Программа дисциплины для студентов специальности 080103 «Национальная экономика» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины для студентов специальностей 080102. 65 «Мировая... 6 1674.63kb.
Практикум является основой учебно-методического обеспечения дисциплины... 1 242.38kb.
Программа дисциплины Экономика перекрывающихся поколений для направления/... 1 62.53kb.
Программа дисциплины Политология для направления 080100. 62 «Экономика»... 1 284.96kb.
Программа дисциплины Финансирование проектов частно-государственного... 1 318.69kb.
Программа по дисциплине «Экономика природопользования» для студентов... 1 218.04kb.
Программа дисциплины «Международная система экономического регулирования»... 3 473.53kb.
Программа дисциплины для направления 521600 «Экономика» бакалавриат... 1 117.37kb.
Программа дисциплины для направления 080100. 62 Экономика Специализация... 1 269.01kb.
Программа дисциплины Для направления 080100. 68 «Экономика» Профиль... 3 583.45kb.
Программа дисциплины «История международных отношений» 1 223.2kb.
Экономическая психология доходов и сбережений 1 257.27kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины для студентов специальности 080103 «Национальная экономика» - страница №1/2





Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

«Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»


2.5. Реализация образовательных программ

СМК – РОП - ООП - 2.5.20.22-2012


Психологические основы экономики





Согласовано

Проректор по учебной работе

_______________ Т.А.Кольцова

"___"_______________2012 г.




УТВЕРЖДЕНО

Решением Учёного совета

(протокол № 11 от "27"июня 2012 г.)



Н.Ф. Гольцов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Рабочая программа дисциплины
Специальность 080103 «Национальная экономика»

Форма обучения



очная, заочная

Тюмень


2012


ББК 88.4+65.02

П 86
Психологические основы экономики [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080103 «Национальная экономика». Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2012. - 34 с.

Дисциплина «Психологические основы экономики» - дисциплина специализации и по своему научному статусу является комплексным междисциплинарным знанием, основу которого составляют положения, методы и результаты исследований, накопленные как в психологической науке, так и в теоретической экономике.

Рабочая программа дисциплины подготовлена в соответствии с учебным планом специальности 080103 «Национальная экономика».

Программа включает в себя организационно-методический раздел дисциплины; объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения; тематический план дисциплины; содержание дисциплины; планы семинарских (практических) занятий; требования и темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения; учебно-методические материалы по дисциплине; формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля; план самостоятельной работы студентов.

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры национальной экономики и менеджмента (протокол № 10 от 5.06.2012 г.), печатается по решению учебно-методического совета (протокол заседания УМС № 10 от 20.06.2012 г.)


Рецензенты:

1. Серочудинов Е.С., к.э.н. доцент кафедры Национальной экономики и менеджмента ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП».

2. Милованова Н.Г., профессор, д.п.н. проректор по науке ТОГИРРО.

Автор-составитель к.п.н., доцент. Н.Ф. Гольцов





© ТГАМЭУП, 2012




© Н.Ф. Гольцов



1. Организационно-методический раздел дисциплины
Цель и задачи дисциплины
Цель курса «Психологические основы экономики» - получение студентами теоретических знаний и формирование у них навыков эффективного психологического анализа экономических явлений на различных уровнях социальной жизни общества.

Задачи:

  • овладение понятийным аппаратом в системе психологических знаний, являющихся прикладными в сфере экономических отношений людей, их содержательного взаимодействия в системах управления экономическими процессами и организациями;

  • приобретение опыта психологического анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, связанных с созданием организационно-производственных систем, взаимосвязи различных субъектов экономических отношений, с моделированием экономического поведения населения и т.д.;

  • знание экономических аспектов функционирования правовых институтов и инструментов управления;

  • знание основ и использование в практической деятельности психологии противостояния, противоборства, сотрудничества;

  • овладение основами психологического обеспечения рекламной деятельности, РR-технологий, имиджа руководителя и организации.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников


Дисциплина «Психологические основы экономики» включена в учебный план специальности 080103 «Национальная экономика».

Разработанный учебно-методический комплекс является примером интегративного учета экономических, социальных и психологических составляющих эффективной вузовской подготовки специалиста-экономиста. Формирование знаний основ психологического обеспечения экономических отношений, социальных процессов в обществе, системы межпредметных связей психологии с экономикой и управлением позволяет студентам корректно учитывать влияние психологических факторов на вид, структуру, состояние, результативность производства в масштабах экономики самых малых и самых больших форм не в меньшей степени, чем влияние других факторов.


Требования к уровню освоения курса
В ходе изучения курса «Психологические основы экономики» студенты должны:

А) знать:

  • теоретические основы и закономерности психологических основ экономики;

  • психологическую природу экономических объектов, процессов, отношений;

  • понятия экономический, психологический, социологический, политический человек;

  • субъективное и объективное начала в экономике и психологии;

  • систему экономических и психологических законов;

  • взаимосвязь целей, мотивов и интересов в трудовом поведении;

  • психологические аспекты функционирования правовых институтов и инструментов управления;

  • психологические аспекты конкурентности и состязательности;

  • психологию конфликтности и управление конфликтами;

  • психологию менеджмента с учетом революционных изменений в технологиях, организациях и лидерстве;

  • основы психологического обеспечения рекламной деятельности РR-технологий, имиджелогии.

Б) уметь:

  • выявлять проблемы, связанные с психологической природой экономических объектов, процессов, отношений, предлагать способы их решения, оценивать ожидаемые результаты;

  • использовать методы экономического и психологического анализа для формирования модели экономического поведения на основе целей, мотивов, интересов человека;

  • выявлять психологические механизмы и методы воздействия рекламных продуктов и РR-технологий на потребителей;

  • проводить анализ эффективности инновационной деятельности и организационных изменений с позиций психологической экономики;

  • разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений с учетом природы возникновения конфликтных ситуаций.

