Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 080100. 68 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по... 3 621.6kb.
Программа дисциплины Для направления 080100. 68 «Экономика» Профиль... 3 583.45kb.
Рабочая программа по дисциплине «Математический анализ» для студентов... 1 333.41kb.
Рабочая программа дисциплины гендерные исследования для направления... 1 83.98kb.
Программа дисциплины по выбору Для студентов, обучающихся по направлению... 1 141.87kb.
Программа для студентов, обучающихся по направлению 080100 «Экономика»... 3 681.55kb.
Программа дисциплины Анализ инвестиций в недвижимость Направление... 1 241.71kb.
Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика»... 2 516.44kb.
Программа дисциплины Политология для направления 080100. 62 «Экономика»... 1 284.96kb.
Рабочая программа дисциплины специальная психология направление подготовки... 2 830.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история экономических учений... 1 301kb.
Рабочей программы учебной дисциплины 1 77.15kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 080100. - страница №1/2



Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Финансовая академия при Правительстве

Российской Федерации»

(Финакадемия)


Кафедра «Микроэкономика»
Думная Н.Н., Юданов А.Ю.

«МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)»

Рабочая программа учебной дисциплины

Для студентов, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика»

(программа подготовки магистров)

Москва 2010
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Финансовая академия при Правительстве

Российской Федерации»

(Финакадемия)


Кафедра «Микроэкономика»

УТВЕРЖДАЮ


Ректор

________________М.А. Эскиндаров

_____ __________ 2010 г.






Думная Н.Н., Юданов А.Ю.
«МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)»

Рабочая программа учебной дисциплины

Для студентов, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика»

(программа подготовки магистров)
Рекомендовано Ученым советом факультета «Налоги и налогообложения»

протокол № __от __.__.2010 г.
Одобрено кафедрой «Микроэкономика»

протокол № от 11 от 07.06.2010 г.

Москва 2010

УДК 004: 330.(073) 299259

ББК 65с51я73

М 48
Думная Н.Н., Юданов А.Ю. Микроэкономика (продвинутый уровень): Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика» (программа подготовки магистров).– М.: Финакадемия, кафедра «Микроэкономика», 2010. – 36 с.

Рецензенты:



Пивоварова М.А., д.э.н., профессор

Касьянова А.К., к.э.н., профессор
Учебная дисциплина «Микроэкономика (продвинутый уровень)» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень обязательных дисциплин базовой (общепрофессиональной) части и соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для специальности 080100.68 «Экономика».

Программа включает организационно-методический раздел, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины (в т.ч. междисциплинарные связи дисциплины, учебно-тематический план), технологическую карту дисциплины, тематику семинарских занятий, формы самостоятельной работы, систему оценивания и примерный перечень вопросов для подготовки к зачету и экзамену, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Программа рассчитана на лиц, имеющих подготовку бакалавра или специалиста в рамках дисциплин «Экономика», «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Экономика. Политэкономия».
Учебное издание

Думная Наталья Николаевна



Юданов Андрей Юрьевич
Компьютерный набор, верстка Ю.И. Будович

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 2,3 Изд. № 20.13 – 2010. Тираж 20 экз.

Отпечатано в Финакадемии
© Думная Н.Н., Юданов А.Ю., 2010

© Финакадемия, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ


Организационно-методический раздел………………..…………………

4

Цели и задачи дисциплины …………………………………………

4

Место дисциплины в структуре ООП………………………………

4

Требования к результатам освоения дисциплины…………………

5

Объём учебной дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» и виды учебной работы…………………….…………………

9


Содержание учебной дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» …………………………………………………………………

9


Часть 1. Содержание учебной дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» …………………………………………

9

Часть 2. Междисциплинарные связи тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами ……………….

11


Часть 3. Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план) ……………………………………….….….……………………

15


Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины…………

16

Самостоятельная работа……………………………………………………

17

Контрольные вопросы и система оценивания……………………………

22

Вопросы и задания для самостоятельной работы (тематика докладов и эссе)………………………………………… ……………

19


Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки

к экзамену………………………………………….…………………


22


Уровень требований и критерии оценок ……………………………

25


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……

27



ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Качественное экономическое образование предполагает комплексное усвоение знаний и навыков в области теоретических основ экономики, а также умений ориентироваться в современной экономической ситуации.



Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» ознакомить студентов с новейшими достижениями микроэкономической теории, наиболее актуальными для использования в хозяйственной практике.

Задача дисциплины. Обеспечить современный методологический и теоретический фундамент практической деятельности студентов в качестве экономистов-практиков высшей квалификации, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для подготовки, принятия и реализации эффективных решений,

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина является обязательной в подготовке экономистов-практиков для бизнес-среды, то есть «дисциплиной ядра» (core course), и призвана обеспечить современную теоретическую базу изучения конкретно-экономических дисциплин. Успешное освоение дисциплины предполагает наличие у студентов знаний и компетенций в объеме бакалавриата.



Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоении содержания дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» студент должен обладать следующими компетенциями, востребованными в условиях рыночной экономики в России и за рубежом.



а) общекультурными (ОК):

  • обладать способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

  • обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

  • обладать способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3)

  • обладать способностью принимать организационно-управленческие решения и быть готовым нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4)

б) профессиональными (ПК):

  • научно-исследовательская деятельность

  • обладать способностью обобщать и критически оценивать результаты новейших исследований, полученных отечественными и зарубежными исследователями и опубликованных в ведущих профессиональных журналах по проблемам микроэкономики, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

  • обладать способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);

  • обладать способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

  • обладать способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);

  • проектно-экономическая деятельность:

  • обладать способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5);

  • обладать способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);

  • обладать способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);

  • аналитическая деятельность

  • обладать способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микроуровне (ПК-8);

  • обладать способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);

  • обладать способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона, определять тенденции развития конкретных экономических процессов на микроуровне (ПК-10);

  • организационно-управленческая деятельность

  • обладать способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти (ПК-11);

  • обладать способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12);

  • педагогическая деятельность

  • обладать способностью применять современные методы и методики преподавания дисциплины «Микроэкономика» в высших учебных заведениях (ПК-13);

  • обладать способностью разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания дисциплины «Микроэкономика» в высших учебных заведениях (ПК-14).

В результате освоения дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» студент должен:

знать:

  • закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;

  • основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам микроэкономики и экономики в целом;

  • современные методы экономического анализа;

  • современные методы и методики преподавания дисциплины «Микроэкономика» в высших учебных заведениях;

уметь:

  • обобщать и критически оценивать результаты новейших исследований отечественных и зарубежных экономистов, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам микроэкономики, выявлять перспективные направления экономических исследований;

  • анализировать и использовать различные источники информации для решения экономических задач;

  • составить программу научного исследования, обосновать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования, представить результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада;

  • готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений и формировать прогнозы развития конкретных экономических процессов на микроуровне;

  • ориентироваться в актуальных достижениях экономической теории и находить пути их приложения к конкретно-экономическим проблемам;

владеть:

  • методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере;

  • способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой, разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, предложить мероприятия по реализации разработанных проектов и программ;

  • навыками составления экономических расчетов, прогнозов основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона, определения тенденций развития конкретных экономических процессов на микроуровне.

При преподавании данной дисциплины используются как классические методы обучения - лекции, контрольно-обучающие семинары, так и различные формы семинаров продвинутого уровня: обучающий семинар, на котором в центре внимания самостоятельные выступления студентов; творческий семинар (в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута и т.п.); практические занятия в виде встречи с учеными, практиками, преподавателями (в рамках постоянно действующего семинара «Новая экономика», проводимого кафедрой «Микроэкономика»).

ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ

«МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)»

И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы.

Вид промежуточной аттестации – 1экзамен.


Вид учебной работы

Часы

Модули

1

Общая трудоёмкость дисциплины


144

144

Аудиторные занятия


50

50

Лекции (Л)


14

14

Практические занятия (ПЗ)


36

36

Самостоятельная работа


94

94

В модуле


58

58

В сессию


36

36

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)»

Часть 1 – Содержание дисциплины

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)»

Тема 1. Предприниматель как субъект инноваций в рыночной экономике.

Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. Шумпетеровский предприниматель. Поиск «новых комбинаций». Кирцнеровский предприниматель. Роль предпринимателя в установлении рыночного равновесия и его нарушении («взрыве»).

