страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины для студентов специальности 080103 «Национальная экономика» - страница №1/2
ББК 88.4+65.02 П 86 Психологические основы экономики [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080103 «Национальная экономика». Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2012. - 34 с. Дисциплина «Психологические основы экономики» - дисциплина специализации и по своему научному статусу является комплексным междисциплинарным знанием, основу которого составляют положения, методы и результаты исследований, накопленные как в психологической науке, так и в теоретической экономике. Рабочая программа дисциплины подготовлена в соответствии с учебным планом специальности 080103 «Национальная экономика». Программа включает в себя организационно-методический раздел дисциплины; объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения; тематический план дисциплины; содержание дисциплины; планы семинарских (практических) занятий; требования и темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения; учебно-методические материалы по дисциплине; формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля; план самостоятельной работы студентов. Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры национальной экономики и менеджмента (протокол № 10 от 5.06.2012 г.), печатается по решению учебно-методического совета (протокол заседания УМС № 10 от 20.06.2012 г.) 1. Серочудинов Е.С., к.э.н. доцент кафедры Национальной экономики и менеджмента ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП». 2. Милованова Н.Г., профессор, д.п.н. проректор по науке ТОГИРРО.
1. Организационно-методический раздел дисциплины Цель и задачи дисциплины Цель курса «Психологические основы экономики» - получение студентами теоретических знаний и формирование у них навыков эффективного психологического анализа экономических явлений на различных уровнях социальной жизни общества. Задачи:
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников Дисциплина «Психологические основы экономики» включена в учебный план специальности 080103 «Национальная экономика». Разработанный учебно-методический комплекс является примером интегративного учета экономических, социальных и психологических составляющих эффективной вузовской подготовки специалиста-экономиста. Формирование знаний основ психологического обеспечения экономических отношений, социальных процессов в обществе, системы межпредметных связей психологии с экономикой и управлением позволяет студентам корректно учитывать влияние психологических факторов на вид, структуру, состояние, результативность производства в масштабах экономики самых малых и самых больших форм не в меньшей степени, чем влияние других факторов. Требования к уровню освоения курса В ходе изучения курса «Психологические основы экономики» студенты должны: А) знать:
Б) уметь:
В) владеть:
2. Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения Очная форма обучения Общие часы – 150 час. Аудиторные занятия – 72 час. Лекции - 38 час. Семинарские (практические) занятия – 34 час. Самостоятельная работа – 78 час. Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, экзамен. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра может проводиться как в устной, так и письменной форме: проведение тестирования, опросы, воссоздание на занятиях ситуаций, которые могут возникать в практической деятельности, подготовка докладов, контрольных работ. Итоговая аттестация по дисциплине завершается экзаменом, на котором проверяется усвоение фактического и теоретического материала дисциплины, усвоение базовых понятий. Заочная форма обучения Общие часы – 150 час. Аудиторные занятия – 20 час. Лекции - 10 час. Семинарские (практические) занятия – 10 час. Самостоятельная работа – 130 час. Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, экзамен. 3. Тематический план дисциплины Очная форма обучения
Заочная форма обучения
4. Содержание дисциплины Тема 1. Связь экономики с психологией
Предмет, объект и методы психологической экономики как междисциплинарной области знания. Методы традиционные, междисциплинарные методы (методы экономико-психологического и методы эргономического управления организациями и воздействия на человеческие ресурсы), собственно методы психологической экономики. Психологическая сторона экономики (психология производства, психология распределения, психология обмена, психология потребления).