В) владеть:

  • понятийно-категориальной терминологией и лексикой дисциплины, инструментарием психолого-экономического анализа и проектирования;

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • навыками принятия решений в процессе управления с учетом знаний психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп (коллективов), психологии управленческого целеполагания.


2. Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения
Очная форма обучения
Общие часы – 150 час.

Аудиторные занятия – 72 час.

Лекции - 38 час.

Семинарские (практические) занятия – 34 час.

Самостоятельная работа – 78 час.

Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, экзамен.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра может проводиться как в устной, так и письменной форме: проведение тестирования, опросы, воссоздание на занятиях ситуаций, которые могут возникать в практической деятельности, подготовка докладов, контрольных работ.

Итоговая аттестация по дисциплине завершается экзаменом, на котором проверяется усвоение фактического и теоретического материала дисциплины, усвоение базовых понятий.


Заочная форма обучения
Общие часы – 150 час.

Аудиторные занятия – 20 час.

Лекции - 10 час.

Семинарские (практические) занятия – 10 час.

Самостоятельная работа – 130 час.

Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, экзамен.


3. Тематический план дисциплины
Очная форма обучения




Тема

Всего часов

В том числе

Аудиторные

СРС

всего

лекции

Сем. занятия

всего

Без

препод


С

препод





1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Связь экономики с психологией






















1.1.

Введение в предмет «Психологические основы экономики», его роль и место в обществе.

10

4

2

2

6

5

1

1.2.

Человек в экономике и в экономической науке (психологический аспект)

14

4

2

2

10

9

1

2.

Экономические и психологические законы






















2.1.

Система экономических и психологических законов

14

6

4

2

8

7

1

2.2.

Эмпирические законы психологии экономического и социального поведения людей

10

4

2

2

6

5

1

3.

Психологическая ориентация экономического поведения человека






















3.1.

Модель формирования экономического поведения на основе целей, мотивов, интересов

10

4

2

2

6

6

-

3.2.

Мотивы и интересы участников целеориентированной деятельности

10

4

2

2

6

5

1

4.

Психология коммуникаций в организациях






















4.1.

Психологические механизмы и содержание коммуникаций

6

4

2

2

2

2

-

4.2.

Формы деловой коммуникации и коммуникативная компетентность специалиста

10

4

2

2

6

5

1

4.3.

Психологические основы группового поведения

6

4

2

2

2

1

1

5.

Психология управления организацией






















5.1.

Психологические формы организационного управления

10

4

2

2

6

5

1

5.2.

Психология управленческого воздействия в организациях

12

6

4

2

6

5

1

6.

Прикладная экономическая конфликтология (психологический аспект)






















6.1.

Понятие конфликта и его природа

6

4

2

2

2

1

1

6.2.

Психологические особенности социально-трудовых конфликтов

6

4

2

2

2

1

1

6.3.

Психотехнологии управления конфликтами

8

4

2

2

4

3

1

7.

Психологические основы рекламной деятельности,

РR-технологий, имиджелогии
























7.1.

Психологические механизмы и закономерности действия рекламы

6

4

2

2

2

1

1

7.2.

Психолого-теоретическое и практическое обоснование Паблик рилейшнз (РR)

6

4

2

2

2

1

1

7.3.

Инструментально-психологические параметры создания имиджа

6

4

2

2

2

1

1




Итого:

150

72

38

34

78

63

15


Заочная форма обучения




Тема

Всего часов

В том числе

Аудиторные

СРС

всего

лекции

Сем. занятия

всего










1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Связь экономики с психологией






















1.1.

Введение в предмет «Психологические основы экономики», его роль и место в обществе.

10










10







1.2.

Человек в экономике и в экономической науке (психологический аспект)

14

4

2

2

10







2.

Экономические и психологические законы






















2.1.

Система экономических и психологических законов

14

4

2

2

10







2.2.

Эмпирические законы психологии экономического и социального поведения людей

10










10







3.

Психологическая ориентация экономического поведения человека






















3.1.

Модель формирования экономического поведения на основе целей, мотивов, интересов

10










10







3.2.

Мотивы и интересы участников целеориентированной деятельности

10










10







4.

Психология коммуникаций в организациях






















4.1.

Психологические механизмы и содержание коммуникаций

6










6







4.2.

Формы деловой коммуникации и коммуникативная компетентность специалиста

10

4

2

2

6







4.3.

Психологические основы группового поведения

6










6







5.

Психология управления организацией






















5.1.

Психологические формы организационного управления

10










10







5.2.

Психология управленческого воздействия в организациях

12

4

2

2

8







6.

Прикладная экономическая конфликтология (психологический аспект)






















6.1.

Понятие конфликта и его природа

6










6







6.2.

Психологические особенности социально-трудовых конфликтов

6










6







6.3.

Психотехнологии управления конфликтами

8

4

2

2

4







7.

Психологические основы рекламной деятельности,

РR-технологий, имиджелогии
























7.1.

Психологические механизмы и закономерности действия рекламы

6










6







7.2.

Психолого-теоретическое и практическое обоснование Паблик рилейшнз (РR)

6










6







7.3.

Инструментально-психологические параметры создания имиджа

6










6










Итого:

150

20

10

10

130








4. Содержание дисциплины
Тема 1. Связь экономики с психологией

    1. Введение в предмет «Психологические основы экономики», его роль и место в обществе.

Предмет, объект и методы психологической экономики как междисциплинарной области знания. Методы традиционные, междисциплинарные методы (методы экономико-психологического и методы эргономического управления организациями и воздействия на человеческие ресурсы), собственно методы психологической экономики. Психологическая сторона экономики (психология производства, психология распределения, психология обмена, психология потребления).

