Программа дисциплины «Основы психологического консультирования» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Теория и практика психологического консультирования» 1 214.12kb.
Программа дисциплины «История, теория и практика психологического... 1 236.46kb.
Программа дисциплины «Основы психологического консультирования» 1 213.81kb.
Программа по дисциплине опд. Ф 13 «Психология семьи и семейного воспитания» 1 296.3kb.
Вопросы к экзамену «Психологическая помощь в кризисных ситуациях» 1 10.79kb.
Кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии 1 345.46kb.
Кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии 1 272.32kb.
Основные виды психологического консультирования. Возрастно-психологическое... 1 16.14kb.
Программа дисциплины «Теоретические основы информатики» 1 183.87kb.
Рабочая учебная программа дисциплины «методологические основы психологии»... 1 137.57kb.
Задачами курса являются 2 469.38kb.
Страновые делегации соотечественников, принимающих участие во Всемирном... 1 154.56kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Основы психологического консультирования» - страница №1/1

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины «Основы психологического консультирования»

для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра



Автор программы:

Орлов А.Б., д. психол.н., профессор, aorlov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 2011 г

Зав. кафедрой Е.Б.Старовойтенко

Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 2011 г

Председатель В.А.Штроо________________________

Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко ________________________

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.62.

Программа разработана в соответствии с:

ОС НИУ ВШЭ;

Образовательной программой для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра.

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.62 «Психология», утвержденным в 2011 г.


  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Основы психологического консультирования» являются:

  1. понимание студентами истории становления психотерапевтической теории и практики, основных предпосылок возникновения практики психологического консультирования, этики психолога-консультанта, а также природы консультационного отношения, динамики консультационного процесса и основных проблем возникающих в деятельности самого психолога-консультанта;

  2. рефлексия студентами ключевых тем и проблем теории и практики психологического консультирования;

  3. практическое освоение студентами базовых навыков психолога-консультанта.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

знать теоретические основы психологического консультирования в соответствии с темами курса и грамотно оперировать основными понятиями, используемыми в психологическом консультировании.

применять метод сравнительного анализа психотерапевтических и консультационных систем.

Обладать системной организацией знаний в области психологического консультирования.

Творчески оперировать усвоенными знаниями.

Понимать перспективы развития современного психологического консультирования.

Обладать базовыми компетенциями психолога-консультанта.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



СЛК-Б9

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен участвовать в проектной, научной, исследовательской, консультационной и прикладной деятельности на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей.

ИК-Б1.1п/н/и/к/пр_6.1

Обнаруживает способность в исследовательской и консультативной деятельности знание правовых и профессиональных норм и обязанностей.


Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, эссе, разбор case-studies.

Способен оформить и представить результаты своей деятельности в виде отчета по научной и практической работе и презентации на русском (государственном) и иностранном языке в публичном и индивидуальном общении с использованием современных средств ИКТ.

ИК-Б3.1/2_2.4.1/2_2.5.1/2_4.2


Обнаруживает способность оформлять и презентировать результаты своей деятельности на русском (государственном) и иностранном языке в публичном и индивидуальном общении с использованием современных средств ИКТ.

Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, эссе, разбор case-studies.

Способен вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) и иностранном языке в рамках профессионального и научного общения.

ИК-Б2.1/2._2.4.1/2


По мере освоения дисциплины студент обнаруживает способность к письменной и устной коммуникации на русском (государственном) и иностранном языке в рамках профессионального и научного общения.

Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, эссе, разбор case-studies.

Способен использовать современные средства ИКТ для поиска и обработки информации, работы с базами данных профессиональной информации и сетевой коммуникации.

ИК-Б4.1\3\4


По мере освоения дисциплины студент способен находить в базах данных необходимую информацию для семинаров, презентаций, эссе.


Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, эссе, разбор case-studies.

Способен описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях на русском (государственном) языке.

