страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа по дисциплине опд. Ф 13 «Психология семьи и семейного воспитания» - страница №1/1
УТВЕРЖДЕНА Советом факультета ИФМИП ________________/Е.Ю. Булыгина/ «___» _________________ 2012 г. Обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИФМИП Протокол № __ от «__» _________ 2012 г. ________________ /А.Ф. Повещенко/ Специальность:050716.65 Специальная психология Специализация: Практическая психология и консультирование Квалификация: Специальный психолог Составитель: О.А. Кожемякина, доцент кафедры специальной психологии Новосибирск 2012
Цели и задачи дисциплины Цель курса: Формирование базы знаний о психолого-педагогических основах семьи и семейного воспитания. Задачи:
Требования к уровню освоения По окончании изучения курса студенты должны: - овладеть основными понятиями курса; умениями осуществлять взаимодействие с семьей и ее субъектами; инструментом для самостоятельного поиска знаний и их применения в своей практической деятельности. - знать основные направления работы с семьей; - понимать основные проблемы динамики семьи, расстройства супружеских отношений, причины неправильного выстроенных детско-родительских отношений и их последствий; - уметь планировать консультационно-диагностическую работу с семьей; - уметь профессионально общаться с родителями.
Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий
Содержание разделов дисциплины Раздел I. Основы семейной психологии. Тема 1. Семейная психология в системе других наук Связь семейной психологии с другими науками. Цели и задачи семейной психологии. Семейное и общественное воспитание. Методы изучения семьи и семейных отношений со стороны ребенка и со стороны родителя. Тема 2. Семья как социальная единица Семья как социо-культурный феномен и объект исследования. Социогенетическое развитие семьи (промискуитет, групповой брак, полиандрия, полигамия, моногамия). Современные классификации и виды семьи, их особенности. Демографическая ситуация в России и её следствие для семьи (увеличение продолжительности жизни женщин и уменьшение продолжительности жизни мужчин; возрастание удельного веса пожилых людей по сравнению с молодёжью; снижение рождаемости; уменьшение числа детей в семье; более тесный порядок рождения детей; рост количества неполных семей, разводов, несовершеннолетних родителей, вдов, больных алкоголизмом, наркоманией; участившееся насилие в семье и т.д.). Роль семьи в развитии и социализации личности. Тема 3. Образование и развитие семейной системы Определение и специфические особенности семьи (нормативная заданность, гетерогенность и гомогенность её состава, закрытость, полифункциональность, «историчность», тотальность включённости личности в семью). Основные функции современной семьи (хозяйственно-бытовая, репродуктивная, воспитательная, социализации, «психотерапевтическая», сексуально-эротическая, досуговая, первичного социального контроля). Виды семьи по структуре (нуклеарная, расширенная, полная, неполная), по национальному составу, по соотношению поколений, по характеру распределения ролей, в том числе и по происхождению, по гармоничности и др. Разновидности дисгармоничных семей (собственно негармоничная, деструктогенная, распадающаяся, распавшаяся, ригидная псевдосолидарная семья и др. (А.Е. Личко). Семья по происхождению (рождению) и семья как брачный союз. Семья как система. Основные понятия, используемые для описания семейной системы. Системы открытые. Системы закрытые. Структура семьи. Семья традиционная и семья современная, отличия. Описание жизненного цикла семьи (добрачный период, образование новой семьи, семья с маленькими детьми, семья с детьми-подростками, период "выхода" из семьи взрослых детей, семья в период старения и старости, неполная семья из-за смерти одного из супругов). Специфика задач на каждой из этих стадий. Раздел II. Супружество и семья Тема 4. Психология супружеских отношений Брак: определение; основания (К. Роджерс, В. Ковалев). Гендерные различия. Факторы супружеской совместимости (ролевая организованность, иерархическая, психофизиологическая совместимость). Мотивы вступления в брак (В.Б. Голофаст). Теория «фильтров» (Удри). Особенности добрачных отношений и их роль в развитии семьи. Понятие «качества» брака: социологический (стабильность) и психологические (удовлетворённость и сплочённость) показатели качества брака. «Факторы риска» устойчивости брака и семьи (А.Н. Волкова, Н.Н. Обозов, С.В. Пелевин, Н.Я. Соловьёв, Н.Ф. Федотова, Л.