страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины «Основы психологического консультирования» - страница №1/1
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет психологии Программа дисциплины «Основы психологического консультирования» для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра Автор программы: Орлов А.Б., д. психол.н., профессор, aorlov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 2011 г Зав. кафедрой Е.Б.Старовойтенко Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 2011 г Председатель В.А.Штроо________________________ Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2011 г. Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко ________________________ Москва, 2011
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.62. Программа разработана в соответствии с: ОС НИУ ВШЭ; Образовательной программой для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030300.62 «Психология», утвержденным в 2011 г.
Целями освоения дисциплины «Основы психологического консультирования» являются:
В результате освоения дисциплины студент должен: знать теоретические основы психологического консультирования в соответствии с темами курса и грамотно оперировать основными понятиями, используемыми в психологическом консультировании. применять метод сравнительного анализа психотерапевтических и консультационных систем. Обладать системной организацией знаний в области психологического консультирования. Творчески оперировать усвоенными знаниями. Понимать перспективы развития современного психологического консультирования. Обладать базовыми компетенциями психолога-консультанта. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: СЛК-Б9
Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Общая психология. История психологии. Психология личности. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основы общей психологии, истории психологии и психологии личности; иметь навыки обращения с научной литературой и электронными ресурсами НИУ ВШЭ; обладать навыками написания эссе; обладать навыками анализа case-studies. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении в магистратуре следующих дисциплин: Мастерство психологического консультирования; Основные направления современной психотерапии; Практика психотерапевтического взаимодействия; Психотерапевтические константы. 5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: 1. Индивидуальные презентации на семинарах. Презентации на семинаре предназначены для ознакомления слушателей с аспектами психотерапевтических констант, выходящими за рамки лекционного курса. Оценка презентаций осуществляется по следующим критериям:
2. Эссе. Подготовка эссе заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях, семинарах и практических занятиях, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами НИУ ВШЭ, сайта Центра психологического консультирования TRIALOG и сайта Общества человеко-центрированного подхода. Подготовка эссе предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Оценка эссе осуществляется по следующим критериям:
3. Экзамен. Письменная работа в форме ответов на экзаменационные вопросы. Требует от студента демонстрации глубоких знаний в рамках учебной дисциплины. Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Раздел I. Введение в психологическое консультирование Тема 1. Предметная область психологического консультирования Цели курса. Теоретическая рефлексия психологического консультирования. Варианты описания психологического консультирования. Психологическое консультирование и практика консультирования. Психологическое консультирование и психологическая наука. Исходные определения психологического консультирования. Плюрализм видов психологического консультирования. Основания классификации видов психологического консультирования. Количество часов аудиторной работы – 2. Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6, выполнения домашней работы – 4. Базовые учебники: Айви А.Е. Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 7-34. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 12-16, 17-25. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 7-10, 12. Основная литература. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 10, 15-26. Дополнительная литература. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 14-17, 19-25. Тема 2. Факторы развития психологического консультирования Социальные факторы развития психологического консультирования (демократизация, дифференциация, проблемогенность, вестернизация социальной жизни; нарастающая неэффективность традиционных институтов социализации; недостаточность законодательной базы). Психологические факторы развития психологического консультирования (интеграция мировой психологии; развитие практической психологии; гуманизация психологии; развитие психокультуры). Количество часов аудиторной работы – 2. Общий объем самостоятельной работы – 8, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 4. Базовый учебник: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 12-16, 17-25. Основная литература. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А.Бадхена, А.М.Родиной. СПб.: ООО «Береста», 2003. С. 5-9. Дополнительная литература. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 14-17, 19-25. Тема 3. Психологическое консультирование и психотерапия Психологическое консультирование и психотерапия: элементы тождества (характер и предмет работы). Психологическое консультирование и психотерапия: элементы различия (клиентура, продолжительность, средства, характер запроса, эффекты, характер профессиональной подготовки). Относительность различий. Современные тенденции в отношениях между психологическим консультированием и психотерапией. Психологическое консультирование как преамбула психотерапии. Количество часов аудиторной работы – 6. Общий объем самостоятельной работы – 8, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 4. Базовые учебники: Айви А.Е. Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 11-12, 28-31. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 12-13. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 10-15. Дополнительная литература. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 16. Раздел II. Предыстория становления психологического консультирования Тема 4. Предпосылки психологического консультирования в психоанализе (З.Фрейд) Психоанализ как первая вневрачебная форма психотерапии. Структура психотерапевтической системы. Эволюция теории, техники и практики в психоанализе. Делегирование свободы пациенту – психоаналитическая предпосылка психологического консультирования. Основные тенденции в развитии фрейдизма. Специфика психоаналитической ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в психоаналитическом консультировании. Основные тенденции в развитии современного психоанализа . Количество часов аудиторной работы – 2. Общий объем самостоятельной работы – 8, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 4. Базовые учебники: Айви А.Е. Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 233-244, 251-260. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 188-198, 203-212. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 29-55. Основная литература. Аграчев С.Г., Кадыров И.М. Психоанализ и психоаналитическая терапия // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 75-97. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.25-48. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 16. Тема 5. Предпосылки психологического консультирования в аналитической психологии и психотерапии (К.Юнг) Эволюция аналитической психологии. Аналитическая психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Делегирование позитивности пациенту – аналитическая предпосылка психологического консультирования. Специфика аналитической ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в аналитическом консультировании. Основные тенденции в развитии современной аналитической психологии. Количество часов аудиторной работы – 2. Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2. Базовый учебник: Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 85-107. Основная литература. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.49-71. Раевский С.О., Хегай Л.А. Методы аналитической психологии К.Г.Юнга // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 99-151. Кэмпбелл Дж. Жизнеописание Карла Густава Юнга / В кн.: Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Составл., предисл. и перевод с англ. В.Менжулина. – Киев: СИНТО, 1995. С. 202-221. Тема 6. Предпосылки психологического консультирования в индивидуальной психологии и психотерапии (А.Адлер) Эволюция индивидуальной психологии. Индивидуальная психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Делегирование ответственности пациенту – аналитическая предпосылка психологического консультирования. Специфика адлерианской ориентации в психологическом консультировании. Модели консультанта и консультируемого в адлерианском консультировании. Основные тенденции в развитии современной индивидуальной психологии. Количество часов аудиторной работы – 4. Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2. Базовый учебник: Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 111-126. Основная литература. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.72-95. Дополнительная литература. Тема 7. Предпосылки психологического консультирования в экзистенциальной психологии и психотерапии (Л.Бинсвангер) Эволюция экзистенциальной психологии. Экзистенциальная психология и психоанализ: элементы различия (теория и практика) и тождества (техника). Эволюция феноменологического метода. Интуитивная детехнизация – экзистенциальная предпосылка психологического консультирования. Специфика экзистенциальной ориентации в психологическом консультировании. Случай Эллен Вест. Модели консультанта и консультируемого в экзистенциальном консультировании. Основные тенденции в развитии современной экзистенциальной психологии. Количество часов аудиторной работы – 4. Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2. Базовый учебник: Айви А.Е. Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 305-309. Основная литература. Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 37-56. Дополнительная литература. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1999. С. 230-292. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 17. Эволюция системы психотерапии-консультирования Р.Мэя. Оппозиция фрейдизму. Отношение к экзистенциализму. Характер теоретизирования. Невостребованность психоаналитической теории и техники. Вынужденный акцент на практической составляющей деятельности психолога-психотерапевта. Возникновение психологического консультирования. Основные принципы и правила психологического консультирования. Требования к психологу-консультанту. Количество часов аудиторной работы – 4. Общий объем самостоятельной работы – 8, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6, выполнения домашней работы – 2. Базовые учебники: Айви А.Е. Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 305-309. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 140-144, 152-155. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 593-608. Основная литература. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.12-34, 102-131. Дополнительная литература. Мэй Р. Экзистенциальный анализ случая Эллен Вест // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 30-37. Тема 9. Развитие психологического консультирования (К.Роджерс) Эволюция системы психотерапии-консультирования К.Роджерса. Основные особенности человекоцентрированной системы психотерапии-консультирования. Инновационный характер теории, техники и практики в роджерианстве. Изучение практики психотерапии-консультирования. Необходимые и достаточные условия позитивных личностных изменений. Процесс психотерапии-консультирования. Различение психологического консультирования и психотерапии по Роджерсу. Основные эффекты психотерапии-консультирования. Количество часов аудиторной работы – 6. Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6, выполнения домашней работы – 4. Базовые учебники: Айви А.Е. Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 310-322. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 31-57. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. С. 320-345. Основная литература. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 268-300. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.402-442. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, № 2. С. 48-58. Дополнительная литература. Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 57-74. Тема 10. Основные тенденции в развитии психологического консультирования Соотношение траекторий развития систем консультирования-психотерапии. Основные тенденции в развитии психотерапии-консультирования (эгалитарность, самоощущение, самопонимание, самоисследование, самоактивность, нормальность, личностный рост, метапрактичность). Количество часов аудиторной работы – 6. Общий объем самостоятельной работы – 8, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6, выполнения домашней работы – 2. Базовый учебник: Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.483-524. Основная литература. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 14-18. Дополнительная литература. Орлов А.Б., Шумский В.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, т. 2, № 2. С. 77. Раздел IV. Процесс психологического консультирования Тема 11. Стадии и этапы психологического консультирования Основные стадии процесса консультирования: запись, первичный прием, процесс консультирования, завершение консультирования. Этапы первичного приема: очное знакомство, начало беседы, формулирование исходного запроса, экспозиция проблемного поля, фокусировка, смена языка клиентом, завершение беседы, прощание. Формы эволюции психологического консультирования. Количество часов аудиторной работы – 6. Общий объем самостоятельной работы – 16, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 8, выполнения домашней работы – 8. Базовый учебник: Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 80-103. Основная литература. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 27-51. Дополнительная литература. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.66-100. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 74-84. Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2003. С. 33-67, 84-108. Тема 12. Стратегия, тактика, техника и основные виды психологического консультирования Коррекционная и трансформационная стратегии психологического консультирования. Тактика консультирования – контактирование. Уровни психологического контакта: поведенческий, эмоциональный и семантический. Динамика уровней психологического контакта. Типичные проявления клиента и психолога-консультанта на разных уровнях контактирования. Техника консультативной беседы. Зоны работы психолога-консультанта и ее эффективность. Контактное психологическое консультирование. Дистантные виды психологического консультирования: телефонное консультирование и Интернет-консультирование. Количество часов аудиторной работы – 4. Общий объем самостоятельной работы – 10, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 6, выполнения домашней работы – 4. Базовый учебник: Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. С. 103-141. Основная литература. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999. С. 81-127. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.51-64. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С. 89-116. Практика телефонного консультирования: хрестоматия / Ред.-сост. А.Н.Моховиков. – М.: Смысл, 2005. С.329-350. Инсценирование консультационных сессий в рамках психоаналитического, экзистенциального и гуманистического направлений. Стенограммы сессий М.Балинта, А.Лэнгле, К.Роджерса. Обсуждение работы психологов-консультантов (психотерапевтов) с позиций клиента, консультанта, наблюдателя. Количество часов аудиторной работы – 4. Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2. Базовый учебник: Айви А.Е. Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. С. 244-260, 315-317. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. С. 52-57, 152-155, 158-162, 207-212. Куттер П. Современный психоанализ. СПб.: «Б.С.К.», 1997. С. 230-234. Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного Я (применение метода персонального экзистенциального анализа) // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, т. 2, № 2. С. 84-96. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, № 2. С. 48-58. Дополнительная литература. Тема 14. Практика первичного приема Работа в триадах: консультант – клиент – наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, консультанта, наблюдателя в триаде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, консультантов, наблюдателей. Выявление позитивных и негативных моментов работы. Презентация отчетов групп клиентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума. Количество часов аудиторной работы – 12. Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2. Базовый учебник: Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический ВЛАДОС, 1999. С. 74-84. Основная литература. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 27-51. Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2003. С. 33-67, 84-108. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.66-100. Тема 15. Практика вторичного приема Работа в триадах: консультант – клиент – наблюдатель. Обсуждение работы с позиций клиента, консультанта, наблюдателя в триаде по окончании работы. Обсуждение работы в группах клиентов, консультантов, наблюдателей. Выявление позитивных и негативных моментов работы. Сопоставление опыта первой и второй беседы с клиентом. Презентация отчетов групп клиентов, консультантов и наблюдателей для всех участников практикума. Количество часов аудиторной работы – 12. Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2. Базовый учебник: Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический ВЛАДОС, 1999. С. 74-84. Основная литература. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 27-51. Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2003. С. 33-67, 84-108. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.66-100. Тема 16. Итоговое обсуждение практики психологического консультирования Неструктурированная групповая дискуссия участников практикума. Обсуждение личного и профессионального опыта, полученного в рамках практических занятий. Количество часов аудиторной работы – 12. Общий объем самостоятельной работы – 6, для выполнения заданий по текущему контролю: подготовки к семинарским и практическим занятиям – 4, выполнения домашней работы – 2. Базовый учебник: Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический ВЛАДОС, 1999. С. 74-84. Основная литература. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. С. 27-51. Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2003. С. 33-67, 84-108. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. С.66-100.
в области психотерапии. 1Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаТематика заданий текущего контроля
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
В течение курса каждый студент должен сделать три презентации, а также представить 1 реферат и 2 домашних задания. Оценка за текущий контроль формируется из трех оценок:
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = 0,4·Осем + 0,2·Ор + 0,2·Одз + 0,2·Оауд ; Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический. Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка. В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0». Условия пересдач. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используются следующие критерии оценки ответа студента: полнота ответа на вопрос, самостоятельность при ответе на вопрос, точность в ответе на поставленные вопросы.
Базовые учебникиАйви А.Е. Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2000. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Издательство «Питер», 2000. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с. С.483-524. Фрейджер, Р., Фейдимен, Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения: Пер. с англ.. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 864 с. Основная литератураАграчев С.Г., Кадыров И.М. Психоанализ и психоаналитическая терапия // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 75-97. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 37-56. Куттер П. Современный психоанализ. СПб.: «Б.С.К.», 1997. Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного Я (применение метода персонального экзистенциального анализа) // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, т. 2, № 2. С. 84-96. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А.Бадхена, А.М.Родиной. СПб.: ООО «Береста», 2003. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 268-300. Раевский С.О., Хегай Л.А. Методы аналитической психологии К.Г.Юнга // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. С. 99-151. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии, 2001, № 2. С. 48-58. Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2003. Дополнительная литератураБинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.: КСП+, СПб.: Ювента, 1999. Кэмпбелл Дж. Жизнеописание Карла Густава Юнга / В кн.: Юнг К.Г. Тэвистокские лекции / Составл., предисл. и перевод с англ. В.Менжулина. – Киев: СИНТО, 1995. С. 202-221. Мэй Р. Экзистенциальный анализ случая Эллен Вест // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 30-37. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. Орлов А.Б., Шумский В.Б. Ноэтическое измерение человека: вклад Виктора Франкла в психологию и психотерапию // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, т. 2, № 2. С. 65-80. Практика телефонного консультирования: хрестоматия / Ред.-сост. А.Н.Моховиков. – М.: Смысл, 2005. Роджерс К. Эллен Вест и одиночество // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. С. 57-74. Источники в Интернете:
Для лекционных занятий и семинаров необходим компьютер и проектор. |
|