ИК-Б5.3/6_2.4.1


По мере освоения дисциплины студент способен пользоваться языком и аппаратом гуманитарных и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в смежных профессиональных областях на русском (государственном) языке.

Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, эссе, разбор case-studies.

Способен использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнес-организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению.

ИК-Б7.1/7


По мере освоения дисциплины студент обнаруживает способность использовать конкретные концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению.

Практические занятия, разбор case-studies.

Способен придерживаться правовых и этических норм в профессиональной деятельности.

СЛК-Б1


По мере освоения дисциплины студент способен понимать и придерживаться на практике правовых и этических норм в профессиональной консультативной деятельности.

Семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, эссе, практические занятия, разбор case-studies.

Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности.

СЛК-Б2


Студент способен осознавать и учитывать социокультурные различия клиентов.


Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, эссе, практические занятия, разбор case-studies.

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию.

СЛК-Б3


Студент способен ставить и достигать цели в консультативной профессиональной деятельности, позитивно личностно развиваться.

Практические занятия, разбор case-studies.

Способен к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов.

СЛК-Б4


Демонстрирует навыки кооперации, позитивного разрешения конфликтов в социальном и профессиональном взаимодействии.

Семинары, презентация самостоятельных работ, эссе, практические занятия, разбор case-studies.

Способен социально-ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.

СЛК-Б7


Студент обнаруживает способность принимать решения в нестандартных ситуациях консультативной деятельности.


Практические занятия.


Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.

СЛК-Б9


Студент понимает роль ценностных систем в развитии современной цивилизации, а также гуманистическое понимание ценностей как процесса.

Лекции, семинары, подготовка и презентация самостоятельных работ, эссе, практические занятия, разбор case-studies.
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Общая психология.

История психологии.

Психология личности.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знать основы общей психологии, истории психологии и психологии личности;

иметь навыки обращения с научной литературой и электронными ресурсами НИУ ВШЭ;

обладать навыками написания эссе;

обладать навыками анализа case-studies.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении в магистратуре следующих дисциплин:

Мастерство психологического консультирования;

Основные направления современной психотерапии;

Практика психотерапевтического взаимодействия;



Психотерапевтические константы.

5. Тематический план учебной дисциплины

п/п

Наименование темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Сем.

Практ. занятия




I

Введение в психологическое консультирование

36

6

4




26

1

Предметная область психологического консультирования

12

2







10

2

Факторы развития психологического консультирования

10

2







8

3

Психологическое консультирование и психотерапия

14

2

4




8

II

Предыстория становления психологического консультирования

38

10

2




26

4

Предпосылки психологического консультирования в психоанализе (З.Фрейд)

10

2







8

5

Предпосылки психологического консультирования в аналитической психологии и психотерапии (К.Юнг)

8

2







6

6

Предпосылки психологического консультирования в индивидуальной психологии и психотерапии (А.Адлер)

10

4







6

7

Предпосылки психологического консультирования в экзистенциальной психологии и психотерапии (Л.Бинсвангер)

10

2

2




6

III

История становления психологического консультирования

42

10

6




26

8

Возникновение психологического консультирования (Р.Мэй)

12

4







8

9

Развитие психологического консультирования (К.Роджерс)

16

4

2




10

10

Основные тенденции в развитии психологического консультирования

14

2

4




8

IV

Процесс психологического консультирования

36

6

4




26

11

Стадии и этапы психологического консультирования

22

4

2




16

12

Стратегия, тактика, техника и основные виды психологического консультирования

14

2

2




10

V

Практика психологического консультирования

64




8

32

24

13

Инсценирование консультационных сессий

10




2

2

6

14

Практика первичного приема

18




2

10

6

15

Практика вторичного приема

18




2

10

6

16

Итоговое обсуждение практики психологического консультирования

18




2

10

6




ИТОГО

216

32

24

32

128

6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **







1

2

3

4







Текущий

контроль осуществляется на каждом семинаре



Устная презентация




*

*




Кафедра психологии личности

Устная презентация с использованием слайдов по заранее заданной теме (15-20 минут). Оценивается в ходе семинара. В течение курса каждый студент должен сделать по 2 презентации во 2 и 3 модулях (всего 2 презентации).




