Задачами курса являются - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Задачами курса являются - страница №1/2



Цели курса:

-знакомство студентов с основными теория психологического консультирования;

-научить студентов использовать основные методы, приемы и техники целенаправленного психологического воздействия.

Задачами курса являются:

-формирование целостного представления о процессе психологического консультирования, его содержании, направлении и формах;

-овладение навыками психологического консультирования;

-развить навыки рефлексивного анализа консультативной беседы;

-развить психологическую компетентность в области практической психологии.

Для решения этих задач основное внимание в курсе уделяется построению консультативной ситуации, организации взаимодействия в диаде «консультант - клиент», личностному, теоретическому и психотехническому самоопределению психолога-консультанта; раскрывается содержание, структура и динамика процесса консультирования, отрабатываются приемы диалогического общения, а также предлагаются к рассмотрению различные направления, методы и техники работы с клиентом, рассматриваются важнейшие теоретические положения и понятия, основные техники и процедуры психологического консультирования. В курсе затронуты универсальные принципы, этические аспекты психологического консультирования, отраженные в различных теоретических подходах.

Усвоение содержания данной Программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Формами текущей проверки знаний будут являться контрольные работы, рефераты, собеседования, фронтальный и индивидуальный опрос, промежуточная аттестация, итоговые занятия по изученным темам. Итоговая форма контроля – зачет.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные теоретические обоснования психологических практик консультативной;

-виды, формы и методы психологической консультации и психологической коррекции;

-стратегию выбора, организации и проведения психологической консультации;

-этические нормы и правила во взаимоотношении психолога-консультанта.

Студент должен уметь:

-ориентироваться в современных концепциях психологического консультирования;

-использовать интервью какосновной метод консультирования;

-использовать психодиагностику в ходе консультации;

консультировать семьи, воспитывающие детей с ОВЗ

Студент должен получить навыки:

-«видения» психологической проблемы;

-анализа проблемных ситуаций;

-анализа продуктивности собственной консультативной деятельности.

Психологическое консультирование является базовой дисциплиной в практической деятельности специального психолога и дает возможность. Осуществлять первичную диагностику, выявлять причины и формировать направления коррекции.


Темы для самостоятельного изучения


№п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-

во

часов



Форма контроля выполнения

самостоятельной

работы


1

Понятие психологического консультирования, его цели и задачи

Выделить общее и отличное в разных подходах к психологическому консультированию

30

Анализ критериев, различий и сходств

2

Структура психологического

консультирования. Особенности психодиагностики в ходе

консультирования


Проанализировать соотношение понятий «психотерапия», «психологическая коррекция», «психологическое консультирование».

Придумать конструктивные и деструктивные жалобы клиентов



30

Анализ понятий, жалоб

3

Интервью. Беседа как основной метод консультирования. Типы

критических ситуаций.



Составить план интервью, клинической беседы, беседы с «трудным» клиентом.

20

Анализ интервью, клинической беседы, беседы с «трудным» клиентом

4

Виды консультирования. Модели консультирования.

Характеристика моделей поведения консультанта в индивидуальном консультировании.

20

Анализ моделей, бланочное тестирование


5

Особенности консультирования на разных возрастных этапах.

Сравнительная характеристика возрастных классификаций Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина.

Привести примеры решения проблемы: преодоление, отреагирование, вызревание, завершение, принятие.



20

Анализ сравнительной характеристики, проигрывание решений проблемы

6

Семейное консультирование.

Психологическое консультирование семей, имеющих детей с

ограниченными возможностями здоровья.


Разработать супружескую консультацию.

Разработать консультацию семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ



20

Ролевая игра

7

Требования к личности консультанта

Сравнительный анализ классификаций профессий по Е.А.Климову и Ноланду

Проанализировать качества консультанта поддающиеся коррекции.



20

Бланочное тестирование, анализ качеств


1.7Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


Тема 2. Структура психологического консультирования. Особенности психодиагностики в ходе консультирования.

План:

  1. Понятие консультирования. Первичное консультирование.

  2. Этапы первичного консультирования.