    1. Человек в экономике и в экономической науке (психологический аспект).

Экономическая модель человека в экономических теориях. Экономический, психологический, социологический, политический человек. Многообразие проявлений психологии экономического поведения человека (темперамент, сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность и др.). Ролевые функции психологии экономического поведения человека (человек-производитель, человек-потребитель, человек субъекта и объекта управления, человек-наблюдатель, человек-деятель). Субъективное и объективное начала в экономике и психологии.
Тема 2. Экономические и психологические законы.

2.1. Система экономических и психологических законов.

Закон возвышения потребностей и желаний, закон ограниченности ресурсных возможностей, закон убывания предельной полезности, закон максимизации совокупной полезности, закон спроса и предложения, закон денежного обращения, основной психологический закон Кейнса, закон показательного потребления Веблена, закон подкрепления Торндайка, закон иерархии потребностей и очередности их удовлетворения. Психологические законы побуждения, действия, взаимодействия.



2.2. Эмпирические законы психологии экономического и социального поведения людей.

Законы С. Паркинсона, Д. Карнеги, Л. Питера, Э. Мерфи, Ю. Лужкова и др. Законы С. Паркинсона: растущей пирамиды, высокой финансовой политики, обратной зависимости между совершенством учреждения и занимаемого им здания, застоя политической мысли, перекладывания ответственности, централизации и децентрализации, отказа в виде отсрочки, тяготения к статусу и др. Российские законы психологии экономического поведения в представлении Ю.М. Лужкова: закон неизбежных искажений, закон обязательного обмана, закон «невозможности», закон действия на «авось», закон «все и немедленно».


Тема 3. Психологическая ориентация экономического поведения человека.

3.1. Модель формирования экономического поведения на основе целей, мотивов, интересов.

Цели, мотивы, интересы – детерминанты ориентации действий субъектов разных форм человеческой деятельности. Связь экономического поведения человека с целями, мотивами, интересами. Обновление, дополнение, трансформация целевых установок в их связи с мотивацией и интересами получения экономической выгоды. Цели жизнедеятельности и их связь с потребностями людей. Желаемый и располагаемый уровни удовлетворения потребностей. Формирование цели на основе заданной извне целевой установки. Формирование целей исходя из ценностей. Целевая стратегия личности.



3.2. Мотивы и интересы участников целеориентированной деятельности. Подкрепляющие мотивы. Истинные и скрытые мотивы экономического поведения людей. Понятие интереса применительно к экономической, предпринимательской деятельности. Интерес – выгода: общее и различное. Цели, мотивы, интересы основных субъектов экономической деятельности: человек; семья; социальная группа; социум, народ, общество.
Тема 4. Психология коммуникаций в организациях.

4.1. Психологические механизмы и содержание коммуникаций.

Коммуникативная функция как «связующий» процесс в организациях. Сущность, элементы и этапы коммуникативного процесса. Феномены, связанные с процессом коммуникации (обратная связь, помехи). Виды и типы коммуникаций. Трудности в развитии коммуникаций в современной фирме. Пути улучшения коммуникаций.



4.2. Формы деловой коммуникации и коммуникативная компетентность специалиста.

Характерные цели делового общения. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Персонифицированная информация. Информация состояния. Информация окружения. Тотальная информация. Законы делового общения (понимание друг друга; устранение барьеров общения; желание – залог успеха; фактор отношения). Стили делового общения (примитивный, манипулятивный, партнерский, духовный). Ролевая основа коммуникаций. Понятие коммуникативной компетентности.



4.3. Психологические основы группового поведения.

Классификация социальных групп (по размеру, по организованности, по общественному статусу, по уровню развития, по значимости и пр.). Психологические параметры группового взаимодействия. Психологическая структура группы, ее статусные и ролевые идентификации. Психологические предпосылки командообразования. Механизмы групповой динамики.


Тема 5. Психология управления организацией.

5.1. Психологические формы организационного управления.

Психологический феномен власти. Власть как основной организационно- психологический процесс. Проблема субъекта и объекта власти. Классификация оснований власти. Власть и контроль в организации. Психологические механизмы влияния власти. Психологический феномен лидерства. Руководство и лидерство. Стили руководства в управлении организацией. Личность руководителя. Качества личности руководителя и лидера.



5.2. Психология управленческого воздействия в организациях.

Методы управленческого воздействия (административные, экономические, социально-психологические). Основные факторы, влияющие на социально- психологические процессы. Установление психологического контакта. Тактика эффективного воздействия. Эффект первого впечатления. Интеллектуальные способы воздействия. Индуктивные способы воздействия. Методы психологического воздействия: убеждение; аргументация; внушение; манипулирование; регулирование. Психология принятия управленческого решения. Этапы принятия решения. Формы и методы групповых дискуссий в организации. Модели поведения руководителя в процессе принятия управленческого решения.


Тема 6. Прикладная экономическая конфликтология.

6.1. Понятие конфликта и его природа.

Социально-психологические основы реализации противоречий в обществе. Структура конфликта (субъекты; предмет; конфликтные отношения; конфликтные ситуации; противоречия и причины конфликта). Анатомия конфликта. Позитивные и негативные функции конфликта. Типология конфликтов (по объему; по длительности протекания; по степени влияния на жизнь коллектива; по источнику возникновения). Внутриличностный конфликт. Защитные механизмы ВЛК (сублимация, проекция, рационализация, вытеснение, регрессия, реактивное образование, фиксация поведения) по Фрейду. Межличностные конфликты (МЛК). Психологические признаки МЛК. Конфликты индивид – общество.