Эссе




*

*




Кафедра психологии личности

Письменная работа по результатам самостоятельной работы по заданной теме по темам курса (5-7 тыс. слов, не менее 30 источников). Сдается 25 октября и 20 декабря.

Итоговый

Экзамен








*




Кафедра психологии личности

Письменная работа (90 мин.), оценка выставляется в течение 3 дней.


    1. Критерии оценки знаний, навыков


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

1. Индивидуальные презентации на семинарах. Презентации на семинаре предназначены для ознакомления слушателей с аспектами психотерапевтических констант, выходящими за рамки лекционного курса.

Оценка презентаций осуществляется по следующим критериям:


  • наличие слайдов, сопровождающих презентацию;

  • глубина и полнота анализа литературы;

  • структурированность презентации;

  • ясность и четкость доклада, соблюдение регламента;

  • полнота ответов на вопросы аудитории;

2. Эссе. Подготовка эссе заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях, семинарах и практических занятиях, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами НИУ ВШЭ, сайта Центра психологического консультирования TRIALOG и сайта Общества человеко-центрированного подхода. Подготовка эссе предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.

Оценка эссе осуществляется по следующим критериям:



  • полнота раскрытия темы;

  • глубина анализа литературы;

  • критический подход;

  • наличие собственного взгляда на проблему, его обоснованность;

  • видение прикладного аспекта проблемы,

  • наличие практико-ориентированных рекомендаций.

3. Экзамен. Письменная работа в форме ответов на экзаменационные вопросы. Требует от студента демонстрации глубоких знаний в рамках учебной дисциплины.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.





  1. Содержание дисциплины

Раздел I. Введение в психологическое консультирование

Тема 1. Предметная область психологического консультирования

Цели курса. Теоретическая рефлексия психологического консультирования. Варианты описания психологического консультирования. Психологическое консультирование и практика консультирования. Психологическое консультирование и психологическая наука. Исходные определения психологического консультирования. Плюрализм видов психологического консультирования. Основания классификации видов психологического консультирования.

Количество часов аудиторной работы – 2.

Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6, выполнения домашней работы – 4.



Базовые учебники:

Айви А.Е.  Айви  М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 7-34.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 12-16, 17-25.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 7-10, 12.


Основная литература.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 10, 15-26.


Дополнительная литература.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 14-17, 19-25.



Тема 2. Факторы развития психологического консультирования

Социальные факторы развития психологического консультирования (демократизация, дифференциация, проблемогенность, вестернизация социальной жизни; нарастающая неэффективность традиционных институтов социализации; недостаточность законодательной базы). Психологические факторы развития психологического консультирования (интеграция мировой психологии; развитие практической психологии; гуманизация психологии; развитие психокультуры).

Количество часов аудиторной работы – 2.

Общий объем самостоятельной работы – 8, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 4.



Базовый учебник:

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 12-16, 17-25.


Основная литература.

Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А.Бадхена, А.М.Родиной. СПб.: ООО «Береста», 2003. С. 5-9.



Дополнительная литература.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 14-17, 19-25.



Тема 3. Психологическое консультирование и психотерапия

Психологическое консультирование и психотерапия: элементы тождества (характер и предмет работы). Психологическое консультирование и психотерапия: элементы различия (клиентура, продолжительность, средства, характер запроса, эффекты, характер профессиональной подготовки). Относительность различий. Современные тенденции в отношениях между психологическим консультированием и психотерапией. Психологическое консультирование как преамбула психотерапии.

Количество часов аудиторной работы – 6.