  3. Особенности каждого этапа.

  4. Критерии этапов.

  5. Психодиагностика в ходе консультирования.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Определите содержание понятия «консультирование»

2. Перечислить этапы первичного консультирования

3. Дать характеристику каждого этапа

4.Границы ответственности консультанта и клиента.

5.Отличия между профессиональной и личностной рефлексией.

6.Психодиагностические методики, применяемых в конслуьтировании.


Задания для самостоятельной работы

1.Проанализировать соотношение понятий «психотерапия», «психологическая коррекция», «психологическое консультирование».

2.Что такое супервидение?

3.Приведите примеры конструктивных и деструктивных жалобы клиентов (по 2 примера на каждый вид).

4.Приведите примеры трансформации манипулятивного запроса в конструктивный (2 примера).

Основная литература:


  1. 1.Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия. – М., 2000.

  2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика : учебник / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб. : Речь, 2004. - 440 с.

  3. 2.Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с.

  4. 3.Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по психол. спец.] / Линде Н. Д. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 254 с.

  5. 4.Лысенко Е.М., Молодченко Т.А. Групповое психологическое консультирование. М., 2006.

  6. 5.Нельсо-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – Спб.2001.

  7. 6.Пахальян, В. Э. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пахальян В. Э. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с. - (Учебное пособие). - ISBN 978-5-469-01389-1 [Гриф]

  8. 7.Файн С.Ф., Глассер П. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия. М., 2006.


Дополнительная литература:

  1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование : Теория и опыт:Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Абрамова Г. С. - М. : Академия, 2001. - 238 с.

  2. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Обнинск, 1998

  3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. М., 2001.

  4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

  5. Гусакова, М. П. Психологическое консультирование [Текст] : теория и практика / М. П. Гусакова. - Москва : Эксмо, 2010. - 286 с.

  6. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / Меновщиков В. Ю. - 2-е изд., стер. - М. : Смысл, 2000. - 107 с.

  7. Реньш, М. А. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов / Реньш М. А. ; М-во образования и науки РФ [и др.]. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - 118 с.

  8. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. СПб., 2001


Тема 3. Интервью. Беседа как основной метод консультирования. Типы критических ситуаций.

План:

  1. Интервью: определение, методы применения.

  2. Понятие клинической беседы, этапы беседы.

  3. Понятие «трудных» клиентов.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Теоретические подходы к интервью.

2. Подходы к определению «беседа клиническая»

3.Раскрыть понятие «трудный» клиент.

4.Специфика подготовки к встрече с клиентом.

5.Условия эффективности консультативного процесса. Факторы, снижающие результативность психологического консультирования.

6.Правила ведения консультативной беседы.

7.Типы критических ситуаций.
Задание для самостоятельной работы:

1.Составить план интервью.

2.Составить план клинической беседы.

3.Составить план беседы с «трудным» клиентом.


Основная литература:

  1. 1.Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия. – М., 2000.

  2. 2.Елизаров, А. Н. Психологическое консультирование семьи : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. психологии / Елизаров А. Н. - М. : Ось-89, 2005. - 400 с.

  3. 3.Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по психол. спец.] / Линде Н. Д. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 254 с.

  4. 4.Лысенко Е.М., Молодченко Т.А. Групповое психологическое консультирование. М., 2006.

  5. 5.Нельсо-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – Спб.2001.

  6. 6.Пахальян, В. Э. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пахальян В. Э. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с. - (Учебное пособие). - ISBN 978-5-469-01389-1 [Гриф]

  7. 7.Сапогова Е.Е. Консультативная психология. М., 2008.

  8. 8.Файн С.Ф., Глассер П. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия. М., 2006.


Дополнительная литература:

  1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование : Теория и опыт:Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Абрамова Г. С. - М. : Академия, 2001. - 238 с.

  2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

  3. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Обнинск, 1998

  4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

  5. Гусакова, М. П. Психологическое консультирование [Текст] : теория и практика / М. П. Гусакова. - Москва : Эксмо, 2010. - 286 с.

  6. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / Меновщиков В. Ю. - 2-е изд., стер. - М. : Смысл, 2000. - 107 с.