6.2. Психологические особенности социально-трудовых конфликтов (СТК).

Объективные и субъективные параметры конфликтов в СТК. Виды СТК и причины их возникновения. Организационно – технологические конфликты. Конфликты в социально- экономической системе управления. Конфликты в административно- управленческой системе. Функциональные конфликты в системе социально-психологических отношений в организации, негативные и позитивные последствия таких конфликтов. Психологическая профилактика конфликтности в организациях. Основные стратегии поведения в конфликте.



6.3. Психотехнологии управления конфликтами.

Способы разрешения конфликтов (структурные методы; межличностные стили). Психотехнологии управленческого воздействия на предотвращение конфликта. Правила бесконфликтного общения. Психотехнологии управленческого воздействия на развертывание конфликта. Переговоры как способ устранения конфликтов (переговоры с позиции силы; переговоры с позиции слабости; метод принципиальных переговоров).

Психотехнологии манипулирования в условиях конфликтности. Речевое манипулирование (очерчивание ситуации; реакция на ситуацию; побуждение к деятельности).

Психотехнологии скрытого управления ходом беседы (согласие; жертва; пассивная защита; точки над i; контрманипуляция). Юмор как рычаг успеха разрешения конфликта.


Тема 7. Психологические основы рекламной деятельности, РR-технологий, имиджелогии.

7.1. Психологические механизмы и закономерности действия рекламы. Содержательное понятие рекламы, ее сферы деятельности, задачи, цели. Психологические принципы воздействия рекламы. Психологические основы рекламного воздействия. Феномены возникновения рекламы (культурное пространство; интернациональные коммуникации; гуманистическое единство населения). Рациональное и иррациональное в рекламе. Архетипическое кодирование в рекламе. Мужское и женское содержание в рекламе. Психология цветового воздействия в рекламе.

Психологические принципы построения рекламы: адресность; имиджевая основа; учет закономерностей психофизиологии; соответствие потребностям и интересам; романтизм и мифологизация сюжета; созвучие доминирующему мироощущению социума).



7.2. Психолого-теоретическое и практическое обоснование Паблик рилейшнз (РR).

Содержательное понятие РR, ее функций, методов и целей. Необходимость РR в системах экономических отношений. Психологические принципы воздействия РR. Архетипические, стереотипические и мифологические основы организации РR. Семиотические и нейролингвистические компоненты системы РR. Кризисные компоненты, массовидные явления (слухи, ожидания, предвидения, паника, общественные настроения и др.) в динамике существования системы РR. Основные виды деятельности по формированию общественного мнения. Маркетинговые стратегии РR.



7.3. Инструментально-психологические параметры создания имиджа.

Имидж как психологический образ восприятия. Связь имиджа с задачами формирования цивилизованного рынка. Социально-психологические слагаемые имиджа менеджера (профессионализм и компетентность; нравственная надежность; гуманитарная образованность; образованность в области психотехнологий). Психологические принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа. Система самопрезентации (фасцинация; аттракция). Феномен суггестии: уверенность в себе; позитивная энергетика (внешний вид; манера одеваться; манеры поведения; взгляд; голос и речь; мимика и жесты). Критерии выбора модели поведения. Нюансы имиджа российского менеджмента.



5. Планы семинарских (практических) занятий
Тема 1. Связь экономики с психологией (4 часа)

    1. Введение в предмет «Психологические основы экономики», его роль и место в обществе (2 часа)

Вопросы: 1. Истоки психологической экономики:

  • древний (исторический) период;

  • индустриальный период;

  • период систематизации;

  • информационный период.

  1. Предмет, объект и методы психологической экономики.

Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите таблицы 1.1 – 1.3. (Приложение 1) и ответьте на поставленные вопросы.



    1. Человек в экономике и в экономической науке (психологический аспект) (2 часа).

Вопросы:

  1. Объективная, позитивная, негативная экономика.

  2. Психологическая природа экономических объектов, процессов, отношений.

  3. Экономический, психологический, социологический, политический человек.

  4. Многообразие проявлений психологии экономического поведения человека.

  5. Субъективное и объективное начала в экономике и психологии.

Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите таблицу 2.1. (Приложение 2) и ответьте на поставленный вопрос.
Тема 2. Экономические и психологические законы (4 часа).

    1. Система экономических и психологических законов (2 часа).

Вопросы:

  1. Психологические аспекты экономических законов:

    • возвышения потребностей и желаний;

    • ограниченности ресурсных возможностей;

    • убывания предельной полезности;

    • максимизации совокупной полезности;

    • спроса и предложения;

    • денежного обращения;

    • зависимости структуры личного потребления от дохода (закон Энгеля);

    • закона Кейнса;

    • показательного потребления Веблена;

    • подкрепления Торндайка;

    • иерархии потребностей и очередности их удовлетворения.




  1. Психологические законы побуждения, действия, взаимодействия.


2.2. Эмпирические законы психологии экономического и социального поведения людей (2 часа).

Вопросы:


1. Законы Паркинсона:

  • закон растущей пирамиды;

  • закон высокой финансовой политики;

  • закон обратной зависимости между совершенством учреждения и занимаемого им здания;

  • закон застоя политической мысли;

  • закон перекладывания ответственности или искусство передачи фишки;

  • закон централизации и децентрализации;

  • закон монополий;

  • закон умелого руководства;

  • закон о выдвижении молодых;

  • закон отказа в виде отсрочки;

  • закон тяготения к статусу;

  • принцип стимулирования и наказания;

  • о правительстве и бизнесе;

  • о накладности накладных расходов;

  • о спросе, предложении, рекламе;

  • закон вакуума;

  • закон коммерциализации романтики;

  • закон брачных отношений;

  • о проблеме связи поколений.

