«Дифференциальная психология» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература: «Дифференциальная психология» 1 58.92kb.
В. 61. Дифференциальная психология как область знаний и основные... 1 300.19kb.
Дифференциальная психология 1 8.44kb.
И. В. Выбойщик дифференциальная психология учебное пособие 4 1108.51kb.
Рабочая программа дисциплины гсэ. В. 10 Дифференциальная психология 1 199.45kb.
Курсовая работа по дисциплине «Психология» Диагностика дихотомии... 3 830.25kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дифференциальная психология... 1 67.95kb.
Дифференциальная психология Вопросы 1 33.72kb.
Темы курса дифференциальная психология 1 8.63kb.
Программа дисциплины «Дифференциальная психология» 1 26.21kb.
Тематика контрольных работ по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 40.36kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Дифференциальная психология» 1 42.33kb.
Методические рекомендации для слушателей Восточно­Европейского Института... 3 1008.87kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Дифференциальная психология» - страница №1/1


Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра психологии личности и дифференциальной психологии

Утверждено

Учебно-методический комплекс для студентов по дисциплине

«Дифференциальная психология»

Автор:

Разумовская Полина Евгеньевна,

кандидат психологических наук, доцент

Москва

2010

Печатается по решению кафедры психологии личности и дифференциальной психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Разумовская П.Е., Дифференциальная психология. – М.: НОУ ВПО«Институт психоанализа».

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2010 г.

© Разумовская П.Е. 2010 г.

ПРОГРАММА КУРСА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


Содержание

I Организационно – методический раздел
Пояснительная записка

Цель дисциплины – сформировать у студентов понятие о предмете дифференциальной психологии и ознакомить с содержанием классических и современных теорий индивидуальных различий. Попутно, на примере этих теорий, студенты знакомятся с основными экспериментальными моделями исследований в этой области. Первоочередными задачами курса является изложение основных зарубежных и отечественных теорий темперамента, характера, структуры способностей человека, его интеллекта, креативности, типологических особенностей.

С одной стороны, дифференциальная психология изучает причины и закономерности возникновения и развития индивидуальных психологических особенностей, что отражает задачи научного объяснения существования индивидуальных различий. С другой стороны, ее задачей является классификация психологических признаков, их дифференциации и типологизация, что делает дифференциальную психологию основой психодиагностики. В соответствии с этим в задачу курса входит 1) ознакомление студентов с разнообразными теориями происхождения индивидуальных различий и 2) с конкретными методами их обнаружения и измерения.



Место курса в основной образовательной программе

Несмотря на традиционное тяготение отечественной школы психологии индивидуальных различий к поиску их причин в нейрофизиологических механизмах (что по сути является задачей дифференциальной психофизиологии), дифференциальная психология имеет свой специфический предмет и методы исследования. В качестве специфического метода дифференциальной психологии выступают методы психодиагностики и психологический эксперимент. Предметом дифференциальной психологии являются индивидуальные психологические различия между людьми, традиционно относимые к области темперамента, характера, мотивации и способностей.

Методологической основой курса является: 1) представление о психике как высшем уровне интеграции и регуляции поведения, что определяет несводимость психических проявлений к физиологическим механизмам и закономерностям; 2) учение о развитии высших психических функциях как основа понимания специфики историко-культурной эволюции человека, в том числе и процесса закрепления индивидуальных особенностей; 3) рассмотрение предмета психологии индивидуальных различий как определившегося в рамках механистического этапа становления психологии личности (человек как объект стандартизации и управления), и потому не дающего полного представления о механизмах развития и существования личности.

Содержание курса опирается и углубляет некоторые разделы курса «Общая психология». Дисциплина связана с курсом «Психология личности». Знания, полученные по дисциплине «Дифференциальная психология» используются в курсе «Психодиагностика», «Основы психологического консультирования».



Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся.

Студенты должны освоить содержание курса «Основы общей психологии».



Требования к освоению курса дисциплины

Студент должен знать:



  • различные подходы к определению предмета психологии личности;

  • различные экспериментальные модели исследований в области психологии индивидуальных различий;

  • классификацию индивидных свойств человека;

  • классические и современные теории темперамента;

  • классические и современные классификации характера;

  • классические и современные теории интеллекта;

  • конкретные результаты научных исследований в области психологии темперамента, характера и способностей;

  • закономерности влияния индивидуальных различий на протекание деятельности, процесс усвоения знаний, адаптацию человека и отклонения в поведении.

  • знать способы выявления психологических типов, возможности и ограничения разных видов методик их диагностики.

  • знать способы консультирования с учетом индивидуально типологических особенностей в разных ситуациях практической работы.