Предпринимательская функция и менеджер. Менеджер как агент. Цепочка реализации функций предпринимательства в рыночной экономике: предприниматель – менеджер – фирма. Равновесные и неравновесные состояния рынка. Предприниматель как субъект нарушения и установления равновесия. Использование неравновесных и равновесных ситуаций в деятельности экономиста-практика.

Использование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства. Концепция временного горизонта, изменения уровня издержек и прибыли при изменении временного горизонта. Учет эффекта временного горизонта в предпринимательской практике. Принцип нулевой прибыли и его значение для практической деятельности предприятия.

Концепция чистого предпринимателя. Предпринимательская бдительность в трактовке неоавстрийской школы. Взаимосвязь прибыли и информации. Соотношение между предпринимательской бдительностью и техникой максимизации прибыли. Конкуренция как состязание. Предпринимательская бдительность и конкуренция. Монополия «ex ante» и «ex post». Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.ч. патентная монополия). Менеджер и краткосрочная монополия.
Тема 2. Роль информации в деятельности экономических агентов.

Информация как ресурс. Неполная применимость принципа ограниченности ресурсов к случаю информации. Неконкурентность потребления информации. Потребление информации как формирование нового знания. Минимальный уровень затрат на копирование информации и последствия этого феномена. Неполнота информации. Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов».

Неполнота информации об уровне спроса на продукцию фирмы. Определение релевантных переменных спроса. Этапы оценки объема спроса. Основные проблемы практического управления издержками в условиях неполной информации. Роль информации в поведении потребителя.

Господствующие практические способы ценообразования в условиях неполноты информация, их теоретические основы. Методы сжатия информации: рутины и инструкции. Рутины, их основные типы и черты. Рутины как информационный тезаурус фирмы. Рутины и управление фирмой.


Тема 3. Мультибизнесная фирма. Ассортимент и качество продукции в экономической теории.

Многопродуктовая фирма. Анализ критических точек и его использование в управлении фирмой. Совместный и альтернативный выпуск продукции. Оптимизация совместного выпуска товаров. Совместный выпуск и экономическая роль использования отходов. Оптимизация совместного производства при избытке одного из продуктов. Альтернативный выпуск: специфические и общие ресурсы. Спрос на общие ресурсы. Оптимизация альтернативного выпуска товаров.

Продукт как экономическая переменная. Кривая «цена – качество». Оптимизации качества товара (по одной переменной). Проблема управления многомерным качеством. Оптимизация степени дифференциации ассортимента. Экономическое понимание качества. Обобщенные принципы применения правила MR = MC для многопродуктовой, многозаводской и мультирыночной фирмы. Контролируемые, неконтролируемые и частично контролируемые переменные спроса.

Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности. Границы цены при дискриминации. Незаконная дискриминация. Легальная дискриминация и ее использование фирмой. Сегментация рынка. Ценовая дискриминация в России.


Тема 4. Проектный подход к экономическим решениям.

Инкрементальный анализ. Трудности и границы практического применения маржинального анализа. Инкрементальные издержки и доходы, их сущность и структура. Модификация правила максимизации прибыли в рамках инкрементального анализа. Сферы применения инкрементального анализа. Инвестиционный проект в широком и узком толковании, его стадии. Бюджетирование капитала.


Тема 5. Риски и неопределенность в деятельности экономических агентов.

Риск и неопределенность. Априорная, статистическая и ожидаемая вероятность события. Применение базовых вероятностных категорий в экономике. Взаимосвязь риска и дохода. Средняя ожидаемая полезность. Неприятие и предпочтение риска, нейтральное отношение к риску. Их типовые проявления в экономике. «Дерево решений». Степени неопределенности. Неприятие неопределенности. Эффект контекста.

Предпринимательство и риск. Неопределенность и предпринимательство. Риск как особый вид издержек. Методы снижения риска. Барьер трансакционных издержек на пути к полной информации. Случай абсолютной недоступности информации. Способы устранения информационной асимметрии. Гарантии. Бренды. Дипломы и сертификаты. Судебная защита потребителя. Риск и поведенческая неопределенность.