2. Принцип Питера, его сущность и следствия.

3. Законы построения отношений и личного поведения по рецептам Д. Карнеги.

4. Российские законы психологии экономического поведения людей в представлении Ю.М. Лужкова:


  • закон неизбежных искажений, или «хотели как лучше, а получилось как всегда»;

  • закон обязательного обмана, или «не нарушишь-не преуспеешь»;

  • закон «невозможности» или лучший способ загубить проблему;

  • закон «действия на авось», или принцип радужных ожиданий;

  • закон «все и немедленно», или принцип маргинального поведения;

  • закон «в общем и целом», или принцип обязательной незавершенности.


Тема 3. Психологическая ориентация экономического поведения человека (4 часа)

3.1. Модель формирования экономического поведения на основе целей, мотивов, интересов (2 часа).

Вопросы:


  1. Цели, мотивы, интересы как регуляторы формирования психологии экономического поведения человека.

  2. Целевая ориентация деятельности.

Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите таблицы 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5. (приложение 3) и выполните указанные задания.


3.2. Мотивы и интересы участников целеориентированной деятельности (2 часа).

Вопросы:


  1. Цели, мотивы, интересы основных субъектов экономической деятельности:

  • человек, личность;

  • семья;

  • социальная группа;

  • социум, народ, общество.

Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите обобщенную таблицу 3.6. (приложение 3) и выполните указанные задания.


Тема 4. Психология коммуникаций в организациях (6 часов).

4.1. Психологические механизмы и содержание коммуникаций (2 часа).

Вопросы:


1. Коммуникации в современной фирме: сущность, элементы и этапы коммуникативного процесса.

2. Основные виды коммуникаций организации.

3. Трудности в развитии коммуникаций в организации и пути их устранения.

Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите таблицы 4.1; 4.2; 4.3; 4.4 (приложения 4) и выполните указанные в них задания.


4.2. Формы деловой коммуникации и коммуникативная компетентность специалиста (2 часа).

Вопросы:


1. Общение как обмен информацией:

  • коммуникативная сторона общения;

  • вербальные средства деловой коммуникации;

  • невербальные средства деловой коммуникации.

2.Общение как взаимодействие:

  • интерактивная сторона общения

  • виды взаимодействия

3. Законы делового общения

4. Стили делового общения

5. Ролевая основа коммуникаций.

Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите таблицы 4.5; 4.6; 4.7; 4.8 (приложения 4) и выполните указанные в них задания.


4.3. Психологические основы группового поведения (2 часа).

Вопросы:

  1. Классификация социальных групп:

  • по размеру;

  • по организованности;

  • по общественному статусу;

  • по уровню развития;

  • по значимости;

  • по непосредственности взаимоотношений.

2. Социально-психологические характеристики взаимодействия людей:

  • Психологическая структура малой группы;

  • Взаимоотношения в малой группе.

3. Психологические предпосылки командообразования.

4. Организационное развитие и психологические параметры группы.



Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите таблицы 4.9 – 4.20. (приложение 4) и выполните указанные задания.


Тема 5. Психология управления организацией (4 часа).

5.1. Психологические формы организационного управления (2 часа).

Вопросы:


1. Психологическая сущность управленческой деятельности.

2. Власть и контроль в организации.

3. Психологические феномены лидерства и руководства.

4. Стили руководства в управлении организацией.



Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите таблицы 5.1 – 5.11 (приложение 5) и ответьте на указанные вопросы.


5.2. Психология управленческого воздействия в организации (2 часа).

Вопросы:


  1. Методы управленческого воздействия:

  • административные;

  • экономические;

  • социальные;

  • психологические.

  1. Методы психологического воздействия:

  • убеждение;

  • аргументация;

  • внушение;

  • манипулирование.

  1. Основные виды убеждения:

  • информирование;

  • разъяснение;

  • доказательство;

  • опровержение.

  1. Психология принятия управленческого решения.

Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите таблицы 5.12 – 5.18 (приложения 5) и выполните указанные задания.


Тема 6. Прикладная экономическая конфликтология (6 часов).

6.1. Понятие конфликта и его природы (2часа).

Вопросы:


1. Понятие и структура конфликта.

2. Анатомия конфликта.

3. Функции конфликта.

4. Типология конфликтов:



  • по объему;

  • по длительности протекания;

  • по степени влияния на жизнь коллектива;

  • по источнику возникновения).

5. Внутриличностный конфликт (ВЛК). Защитные механизмы ВЛК.

6. Психологические признаки межличностных конфликтов (МЛК), пути их разрешения.



Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите таблицы 6.1. – 6.5 (приложения 6) и выполните указанные в них задания.


6.2. Психологические особенности социально-трудовых конфликтов (2 часа).

Вопросы:


  1. Трудовой конфликт: понятие, предмет, функции.

  2. Организационно – технологические конфликты.

  3. Конфликты в социально- экономической системе организаций.

  4. Конфликты в неформальной организации.

  5. Социально-психологические конфликты.

  6. Стратегии поведения в конфликте.

Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите табл. 6.6. – 6.9 (приложения 6) и выполните указанные в них задания.


6.3. Психотехнологии управления конфликтами (2 часа).

Вопросы:


1. Способы разрешения конфликтов:

  • структурные методы;

  • межличностные стили.

2.Правила бесконфликтного общения.

3. Социально- психологические технологии управления конфликтами.

4. Переговоры как способ устранения конфликтов.

5. Психотехнологии манипулирования в условиях конфликтности

6. Юмор как рычаг успеха разрешения конфликта.

Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите табл. 6.10. – 6.12. (приложение 6) и выполните указанные в них задания.


