Похожие работы
|
Рабочая учебная программа дисциплины «методологические основы психологии» для студентов - страница №1/1
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Филиал г. Дубна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
(для студентов, обучающихся по специальности
030301.65 «Психология»)
Составлено старшим преподавателем Дороженко И.А.
Дубна – 2010
Цели и задачи курса
В отличие от большинства прочитанных курсов, раскрывающих с разных сторон природу психики и поведения (психологии восприятия, социальной психологии, психологии личности, возрастной психологии и др.), предметом «Методологических основ психологии» является самое психологическое знание, способы его получения и обоснования. Курс знакомит студентов с наиболее общими путями и средствами исследования в психологии, организацией психологического знания, процессами его порождения и развития. Он опирается на цикл дисциплин общей психологии, философию и логику науки, историю психологии и экспериментальную психологию. Особое внимание студентов обращается на методологические характеристики собственных курсовых/дипломных работ. Овладение методологическим знанием и навыками его использования позволит более осмысленно и глубоко ставит проблемы психологического исследования либо практики, находить эмпирический материал и теоретические концепции его понимания.
Особенностью данного курса является его направленность на осмысление студентами-психологами теоретических и методологических достижений отечественной психологии и их включение в общемировую систему психологического знания.
Тематический план
№
п/п
|
Тема
|
Лекции
|
Практические
занятия
|
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
|
|
|
1
|
Тема 1. Научное познание и его специфические признаки.
|
1
|
|
2
|
Тема 2. Методология научного познания.
|
1
|
1
|
|
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
|
|
|
3
|
Тема 3. Основные характеристики психологии как науки.
|
1
|
|
4
|
Тема 4. Основные составляющие научной деятельности и её характеристика.
|
1
|
1
|
5
|
Тема 5. Основные исследовательские парадигмы в психологии.
|
1
|
|
6
|
Тема 6. Объяснительные принципы в психологии. Базовые категории психологической науки.
|
2
|
1
|
7
|
Тема 7. Методологическая характеристика основных психологических течений.
|
1
|
1
|
|
итого
|
8
|
4
|
Содержание курса
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Тема 1. Научное познание и его специфические признаки.
Различия научного и обыденного познания. Строение и динамика научного знания. Логика, методология и методы научного познания. Этика науки. Представление о научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука.
Тема 2. Методология научного познания.
Рефлексия научного познания как одна из характерных черт науки. Трансформация типов внутринаучной рефлексии в истории развития науки (онтологизм, гносеологизм и методологизм). Структура методологического знания (уровни методологической рефлексии): уровень философской методологии, уровень общенаучных принципов и форм исследования, уровень конкретнонаучной методологии и уровень методик и техник исследования. Основные уровни организации психологического познания: теоретический и эмпирический. Необходимость методологического знания. Соотношение методологии науки с другими «родственными» дисциплинами (гносеология, науковедение, социология и этика науки).
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.
Тема 3. Основные характеристики психологии как науки.
Специфика психологического знания. Соотношение психологии с другими науками. Проблема закона в психологии. Единство теории, эксперимента и практики.
Тема 4. Основные составляющие научной деятельности и её характеристика.
Основные составляющие научного познания (на примере психологии). Субъект научного познания. Объект и предмет научного познания. Проблема единиц анализа психики в психологии. «Проблема» как элемент научного познания.
Тема 5. Основные исследовательские парадигмы в психологии.
Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии. Проблема когеретности психологической науки.
Тема 6. Объяснительные принципы в психологии. Базовые категории психологической науки.
Принцип детерминизма и его виды. Принцип развития. Принцип системности. Характеристика системного подхода в психологии. Базовые категории психологической науки (образ, переживание, мотив) и их производные. Метапсихологическое категории: мир, субъект, деятельность, общение и др. Категориальный строй и динамика понятий психологической науки. Специфика эмпирических понятий психологии
Тема 7. Методологическая характеристика основных психологических течений.
Спецификация объекта, предмета, метода, единиц анализа и объяснительных принципов: психологии сознания, психоанализа, гештальтпсихологии, бихевиоризма, французской социологической школы, когнитивной и гуманистической психологии. Динамика исследовательских парадигм в отечественной психологии. Логика развития психологической науки. Соотношение научных школ в психологии друг с другом.
Организация самостоятельной работы студентов.
Темы для самостоятельного изучения
|
Изучаемые вопросы
|
Литература
|
1. Специфика научного познания (знания)
|
Отличие научного познания от художественного и религиозного познания
|
|
2. История развития и современные представления о научном познании
|
Представления Т. Куна, К. Поппера, И. Лакатоса, П. Фейерабенда о развитии науки.
|
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
|
3. Взаимоотношение психологии с другими науками
|
Психология как интегратор наук о человеке
|
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
|
4. Субъект научного познания
|
Субъект научного познания: уровень личности ученого, уровень научного сообщества и уровень социума
|
Юревич А.В. Психология методологии / Юревич А.В. Психология и методология. М.: ИП РАН, 2005. – с.21-138.
|
5. Методологическая характеристика субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна и его последователей.
|
Субъект как новый уровень психологической организации человека
|
Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна / Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы М.: Наука, 1989.- с.10-102.
Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алеьейя, 2003.
|
6. Ключевые проблемы психологии
|
Психофизическая проблема, психофизиологическая проблема, психосоциалная проблема.
|
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра – М. 1999.
|
7. Проблема личности в отечественной психологии
|
Сравнительный анализ теорий личности Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и В.Н. Мясищева.
|
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997.
|
8. Методологическая характеристика отечественной психологии
|
Сравнительный анализ общепсихологических учений Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и А.Н. Леонтьева о предмете психологии.
|
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997.
|
Темы контрольных работ
-
Рациональное и иррациональное в психологическом познании.
-
Уровни методологии психического исследования.
-
Природа и типология психологического знания.
-
Теоретический базис психологии.
-
Критерии истинности психологического знания.
-
Природа и типология психологического знания.
-
Теоретический базис психологии.
-
Критерии истинности психологического знания.
-
Закон в психологии.
-
Проблема единиц анализа в психологии.
-
Понятие «внешнее» и «внутреннее» в психологии.
-
Специфика системного подхода в психологической науке и практике.
-
Взаимосвязь уровней психологического развития человека.
-
Социальное и биологическое в психологическом развитии индивида.
-
Категории и понятия психологической науки.
-
Метапсихологические категории: природа, функции, взаимосвязь.
-
Кризисы психологической науки и пути их разрешения.
-
Принципы отечественной психологической науки.
-
Процессы порождения и развития психологического знания.
Требования к оформлению контрольной работы.
Контрольная работа оформляется в виде печатного текста объемом 12-15 страниц в формате Word, шрифт 14, межстрочный интервал полуторный, поля: верхнее – 2, нижнее – 1,5, левое – 3, правое – 1,5. Рукопись не допускается. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями учебной части. Работа должна включать: содержание, введение, несколько разделов, глав, заключение, список литературы.
Распределение тем контрольных работ по вариантам.
-
-
Первая буква фамилии студента
|
Номер варианта
|
А, Я
|
1, 11
|
Б, Ю, Н
|
2, 12
|
В, П, Щ
|
3, 13
|
Г, Э, Ч
|
4, 14
|
Д, У, Л
|
5, 15
|
Е, Х, Ц
|
6, 16
|
Ж, Ф, М, О, Ш
|
7, 17
|
З, У, Т
|
8, 18
|
И, С
|
9, 19
|
К, Р
|
10
|
Вопросы к экзамену
-
Общая характеристика науки. Отличие научного знания от обыденного.
-
Специфика методологического знания.
-
Структура методологического знания.
-
Развитие представлений о методе в философии и науке.
-
Понятие о методе и методология психологии.
-
Основные характеристики психологии как науки.
-
Психологическое знание и его организация (теоретический и эмпирический уровни)
-
Научное познание как деятельность (на материале
психологии).
-
Объект и предмет психологии.
-
Характеристики гуманитарного познания.
-
Синтез естественно - научной и гуманитарной парадигм в психологии.
-
Характеристика качественных методов психологического исследования.
-
Иерархия методов психологического познания.
-
Основания психологической науки.
-
Категориальный строй психологии.
-
Единицы анализа психологических явлений
-
Объяснительные принципы в психологии.
-
Принцип системности в психологии.
-
Принцип развития в психологии.
-
Принцип детерминизма в психологии.
-
Психофизическая проблема.
-
Психофизиологическая проблема.
-
Проблема субъекта в психологии.
-
Проблема активности в психологии.
-
Проблема отражения в психологии.
-
Единство теории, эксперимента и практики в психологии.
-
Соотношение научно-исследовательских и практических методов психологии.
-
Пути интеграции психологического знания.
-
Методологическая характеристика психологии сознания В.Вундта.
-
Методологическая характеристика гештальтпсихологии.
-
Методологическая характеристика психоанализа З.Фрейда.
-
Методологическая характеристика бихевиоризма Дж.Уотсона и Б.Скиннера.
-
Методологическая характеристика гуманистической психологии.
-
Методологическая характеристика когнитивной психологии.
-
Методологическая характеристика французской социологической школы.
-
Методологическая характеристика отечественной психологии XX века.
Список литературы.
Основная литература.
-
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. (ред.) Большой психологический словарь. СПб.: Прайм – Еврознак, 2003.
-
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
-
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
-
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра – М. 1999.
-
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997.
-
Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: ИП РАН, 2004.
-
Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. М., Воронеж, 2007. – 224 с.
-
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
Дополнительная литература.
-
Абульханова К.А. Деятельность и психология личности М.: Наука, 1980.
-
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания СПб.: Питер, 200
-
Барабанщиков В.А. (отв. ред.) Идея системности в современной психологии М.: ИП РАН, 2005.
-
Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры М.- Воронеж, 196.
-
Гриншпун И.Б. Введение в психологию М.: 2003.
-
Крипнер С., Карвалло Р. Проблема метода в гуманистической психологии//Психологический журнал, 1993, № 2.
-
Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.-Воронеж, 1996.
-
Маланов С.В. Методология и теоретические основы психологии. М.-Воронеж, 2005.
-
Микешина Л.А. Философия науки. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
-
Микешина Л.А. (отв.ред.) Философия науки. Хрестоматия. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
-
Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000.
-
Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию М.: Наука, 1983.
-
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
-
Смит Н. Современные системы психологии. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
-
Философия и методология науки. М.: Аспект- пресс, 1996.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004.
|