В. Чуйко). Нормативные кризисы развития семьи. Основные характеристики супружеских отношений (характер эмоциональных связей, мотивация брака, ролевая структура семьи, особенности общения, навыки разрешения проблем, субъективная удовлетворённость браком). Понятие «власть» в семье, проявления власти, её параметры; концепции власти (Барр, М. Роджерс, Розман). Типы главенства в семье: авторитарный, демократический и эгалитарный. Власть и насилие в семье. Ролевое поведение в браке: ролевые ожидания и ролевые притязания супругов. Основные понятия, сферы, значение, подходы и способы исследования ролевого поведения в браке. Виды распределения ролей в семье. Классификация ролевого поведения К. Киркпатрик и Л. Рейнвотера. Ролевая структура семьи. Конвенциальные и межличностные роли в семье. Виды семейных ролей, их особенности. Супружеские роли и распределение власти в семье Тема 5. Нравственно-психологические отношения в семье Любовь как основа современной семьи. Теоретические подходы к исследованию социально-психологического феномена любви (Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, Р. Стернберг, Л.Я. Гозман, В.В. Столин, И.С. Кон). «Оптимистические» и «пессимистические» концепции любви. Виды любви, её генезис и развитие. Супружеская ревность как социально-психологическое и психопатологическое явление: специфические особенности, проявления (вербальные и невербальные, допустимые и недопустимые), виды, функции и значение. Дисфункциональная семья. Виды деструкции семьи. Типы дисфункциональных семейных структур. Супружеские конфликты: виды, особенности, функции, причины, динамика и значение. Объективные и субъективные детерминанты супружеских конфликтов. Субъективная картина супружеских конфликтов. Особенности конфликтов в стабильных и нестабильных супружеских парах. Правила конструктивного разрешения конфликтов. Различия в социализации детей в семье в связи полом. Психологические условия усвоения половых ролей мальчиками и девочками (Ю.Е. Алёшина, А.С. Волович). Проблемы воспитания детей в неполной семье. Система родительского контроля (требования, запреты, форма контроля, санкции). Роль семьи в развитии ребёнка на разных этапах онтогенеза. Социогенез отношений ребенка в семье. Родительство в аспекте перинатальной психологии. Влияние отца и матери на развитие ребенка. Роли отца и матери. Типы матерей (С. Броди). Любовь матери и любовь отца (Э. Фромм). Родительские установки, ценности и взаимоотношения в семье (А. Адлер). Родительское программирование. Родительский сценарий. Родительские позиции в отношениях с детьми (Э. Берн). Родительское программирование как источник эмоциональных проблем человека на разных этапах онтогенеза (Р. Гоулдинг, М. Гоулдинг). Л. Демоз «психогенная теория истории» эволюция взаимоотношений между родителями и детьми. Реальные модели семьи (В.Н. Дружинин). Наиболее ранние классификации родительских установок (позиций) (В. В. Столин). Авторитет родителей, типы. (А.С. Макаренко). Структура родительского отношения (А.Я. Варга). Типы родительского стиля: авторитарный, снисходительный, авторитетный (К. Бремс). Параметры родительского поведения: контроль, требования, общение и эмоциональная поддержка (Баумринд). Благоприятные и неблагоприятные типы отношений родителей с детьми (Н. Ю. Сипягина). Стили родительского отношения: стиль идентификации, проекции, индиференции( Н. Пезешкян). Основные характеристики детско-родительских отношений (эмоциональное принятие ребёнка, степень удовлетворения потребностей ребёнка, стиль общения и взаимодействия с ребёнком, система контроля, мотивы воспитания детей в семье, воспитательные ценности, стиль воспитания и его устойчивость). Родительская любовь как культурно-исторический феномен. Эмоциональное принятие и любовь родителем ребёнка как условия полноценного личностного развития (Э. Эриксон, Я. Корчак, Т. Дрейкус, Р. Кемпбелл) Причины эмоционального отвержения ребёнка и отказа (физического и психологического) от ребёнка. Основные задачи и способы коррекции эмоционального отвержения и индифферентности родителей. Виды родительских установок: отвержение, безразличие, сверхтребовательность, гиперопёка, выученная беспомощность, устойчивость, активная любовь (Роэ, М. Селигман). Родительская позиция, её характеристики: адекватность, динамичность, прогностичность (А.С. Спиваковская). Условия преодоления негативных следствий развития ребёнка в условиях депривации общения с отцом (матерью). Психологические особенности воспитания детей в нетрадиционных семьях («двухкарьерные» семьи, семьи с «гражданским» браком и др.). Стиль общения и взаимодействия (авторитарный, демократический, авторитетный, разрешающий, либерально-попустительский, игнорирующий и др.) и его влияние на развитие ребёнка (А. Болдуин, Д. Баумринд, Р. Элдер). Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания: гиперпротекция (потворствующая и доминирующая), гипопротекция, гиперсоциализирующее воспитание (повышенная моральная ответственность), эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание, жестокое обращение. Их влияние на развитие ребёнка. Причины возникновения нарушений семейного воспитания (А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко, А.