II Содержание курса
Тема 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Дифференциальная психология –наука о закономерностях психического варьирования. Индивидуализация как свойство всего живого. Неоднородность предмета дифференциальной психологии. Изучение в рамках дифференциальной психологии индивидных, предметно-содержательных и духовно-мировоззренческих качества индивидуальности, особенностей самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.). Понятие психологической нормы.

Этапы развития дифференциальной психологии: донаучное знания, естественнонаучная парадигма познания и гуманитарная парадигма. Методы дифференциальной психологии (психогенетические, исторические, психологические. Вклад психогенетики в дифференциальную психологию.

Основные направления дифференциально-психологических исследований.


Тема 2. Полоролевые различия в структуре индивидуальности.
Биологический фактор пола. Эволюционная теория полоролевых различий. Д. Басс и Д. Кендрик. Социальные и психологические хараткеристики пола. Полоролевые стереотипы. Теории идентификации, социального научения, половой типизации, когнитивного развития, теория гендерной схемы, «новой психологии пола», теория социальных ролей А. Игли. Биосоциальный взгляд на половую идентификацию. Половые различия в эмоциональной сфере. Экспрессивность мужчин и женщин. Способности мужчин и женщин. Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин. Половые различия в проявлении психомоторных качеств. Половые различия в свойствах личности. Стили общения мужчин и женщин.
Тема 3: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ

Характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями. Латерализация. Правополушарное и левополушарное мышление. Формирование асимметрии в онтогенезе. Вклад наследственности и среды в формирование асимметрии. Модели наследования «рукости» Менделя, Дж.Леви и Т.Нагилаки, модель М.Аннет.


Тема 4: Темперамент как свойство индивидуальности

Определение темперамента. Гуморальные, конституциональные и психологические теории темперамента. Учение Гиппократа о четырех жидкостях и четырех темпераментах человека. Учение Галена о темпераментах. Учение И.П.Павлов о темпераменте как наиболее общей характеристики высшей нервной деятельности, выражающей основные природные свойства высшей нервной системы. Три основные типа высшей нервной деятельности по Павлову: возбудимый, центральный, тормозной.

Достижения Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина (дифференциальная психофизиология) в теорию темперамента. Виды темперамента по И. Канту. Теория темперамента В.Вундта. Конституциональная теория Э. Кречмера. Теории Корнилова и Л.С. Выготского. Теория темперамента У. Шелдона.

Психологические теории темперамента. Типологические особенности человеческого поведения О.Гросса. Регулятивная теория темперамента Я.Стреляу. Школа В.С. Мерлина. Теория темперамента В.М. Русалова. Исследования американских психологов Александра Томаса и Стеллы Чесс в области темперамента. Темперамент как важнейшая эмоциональная характеристика личности. Концепции П.Экмана, Айзенка, трехкомпонентная концепция темперамента А.Басса и Р.Пломина.

Стиль как подкласс психологических свойств личности.

Теории стиля Либина, Дж.Ройса (Royce, 1973). Теории В.С.Мерлина (1986), А.Адлера (Adier, 1927) о стиле как важнейшем интегрирующим механизме в структуре человеческой индивидуальности.


Тема 5. ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА

Структура и содержание характера человека. Симптомокомплексы. Основные группы или виды черт характера. Врожденное и приобретенное в характере. Индивидуальное и типическое в характере человека. Место характера в структуре индивидуальности. Исследования характера Теофраста. Психология характера в работах А.Ф.Лазурского. Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна. Характер как ответ личности на фрустрации. Акцентуации характера по А.Е. Личко. Типология характеров Леонгарда. Типология Ганушкина. Социальная типология характеров Э. Фромма. Формирование характера. Исследование Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого.

Тема 6. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА

Классификация как научный метод. Психологические типы, выделенные К.-Г.Юнгом. Типологическая модель Майерс-Бриггс. Модель системы психологических типов Н.Л. Нагибиной. Типология Аушры Аугустинавичюте. Соционика. 16 соционических типов. Клинико-экзистенциальная типология характера (П.В. Волков). Психоаналитическая диагностика типов Нэнси Мак-Вильямс. Типология социальных характеров Э. Фромма.


Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Черты как психологическая категория. Первые попытки выделить факторную структуру личности. Идиографический подход к личности Г.Оллпорта. Корреляционно-факторные исследования Дж.Гилфорда. Теория черт Г. Айзенка. Теория черт личности в теории Р.Б.Кеттелла. Модель Большой Пятерки.


Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ, ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ

Способности в структуре индивидуальности. Концепции способностей Гальтона, Гельвеция. Теория способностей в отечественной психологии (Я. Гальперин, Б.М. Теплов, А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев. Исследования интеллектуальных способностей. Работы Гальтона. Подходы к пониманию сущности интеллекта:

• как способности обучаться (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин,

Г. Вудроу и др.);

• как способности оперировать абстракциями (Л. Термен, Э. Торн-

дайк, Дж. Петерсон);

• как способности адаптироваться к новым условиям (В. Штерн,

Л. Терстоун, Эд. Клапаред, Ж. Пиаже).

Теории множественности интеллектов. Теория интеллекта Р. Стренберга. Теория Д. Хорна. Вида интеллекта Х. Гарднера. Компонентная модель интеллектуальных способностей П. Бальтеса. Источники вариативности интеллекта. Понятия одаренности и гениальности (Бюффон, Уордсворт, Карлейль, Рамон-и-Кахаль, В.Оствальд, В.П.Эфроимсон). Теории связи гениальности и помешательства (Платон, Аристотель, Ч. Ломброзо, В.Ланж-Эйхбаум).

Креативность. Тесты креативности.


Тема 9. Учет индивидуально-типологических особенностей при работе с людьми в разных областях практики.
Учет типологических различий в консультировании по вопросам организации труда, подбора и расстановки кадров, деятельности руководителей организаций и коллективов, консультирования преподавателей и учащихся в области образования всех уровней, работников в сфере обслуживания, в семейном и личностном консультировании и др .

3  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ СТУДЕНТОВ




п/п


Наименование тем

Всего(час.)


Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная

работа


В том числе

Лекции

Семинары

1

Тема 1. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как наука


6


2

2

2


2

Тема 2. Полоролевые различия в структуре индивидуальности.


10

4


2

4


3

Тема 3. Индивидуальные характеристики: асимметрия полушарий




10

4



2


4


4

Тема 4: Темперамент как свойство индивидуальности




10

4



2


4


5

Тема 5. Психология характера

10

4



2


4


6

Тема 6. Типологический подход к изучению личности и характера

12

4

2

6


7

Тема 7. Психология черт личности

10

4

2

4

8

Тема 8. Психология способностей, интеллекта, креативности


10

4

2

4

9

Тема 9. Учет индивидуально-типологических особенностей при работе с людьми в разных областях практики.


6

2

2

2

10

Итого

84

32

18

34



3. Методическое обеспечение дисциплины

3.1 Вопросы к семинарам.

Тема 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА




  1. Предмет дифференциальной психологии, его неоднородность.

  2. Понятие психологической нормы.

  3. Этапы развития дифференциальной психологии.

  4. Методы дифференциальной психологии.

  5. Основные направления дифференциально-психологических исследований.

Тема 2. Полоролевые различия в структуре индивидуальности.




  1. Биологический фактор пола.

  2. Теория Д. Басса и Д. Кендрика.

  3. Половые различия в эмоциональной сфере.

  4. Способности мужчин и женщин.

  5. Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин.

  6. Половые различия в свойствах личности.

Тема 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ


1.Формирование асимметрии в онтогенезе.

2.Вклад наследственности и среды в формирование асимметрии.

3. Модели наследования «рукости» Менделя.

4. Модель «рукости» Дж.Леви и Т.Нагилаки.

5. Модель «рукости» М.Аннет.
Тема 4. Темперамент как свойство индивидуальности


  1. Учение Гиппократа и Галена о темпераментах.

  2. Учение И.П.Павлов о темпераменте.

  3. Вклад Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина (дифференциальная психофизиология) в теорию темперамента. 5.Виды темперамента по И. Канту.

  4. Теория темперамента В.Вундта.

  5. Конституциональная теория Э. Кречмера.

  6. Теории Корнилова и Л.С. Выготского.

  7. Теория темперамента У. Шелдона.

  8. Психологические теории темперамента.

  9. Типологические особенности человеческого поведения О.Гросса.

  10. Регулятивная теория темперамента Я.Стреляу.

  11. Теория темперамента В.М. Русалова.

  12. Концепция темперамента П.Экмана.

  13. Трехкомпонентная концепция темперамента А.Басса и Р.Пломина.

  14. Стиль как подкласс психологических свойств личности.

Тема 5. ПСИХОЛОГИЯ ХАРАКТЕРА



  1. Структура и содержание характера человека.

  2. Врожденное и приобретенное в характере.

  3. Индивидуальное и типическое в характере человека.

  4. Место характера в структуре индивидуальности.

  5. Психология характера в работах А.Ф.Лазурского.

  6. Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна.

  7. Акцентуации характера по А.Е. Личко.