Общий объем самостоятельной работы – 8, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 4.



Базовые учебники:

Айви А.Е.  Айви  М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 11-12, 28-31.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 12-13.
Основная литература.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 10-15.



Дополнительная литература.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 16.



Раздел II. Предыстория становления психологического консультирования

Тема 4. Предпосылки психологического консультирования в психоанализе (З.Фрейд)

Психоанализ как первая вневрачебная форма психотерапии. Структура психотерапевтической системы. Эволюция теории, техники и практики в психоанализе. Делегирование свободы пациенту – психоаналитическая предпосылка психологического консультирования. Основные тенденции в развитии фрейдизма. Специфика психоаналитической ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в психоаналитическом консультировании. Основные тенденции в развитии современного психоанализа

.

Количество часов аудиторной работы – 2.



Общий объем самостоятельной работы – 8, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 4.

Базовые учебники:

Айви А.Е.  Айви  М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 233-244, 251-260.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 188-198, 203-212.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 29-55.


Основная литература.

Аграчев С.Г., Кадыров И.М. Психоанализ и психоаналитическая терапия // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 75-97.

Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.25-48.

Дополнительная литература.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 16.



Тема 5. Предпосылки психологического консультирования в аналитической психологии и психотерапии (К.Юнг)

Эволюция аналитической психологии. Аналитическая психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Делегирование позитивности пациенту – аналитическая предпосылка психологического консультирования. Специфика аналитической ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в аналитическом консультировании. Основные тенденции в развитии современной аналитической психологии.

Количество часов аудиторной работы – 2.

Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2.



Базовый учебник:

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 85-107.



Основная литература.

Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.49-71.

Раевский С.О., Хегай Л.А. Методы аналитической психологии К.Г.Юнга // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 99-151.

Дополнительная литература.

Кэмпбелл Дж. Жизнеописание Карла Густава Юнга / В кн.: Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Составл., предисл. и перевод с англ. В.Менжулина. – Киев: СИНТО, 1995. С. 202-221.



Тема 6. Предпосылки психологического консультирования в индивидуальной психологии и психотерапии (А.Адлер)

Эволюция индивидуальной психологии. Индивидуальная психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Делегирование ответственности пациенту – аналитическая предпосылка психологического консультирования. Специфика адлерианской ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в адлерианском консультировании. Основные тенденции в развитии современной индивидуальной психологии.

Количество часов аудиторной работы – 4.

Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2.



Базовый учебник:

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 111-126.



Основная литература.

Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.72-95.



Дополнительная литература.
Тема 7. Предпосылки психологического консультирования в экзистенциальной психологии и психотерапии (Л.Бинсвангер)

Эволюция экзистенциальной психологии. Экзистенциальная психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Эволюция феноменологического метода. Интуитивная детехнизация – экзистенциальная предпосылка психологического консультирования. Специфика экзистенциальной ориентации в психологическом консультировании. Случай Эллен Вест. Модели консультанта и консультируемого в экзистенциальном консультировании. Основные тенденции в развитии современной экзистенциальной психологии.

Количество часов аудиторной работы – 4.

Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2.



Базовый учебник:

Айви А.Е.  Айви  М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 305-309.



Основная литература.

Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 37-56.



Дополнительная литература.

Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1999. С. 230-292.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 17.

Раздел III. История становления психологического консультирования

Тема 8. Возникновение психологического консультирования (Р.Мэй)

Эволюция системы психотерапии-консультирования Р.Мэя. Оппозиция фрейдизму. Отношение к экзистенциализму. Характер теоретизирования. Невостребованность психоаналитической теории и техники. Вынужденный акцент на практической составляющей деятельности психолога-психотерапевта. Возникновение психологического консультирования. Основные принципы и правила психологического консультирования. Требования к психологу-консультанту.

Количество часов аудиторной работы – 4.

Общий объем самостоятельной работы – 8, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6, выполнения домашней работы – 2.