Я. Варга). Основные направления коррекции нарушений семейного воспитания. Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности. Влияние семьи на формирование «Я-Концепции» личности. Поощрения и наказания как стратегии регуляции поведения ребёнка; психологические условия их эффективности с точки зрения психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии. Наказание. Виды. Творческое наказание «Новая модель дисциплины»Хоффмана и её значение для морального развития ребёнка. Принципы построения эффективной коммуникации в детско-родительских отношениях (Т. Гордон, Х. Джайнотт, Т. Дрейкурс). Искусство хвалить. Что делать, если ребенок ленится, плохо ест и упрямится, лжет. Раздел IV Психологическое сопровождение родительства Тема 9 Проблемы семейного воспитания и современные формы сотрудничества ОУ с семьей Теоретические основы формирования родительства. Формы сотрудничества и взаимодействия ОУ с семьей. Формы работы с отдельными типами семей. Тема10. Воспитание родителей Основные концепции воспитания родителей. Модели психологического сопровождения родительства. Диагностика семьи и семейного воспитания. Тема 11. Методические основы семейного консультирования Теоретические модели семейного консультирования (бихевиоральный подход, гуманистический клиент-центрированный подход, модель, основанная на опыте, структурная модель, стратегическая модель). Техника семейного консультирования. Родительские группы (методика занятий, методы групповой работы с родителями). Примерная программа занятий «Оптимизация детско-родительских отношений» с целью психокоррекции ЦПСЛ как родителей, так и детей. Лабораторный практикум Не предусмотрен. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.Рекомендуемая литература. А) Основная литература:
Б) Дополнительная литература
Электронные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)
Средства обеспечения освоения дисциплины Краткие конспекты лекций предлагаются в электронном (формат Power Point) и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером (202, 302 ауд.). Лаборатория специальной психологии и психофизиологии (318 ауд.). Компьютеры со специальными программами. Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ФГБОУ ВПО «НГПУ», в том числе и словарями, имеющимися в читальном зале № 3. Во время изучения дисциплины студенты должны активно участвовать в практических занятиях, а так же подготовить сообщения по выбранным темам. Оценивается выполнений контрольных работ. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерная тематика рефератов
Практические занятия Тема 1. Эволюция семьи в истории человеческого общества. Современная семья В данной теме практического занятия студент должен уметь: – дать определение семьи: функции, структура, вид, динамика; – перечислить основные положения эволюционного подхода по Сорокину П.А.; – охарактеризовать современные модели организации семейных отношений; – выделить фазы жизненного цикла семьи; – выделить стадии супружеских отношений; – охарактеризовать роль семьи в развитии общества и конкретного человека. Тема 2. Основные подходы в психологии семьи. Школы и основные модели работы с семьей В данной теме практического занятия студент должен уметь: – охарактеризовать основные концептуальные подходы в изучении семьи и семейных отношений; – определить модели семьи; – дать сравнительную характеристику разным направлениям работы с семьей; – определить основные нарушения жизнедеятельности семьи; – охарактеризовать основные виды границ между субсистемами семьи: ригидные, диффузные, четкие; – выделить черты хорошо дифференцированной личности. Тема 3. Психология эмоциональных отношений (эволюция, развитие, динамика). Феномен любви и ее типы В данной теме практического занятия студент должен уметь: – охарактеризовать этапы развития эмоциональных отношений (эволюция, развитие, динамика); – объяснить принцип брачного выбора с точки зрения теории комплиментарности, фильтров (А. Кьергоффа, К. Дэвиса); – описать феномен любви и ее типы; – объяснить природу двойственности чувства любви; – описать условия сохранения эмоциональных отношений В данной теме практического занятия студент должен уметь: – определить типы супружеских отношений и их детерминанты; – обосновать построения профилей брака; – объяснить особенности социально-психологической совместимости и адаптации супругов в семье; – выделить причины нарушений межличностной коммуникации в семье; – обосновать периодичность кризисов в жизни семьи; – объяснить специфику супружеского конфликта; – объяснить закономерности распада эмоциональных отношений. В данной теме практического занятия студент должен уметь: – охарактеризовать структурно-ролевой аспект жизнедеятельности семьи; – объяснить причины перехода семьи