Тема 7. Психологические основы рекламной деятельности, РR-технологий, имиджелогии (6 часов).

7.1. Психологические механизмы и закономерности действия рекламы (2 часа). Вопросы:

1. Реклама – существенный компонент рыночной экономики (сфера деятельности, задачи, принципы, виды рекламы).

2. Психологические основы рекламного воздействия:


  • феномен возникновения рекламы;

  • архетипическое кодирование в рекламе;

  • рациональное и иррациональное в рекламе.

3. Психологические принципы построения рекламы.
7.2. Психолого-теоретическое и практическое обоснование Паблик рилейшнз (РR) (2 часа).

Вопросы:


1. Определение РR, функции, методы, цели.

2. Психологические принципы воздействия РR – технологий.

3. Основные виды деятельности по формированию общественного мнения.

Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите рис. 7.1. и 7.2 (приложение 7) и выполните указанные задания.


7.3. Инструментально-психологические параметры создания имиджа (2 часа).

Вопросы:



  1. Имидж менеджера как психологический образ восприятия.

  2. Принципы создания имиджа:

    • повторения;

    • непрерывного усиления воздействия;

    • «двойного вызова».

  3. Формула воздействия имиджа.

  4. Система самопрезентации.

  5. Нюансы имиджа российского менеджмента.

Работа с дидактическим материалом:

рассмотрите табл. 7.3. (приложение 7) и выполните указанные задания.


6. Контрольная работа для студентов заочной формы обучения
Методические указания по выполнению контрольной работы.
Согласно учебному плану специальности «Национальная экономика» по дисциплине «Психологические основы экономики» студенты очного и заочного обучения в межсессионный период должны выполнить контрольную работу.

Контрольная работа является результатом самостоятельного труда студента по выбранной теме. Выполнение контрольной работы позволяет закрепить полученные знания, вырабатывает умения работать со значительным количеством источников, анализировать, делать выводы, систематизировать материал, обосновывать предложения по различным направлениям.

Контрольная работа должна содержать в себе:


  1. Титульный лист

  2. Содержание

  3. Введение

  4. Главы основной части

  5. Заключение

  6. Библиографический список

  7. Приложения

Титульный лист является первой страницей контрольной работы и заполняется по установленным институтом правилам.

Содержание помещается на второй странице и включает перечисление основных частей работы: введение, название глав, параграфов, заключение и страницы, с которых они начинаются.

Во введении обосновывается актуальность и практическая значимость выбранной темы, формулируются цели и задачи контрольной работы, определяются объект и предмет исследуемого материала.

В главах основной части раскрывается смысл дефиниций выбранной темы, дается исторический анализ предмета исследования, описывается теоретическая часть проблемы.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме контрольной работы и полностью ее раскрывать.

Заключение – это заключительная часть работы, в которой должны быть изложены общие выводы, их соотношение с целями и задачами, определенными во введении.

После заключения следует поместить библиографический список литературы, использованной при выполнении работы. Список располагается в определенной последовательности, как правило, в алфавитном порядке и должен отвечать правилам библиографии. Ссылки на литературу и другие источники обычно приводятся внизу страницы под чертой.

В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. Они могут быть представлены в виде текстов, графиков, таблиц и содержать копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения инструкций, правил и др.

Объем контрольной работы должен быть не менее 10 страниц текста, набранного на компьютере (стандартный формат А – 4); интервал между строк – 1,5; текстовый редактор Word 7.0; шрифт Times New Roman; кегль 14, размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 см.

Объем введения 1-2 страницы, основные главы работы – 8-10 страниц, заключение – 1-2 страницы. Список литературы должен содержать не менее 15 наименований.


Тема 1. Предмет, объект и методы психологической экономики как междисциплинарной области знания.

Тема 2. Эволюция экономико-психологических идей в истории развития человечества.

Тема 3. Модели «экономического человека» (homo ekonomicus) и их роль в развитии психологической экономики.

Тема 4. Экономические институты как предмет психологического анализа.

Тема 5. Экономико-психологический анализ богатства и бедности.

Тема 6. Девиантные формы экономического поведения и теневая экономика.

Тема 7. Психология экономического поведения человека.

Тема 8. Психология денежных отношений и денежного поведения.

Тема 9. Психология поиска, выбора, смены видов и объектов трудовой деятельности.

Тема 10. Экономико-психологические проблемы организации управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования.

Тема 11. Психологическая экономика менеджмента с учетом революционных изменений в технологиях, организации, лидерстве.

Тема 12. Психологические аспекты функционирования правовых институтов и инструментов управления.

Тема 13. Мотивация трудовой деятельности в организации.

Тема 14. Мотивация деятельности субъектов управления.

Тема 15. Мотивы и предпочтения лиц, принимающих управленческие решения.

Тема 16. Психология коммуникации в организации.

Тема 17. Эффективный руководитель: психологический портрет.

Тема 18. Стиль управления и стиль руководства: психологическая характеристика.

Тема 19. Психологический климат в коллективе: управленческие аспекты.

Тема 20. Психологическое выгорание у менеджеров и его преодоление.

Тема 21. Гендерные аспекты менеджмента: психологический аспект.

Тема 22. Психология отклоняющегося поведения персонала.

Тема 23. Психология конкурентности и состязательности.

Тема 24. Социально-экономический конфликт: причины и пути преодоления.

Тема 25. Психологические возможности рекламы в менеджменте.

Тема 26. Создание имиджа менеджера как составная часть культуры общения.



Тема 27. Психология власти и магии РR.


7. Учебно-методические материалы по дисциплине
Основная литература:


  1. Антонова Н.В. Психология управления. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. – 269 с.

  2. Михалковская Н.В., Месяц В.А. Экономическая психология. Спб.: Санкт-Петербургский государственный универстите экономики и финансов, 2010. – 269 с.