  7. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2002.

  8. Реньш, М. А. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов / Реньш М. А. ; М-во образования и науки РФ [и др.]. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - 118 с.

  9. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.. 2000.

  10. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. СПб., 2001

  11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., М., Харьков, Минск, 2000.


Тема 4. Виды консультирования. Модели конслуьтирования
План:

1.Особенности индивидуального консультирования

2.Особенности группового консультирования:

3.Теоретические модели консультирования.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Походы к понятию индивидуального консультирования.

2.Основные техники индивидуального консультирования.

3.Особенности группового консультирования.

4.Методы системного конслуьтирования.

5.Методы и техники консультирования в психодинамичеком подходе.

6.Методы и техники консультирования в структурном подходе.

7.Методы и техники консультирования в поведенческой модели.


Задание для самостоятельной работы

1.Составить таблицу: Теоретические направления: специфика консультативного процесса



Направление

Источник проблемы

Основные положения

Цель

Приёмы






























2.Дать характеристику моделей поведения консультанта в индивидуальном консультировании.



3.Раскрыть понятие групповой динамики в групповом консультировании.
Основная литература:

  1. 1.Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/ Ю. Алешина. - Москва : Класс, 2007. - 202 с.

  2. 2.Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи: Практическое руководство. М., 2006.

  3. 3.Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по психол. спец.] / Линде Н. Д. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 254 с.

  4. 4.Лысенко Е.М., Молодченко Т.А. Групповое психологическое консультирование. М., 2006

  5. 5.Нельсо-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – Спб.2001.

  6. 6.Пахальян, В. Э. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пахальян В. Э. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с. - (Учебное пособие). - ISBN 978-5-469-01389-1 [Гриф]

  7. 7.Сапогова Е.Е. Консультативная психология. М., 2008.

  8. 8.Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Сталина. М.,1989



Дополнительная литература:

  1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование : Теория и опыт:Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Абрамова Г. С. - М. : Академия, 2001. - 238 с.

  2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

  3. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

  4. Гусакова, М. П. Психологическое консультирование [Текст] : теория и практика / М. П. Гусакова. - Москва : Эксмо, 2010. - 286 с.

  5. Кори Д. Теория и практика группового консультирования. М.. 2003.

  6. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов / Кочюнас Р. - 3-е изд., стер. - М. : Академ. Проект, 2004 ; Трикста. - 464 с.

  7. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2002.

  8. Реньш, М. А. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов / Реньш М. А. ; М-во образования и науки РФ [и др.]. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - 118 с.

  9. Психологическая помощь и консультирование/ Под ред. М.К.Тутушкина, СПб., 1998.

  10. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1995.

  11. Серебрякова, К А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога : [учебное пособие] / К. А. Серебрякова. - Москва : Академия, 2010. - 284 с.

  12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., М., Харьков, Минск, 2000.


Тема 5. Особенности консультирования на разных возрастных этапах
План:

1.Возрастные классификации: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон.

2.Понятие возраста, его структура.Сензитивные периоды, возрастные и личностные кризисы.

3.Учет зоны ближайшего развития и пола клиента в процессе консультирования.



4.Консультирование на разных возрастных этапах.
Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Учет возрастных особенностей в консультировании.

  2. Раскрыть понятия: «возраст»; «сензитивные периоды»; «возрастные кризисы»; «личностные кризисы»

  3. Учет зоны ближайшего развития при консультировании детей и подростков.

  4. Консультирование семей с детьми дошкольного возраста.

  5. Консультирование семей с детьми младшего школьного возраста.

  6. Конслуьтирование семей с подростками.


Задание для самостоятельной работы

  1. Дать сравнительную характеристику возрастных классификаций Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина.

  2. Проанализируйте понятия: психологическая проблема, запрос, жалоба, манипулятивный запрос, идентификация проблемы, консультативный анамнез, консультативная гипотеза, психологический диагноз, психологическое заключение.

  3. Характеристика решения проблемы: преодоление, отреагирование, вызревание, завершение, принятие.