Экономическая модель человека в экономических теориях. Экономический, психологический, социологический, политический человек. Многообразие проявлений психологии экономического поведения человека (темперамент, сензитивность, активность, реактивность, пластичность, ригидность и др.). Ролевые функции психологии экономического поведения человека (человек-производитель, человек-потребитель, человек субъекта и объекта управления, человек-наблюдатель, человек-деятель). Субъективное и объективное начала в экономике и психологии. Тема 2. Экономические и психологические законы. 2.1. Система экономических и психологических законов. Закон возвышения потребностей и желаний, закон ограниченности ресурсных возможностей, закон убывания предельной полезности, закон максимизации совокупной полезности, закон спроса и предложения, закон денежного обращения, основной психологический закон Кейнса, закон показательного потребления Веблена, закон подкрепления Торндайка, закон иерархии потребностей и очередности их удовлетворения. Психологические законы побуждения, действия, взаимодействия. 2.2. Эмпирические законы психологии экономического и социального поведения людей. Законы С. Паркинсона, Д. Карнеги, Л. Питера, Э. Мерфи, Ю. Лужкова и др. Законы С. Паркинсона: растущей пирамиды, высокой финансовой политики, обратной зависимости между совершенством учреждения и занимаемого им здания, застоя политической мысли, перекладывания ответственности, централизации и децентрализации, отказа в виде отсрочки, тяготения к статусу и др. Российские законы психологии экономического поведения в представлении Ю.М. Лужкова: закон неизбежных искажений, закон обязательного обмана, закон «невозможности», закон действия на «авось», закон «все и немедленно». Тема 3. Психологическая ориентация экономического поведения человека. 3.1. Модель формирования экономического поведения на основе целей, мотивов, интересов. Цели, мотивы, интересы – детерминанты ориентации действий субъектов разных форм человеческой деятельности. Связь экономического поведения человека с целями, мотивами, интересами. Обновление, дополнение, трансформация целевых установок в их связи с мотивацией и интересами получения экономической выгоды. Цели жизнедеятельности и их связь с потребностями людей. Желаемый и располагаемый уровни удовлетворения потребностей. Формирование цели на основе заданной извне целевой установки. Формирование целей исходя из ценностей. Целевая стратегия личности. 3.2. Мотивы и интересы участников целеориентированной деятельности. Подкрепляющие мотивы. Истинные и скрытые мотивы экономического поведения людей. Понятие интереса применительно к экономической, предпринимательской деятельности. Интерес – выгода: общее и различное. Цели, мотивы, интересы основных субъектов экономической деятельности: человек; семья; социальная группа; социум, народ, общество. Тема 4. Психология коммуникаций в организациях. 4.1. Психологические механизмы и содержание коммуникаций. Коммуникативная функция как «связующий» процесс в организациях. Сущность, элементы и этапы коммуникативного процесса. Феномены, связанные с процессом коммуникации (обратная связь, помехи). Виды и типы коммуникаций. Трудности в развитии коммуникаций в современной фирме. Пути улучшения коммуникаций. 4.2. Формы деловой коммуникации и коммуникативная компетентность специалиста. Характерные цели делового общения. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Персонифицированная информация. Информация состояния. Информация окружения. Тотальная информация. Законы делового общения (понимание друг друга; устранение барьеров общения; желание – залог успеха; фактор отношения). Стили делового общения (примитивный, манипулятивный, партнерский, духовный). Ролевая основа коммуникаций. Понятие коммуникативной компетентности. 4.3. Психологические основы группового поведения. Классификация социальных групп (по размеру, по организованности, по общественному статусу, по уровню развития, по значимости и пр.). Психологические параметры группового взаимодействия. Психологическая структура группы, ее статусные и ролевые идентификации. Психологические предпосылки командообразования. Механизмы групповой динамики. Тема 5. Психология управления организацией. 5.1. Психологические формы организационного управления. Психологический феномен власти. Власть как основной организационно- психологический процесс. Проблема субъекта и объекта власти. Классификация оснований власти. Власть и контроль в организации. Психологические механизмы влияния власти. Психологический феномен лидерства. Руководство и лидерство. Стили руководства в управлении организацией. Личность руководителя. Качества личности руководителя и лидера. 