психотехники в профессиональном хореографическом коллективе.


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ


№ п/п

Наименование тем и

разделов


Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Само-стоя-

тельная работа



В том числе

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6




Раздел 1. Актерское мастерство в балетном театре

56

30

18

8

1

Введение. Место и задачи дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» в системе подготовки педагогов бального танца

2

2

-

-

2

Театр как вид искусства. Специфические особенности и компоненты балетного театра.

4

4

-

-

3

Актерский образ и его особенности в хореографическом искусстве.

5

2

2

1

4

Творческое перевоплощение актера в балете.

5

2

2

1

5

Действие — основное выразительное средство сценического искусства.

7

2

4

1

6

Сквозное действие роли и сверхзадача в балетном спектакле.

7

4

2

1

7

Предлагаемые обстоятельства и их роль в эмоциональном звучании балета.

7

4

2

1

8

Жанровые и стилистические особенности актерского сценического существования.

7

4

2

1

9

Метод действенного анализа, его сущность как основного этапа работы над ролью.

7

2

4

1


10

Система К.С. Станиславского и ее значение для хореографического искусства.

5

4

-

1




Раздел 2. Техника актерской игры и основы исполнительской выразительности

23

10

14

3

11

Пластическая выразительность актера.

2

4

2




12

Характер и характерность в работе над образом.

7

2

4

1

13

Скульптурность в сценическом действии.

7

2

4

1

14

Внутренний монолог и «зоны молчания»

7

2

4

1




Раздел 3. Приемы актерской техники

63

20

34

9

15

Внимание как психологический процесс.

4

2

2

-

16

Воображение и фантазия

7

2

4

1

17

Сценическое отношение факта и его оценка, восприятие.

7

2

4

1

18

Эмоциональная и двигательная память.

7

2

4

1

19

Чувство правды и контроля.

7

2

4

1

20

Мускульная свобода

7

2

4

1

21

Оценка и ритм.

10

4

4

2

22

Процесс взаимодействия актеров.

7

2

4

1

23

Восприятие и наблюдательность.

7

2

4

1




Раздел 4. Основы теории драмы и балетной режиссуры

52

24

18

10

24

Взаимодействие драматурга, режиссера, актера, зрителя в процессе создания балетного спектакля.

5

4

-

1

25

Драматургия — первооснова балетного спектакля.

5

2

2

1

26

Ситуации и коллизии — предпосылки драматургического действия.

5

2

2

1

27

Событие — структурообразующая основа драматургического произведения.

5

2

2

1

28

Законы построения драматического и хореографического произведения.

7

4

2

1

29

Процесс формирования и воплощения режиссерского замысла.

5

2

2

1

30

Подбор и изучение вспомогательного материала для постановки спектакля.

5

2

2

1

31

Выразительные средства балетного театра. Пространство и время.

5

2

2

1

32

Группировки и мизансцены.

5

2

2

1

33

Режиссер, его роль и значение в творческом процессе создания балетного спектакля.

5

2

2

1




Итого:














IV. Форма итогового контроля
Экзамен.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
1. Рекомендуемая литература (основная)


  1. Аристотель. Об искусстве поэзии. – М.: Художественная литература, 1957.

  2. Аль Д. Н. Основы драматургии. – Л., 1998.

  3. Алешин А. Тема с вариациями. Беседы о драматургии. – М, 1990.

  1. Буров А. Режиссура и педагогика. – М., 1987.

  2. Вахтангов Е. Сборник. – М.: ВТО, 1984.

  3. Волконский С. Выразительный человек. – M.: Akademia, 1913.

  4. Волконский С. Человек на сцене. Глава «О жесте». – M.: Akademia, 1912.

  5. Голубовский Б. Г. Пластика в искусстве актера. – М.: ВТО, 1986.

  6. Захова Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – 4-е издание – М.: Просвещение, 1978.

  7. Захаров Р. сочинение танца. Страницы педагогического опыта. – М., 1983.

  8. Ю.Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М.: ВТО, 1984.

  9. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. – 2-е издание – М., 1978.

  10. Кристерсон X. Танец в драматическом спектакле. – М.,1960.

  11. Кудинова Т. От водевиля до мюзикла. – М., 1978.

  12. Кудашева Т. Руки актера. – М.,1970.

  13. Марков O. K. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности. – М.: Просвещение, 1988.

  14. Могалов Ю. Композиция сценического пространства. – М.,1981.

  15. Немирович-Данченко о творчестве актера. – М., 1984.

  16. Немирович-Данченко. Рождение театра. -М., 1989.

  17. Новицкая Л. П. Уроки вдохновения. – М., 1984.

  18. Новицкая Л. П. тренинг и муштра. – М., 1969.

  19. Новерр Ж. Письма о танце и балетах. – Л-М., 1965.

  20. Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. – М., 1959.

  21. Ремес О. Я. Мизансцена – язык режиссера. – М., 1969.

  22. Сазонова В. А. Атмосфера как выразительное средство сценического искусства. – Тамбов, 1988.

  23. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. (Любое издание).

  24. Станиславский К. С. Собрание сочинений. Работа актера над собой. Том ПДП. (любое издание).

  25. Станиславский К. С. Полное собрание сочинений. Работа актера над ролью. Том IV. (любое издание).

  26. Станиславский К. С. Мое гражданское служение России. – М., 1990.

  27. Товстоногов Г. А. Зеркало сцены. Часть 1. – Л., 1984.

  28. Фокин М. Против течения. – М-Л., 1962.

  29. Чехов М. Литературное наследие. Часть 1. Об искусстве актера. – М., 1986.

  30. Чефранова Н. О внутренней технике артистов балета. – М., 1967.

  31. Шихматов Л. Сценические этюды. – М., 1975.

  32. Яновская В. Музыкальные этюды по курсу «Актерское мастерство». – М., 1970.


2. Рекомендуемая литература (дополнительная)


  1. В поисках реалистической образности. Сборник. – М., 1981.

  2. Дидро Д. Парадокс об актере. (Любое издание).

  3. Завадский Ю.А. Учителя и ученики. – М.,1975.

  4. Захаров Р. Искусство балетмейстера. – М., 1954. С. 264-278.

  5. Константинова М. Екатерина Максимова. – М., 1982.

  6. Красовская В. Нижинский. – Л.,1979.

  7. Лавровский Л. Документы, статьи, воспоминания. – М., 1983.

  8. Львов-Анохин Б. Алла Шелест. – М., 1964

  9. Михаил Габович: Статьи. Воспоминания о М. М. Габович. – М., 1977. С. 53-65.

  1. Народное танцевальное искусство и проблемы Возрождения отечественной культуры: Материалы межвузовской научно-практической конференции 23-24 октября 1997 года. – Тамбов: ТГУ, 1997.

  2. Нефедова Е.Г. Работа режиссера над постановочным планом спектакля. – М., 1989.

  3. Основы актерского искусства. – М., 1975.

  4. От упражнения к спектаклю. Выпуск IV. – М., 1974.

  5. Проблемы театральной педагогики: Сборник лекций для студентов I-IV курсов режиссерско-театрального отделения. – Тамбов, 1990.

  6. Топорков В. Г. О технике актера. – М.,1958.

  7. Холодов Е. Г. Композиция драмы. – М., 1987.

Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой



191023, СПб., ул. Зодчего Росси, д. 2<< предыдущая страница