Основная литература:

  1. 1.Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/ Ю. Алешина. - Москва : Класс, 2007. - 202 с.

  2. 2.Бурменская, Г. В., Карабанова, О. А., Лидерс, А. Г. И др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2002.

  3. 3.Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи: Практическое руководство. М., 2006.

  4. 4.Елизаров, А. Н. Психологическое консультирование семьи : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. психологии / Елизаров А. Н. - М. : Ось-89, 2005. - 400 с.

  5. 5.Кулганов, В. А. Консультирование в работе детского практического психолога : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) "Педагогика", профиль 050702 "Детская практ. психология", магистерской прогр. 050710М "Дифференциальная психология, психодиагностика в образовании"] / Кулганов В. А., Верещагина Н. В. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 128 с .

  6. 6.Петрова, Е. Э. Психологическое консультирование и организация работы с родителями воспитывающими детей с проблемами развития : [методическое пособие для психологов, коррекционных педагогов, родителей] / Е. Э. Петрова, Л. И. Дегтярева, Т. Д. Яковенко ; Новосибирский ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, Московский пед. гос. ун-т, Фил. в г. Новосибирске, Негос. образовательное учреждение шк. "Аврора". - Новосибирск : ГОУ ДПО Новосибирский ИПКиПРО, 2009. - 179 с .

  7. 7.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 528 с.

  8. 8.Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для студ.пед. пвузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под ред. В. А. Сластёнина. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 224 с.

  9. 9.Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Сталина. М.,1989

  10. 10.Хозиев, В. Б. Психологическое консультирование родителей : учебное пособие / В. Б. Хозиев, М. В. Хозиева, С. В. Дзетовецкая. - Москва : Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 501 с.



Дополнительная литература:

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М. : Академия, 2002. - 416 с.

  2. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. –Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.

  3. Кори Д. Теория и практика группового консультирования. М.. 2003.

  4. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов / Кочюнас Р. - 3-е изд., стер. - М. : Академ. Проект, 2004 ; Трикста. - 464 с.

  5. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Воронеж, 1999.

  6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Под ред. Е.Г.Силяевой. М., 2005.

  7. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.. 2000.

  8. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

  9. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1995.

  10. Серебрякова, К А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога : [учебное пособие] / К. А. Серебрякова. - Москва : Академия, 2010. - 284 с.


Тема 6. Семейное консультирование. Психологическое консультирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
План

1.Современное представление о семье, ее структуре.

2.Социально благополучная семья по В.Сатир.

3.Супружеское консультирование.

4.Консультирование семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Вопросы для коллективного обсуждения:

1.Специфика семейного консультирования.

2.Основные стадии и технологии семейного консультировани.

3.Особенности консультирования супругов на различных этапах развития семьи.

4.Консультирование семей, воспитывающих детей с сенсорными нарушениями.

5.Консультирование семей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.

6.Консультирование семей, воспитывающих детей с нарушениями ОДА.

7.Консультирование семей, воспитывающих детей с ЗПР.

8.Консультирование семей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями.
Задание для самостоятельной работы

1.Раскрыть понятие «социально благополучная» семья по В.Сатир.

2.Разработать супружескую консультацию.

3.Разработать консультацию семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).


Основная литература:

  1. 1.Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/ Ю. Алешина. - Москва : Класс, 2007. - 202 с.

  2. 2.Бурменская, Г. В., Карабанова, О. А., Лидерс, А. Г. И др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2002.

  3. 3.Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи: Практическое руководство. М., 2006.

  4. 4.Елизаров, А. Н. Психологическое консультирование семьи : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. психологии / Елизаров А. Н. - М. : Ось-89, 2005. - 400 с.

  5. 5.Кулганов, В. А. Консультирование в работе детского практического психолога : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) "Педагогика", профиль 050702 "Детская практ. психология", магистерской прогр. 050710М "Дифференциальная психология, психодиагностика в образовании"] / Кулганов В. А., Верещагина Н. В. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 128 с .