  8. Типология характеров Леонгарда.

  9. Социальная типология характеров Э. Фромма.

  10. Теории формирования характера.

Тема 6. ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА


1.Классификация как научный метод.

2. Психологические типы, выделенные К.-Г.Юнгом.

3.Типологическая модель Майерс-Бриггс.

4.Модель системы психологических типов Н.Л. Нагибиной.

5.Типология Аушры Аугустинавичюте.

6.Соционика. 16 соционических типов.

7.Клинико-экзистенциальная типология характера (П.В. Волков).

8.Психоаналитическая диагностика типов Нэнси Мак-Вильямс.

9. Типология социальных характеров Э. Фромма.
Тема 7. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
1.Черты как психологическая категория.

2. Идиографический подход к личности Г.Оллпорта.

3.Корреляционно-факторные исследования Дж.Гилфорда.

4.Теория черт Г. Айзенка.

5.Теория черт личности в теории Р.Б.Кеттелла.

6.Модель Большой Пятерки.


Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ, ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ


  1. Способности в структуре индивидуальности.

  2. Концепции способностей Гальтона, Гельвеция.

  3. Теория способностей в отечественной психологии

  4. Различные подходы к пониманию сущности интеллекта.

  5. Теории интеллекта А. Бине, Ч. Спирмена, С. Колвина,

Г. Вудроу и др.).

6. Теории Л. Термена, Э. Торндайка, Дж. Петерсона.

7. Теории В. Штерна, Л. Терстоуна, Эд. Клапареда, Ж. Пиаже.

8. Теории множественности интеллектов.

9. Компонентная модель интеллектуальных способностей П. Бальтеса.

10. Источники вариативности интеллекта.

11. Одаренность и гениальность.

12. Гениальность и помешательство.

13. Креативность. Тесты креативности.

Тема 9. Учет индивидуально-типологических особенностей при работе с людьми в разных областях практики.




  1. Общие принципы консультирования по психологическим проблемам в работе с людьми с учетом типологических различий

  2. Учет типологических различий в консультировании по вопросам организации труда.

  3. Учет типологических различий в консультировании по вопросам подбора и расстановки кадров.

  4. Учет типологических различий в консультировании по вопросам деятельности руководителей организаций и коллективов.

  5. Учет типологических различий в консультировании преподавателей и учащихся в области образования всех уровней.

  6. Учет типологических различий в консультировании работников сферы обслуживания.

  7. Учет типологических различий в семейном и личностном консультировании .


4.Темы для рефератов и курсовых работ


  1. Проблемы методологии дифференциальной психологии.

  2. Основания систематизации психологических типов.

  3. Анализ критики концепций существования психологических типов.

  4. Классические и современные теории темперамента.

  5. Классические и современные классификации характера.

  6. Место характера в структуре индивидуальности.

  7. Индивидуальное и типическое в характере человека.

  8. Способности в структуре индивидуальности.

  9. Различные подходы к пониманию сущности интеллекта.

  10. Источники вариативности интеллекта.

  11. Гений и помешательство.

  12. Типологические модели Майерс-Бриггс и Аушры Аугустинавичюте: сопоставительный анализ.

  13. Модель системы психологических типов Н.Л. Нагибиной.

  14. Современный статус соционики в России.

  15. Способы консультирования по психологическим проблемам с учетом индивидуально-типологических особенностей.


5.Контрольные вопросы к экзамену (зачету) по всему курсу


  1. Предмет и методы дифференциальной психологии.

  2. Понятие психологической нормы.

  3. Этапы развития дифференциальной психологии.

  4. Методы дифференциальной психологии.

  5. Основные направления дифференциально-психологических исследований.

  6. Биологический фактор пола.

  7. Теория Д. Басса и Д. Кендрика.

  8. Половые различия в эмоциональной сфере.

  9. Способности мужчин и женщин.

  10. Сенсорно-перцептивные способности мужчин и женщин.

  11. Половые различия в свойствах личности.

  12. Формирование асимметрии в онтогенезе.

  13. Вклад наследственности и среды в формирование асимметрии.

  14. Модели наследования «рукости» Менделя, Дж.Леви и Т.Нагилаки, М.Аннет.

  15. Учение Гиппократа и Галена о темпераментах.

  16. Учение И.П.Павлов о темпераменте.

  17. Вклад Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина (дифференциальная психофизиология) в теорию темперамента.

  18. Конституциональная теория Э. Кречмера.

  19. Теории Корнилова и Л.С. Выготского.

  20. Теория темперамента У. Шелдона.

  21. Типологические особенности человеческого поведения О.Гросса.

  22. Регулятивная теория темперамента Я.Стреляу.