Роль контрактов в снижении риска. Саморегулирующиеся контракты. Отношенческий контракт, его обеспечение и применимость. Роль государства в снижении системных рисков. Выбор уровня риска фирмой. Отказ от рисков. Самострахование. Распределение рисков. Методы распределения (страхование, контрактное разделение риска, поручительство и факторинг). Объединение рисков (деятельность страховых компаний, венчурных фондов, банков и др., диверсификация риска, хеджирование). Управление рисками и предпринимательская бдительность.


Тема 6. Теоретические проблемы «новой экономики».

Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании». Новая экономика как часть постиндустриальной экономики, определяемая прогрессом науки и техники. Особая роль информационных и коммуникационных технологий. Новая экономика в узком и широком смысле слова.



Инновации в новой экономике. Сетевые экономические структуры. Кластеры, аутсорсинг, сетевые компании, динамичные компании среднего бизнеса – «газели». Виртуализация экономической деятельности. Виртуальные компании. Трансформация экономических и социально-политических институтов.

Часть 2 – Междисциплинарные связи тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6



Система риск-менеджмента в коммерческом банке

*










*






Современные информационные технологии в экономической науке и практике

*

*







*

*



Макроэкономика (продвинутый уровень)

*







*




*



Управление эффективностью бизнеса

*

*

*

*

*

*



Проектирование систем управления рисками хозяйствующих субъектов

*

*







*

*



Управление риском страховой организации

*

*







*

*



Теория и методология анализа рисков

*

*







*

*



Философия познания


*

*







*

*

Часть 3 – Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)

Учебно-тематический план

п/п


НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество часов

Всего





Аудиторная работа

Внеауд.

самост. работа



Л

С



Предприниматель как субъект инноваций в рыночной экономике.

16

2

4

10



Роль информации в деятельности экономических агентов.

18

4

6

8



Мультибизнесная фирма. Ассортимент и качество продукции в экономической теории.

18

4

6

8



Проектный подход к экономическим решениям

17

2

6

9



Риски и неопределенность в деятельности экономических агентов.

17

2

6

9



Теоретические проблемы «новой экономики» (микроуровень).

18

-

4

14




Подготовка в сессию

36







36




Итого

144

14

36

94


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И СЕМИНАРЫ

Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины

№ п/п

№ темы дисцип-лины

Тематика практических занятий (семинаров)

Технологии проведения



Трудоем-кость в часах

1.



Предприниматель как субъект инноваций в рыночной экономике.

Устный опрос

Дискуссия по теме (доклады)

Защита эссе*

Проверка выполнения тренировочных тестов.


4

2.



Роль информации в деятельности экономических агентов.

Устный опрос

Дискуссия по теме (доклады)

Защита эссе*

Контрольная работа*

Творческий семинар: разбор монографии «Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач». Колл. авторов под ред. А.Ю. Юданова, М.: КноРус, 2008.



6

3.



Мультибизнесная фирма. Ассортимент и качество продукции в экономической теории.

Устный опрос

Дискуссия по теме (доклады)

Защита эссе*

Контрольная работа*


6

4.



Проектный подход к экономическим решениям.

Устный опрос

Дискуссия по теме (доклады)

Защита эссе*

Контрольная работа*


6

5.



Риски и неопределенность в деятельности экономических агентов.

Устный опрос

Дискуссия по теме (доклады)

Защита эссе*

Контрольная работа*


6

6.



Теоретические проблемы «новой экономики» (микроуровень).

Устный опрос

Дискуссия по теме (доклады)

Сдача эссе к творческому семинару и семинару «Новая экономика»

Участие в семинаре «Новая экономика».


4







Итого

36

* По усмотрению преподавателя.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

№ п/п

№ темы дисцип-лины

Форма

самостоятельной работы



Трудо-

емкость в часах



1.



Работа с литературой

Подготовка к семинарскому занятию**

Написание эссе*

Подготовка докладов по актуальным проблемам рассматриваемой темы по заданию преподавателя для использования их в дискуссии на семинарском занятии

Выполнение тренировочных тестов по электронному обучающему комплексу (ЭОК) для восстановления знаний по курсу «Микроэкономика» по программе подготовки бакалавров


10

2.



Работа с литературой

Подготовка к семинарскому занятию

Изучение разбор монографии «Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач». Колл. авторов под ред. А.Ю. Юданова, М.: КноРус, 2008, для подготовки к творческому семинару.