  6. 6.Петрова, Е. Э. Психологическое консультирование и организация работы с родителями воспитывающими детей с проблемами развития : [методическое пособие для психологов, коррекционных педагогов, родителей] / Е. Э. Петрова, Л. И. Дегтярева, Т. Д. Яковенко ; Новосибирский ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, Московский пед. гос. ун-т, Фил. в г. Новосибирске, Негос. образовательное учреждение шк. "Аврора". - Новосибирск : ГОУ ДПО Новосибирский ИПКиПРО, 2009. - 179 с .

  7. 7.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 528 с.

  8. 8.Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для студ.пед. пвузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под ред. В. А. Сластёнина. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 224 с.

  9. 9.Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Сталина. М.,1989

  10. 10.Хозиев, В. Б. Психологическое консультирование родителей : учебное пособие / В. Б. Хозиев, М. В. Хозиева, С. В. Дзетовецкая. - Москва : Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 501 с.



Дополнительная литература:

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М. : Академия, 2002. - 416 с.

  2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

  3. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. –Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.

  4. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов / Кочюнас Р. - 3-е изд., стер. - М. : Академ. Проект, 2004 ; Трикста. - 464 с.

  5. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2002.

  6. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Воронеж, 1999.

  7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Под ред. Е.Г.Силяевой. М., 2005.

  8. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

  9. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1995.

  10. Серебрякова, К А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога : [учебное пособие] / К. А. Серебрякова. - Москва : Академия, 2010. - 284 с.

  11. Ткачева В. В. Гармония внутрисемейных отношений. – М., 2000


Тема 7. Требования к личности консультанта
План:

1.Требования к профессии психолога.

2.Профессиональные качества психолога.

3.Личностные качества психолога.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1.«Обязательные» и «желательные» качества консультанта.

2.Ошибки консультанта по К.Роджерсу.

3.Этический кодекс консультанта.


Задание для самостоятельной работы:

1.Дать сравнительный анализ классификаций профессий по Е.А.Климову и Ноланду



2.Аргументируйте какие качества консультанта поддаются коррекции.
Основная литература:

  1. 1.Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия. – М., 2000.

  2. 2.Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по психол. спец.] / Линде Н. Д. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 254 с.

  3. 3.Лысенко Е.М., Молодченко Т.А. Групповое психологическое консультирование. М., 2006.

  4. 4.Мэй, Р. Искусство психологического консультирования [Текст] : как давать и обретать душевное здоровье : Ролло Мэй ; [пер. с англ. М. Будыниной, С. Римского]. - Изд. 2-е, испр. - Москва : Ин-т общегуманитарных исслед., 2012.

  5. 5.Нельсо-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – Спб.2001.

  6. 6.Пахальян, В. Э. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пахальян В. Э. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с. - (Учебное пособие). - ISBN 978-5-469-01389-1 [Гриф]

  7. 7.Сапогова Е.Е. Консультативная психология. М., 2008.

  8. 8.Файн С.Ф., Глассер П. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия. М., 2006.


Дополнительная литература:

  1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование : Теория и опыт:Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Абрамова Г. С. - М. : Академия, 2001. - 238 с.

  2. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Обнинск, 1998

  3. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

  4. Гусакова, М. П. Психологическое консультирование [Текст] : теория и практика / М. П. Гусакова. - Москва : Эксмо, 2010. - 286 с.

  5. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов / Кочюнас Р. - 3-е изд., стер. - М. : Академ. Проект, 2004 ; Трикста. - 464 с.

  6. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / Меновщиков В. Ю. - 2-е изд., стер. - М. : Смысл, 2000. - 107 с.

  7. Реньш, М. А. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов / Реньш М. А. ; М-во образования и науки РФ [и др.]. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - 118 с.

  8. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.. 2000.

  9. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

  10. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. СПб., 2001

  11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., М., Харьков, Минск, 2000.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Айви А.Е., Айви М.Б. Психологическое консультирование и психотерапия. – М., 2000.

  2. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/ Ю. Алешина. - Москва : Класс, 2007. - 202 с.

  3. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика : учебник / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб. : Речь, 2004. - 440 с

  4. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для студ.вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с.