5.2. Психология управленческого воздействия в организациях. Методы управленческого воздействия (административные, экономические, социально-психологические). Основные факторы, влияющие на социально- психологические процессы. Установление психологического контакта. Тактика эффективного воздействия. Эффект первого впечатления. Интеллектуальные способы воздействия. Индуктивные способы воздействия. Методы психологического воздействия: убеждение; аргументация; внушение; манипулирование; регулирование. Психология принятия управленческого решения. Этапы принятия решения. Формы и методы групповых дискуссий в организации. Модели поведения руководителя в процессе принятия управленческого решения. Тема 6. Прикладная экономическая конфликтология. 6.1. Понятие конфликта и его природа. Социально-психологические основы реализации противоречий в обществе. Структура конфликта (субъекты; предмет; конфликтные отношения; конфликтные ситуации; противоречия и причины конфликта). Анатомия конфликта. Позитивные и негативные функции конфликта. Типология конфликтов (по объему; по длительности протекания; по степени влияния на жизнь коллектива; по источнику возникновения). Внутриличностный конфликт. Защитные механизмы ВЛК (сублимация, проекция, рационализация, вытеснение, регрессия, реактивное образование, фиксация поведения) по Фрейду. Межличностные конфликты (МЛК). Психологические признаки МЛК. Конфликты индивид – общество. 6.2. Психологические особенности социально-трудовых конфликтов (СТК). Объективные и субъективные параметры конфликтов в СТК. Виды СТК и причины их возникновения. Организационно – технологические конфликты. Конфликты в социально- экономической системе управления. Конфликты в административно- управленческой системе. Функциональные конфликты в системе социально-психологических отношений в организации, негативные и позитивные последствия таких конфликтов. Психологическая профилактика конфликтности в организациях. Основные стратегии поведения в конфликте. 6.3. Психотехнологии управления конфликтами. Способы разрешения конфликтов (структурные методы; межличностные стили). Психотехнологии управленческого воздействия на предотвращение конфликта. Правила бесконфликтного общения. Психотехнологии управленческого воздействия на развертывание конфликта. Переговоры как способ устранения конфликтов (переговоры с позиции силы; переговоры с позиции слабости; метод принципиальных переговоров). Психотехнологии манипулирования в условиях конфликтности. Речевое манипулирование (очерчивание ситуации; реакция на ситуацию; побуждение к деятельности). Психотехнологии скрытого управления ходом беседы (согласие; жертва; пассивная защита; точки над i; контрманипуляция). Юмор как рычаг успеха разрешения конфликта. Тема 7. Психологические основы рекламной деятельности, РR-технологий, имиджелогии. 7.1. Психологические механизмы и закономерности действия рекламы. Содержательное понятие рекламы, ее сферы деятельности, задачи, цели. Психологические принципы воздействия рекламы. Психологические основы рекламного воздействия. Феномены возникновения рекламы (культурное пространство; интернациональные коммуникации; гуманистическое единство населения). Рациональное и иррациональное в рекламе. Архетипическое кодирование в рекламе. Мужское и женское содержание в рекламе. Психология цветового воздействия в рекламе. Психологические принципы построения рекламы: адресность; имиджевая основа; учет закономерностей психофизиологии; соответствие потребностям и интересам; романтизм и мифологизация сюжета; созвучие доминирующему мироощущению социума). 7.2. Психолого-теоретическое и практическое обоснование Паблик рилейшнз (РR). Содержательное понятие РR, ее функций, методов и целей. Необходимость РR в системах экономических отношений. Психологические принципы воздействия РR. Архетипические, стереотипические и мифологические основы организации РR. Семиотические и нейролингвистические компоненты системы РR. Кризисные компоненты, массовидные явления (слухи, ожидания, предвидения, паника, общественные настроения и др.) в динамике существования системы РR. Основные виды деятельности по формированию общественного мнения. Маркетинговые стратегии РR. 7.3. Инструментально-психологические параметры создания имиджа. Имидж как психологический образ восприятия. Связь имиджа с задачами формирования цивилизованного рынка. Социально-психологические слагаемые имиджа менеджера (профессионализм и компетентность; нравственная надежность; гуманитарная образованность; образованность в области психотехнологий). Психологические принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа. Система самопрезентации (фасцинация; аттракция). Феномен суггестии: уверенность в себе; позитивная энергетика (внешний вид; манера одеваться; манеры поведения; взгляд; голос и речь; мимика и жесты). Критерии выбора модели поведения. Нюансы имиджа российского менеджмента. 5. Планы семинарских (практических) занятий Тема 1. Связь экономики с психологией (4 часа)
Вопросы: 1. Истоки психологической экономики:
Работа с дидактическим материалом: рассмотрите таблицы 1.1 – 1.3. (Приложение 1) и ответьте на поставленные вопросы.
Вопросы:
Работа с дидактическим материалом: рассмотрите таблицу 2.1. (Приложение 2) и ответьте на поставленный вопрос. Тема 2. Экономические и психологические законы (4 часа).