к системе патологизирующих ролей; – описать защитные механизмы, лежащие в основе дисфункциональной семьи; – объяснить закономерность перехода неадекватного образа «мы» в форму семейного мифа; – объяснить взаимосвязь семейного мифа со структурой семейных ролей. В данной теме практического занятия студент должен уметь: – дать определение детско-родительским отношениям; – описать материнство как психологический феномен; – охарактеризовать стили семейного воспитания; – охарактеризовать роль и функции родителей в социализации детей; – объяснить значение позиции ребенка в семье; – объяснить закономерности влияния модели родительской семьи на супружеские отношения: возникновения привязанности, любви, брачного выбора. Тема 7. Нарушение процесса воспитания в семье. Типы негативного семейного воспитания В данной теме практического занятия студент должен уметь: – охарактеризовать проблемы детско-родительских отношений; – объяснить психологические причины нарушений воспитания в семье; – охарактеризовать виды неправильного воспитания; – описать личностные проблемы родителя, решаемые за счет ребенка; – обозначить параметры изменения родительского поведения, ответственные за паттерны детских черт. В данной теме практического занятия студент должен уметь: – охарактеризовать концепции и формы распада семейных отношений; – определить факторы, разрушающие брачно-семейные отношения; – обозначить фазы распада и дестабилизации эмоциональных отношений; – обозначить стадии развода; – охарактеризовать постразводную ситуацию; – объяснить особенности создания бинуклиарной семьи. Методические рекомендации по самостоятельному выполнению практических заданий Практические занятия обеспечивают закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе самостоятельной работы студента с литературой. Тематика практических заданий тесно связана с логикой структуры курса. Студент может, опираясь на литературные источники по данному курсу закрепить и расширить свои знания, связанные с теоретическим программным материалом: 1. Отработка навыков оперирования основными терминами и понятиями в области психологии семейных отношений. 2. Отработка навыков выявления и анализа проблем, связанных с жизнедеятельностью семьи. 3. Отработка навыков наблюдения особенностей протекания семейного конфликта. 4. Отработка навыков разрешения семейного конфликта. 5. Отработка навыков наблюдения за тенденциями развития семьи. 6. Отработка навыков адаптации в сфере брачно-семейных отношений. 7. Отработка навыков рефлексии дифференцированного «Я» в семейных взаимоотношениях. 8. Отработка навыков наблюдения на различных этапах развития эмоциональных отношений. 9. Отработка навыков создания условий необходимых для сохранения эмоциональных отношений. 10. Отработка навыков процесса прощения и принятия прощения. 11. Отработка навыков осознания стиля семейного воспитания. 12. Отработка навыков создания условий необходимых для формирования и воспитания здоровой личности. Формы промежуточной аттестации Оценочные средства для итогового контроля
Примерный перечень вопросов к экзамену
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические рекомендации для преподавателя Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. Качественной подготовкой, оцениваемой на «отлично» является 100% освоение программы дисциплины: - полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в строгом соответствии излагаемого студентом материалу лекций и семинарских занятий; - свободное оперирование материалом, выражающееся в выходе за пределы тематики конкретного вопроса с целью оптимально широкого освещения вопроса; - демонстрация знаний дополнительного материала; - чёткие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента. Хорошей подготовкой, оцениваемой на «хорошо» является: - в целом знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в недостаточно строгом соответствии излагаемого студентом материалу лекций и семинарских занятий; - чёткие, правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента. Удовлетворительной подготовкой, оцениваемой на «удовлетворительно» является: - недостаточно полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в общем соответствии излагаемого студентом материалу лекций и семинарских занятий; - нечёткие ответы или отсутствие ответа на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента. Неудовлетворительной подготовкой, оцениваемой «неудовлетворительно» является: - недостаточное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в слишком общем соответствии либо отсутствии соответствия излагаемого студентом материалу лекций и семинарских занятий. - отсутствие подготовки к экзамену или отказ студента от экзамена. Экзаменатор вправе учитывать наличие перечисленного в п.3 материала для коррекции оценочного экзаменационного балла. |
|