  5. Бурменская, Г. В., Карабанова, О. А., Лидерс, А. Г. И др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М., 2002.

  6. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи: Практическое руководство. М., 2006.

  7. Елизаров, А. Н. Психологическое консультирование семьи : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направ. и спец. психологии / Елизаров А. Н. - М. : Ось-89, 2005. - 400 с.

  8. Кулганов, В. А. Консультирование в работе детского практического психолога : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) "Педагогика", профиль 050702 "Детская практ. психология", магистерской прогр. 050710М "Дифференциальная психология, психодиагностика в образовании"] / Кулганов В. А., Верещагина Н. В. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 128 с .

  9. Линде, Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика : [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по психол. спец.] / Линде Н. Д. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 254 с.

  10. Лысенко Е.М., Молодченко Т.А. Групповое психологическое консультирование. М., 2006.

  11. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования [Текст] : как давать и обретать душевное здоровье : Ролло Мэй ; [пер. с англ. М. Будыниной, С. Римского]. - Изд. 2-е, испр. - Москва : Ин-т общегуманитарных исслед., 2012.

  12. Нельсо-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – Спб.2001.

  13. Пахальян, В. Э. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Пахальян В. Э. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с. - (Учебное пособие). - ISBN 978-5-469-01389-1 [Гриф]

  14. Петрова, Е. Э. Психологическое консультирование и организация работы с родителями воспитывающими детей с проблемами развития : [методическое пособие для психологов, коррекционных педагогов, родителей] / Е. Э. Петрова, Л. И. Дегтярева, Т. Д. Яковенко ; Новосибирский ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, Московский пед. гос. ун-т, Фил. в г. Новосибирске, Негос. образовательное учреждение шк. "Аврора". - Новосибирск : ГОУ ДПО Новосибирский ИПКиПРО, 2009. - 179 с .

  15. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипицыной. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 528 с.

  16. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для студ.пед. пвузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под ред. В. А. Сластёнина. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 224 с.

  17. Сапогова Е.Е. Консультативная психология. М., 2008.

  18. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Сталина. М.,1989

  19. Хозиев, В. Б. Психологическое консультирование родителей : учебное пособие / В. Б. Хозиев, М. В. Хозиева, С. В. Дзетовецкая. - Москва : Московский психолого-социальный ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 501 с.

  20. Файн С.Ф., Глассер П. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия. М., 2006.


Дополнительная:

  1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование : Теория и опыт:Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Абрамова Г. С. - М. : Академия, 2001. - 238 с.

  2. Абрамова Г.С. практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

  3. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Обнинск, 1998

  4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. М., 2001.

  5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М. : Академия, 2002. - 416 с.

  6. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

  7. Гусакова, М. П. Психологическое консультирование [Текст] : теория и практика / М. П. Гусакова. - Москва : Эксмо, 2010. - 286 с.

  8. Ежова, Н. Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н. Н. Ежова. –Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315с.

  9. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование.Ростов-на-Дону.2004.

  10. Кори Д. Теория и практика группового консультирования. М.. 2003.

  11. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия : учеб. пособие для вузов / Кочюнас Р. - 3-е изд., стер. - М. : Академ. Проект, 2004 ; Трикста. - 464 с.

  12. Меновщиков, В. Ю. Введение в психологическое консультирование / Меновщиков В. Ю. - 2-е изд., стер. - М. : Смысл, 2000. - 107 с.

  13. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2002.

  14. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Воронеж, 1999.

  15. Реньш, М. А. Психологическое консультирование : учеб. пособие для студ. вузов / Реньш М. А. ; М-во образования и науки РФ [и др.]. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. - 118 с.

  16. Психологическая помощь и консультирование/ Под ред. М.К.Тутушкина, СПб., 1998.

  17. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Под ред. Е.Г.Силяевой. М., 2005.

  18. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.. 2000.

  19. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

  20. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1995.

  21. Серебрякова, К А. Психологическое консультирование в работе школьного психолога : [учебное пособие] / К. А. Серебрякова. - Москва : Академия, 2010. - 284 с.