Вопросы:
2.2. Эмпирические законы психологии экономического и социального поведения людей (2 часа). Вопросы: 1. Законы Паркинсона:
2. Принцип Питера, его сущность и следствия. 3. Законы построения отношений и личного поведения по рецептам Д. Карнеги. 4. Российские законы психологии экономического поведения людей в представлении Ю.М. Лужкова:
Тема 3. Психологическая ориентация экономического поведения человека (4 часа) 3.1. Модель формирования экономического поведения на основе целей, мотивов, интересов (2 часа). Вопросы:
Работа с дидактическим материалом: рассмотрите таблицы 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5. (приложение 3) и выполните указанные задания. 3.2. Мотивы и интересы участников целеориентированной деятельности (2 часа). Вопросы:
Работа с дидактическим материалом: рассмотрите обобщенную таблицу 3.6. (приложение 3) и выполните указанные задания. Тема 4. Психология коммуникаций в организациях (6 часов). 4.1. Психологические механизмы и содержание коммуникаций (2 часа). Вопросы: 1. Коммуникации в современной фирме: сущность, элементы и этапы коммуникативного процесса. 2. Основные виды коммуникаций организации. 3. Трудности в развитии коммуникаций в организации и пути их устранения. рассмотрите таблицы 4.1; 4.2; 4.3; 4.4 (приложения 4) и выполните указанные в них задания. 4.2. Формы деловой коммуникации и коммуникативная компетентность специалиста (2 часа). Вопросы: 1. Общение как обмен информацией:
2.Общение как взаимодействие:
3. Законы делового общения 4. Стили делового общения 5. Ролевая основа коммуникаций. рассмотрите таблицы 4.5; 4.6; 4.7; 4.8 (приложения 4) и выполните указанные в них задания. 4.3. Психологические основы группового поведения (2 часа). Вопросы:
2. Социально-психологические характеристики взаимодействия людей:
3. Психологические предпосылки командообразования. 4. Организационное развитие и психологические параметры группы. Работа с дидактическим материалом: рассмотрите таблицы 4.9 – 4.20. (приложение 4) и выполните указанные задания. Тема 5. Психология управления организацией (4 часа). 5.1. Психологические формы организационного управления (2 часа). Вопросы: 1. Психологическая сущность управленческой деятельности. 2. Власть и контроль в организации. 3. Психологические феномены лидерства и руководства. 4. Стили руководства в управлении организацией. Работа с дидактическим материалом: рассмотрите таблицы 5.1 – 5.11 (приложение 5) и ответьте на указанные вопросы. 5.2. Психология управленческого воздействия в организации (2 часа). Вопросы:
Работа с дидактическим материалом: рассмотрите таблицы 5.12 – 5.18 (приложения 5) и выполните указанные задания. Тема 6. Прикладная экономическая конфликтология (6 часов). 6.1. Понятие конфликта и его природы (2часа). Вопросы: 1. Понятие и структура конфликта. 2. Анатомия конфликта. 3. Функции конфликта. 4. Типология конфликтов:
5. Внутриличностный конфликт (ВЛК). Защитные механизмы ВЛК. 6. Психологические признаки межличностных конфликтов (МЛК), пути их разрешения. Работа с дидактическим материалом: рассмотрите таблицы 6.1. – 6.5 (приложения 6) и выполните указанные в них задания. 6.2. Психологические особенности социально-трудовых конфликтов (2 часа). Вопросы:
Работа с дидактическим материалом: рассмотрите табл. 6.6. – 6.9 (приложения 6) и выполните указанные в них задания. 6.3. Психотехнологии управления конфликтами (2 часа). Вопросы: 1. Способы разрешения конфликтов:
2.Правила бесконфликтного общения. 3. Социально- психологические технологии управления конфликтами. 4. Переговоры как способ устранения конфликтов. 5. Психотехнологии манипулирования в условиях конфликтности 6. Юмор как рычаг успеха разрешения конфликта. рассмотрите табл. 6.10. – 6.12. (приложение 6) и выполните указанные в них задания. Тема 7. Психологические основы рекламной деятельности, РR-технологий, имиджелогии (6 часов). 7.1. Психологические механизмы и закономерности действия рекламы (2 часа). Вопросы: 1. Реклама – существенный компонент рыночной экономики (сфера деятельности, задачи, принципы, виды рекламы). 2. Психологические основы рекламного воздействия:
3. Психологические принципы построения рекламы. 7.2. Психолого-теоретическое и практическое обоснование Паблик рилейшнз (РR) (2 часа). Вопросы: 1. Определение РR, функции, методы, цели. 2. Психологические принципы воздействия РR – технологий. 3. Основные виды деятельности по формированию общественного мнения. рассмотрите рис. 7.1. и 7.2 (приложение 7) и выполните указанные задания. 7.3. Инструментально-психологические параметры создания имиджа (2 часа). Вопросы:
Работа с дидактическим материалом: рассмотрите табл. 7.3. (приложение 7) и выполните указанные задания. 6. Контрольная работа для студентов заочной формы обучения Методические указания по выполнению контрольной работы. Согласно учебному плану специальности «Национальная экономика» по дисциплине «Психологические основы экономики» студенты очного и заочного обучения в межсессионный период должны выполнить контрольную работу. Контрольная работа является результатом самостоятельного труда студента по выбранной теме. Выполнение контрольной работы позволяет закрепить полученные знания, вырабатывает умения работать со значительным количеством источников, анализировать, делать выводы, систематизировать материал, обосновывать предложения по различным направлениям. Контрольная работа должна содержать в себе:
Титульный лист является первой страницей контрольной работы и заполняется по установленным институтом правилам. Содержание помещается на второй странице и включает перечисление основных частей работы: введение, название глав, параграфов, заключение и страницы, с которых они начинаются. Во введении обосновывается актуальность и практическая значимость выбранной темы, формулируются цели и задачи контрольной работы, определяются объект и предмет исследуемого материала. В главах основной части раскрывается смысл дефиниций выбранной темы, дается исторический анализ предмета исследования, описывается теоретическая часть проблемы. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме контрольной работы и полностью ее раскрывать. Заключение – это заключительная часть работы, в которой должны быть изложены общие выводы, их соотношение с целями и задачами, определенными во введении. После заключения следует поместить библиографический список литературы, использованной при выполнении работы. Список располагается в определенной последовательности, как правило, в алфавитном порядке и должен отвечать правилам библиографии. Ссылки на литературу и другие источники обычно приводятся внизу страницы под чертой. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. Они могут быть представлены в виде текстов, графиков, таблиц и содержать копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения инструкций, правил и др. Объем контрольной работы должен быть не менее 10 страниц текста, набранного на компьютере (стандартный формат А – 4); интервал между строк – 1,5; текстовый редактор Word 7.0; шрифт Times New Roman; кегль 14, размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 см. Объем введения 1-2 страницы, основные главы работы – 8-10 страниц, заключение – 1-2 страницы. Список литературы должен содержать не менее 15 наименований. Тема 1. Предмет, объект и методы психологической экономики как междисциплинарной области знания. Тема 2. Эволюция экономико-психологических идей в истории развития человечества. Тема 3. Модели «экономического человека» (homo ekonomicus) и их роль в развитии психологической экономики. Тема 4. Экономические институты как предмет психологического анализа. Тема 5. Экономико-психологический анализ богатства и бедности. Тема 6. Девиантные формы экономического поведения и теневая экономика. Тема 7. Психология экономического поведения человека. Тема 8. Психология денежных отношений и денежного поведения. Тема 9. Психология поиска, выбора, смены видов и объектов трудовой деятельности. Тема 10. Экономико-психологические проблемы организации управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования. Тема 11. Психологическая экономика менеджмента с учетом революционных изменений в технологиях, организации, лидерстве. Тема 12. Психологические аспекты функционирования правовых институтов и инструментов управления. Тема 13. Мотивация трудовой деятельности в организации. Тема 14. Мотивация деятельности субъектов управления. Тема 15. Мотивы и предпочтения лиц, принимающих управленческие решения. Тема 16. Психология коммуникации в организации. Тема 17. Эффективный руководитель: психологический портрет. Тема 18. Стиль управления и стиль руководства: психологическая характеристика. Тема 19. Психологический климат в коллективе: управленческие аспекты. Тема 20. Психологическое выгорание у менеджеров и его преодоление. Тема 21. Гендерные аспекты менеджмента: психологический аспект. Тема 22. Психология отклоняющегося поведения персонала. Тема 23. Психология конкурентности и состязательности. Тема 24. Социально-экономический конфликт: причины и пути преодоления. Тема 25. Психологические возможности рекламы в менеджменте. Тема 26. Создание имиджа менеджера как составная часть культуры общения. Тема 27. Психология власти и магии РR. 7. Учебно-методические материалы по дисциплине Основная литература:
Дополнительная литература:
Сайты Internet
8. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля Формы контроля обусловлены прежде всего содержанием учебного материала и целями обучения, предполагают не только оценку знаний, но и оценку сформированных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. Формы контроля:
Тесты для самоконтроля по дисциплине «Психологические основы экономики» (для очной и заочной форм обучения) 1. Что является предметом исследования психологической экономики? А) закономерности развития общества Б) закономерности экономического поведения человека В) закономерности организации 2. Какой метод не относится к методам исследования, используемым в психологической экономике? А) наблюдение Б) эксперимент В) триангуляция Г) полевые испытания 3. Согласны ли вы с мнением, что человек выбирает лучший с позиции собственных целей, интересов, предпочтений способ экономического поведения? А) да Б) нет В) сомневаюсь 4. Какая характеристика человека-деятеля не соответствует этому типу? А) энергичность, мобильность Б) деловая активность В) получение удовольствия от простого наблюдения 5. Какой из законов не относится к экономическим и психологическим? А) закон возвышения потребностей и желаний Б) закон Менделеева-Клапейрона В) закон Д. Кейнса 6. Какая из потребностей (по А. Маслоу) занимает не подобающее ей место в пирамиде?