Подготовка докладов по актуальным проблемам рассматриваемой темы по заданию преподавателя для использования их в дискуссии на семинарском занятии

Написание эссе к творческому семинару


8

3.



Работа с литературой

Подготовка к семинарскому занятию

Подготовка докладов по актуальным проблемам рассматриваемой темы по заданию преподавателя для использования их в дискуссии на семинарском занятии

Подготовка к контрольной работе*



8

4.



Работа с литературой

Подготовка к семинарскому занятию

Подготовка докладов по актуальным проблемам рассматриваемой темы по заданию преподавателя для использования их в дискуссии на семинарском занятии

Подготовка к контрольной работе



9

5.



Работа с литературой

Подготовка к семинарскому занятию

Подготовка докладов по актуальным проблемам рассматриваемой темы по заданию преподавателя для использования их в дискуссии на семинарском занятии

Подготовка к контрольной работе*



9

6.



Работа с литературой

Подготовка к семинарскому занятию

Написание эссе к семинару «Новая экономика»

Подготовка докладов для участия в семинаре «Новая экономика» по заданию преподавателя



14




Итого:




58

*По усмотрению преподавателя.



**Предусматривает подготовку к вопросам семинарского занятия (подготовка ответов при помощи материалов учебника, лекций, работа дополнительной литературой и Интеренет-ресурсами, указанными в учебно-методическом и информационном обеспечении дисциплины к каждой теме дисциплины, ознакомление с текущими микроэкономическими проблемами в России по изучаемой теме по заданию преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Вопросы и задания для самостоятельной работы (тематика докладов и эссе)


  1. В чем состоят функции предпринимательства в рыночной экономике?

  2. Опишите цепочку реализации функций предпринимательства: предприниматель – менеджер – фирма. Менеджер как агент.

  3. Опишите неравновесные ситуации и их значение для рыночной экономики. Как должен строить свое поведение менеджер в условиях рыночного неравновесия?

  4. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Как связаны неравновесие и недостаток информации?

  5. Поясните сущность понятий бухгалтерских и альтернативных издержек. Какую роль играют безвозвратные издержки в деятельности предприятий?

  6. Чем отличаются эмпирические кривые постоянных, переменных и предельных издержек от теоретических?

  7. Каково значение принципа нулевой прибыли для практической деятельности предприятия? Концепция чистого предпринимателя.

  8. Что такое предпринимательская бдительность? Какова ее роль в рыночной экономике?

  9. Каким образом монополистические преимущества служат стимулом для предпринимателя?

  10. Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? Опишите реакцию менеджера на регулирование цен.

  11. Опишите информацию как ресурс. В чем состоят ее фундаментальные отличия от других ресурсов?

  12. Каковы причины неполноты информации?

  13. Что такое информационная асимметрия и рынок «лимонов»?

  14. Опишите способы устранения информационной асимметрии и предотвращения фиаско рынка (роль гарантий, брендов, сертификатов, судебной защиты потребителя).

  15. Какие виды управленческих рутин существуют? Какую роль они играют в деятельности фирмы?

  16. Что такое мультибизнесная фирма?

  17. Как многопродуктовая фирма оптимизируется совместный выпуск товаров?

  18. Как многопродуктовая фирма оптимизируется альтернативный выпуск товаров?

  19. Почему спрос на ресурсы носит производный характер? Особенности В2В отношений в экономике.

  20. Что имеют в виду экономисты, когда говорят о продукте как об экономической переменной?

  21. Контролируемые, неконтролируемые и частично контролируемые переменные спроса.

  22. Опишите принципы применения правила MR = MC. Опишите приложение правила MR = MC к выбору объема производства, рекламной активности, географическому размаху бизнеса.

  23. Какую роль играют повторные дифференциации продукта? Опишите процесс оптимизации качества и степени диверсификации ассортимента.

  24. Объясните, почему дифференциация продукта играет большую роль в адаптации российской экономики к рынку.

  25. В чем состоит экономическое понимание качества? Какую роль играет реклама в экономике?

  26. Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Какова ее роль в практическом бизнесе?

  27. Что такое инкрементальный анализ? Каковы сферы его применения?

  28. Как модифицируется правило максимизации прибыли в рамках инкрементального анализа?