  22. Ткачева В. В. Гармония внутрисемейных отношений. – М., 2000

  23. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии. СПб., 2001.

  24. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., М., Харьков, Минск, 2000.




      1. Электронные образовательные ресурсы

www.spf.kemsu.ru

www.hpsy.ru

www.psychology.ru

www.Flogiston.ru

www.biblioclub.ru
Примерные зачетные тестовые задания
Вариант 1

1.Что не является целью психологического консультирования

а)способствовать развитию личности

б)обучать новому поведению

в)помогать выбрать оптимальный способ действия в критической ситуации

г)сформировать манипулятивное поведение

2.В консультировании акцентрируется

а)независимость клиента

б)спонтанность клиента

в)ответственность клиента

г)ассертивность клиента

3.Идентификация проблемы, выдвижение целей и плана терапевтической работы осуществляется консультантом на

а)первой стадии коесультирования

б)второй стадии консультирования

в)третей стадии консультирования

г)четвертой стадии консультирования

4.В консультировнии самым лучшим экспертом личных проблем является

а)консультант

б)психотерапевт

в)клиент


г)психиатр

5.«Чистота» консультативной работы не обеспечивается

а)опытом работы консультанта

б)собственной личнотсной проработанностью

в)прохождением супервизорской практики

г)симпатией к клиенту

6.Основная задача консультанта

а)устранение психологической проблемы

б)разрешение психологической проблемы

в)снижение накала эмоций в психологической проблеме

г)смена установки в отношении психологической проблемы

7.Этические нормы в консультировании это

а) «нравстенный императив» психолога

б) «уголовный кодекс» психолога

в) «кодекс законов о труде» психолога

г) «Библия» психолога

8.Психологическая проблема это

а)феномн субъективного мировоззрения

б)следствие психического заболевания

в)объективное явление

г)артефакт жизни человека

9.Манипулятивный запрос не включает в себя управление

а)поведением других

б)эмоциями других

в)психологом

г)саморазвитие

10.Психологическое заключение консультанта должно в первую очередь содержать

а)эмоции консультанта

б)характичестики обследуемого

в)суждения о клиенте

г)сопоставление характеристик клиента с нормой

11.К характеристикам консультативного альянса не относится

а)интимность

б)ассиметричность

в)эмпатия

г)рациональность

12.Для клиента результатом работы консультанта по его понимаю не становится

а)разрушение психологических защит

б)переживание инсайтов

в)новое знание о себе

г)возможност самопонимания

13.Завершение консультации обычно не предполагает

а)дальнейшего продолжения отношений с клиентами

б)пересказа обсужденного в консультации материала

в)принятия совместного решения

г)ответов консультанта на дополнительные вопросы клиента

14.Консультативная гипотеза выдвигается

а)на первом этапе консультирования

б)на втором этапе консультиования

в)на третьем этапе консультирования

г)на четвертом этапе консультирования

15.Самая объемная стадия консультирования

а)знакомство

б)расспрос

в)коррекция

г)завершение беседы

16.Не является параметром консультативного альянса

а)эмоциональность

б)конфиденциальность

в)манипулятивность

г)интенсивност

17.Реакция консультанта, противоречащая поведению клиента, называется

а)интерпретацией

б)конфронтацией

в)вербализацией

г)эмансипацией

18.Модель активного слушания не предполагает

а)концентрации психолога на собеседнике

б)принятия чувств и мыслей собеседника такими, какие они есть

в)построения консультантом собственной концепции внутреннего мира собеседника

г)психической настройки консультанта на клиента

19.Групповое консультирование появилось

а)раньше индивидуального

б)позже индивидуального

в)одновременно с индивидуальным

г)как сопровождение индивидуального

20.В группом консультировании наиболее распространены

а)экзистенциальные группы

б)Т-группы

в)группы самопомощи

г)гештальтгруппы

21.К числу проблем, обсудаемых с родителями младших школьников, не относятся

а)проблемы успеваемости

б)особенности поведения

в)экзистенциальные проблемы

г)индивидуально-личностное консультирование