  3. Рамендик Д.М. Управленческая психология. М.: Форум, 2010. – 264 с.

  4. Шарипов В.Ф. Психологические основы менеджмента. М.: Владос-пресс, 2008. – 296 с.

  5. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. Спб.: Питер, 2008. – 304 с.


Дополнительная литература:


  1. Андреева И.В. Экономическая психология. СПб., 2000. – 283 с.

  2. Бункина М.К., Семенов A.M. Экономика и психология. На перекрестке наук. М.: Дело и Сервис, 1999. – 375 с.

  3. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учеб. пособие. СПб.: СПбУ, 2000. – 330 с.

  4. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 195 с.

  5. Ермолаева Е.П., Ермаков А. Г. Спасенников В. В. Экономическая психология предпринимательской деятельности: прогнозирование профессиональной успешности. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 392 с.

  6. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарика, 2006. – 470 с.

  7. Китов A.M. Психология управления. М.: АНХ при Правительство СССР, 1979. – 520 с.

  8. Китов А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987. 385 с.

  9. Лужков Ю.М. Российские «Законы Паркинсона». М.: Вагриус, 1999. – 74 с.

  10. Машков В.Н. Психология экономики. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 274 с.

  11. Новиков В.В., Рогачев В.В., Спасенников В.В. Социальная и экономическая психология антикризисного управления. Ярославль: МАПН, 2002. – 430 с.

  12. Паркинсон СИ. Законы Паркинсона: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. – 78 с.

  13. Райзберг Б.А. Психология в экономике и в управлении. М.: МПСИ, 2005. 372 с.

  14. Райзберг Б.А. Психологическая экономика. М.: ИНФРА – М, 2005. – 432 с.

  15. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М.: ЮНИТИ, 1999. – 299 с.

  16. Спасенников В.В. Экономическая психология . М.: ПЕР СЭ, 2003. – 482 с.

  17. Экономическая психология. Социокультурный подход /Под ред. проф. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2000. – 257 с.


Сайты Internet

  1. www.psychologies.ru

  2. www.intelligent.ru



8. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля
Формы контроля обусловлены прежде всего содержанием учебного материала и целями обучения, предполагают не только оценку знаний, но и оценку сформированных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Формы контроля:



  • Проблемные ситуации на лекциях;

  • Доклады при защите контрольных работ;

  • Индивидуальные беседы;

  • Опрос;

  • Тесты (на бумажных и электронных носителях;

  • Методы конкретной ситуации;

  • Дискуссии;

  • Экзамен (с использованием различных форм контроля);

  • Зачет (с использованием различных форм контроля);


Тесты для самоконтроля по дисциплине «Психологические основы экономики»

(для очной и заочной форм обучения)


1.
Что является предметом исследования психологической экономики?

А) закономерности развития общества

Б) закономерности экономического поведения человека

В) закономерности организации

2. Какой метод не относится к методам исследования, используемым в психологической экономике?

А) наблюдение

Б) эксперимент

В) триангуляция

Г) полевые испытания

3. Согласны ли вы с мнением, что человек выбирает лучший с позиции собственных целей, интересов, предпочтений способ экономического поведения?

А) да

Б) нет


В) сомневаюсь

4. Какая характеристика человека-деятеля не соответствует этому типу?

А) энергичность, мобильность

Б) деловая активность

В) получение удовольствия от простого наблюдения

5. Какой из законов не относится к экономическим и психологическим?

А) закон возвышения потребностей и желаний

Б) закон Менделеева-Клапейрона

В) закон Д. Кейнса

6. Какая из потребностей (по А. Маслоу) занимает не подобающее ей место в пирамиде?



А)

Потребность в уважении и самоуважении

Б)

Потребность в любви, дружбе, общении

В)

Потребность в безопасности и помощи

Г)

Витальные потребности

Д)

Потребность в самореализации

7. Кого из авторов нельзя отнести к открывателям эмпирических законов психологии экономического и социального поведения людей?

А) С. Паркинсон

Б) Л. Питер

В) В. Скотт

Г) Э. Мерфи

8) Какой из законов не относится к психологическим?

А) закон побуждения

Б) действия

В) Менделя

Г) взаимодействия

9. Закон субъективного превосходства устанавливает зависимость между:

А) внешними поведенческими проявлениями и значимостью личных достижений

Б) стимулом и результатом

10. Закон неопределенности отклика фиксирует:

А) различные отклики разных людей на одинаковое воздействие

Б) одинаковые отклики разных людей на одинаковое воздействие

11. Какой из элементов коммуникационного процесса является лишним?

А) отправитель

Б) сообщение

В) канал


Г) координатор

Д) получатель

12. Какой из компонентов в развитии коммуникаций нельзя отнести к искажающим?

А) сознательное искажение информации

Б) фильтрация

В) отдача команд, приказов, распоряжений

Г) страх перед наказанием

13. Какой из видов общения не является информационным?

А) вербальное

Б) гармоническое

В) невербальное

14. Что не является видом взаимодействия при общении?

А) кооперация

Б) конкуренция

В) персонификация

15. Чего нужно избегать при деловом общении?

А) добейтесь полного взаимопонимания

Б) устраните барьеры общения

В) «мое дело – объяснить, ваше дело – исполнять»

16. Что не является стилем делового общения?

А) примитивный стиль

Б) манипулятивный стиль

В) межведомственный стиль

Г) партнерский стиль

17. Типы власти по Френчу и Равенну. Найдите лишнее:

А) вознаграждающий тип власти

Б) принуждающий

В) экспертный

Г) легитимный

Д) гражданский

Е) референтный

18. Что не входит в психологическую подструктуру малой группы?