  23. Теория темперамента В.М. Русалова.

  24. Трехкомпонентная концепция темперамента А.Басса и Р.Пломина.

  25. Структура и содержание характера человека.

  26. Врожденное и приобретенное в характере.

  27. Психология характера в работах А.Ф.Лазурского.

  28. Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна.

  29. Акцентуации характера по А.Е. Личко.

  30. Типология характеров Леонгарда.

  31. Социальная типология характеров Э. Фромма.

  32. Теории формирования характера.

  33. Психологические типы, выделенные К.-Г.Юнгом.

  34. Типологическая модель Майерс-Бриггс.

  35. Модель системы психологических типов Н.Л. Нагибиной.

  36. Типология Аушры Аугустинавичюте.

  37. Соционика. 16 соционических типов.

  38. Клинико-экзистенциальная типология характера (П.В. Волков).

  39. Психоаналитическая диагностика типов Нэнси Мак-Вильямс.

  40. Черты как психологическая категория.

  41. Теории черт Г. Айзенка и Р.Б.Кеттелла.

  42. Модель Большой Пятерки.

  43. Концепции способностей Гальтона, Гельвеция.

  44. Теория способностей в отечественной психологии

  45. Теории интеллекта А. Бине, Ч. Спирмена, С. Колвина, Г. Вудроу и др.).

  46. Теории Л. Термена, Э. Торндайка, Дж. Петерсона.

  47. Теории В. Штерна, Л. Терстоуна, Эд. Клапареда, Ж. Пиаже.

  48. Теории множественности интеллектов.

  49. Креативность.

  50. Общие принципы консультирования по психологическим проблемам в работе с людьми с учетом типологических различий



6. Форма итогового контроля


Зачет

7. Учебно-методическое обеспечение курса


1.Рекомендуемая литература (основная)
1.Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.

2.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. М., СПБ., 2004.



3. Либин А.В. Дифференциальная психология. М. Изд. «Смысл», 1999

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)


  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., изд. ЛГУ,1968

  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977

  3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М., Педагогика, 1980

  4. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т., М., Педагогика, 1982

  5. Асмолов А.Г. Психология личности. М. Изд. Моск. Ун-та, 1990

  6. Ата-Мурадова Ф.А. Развивающийся мозг: системный анализ. Генетические детерминанты. М., Медицина, 1980

  7. Базылевич Т.Ф. Моторные вызванные потенциалы в деффиренциальной психофизиологии. М., Наука,1983

  8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., Наука, 1988

  9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.Прогресс, 1986

  10. Бодров В.А. Психология стресса. М., Институт психологии РАН, 1995

  11. Бодунов М.В, Структура формально-динамических особенностей активности личности // Вопросы психологии. 1997, №5, С. 129-135

  12. Брушлинский А.В, О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека // Проблемы генетической психофизиологии. М., Наука, 1978,с. 11-21

  13. Василюк Ф.Е, Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд.ЛГУ, 1981, т.3

  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. Работник просвещения,1926, М. Педагогика-пресс, 1996

  15. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М, Прометей, 1994

  16. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М, Смысл, 1995

  17. Дружинин В.Н, Психология общих способностей. М, Лантерна,Вита.1995

  18. Егорова М.С, Психология индивидуальных различий. М,1997

  19. Залевский Г.И. Фиксированные формы поведения. Иркутск, Восточно-сибирское книжное издательство,1976

  20. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания. Л.,1979

  21. Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988

  22. Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. М,Прогресс,1984

  23. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань,КГУ, 1969

  24. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М. Смысл,1993

  25. Либин А.В. Стиль человека: психологический анализ. М., Смысл,1998

  26. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. Пермь, 1964

  27. Мир индивидуальности. Смолнск,СПГУ,1995

  28. МухинаВ.С. Близнецы. М. Просвещение,1969

  29. Небылицын В.Д, Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М, Наука, 1976

  30. Павлов И.П. Избранные труды. М,, ИЗД-во АПН РСФСР,1951

  31. Психология индивидуальных различий: Тексты. М.,изд-во Моск. Ун-та,1980

  32. Психология личности: Тексты. М.,Изд-во Моск. Ун-та, 1980

  33. Равич-Щербо И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М. Педагогика, 1988

  34. Русалова В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.,Наука, 1979

  35. РусаловаВ.М, Дифференциальная психофизиология// Тенденции развития психологической науки/ Отв. Ред. Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова. М., Наука, 1989

  36. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., Аргус,1995

  37. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М., Наука,1998

  38. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб, Ювента,1995

  39. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М., Воронеж: Институт прикладной психологии, 1996