22.Консультируя семью, психолог прежде всего стремится

а)регулировать возникающие разноглассия

б)примирять супругов в конфликтах

в)обучать супругов вместе противостоять возникающим трудностям

г)снимать психологическую отчужденность супругов

Вариант 2

1.Консультант стремится актуализировать и опираться на

а)эмоции клиента

б)эмпатию клиента

в)волю клиента

г)ответственность клиента

2.Психологическое консультирование — это

а)интуативная деятельность

б)психологическая технология

в)психологическая терапия

г)сфера психологической практики

3.На первой стадии консультирвания обычно осуществляется

а)расспрос клиента

б)знакомство с клиентом

в)коррекция

г)выбор альтернатив

4.Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется

а)вместе с клиентом

б)вместо клиента

в)самим клиентом

г)близкими клиента

5.Основным методом психологического консультирования является

а)гипноз

б)интервью

в)психодиагностика

г)формирующий эксперимент

6.Психологическое консультирование это

а)монолог

б)диалог

в)полилог

г)гипертекст

7.Что из перечисленного не является проблемой клиента, а проблемой консультанта

а)определеная психологическая дисгармония

б)неблагоприятный поведенческий комплекс

в)поиск путей адекватной помощи

г)конфликты и их последствия

8.В диагностический аспект консультирования не входит

а)интерпретация проблемы

б)идентификаци проблемы

в)сбор информации по проблеме

г)ориентация клиента в проблеме

9.Какая процедура работы психолога не связана с запросами о трансформации

а)психоанализ

б)логотерапия

в)психодиагностика

г)психосинтез

10.К элементам консультативного взимодействия не относятся

а)взаимодействие через слово

б)эмоциональное взаимодействие

в)интерактивный контакт

г)пространственно-временные характиристики ситуации

11.Принцип безоценочного принятия клиента апелирует к

а)когнтивным способностям консультанта

б)эмпатии консультанта

в)профессиональным знаниям консультанта

г)личной рефлексии консультанта

12.На первой фазе расспросу клиента не способствует

а)интерпретация проблем клиента

б)эмпатическое слушание

в)использование открытых вопросов и реплик

г)структурирование беседы

13.Причиной отказа от консультирования не должно быть

а)осознание консультантом своей некомпетентности в данной проблеме

б)существенные различия в личности консультанта и клиента

в)отказ клиента от беседы

г)отсутствие начальной симпатии к данному клиенту

14.Вербально выраженная гипотеза является

а)прогнозом

б)диагнозом

в)интерпретацией

г)выводом

15.К процедурам, завершающим консультацию, не относят

а)совместное подведение итогов консультации

б)планирование новых вопросов для совместного обсуждения

в)обсуждение вопросов дальнейших отношений клиента с консультантом и другими специалистами

г)прощание с клиентом

16.В беседе с клиентом консультанту рекомендуется

а)подробно и детально объснять клиенту происходящее с ним

б)высказаться кратко и точно

в)использовать метафоры, аллюзии

г)рассказывать сходные ситуации из опыта работы с другими клиентами

17.Переоценка ценностей и переориентация полезны

а)невротичным клиентам

б)«зацикленным» клиентам

в)шизоидным клиентам

г)немотивированным клиентам

18.Прямое воспроизведение сказанного клиентом называется

а)перефразирование

б)повторение

в)отражение чувств

г)обобщение

19.Наиболее распространенная форма консультирования

а)индивидуальное консультирование

б)групповое консультирование

в)тренинг

г)психотерапевтическая сессия

20.К особенностям консультирования детей дошкольного возраста относится

а)необходимость присутствия родителей на консультации

б)консультирование в игровой форме

в)отсутствие диагностического компонента в консультировании

г)обсуждение с ребенком доступных ему проблем

21.Если на консультацию подростка приводит взрослый, то

а)консультация обычно проходит эффективнее

б)подросток может демонстрировать протестные реакции

в)подростку будет легче раскрыться

г)подросток свободнее говорит о своих чувствах

22.В трансактный анализ не входит

а)структурный анализ

б)анализ игр

в)анализ переживаний



г)анализ сценариев следующая страница >>