  29. Что такое инвестиционный проект? Из каких этапов он состоит?

  30. Какой показатель делает возможным корректное сравнение денежных потоков, относящихся к разным временным периодам? Опишите логику дисконтирования.

  31. Опишите применение теории дисконтирования к производственным проектам, управлению собственностью, финансовым инвестициям.

  32. Как устанавливается равновесие на рынке основного капитала?

  33. Опишите процесс бюджетирования капитала фирмой.

  34. Что такое капитализация фирмы? Теоретические основы оценки бизнеса.

  35. Чем отличаются риск и неопределенность? Какие типы отношения к ним существуют?

  36. Что такое трансакционные издержки? Приведите основные варианты классификации трансакционных издержек.

  37. Каким образом трансакционные издержки играют роль барьера на пути к полной информации?

  38. Теория риска и неопределенности. Отношение экономических агентов к риску и неопределенности.

  39. Каковы основные методы снижения риска?

  40. Опишите роль контрактов в снижении риска.

  41. Управление риском. Выбор уровня, распределение и объединение рисков фирмой, их методы.

  42. Этическая среда бизнеса.

  43. В чем основные отличия постиндустриальной экономической системы от индустриальной?

  44. Опишите основное содержание теорий «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании».

  45. В чем состоит особая роль информационных и коммуникационных технологий в условиях новой экономики.

  46. Почему новую экономику называют также инновационной?

  47. Какова роль сетевых структур в новой экономике?

  48. Что такое виртуализация экономической деятельности?

  49. Методология микроэкономической теории и практика бизнеса.


Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену

  1. Неравновесные состояния рынка. Неравновесие и недостаток информации.

  2. Использование неравновесных и равновесных ситуаций в деятельности экономиста-практика. Предприниматель как субъект установления равновесия.

  3. Расширенная трактовка правила MR = MC как общей философии бизнеса.

  4. Неполнота информации об уровне спроса на продукцию фирмы. Этапы оценки объема спроса.

  5. Издержки фирмы. Использование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства.

  6. Переменные, постоянные, совместные, предельные, средние переменные издержки. Основные проблемы практического управления издержками фирмы.

  7. Концепция временного горизонта, изменения уровня издержек и прибыли при изменении временного горизонта. Учет эффекта временного горизонта в предпринимательской практике.

  8. Графики валовых издержек и валовых доходов, средних издержек и средних доходов. Анализ критических точек и его использование в управлении фирмой.

  9. Закономерности спроса на однотипные товары, их последствия для практики ценообразования.

  10. Закономерности спроса на дифференцированные товары, их последствия для практики ценообразования.

  11. Предпринимательская бдительность в трактовке неоавстрийской школы.

  12. Информация как ресурс. Информационная асимметрия.

  13. Риск и неопределенность. Основные методы снижения риска.

  14. Управление риском (выбор уровня, распределение, объединение)

  15. Многопродуктовая фирма: совместный выпуск продукции.

  16. Многопродуктовая фирма: альтернативный выпуск продукции.

  17. Инкрементальный анализ. Правило максимизации прибыли при инкрементальном анализе.

  18. Продукт как экономическая переменная. Качество как многомерная переменная. Оптимизация качества товара и степени дифференциации ассортимента.

  19. Принципы управления спросом на продукцию фирмы.

  20. Монополистические преимущества как стимул. Менеджер и краткосрочная монополия.

  21. Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности. Легальная дискриминация и ее использование фирмой.

  22. Инвестиционный проект в широком и узком толковании, его стадии.

  23. Дисконтирование. Приложение теории дисконтирования к производственным проектам, управлению собственностью, финансовым инвестициям.

  24. Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. Шумпетеровский предприниматель.

  25. Экономико-теоретическая сущность бренда и позиционирования товаров, их функции

  26. Новая экономика как часть постиндустриальной экономики. Новая экономика в узком и широком смысле слова.

  27. Инновации в новой экономике. Особая роль информационных и коммуникационных технологий.

  28. Сетевые экономические структуры. Кластеры, аутсорсинг, сетевые компании, динамичные компании среднего бизнеса – «газели».

  29. Виртуализация экономической деятельности. Виртуальные компании.

  30. Этика бизнеса.
следующая страница >>