Базовые учебники:

Айви А.Е.  Айви  М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 305-309.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 140-144, 152-155.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 593-608.


Основная литература.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.12-34, 102-131.



Дополнительная литература.

Мэй Р. Экзистенциальный анализ случая Эллен Вест // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 30-37.


Тема 9. Развитие психологического консультирования (К.Роджерс)

Эволюция системы психотерапии-консультирования К.Роджерса. Основные особенности человекоцентрированной системы психотерапии-консультирования. Инновационный характер теории, техники и практики в роджерианстве. Изучение практики психотерапии-консультирования. Необходимые и достаточные условия позитивных личностных изменений. Процесс психотерапии-консультирования. Различение психологического консультирования и психотерапии по Роджерсу. Основные эффекты психотерапии-консультирования.

Количество часов аудиторной работы – 6.

Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6, выполнения домашней работы – 4.



Базовые учебники:

Айви А.Е.  Айви  М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 310-322.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 31-57.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 320-345.


Основная литература.

Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 268-300.

Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.402-442.

Роджерс К.  Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, № 2. С. 48-58.



Дополнительная литература.

Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 57-74.



Тема 10. Основные тенденции в развитии психологического консультирования

Соотношение траекторий развития систем консультирования-психотерапии. Основные тенденции в развитии психотерапии-консультирования (эгалитарность, самоощущение, самопонимание, самоисследование, самоактивность, нормальность, личностный рост, метапрактичность).

Количество часов аудиторной работы – 6.

Общий объем самостоятельной работы – 8, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6, выполнения домашней работы – 2.



Базовый учебник:

Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.483-524.



Основная литература.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 14-18.



Дополнительная литература.

Орлов А.Б., Шумский В.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, т. 2, № 2. С. 77.



Раздел IV. Процесс психологического консультирования

Тема 11. Стадии и этапы психологического консультирования

Основные стадии процесса консультирования: запись, первичный прием, процесс консультирования, завершение консультирования. Этапы первичного приема: очное знакомство, начало беседы, формулирование исходного запроса, экспозиция проблемного поля, фокусировка, смена языка клиентом, завершение беседы, прощание. Формы эволюции психологического консультирования.

Количество часов аудиторной работы – 6.

Общий объем самостоятельной работы – 16, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 8, выполнения домашней работы – 8.



Базовый учебник:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 80-103.



Основная литература.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 27-51.



Дополнительная литература.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.66-100.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 74-84.

Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2003. С. 33-67, 84-108.



Тема 12. Стратегия, тактика, техника и основные виды психологического консультирования

Коррекционная и трансформационная стратегии психологического консультирования. Тактика консультирования – контактирование. Уровни психологического контакта: поведенческий, эмоциональный и семантический. Динамика уровней психологического контакта. Типичные проявления клиента и психолога-консультанта на разных уровнях контактирования. Техника консультативной беседы. Зоны работы психолога-консультанта и ее эффективность. Контактное психологическое консультирование. Дистантные виды психологического консультирования: телефонное консультирование и Интернет-консультирование.

Количество часов аудиторной работы – 4.

Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6, выполнения домашней работы – 4.



Базовый учебник:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 103-141.


Основная литература.

Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999. С. 81-127.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.51-64.

Дополнительная литература.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 89-116.

Практика телефонного консультирования: хрестоматия / Ред.-сост. А.Н.Моховиков. – М.: Смысл, 2005. С.329-350.

Тема 13. Инсценирование консультационных сессий

Инсценирование консультационных сессий в рамках психоаналитического, экзистенциального и гуманистического направлений. Стенограммы сессий М.Балинта, А.Лэнгле, К.Роджерса. Обсуждение работы психологов-консультантов (психотерапевтов) с позиций клиента, консультанта, наблюдателя.

Количество часов аудиторной работы – 4.

Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2.