7. Кого из авторов нельзя отнести к открывателям эмпирических законов психологии экономического и социального поведения людей? А) С. Паркинсон Б) Л. Питер В) В. Скотт Г) Э. Мерфи 8) Какой из законов не относится к психологическим? А) закон побуждения Б) действия В) Менделя Г) взаимодействия 9. Закон субъективного превосходства устанавливает зависимость между: А) внешними поведенческими проявлениями и значимостью личных достижений Б) стимулом и результатом 10. Закон неопределенности отклика фиксирует: А) различные отклики разных людей на одинаковое воздействие Б) одинаковые отклики разных людей на одинаковое воздействие 11. Какой из элементов коммуникационного процесса является лишним? А) отправитель Б) сообщение В) канал Г) координатор Д) получатель 12. Какой из компонентов в развитии коммуникаций нельзя отнести к искажающим? А) сознательное искажение информации Б) фильтрация В) отдача команд, приказов, распоряжений Г) страх перед наказанием 13. Какой из видов общения не является информационным? А) вербальное Б) гармоническое В) невербальное 14. Что не является видом взаимодействия при общении? А) кооперация Б) конкуренция В) персонификация 15. Чего нужно избегать при деловом общении? А) добейтесь полного взаимопонимания Б) устраните барьеры общения В) «мое дело – объяснить, ваше дело – исполнять» 16. Что не является стилем делового общения? А) примитивный стиль Б) манипулятивный стиль В) межведомственный стиль Г) партнерский стиль 17. Типы власти по Френчу и Равенну. Найдите лишнее: А) вознаграждающий тип власти Б) принуждающий В) экспертный Г) легитимный Д) гражданский Е) референтный 18. Что не входит в психологическую подструктуру малой группы? А) композиционная подструктура Б) коммуникативная подструктура В) драматическая подструктура Г) подструктура межличностных предпочтений 19. Кто из нижеперечисленных членов группы обладает большей властью и статусом? А) лидер Б) руководитель 20. Стили руководства (по К. Левину). Найдите лишнее: А) авторитарный Б) демократический В) альтернативный Г) либеральный 21. Подходы к стилям руководства (по Лайкерту). Найдите лишнее: А) руководитель, ориентированный на работу Б) руководитель, ориентированный на отдых В) руководитель, ориентированный на человека 22. Кто из исследователей выделил и описал 4 типа управления (новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический, консервативно-интуитивный)? А) М. Фоллет Б) В. Оучи В) Т. Коно Г) Ф. Фидлер 23. Что не относится к методам управленческого воздействия? А) административный Б) виртуальный В) экономический Г) социально-психологический 24. Какой пункт не относится к структуре конфликта? А) субъекты конфликта Б) предмет конфликта В) противоречия и причины конфликта Г) нейтрализация конфликта Д) ситуация конфликта 25. Инцидент конфликта – это: А) причина конфликта Б) «детонатор» конфликта В) предмет конфликта 26. Какая из функций конфликта не относится к позитивной: А) оптимизации Б) информационно-сигнальная В) истощение материальных ресурсов Г) инновационная 27. Какое из правил не является правилом бесконфликтного общения? А) не употребляйте конфликтогенов Б) проявляйте эмпатию к собеседнику В) отвечайте конфликтогеном на конфликтоген Г) делайте благожелательные посылы 28. Что не является принципом создания имиджа? А) принцип повторения Б) принцип административного давления В) принцип непрерывного усиления воздействия Г) принцип «двойного вызова» 29. Что не относится к эффектам самопрезентации? А) фасцинация Б) фрустрация В) аттракция Г) суггестия 30. Что не является видом деятельности по связям с общественностью организации? А) внешний РR Б) внутренний РR В) кризисный РR Г) невостребованный РR 31. Укажите один из видов психологического воздействия рекламы на человека: А) механическое Б) электромагнитное В) иррациональное Г) химическое 32. Какой из цветов (по Люшеру) является символом спокойствия, умиротворения, объективно понижает возбуждающее действие на ЦНС? А) красный Б) синий В) желтый Г) черный Вопросы для подготовки к экзамену
9. Самостоятельная работа студентов следующая страница >> |
|