А) композиционная подструктура

Б) коммуникативная подструктура

В) драматическая подструктура

Г) подструктура межличностных предпочтений

19. Кто из нижеперечисленных членов группы обладает большей властью и статусом?

А) лидер


Б) руководитель

20. Стили руководства (по К. Левину). Найдите лишнее:

А) авторитарный

Б) демократический

В) альтернативный

Г) либеральный

21. Подходы к стилям руководства (по Лайкерту). Найдите лишнее:

А) руководитель, ориентированный на работу

Б) руководитель, ориентированный на отдых

В) руководитель, ориентированный на человека

22. Кто из исследователей выделил и описал 4 типа управления (новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический, консервативно-интуитивный)?

А) М. Фоллет

Б) В. Оучи

В) Т. Коно

Г) Ф. Фидлер

23. Что не относится к методам управленческого воздействия?

А) административный

Б) виртуальный

В) экономический

Г) социально-психологический

24. Какой пункт не относится к структуре конфликта?

А) субъекты конфликта

Б) предмет конфликта

В) противоречия и причины конфликта

Г) нейтрализация конфликта

Д) ситуация конфликта

25. Инцидент конфликта – это:

А) причина конфликта

Б) «детонатор» конфликта

В) предмет конфликта

26. Какая из функций конфликта не относится к позитивной:

А) оптимизации

Б) информационно-сигнальная

В) истощение материальных ресурсов

Г) инновационная

27. Какое из правил не является правилом бесконфликтного общения?

А) не употребляйте конфликтогенов

Б) проявляйте эмпатию к собеседнику

В) отвечайте конфликтогеном на конфликтоген

Г) делайте благожелательные посылы

28. Что не является принципом создания имиджа?

А) принцип повторения

Б) принцип административного давления

В) принцип непрерывного усиления воздействия

Г) принцип «двойного вызова»

29. Что не относится к эффектам самопрезентации?

А) фасцинация

Б) фрустрация

В) аттракция

Г) суггестия

30. Что не является видом деятельности по связям с общественностью организации?

А) внешний РR

Б) внутренний РR

В) кризисный РR

Г) невостребованный РR

31. Укажите один из видов психологического воздействия рекламы на человека:

А) механическое

Б) электромагнитное

В) иррациональное

Г) химическое

32. Какой из цветов (по Люшеру) является символом спокойствия, умиротворения, объективно понижает возбуждающее действие на ЦНС?

А) красный

Б) синий

В) желтый



Г) черный
Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Предмет, объект и методы исследования психологической экономики

  2. Пути становления и этапы развития психологической экономики в контексте теории и практики управления

  3. Психолого-экономическая модель человека в экономических теориях.

  4. Экономический, психологический, социологический, политический человек.

  5. Ролевые функции психологии экономического поведения человека.

  6. Система экономических и психологических законов.

  7. Психологические законы побуждения

  8. Психологические законы действия

  9. Психологические законы взаимодействия.

  10. Эмпирические законы психологии экономического и социального поведения людей.

  11. Российские эмпирические законы психологии экономического и социального поведения человека в представлении Ю.М. Лужкова.

  12. Модель формирования экономического поведения на основе целей, мотивов, интересов человека.

  13. Цели, мотивы, интересы основных субъектов экономической деятельности: человек; семья; социальная группа; социум, народ, общество.

  14. Коммуникации в современной организации: сущность, элементы и этапы коммуникативного процесса.

  15. Трудности в развитии коммуникаций.

  16. Психология общения как обмен информацией и как взаимодействие.

  17. Текстовая информация, информация состояния, информация окружения, тотальная информация.

  18. Законы делового общения.

  19. Психология стилей делового общения.

  20. Классификация социальных групп.

  21. Психологическая структура малой группы.

  22. Психология малой группы.

  23. Психологические предпосылки командообразования.

  24. Психологические механизмы групповой динамики.

  25. Психологический феномен власти.

  26. Психологический феномен лидерства и руководства.

  27. Психология стилей руководства.

  28. Методы управленческого воздействия.

  29. Основные факторы, влияющие на социально-психологические процессы в организации.

  30. Приемы психологического воздействия в управлении.

  31. Психология принятия управленческого решения.

  32. Формы и методы организации групповой дискуссии.

  33. Модели поведения руководителя в процессе принятия управленческого решения.

  34. Конфликт: понятие, структура, анатомия, функции.

  35. Типология конфликтов.

  36. Внутриличностный конфликт. Защитные механизмы ВЛК.

  37. Психология межличностных конфликтов.

  38. Психологические особенности социально-трудовых конфликтов.

  39. Особенности социально-трудовых конфликтов в России.

  40. Способы разрешения конфликтов.

  41. Социально-психологические технологии управления конфликтами.

  42. Переговоры как способ устранения конфликтов.

  43. Психотехнологии манипулирования в условиях конфликтности.

  44. Юмор как рычаг успеха разрешения конфликтных ситуаций.

  45. Реклама: понятие, сфера деятельности, задачи, принципы, виды.

  46. Психологические основы рекламного воздействия.

  47. Рациональное и иррациональное в содержании рекламы.

  48. Архетипическое кодирование в рекламе.

  49. Психотехнологии создания рекламного продукта.

  50. Паблик рилейшнз (РR): понятие, функции, методы и цели.

  51. Психолого-технологические механизмы и виды деятельности по формированию общественного мнения.

  52. Имидж как психологический образ восприятия.

  53. Психологические принципы создания имиджа.

  54. Формула психологического воздействия имиджа.

  55. Имидж и критерии выбора модели поведения.

  56. Нюансы имиджа российского менеджмента.



9. Самостоятельная работа студентов

следующая страница >>