Базовый учебник:

Айви А.Е.  Айви  М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 244-260, 315-317.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 52-57, 152-155, 158-162, 207-212.
Основная литература.

Куттер П. Современный психоанализ. СПб.: «Б.С.К.», 1997. С. 230-234.

Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного Я (применение метода персонального экзистенциального анализа) // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, т. 2, № 2. С. 84-96.

Роджерс К.  Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, № 2. С. 48-58.



Дополнительная литература.

Тема 14. Практика первичного приема

Работа в триадах: консультант – клиент – наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, консультанта, наблюдателя в триаде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, консультантов, наблюдателей. Выявление позитивных и негативных моментов работы. Презентация отчетов групп клиентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума.

Количество часов аудиторной работы – 12.

Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2.



Базовый учебник:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический ВЛАДОС, 1999. С. 74-84.



Основная литература.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 27-51.

Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2003. С. 33-67, 84-108.

Дополнительная литература.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.66-100.



Тема 15. Практика вторичного приема

Работа в триадах: консультант – клиент – наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, консультанта, наблюдателя в триаде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, консультантов, наблюдателей. Выявление позитивных и негативных моментов работы. Сопоставление опыта первой и второй беседы с клиентом. Презентация отчетов групп клиентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума.

Количество часов аудиторной работы – 12.

Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2.



Базовый учебник:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический ВЛАДОС, 1999. С. 74-84.


Основная литература.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 27-51.

Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2003. С. 33-67, 84-108.

Дополнительная литература.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.66-100.



Тема 16. Итоговое обсуждение практики психологического консультирования

Неструктурированная групповая дискуссия участников практикума. Обсуждение личного и профессионального опыта, полученного в рамках практических занятий.

Количество часов аудиторной работы – 12.

Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2.



Базовый учебник:

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический ВЛАДОС, 1999. С. 74-84.


Основная литература.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 27-51.

Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2003. С. 33-67, 84-108.

Дополнительная литература.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.66-100.




  1. Образовательные технологии

в области психотерапии.

1Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля


  • тематика рефератов:

  1. Психологическое консультирование и психотерапия: демаркационная линия.

  2. Психологическое консультирование: исторические вехи становления.

  3. Глубинная психология и становление психологического консультирования.

  4. Экзистенциальная психология и становление психологического консультирования.

  5. Гуманистическая психология и становление психологического консультирования.

  6. Телефонное психологическое консультирование.

  7. Психологическое интернет-консультирование.

  8. Запрос, проблема, совет и рекомендация в психологическом консультировании.

  • тематика домашних заданий:

  1. Психологическое консультирование: мой опыт консультирования.

  2. Психологическое консультирование: мой опыт клиентствования.

  3. Психологическое консультирование: мой опыт наблюдения.

  4. Психологическое консультирование: мой опыт первичного приема.

  5. Психологическое консультирование: мой опыт вторичного приема.

  6. Психологическое консультирование как моя профессиональная перспектива.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  • Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

  1. Почему психологическое консультирование можно назвать плюралистической наукой и практикой?

  2. Когда возник термин «психологическое консультирование»?

  3. Как соотносится психологическое консультирование и сфера практики консультирования в целом?

  4. Как соотносится психологическое консультирование и корпус психологического знания в целом?

  5. Как и когда возникает психологическое консультирование?

  6. Как можно определить психологическое консультирование?

  7. Каковы основные факторы плюрализма области психологического консультирования?

  8. Каковы основные факторы развития области психологического консультирования?

  9. Каково соотношение между психотерапией и психологическим консультированием?

  10. Каковы предпосылки психологического консультирования в психоанализе?

  11. Каковы предпосылки психологического консультирования в аналитической психологии?

  12. Каковы предпосылки психологического консультирования в индивидуальной психологии?

  13. Каковы предпосылки психологического консультирования в экзистенциальной психологии?

  14. Каковы исходные принципы и правила психологического консультирования?

  15. Каковы инновации в теории, технике и практике психологического консультирования в роджерианстве?

  16. Каково соотношение психологического консультирования и психотерапии по Роджерсу?

  17. Каковы существующие модели практики психологического консультирования?

  18. Каковы основные тенденции в развитии практики психологического консультирования?

  19. Каковы основные стадии процесса психологического консультирования?

  20. Каковы основные этапы первичного приема в практике психологического консультирования?

  21. Как можно охарактеризовать запрос, проблему, экспозицию и фокусировку в практике психологического консультирования?

  22. Каковы основные варианты развития практики психологического консультирования?

  23. Какие стратегии психологического консультирования вы знаете?

  24. Что представляет собой тактика психологического консультирования?

  25. Какие уровни психологического контакта вы знаете?

  26. Что представляет собой активное эмпатическое слушание?

  27. Что представляет собой техника психологического консультирования?

  28. Какие виды психологического консультирования вы знаете?

  29. Каковы основные зоны работы психолога-консультанта?

  30. Каковы основные типы подготовки психолога-консультанта?

  31. Каковы основные принципы этики психолога-консультанта?

  32. Как можно охарактеризовать совет и рекомендацию в психологическом консультировании?

  33. В чем заключается специфика телефонного консультирования?

  34. В чем заключается специфика Интернет-консультирования?

  35. В каком из направлений психологического консультирования вы хотели бы специализироваться и почему?

  36. Что было главным в вашем опыте клиентствования?

  37. Что было главным в вашем опыте консультирования?

  38. Что было главным в вашем опыте наблюдения?



  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

В течение курса каждый студент должен сделать три презентации, а также представить 1 реферат и 2 домашних задания.

Оценка за текущий контроль формируется из трех оценок:

  1. Оценка за выступление на семинаре (индивидуальные презентации)

  2. Реферат. За опоздание в предоставлении реферата снимается 2 балла.

  3. Участие в работе семинара предполагает обсуждение работ, сделанных другими участниками и также оценивается.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,4·Осем + 0,2·Ор + 0,2·Одз + 0,2·Оауд ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,4·Оэкзамен +0,4 ·Отекущий + 0,1·Осам. работа + 0,1·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.

Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу



k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная

Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу



k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная

В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовые учебники


Айви А.Е.  Айви  М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.

Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.483-524.

Фрейджер, Р., Фейдимен, Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения: Пер. с англ.. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 864 с.

Основная литература


Аграчев С.Г., Кадыров И.М. Психоанализ и психоаналитическая терапия // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 75-97.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 37-56.

Куттер П. Современный психоанализ. СПб.: «Б.С.К.», 1997.

Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного Я (применение метода персонального экзистенциального анализа) // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, т. 2, № 2. С. 84-96.

Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А.Бадхена, А.М.Родиной. СПб.: ООО «Береста», 2003.

Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 268-300.

Раевский С.О., Хегай Л.А. Методы аналитической психологии К.Г.Юнга // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 99-151.

Роджерс К.  Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, № 2. С. 48-58.

Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2003.



Дополнительная литература


Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1999.

Кэмпбелл Дж. Жизнеописание Карла Густава Юнга / В кн.: Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Составл., предисл. и перевод с англ. В.Менжулина. – Киев: СИНТО, 1995. С. 202-221.

Мэй Р. Экзистенциальный анализ случая Эллен Вест // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 30-37.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Орлов А.Б., Шумский В.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, т. 2, № 2. С. 65-80.

Практика телефонного консультирования: хрестоматия / Ред.-сост. А.Н.Моховиков. – М.: Смысл, 2005.



Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 57-74.

Источники в Интернете:

  1. Библиотека Центра психологического консультирования TRIALOG http://www.trialog.ru/

  2. Библиотека Общества человеко-центрированного подхода http://www.rcpca.ru/




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для лекционных занятий и семинаров необходим компьютер и проектор.